История появления

Мотоцикл К-1Б «Киевлянин»

В конце 1945 года украинский Бронетанковый ремонтный завод № 8 был реорганизован в Киевский мотоциклетный завод (КМЗ). Во второй половине XX века он станет известен как производитель тяжёлых мотоциклов «Днепр». Первоначально, в 1946-м году КМЗ освоил производство лёгких одноместных мотоциклов К-1Б «Киевлянин». Документация и оборудование для него были вывезены по репарации из Германии с завода в Саксонском городке Шёнау, что близ Хемнитца. По сути это был лёгкий довоенный немецкий мотоцикл Wanderer-1Sp («Странник»), имевший двухтактный двигатель «Захс» объёмом 98 см³.

Великая Отечественная война оставила после себя тысячи инвалидов, лишённых возможности самостоятельно передвигаться. Советская промышленность могла предложить им лишь костыли, что не решало никаких проблем. Поэтому они сами облегчали свою участь — делали деревянные тележки на колёсах из четырёх подшипников.

Таким образом, сразу по завершении войны остро встала задача разработки и производства мотоколясок для инвалидов. Решение вопроса поручили КМЗ.

В конце 1946 года коллектив конструкторов совместно с инженерно-техническими работниками третьего цеха Киевского мотоциклетного завода И. Я. Мангедемом, Г. Г. Мазуркевичем и И. Д. Легашовым на базе уже находившегося в производстве мотоцикла К-1Б в сжатые сроки разработали трёхколёсную мотоколяску К-1В.

Конструкция

Трёхколёсная рамная конструкция с расположенным впереди рулевым колесом и двигателем была сделана из труб 24×2 и 20×2 мм. Между двумя задними колёсами располагался широкий, но одноместный диван. Управление осуществлялось с помощью рычага, в частности, качание которого в вертикальной плоскости управляло сцеплением. Крутящий момент передавался на левое ведущее колесо с помощью цепной передачи.

Двигатель, весивший 12 кг, имел старую устоявшуюся конструкцию. Чугунный цилиндр с одним, правосторонним каналом дефлекторной (кривошипно-камерной) продувки и поршнем сложной формы.

Впускной канал из конструктивных соображений напоминал букву S, что ухудшало наполнение цилиндра горючей смесью и снижало получаемую мощность. Но этот минус имел и положительную сторону. Максимальный крутящий момент (0,47 кгс·м) приходился на сравнительно невысокие обороты (2 800 об/мин).

Характеристики двигателя делали его довольно гибким, что позволяло обходиться в трансмиссии всего двумя передачами (коробка располагала также реверсом хода). При низкой (5,6—6,0) степени сжатия, допускавшей работу на низкооктановом бензине (например, на распространённом тогда в СССР марки А-66 (октановое число 66), и плохом наполнении цилиндра смесью — удельная мощность также находилась на низком уровне (23,4 л. с./л). Хотя нормой уже было 30—38 л. с./л.

Карбюратор на двигателе устанавливался K-26 или К-26А. Воздухоочиститель использовался контактно-масляный, а система зажигания работала от маховичного магдино (АТЭ-2, 6В, 15/17 Вт).

К особенностям двигателя можно отнести отсутствие прокладки между головкой цилиндра и цилиндром, наличие декомпрессора для уменьшения физических усилий при пуске. Пуск и помощь двигателю при его перегрузке в движении осуществлялись ручными «педалями».

В отличие от мотоцикла К-1Б мотоколяска К-1В располагала входившим в комплект машины запасным колесом. Следует отметить, что мотоколяска, видимо, стала последним серийным транспортным средством в нашей стране, на которое штатно в качестве сигнального устройства устанавливался ручной клаксон — резиновая груша с рожком.

Дальнейшая судьба

В 1949 году мотоколяску модернизировали. Мощность двигателя увеличилась до 3,3 л. с., а масса до 126 кг, название изменилось на КМЗ К-1Г. Однако и новая, и предыдущая версии мотоколяски в целом зарекомендовали себя как недостаточно прочные машины с перегруженным двигателем. Из-за одного ведущего колеса они с трудом брали скользкие подъёмы. Инструкция по эксплуатации для такого случая рекомендовала водителю смещаться на сиденье влево, чтобы загрузить единственное ведущее, левое колесо. Кроме того, недостаток мощности двигателя приходилось компенсировать кручением ручных «педалей». По этой причине инвалиды порой с грустной иронией называли мотоколяску «Спасибо Гитлеру».

Мотоколяски имели крайне ограниченный ресурс. Пробег до капитального ремонта составлял не более 6—7 тысяч километров, поэтому сейчас из них сохранились считанные единицы, однако всё ещё встречаются уцелевшие экземпляры. Например, одна такая машина находится в музее КМЗ, в Киеве. Другой уцелевший экземпляр выставлен в Москве, в Музее Техники.

После того как в 1951 году на КМЗ свернули производство мотоколясок, оснастку и документацию передали на Серпуховский мотоциклетный завод (СМЗ). В дальнейшем там был налажен выпуск более совершенных, имевших закрытый кузов, но тоже трёхколёсных мотоколясок для инвалидов. Назвали их СМЗ С-1Л.

> См. также

  • СМЗ С-1Л
  • СМЗ С3-А
  • СМЗ С-3Д

Мотовелосипед К1Б «Киевлянин» (1945-1951)

Двигатели «Sachs» и «КМЗ»

В качестве прототипа будущего киевского мотоцикла выбрали «Wanderer-SP1». Его техническую и технологическую документацию переработали в Серпухове специалисты ВКБ, двигатели же в первые три года выпуска поставлял по репарациям германский завод «Sachs». В декабре радостного для нашей Родины 1945 г. изготовили головные 10 машин, с которых, собственно и началось киевское мотоциклостроение. Их назвали «Киевлянин», а в технических документах обозначали К1Б — киевский, первая модель, второй (т.е. «Б») вариант. Рама трубчатая, бензобак крепился на ней, мотор располагался внутри нее и запускался посредством вращения педалей. В нем, благодаря выступу на поршне, осуществлялась петлевая продувка. На расположенном справа маховичном магдино находились две запараллеленные обмотки, питавшие приборы освещения, и катушка магнето, в цепь первичной обмотки которой включался прерыватель, а вторичной — свеча зажигания. Ось заднего колеса жестко соединялась с рамой, а переднее же — крепилось на параллелограммной вилке, имевшей одну пружину и два фрикционных гасителя колебаний. Торможение задним колесом осуществлялось по велосипедному, вращением педалей назад. Инструментальная сумка крепилась к багажнику, а на руле расположили пневматический сигнал, манетку декомпрессора, переключатель света, спидометр, ручку управления карбюратором и рычаги — сцепления и переднего тормоза. Крылья близко прилегали к колесам и хорошо защищали водителя от брызг и пыли. К концу 1950 г. оснащение КМЗ и квалификация его рабочих достигли такого уровня, что позволяли начать производство более сложных мотоциклов. Здесь же отметим, что К1Б оставил глубокий след в отечественном мотоциклостроении. Вообще-то, его следовало бы называть мопедом, однако тогда такого термина еще не существовало. По удивительному стечению обстоятельств он появился в 1951-м — именно в тот год, когда «Киевлян» сняли с производства. Всего их выпустили около 40 тыс. экземпляров.

Длина, мм — 2010; ширина, мм — 655; высота, мм — 980; база, мм — 1275. Рабочий объем двигателя, куб.см. — 98; число тактов — 2; количество цилиндров — 1; диаметр цилиндра, мм — 48; ход поршня, мм — 54; степень сжатия — 5, 9; максимальная мощность, л.с. — 2, 3; Частота вращения коленвала при максимальной мощности, 1/мин — 4000. Коробка передач несоосная, с поперечными валами, 2-скоростная, реверсивная, с шестернями постоянного зацепления, с ручным переключением на бензобаке. Система зажигания — маховичное магдино. Сцепление полусухое двухдисковое; передача от мотора к коробке скоростей — цепная; количество передач — 2; привод заднего колеса — цепной. Системы торможения: переднего колеса — колодочный тормоз; заднего колеса — втулка свободного хода. Размеры шин, дюймы — 26-2,5. Дорожный просвет, мм — 135. Емкость бензобака, л. — 8. Запас хода по шоссе со скоростью 30 км/ч, км — 325. Максимальная скорость, км/ч — 50. Масса заправленного мотоцикла, кг — 65.

Мотоцикл К1Б. Основные данные по металлам и термообработке деталей. Чертежи узлов и деталей.

От единиц до сотен тысяч
Очерк об истории мотостроения в СССР и планируемых моделях
«За рулем», 11/1957

Легкий послевоенный
История создания мотовелосипеда К1Б «Киевлянин»
«Техника — молодежи», 01/1999

Музей Мопедов примет в дар или купит в коллекцию мотовелосипед К1Б «Киевлянин», запчасти и документы от него.

История

В 1945 году в Киеве, на базе военного авторемонтного завода был создан Киевский мотоциклетный завод. Для начала производства мотоциклов в 1946 году, в счет военных репараций, сюда было доставлено оборудование и технологическое оборудование вывезенное с завода фирмы Wanderer в Шонау что в пригороде Хемница (Chemnitz-Schönau).

С присутствием интернированных немецких специалистов завода Wanderer было налажено массовое производство легкого мотоцикла К1-Б. Это была копия довоенной немецкой модели Wanderer-1Sp. Первый год производства на мотоцикл устанавливали двигатели которые производили в восточной Германии . Впоследствии было налажено собственное производство двигателя, копии двухскоростного мотора Sachs 98.

На базе мотоцикла были также разработаны трехколесные мотоколяски для инвалидов К1-В, и грузовой трицикл К1-Г, их производили в незначительном количестве.

С 1956 года на заводе начали выпускать новый тяжелый мотоцикл К-750 и К 1-Б был снят с производства. По некоторым оценкам, за период производства 1946—1955 годов было выпущено около 40 000 мотоциклов К1-Б.

Технические особенности

Мотоцикл К1-Б оснащался одноцилиндровым двухтактным двигателем воздушного охлаждения с дефлекторной продувкой. Диаметр цилиндра двигателя — 48 мм, ход поршня — 54 мм, рабочий объем — 97,7 см³. Мощность составляла 2,3 л. с. при 3300 об/мин. Картер двигателя и головка цилиндра отливались из алюминиевого сплава, цилиндр — из чугуна. Коробка передач двухступенчатая с полусухим двухдисковым сцеплением. Мотор был оснащен маховиковым магнето, которое обеспечивало искровoe зажигание и электропитание (6 В) фары освещения и заднего фонаря.

Мотоцикл был оснащен велосипедными педалями, которые были соединены цепной передачей с задним колесом и служили для запуска двигателя, торможения и в качестве вспомогательного привода при езде в гору. Привод на заднее колесо реализовался роликовой цепью. Задняя ось была оснащена велосипедной втулкой «Торпедо». На переднем колесе была установлена втулка с тормозными колодками. Размер шин — 26×2,25 дюймов. Цепь педалей и двигателя прикрывались защитными щитками, мотоцикл оснащался откидной центральной подставкой и спидометром со счетчиком пробега.

Мотоцикл К1-Б «Киевлянин»

Рама мотоцикла трубчатая, закрытого типа с кареткой для педалей велосипедного типа. Передняя вилка паралелограмного типа, с двумя пружинными амортизаторами и фрикционными демпферами колебаний, заднее колесо без амортизации. Седло водителя велосипедного типа оснащалось двумя спиральными пружинами. На щитке заднего колеса установлен багажник и двa инструментальныx ящикa. На более поздних моделях устанавливался ящик цилиндрической формы над двигателем, под седлом.

На руле размещены органы управления: ручной рычаг сцепления (слева), справа поворотная ручка газа и рычаг переднего тормоза, также переключатель освещения, манетка декомпрессора, пневматический сигнал (клаксон). Справа на топливном баке установлен рычаг переключения передач. Рычаг фиксировался в трех положениях: первая и вторая передачи, нейтраль. В качестве горючего применялaсь топливная смесь моторного масла и бензина в соотношении 1:25, расход топлива составлял около 2,9 л на 100 км. Максимальная скорость мотоцикла К1-Б составляла 50 км/ч. Вес (сухого) — около 59 кг, вместимость топливного бака — 8 л.

Мотоцикл красили в основном в черный цвет, были варианты голубого, темно-зеленого цвета. На топливный бак наносилась надпись «Киевлянин» и устанавливалась эмблема КМЗ, также щитки колес и топливный бак украшались белыми линовками. В ранних моделях, на заднем крыле приклепывалась металлическая эмблема с надписью: Киев мотозавод.

  • Мотоцикл К1Б Каталог запасных частей, МАШГИЗ 1950 Москва-Киев
  • Руководство пользователя мотоцикла К1Б
  • Сайт КМЗ
  • Jörg Feldkamp, Achim Dresler (Hrsg.): 120 Jahre Wanderer 1885–2005. Ein Unternehmen aus Chemnitz und seine Geschichte in der aktuellen Forschung.
  1. «Советские мотоциклы» справочное руководство Машгиз 1954, C.Ю. Иваницкий, М.А. Позняков В.В. Рогожин
  2. О. Курихин, журнал «Техника Молодежи» №1 1999 г.
  3. Руководство пользователя мотоцикла К1Б

Мотоколяска К1 Киевлянин Ретро-мотоцикл Владелец: Михаил Леонидович Гончаров
Год выпуска автомобиля: 1948
Город: Ростов-на-Дону
5
Голосование через аккаунт на форумах Drom.ru. Один раз за один автомобиль. Войти. Зарегистрироваться. История автомобиля

КМЗ К-1В — первая советская мотоколяска, трёхколёсная, одноместная, выпускавшаяся Киевским мотоциклетным заводом с 1947 по 1951 год.
В конце 1945 года украинский Бронетанковый ремонтный завод № 8 был реорганизован в Киевский мотоциклетный завод (КМЗ). Во второй половине XX века он станет известен как производитель тяжёлых мотоциклов «Днепр». Первоначально, в 1946-м году КМЗ освоил производство лёгких одноместных мотоциклов К-1Б «Киевлянин». Документация и оборудование для него были вывезены по репарации из Германии с завода в Саксонском городке Шёнау, что близ Хемнитца. По сути это был лёгкий довоенный немецкий мотоцикл Wanderer-1Sp («Странник»), имевший двухтактный двигатель «Закс» объёмом 98 куб. см.
Великая Отечественная война оставила после себя тысячи инвалидов, лишённых возможности самостоятельно передвигаться. Советская промышленность могла предложить им лишь костыли, что не решало никаких проблем. Поэтому они сами облегчали свою участь — делали деревянные тележки на колёсах из четырёх подшипников.
Таким образом, сразу по завершении войны остро встала задача разработки и производства мотоколясок для инвалидов. Решение вопроса поручили КМЗ.
В конце 1946 года коллектив конструкторов совместно с инженерно-техническими работниками третьего цеха Киевского мотоциклетного завода И. Я. Мангедемом, Г. Г. Мазуркевичем и И. Д. Легашовым на базе уже находившегося в производстве мотоцикла К-1Б в сжатые сроки разработали трёхколёсную мотоколяску К-1В.
Трёхколёсная рамная конструкция с расположенным впереди рулевым колесом и двигателем была сделана из труб 24х2 и 20х2 мм. Между двумя задними колёсами располагался широкий, но одноместный диван.
Управление осуществлялось с помощью рычага, в частности, качание которого в вертикальной плоскости управляло сцеплением. Крутящий момент передавался на левое ведущее колесо с помощью цепной передачи.
Двигатель, весивший 12 кг, имел старую устоявшуюся конструкцию. Чугунный цилиндр с одним, правосторонним каналом дефлекторной (кривошипно-камерной) продувки и поршнем сложной формы. Карбюратор на двигателе устанавливался K-26 или К-26А. Воздухоочиститель использовался контактно-масляный, а система зажигания работала от маховичного магдино (АТЭ-2, 6В, 15/17 Вт).
К особенностям двигателя можно отнести отсутствие прокладки между головкой цилиндра и цилиндром, наличие декомпрессора для уменьшения физических усилий при пуске. Пуск и помощь двигателю при его перегрузке в движении осуществлялись ручными «педалями».
В отличие от мотоцикла К-1Б, мотоколяска К-1В располагала входившим в комплект машины запасным колесом. Следует отметить, что мотоколяска, видимо, стала последним серийным транспортным средством в нашей стране, на которое штатно в качестве сигнального устройства устанавливался ручной клаксон — резиновая груша с рожком. Из-за одного ведущего колеса они с трудом брали скользкие подъёмы. Инструкция по эксплуатации для такого случая рекомендовала водителю смещаться на сиденье влево, чтобы загрузить единственное ведущее, левое колесо. Кроме того, недостаток мощности двигателя приходилось компенсировать кручением ручных «педалей».
Мотоколяски имели крайне ограниченный ресурс. Пробег до капитального ремонта составлял не более 6—7 тысяч километров, поэтому сейчас из них сохранились считанные единицы, однако всё ещё встречаются уцелевшие экземпляры. Например, одна такая машина находится в музее КМЗ, в Киеве. Другой уцелевший экземпляр выставлен в Москве, в Музее Техники.

Список доработок

Проведена полная реставрация ходовой, двигателя, перехромирование «руля», крепежа и других элементов, полная окраска.
Мотоколяска постепенно пополняется оригинальными деталями

Участие в выставках

Мероприятия клуба «Дон-Ретро». Участие в выставке «Из века в век на мотоцикле» в Ростовском краеведческом музее.

Планы доработок

Реставрация проведена 8 лет назад. И, конечно, требуются некоторые доработки в соответствии с сегодняшним пониманием норм и правил реставрации. И, хотя, мотоколяска комплектна, требуется замена электропроводки, переключателя света, заднего бампера.

серж заводская, вот это да! я подумал что-то самодельное, типа как байкеры изобретают.. даже на сегодня эта «коляска» выглядит на мой взгляд круто, с таким креслом и рулём, и вообще очень красиво.. удачи вам! 3 Ответить Валентин Владимирович Благовещенск Здравствуйте Михаил Лионидович. Продаёте мотоцикл или может знаете кто продаёт старый импортный или советский мотоцикл,не обязательно в идеальном состоянии или з/ч к ним? Моя почта moto-skut@mail.ru или т89622849405 вацап и вибер. 1 Ответить Оставить комментарий

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *