Scorpion EXO-C110 – полумерок

Путешествующие всадники, которым нужен самый обычный шлем без особых наворотов, посчитают Exo-C110 наилучшим вариантом. У него четкие линии, единственный недостаток заключается в том, что он не покрывает всю голову. Хотя, с другой стороны, такое решение позволяет уменьшить размер, вес и придать внешнему виду современности, но с оттенком олдскульных традиционных мотоциклетных шлемов. Оболочка сделана из поликарбоната, который не будет отягощать вас, даже если вы планируете одеть шлем в недельное путешествие.

Козырек закроет от солнца и расширит круг обзора, а вентиляционные отверстия позволят вас чувствовать себя комфортно даже в самых горячих заездах и при самой жаркой погоде. Так, когда требуется защита глаз, солнцезащитный козырек SpeedView работает лучше, чем пара солнцезащитных очков, поскольку им намного удобнее пользоваться, и к тому же его можно очень быстро убрать, если он больше не нужен. Также на нем есть специальное покрытие, которое предотвращает потение лица или оседание конденсата с внутренней стороны, так что вам не придется думать, как на высокой скорости вытереть влагу.

Arai Corsair V – безопасность прежде всего

Настоящие гонщики и парни, любящие стант, скажут, что Corsair V это, вероятно, самый безопасный шлем, которому не боязно доверить свою голову. Он не только получил печать одобрения от DOT, но и прошел сертификацию по безопасности Snell M2010. Мы выбрали стандартную модель, без особых наворотов, так как стоит она сравнительно недорого. Вы же можете отдать предпочтение более изощренным вариантам, правда, и заплатить за них придется соответственно. Ребро жесткости hyper-ridge увеличивает его ударопрочность, а также предлагает дополнительные системы вентиляции и больше отверстий в области шеи.

Как правило, этот шлем используется при поездках на дальние дистанции, так как в нем используется целых пять спойлеров, которые помогут держать голову в прохладе (правда, уличным гонщикам скорее приглянется модель RX-Q). Шлем не отличается изысканным стилем, но включает в себя много полезных особенностей, среди которых специальные вкладки, которые позволяют снять его быстро и аккуратно, когда гонщик находится в бессознательном состоянии. Такие вот, на первый взгляд, мелкие детали и являются причиной того, что мотоциклисты выбирают именно Corsair V.

Шлемы профессионального уровня.

Один из наиболее очевидных ответов на озвученный вопрос – чем более технологически продвинутой и дорогой является модель, тем она лучше. Естественно, профессиональные решения многократно превосходят в различных аспектах бюджетные аналоги. Материалы корпуса и подкладки, вес, вентиляционная система, высокая износостойкость, совместимость с различными типами защиты шеи, графика и дизайн, соответствие различным международным стандартам и протоколам защиты – всё это и еще ряд мелких нюансов возносит профессиональные мотошлемы на вершину, зачастую недостижимую бюджетным моделям.
Топовые шлемы Shoei вообще собираются практически вручную с индивидуальным контролем качества.

Если говорить о стандартах и протоколах защиты – они играют далеко не последнюю роль, т.к. являются прямым показателем уровня защиты конкретной модели.

Проще говоря, если шлем прошел сертификацию по самым высоким стандартам и соответствует максимальному числу различных протоколов – значит, он лучше защищает голову гонщика даже при самых жестких падениях. Такая высокая степень защиты крайне актуальна для профессиональных спортсменов, особенно в таких дисциплинах как мотокросс, мотофристайл, эндуро, хард-эндуро и т.д.

Комфорт и доп. элементы

Современный шлем профессионального уровня имеет сложную форму и многослойную конструкцию, что дает лучшие показатели аэродинамики и надежности, но неизбежно сказывается на цене.

Прогрессивная система вентиляции с большим количеством специальных воздуховодов по всему периметру оболочки – следующая отличительная черта хорошего шлема.

Но, нужно отметить, что в последние годы даже бюджетные модели ведущих производителей экипировки стараются не отставать в данном аспекте от профессиональных решений. Отличная вентиляция – залог высокого комфорта при езде в любых погодных условиях, особенно в жаркие летние дни под палящими лучами солнца.

Наличие дополнительных функций типа системы аварийного снятия шлема без нагрузки на шею и позвоночник в случае жесткого падения спортсмена также является характерным признаком профессиональных моделей.

И, безусловно, подобные решения не встречаются в бюджетных мотошлемах.
Общие черты, присущие как бюджетным, так и профессиональным решениям, вроде быстросъемной антибактериальной подкладки, которую можно легко постирать, сменного козырька, вентиляционных фильтров и застежек – не нуждаются в подробном описании. Однако шлем можно отнести к разряду «лучших» только при обязательном наличии данных преимуществ. С другой стороны, сейчас крайне сложно встретить шлем, не обладающий подобным функционалом – это должна быть либо очень старая модель, либо второсортная «поделка» от малоизвестного производителя.
Если приводить конкретные примеры из ассортимента нашего магазина, которые так или иначе сочетают в себе все вышеперечисленные качества, то первым в этом списке будет шлем Shoei VFX-W, который разрабатывался ведущим производителем мотошлемов – компанией Shoei специально для профессиональных спортсменов, предпочитающих экстремальные дисциплины мотоспорта. Также в качестве примера одних из лучших решений на рынке мотошлемов являются модели Fox V3 от всемирно известного бренда Fox Racing и кроссовые шлемы Airoh Aviator. Данные модели также сочетают в себе подавляющее большинство перечисленных достоинств и относятся к профессиональному классу защитной экипировки соответственно.
Вот наше видео с обзором топовых шлемов трех известных брендов — Shoei, Fox и Airoh:

Стоит ли рассматривать различные модели, помимо дорогих профессиональных решений?

Конечно же, стоит! В данной статье мы перечислили основные признаки качественного мотошлема, которые способны сделать определенную модель достойной приставки «лучший». И, конечно же, наиболее дорогие решения для профессиональных спортсменов наилучшим образом сочетают в себе либо все, либо подавляющее большинство перечисленных достоинств. Однако и среди полупрофессиональных и даже бюджетных решений встречаются достойные варианты, которые зарекомендовали себя долгими годами эксплуатации, тестирований и постоянных улучшений, внедряемых производителями при изготовлении данных моделей.

Такие шлемы, бесспорно, являются лучшими по соотношению «цена/качество».

И для многих покупателей данный фактор будет решающим при выборе определенной модели, т.к. подобный мотошлем способен не только надежно защитить голову райдера и обеспечить достаточный уровень комфорта, но и позволит сэкономить средства, что бывает весьма актуально для любителей.

В качестве примеров подобных шлемов вполне можно привести такие популярные модели, как Fox Racing V2 и Thor S4 Quad, а также наиболее бюджетные варианты – суперпопулярный Fox Racing V1 и дешевый Fly Racing Kinetic.
В заключении хотелось бы отметить, что для каждого конкретного райдера существует «свой лучший мотошлем», а вам осталось лишь найти наиболее оптимальный вариант. И мы надеемся, что данный материал поможет вам совершить выбор в пользу определенной модели. Мы рекомендуем вам ориентироваться на вышеперечисленные преимущества и личные требования при покупке мотошлема.

Выбор и покупка шлема: от и до

История мотоциклетных шлемов насчитывает более семидесяти лет, за которые человечество придумало множество конструкций, компоновок и дополнений, способных сделать жизнь мотоциклиста не только безопаснее, но и комфортнее. Узнайте о том с чего всё началось, какие виды шлемов бывают сегодня и как не потеряться в этом многообразии.

Началось все в далёком 1935 году, когда смерть отставного полковника британской армии Томаса Эдварда Лоуренса, также известного как Лоуренс Аравийский, попавшего в аварию на своем Brough Superior SS100, произвела такое впечатление на молодого врача Хью Кэрнса, пытавшегося спасти ему жизнь, что последующие десятилетия он решил посвятить изучению дорожной безопасности и созданию защитной экипировки для водителей мотоциклов.


Лоуренс Аравийский на мотоцикле Brough Superior SS100

Кэрнс проанализировал 2279 смертельных аварий на мотоциклах и пришёл к выводу, что в большинстве случаев, причиной смерти становилась травма головы и именно благодаря его исследованиям 1941-1946 годов, Британский институт стандартов в начале 50-х опубликовал список требований и способ испытаний мотоциклетных шлемов. Примерно в тоже время, в США была запатентована первая конструкция, ставшая основой для всех современных шлемов.


Британские гонщики на соревнованиях по спидвею. Чехословакия, 1959 год.

Впервые мотоциклистов законодательно обязали носить шлем в 1961 в Австралии, где до сих пор особое внимание уделяют безопасности водителей байков. Например австралийско-новозеландский стандарт AS/NZS 1698:2006 считается одним из самых строгих государственных стандартов сертификации шлемов.

Чуть позже, в 1967 году мотоциклистов обязали использовать шлем и в СССР, да и в других странах, шлем превратился в обязательное средство защиты, примерно в это же время.


Испытатель Ковровского завода им. Дегтярёва А.Д. Яковлев в советском мотошлеме

Столь активное развитие законодательства было вызвано всё увеличивающимся количеством двухколёсной техники на дорогах, растущими скоростями и главное – высокой смертностью среди мотоциклистов.

В 2005 году Министерство транспорта Великобритании опубликовало отчёт, где говорилось, что несмотря на то, что мотоциклисты составляют менее 1% от всех участников движения, на них приходится 19% погибших, причём в 80% случаях причиной смерти стала травма головы. При этом, подобные повреждения мотоциклисты получали в 70% аварий. Печальная статистика – и это спустя почти полвека, с появления законов об обязательном использовании шлема!


Австрийский гонщик Хайнц Кинигаднер на мотоцикле KTM во время ралли Дакар 1996

Разумеется, за всю свою историю мотоциклетные шлемы несколько эволюционировали, но концепция, заложенная в пятидесятых, сохранилась без изменений: снаружи – твердая «скорлупа», внутри – ударопоглощающий материал. Изначально шлемы закрывали лишь верхнюю часть головы, но в процессе развития стали появляться каски, прикрывающие затылок и уши, а чуть позже появились и, так называемые, «фулл фейсы», полностью закрывающие голову пилота. Однако, в процессе эволюции и создания всё новых типов шлемов, старые не оставались в прошлом и сохраняли востребованность на рынке, благодаря чему возможность купить классический шлем-«скорлупку» есть и сегодня.

Всего можно выделить пять основных типов шлемов.

Интеграл

Этот тип шлема называют «фуллфейсом» – он полностью закрывает голову пилота и, как правило, имеет визор, а также массу дополнительных опций. Это самый популярный на сегодняшний день тип шлема, использующийся как спортсменами, так и рядовыми мотоциклистами вне зависимости от класса техники, на котором они ездят. Линейка закрытых шлемов есть в модельном ряду практически каждого производителя.


Интеграл – наиболее распространенный тип мотошлема, использующийся как спортсменами, так и обычными райдерами

«Три четверти» или «открытый»

Шлем «три четверти» от обычных интегралов в большинстве случаев отличается лишь отсутствием «челюсти», в то время как остальная часть весьма похожа, как по конструкции, так и по материалам. Такой шлем обеспечивает неплохую защиту и, как правило, не диссонирует даже с обликом классических мотоциклов. Он может иметь визор, козырек и даже встроенные темные очки, а может просто предлагаться в «голом» виде.


Открытый шлем может оснащаться дополнительным опциями в виде солнцезащитного козырька, визора или фирменных очков

Модуляр

Флип-ап (flip-up) или, как еще называют этот тип – трансформер. Это относительно новый форм-фактор шлемов, отличающийся возможностью изменения конфигурации. Чаще всего обычный интеграл, можно превратить в 3/4, подняв «челюсть», но встречаются и другие конструкции, трансформирующиеся в два и более типов, например, путем установки дополнительных деталей, позволяющих из интеграла сделать дуал-спорт или открытый шлем. Увы, широкий функционал диктует большую, по сравнению с обычными шлемами, массу, увеличение шумности, а в некоторых случаях, меньшую безопасность, но общий уровень удобства для многих мотоциклистов является определяющим фактором при выборе.


Шлем-модуляр Sсhuberth C3 Pro, с установленным переговорным устройством (мотогарнитурой)

Каска, он же – шлем-«половинка»

Самый маленький из всех существующих типов шлемов, закрывающий лишь верхнюю часть головы, виски и лобную долю. Такой шлем выбирают мотоциклисты, не желающие ездить в «кастрюле», избегая при этом проблем с дорожной полицией. Пусть защитных свойств у такой «скорлупки» будет немногим больше, чем у шапки-ушанки, её вполне достаточно чтобы не вызывать интерес инспекторов ГИБДД. Обычно, такие шлемы выбирают для классических или раритетных мотоциклов, подчеркивая аутентичность аппарата экипировкой владельца.


Шлем-половинка – решение, скорее, для отвода глаз, чем для реальной защиты

Кроссовый

Этот шлем создан для езды на внедорожной технике – кроссовых и эндуро мотоциклах, багги и квадроциклах. Кроссовые шлемы отличаются вытянутой нижней частью, облегчающей дыхание, а также наличием козырька, отсекающего поток грязи, летящий, например, с колеса впередиидущего мотоцикла.

Визоров у таких шлемов, как правило, нет, вместо них используются специальные очки, но бывают и исключения. Например шлемы, которые в народе называют «dual sport», выглядят как кроссовые, но при этом обладают визором, съёмным козырьком и иногда солнцезащитными очками. Такие шлемы чаще всего выбирают пилоты тяжёлых туристических эндуро, преодолевающие большие расстояния по асфальту и бездорожью.


Кроссовые мотошлемы используются вместе с защитными очками

Материалы

Впрочем, каким бы ни был тип шлема, материалы изготовления отличаться будут не слишком сильно. Сегодня существуют всего два принципиально разных типа материалов: термопластики и композиты. Первый имеет ряд недостатков в виде высокой массы, и если скорлупа шлема склеена из двух половинок – меньшей прочности, которые с лихвой компенсируются низкой стоимостью.

Их полная противоположность – композиты. Это может быть как карбон, когда скорлупа «выпекается» из углеткани, так и другие материалы, а также их комбинации. Зачастую материал, из которого делается внешняя оболочка, включает в себя волокна углеткани, кевлара и стеклоткани, либо несколько материалов, дополняя друг друга, накладываются слоями.


Разница в весе термопластиковых и композитных шлемов может достигать 200-300 грамм!

Композитные шлемы стоят ощутимо дороже, но меньший вес и, как правило, большая прочность, с лихвой оправдывают стоимость. Может показаться, что переплачивать даже 10 000 рублей за лишние 200-300 грамм глупо, но гонщики, испытывающие большие перегрузки в поворотах и торможениях и вынужденные бороться с инерцией шлема, с вами поспорят. Равно как и путешественники, проезжающие за день больше тысячи километров – за 10-15 часов лишний вес на голове становится весьма ощутимым неудобством.


Профессиональные кроссмены и мотогонщики предпочитают лёгкие карбоновые шлемы

Но если типы «скорлупы» ещё отличаются, то ударопоглощающий материал, из которого сделана «начинка» шлема, в большинстве своём одинаковый и представляет из себя вспененную основу, напоминающую пенопласт. Конечно, шлемы бывают разные, на некоторых моделях даже существует подкачка, сокращающая внутренний объем шлема и позволяющая адаптировать его для любой головы, но даже у них внутри будет такая же вспененная основа.


Схематичное изображение многослойного карбонового шлема

Отличия имеют и застёжки, которые следует разделить на два типа: так называемый «дабл-D» или «D-ring» и все остальные. «D-ринг» – самый надёжный тип закрепления ремешка шлема. Поначалу он может показаться не вполне удобным, зато обеспечивает наилучшую фиксацию и именно поэтому, на топовых спортивных мотошлемах, где безопасность стоит превыше всего, используется именно «дабл-D».

Остальные типы застёжек могут представлять из себя различные трещётки или защёлки, подобные автомобильным ремням безопасности или затяжкам на сноубордических креплениях. Такая конструкция наиболее распространена в бюджетном и среднеценовом сегменте, так как считается менее надёжной, при этом являясь более удобной для повседневной городской эксплуатации и упрощающей, в случае необходимости, экстренное снятие шлема людьми без специальных навыков.

Компания Arai Helmet подготовила видеоинструкцию для шлемов с D-ring:

Визоры

Защитные стекла шлемов могут различаться формой, внешним видом и типом крепления, но все они сделаны из акрилового стекла, которое очень быстро и легко царапается.

Увы, альтернативы в виде оргстекла или, например, стекла обычного, недопустимы – основные требования к визору шлема заключаются в высокой пластичности и образованию минимума осколков, способных повредить глаза и лицо пилота при аварии.

Именно поэтому менять визор обычно приходится ежегодно, а то и два раза в год. Выбор их, даже в рамках одной модели шлема, как правило, довольно широк. В зависимости от бренда, можно дополнительно обзавестись тонированным, зеркальным или цветным визором. Некоторые производители комплектуют свои шлемы фотохромными «стёклами», которые темнеют от ультрафиолетового излучения.


Практически для каждого шлема доступен большой выбор сменных визоров, от прозрачного до тонированного зеркального

Чтобы избежать запотевания визора, шлемы зачастую комплектуются специальной накладкой, плотно прилегающей к основному стеклу и создающей некое подобие стеклопакета.

Наиболее известным производителем таких накладок является компания Pinlock. По аналогии с «ксероксом», слово «пинлок» вошло в обиход, как обозначение любой наклейки или накладки против запотевания визора.


Благодаря «эффекту стеклопакета», пинлок препятствует запотеванию визора

Помимо этого, существуют составы против запотевания, которыми обрабатывают визоры на заводе или предлагающиеся в качестве химии для ухода за стеклом, вдобавок к которым существуют аналогичные средства для лучшего удаления капель с внешней части визора во время дождя, но их эффективность очевидна не всегда.

Если вы часто ездите в дождь, имеет смысл рассмотреть модели туристических перчаток со «стеклоочистителем». Это самый эффективный, удобный, а главное – не оставляющий царапин способ очистить визор от капель воды.

Стоит обратить внимание на наличие отсекателя дыхания, способного также немного уменьшить запотевание стекла в холодную погоду. Чаще всего отсекатель входит в стандартную комплектацию шлема, но может и продаваться отдельно.

Некоторые шлемы комплектуются встроенными солнечными очками, выдвигающимися с помощью кнопки или рычажка. При покупке, убедитесь, что механизм работает чётко, без заеданий, а внутренние элементы не задевают поверхность очков при открытии или закрытии.


Встроенный солнечный визор в шлеме двойного назначения

Любители эндуро, чьи шлемы лишены визоров, имеют практически аналогичный выбор стёкол для различных моделей очков: двойные, тонированные, зеркальные или цветные. Помимо этого, существуют специальные устройства, позволяющие в любой грязи сохранить чистоту линз.

Такие устройства называются «перемотки» и состоят из двух катушек, расположенных по бокам очков, между которыми натянута прозрачная лента. По мере загрязнения стекла, пилот проматывает ленту, наматывая грязную часть на бобину и вытаскивая чистую в область обзора.

У перемотки есть альтернатива попроще, заключается она в наклейках, работающих по аналогичному принципу, но вместо перемотки пилот просто удаляет их одну за одной во время гонки. Именно этот способ, как простой и эффективный, используют в чемпионате мира по мотокроссу MXGP. К слову, аналогичные решения применяются и в обычных интегралах, например у гоночного интеграла BMW есть опция в виде накладок из тонкого прозрачного пластика, которые можно менять, но только во время остановки в боксе.


При наличии «перемотки», очистить маску можно просто пару раз потянув шнур

Внутренняя отделка

Материалы внутренней отделки большинства мотошлемов съёмные и обычно выполнены из легкомоющихся гипоаллергенных тканей. Встречаются исключения, когда в состав ткани входят и натуральные волокна. Такие шлемы считаются комфортнее, но более требовательны к эксплуатации – например, пропитанную потом обивку придется снять и отправить в стирку, иначе она начнёт не только пахнуть, но и гнить.


Внутренняя отделка модуляра Nolan X-lite X-1003 Ultra Carbon

Одновременно с этим, синтетика, часто применяющаяся на самых бюджетных моделях или кроссовых шлемах, хоть и не так комфортна, но намного менее требовательна к уходу – например обивка кроссовых шлемов часто без проблем переносит чистку из мойки высокого давления. В любом случае, шлем, который вы покупаете больше, чем на один сезон, должен иметь съемную подкладку, которую можно постирать отдельно.

Вентиляция

При выборе шлема, стоит обратить внимание на наличие и устройство вентиляции. Помимо диаметра отверстий имеет смысл оценить и их количество и возможность регулировки: если для кроссовой каски обилие вентиляции будет однозначным плюсом, то для асфальтового или туристического шлема обилие нерегулируемых воздухозаборников не всегда благо – помимо повышенного аэродинамического сопротивления, они создают дополнительные шумы, усугубляющие усталость во время дальних путешествий.


При выборе шлема, оцените количество вентиляционных отверстий

Как отмечалось ранее, усталость в поездке отчасти зависит и от массы шлема – даже 200 грамм могут стать ощутимой помехой, а ведь вес шлемов от модели к модели может отличаться более, чем вдвое! Самыми тяжёлыми станут модуляры с дополнительными опциями и аксессуарами, а также дешёвые китайские интегралы из термопластика, которые могут весить 1900 грамм и более, в то время, как самые лёгкие каски или карбоновые интегралы могут похвастать значениями до 900 грамм!

Аксессуары

Большинство производителей предусматривают возможность штатной установки переговорных устройств, поэтому, если вы собираетесь их использовать, стоит сразу выбирать модель шлема, в которую получится установить гарнитуру.


Мотошлем-интеграл, с установленной аудио-гарнитурой

В будущем, по мере появления мотошлемов нового поколения, оснащённых технологиями «дополненной реальности», когда на визор проецируются различные показания, от навигации до камеры заднего вида, потребность в «навесном» оборудовании может снизиться. Такие разработки ведутся по всему миру и есть основания полагать, что в ближайшем будущем они станут доступны для широкой общественности.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *