BMW R12

За годы увлечения старинными мотоциклами через мою мастерскую прошло три-четыре десятка BMW модели R 12 (а сколько было осмотрено — не сосчитать!). В большинстве своем техника приходила в разобранном в виде, но попадались и более или менее сохраненные экземпляры.

Сначала мне даже доставляло удовольствие разбирать их и собирать вновь из наиболее сохранившихся оригинальных деталей. Наигрался вдоволь! Перебранные таким образом мотоциклы выглядели очень достойно, как только вчера произведенные. Собранные из деталей похуже – шли на обмен. Спрос в мире на 12-ю модель всегда был, да и сейчас остается: для некоторых это по-прежнему является коммерческим проектом. Меня же интересовали разные другие марки — «НСУ-хи, «Д-Рад-ы», «Цундапы», «Индианы» и «Харлеи». Попадались и уж совсем диковинные — «Гном-Роны», «Саролеи», «Империи», «Жилеты», «Арди» и прочий трофейный «металлолом».

С продавцами и перекупщиками мы очень даже ладили. Несмотря на их страстное желание наживы, в моменты переговоров случались у них помутнения сознания, и тогда чувства любви к технике перевешивали все алчные помыслы. Так было интересно за ними наблюдать (Н.Гоголь отдыхает!). За время общения у меня даже сложилась такая забавная классификация типов и характеров людей, постоянно крутящихся и периодически появляющихся возле этого «круговорота» железа — от перекупщиков, знатоков, копателей и собирателей до явных жуликов и просто пьяниц. Где-нибудь размещу заметку об этом. Но что-то я отвлекся. В общем, обмен шел успешно…

Итак, один из R 12. Мотоцикл прибыл в мастерскую в таком разобранном виде:

Дождавшись своей очереди, отправился в реставрацию и уже через пол года вернулся таким красавцем и занял свое место в коллекции мотоциклов BMW.

Среди бесчисленного множества немецких мотоциклов Второй мировой войны был BMW R 12, большой, 750-кубовый, изначально гражданский мотоцикл, который широко использовался в начале войны мотострелковыми батальонами Вермахта.

BMW R12

Несмотря на то, что родословную мотоцикла можно было бы продолжить до R62 1928 года, нестандартная периметрическая стальная рама роднит его с похоже укомплектованными моделями R11 и R16, вышедшими в 1929 году. Созданная для решения проблем с трещинами в сварочных швах, уникальная периметрическая рама стала огромным шагом вперед в сторону от велосипедного наследия мотоцикла. BMW R12 комплектовался телескопической передней вилкой с гидравлическими амортизаторами (подобная конструкция была впервые в мире применена на этой модели) для улучшения управляемости, и продвинулся далеко от своих предшественников, благодаря 4-ступенчатой коробке передач и взаимозаменяемым колесам.

BMW R12 в довоенное время

Ранние проблемы с клёпанными швами привели к внедрению электродуговой сварки в 1936 году и R12 стал самым массовым мотоциклом BMW до появления модели R75/5 в 1970-х.

Несмотря на внушительный вес, более 180 кг, сочетание мощного двигателя объемом 746 куб. см, 4-ступенчатой коробки передач и привода от вала делало машину довольно быстрой и надежной, а жесткость задней подвески не сильно влияла на комфорт передвижения на мотоцикле. Однако небольшое расстояние между колесом и крылом – наследие первоначального гражданского предназначения мотоцикла – затрудняло движение по грязи или снегу, что создавало множество проблем для немецких мотоциклистов на Восточном фронте.

BMW R12 использовался как в вариантах соло, так и с коляской, однако в отличие от R75, вскоре появившейся новой модели BMW, колесо коляски было ведомым, что негативно сказывалось при езде по бездорожью.

BMW R61 из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

BMW R75 из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

Около 36000 машин было выпущено до мая 1941 года, при этом 10000 только за первые 12 месяцев производства. Около 10000 мотоциклов было изготовлено специально для нужд Вермахта, однако и многие гражданские машины были реквизированы для фронта.

Несмотря на продолжение производства до 1941 года, уже в 1938 году BMW R12 был практически вытеснен моделями R61 и R71.

BMW R12

BMW R12

Общая информация

Производитель

Составляющие

BMW R12 на Викискладе

БМВ R-12 (нем. BMW R-12) — немецкий мотоцикл, производившийся компанией БМВ перед Второй мировой войной. Был представлен в 1935 году и в том же году запущен в производство. До окончания производства в 1942 году выпущено 36 002 мотоцикла R-12. Выпускался в двух вариантах: с коляской и без. Имел гражданскую и военную модификации.

14 февраля 1935 года на автомобильной выставке в Берлине BMW впервые представило R12 совместно с BMW R17. Оба мотоцикла являлись прямыми преемниками BMW R11 и впервые в мире были оснащены передней телескопической вилкой с гидравлическими амортизаторами.

Обладая высокой надежностью и простотой эксплуатации при малой цене, мотоцикл стал самым массовым в вермахте. На варианте с коляской устанавливался пулемет. museum of the Plassenburg in Kulmbach На спортивной версии R12 28 ноября 1937 года немецким мотогонщиком Эрнстом Хенне был установлен мировой рекорд скорости в 279,5 км/ч, который продержался 14 лет.

Экземпляры мотоцикла сохранившиеся до настоящего времени находятся в частных коллекциях и музеях, так например, экземпляр мотоцикла имеется в Военно-историческом музее Вены, причём в оригинальной камуфляжной окраске.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *