Mcl007 ›
Блог ›
Установка жидкостного охлаждения на ИЖ Юпитер 5

Всем привет! Участились случаи когда у меня спрашивают «о! а как ты сделал водяное охлаждение на юпитер?». Поэтому было решено написать сию заметку, в которой вкратце описать процесс установки жидкостного охлаждения на мотоцикл ИЖ Юпитер 5К.

По документам у меня мотоцикл ИЖ 6.114, модели Юпитер 5К 1988 года выпуска. Приставка «К» обозначает что к мотоциклу прилагается боковой прицеп ВМЗ, в простонародии люлька или коляска.

В моих руках мотоцикл с 2007 года и за это время претерпел множество изменений. Об одном из них ниже.

Глава 1. Как всё начиналось

Проснувшись одним прекрасным утром я понял, руки чешутся не от того что грязные, а от дикого желания сотворить со своим конём какое нибудь чудо и полез я в великий и могучий интернет читать инфу и впитывать её как губка боб. Начитавшись теории, переходим к практике забиваем болт на это дело ибо очень сложно и денег не меряно. Но руки покоя не дают. Поехали мы как то с товарищем в Биробиджан и случилось у нас великое горе, перегрелся и заклинил двигатель ((( Стоим мы значит на трассе, километров 10-15 до города, километров 70 до дома, заклинивший двигатель, печаль в глазах. Отдохнув, остынув, выпив сочку начинаем ремонт. Скинули головки. Поршни ободраны, зеркало цилиндра тоже. Делать нечего, собираем обратно. Ради смеха пытаемся завести. Хм, коленвал стал проворачиваться, и даже схватывает, и даже завелся! правда ехать хотел максимум 60 км\ч =(( но этого хватило доехать до города (да, мы не стали возвращаться сразу домой, а поехали дальше). По возвращению домой первым делом раскидал двигатель по гаражу и понял, что момент настал и пора бы заняться установкой водяного охлаждения. Был сентябрь, впереди долгие зимние вечера, вот он момент истины!

Глава 2. Теория

Итак, всё что нам нужно знать:

двигатели были следующих серий:

картеры ИЖ Ю5 сб.1 — сб.1-05 воздушного охлаждения (мой вариант)
картеры ИЖ Ю5 сб.1-07 воздушного охлаждения, но допускают установку жидкостного охлаждения
картеры ИЖ Ю5 сб.1-08 жидкостного охлаждения

марку картера можно узнать на переднем креплении двигателя к раме, недалеко от его заводского номера.

Установить «водяные» цилиндры в картеры 07 и 08 — дело не хитрое, по сути это один и тот же картер, который имеет более глубокую кривошипно-шатунную камеру. А вот в 05 картер это целая история. Всё дело в том, что конструктивно цилиндро-поршневая группа в двигателе 07-08 смещена ниже, смещены юбки цилиндров, юбка поршня, картер глубже. При этом ход поршня и размеры шатуна остаются прежними. Зачем? спросите у конструкторов))

Выходов как обычно несколько:

1. Фрезернуть КШК и установить комплект «водяной» ЦПГ
2. Сделать 7 мм проставку из алюминия и тем самым поднять «водяной» цилиндр над картером и оставить «воздушный» поршень. При этом необходимо изготовить удлиненные шпильки крепления головки
3. Отрезать лишнее и установить «водяную» ЦПГ в «воздушную» КШК

Первый вариант не рассматривался впринципе, ручной фрезер? где б его взять… А если запорю КШК? новый картер искать… точно не подходит.
Проставку изготовить? ну по форме прокладки можно было бы сделать проставочку и дело в шляпе, но подгонка степени сжатия, зависящей от толщины этой прокладки меня не вдохновила, тем более цилиндров два.
Решено — режем!

Глава 3. От теории к практике

Порывшись в интернете, нашел интернет -магазин , торгующий запчастями на ИЖ, и приобрел у них «водяную» ЦПГ и так по-мелочи.

Заказ

Головок у них не оказалось, поэтому их приобрел с рук у добрых людей с форума мотоиж

Головки

Крышки головок

Оплачиваем и ждем доставку.

Вот так выглядит ЦПГ

Кольца взял тоже «водяные» они немного тоньше стандартных (2мм против 2,5мм у «воздушных» поршней), будьте внимательны! два комплекта колец, первый на притирку и обкатку, второй на постоянную езду.

Вообще ребята из МотоМира молодцы, всё прислали быстро, всё упаковано, всё хорошо… кроме того, что поршня я доставал из цилиндров молотком! Точнее ударами деревянной ручкой молотка. Не знаю как подбираются размерные группы, но поршень был явно полнее чем надо. Взяв в руки наждачку, мокнув её в моторное масло, я принялся «нашкуривать» поршни до нормального размера. Нормальным размером я посчитал тот, при котором поршень плавно опускается в цилиндре без прихватов и застреваний.

Наступает время брать в руки скальпель ручную пилу по металлу и дорабатывать юбки ЦПГ.

Методика такова, берем в руки колумбик, измеряем высоту юбки «воздушного» цилиндра до его базовой поверхности. Тоже самое делаем с «водяным» цилиндром. Высчитываем разницу (должна быть примерно 5 мм). Размечаем по кругу на юбке «водяного» цилиндра высоту юбки «воздушного» цилиндра и отрезаем. Будьте внимательны и учитывайте толщину реза, лучше сделать чуточку больше и доработать напильником.

воздушный сток, доработанный водяной, водяной сток

воздушный сток, доработанный водяной, водяной сток

Пилим до полной посадки в картер

Посадили

Поршни дорабатываем на ту же величину:

слева доработанный, справа сток

водяной палец стоит выше, что позволяет опустить ниже тело поршня

Дорабатывал на зеркале для получения ровной юбки у поршня. Лишний металл срезал на наждаке, потом допиливал круглым напильником.

После подрезки поршни необходимо взвесить! Дисбаланс не более 5 грамм, я для себя решил, что не более 2 грамм. Но при взвешивании вес оказался одинаков — 137 грамм (если память не изменяет), чему я был несказанно рад.

Начинаем собирать двигатель. Про сборку КПП и замену сальников писать не буду, возможно посвящу отдельную запись со списком деталей и их размеров.

Глава 4. Засада там, где даже не ожидали

Подозрительно всё гладко движется, где то должен быть подвох. Ну точно! ох уж эти ИЖевцы ))

В разное время запчасти для мотоциклов ИЖ выпускали разные заводы — Механический и Мотоциклетный заводы. И по непонятным причинам они шли разными путями. Один завод выпускал «как для Восхода», т.е. плотная посадочка и медная прокладка между цилиндром и головкой. Второй завод выпускал «как для Юпитера и Юнкера», более широкая посадочная полка, проточка под резиновую прокладку между цилиндром и головкой. Пораскинув мозгами дошел я до такой мысли, расточить посадочное в головке до размера цилиндра и установить медную прокладку, т.к. под резиновую прокладку в головке проточки не оказалось.

типа чертеж

Когда нибудь я начерчу нормальный чертеж, а пока для понимания разницы в деталях пойдет и набросок в Paint.

На «чертеже» слева вариант мехзавода, по центру мотозавода, справа — мой, доработанный. Точных размеров не помню, но суть в том что необходимо расточить головку диаметром d1 до диаметра d2.
Растачивал на ЧПУ станке в лаборатории ТОГУ. Подрезать головку для поднятия степени сжатия не стал, не зачем.

Процесс расточки головки на станке

Собираем ЦПГ, не забываем про прокладки под цилиндр, под головку, под крышку, под свечной колодец. Перед окончательной сборкой желательно скруглить переходы в перепускных окнах цилиндра, прикрутить «штаны» и убрать ступеньку-переход к цилиндру для лучшей наполняемости.

Ставим родные «штаны», карбюратор и т.д. и пробуем заводить, всё должно заработать. О навесном оборудовании водяного охлаждения расскажу в следующей части.

И снова всем доброго вечера! Не так давно написал о мотоциклах Иж-Планета и вдохновение ещё осталось. Спешу порадовать очередной информацией о довольно интересном мотоцикле.
Планета — 6.
Наконец-то получилось найти про неё достаточно интересного, чтобы составить небольшой рассказ.

1994 год. Началась разработка нового двигателя ИЖ-П6.
Основными конструкторами по этому двигателю были В.Таламанов и В.Батуев.
Предполагалось изготовить двигатель для новой модели. Что же нового хотели внедрить в этот двигатель? А вот посмотрите сами.
Двигатель так и остался 1-цилиндровым и 2-тактным. Рабочий объём 340 см3, но ход поршня и диаметр цилиндра был позаимствован у мотоцикла ИЖ-Планета Спорт.
Так же предполагалось внедрить 5-скоростную КПП.
В общем и целом этот двигатель являлся дальнейшей модернизацией предшественника ИЖ П5-01. Он так же сохранил бесконтактное зажигание, раздельную систему смазки.
Вот такой получился силовой агрегат.

Неплохо выглядит, правда?
А вот и его рисунок в одной из книг по ремонту.


Основные технические характеристики:
Тип двигателя: 2-тактный, 1-цилиндровый.
Рабочий объём: 340 см3.
Диаметр цилиндра: 76 мм.
Ход поршня:75 мм.
Степень сжатия: 8,7-9,2.
Максимальная мощность: 24,5 л.с.
Частота вращения коленвала при максимальной мощности:
4850 об/мин.
Максимальный крутящий момент: 33 Н.м.
Частота вращения коленвала при максимальном крутящем моменте:
4600 об/мин.
Моторная передача: цепь втулочная 2-рядная, усиленная.
Передаточное число моторной передачи: 2,17.
Муфта сцепления: фрикционная многодисковая в масляной ванне.
Число пар трения: 7 с усиленными шлицами ведущих дисков.
Механизм включения муфты сцепления: кулачкового типа.
Коробка передач: шестеренчатая, 3 -вальная, 2-кулачковая.
Система зажигания: бесконтактная электронная с автоматическим регулированием угла опережения ажигания, независимая от АКБ, 12В.
Мощность генератора: 105 Вт.
Система смазки: раздельная.
Охлаждение: жидкостное с автоматическим включением вентилятора.
Система впуска: карбюратор К-65И.
Интересно получается! Вроде новая модель ИЖа, а журнал МОТО молчит, хотя про другие новинки не по разу статьи выкладывали. Но про П6 мелькнула маленькая заметка, как в некрологе.

Скудновато, конечно написали про него…
Интересный факт! Мотоцикл, что в статье был позже куплен и восстановлен (если я правильно прочитал в интернете).
Вот он до покупки.

И вот после восстановления.


Ну а вот такой получилась первая модель мотоцикла ИЖ-П6. Довольно скромно без вилки орион и литья, но и так довольно симпатично. Минимализм тоже хорошая штука время от времени.

В массовое производство мотоцикл, конечно, не попал, но если верить слухам, то выпустили примерно 28 таких двигателей. И где половина из них, наверно сам господь-бог не знает.
Но есть фотографии из знаменитого подвала ИЖМаша, где много интересного стояло до поры до времени. Вот и наши Планеты — 6 там стояли. И отдельные двигатели попались тоже.





Вот такой интересный мотоцикл получился. На этом я не закончу, а расскажу ещё об их модификациях. Вы спросите: у такой малосерийной модели были модификации?! Я отвечу: разумеется! И это достаточно интересно!
Начну по-порядку.
В книжке нашёл информацию о модернизированном двигателе ИЖ П6-01.
Изменение в этом двигателе коснулись только головки цилиндра и самого цилиндра. На них применено оребрение, как и на обычной воздушке.


Далее был создан двигатель ИЖ П6-02.
Он предназначался для минитрактора и комплектовался электрозапуском и выносным генератором.

Так же нашёл Планету 6 в другой облицовке. Двигатель изменениям тут не подвергался.

А напоследок самая последняя модификация этого двигателя и просто максимальный набор всего, что можно было сделать с картером Иж-Планета.
Вот он! Двигатель ИЖ П7.

Что же включал в себя этот двигатель:
1.Раздельная система смазки.
2.Жидкостное охлаждение.
3.Бесконтактная система зажигания.
4.Пятиступенчатая коробка передач.
5.Наличие электростартера.
6.Уравновешивающий механизм, служащий для снижения уровня вибрации.
Годы разработки: 1997-1999.
Конструкторы: Р.Гиззатуллин, М.Шалагин, В.Батуев.
Основные технические характеристики:
Рабочий объём: 340 см3.
Диаметр цилиндра: 76 мм.
Ход поршня:75 мм.
Степень сжатия: 8,7-9,2.
Максимальная мощность: 24,5 л.с.
Частота вращения коленвала при максимальной мощности:
4850 об/мин.
Моторная передача: цепь втулочная 2-рядная, усиленная.
Передаточное число моторной передачи: 2,17.
Муфта сцепления: фрикционная многодисковая в масляной ванне.
Число пар трения: 7 с усиленными шлицами ведущих дисков.
Механизм включения муфты сцепления: кулачкового типа.
Коробка передач: пятиступенчатая.
Система зажигания: бесконтактная электронная с автоматическим регулированием угла опережения ажигания, независимая от АКБ, 12В.
Мощность генератора: 105 Вт.
Система смазки: раздельная.
Охлаждение: жидкостное с автоматическим включением вентилятора.
Больше просто было не запихать в этот мотор. А вот интересные фото внутренностей картера.
Шестерня балансирного вала

Сам балансирный вал и его место в картере


Выемка под электростартер

Картера с цилиндром

Картер с коленвалом и балансиром

А покупался мотор с облицовкой вот в таком состоянии.


Как вы видите, облицовка похожа на ту, которая ставилась на ИЖ Спринт. С первого взгляда и не понять, что это Планета)))
Владелец просто отлично восстановил этот мотоцикл. Теперь он выглядит так.


Сейчас этот мотоцикл полностью восстановлен и выглядит иначе, жаль фоток нет.
Вот такая получилась Планета 6. даже слов нет!!!
А вот ещё известные экзепляры.
П6 из г. Ижевск. Владельцы- очень хорошие ребята!

П6 из г. Саранск.


П6 из г. Санкт — Петербург.

Вот такая была интересная модель! В этом двигателе полностью использовали возможности многострадательного картера))) Вот такой достигнут максимум. Жидкостное охлаждение это огромный плюс для планеты, если её эксплуатировать в городе. Поездив на обычной воздушке летом в городе, очень боишься пробок, иначе прихвата не избежать… так и мечтаешь о жидкостном охлаждении…


На этом очередной рассказ заканчивается. Думаю, вам было интересно. Благодарю за внимание.

Мотоцикл ИЖ Планета 7

Информация по мотоциклу ИЖ Планета 7

Изготовление мотоцикла ИЖ Планета 7 было основано на базе Планеты 5, хотя он имеет значительные отличия от собрата. Внешний вид ИЖ Планеты 7 подобен предыдущей модели, мотоциклы настолько похожи внешне, что если не присматриваться то со стороны их можно перепутать. Правда глушители на новой модели полностью видоизменены. На мотоцикле ИЖ Планета 7 установлен одноцилиндровый четырехтактный двигатель с рабочий объемом 249 см3, который уступает своим объемом предыдущей модели на 97 кубических сантиметров, но мощность двигателя такая же – 20 лошадиных сил. Мотоцикл может разогнаться до предельной скорости 120 км/час.

Мотоцикл ИЖ Планета 7 имеет 5-ступенчатую коробку передач, благодаря чему машина очень быстро набирает обороты. На рулевом управлении установлена кнопка электростартера для запуска двигателя, это новшество совершенно отодвигает на задний план запуск мотора при помощи заводной лапки (кикстартера). При желании на мотоцикле ИЖ Планета 7 можно сделать небольшой тюнинг: установить ветровое обтекаемое стекло, вместе с ним эксклюзивные зеркала. Новый мотоцикл ИЖ Планета 7, который был изготовлен в 2008 году, успел завоевать симпатии со стороны мотолюбителей и занял достойное место среди лучших мотоциклов российского производства.

Видео

  • Обзор мотоцикла ИЖ Планета 7

Фото мотоцикла, который вы видите, способно завораживать с первого взгляда. Да и технические данные порадуют использованием очень мощного четырехтактного мотора с четырьмя клапанами. Не смотря на то, что рабочий объем движка был существенно уменьшен в сравнении с более ранними моделями ИжМаша, силовые показатели мото не пострадали. Располагая двадцатью лошадками, байк способен развивать серьезную максимальную скорость в 120 км. в час. Седьмая Планета набирает скорость довольно таки быстро. Да и выносливость двигателя порадует, поскольку перегревается силовой агрегат довольно-таки редко (даже в жаркую летнюю погоду).

Среди прочих особенностей Планеты 7 поколения можно выделить ряд новаторств, облегчающих эксплуатацию двухколесного. На мотоцикл установлен электростартер для более комфортного запуска движка. Интересно, что подсевшая или же отсутствующая АКБ не станет препятствием в использовании данного железного коня. Относительно невысока и стоимость байка. Он вполне способен конкурировать с китайскими аналогами в данном показателе. В целом отзывы о мото довольно-таки неплохие. Этот двухколесный считается наиболее надежным, а также простым в обслуживании и эксплуатации отечественным одноцилиндровым мотоциклом.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *