Девушка с татуировкой дракона

У этого термина существуют и другие значения, см. Девушка с татуировкой дракона (значения).

Девушка с татуировкой дракона

Män som hatar kvinnor

Автор

Стиг Ларссон

Жанр

триллер, детектив, Скандинавский нуар

Язык оригинала

шведский

Оригинал издан

Переводчик

Анна Савицкая

Серия

«Миллениум»

Издатель

М.: Эксмо, СПб: Домино

Выпуск

Страниц

Носитель

книга

ISBN

Цикл

Миллениум

Следующая

Девушка, которая играла с огнём

«Девушка с татуировкой дракона» (швед. Män som hatar kvinnor; дословный перевод — «Мужчины, которые ненавидят женщин») — детективный роман, первая книга из трилогии «Миллениум» шведского писателя Стига Ларссона.

Роман был награждён премиями Glass Key Award в 2006 году, Boeke Prize в 2008 году, Galaxy British Book Awards в 2009 году и Anthony Award. Посмертно Ларссон получил премию английского канала ITV3 Crime Thriller Award.

Книга была дважды экранизирована. Первый фильм был снят Нильсом Арденом Оплевом в 2009 году в Швеции. Главные роли в нём сыграли Микаэль Нюквист и Нуми Рапас. В 2011 году вышла американская экранизация режиссёра Дэвида Финчера, главные роли в которой сыграли Дэниел Крейг и Руни Мара.

История создания и прототипы главных героев

На создание главных персонажей книг Ларссона, по его собственным словам, вдохновили образы, созданные Астрид Линдгрен. Прототипом Саландер является Пеппи Длинныйчулок. В оригинальной версии книги Лисбет рыжая, а табличка на двери квартиры Лисбет Саландер по адресу Фискаргатан, 9, гласит «В. Кула» (сокращение от Villekulla — виллы, где жила Пеппи).

Микаэля Блумквиста Ларссон называл «родственником Калле Блумквиста», мальчика-детектива, персонажа детских книг. Полное имя Блумквиста — Карл (Калле) Микаэль Блумквист. Сравнением с Калле-сыщиком, как правило, пользуются недоброжелатели Блумквиста, поэтому он не использует своё первое имя.

В произведении имеется множество отсылок к творчеству шведской писательницы Астрид Линдгрен. Так, помимо всего прочего, в летнем домике Готфрида Вангера, осматривая книжные полки, Микаэль обнаруживает книгу «Пеппи Длинный чулок» вместе с «Мы все из Бюллербю» и «Кале Блумквист и Расмус». Имя бродячей кошки Чёрвен (Tjorven) — это также имя одного из персонажей Астрид Линдгрен.

Персонажи романа всё время пьют кофе; это слово встречается в русском издании книги 113 раз. Гражданская жена писателя, Ева Габриэльссон, в своей книге «Миллениум, Стиг и я», посвящённой истории написания трилогии, пишет, что они со Стигом любили кофе с самого детства. Стига с пяти лет поила кофе его бабушка.

Сюжет

Микаэль Блумквист, журналист и издатель шведского политического журнала «Миллениум», проиграл судебный иск, поданный против него миллиардером-предпринимателем Хансом Эриком Веннерстрёмом, который обвинил Блумквиста в клевете. Три месяца — столько журналист должен отсидеть в тюрьме.

Через некоторое время Дирк Фруде, адвокат легендарного шведского промышленника Хенрика Вангера, поручает Лисбет Саландер, 24-летней хакерше, работающей в охранном агентстве «Милтон Секьюрити», составить подробное жизнеописание Блумквиста. После получения исчерпывающего отчёта о жизни журналиста Фруде передаёт Блумквисту предложение от Хенрика встретиться в Хедестаде. Там Хенрик Вангер предлагает Блумквисту под видом написания семейной хроники расследовать исчезновение его внучатой племянницы Харриет. Шестнадцатилетняя Харриет пропала 40 лет назад, в 1966 году. Вангер-старший убеждён, что Харриет убита, причём кем-то из членов его обширной семьи. В качестве аргументов пожилой промышленник называет не только солидное вознаграждение, но и серьёзные улики против Ханса Эрика Веннерстрёма. После недолгих сомнений Блумквист соглашается.

На время расследования журналист перебирается на остров Хедебю в Хедестаде, на котором и исчезла Харриет. Там же всю жизнь проживает и сам Вангер. Блумквист знакомится со всеми живущими членами семьи Вангер, среди которых бывший нацист Харальд, брат Хенрика, и дочь Харальда Сесилия, с которой у Микаэля начинается роман.

Тем временем Лисбет Саландер, в 18-летнем возрасте признанная недееспособной, теряет своего опекуна и знакомится с новым — адвокатом Нильсом Бьюрманом. Бьюрман пользуется своей властью для принуждения Саландер к сексу. После изнасилования Лисбет решает отомстить адвокату — она снимает последнее изнасилование на скрытую видеокамеру. Она шантажирует его видеозаписью, требуя личного доступа ко всем своим банковским счетам. Кроме того, она пытает его и делает ему татуировку о том, что он насильник.

В ходе расследования Микаэлю Блумквисту представляется список из пяти женских имен и пятизначных чисел, написанный пропавшей Харриет Вангер. Лисбет, увлекающаяся религией, наводит его на связь представленного списка с Библией, в которой стихи (обозначенные в списке цифрами) описывают жестокие наказания женщин за их грехи. Когда в расследовании Микаэлю требуется помощь, он случайно узнает, что Лисбет составляла на него довольно подробное досье. Догадавшись, что она является хакером, узнаёт её адрес от Фруде и едет к ней, чтобы предложить сотрудничество в расследовании исчезновения Харриет. Объединившись, они проводят расследование, в котором выявляют имена женщин, жестоко убитых в 1940—1960-х годах в Швеции. Эта находка наводит их на мысль, что незадолго до исчезновения Харриет вышла на след серийного убийцы. Лисбет начинает испытывать симпатию к Микаэлю, и они становятся любовниками. Вскоре Блумквист убеждается, что за убийствами стоит Готфрид Вангер, отец Мартина и Харриет, утонувший в 1965 году. Но последнее убийство произошло в 1966 году.

Проанализировав имеющиеся материалы, Микаэль приходит к выводу, что дело отца продолжил его сын Мартин. Микаэль решает поговорить с Мартином, но попадает в ловушку. Вангер связывает Блумквиста в подвале, где рассказывает ему историю от начала до конца. Первым серийным убийцей в семье Вангер был Готфрид, отец Мартина и Харриет. Вплоть до своей смерти в 1965 году Готфрид насиловал и избивал женщин и привлекал своего собственного сына Мартина к совершению убийств. Оба они насиловали Харриет с тех пор, как ей исполнилось 14. Мартин пошёл по стопам отца и совершил первое убийство в феврале 1966 года. После того как Мартин заканчивает свой рассказ, в дом врывается Лисбет, которая нападает на него с клюшкой для гольфа. Мартин пытается покинуть окрестности на автомобиле, но в стремлении оторваться от преследующей его на мотоцикле Саландер попадает в автокатастрофу и погибает. Сама Харриет оказывается живой. Блумквист находит её в Австралии, куда она сбежала от издевательств и побоев брата Мартина и жила под именем своей кузины Аниты. Микаэль убеждает Харриет вернуться в Швецию, что та и делает, принимая от Хенрика должность управляющего концерном «Вангер».

Когда Блумквист узнает о бесполезности улик Вангера против Веннерстрёма, он приходит в ярость. Однако Саландер к тому времени уже взломала компьютер Веннерстрёма и добыла куда более серьёзный компромат на миллиардера. Используя материал, Блумквист пишет разоблачительную статью и книгу о Веннерстрёме, чем добивается успеха своему журналу в национальных масштабах. В это время Саландер успешно крадёт 260 миллионов долларов со счетов Веннерстрёма и переводит их себе на анонимные офшоры.

Веннерстрём бросается в бега и в течение полугода скрывается за границей. Саландер наблюдает за ним через Интернет, после чего анонимно сообщает о его местоположении преступникам, которым он должен денег. Вскоре Веннерстрёма обнаруживают мёртвым.

Лисбет и Микаэль проводят Рождество вдвоем в домике Микаэля в Сандхамне. В канун Нового года Саландер едет к Блумквисту с подарком, собираясь признаться Микаэлю в любви, но, заметив его вместе с Эрикой Бергер, разочаровывается в чувствах и уезжает.

Действующие лица

Главные герои

  • Микаэль Блумквист — скандально известный журналист и издатель журнала «Миллениум».
  • Лисбет Саландер — девушка-хакер, обладающая фотографической памятью.

Семья Вангер

  • Хенрик Вангер — промышленник и бывший генеральный директор концерна «Вангер».
  • Харриет Вангер — внучатая племянница Хенрика Вангера, исчезнувшая в 1966 году.
  • Мартин Вангер — действующий генеральный директор концерна «Вангер».
  • Готфрид Вангер — утонувший племянник Хенрика Вангера, отец Мартина и Харриет.
  • Изабелла Вангер — мать Харриет и Мартина, вдова Готфрида Вангера.
  • Харальд Вангер — родной брат Хенрика Вангера, бывший шведский нацист.
  • Сесилия Вангер — дочь Харальда, учительница.
  • Анита Вангер — дочь Харальда, живущая в Лондоне.
  • Биргер Вангер — сын Харальда.

Остальные персонажи

  • Ханс Эрик Веннерстрём — финансист-мошенник и миллиардер.
  • Эрика Бергер — журналистка, издатель журнала «Миллениум» и occasional lover (с англ. — »любовница по случаю») Микаэля Блумквиста.
  • Нильс Бьюрман — адвокат, опекун Лисбет Саландер.
  • Хольгер Пальмгрен — адвокат, бывший опекун Лисбет Саландер, сложивший с себя полномочия после инсульта.
  • Драган Арманский — директор «Милтон Секьюрити», начальник Лисбет Саландер.
  • Дирк Фруде — личный адвокат Хенрика Вангера.
  • Кристер Мальм — совладелец журнала «Миллениум», арт-директор и дизайнер.
  • Густав Морелль — отставной инспектор полиции, 40 лет назад занимавшийся расследованием исчезновения Харриет.
  • Чума — знакомый Лисбет, хакер.

LiveInternetLiveInternet

Сейчас во всем мире, включая Россию, очень популярна трилогия Стига Ларссона, главной героиней которой является Лисбет Саландер. Это романы серии «Миллениум»: «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнем», «Девушка, которая взрывала воздушные замки». (Все названия приведены в русской версии перевода. Буквальные переводы другие).

Стиг Ларссон современный шведский автор, журналист, умерший в 2004 году.

По трилогии вышли фильмы в Швеции и США (пока только первый фильм, который недавно прошел в кинотеатрах России).

Я начала с того, что прочитала первую книгу. Это детектив, довольно интересный, захватывающий. Но слишком много страниц уделено главным героям, особенно Лисбет. В мельчайших подробностях описана ее жизнь, ее привычки, внешность и прочее. Это один из самых необычных персонажей в литературе. И один из самых неоднозначных. Когда смотришь фильм, ощущения недостоверности героиня не вызывает, так как в фильме не показаны мелочи, который прописаны в книге. А читая книгу, хочется воскликнуть: «Не верю!» Героиня даже не окончила школу, а какая она суперумная! Не верю! (Это к недавнему вопросу о важности образования). Ну, хоть что со мной делайте, ни за что не поверю, что человек при всей своей гениальности может говорить по-английски, не изучая никогда этот язык! Здесь автор переборщил явно.

И еще один момент, уже из второй части (не читала, видела только фильм): как можно с двумя пулями в теле и одной в голове, будучи без сознания, вырыться самостоятельно из могилы? Девушка не только суперумная, но и суперсильная (при весе 40 кг и анорексии). Надо заметить, что история не в стиле фантастики. В общем, автора занесло.

В целом книга понравилась. Роман на тему насилия над женщинами. Очень извращенные преступления. Фу!(((

Теперь о фильмах. Шведский и американский фильмы по первой книге, хоть и сделаны близко к роману, но все равно во многом отличаются от него и друг от друга. В американской версии даже концовку о Харриет значительно изменили. Оба фильма интересны по-своему. Очень нравится концовка в романе (самая концовка, когда Лисбет понимает, что влюбилась в Микаэля, покупает ему подарок, видит его с его прежней любовницей и выбрасывает подарок на помойку). В шведской версии этого эпизода нет. А в американской версии он показан очень здорово.

Многие обращают особое внимание на кастинг. Конечно, шведский актер не идет ни в какое сравнение с Дэниелем Крейгом. Крейг краше.:) А вот Лисбет мне понравилась намного больше в шведском варианте.

Шведская Лисбет

Американская Лисбет

А вообще, честно говоря, кастинг хороший и там, и там, поэтому мне пофиг на актерский состав.:)

Вторую и третью книги я не читала. Говорят, они не такие интересные, как первая. Да и лучше фильм посмотреть, мне кажется. И так все понятно.

Шведский фильм по второй книге очень интересный. Мне понравился. А вот третий скучный до невозможности. Действия почти нет. Разговоры, разговоры. В целом вторая и третья части являются прямым продолжением и окончанием истории, начавшейся в первой части. Но не основной ее истории, а истории главной героини.

Как Руни Мара стала Лизбет Саландер

Пожалуй, это была одна из самых сложных задач, которая когда-либо стояла перед Дэвидом Финчером. Конечно, ему и раньше случалось сталкиваться с трудностями: например, на съемках «Загадочной истории Бенджамина Баттона» место действия пришлось перенести из Балтимора в Новый Орлеан, поскольку студия получила значительные налоговые льготы именно в этом городе. Или, например, пришлось сделать 99 дублей начальной сцены с участием Джесси Айзенберга и его девушки для фильма «Социальная сеть». Но на этот раз…
На этот раз Финчеру нужно было найти актрису на роль Лизбет Саландер. Тем, кто когда-либо экранизировал книгу, были понятны его мучения. Любой выбор режиссера так или иначе вызвал бы раздражение у зрителей, в воображении которых образ героини уже сложился.
Какими качествами должна обладать девушка, чтобы справиться с этой сложной ролью? – вот главный вопрос, который задавал себе Финчер на протяжении работы над фильмом.

«Лизбет Саландер – неистовая фея с претензией на героизм. Ее можно было бы назвать одной из самых оригинальных персонажей, которые когда бы то ни было появлялись на страницах книг: беспризорница, похожая на Одри Хэпберн с татуировками и пирсингом. Она, как и Лара Крофт, не склонна брать пленных, и, как и мистер Спок, обладает напрочь лишенным сантиментов интеллектом», – так описала Саландер колумнистка «The New York Times». Неплохой образ, неправда ли?
Стивен Зэйллиан, сценарист фильма «Девушка с татуировкой дракона» много добавил от себя, чтобы образ Саландер получился максимально приближенным к оригиналу. Прописывая эту героиню, он пытался передать контраст многих качеств характера Саландер: с одной стороны она защищена многомиллиметровой броней, но с другой — очень ранима, что может почувствовать каждый, рискнувший приблизиться к этой девушке.

Подбирая героиню на главную роль, Финчер пытался найти все эти качества в актрисе. Ему нужна была по-настоящему сильная актриса, которая не побоялась бы пройти по краю безумия вместе со своей героиней и, не задумываясь, прыгнула бы в пропасть. Так он нашел Руни Мару.
«Больше всего меня подкупило то, что она относилась к новым испытаниям так, как отнеслась бы Лизбет – не сдавалась, – вспоминает он . – Когда кастинг подошел к завершающей стадии, я знал, что эта девушка готова ради нас броситься на амбразуру. С самого начала она предстала перед нами именно такой, какой мы бы хотели видеть Лизбет Саландер. Даже в реальной жизни она в чем-то похожа на свою героиню. Помню, я тогда сказал: «Не знаю, справится ли она с этой ролью. Но готов дать руку на отсечение, что она будет стараться изо всех сил. Нам нужно просто воодушевить ее, направить и отпустить поводья».
Что же сделала Мара, чтобы окончательно вжиться в образ Саландер? Во-первых, она отстригла свои длинные волосы и покрасила их в радикально-черный цвет. Вроде бы, незначительный вклад в образ, но для девушки, которая впервые экспериментировала с собственной внешностью, это действительно подвиг.

метаморфозы Руни Мара
На этом Мара не остановилась и обзавелась пирсингом. Но самым большим шоком для девушки стало обесвечивание бровей. «Непосредственно перед тем, как обесцветить брови, я, помню, была очень собранной, готовой к переменам, и с нетерпением ждала этого, – вспоминает Мара. – Чуть позже я посмотрела в зеркало, и у меня чуть сердце не остановилось. Утешала только мысль о том, что обесцвеченные брови стали самым эффектным дополнением образа моей героини. Эта деталь стала нашей своеобразной фишкой».
Во-вторых, она научилась управлять мотоциклом. И, наконец, в –третьих, она съездила в Швецию и провела там несколько дней в одиночестве, гуляя и ислледуя те места, в которых бывала главная героиня книги.
Кульминацией месяцев различных проб и ожидания стал ультиматум. «Дэвид вызвал меня в свой офис и начал рассказывать о роли; о том, почему стоило бы отказаться; о том, как это изменит мою жизнь и не обязательно к лучшему, — вспоминает Мара. – Затем он передал мне iPad, на экране которого был пресс-релиз с указанием моего имени в роли Саландер. Он сказал, что его планировалось разослать в тот же день и что у меня было ровно полчаса на то, чтобы дать согласие или развернуться и уйти».

Руни Мара и предыдущая Саландер — Нуми Рапас
Мара не колебалась ни минуты. И даже слова Финчера о том, что на время съемок ей придется отказаться от своей жизни, перестать видется со своими друзьями и родными, не смогли переубедить ее. «Дэвид не знал, что я на самом деле одиночка, и все его страшилки меня нисколько не пугают. Я могу кого-то испугать, а меня саму испугать сложно» — говорит Мара.
Увидеть, насколько удачным получился образ Саландер , который создала Руни Мара, можно 2 января во всех кинотеатрах города

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *