Zundapp KS-750

Техническое развитие Zündapp KS-750

Цундапп KS 750-мотоцикл с коляской разработанный для использования в военных целях. При его проектировании рассматривались лишь требования армии. Экономические аспекты производства были менее значимыми.
Необходимо было построить лучший мотоцикл для любых условий, с высокой несущей способностью и максимальной надежностью.

В тридцатые годы многие мотоциклы Цундапп поставлялись для рейхсвера.
Все эти мотоциклы, особенно K 500, KS 600 и 800 K имели существенные недостатки. Это были лишь слегка измененные гражданские мотоциклы, которые не отвечали требованиям военных.
Уже в конце 1937 года департамент армии в Берлине потребовал создание мотоцикла удовлетворяющего следующим требованиям:
мотоцикл должен иметь полезную нагрузку 500 кг, что соответствует трем солдатам с оружием, боеприпасами и с полным оснащением.
мотоцикл должен иметь постоянную скорость при полной нагрузке 80 км / ч по автобану и 95 км / ч максимальной скорости. Минимальная скорость должна была быть 4 км / ч, чтобы сопровождать марширующие войска.
Для шин 4,5 х 16″ должны быть использованы:
Минимальный просвет дорожный просвет должен быть 150 мм, а под крылья должен был обеспечить возможность надеть цепи противоскольжения.

Первоначально, инженерами компании Цундапп было решено изменить Цундапп KS 600 таким образом, чтобы удовлетворить потребности военных.
Но конструкторы очень быстро признали, что KS 600 для этого непригоден . Шасси, двигатель, трансмиссия, передняя вилка и многие другие части должны были быть усилены. Цундапп признали, что для выполнения требований нужно проектировать новый мотоцикл .
В 1939 году они приступили к разработке нового мотоцикла, имея два прототипа представлявших собой модернизированный вариант модели KS-600 . В обоих мотоциклах рабочий объем был увеличен до 700куб. Развал цилиндров изменили со 180 до 170 градусов, что увеличило просвет между головками цилиндров и землей. Оба мотоцикла использовались для всесторонних испытаний. Позже кубатура двигателя была увеличен уже до 751 куб.

BMW также получил заказ на разработку аналогичного мотоцикла. После долгих испытаний прототипов BMW и Цундапп оказалось, что Цундапп KS 750 намного превосходит BMW R 75.

До 1940 г. продолжилось доработка мотоциклов. Затем семь мотоциклов проходили предсерийные испытания. В апреле 1940 года Цундапп KS 750 был принят на вооружение.

За восемь лет в Нюрнберге были построены 18,695 Цундапп KS 750.

В Последней версии,Zündapp KS-750 имел закрытую штампованную раму, которая была настолько жесткой, что выдерживала большие нагрузки. Был установлен привод на колесо коляски, представлявший собой дополнительный карданный вал, идущий из главной передачи. Передача была сделана так что заднее колесо получало 70% мощности и только 30% шло на колесо коляски.
Это значительно облегчало управление мотоциклом. С помощью рычага блокировки можно было заблокировать дифференциал. Но это допускалось лишь при сложных дорожных условиях. При использовании блокировки управлять мотоциклом было сложнее.
Впервые мотоцикл был оснащен гидравлической тормозной системой. Во время проектирования была рассмотрена несимметричная нагрузка мотоцикла. На заднее колесо был установлен тормозной цилиндр диаметром 22 мм, а на колесо коляски тормозной цилиндр диаметром 19 мм. Тем самым было получено сбалансированное торможение.

Трансмиссия.
В KS 750 была использована, ставшая классической, карданная передача, но в трансмиссии были применены цилиндрические шестерни, вместо конических. Это привело к появлению характерного звука при движении мотоцикла , который отдаленно напоминал звук едущего трамвая. Мотоцикл имел 4 передачи вперед, 1 назад и 1 понижающую передачу.
Пониженная передача использовалась только на пересеченной местности. Конструкция передачи была высокотехнологична и была проста в обслуживании. В отличие от BMW R 75 ,коробка передач была жестче, издавала характерный звук при переключении , но при этом обладала более длительным сроком службы.

Двигатель
V образный двухцилиндровый четырехтактный с воздушным охлаждением.
Развал цилиндров 170°
Рабочий объем 751 куб.см,
Ход поршня 85 мм.
Диаметр цилиндра 75 мм.
Карбюраторный.
Схема расположения клапанов : верхнеклапанный
В головках цилиндров установлено по два клапана.
Механизм газораспределения- кулачковый с шестеренчатым приводом.
Для лучшего охлаждения цилиндры и головки цилиндров имеют ребра охлаждения.
В KS 750 отказались от аккумуляторов в пользу зажигания магнето.

Зажигания магнето
На KS 750 устанавливали магнето фирмы Норис или фирмы Bosch.
Магнето Bosch- было надежней и требовало меньше обслуживания, чем магнето Норис. Оба магнето были оснащены автоматическим управлением зажигания.

Впереди на коленчатом валу установлен 6 вольтовый генератор мощностью 50 Вт от фирмы Норис.
На мотоцикле установлен карбюратор Solex BFRH Typ30 . Этот карбюратор устанавливался на многих мотоциклах до и после войны. Для упрощенного запуска холодного двигателя карбюратор оснащен системой упрощенного пуска, которая включалась рычагом на крышке двигателя.

До середины 1942 года мотоциклы поставляемые в вермахт окрашивались в серый цвет .
Люфтваффе получали Цундапп KS 750 темно серого цвета
Мотоциклы для Африканского корпуса генерала Роммеля с 1941 года по 1942,окрашивались в бежевый цвет.
С 1943 года все армейские мотоциклы были окрашены в грязно-желтый цвет.

После двух лет производства Цундапп KS 750 армейское руководство вермахта дало заказ на модернизацию мотоцикла.
Компания Цундапп, оперативно отреагировав, внесла необходимые изменения:
В первую очередь рулевой демпфер был изменен, для облегчения его регулировки.
Вилка была удлинена на 10 см, чтобы увеличить пространство под крылом.
Усилили крепление ящика с инструментом.
Были опущены каучуковые нигрепсы.
Но наиболее серьезной проблемой было замерзание карбюратора при низких температурах и недостаточная эффективность воздушного фильтра. Цундапп решили проблему, установив центробежный воздушный фильтр с подогревом.
В 1943 году из-за необходимости экономии материала для производства стали использовать менее дорогие материалы.
Крышки головок цилиндров стали делать из листового металла.
Также заднее колесо и диск колеса коляски, рукоятки и тормозные колодки стали делать из более дешевого материала.

Коляски Цундапп KS 750 производилась в двух версиях.

Коляска 40 типа — или BW_40 -, на тот момент имела очень современное шасси. Подвеска коляски была торсионной, с возможностью регулировки. Это уменьшало ширину коляски . Подобная конструкция была значительно дороже, чем конструкция BW 43.
С 1943 для KS 750 производилась коляска BW 43. Конструкция коляски была упрощена. Коляска была установлена на двух внешних рессорах.


Цундапп шасси BW 40

Краткая характеристика

• Боевая масса (с коляской): около 400кг
• Длина: 2 385 мм
• Вес военной коляски: 130 кг
• Допустимая макс. нагрузка: 500кг
Двигатель:
• Тип: 2-цилиндровый
• Рабочий объем: 751 куб. см
• Ход поршня: 85 мм
• Мощность: 26 л.с./
• Система зажигания магнето
Ходовые качества
• макс. скорость 95 км/ч.
• мин. скорость: 4 км/ч
• Запас хода 300
• Средний расход топлива: 6,5 л/100 км
• Емкость бака 23
• Максимальный преодолеваемый угол подъема: 45°
• Максимальная глубина преодолеваемого брода: 425 мм
• Трансмиссия: Карданная главная передача с приводом на колесо коляски
• Коробка передач: 4 скорости, 1 понижающая, 1 задняя
• Тормоза: Передний – барабанный с ручным приводом, Задний и тормоз коляски — барабанный с гидравлическим приводом
• Вооружение (варианты) 7,92-мм пулемет, MG-34; MG-42/,а так же вооружение экипажа.

Digestua ›
Блог ›
Мотоциклы Победы. Как у Красной Армии появились военные мотоциклы

Сегодня мой рассказ о мотоциклах-солдатах Великой Отечественной войны, об их создателях и о появлении новых мотозаводов.

колонна Красной Армии в 1945 году

Из фильмов про войну мы все помним, что немецкие войска часто использовали мотоциклы. Мотопехота вермахта совершала стремительные броски, а колонна мотоциклистов могла легко застать врасплох подразделения Красной Армии в тылу. Притом, мотоциклы вермахта довольно легко преодолевали бездорожье, могли проходить эшелонированную оборону и просачиваться сквозь леса.

К тому же, немецкий мотоцикл с боковой коляской представлял собой довольно серьезную боевую единицу. Как правило, в коляске был пулеметчик с ручным пулеметом MG-34 и он мог вести огонь на ходу и в направлении наступления. Сбоку его поддерживали уже огнем из автоматов.

Были версии немецкой мототехники с установленными минометами, огнеметами и ручными фауст-патронами (гранатометами). К тому же тяжелый немецкий мотоцикл мог буксировать даже легкие артиллерийские орудия или везти прицеп с боеприпасами. Одним словом, мотоцикл у немцев был довольно серьезной боевой единицей.

Тяжелый мотоцикл Zundapp

Вермахт в Великую Отечественную войну использовал несколько видов тяжелых мотоциклов. Самыми распространенными были ВМW R75, BMW R71 и Zundapp КS750. Одиночные легкие мотоциклы, как правило, были марки DKW или BMW.

Немецкие мотоциклисты на учениях должны были поменять колесо на ходу

В Красной Армии мотоциклетную тему откровенно проспали. Долгие годы считалось, что нужно делать ставку на кавалерию, а не на мототехнику. Поэтому мотоциклы до войны в войсках были, но в несоизмеримых с немцами количествах. Зачастую, на них ездили посыльные, адъютанты и редко когда офицеры. И только после молниеносной оккупации Германией Польши, в Красной Армии спохватились и принялись спешно формировать мотоциклетные подразделения, как самостоятельные боевые единицы.

Довоенный советский мотоцикл АМ-600 — двойник английского мотоцикла BSA модели Sloper с 600-кубовым нижнеклапанным двигателем

Но дело в том, что в предвоенном СССР существовала лишь одна модель мотоцикла мало-мальски подходящая под армейские задачи – этоТИЗ АМ-600 с коляской «Таганрог» и двигателем 16 л.с.
На начало войны каждый из 29 механизированных корпусов Красной Армии имел свой мотоциклетный полк, вооруженный даже минометами. Звучит грозно, но по факту они лишь начинали формироваться и состояли из техники Л-8, Иж-9 и АМ-600. А некомплект по технике достигал до 80%.

Бойцы Красной Армии на мотоцикле ТИЗ АМ-600

Но что тогда могли противопоставить в СССР против германской мототехники? Немногочисленную мотопехоту на ИЖах, ПМЗ, ТИЗ (в год в СССР тогда выпускали всего 5 тыс. мотоциклов и мотовелосипедов, тогда как в Германии делали по 200 тыс. мотоциклов уже в 1938 г). Производства тяжелых мотоциклов «Днепр» и «Урал» в СССР тогда еще не было. Та же ВМW за годы войны выпустила 16 510 мотоциклов только одной модели R 75, а Zundapp KS 750 — 18 635 шт.

BMW R71 — прародитель М-72
На начало1941 года аналогов немецкой мототехники в Красной Армии были считанные единицы и то, если считать таковыми слабые ТИЗ АМ-600. Само решение в СССР о производстве специального армейского мотоцикла было принято лишь в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции, разобраны до винтика и по ним изготовлены чертежи.

Боевые М-72

Московские, харьковские, ирбитские и др. М-72
С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 должно было развернуться на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ), но до войны успели сделать лишь несколько опытных экземпляров. Кстати, название М-72 расшифровывается очень легко : буква «М» – это обозначение места производства – Москва, а цифра – номер следующего поколения, относительно немецкого R-71.

М-72 мог нести и противотанковое оружие

По кооперации московский завод ЗИС (в последствии ЗИЛ) разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (в последствии завод АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Параллельно производство М-72 организовывали на Харьковском мотоциклетном заводе. Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника». Всего же в 1941 году в Москве и Харькове успели изготовить 448 и 123 мотоцикла соответственно, Этого катастрофически не хватало для армии.

Харьковский мотовелозавод выбрали для производства М-72 вовсе не случайно. Здесь было развитое производство рам, конвейер и близость к остальным поставщикам. Двигатели для харьковских М-72 делали в Киеве, Но ХВМЗ успел выпустить лишь 123 мотоцикла, когда немцы подошли к городу. Производство спешно эвакуировали в Горький на территорию завода «Красная Этна». Третьим производителем военных М-72 должен был стать ленинградский завод «Красный Октябрь», но и он успел выпустить лишь несколько экземпляров армейских мотоциклов, как в срочном порядке оборудование пришлось эвакуировать в Горький. На территорию Тюменского мотозавода эвакуировали и оборудование из Таганрога, где выпускали АМ-600.

М-72 едут на фронт

Осенью 1941 года, когда немцы вплотную подошли к Москве, было принято решение об эвакуации и последнего действующего производства мотоциклов на Урал. В город Ирбит на территорию пивоваренного завода перевозили оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Новый завод расположили прямо на земле, а уже вокруг строили новые цеха. Но какой же трудовой подвиг совершили люди, если 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить уже в Ирбите. Подчеркну, что старт производства был дан зимой, когда еще не успели достроить здания цехов!

Колонна М-72

И с тех пор военные М-72 начали поступать в Красную Армию. Сначала единицами, затем десятками, потом сотнями. В 1942 году предприятия смогли выпустить уже несколько тысяч мотоциклов. В 43-м выпуск М-72 не намного увеличился, и лишь 1944 стал рекордным – два мотозавода: в Горьком и Ирбите сделали 5380 мотоциклов (90 % годового плана).

Экспериментальный внедорожный ТМЗ М-72 с приводом на коляску

К ним вскоре подключился и Тюменский мотозавод. Именно там разработали внедорожный М-72 с приводом на колесо коляски. Всего же за годы войны М-72 было выпущено около 17 тыс. штук. Конечно, их было несоизмеримо мало в сравнении с немецкими BMW на полях той войны, но именно с таких небольших трудовых подвигов и ковалась тогда Великая Победа.
Ленд-лиз

Indian 741- B

Но стоит отметить, что весомый вклад в победу внесла техника, поставляемая от союзников по ленд-лизу. Всего за годы войны СССР получил 29 690 (в другим данным 29 994) импортных мотоциклов для нужд армии. Еще почти 5 тыс. были отправлены в органы НКВД.
Военный департамент США предложил мотоциклы Indian модели 741-Б без коляски. Они были закуплены и стали поступать с конца 1942 года, и до конца войны их ввезли 6759 штук. Позже англичане выделили 727 мотоциклов «Велосетт», 200 «Матчлесс» и 679 БСА модели М-20.

Harley-Davidson WLA-42 был самым массовым мотоциклом Красной Армии в конце войны

Все они шли в Союз без колясок. Но самым массовым импортным мотоциклом стал американский Harley-Davidson WLA-42, который стал поступать с 1943 года. Их было ввезено 21 572 шт. Модель с 750-кубовым V-образным мотором мощностью 25 л.с. оборудовалась высоким «ветровиком», кожаными боковыми сумками, площадками для ног. В армии он получил прозвище «Валуй».
Импортные мотоциклы собирали в Серпухове и Москве. Но к сожалению, для установки коляски подходил лишь Harley-Davidson и Indian – остальные были маломощными. Коляски к Харлеям цепляли от советских М-72 или АМ-600, а иногда просто крепили сварной каркас из труб и так и отправляли на фронт. Как признавали сами бойцы, американские мотоциклы значительно уступали по надежности и характеристикам немецким, да и М-72 был куда более практичным.

Уже ближе к концу войны, мотопехотные подразделения начали формировать на трофейных мотоциклах BMW и Zundapp. Их также часто использовали в РККА при частях как вспомогательный транспорт.

М-72
Мотоцикл М-72 был вполне современным и продуманным. К примеру, рычаги на руле были расположены концами не наружу, а во внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской было удобно переключать передачи не ногой, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце. На мотоцикл устанавливались ящики для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь, как по ходу мотоцикла, так и назад.

М-72 был и истребителем танков

М-72 комплектовался оппозитным двигателем воздушного охлаждения рабочим объемом 745,42 см³ и мощностью 22 л.с. при 4600 об\мин. Диаметр цилиндра 78 мм. Степень сжатия 5.5. Ход поршня 78 мм. Клиренс 135 мм. Масса — 380 кг.
Мотоцикл комплектовался 6-вольтовым электрооборудованием и генератором Г-11, 45 Вт. Запас топлива 22 л. Расход топлива 7 л/100 км. Максимальная скорость 85 км/ч. По тем временам – это был очень прогрессивный и современный мотоцикл, конструкция которого и компоновочная схема прожила на конвейерах разных заводов почти 80 лет! А в том же Ирбите до сих пор выпускают специальные реплики легендарного М-72 под брендом «Урал».

Горьковские и Киевские мотоциклы М-72

Как я уже писал выше, одновременно с Ирбитом, производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», впоследствии названный Горьковским мотоциклетным заводом (ГМЗ). Он также делал мотоциклы М-72 всю войну. Уже в 1949 году ГМЗ был реорганизован, а его производство решено было перенести в Киев на мощности, созданного в 1945 году, Киевского мотозавода. Тогда из Горького в Киев прибыло и около 100 специалистов и инженеров ГМЗ для организации выпуска тяжелого мотоцикла М-72. Подчеркнем, именно М-72, который уже 9 лет как выпускался в СССР.

Полный размерКопировали немецкие BMW не только в СССР. Сами американцы в 1942-м спешно выпустили оппозитный Harley-Davidson XA для армии. Но в США оппозит не пошел и считается довольно редким

Так, что выпуск в Киеве мотоциклов с коляской был организован вовсе не пленными немцами из BMW, как пишут в некоторых источниках, и вовсе не на оборудовании BMW. Выпуск колясочных М-72 в Киеве стартовал в 1951 году ( спустя 10 лет от начала первых М-72) и продолжался до 1958 года, когда его сменила более прогрессивная модель К-750. Киевский М-72 имел тот же двигатель 750 см3, 22 л.с., как и остальные мотоциклы этой серии других заводов. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства в начальные годы не было. До 1955 года мотоциклы М-72 поступали только в армию, и лишь через 10 лет после окончания войны разрешили их продажу населению. Поэтому большинство М-72 у коллекционеров именно из частных владений и моложе 1955 года, а не из армии.

КМЗ К1-Б Киевлянин — по сути тот же Wanderer

Но немецкие «корни» и оборудование в Киеве все же были. Правда, другой немецкой марки – Wanderer. В 1945 году, когда в Киеве на базе бывшего Бронетанкового ремонтного завода № 8 был организован мотоциклетный завод, изначально он был ориентирован на выпуск легкого мотоцикла Wanderer-1Sp на оборудовании, полученном по репарации из Германии. Именно эту модель под названием «Киевлянин» К1-Б, а также мотоколяску для инвалидов войны К1-В и выпускал КМЗ до 1952 года.

Но под выпуск тяжелых мотоциклов с коляской Киевский мотозавод реконструировали и значительно расширили. И тогда же началась легендарная история КМЗ, как производителя всем известных мотоциклов с коляской. И началась она тоже с М-72. К середине 50-х сформировалось два ключевых завода по производству тяжелых мотоциклов М-72 — ИМЗ и КМЗ. Эту специализацию они сохранили и в 2000-х.

М-72 выпускали на 7-ми заводах

Ну а если оценивать вклад М-72 в победу, то вопреки скептикам, которые наверняка скажут о малом их количестве в войсках, известно о нескольких ключевых операциях, где воины-мотоциклисты особо отличились. Первый раз эффективно мотопехоту Красной Армии применили еще при обороне Москвы в 1941 году и сорвали наступление немцев. Но М-72 — это не только военный, но еще и трудовой подвиг. Подвиг безымянных рабочих, инженеров и руководителей эвакуированных заводов, которые в невероятных условиях создавали мотоциклы для фронта. Они тоже ковали будущую Победу.

Всех с Днем Победы!

P.S. Если уважаемые читатели сочтут эту статью интересной — подписывайтесь на мой блог. Есть еще много интересных моделей, о которых мне есть что рассказать.

Zündapp

Zündapp

Тип

частная компания

Основание

Упразднена

Основатели

Фриц Ноймайер

Расположение

Германия Германия: Нюрнберг

Отрасль

Автомобильная промышленность

Продукция

Мотоциклы, мотороллеры

Zündapp на Викискладе

Zündapp (Цюндапп, сокращение от «Zünder und Apparatebau G.m.b.H») — немецкая компания, основанная Фрицем Ноймайером в Нюрнберге в 1917 году как производитель детонаторов и снарядов.
В 1919 году, так как спрос на оружие после Первой мировой войны снизился, а Ноймайер стал единоличным владельцем компании, в Zündapp начали производить мотоциклы.
Свою продукцию в годы Второй мировой войны поставлял Вермахту, как например Zündapp KS 750 — мотоцикл с коляской.
В 1958 году деятельность завода в Нюрнберге полностью перенесена на новый завод в Мюнхене. Компания обанкротилась в 1984 году, после чего её имущество было выкуплено правительством КНР за 16 млн дойчмарок (8 млн евро), после чего полностью демонтировано китайскими рабочими и вывезено в китайский город Тяньцзинь, где вновь смонтировано, став основой мотоциклетной компании Tianjin Motorcycle Co.

Мотоцикл Zundapp KS750

Фирма «Zundapp» возникала 17 сентября 1917 года. Первоначально она выпускала взрыватели для снарядов, откуда и произошло ее первое название – «Zunder und Apparatebau GmbH». Одним из основателей фирмы был Фриц Ноймайер. После войны фирма освоила выпуск мотоциклов. В конце 1921 – начале 1922 года название фирмы изменилось на «Zundapp».

В конце 20-х годов производство перевели в новые цеха в предместье Нюрнберга – Швайнау. Сначала фирма выпускала только гражданские мотоциклы, однако все тяжелые мотоциклы изначально были ориентированы на армию. Поэтому когда Вермахт начал закупки, практически никаких модификаций делать не пришлось.

Во время Второй Мировой войны особой популярностью в войсках пользовался мотоцикл «Zundapp» KS750, который представлял собой аналог «BMW» R75 (обе фирмы совместно их даже проектировали). «Zundapp» KS750 и «BMW» R75 были специально разработаны для войск Вермахта Германии. Около 70% их частей были взаимозаменяемыми, что очень упрощало поставки войск запасными частями к мотоциклам.

Мотоцикл фирмы «Zundapp» с двигателем объемом 750 кубических сантиметров был разработан в конце 30-х гг. и принят на вооружение Вермахта под маркой KS750. Он предназначался для движения по тяжелому бездорожью и обладал повышенной проходимостью и маневренностью.

Мотоцикл имел систему регулирования подвески колес в зависимости от состояния грунта, систему «экономического хода» без перегрева двигателя (на скорости 3,5 км/ч в условиях вязкой грязи), зажигание от магнето и резервный фильтр бензобака (позволял продолжать движение при пробитом баке). Он мог преодолевать мелкие водные преграды с погруженным в воду двигателем. Коляска мотоцикла имела торсионную подвеску, привод на колесо коляски валом от заднего колеса мотоцикла и тормоз колеса.

Слева и справа на кузове крепились сумки с боеприпасами, а в передней части – установка для пулемета. «Zundapp» с коляской, несмотря на большой вес, был прост в управлении и надежен в эксплуатации. До 1942 года он производился для армии гражданской промышленностью, а в 1942-1945 годах – и военным ведомством.

Мотоцикл с коляской использовался германской армией, как правило, в составе разведывательных или отдельных мотоциклетно-стрелковых частей. Так, в состав разведывательного (фузилерного) батальона пехотной дивизии входил мотоциклетный 4-й эскадрон четырехвзводного состава (10 автомобилей и 61 мотоцикл с 54 колясками – 4 санитарных и 9 пулеметных). В танкоразведывательном дивизионе танковых и мотопехотных дивизий тоже были мотоциклетные роты – от 1 до 3. До 1943 года в состав стрелковых бригад танковых дивизий входили мотоциклетные батальоны (4 стрелковые роты вышеназванной организации и роты тяжелого оружия или 5 рот с двойным числом пулеметов – 18) или полки (2-3 батальона), например, в 9-й танковой дивизии в Европе и 21-й (5-й легкой африканской) танковой дивизии корпуса Эрвина Роммеля в Африке. В 1940-1942 годах мотоциклетно-стрелковые батальоны имелись и в дивизиях войск СС. По 2-3 мотоцикла с колясками могли быть на вооружении взводов управления и связи штабных рот и батарей различных воинских частей.

Мотоцикл окрашивался в темно-серый цвет и не имел ни одной блестящей детали. В Северной Африке окраска была темно-желтой. 18 февраля 1943 года «африканский» цвет был распространен на всю боевую технику Германии, но на Восточном фронте мотоциклы сохранили старую окраску. Камуфлирование производилось, как правило, подручными средствами – зимой мелом и известью, иногда водоэмульсионной белой краской, а летом грязью и ветками.

Тактико-технические характеристики «Zundapp» KS750:

боевая масса (с коляской): 400 кг;
вес коляски: 130 кг;
максимальная нагрузка: 0,6 т;
длина: 2,38 м;
вооружение: 7,92-мм пулемет;
двигатель: 2-цилиндровый четырехтактный с оппозитным расположением цилиндров;
мощность двигателя: 25 л.с.;
емкость бака: 23 л;
трансмиссия: карданная главная передача с приводом на колесо коляски;
коробка передач: 4 скорости, 1 понижающая, 1 задняя;
карбюратор: Solex 30 мм;
максимальный преодолеваемый угол подъема: 45°;
максимальная глубина преодолеваемого брода: 425 мм;
максимальная скорость: 95 км/ч;
запас хода: 300 км.

Олег Бегинин, weltkrieg.ru

1. Иванов С.В., «Мотоциклы Вермахта», «Военное фото» №6, 2000
2. Мощанский И., Хохлов И., «Невский Бастион. Ленинградская стратегическая оборонительная операция, 10 июля – 30 сентября 1941 года. Часть 2», ООО «БТВ—МН», 2002
3. Stefan Knittel, «Deutsche Krader im Kriege», Waffen-Arsenal
4. Robert Michulec, Thomas Anderson, «Panzerwaffe at war (2) Moscow to Berlin», Concord Publications Co, 1997
5. Robert Michulec, Tom Cockle, Arkadiusz Wrobel, «4.Panzer-Division on the Eastern Front (2) 1944», Concord Publications Co, 200
Фото: Мотомир Вячеслава Шеянова

Просмотров: 15 134

carburetor73 ›
Блог ›
Музей мотоциклов Я.Л. Кузнецова (часть 3)

Продолжаем экскурсию по мотоциклетному музею, принадлежащему Я.Л. Кузнецову.
Первая часть —
Вторая часть —
********************
В стародавние времена немецкая фирма Zundapp-Werke GmbH (название произошло от «Цюнден унд Аппаратен бау» — «Производство приборов зажигания и аппаратуры») была одной из крупнейших производителей мотоциклов в Германии! Сейчас эта марка практически забыта и знакома лишь любителям раритетной техники.
В музее Я.Л. Кузнецова представлены следующие модели: EM 249; DB 200; K 350 и K 500.

Zundapp EM 250 появился в 1925 году и производился всего 3 года (до 1928 г.). Мотоцикл был прост по конструкции и весьма надёжен. Всего выпущено около 28000 штук (моделей EM 250 и EM 300).
Технические характеристики: двигатель двухтактный одноцилиндровый, рабочий объем — 0,249 л., мощность — 4,5 л.с. Число передач — 3. Масса мотоцикла — 83 кг. Максимальная скорость — 80 км/ч. Расход топлива — 3 л/100 км.

Zundapp EM 250

Курьерский мотоцикл Zundapp DB 200 имел трубчатую раму и выпускался с 1935 по 1951 г.г!
Технические характеристики: двигатель («Derby») двухтактный одноцилиндровый с трёхканальной продувкой, рабочий объем — 0,198 л., мощность — 7 л.с. Число передач — 3. Максимальная скорость — 85 км/ч.

Zundapp DB 200

Некоторые мотоциклы в зале музея стоят очень плотно друг к другу. Поэтому рассмотреть их целиком не представляется возможным. Я нашел фотографию DB 200, принимавшего участие в какой-то региональной выставке.

Zundapp DB 200 (фото с сайта avtoretro.com)

В начале 30-х годов XX-го века на фирме Zundapp произошло эпохальное событие: новыми конструкторами стали братья Рихард и Ксавьер Кюхены. С их появлением, в 1933 году появилась новая линейка мотоциклов с индексом «K». Модели серии «K» были объединены общими конструкторскими решениями: двигатели в блоке с четырехступенчатой цепной коробкой передач (вместо зубчатых пар — цепные передачи), привод валом на заднее колесо, штампованные рамы.

Мотоцикл Zundapp K350 выпускался с 1935 по 1936 г.г.
Технические характеристики: двигатель одноцилиндровый, двухтактный, рабочий объем — 0,349 л., мощность — 12 л.с.

Zundapp K350

Надпись Zundapp на топливном баке

Мотоцикл Zundapp K500 выпускался с 1933 по 1940 г.г. и использовался как в одиночном варианте, так и с боковым прицепом (коляской).
Технические характеристики: двигатель двухцилиндровый, четырехтактный, оппозитный, рабочий объем — 0,498 л, мощность — 12,5 л.с. Число передач — 4. Масса — 188 кг (без коляски). Максимальная скорость — 105 км/ч (одиночка) и 85 км/ч (с коляской). Расход топлива — 6 л/100 км (с коляской). Запас топлива — 12,5 л.

Zundapp K500

Zundapp K500

Завершая обзор мотоциклов марки Zundapp, хочу повторить сказанное в первой части моего опуса: в запасниках Я.Л. Кузнецова находится еще одна легендарная машина. Это Zundapp KS750 — тяжёлый мотоцикл, созданный по заказу Вермахта. Дело в том, что с момента написания первой части, я побывал в музее еще один раз и обстоятельно поговорил с Яковом Леонидовичем. Кроме того, он (с удовольствием!) показал мне мастерскую, где KS750 находится в разобранном состоянии. Я осмотрел (и даже потрогал) раму и многие другие детали. Процесс реставрации несколько приостановился, ибо сам Кузнецов мотоциклом не занимается (нет времени), а нанятый мастер ушёл в бессрочный запой. Жаль! Надеюсь, что мы увидим (когда-нибудь) уникальный Zundapp KS750 во всей красе. Таким, как, например, на нижнем фото.

Zundapp KS750

********************
Мотоциклы чехословацкой марки Jawa, думаю, известны всем и каждому, а мопеды (мокики) — лично я — увидел впервые. Не помню, чтобы они встречались на улицах Свердловска…
Кстати, название Jawa является сокращением от имени владельца фабрики Франтишека Яничека František Janeček и от названия фирмы Wanderrer, у которой было куплено оборудование и лицензия на производство мотоциклов ().

Jawa-50 Typ 555 «Pionyr» — выпускался с 1958 по 1963 г.г.
Технические характеристики: двигатель двухтактный, одноцилиндровый, рабочий объем — 0,05 л., мощность — 2,2 л.с. Число передач — 3. Масса — 58 кг. Максимальная скорость — 60 км/ч.

Jawa 50 Typ 555 Pionyr

А вот еще один мопедик — Jawa-Stadion S11. Он выпускался с 1957 по 1959 г.г.
Технические характеристики: двигатель двухтактный, одноцилиндровый, рабочий объем — 0,0498 л., мощность — 1,5 л.с. Число передач — 2. Максимальная скорость — 40 км/ч. Расход топлива — 1,5 л/100 км. Запас топлива — 3 л.

Jawa-Stadion S11

Ну и знаменитая Jawa-350-360! Выпускался этот мотоцикл с 1953 по 1973 г.г. в различных модификациях.
Позволю себе добавить в текст своей статьи комментарий, написанный Егором Егоровичем Карпуниным (Мoskvichmoy) — большим специалистом по мототехнике, автомобилям «Москвич» и прочей разной технике. Уверен — это будет интересно всем!
«Модель 360 выпускалась с 1964 по 1974, до этого была 354 в нескольких модификациях. Одно из главных отличий 354 от 360 — невзаимоменяемые колёса и жёсткое крепление шлицевого участка для ведомой звезды на заклёпках. У 360 и всех последующих Яв это устранили и унифицировали колёса. Более того — саму идею и наиболее бюджетный вариант её исполнения опробовали сперва на мопедиках, в частности — на СтадионС11 и СтадионС22. А вот мотор от СтадионаС11 стал прототипом для первого отечественного мопедного мотора Ш50…»
Егор Егорович! Большое Вам спасибо! У Вас есть чему поучиться!

Технические характеристики: двигатель двухтактный, двухцилиндровый, рабочий объем — 0,344 л., мощность — 18 л.с., число передач — 4, масса — 139 кг, запас топлива — 13,5 л., расход топлива при 60 км/ч — 3,6 л/100 км.
Интересной (и запатентованной !) особенностью этого мотоцикла является рычаг, который одновременно служит рычагом переключения передач и имеет для пуска и переключения один общий вал!

Jawa-350-360

Владельцем конкретно этой «Явы» был Анатолий Павлович Волков (1941-2014) — профессионал по автомотоспорту, любитель ретротехники, владелец нескольких мотоциклов Jawa и ВАЗ-2101 1973 г.в. С 1968 по 1982 г.г. он возглавлял «Клуб автомототуристов» при Свердловском областном Совете по туризму и экскурсиям. Работал фотографом в типографии «Уральский рабочий». Инициатор первых в г. Свердловске парадов ретро машин на приз газеты «Вечерний Свердловск» С 2004 г. Председатель комитета ретро машин Федерации Автоспорта Свердловской области.
На представленной в музее «Яве» А.П. Волков совершил поездки по маршрутам: «Свердловск-Крым (1967 г.); «Свердловск-Молдова» (1968 г.), «Свердловск-Байкал» (1970 г.) и многим другим. Его «мотоподвиги» подтверждены документально!
К сожалению, мне не удалось познакомиться с этим интересным человеком: 19.04.2014 года мы с отцом принимали участие в «Дне рождения «Копейки» (), празднование которого организовывал А.П. Волков и клуб «Авторетро». Накануне, 18.04.2014 г., Анатолий Павлович скоропостижно скончался…

Анатолий Павлович Волков (1941-2014)…

********************
Мотоциклов отечественного производства в музее пока немного. В 2014 году рядом с «Явами» экспонировался кроссовый мотоцикл ИЖ-60К (1960 г.)
Технические характеристики: двигатель одноцилиндровый, рабочий объем — 0,346 л, мощность — 18 л.с. Коробка передач четырехступенчатая с запасным комплектом шестерен, позволяющих получать различные передаточные отношения в коробке передач. Масса — 145 кг.

ИЖ-60К

В 2015 году вместо ИЖ-60К в музее выставлен ИЖ-64М — кроссовый мотоцикл для многодневных соревнований союзного значения, выпускавшийся с 1966 по 1969 г.г.
Технические характеристики: двигатель одноцилиндровый, рабочий объем — 0,346 л, мощность — 20 л.с. Масса — 140 кг. Максимальная скорость — 120 км/ч.

ИЖ-64М

********************
Есть в музее несколько велосипедов с двигателями внутреннего сгорания:

Велосипед немецкой фирмы Diamant, оснащенный вспомогательным велодвигателем «Иртыш», выпускавшимся с 1954 по 1955 г.г. Омским моторостроительным заводом им. Баранова. Прототипом явился немецкий агрегат ILO F48 (1951 г.). Передача вращающего усилия от двигателя к заднему колесу велосипеда осуществляется при помощи ведущего резинового барабана, который прижимается во включенном положении к покрышке заднего колеса
Технические характеристики: число цилиндров — 1, мощность — 0,8 л.с. Расход топлива — 1,5 л/100 км при 25 км/ч. Максимальная скорость — 30 км/ч.

Велосипед Diamant с двигателем Иртыш

Велосипед немецкой фирмы Durkopp (выпускался в 1938 — 1940 г.г.), оснащенный двигателем Fichtel & Sachs Saxonette, выпускавшийся с 1938 по 1939 (1940) г.г.
Технические характеристики: число цилиндров — 1, рабочий объем — 0,06 л., мощность — 1,2 л.с. Максимальная скорость — 30 км/ч

Велосипед Durkopp с мотором Saxonette

Двигатель Fichtel & Sachs Saxonette

Велосипед ЗиС В-110 (1951 г.), оснащенный гэдээровским двигателем MAW (1954 г.)
Технические характеристики: число цилиндров — 1, рабочий объем — 0,0495 л., мощность — 1,3 л.с. Максимальная скорость — 35 км/ч

ЗиС В-110 с мотором MAW

Велосипед ХВЗ (Харьковский велосипедный завод), оснащенный двигателем Д-4.
Технические характеристики: число цилиндров — 1, рабочий объем — 0,045 л., мощность — 1 л.с. Максимальная скорость — до 40 км/ч

Велосипед ХВЗ с мотором Д-4

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *