Dementrius ›
Блог ›
Мотоцикл повышенной проходимости «ТУЛА» ТМЗ 5,951

Это был далекий 2010 год. Я как раз закончил школу. Права у меня тогда были на категории BC. Раньше мотоциклов я побаивался, но почему -то 2010 год был переломным моментом. Одним летним вечером отец приходит и говорит, что его знакомый продает мотоцикл, но какой-то особенный. Я тогда не сильно разбирался в них. Ну я согласился съездить и посмотреть. Тем же вечером я стал счастливым обладателем мотоцикла из города-героя. Внешний вид был потрепанный, амортизаторы мертвые, сиденье еле живое, мотор тоже дышал еле -еле.

Внешний вид До

Но с первых метров езды я понял, что это то, что мне очень нравится. Это мое! Буквально через несколько недель был куплен донор и было решено осуществить реставрацию. Мотоцикл такой встречается не очень часто. Это фактически эксклюзив. Технологические решения и неубиваемость просто на высоте! Отдельное уважение тульским инженерам). Но обо всем попорядку. Оформил мотоцикл в ГАИ, получил первые в своей жизни номера и принялся вместе с отцом его восстанавливать. Мотор на доноре был перебран 200 куб. см, 2 такта, 4 передачи и принудительное воздушное охлаждение — это то, что может предложить тульский моторчик. Это облегчило часть задачи, в остальном мотоцикл был разобран до винтика. После реставрации не стыдно и в центе показаться на людях. Тогда в 2010 я еще не представлял, сколько всего мне придется пройти вместе с этим чудом 86 года выпуска. Но обо всем по порядку. Первым этапом после покраски стал процесс восстановления электропроводки. Полностью вся проводка была переделана на оригинальную

заводскую.
Второй этап — замок зажигания. Дело в том, что в мотоцикле имеется диностартер. Замок зажигания должен иметь положение «стартер» и при повороте ключа мотоцикл просто заводится (прикольная фишка). Замок зажигания от Москвича подходит как нельзя лучше. И по размеру и по функциональности. Установка новых тормозов (барабанные) и окончательная сборка мотоцикла завершили этап восстановления. После этого можно было выезжать на городские улицы. Мотоцикл блестал.

Шло время, я «учился» ездить на мотоцикле в автошколе и получил еще категорию А. Оформил страховку и начал ездить на нем ежедневно. Ощущения от езды — неповторимые. Никакие ямы, никакие кочки не замечаются. Мотоцикл все проглатывает. Максимальная скорость невелика, по паспорту всего 85 км\ч. В реальности — 110. Но это внедорожник. И его стихия позже пришлась мне по душе. Стоило съехать с асфальта и мотоцикл начинал показывать себя во всей красе. Я изо всех сил пытался не «лажать» и учился преодолевать различные выдуманные препятствия. (брод, песчаные холмы, грязь, снег, лед, глина, торф, топи, рельса). Благо край богат на всякие дивные пейзажи.

Шли годы, я научился ездить на этом мотоцикле и не было бы такой местности в радиусе 60 км от города, куда бы я не забрался на этом вездеходе. Подвел меня мотоцикл всего один раз. Реле — регулятор поломалось и выкипел аккумулятор. Я был в 45 км от города. Пришлось звать на помощь папу)
Итоговый пробег за 5 лет эксплуатации около 4000 км по окрестностям района.
Но в прошлом году случилась беда. На заправке заправился горючкой якобы АИ-92. До дома я не доехал 200 метров. Мотоцикл на ходу потерял мощность и заглох. Попытался завести и не смог провернуть коленвал с кик-стартера. Так мотоцикл встал на ремонт во второй раз. На новогодних праздниках планирую перебрать мотор и вновь мотоцикл будет на боевом посту. Всем надежной техники и красивых пейзажей!

Несмотря на довольно активные попытки сразу нескольких предприятий наладить в СССР производство и продажу мотороллеров, такого рода техника с трудом приживалась в нашей стране. Одной из причин прохладного отношения граждан к мотороллерам было плохое качество дорог, не позволявшее реализовать все преимущества концепции. Поэтому в свет вышел новый мотоцикл Тула.

Специалисты Тульского машиностроительного завода осознавали эту проблему. В 1984 году был реализован новый проект и пошёл в производство ТМЗ-5.951 Тула мотоцикл повышенной проходимости. Вопреки распространённому мнению, эта модель никогда не носила название Тула 200.

Основные характеристики

Скажем честно, при оценке мотоцикла Тула характеристики не имеют решающего значения. Но поскольку многие именно на них обращают своё внимание в первую очередь, не будем нарушать традиции. Краткие технические характеристики выглядят следующим образом:

  • Двигатель – двухтактный, одноцилиндровый, оснащённый системой принудительного охлаждения. При объёме 200 куб. см. он развивает мощность 12,5 л. с. на ТМЗ-5.951, и 13 л. с. у более поздней модификации ТМЗ-5.952. Масло приходилось заливать непосредственно в топливо.
  • Система запуска – стартером-генератором.
  • Основное топливо – бензин марки А-76.
  • Масло МС-20 добавлялось в пропорции 25 грамм на 1 литр топлива.
  • Коробка передач – с ножным переключением, имеет 4 ступени.
  • Максимальная скорость – 85 – 90 км/час, в зависимости от модификации.
  • Расход топлива (средник) – 3,6 литра на 100 км.
  • Вес (сухой) – 129 кг у ранних и 126 кг у поздних модификаций.

Машина имела цепной привод на заднее колесо, переднюю телескопическую вилку и заднюю подвеску по схеме маятника. А дальше… Дальше начинались проблемы, которые так и не удалось решить до конца.

Ворох проблем

Да, мотоцикл Тула действительно неплохо передвигался по бездорожью. При должном умении ездока он мог даже перемещаться по вспаханному полю. Но вот на ровном асфальте машина чувствовала себя неуютно. Сказывались и относительно низкая скорость, и специфические параметры двигателя, основные детали которого были позаимствованы у агрегата, применявшегося ещё на мотороллере Тула 200.

Широкие шины, успешно справляющиеся с грязью, на мокром асфальте начинали скользить, что сказывалось на эксплуатационной безопасности. Асимметричная конструкция мотора привела к смещению центра тяжести на одну сторону. Это тоже не улучшало управляемость в поворотах.

Не хватало скорости. На трассе мотоцикл Тула мог обогнать мопед, но серьёзно проигрывал в динамике традиционным дорожным мотоциклам. Не радовал и высокий, для машин такого класса, расход топлива. На машинах первых серий устанавливался топливный бак, состоящий из двух не сообщающихся между собой половин. Это оказалось крайне неудобно и впоследствии недостаток устранили, установив единый бак.

Особой заботой для тех, кто эксплуатировал мотоцикл Тула, стал стартер-генератор (дино-стартер). Он частенько выходил из строя, не обеспечивая ни надёжный запуск, ни нормальный уровень зарядки аккумулятора. К тому же, отечественная промышленность в то время не выпускала компактных двенадцативольтовых батарей, способных вырабатывать высокий пусковой ток.

На первых порах пришлось комплектовать машину двумя аккумуляторами, что существенно добавляло веса. Выполненный в едином формате аккумулятор для мотоцикла Тула появился лишь на поздней модели.Так что для тех, кто приобрёл мотоцикл Тула, технические характеристики оказывались на втором плане…

Недописанная история

Несмотря на перечисленные недостатки, жители глубинки проявляли к специфической технике определённый интерес. Ввиду специфического дизайна техники, любимым занятием многих владельцев стал тюнинг. Это дало повод специалистам ТМЗ разработать несколько дополнительных модификаций, среди которых была даже выпущенная малой серией Тула ТМЗ-5.971 – трицикл.

Предполагалось, что трёхколёсная модель станет альтернативой популярному мотороллеру ТГА 200 Муравей. Сколько было выпущено таких машин точно неизвестно.Распад СССР и возникшие, как следствие, проблемы в экономике, не могли не сказаться на работе ТМЗ.

В стремлении выжить предприятия оборонного комплекса, к которым относился и Тульский машиностроительный завод, предпринимали порой даже рискованные шаги. Была сделана очередная попытка усовершенствовать мотоцикл Тула и продвинуть модель на европейский рынок.

Но вскоре выяснилось, что по стандартам ЕЭК байк со столь значительно смещённым в сторону центром тяжести не может быть допущен к эксплуатации. Идея умерла. Окончательно выпуск модели был прекращён в 1996 году.

Lecha190 ›
Блог ›
Тула ТМЗ — 5.951

Продолжу про свое приобретение, а именно ТУЛА ТМЗ-5.951. Да именно 951, а не 952 как я думал сначала. Это самый первый РУССКИЙ ВЕЗДЕХОД =)
И так что имею: Работает в принципе все, но нужно его подшаманить. Время не жалеет никого и ничто.
Что нужно:
-1 АКБ родное (их там два) мертвые, заводится от автомобильного который установлен на багажнике. Нужно найти современную замену старым двум. Это я думаю не проблема.
-2 Переделать воздушные фильтры. Родные еще живые, но все равно. Думаю тоже ничего сложного.
-3 Отрегулировать сцепление. Немного ведет.
-4 Отрегулировать передний тормоз. Ну тут все ясно.
-5 Перетряхнуть проводку. НЕТ, она работает, но клеммы окисленные, провода все на улице ничем не закрыты ( не красиво 8-\ ), и разъемы нужно переделать под современные герметичные.

Сегодня нашёл: Электросхема данного аппарата. Книга по эксплуатации. 3 очень хорошие и важные статьи на темы: Регулировка сцепления, доработка зажигания ( мало ли что), Переборка двигателя.

В общем развлечение себе нашёл ))) Фото завтра.

Тула 5.951
Тульский вездеход

О разработке специального мотоцикла повышенной проходимости ТМЗ—5.951 «Тула» читатели уже могли узнать из журнала (1985, № 7 и 11). Сделав пробную партию машин для накопления опыта эксплуатации, тульский машиностроительный завод имени В. М. Рябикова приступил теперь к их серийному выпуску. В нынешнем году намечено сделать пять тысяч мотоциклов. Мы хотим ознакомить с этой моделью, принципиально новой и по конструкции и по методу подготовки к производству, тоже не совсем обычным способом, предоставив слово конструктору — одному из ее создателей, потребителям и сопроводив все редакционным комментарием.

кому интересно, статья советского журнала</i> (много букв)»>

ВЗГЛЯД КОНСТРУКТОРА
Завод имени В. М. Рябикова многие годы выпускал мотороллеры. Хороший спрос на грузовую модель «Муравей» лишний раз доказал, что сегодня ключи к устойчивому сбыту нашей мотоциклетной техники — в руках сельских покупателей. Это побудило заняться разработкой машины, предназначенной прежде всего для езды по грунтовым дорогам и бездорожью. В результате на нашем конвейере появился уже не мотороллер, а мотоцикл, притом не имеющий аналогов среди отечественных образцов: впервые на нем применен двигатель с принудительным воздушным охлаждением и электростартером, а также колеса с широкопрофильными шинами. Для этой машины мы модернизировали известный двигатель «Тулицы», снабдив его несложным, но весьма эффективным устройством — лепестковым клапаном на впуске, который препятствует выбросу несгоревшей смеси при перепуске. Тем самым удалось не только снизить расход топлива (примерно на 0,4 л/100 км), но и сделать характеристику двигателя более приемлемой для сельских дорог. Увеличен крутящий момент, а обороты, при которых он достигается, сдвинуты в зону более умеренных. Словом, обеспечена лучшая приспособляемость к изменению нагрузки. Отметим, что двигатель работает на смеси с уменьшенной долей масла (1:33 после обкатки). Устойчивой работе мотора на малых и средних оборотах способствует массивный маховик, роль которого играет династартер. А принудительное охлаждение цилиндра и его головки позволяет избежать перегрева и падения мощности при продолжительной езде с малыми скоростями. Тяжелым условиям движения должна соответствовать и ходовая часть. Дуплексная (из двух разнесенных ветвей) рама обладает высокой жесткостью на кручение, благодаря чему ощутимо лучше стала управляемость машины. Применив колеса небольшого диаметра, мы смогли понизить центр масс, чтобы добиться лучшей устойчивости. А сами по себе широкопрофильные шины обеспечивают малое удельное давление на грунт, лучшее сцепление, хорошо смягчают толчки от небольших неровностей и, что немаловажно, не оказывают разрушительного воздействия на почву. Передняя вилка и амортизаторы задней подвески — от мотоциклов «Восход». Электрооборудование — 12-вольтовое, с династартером, позволяющим пускать двигатель поворотом ключа. Такое удобство издавна отличало наши мотороллеры, а вот на отечественном мотоцикле появилось впервые. Разумеется, предусмотрен и пуск кик-стартером. Световые и контрольные приборы, переключатели унифицированы с применяемыми на других машинах. В частности, щиток приборов — такой же, как на ИЖах. Хотя мотоцикл и рассчитан на использование преимущественно вне дорог, он оснащен общепринятыми элементами безопасности — от двух зеркал заднего вида до указателей поворота и световозвращателей. Передняя вилка — с противоугонным замком. Конечно, мы сознаем, что наш мотоцикл вряд ли до конца удачен, поскольку некоторые технические решения вынужденные. Многие электроприборы, да и силовой агрегат тяжеловаты — в идеале хотелось бы облегчить мотоцикл килограммов на пятнадцать. Но для этого, понятно, нужны не только наши усилия, но и смежников. Таков в главных чертах наш мотоцикл повышенной проходимости ТМЗ—5.951. У нас в стране это первая модель в подобном классе. И, конечно, мы с волнением ожидаем, как примет ее потребитель В. ПУДОВЕЕВ, г. Тула главный конструктор

ВЗГЛЯД ПОТРЕБИТЕЛЯ

Что ж, сейчас, когда нашим мотоциклетным заводам предстоит резко ускорить темпы обновления продукции, поднять ее качество, реакция покупателей на новинку волнует завод. Получить представление о ней мы смогли в новом фирменном магазине «Зенит»: за первый месяц его работы (заметим, это январь, середина зимы и к тому же магазин находится в Москве) продано около 30 мотоциклов «Тула», в то время как других известных моделей — лишь единицы. У стенда с новинкой всегда людно. Высказываются разные мнения, но никто не остается равнодушным. Тульский мотоцикл привлек, например, внимание Д. Кузнецова, приехавшего из г. Ново-алтайска Алтайского края. По профессии он инженер-технолог, все свободное время посвящает мототуризму. «Пожалуй, это первый отечественный мотоцикл, приспособленный для путешествий, — говорит он. — Те, кто ездит на рыбалку, в лес, по делам без большой поклажи, им тоже заинтересуются. Конечно, кое-что придется дорабатывать, но основа есть!» Потребители, естественно, соотносят возможности новой машины, особенности ее устройства с ценой (680 рублей). Покупатели, посетители магазина с этих позиций признали ее вполне приемлемой. В оценке бывалого мотоциклиста С. Амелина из Тулы, приславшего письмо в редакцию, преобладают эмоции: «Этот мотоцикл я видел на дорогах Тульской области и, кроме восторга, ничего не испытывал». Местный патриотизм? Свободные от него, работники редакции попытались оценить машину более придирчиво.

ВЗГЛЯД РЕДАКЦИИ
Вслед за первым впечатлением («не такой, как все») приходит естественное желание разобраться: чем же, собственно, не такой? Можно ответить так: собранностью облика, слитностью деталей, объединенных замыслом дизайнера в довольно гармоничное целое. Это вызывает ощущение компактности, скрадывает размеры; мотоцикл кажется маленьким, хотя на самом деле он не короче «Восхода». Почти нет случайных, «пристроенных» элементов. Почти, но все-таки есть. Если унифицированный фонарь удачно вписался в задний щиток, то фара и щиток приборов, на наш взгляд, крупноваты. Надежное, но архаичное реле не удалось полностью упрятать в отведенное ему место; клеммы и соединения проводов торчат наружу, наводя на невеселые мысли: а ну как попадет вода, грязь. Об этом же думаешь, глядя на штеккеры и пестрый пучок проводов под фарой, — они нуждаются в лучшей защите. Приходится пожалеть об отсутствии маленького обтекателя, который был на экспериментальных образцах. Скрывая некоторые неудачные по виду детали, он придавал облику машины необходимую завершенность. Но многое сразу привлекает. Седло и боковые щитки легко снимаются — и тогда, как видно на фото, мотоцикл полностью доступен для обслуживания и ремонта. Отрадно, что такие крупные детали, как основание седла, щитки колес, корпус фильтра, сделаны наконец-то из пластмассы. Надеемся, со временем перечень таких деталей расширится, что поможет мотоциклу «похудеть». Объективности ради отметим, что для крепления седла и боковых щитков, видимо, можно найти лучшее инженерное решение: негоже, что передние концы щитков царапают покрытие баков. Думаем, эти мелочи будут устранены. Не будем повторять того, что сказал конструктор. Приведенные им данные должны, на наш взгляд, привлечь внимание сельских мотоциклистов, для которых предназначена машина. Отметим лишь, подытоживая разговор, что в целом попытка тульских конструкторов показывает, как можно, сочетая серийные и оригинальные узлы, получить машину с совершенно новыми качествами. Надеемся, нам представится случай оценить их глубже. Придавая большое значение дебюту специального мотоцикла для села, мы обращаемся к его владельцам с просьбой: когда спидометры ваших машин отсчитают первые тысячи километров, найдите время, чтобы поделиться с редакцией, а значит, с тысячами мотоциклистов, вашими впечатлениями. Уверены, что они сослужат немалую пользу. Отдел науки и техники «ЗА РУЛЕМ» Облик нового мотоцикла (он разработан при участии дизайнеров ленинградского филиала ВНИИ технической эстетики) довольно необычен. Широкое седло, боковые щитки и бензобаки (их два) выглядят как компактное целое. Привлекают внимание дисковые колеса с широкопрофильными шинами. Щитки подняты высоко, чтобы между ними и колесами не набивалась грязь. Седло и декоративные боковины легко снимаются, открывая доступ ко всем узлам, Под седлом достаточно места для инструмента и необходимых мелочей. Основание седла и задний щиток составляют единую деталь. Глушитель хорошо защищен от повреждений. Видны воздушный фильтр с двумя бумажными элементами (крышка снята), реле-регулятор, герметично закрытая цепь в резиновых чехлах.

Техническая характеристика мотоцикла ТМЗ-5.951
Общие данные: сухая масса — 129 кг; максимальная нагрузка — 170 кг; наибольшая скорость — 85 км/ч; тормозной путь со скорости 30 км/ч — не более 6,5 м, со скорости 60 км/ч — не более 25 м; контрольный расход топлива с клапаном на впуске — 3,6 л/100 км, без клапана на впуске — 4,0 л/100 км; запас топлива — 11 л, резерв — 0,5 л. Двигатель: тип — двухтактный, с принудительным воздушным охлаждением; число цилиндров — 1; рабочий объем — 199 см3; степень сжатия — 8,5; мощность — 12,5 л. с./9,2 кВт при 5300— 5800 об/мин; максимальный крутящий момент — 1,8 кгс*м при 4900—5500 об/мин; карбюратор — К—62; топливо — смесь бензина А-76 с маслом (33:1). Электрооборудование: номинальное напряжение — 12 В; аккумуляторная батарея — ЗМТР10 (2 шт.); дина-стартер — ДС1Б; мощность — 87,5 Вт; реле-регулятор — РР-121 или РР-121А; реле указателей поворота — РС57В или РС491; фара (оптический элемент) — ФГ137В или ФГ140-200Б; свеча зажигания — А17В. Трансмиссия: сцепление — многодисковое, в масляной ванне; коробка передач — четырехступенчатая (I — 3,000; II — 1,644; III — 1,235; IV — 0,900); моторная передача — цепная (2,353); главная передача — цепная (2,714). Ходовая часть: рама — трубчатая, сварная, дуплексная; передняя ;вилка — телескопическая, с гидравлическими амортизаторами; задняя подвеска — маятниковая, с гидравлическими амортизаторами; ход переднего колеса — 130 мм, заднего — 80 мм; колеса — дисковые, штампованные, с алюминиевыми ступицами, взаимозаменяемые; диаметр тормозов — 150 мм; шины — 6,70—10; давление в шине переднего колеса без пассажира — 1,0 кгс/см2, заднего — 1,5 кгс/см2, с пассажиром — соответственно 1,2 кгс/см2 и 2,0 кгс/см2. Цена — 680 руб.
Источник: roker.kiev.ua/techinfo/do…ula-tmz-5-951-review.html

Sambears ›
Блог ›
Тула Трицикл ТМЗ-5.971 — пополнение в конюшне

На прошлой неделе наткнулся на этот аппарат в разделе эндуро мотоциклов на авито.

Тула — лучшее для дорог-вне-дорог

Сговорились с владельцем на воскресенье и вот уже стая вампиров на синей чёрной с прицепом, который больше, чем прицеп, летит куда-то на юг Москвы.

Приехали, увидели, конечно, дикий некомплект, документы на господина N, тут и там колхозные переделки — отпиленный багажник (ну хоть бугель на месте), нештатный стрёмный глушак, проводка неродная, самодельное зажигание на датчике Холла сломано…

Лапка кикстартера немного мешается при поездке, зато кондовая

Задние колёса на цепях и сильно изношены, ступицы немного люфтят

Но при этом: тормоза работают, передачи переключаются, задний ход работает, двигатель крутится от кикстартера, компрессия есть! Решили: надо брать — когда ещё в Москве будет что-то эдакое дешёвое да замечательное.

Вампиры улетают с добычей

Во вторник собрались искать искру.
Поскольку распределителя не было никакого, а был только коммутатор, kadet3102 купил модуль аварийного зажигания АЗ-1, который известен на некоторых рынках как «А-ТРИ-АДЫН» (на фото справа внизу).

Проводка

В торжественной обстановке была слита живительная влага АИ-92 из ближайшего работающего мотоцикла, смешана с двухтактным маслом и залита в подопытного. Был установлен аккумулятор, видавший виды, проверенный.

Некоторые изыскания в проводке показали, что выключатель массы является выключателем династартера. Заводить с кикстартера, конечно, интереснее)
При наличии аккумулятора в цепи, АЗ-1 даёт искры на свече ну прямо одну за одной, хоть свети как лампочкой. Потыркали — не заводится. Может, аккум севший? Подсоединили зарядное устройство в стартерном режиме — АЗ-1 даже стал громче «искрить». И почти сразу, аппарат завёлся! Мы сорвали джэк пот! Такой крутой аппарат ещё и на ходу, мы в него верили, и мы в нём не ошиблись!

Впрочем, завёлся — это ещё не на ходу. Смотрите видео!

После первого пробного пробега он заводился с аккумулятора уже без проблем. В управлении трайк своеобразен — когда одно из задних колёс попадает в яму, его кренит, на крупных ямах он буквально прыгает вбок.

Что ж, теперь надо делать нормальное зажигание (решили ставить как на китайцах — датчик Холла с магнитом), искать вентилятор — а то как же? А там посмотрим.

Приму в дар запчасти на Тулу 🙂

Цена вопроса 10130р.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *