История марки

Машиностроительный комбинат «Чепель», расположенный в одноимённом пригороде Будапешта, начал производство мотоциклов в 1947 году с освоения копии немецкой модели DKW RT 125. Первоначально мотоциклы носили марку «Чепель». В 1954 году комбинат освоил новую модель TL 250 с объёмом двигателя 250 см3. С 1956 года она стала продаваться под маркой «Паннония».

После модернизации начался выпуск мотоциклов серий TLT, а затем TLF. Серия TLF имела модификации: TLB с двумя раздельными седлами и TLD с зажиганием от 60-ваттного генератора. С серии TLT начался экспорт мотоциклов Pannonia в СССР, который стал основным потребителем этих мотоциклов за пределами Венгрии. Экспорт в СССР достигал 25000 мотоциклов в год. Кроме СССР мотоциклы Pannonia поставлялись во многие другие страны, включая США. Всего на экспорт шло до 70 % продукции.

К началу 70-х выпускаемые предприятием модели T5 и P10, представлявшие собой дальнейшую модернизацию серии TL, устарели. В связи с этим в 1968 году комбинат по лицензии освоил производство серии P20, являвшейся копией мотоцикла Yamaha YDS-2. Мотоцикл был весьма технически совершенным для своего времени. Однако, СССР отказался закупать столь сложные и дорогие мотоциклы. У предприятия возникли проблемы со сбытом продукции. Из-за этого в 1975 году Чепель принял решение прекратить производство мотоциклов.

Всего за период с 1954 по 1975 год комбинат «Чепель» произвел более 600 000 мотоциклов. Из них в период с 1956 по 1975 годы 286 959 единиц было экспортировано в СССР.

Ссылки

  • Видеообзор мотоцикла Панония Т5
  • Шугуров Л. Мотоцикл Паннония // Мото, 1994, № 2″

.. 30 31 32 33

Коляска мотоцикла PANNONIA типа TL250/F TL250/D TL250/B

Мотоцикл типа TL/59 250 см3 можно эксплоатировать также и с коляской. Вес коляски не должен превысить 70 кг. Наиболее соответствующим типом является коляска производства «Дуна» из алюминия с торсионной амортизащией.

Рис. 62. Рисунок установления коляски мотоцикла в продольном направлении

Рис. 63. Рисунок установления коляски мотоцикла в поперечном направлении

Ввиду того, что этот тип коляски был конструирован к мотоциклам Паннония, легко можно к ней монтировать. Естественно, с соответствующим изменением соединений к мотоциклу Паннония можно монтировать коляску любого легкого типа, соответствующего вышеуказанному весу. Непременно важно, чтобы коляска была монтирована только по обкатке мотоцикла, после прохождения мотоциклом 4-5000 км. Перед монтированием, необходимо заменить приводное зубчатку с 16 зубьями на поставленное заводом цепное колесо с 15 зубьями.

Рис. 64. Установление колеса коляски мотоцикла

Конечная скорость мотоцикла с коляской двумя пассажирами ± загрузка пакетов приблизительно в 15-20 кг между 85-95 км. Эксплуатационная скорость 70-80 км. Правильное установление коляски наглядно показано на рис. 62-64.

Основным правилом при установлении является то, чтобы вал коляски стоял приблизительно на 160 мм перед валом заднего колеса. Расстояние между колесами мы можем установить наиболее простым способом, если рядом с колесами мотоцикла и колесами коляски мотоцикла ставим прямые дощечки соответствующей длины таким образом, чтобы они соприкасались в обоих точках с резиновыми шинами колес. Измерим расстояние двух дощечек непосредственно сзади заднего колеса, после этого ставим коляску в отношении к мотору таким образом, чтобы этот размер перед передним колесом был меньше на 20 мм.

Боковой наклон колес коляски в наружном направлении 2°, установленный уже у каждой коляски, поэтому, если монтируется наша коляска согласно предписаниям и положение шасси попадает совсем в горизонталь, одновременно с этим и колесо коляски получит необходимый угол наклона.

Обращаем внимание на то, что вслучае эксплуатации коляски вы должны пользоваться зажимным аппаратом руля в каждом случае натянутым до соответствующих размеров во избежание возможного шимми руля частого явления при эксплуатации коляски.

Звездочки моторной передачи мотоцикла «Паннония» имеют достаточно большой срок службы. Гораздо быстрее выходит из строя цепь. Определить ее годность очень просто: если провисание одной ветви цепи при натянутой другой превышает 10 мм, то цепь необходимо заменить; в противном случае длительная эксплуатация приведет к быстрому износу звездочек.

Основной причиной растяжения моторной цепи мотоцикла «Паннония» является частое движение на высших передачах с малыми скоростями — менее 45 км/ч на четвертой и менее 35 км/ч на третьей передачах. Особенно же вредны для цепи работа двигателя «внатяг» и рывки при резком включении сцепления. Если встает вопрос замены цепи, то, кроме оригинальной «паннониевской», могут подойти цепи со старой «Явы» или «ЧЗета». Размер у них одинаков — 3/8хЗ/8″, однорядные, диаметр ролика 6 мм, всего 64 звена.

Одной из причин неполного выключения сцепления может быть сильный износ штоков, расположенных внутри первичного вала. Если на их торцах образовались лунки диаметром 1,5-2 мм, штоки лучше заменить. В противном случае концы штоков могут даже привариться к шарикам.

При снятии и установке ведущей звездочки
нельзя стопорить барабаны сцепления случайными предметами, поскольку ведущий барабан изготовлен из чугуна и ввиду хрупкости последнего может быть легко поврежден. Чтобы избежать этого, следует изготовить специальное приспособление, представляющее собой склепанные старые ведущий и ведомый диски сцепления. Между звездочками вставляют алюминиевую П-образную распорку. Собирая сцепление, следует обратить внимание на обязательное наличие осевого люфта у ведущего барабана (примерно 0,5 мм).

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ И МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ МОТОЦИКЛА «ПАННОНИЯ»

0 — нейтральная передача; I—I передача; II—II передача; III—III передача; IV—IV передача;
1 — шестерня I передачи (z=12);
2 — шестерня II передачи (z=17);
3 — шестерня III передачи (z=20;
4 — шестерня IV передачи (z=22);
5 — шестерня I передачи (z=32);
6 — шестерня II передачи (z=27);
7 — шестерня III передачи (z= 24);
8 — шестерня IV передачи (z=20).

Рывки в коробке и самовыключение передач чаще всего происходят из-за износа кромок боковых кулачков и ответных пазов шестерен, а также из-за износа шлицев первичного и вторичного валов коробки и внутренних зубьев движущихся по этим валам шестерен. Отремонтировать закругленные кромки кулачков и пазов шестерен можно методом наплавления металла на изношенные участки с последующей механической и термической обработкой восстановленных мест или же снятием металла на величину радиуса износа.

Еще одной причиной неполадок могут быть увеличенные осевые люфты валов коробки из-за неточной подборки дистанционных шайб подшипников. При появлении признаков неполного включения передач сначала следует определить величину осевого перемещения валов коробки. Она не должна превышать 0,05 мм. Для уменьшения зазоров подбивают наружные кольца их подшипников внутрь картера, предварительно сняв стопорные кольца, и устанавливают дополнительные дистанционные шайбы. Потом проверяют легкость переключения передач и, если получилась «перетяжка», несколько увеличивают зазоры, слегка ударяя по торцам валов через выколотку из мягкого металла. В завершение ставятся на место стопорные кольца.

Затрудненное переключение передач может быть вызвано и тем, что шестерни передвигаются на валах на недостаточные расстояния. Это происходит при деформации или поломке вилок переключения либо при сильном износе деталей механизма переключения. При необходимости для лучшего включения передач можно изменить конфигурацию пазов в диске переключения, сняв и наплавив металл в местах, показанных на рисунке. Если необходимо (для включения второй и третьей передач) снять металл на глубину более 1,5 мм, то слой, превышающий эту величину, можно удалить в местах, отмеченных штриховкой. Пазы зачищают так, чтобы штифт диаметром 7 мм свободно, но без большого зазора, перемещался в них. После наварки диск неизбежно отпускается, но даже и без термообработки продолжает исправно работать. Если нет возможности наплавить металл, можно просто расклепать молотком нужные места.

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ

Чтобы передняя вилка мотоцикла «Паннония» не срабатывала до упора, внутрь пружины можно вставить бензомаслостойкий шланг диаметром 18 мм и длиной около 215 мм. Шланг будет служить смягчающим удары буфером. При желании можно заводскую вилку, не имеющую гидравлики, переделать в пружинно-гидравлическую. Подробные чертежи и описание этой операции можно найти в книге Б. Ф. Демченко «Советы мотоциклистам» (Изд-во ДОСААФ, 1985).

Для увеличения дорожного просвета и улучшения проходимости можно заменить нижние наконечники задних амортизаторов самодельными, которые на 15 мм длиннее заводских. В перьях передней вилки болты М8х32 необходимо также удлинить на 15 мм. Чтобы не изменилась жесткость пружины, стоит поставить между верхним наконечником и пружиной компенсирующую шайбу внутренним диаметром 9 мм и наружным 25 мм.

Вместо «родных» задних амортизаторов можно установить «явовские», от модели «634». Подходят, хотя и несколько увеличивают ход подвески, амортизаторы от мотороллера «Вятка ВП-150».

Если отсутствует заводская головка цилиндра, можно использовать головку от «Явы- 250» или даже от «ИЖ-Планеты». Правда, центральное расположение свечи зажигания затруднит процедуру снятия. Но в безвыходной ситуации с этим, также как и с большим диаметром «планетовской» головки, можно смириться.

Цепь задней передачи мотоцикла «Паннония» имеет 120 звеньев. Заменить ее можно аналогичной от «Явы» или от «Муравья», удалив оттуда лишние звенья. На худой конец, подойдет цепь от «Восхода», но тут уж придется ее наращивать и добавлять второй замок.

Для лучшей очистки топлива целесообразно вставить в топливопровод перед карбюратором автомобильный фильтр тонкой очистки. Без каких-либо переделок на мотоцикл можно установить карбюратор от «Явы- 250». Если пришел в негодность оригинальный бензобак, можно приспособить бак от «ИЖей»: «Планеты» или «Юпитера-2».

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *