Содержание

Конструкция мотоциклов

Шипы на колёсах

В прошлом (примерно до 1995 года) гонщики соревновались на мотоциклах производства чешской фирмы «Ява» Девишов, однако после середины 1990-х в конструкцию мотоциклов начали вноситься существенные изменения, в первую очередь, самими спортсменами, соответственно, получили распространение мотоциклы незаводской сборки. Двигатели же для мотоциклов и по нынешнее время используются исключительно произведённые чешской «Явой». Мотоциклы полностью отличаются от тех, что используются для соревнований в гаревых гонках: вместо четырёх клапанов в двигателе установлено только два (обязательное условие), имеется коробка передач с двумя передачами — на первой производится старт и первые метры движения с набором оборотов двигателя, после чего включается без выжима сцепления вторая передача (до входа в первый стартовый вираж), присутствует также почти плоская низкая рама, маленький топливный бак (в среднем от 2 до 4 литров), отсутствуют аэродинамические обтекатели, имеется передняя и задняя подвеска. Однако существуют и конструктивные особенности: рама более длинная. Главным же отличием являются шипованные колёса.

С такими шипами каждое падение опасно

Современные шипы изготовлены из твёрдых сплавов, снабжены развитой шляпкой. В соответствии с техническим регламентом шипы не должны выступать больше чем на 28 мм над поверхностью шины. Особенностью шиповки колёс является то, что шипы располагаются на левой стороне колеса, так как движение осуществляется по треку против часовой стрелки, на правой стороне колеса находится 13-15 шипов для подстраховки при движении до и после старта. Во время заездов при входе в поворот и максимальном наклоне мотоцикла гонщик рискует войти в контакт с мотоциклом соперника. Шипы чрезвычайно острые, и любой контакт с ними опасен для гонщиков. В истории мотогонок на льду были случаи гибели гонщиков. Обычно на переднем колесе располагается примерно 120 шипов, на заднем от 180 до 200 шипов.

Также для мотоциклов обязательны переднее крыло и закрывающий большую часть заднего колеса капот, изготовленные из пластика, чтобы максимально закрыть вращающиеся шипованные части колёс.

Двигатель четырёхтактный с объёмом 125, 350 или 500 см³ (именно этот объём используется в официальных соревнованиях), работающий на метаноле.

История

Старт заезда финала личного чемпионата Европы 2010

В истории не сохранилось имени человека, который впервые выехал на лёд на мотоцикле, однако предполагается, что это произошло в 1920-х годах. Тогда же в Скандинавии проводились первые соревнования по гонкам на льду. До середины 1930-х годов мотогонки на льду считались лишь забавой для гонщиков классического спидвея. Однако нараставшая в Европе популярность гаревого спидвея изменила отношение и к ледовым гонкам — они выделились в отдельный вид спорта.

Мотогонки на льду в СССР и России

Первый раз в СССР на публике на лёд выехал Сергей Бучин. Произошло это в январе 1939 года. 9 января того года в газете «Красный спорт» была опубликована статья с названием «Мотоцикл на льду», в которой и рассказывалось о том, что случилось в перерыве соревнований по конькобежному спорту, когда на удивление публике мотоциклист выехал на лёд, и чувствовал себя на нём вполне уверенно, проходя повороты почти не снижая скорости. К статье прилагались две фотографии Сергея Бучина на льду.

Уже через год 10 марта 1940 года на московском ипподроме состоялись первые официальные соревнования, посвященные XVIII съезду ВКП(б).

Соревнования

В 1960 году проводился Кубок дружбы народов. Кубок разыгрывался в СССР, однако в розыгрыше принимали участие гонщики и из Чехословакии, Швеции и Финляндии. Популярность данного соревнования, а также последующих дружеских кубков показала Международной федерации мотоциклетного спорта (FIM) необходимость придать соревнованиям в данном виде спорта официальный статус.

Первый чемпионат мира по эгидой МФМС состоялся в 1966 году. С 1979 года проводится и командный чемпионат мира по спидвею на льду.

Несмотря на то, что в соревнованиях принимают участие гонщики из самых разных стран безусловное лидерство с самого первого чемпионата принадлежит гонщикам из СССР и России. Из 43 личных чемпионатов мира только 7 раз чемпионами становились гонщики из других стран, а из 29 командных только 4 раза на первом месте оказывались гонщики других стран.

Также проводится розыгрыш личного чемпионата Европы по мотогонкам на льду. Гонки пар официально не проводятся.

Соревнования в СССР и России

Первые чемпионаты СССР и России по мотогонкам на льду проводились в 1959 году, спустя двадцать лет после первого появления мотоцикла на льду. Тогда же состоялись первые международные соревнования: против гонщиков из Чехословакии.

> См. также

  • Командный чемпионат мира по спидвею на льду
  • Список призёров личного чемпионата мира по спидвею на льду

Ice Speedway Gladiators 2018

Это по-зимнему

Из серьезных гоночных серий лишь в WRC осмеливаются гоняться на снегу и льду. Но этапы в Монте-Карло и Швеции – лишь малая часть чемпионата мира по ралли. Еще есть занятная, но совсем уж локальная серия Andros Trophy, проходящая во Франции. Единственный же настоящий чемпионат мира, гонки которого проходят только зимой – это FIM Ice Speedway Gladiators.

Вместо асфальта, гравия или гаревых дорожек – многосантиметровый лед. Вместо изнуряющей жары или приятной прохлады – зимний холод или вовсе лютый мороз. Вместо огромных автодромов или извилистых уличных трасс – короткие стадионные овалы. Ледовый спидвей не похож ни на какие другие гонки.

Это зрелищно

В последней гонке Формулы 1 в Абу-Даби не произошло практически ничего – мы увидели полтора часа унылой езды по кругу, а имя победителя стало очевидно сразу же после старта. В мотогонках на льду такого произойти не может: тут за день проходит не одна длинная гонка, а множество коротких и меганасыщенных заездов. Четыре гонщика, четыре круга – ледовый спидвей в чем-то похож на ралли-кросс.

Ове Ледстрем, Гюнтер Бауэр и Харальд Симон

Фото: Антон Малышев

Но если в WRX обгонять непросто (для этого даже придумали «джокер-круг»), то в мотогонках на льду вести борьбу можно практически везде – и на прямых, и в виражах. За минуту с небольшим – примерно столько длится один заезд – можно увидеть больше обгонов, чем в целом Гран При Формулы 1. Если же в заезде собрались гонщики примерно одного уровня – не сомневайтесь, скучать во время него не придется.

Войти втроем в поворот одновременно? Сражаться с соперниками, завалив мотоцикл почти горизонтально поверхности льда? Провалить старт, а потом прорваться на первое место? Или же вырвать победу прямо перед финишем? В ледовом спидвее все это более чем реально.

Это настоящий вызов

Пока в остальном гоночном спорте упор делается на максимальное упрощение жизни спортсменов, ледовый спидвей по-прежнему остается спортом для настоящих мужчин.

Во-первых, гонки на льду сами по себе требуют смелости. С каждым заездом ледовое покрытие трека понемногу разрушается: дорожка становится все более коварной. Сохранять контроль над мотоциклом и не улетать в ограждение трека очень нелегко – на льду концентрация крайне важна. Расплата за ошибку будет очень жестокой – любое падение может закончиться тяжелой травмой.

Дмитрий Колтаков

Фото: Дэвид Рейгондо / GoodShoot.com / FIM

Во-вторых, длина шипов на байках составляет 28 мм. Попробуйте представить, что колесо с таким «усовершенствованием» крутится в сантиметрах от вашей головы – а именно так и происходит во время борьбы в поворотах. И мощная защита, которую носят гонщики, не всегда в состоянии спасти – скажем, вот так выглядела нога Джимми Олсена после отборочной гонки Gladiators в Швеции. А это – стопа Гюнтера Бауэра. И нет, их не покусал лев.

В-третьих – на байках вообще нет тормозов. Просто осознайте эту мысль: при отсутствии на треках зон вылета тормозить спортсменам почти нечем. Замедлиться можно, лишь сбросив обороты двигателя или притормозив мотоботом на левой ноге.

Это гонки без примесей

В ледовом спидвее нет заводских команд и гонки вооружения между производителями. И хотя все спортсмены вольны самостоятельно дорабатывать байки, большого преимущества за счет техники получить невозможно – определяющим фактором все равно будут навыки гонщиков. Добиться успеха можно только благодаря таланту, скорости и смелости.

В мотогонках на льду нет политики – хотя на треке порой случаются серьезные разборки, вне трассы практически все спортсмены относятся друг к другу с максимальным уважением.

И возраст в ледовом спидвее не имеет значения: в 2002 году сильнейшим мотогонщиком мира сенсационно стал 54-летний шведский пожарный Пер-Олаф Серениус. А спустя три сезона титул достался уже Николаю Красникову, которому только-только исполнилось 20 лет.

Это спорт, где доминируют русские гонщики

А еще в мотогонках на льду нет равных российским парням. За 52 года существования ЧМ по ледовому спидвею лишь семь раз его выигрывали спортсмены не из России/СССР. И в этом году безусловным фаворитом Ice Speedway Gladiators является атлет Black Monster Дмитрий Колтаков – действующий чемпион мира в личном и командном зачетах, а также победитель чемпионата России (возможно, самого высококонкурентного соревнования в ледовом спидвее вообще).

Дмитрий Колтаков

Фото: Дэвид Рейгондо / GoodShoot.com / FIM

Курганец – сильнейший ледовый мотогонщик мира последних лет: в 2015-м он уже выигрывал Gladiators с тяжелой травмой через боль, кровь и слезы, а в прошлом сезоне стал лучшим во второй раз. В 2018-м Колтаков, поставивший перед собой цель побить рекорд легенды ледового спидвея Николая Красникова (восемь титулов в личном зачете), явно рассчитывает выиграть в третий раз.

Помешать ему постараются, в первую очередь, другие россияне: гонщики тольяттинского мотоклуба «Мега-Лада» Даниил Иванов (двукратный чемпион мира) и Сергей Карачинцев, а также чемпион мира 2016 года Дмитрий Хомицевич. Даниил – один из самых стабильных спортсменов мира: в прошлом сезоне лишь травма помешала ему в девятый раз подряд войти в тройку лучших общего зачета Gladiators. Хомицевич тоже уже больше десяти лет держится в самом топе – и они с Ивановым явно соскучились по победам.

Еще один российский участник ЧМ – молодой Динар Валеев – увы, фактически выпал из числа претендентов на титул: в результате неудачного падения в последней гонке он получил перелом ключицы и теперь пропустит как минимум первый этап Gladiators. А это – приговор для чемпионских надежд.

Но им все же есть, с кем бороться

Дмитрий Колтаков

Фото: Алексей Шабанов

Максимально осложнить жизнь россиянам попробует Франц Цорн – сильнейший европейский спортсмен, уже очень давно выступающий в элите мирового ледового спидвея. Австрийский профессионал был вице-чемпионом мира, дважды становился третьим, но до первой строчки общего зачета еще не добирался. В этом сезоне 47-летний Фрэнки в очередной раз постарается побить русских.

Кроме него, среди европейцев стоит отметить опытнейшего немца Гюнтера Бауэра, австрийского слесаря Харальда Симона, а также целый отряд перспективных и голодных шведов, среди которых особенно выделяется 20-летний Ове Ледстрем. А еще в Ice Speedway Gladiators поедет голландец Джаспер Ивема – парень, неплохо гонявшийся в младших классах MotoGP, но решивший забросить шоссейно-кольцевые мотогонки ради ледового спидвея. В год дебюта Джаспер сразу же смог дойти до Gladiators – весьма неплохо для новичка.

Расписание Ice Speedway Gladiators 2018

Дата Гонка Место
3-4 февраля Финал I Астана, спорткомплекс «Алау»
10-11 февраля Командный ЧМ Шадринск, стадион «Торпедо»
17-18 февраля Финал II Тольятти, СТК им. А. Степанова
3-4 марта Финал III Берлин, ледовый стадион «Хорст Дом»
17-18 марта Финал IV Инцелль, «Макс Айхер Арена»
7-8 апреля Финал V Херенвен, ледовая арена «Тиалф»

Кто поедет в FIM Ice Speedway Gladiators в сезоне-2018:

Постоянные участники:

Гонщик
11 Ове Ледстрем
22 Гюнтер Бауэр
33 Ханс Вебер
50 Харальд Симон
69 Ян Клатовски (пропустит Финал I из-за травмы)
81 Джимми Олсен
100 Франц Цорн
106 Дмитрий Колтаков
114 Динар Валеев (пропустит Финал I из-за травмы)
192 Никлас Свенссон
199 Мартин Хаарахилтунен
333 Даниил Иванов
777 Сергей Карачинцев
800 Джаспер Ивема
919 Дмитрий Хомицевич

Непостоянные и запасные участники:

Гонщик Примечание
16 Андрей Шишегов Выступит в основной сетке по уайлд-кард в Финале I
58 Стефан Свенссон Запасной (выступит вместо Яна Клатовски в Финале I)
99 Штефан Плетчахер Запасной (попадет в основную сетку в случае выбытия одного из участников)
88 Макс Нидермайер Запасной (попадет в основную сетку в случае выбытия одного из участников)
665 Чарли Эбнер Запасной (выступит вместо Динара Валеева в Финале I)
17 Владимир Чеблаков Запасной на этапе в Астане
18 Павел Некрасов Запасной на этапе в Астане

Особенности мотоциклов для гонок по льду

На первый взгляд, мотоциклы для спидвея на льду похожи на обычные гоночные. Но отличий много.

Главные из них:

  • более жесткая рама;
  • длинная колесная база.

Объем двигателей мотоциклов, участвующих в международных соревнованиях – 500 см³. В менее ответственных случаях используют двигатели 125, 250, 350, 450 см³. Исторически сложилось так, что в мотоциклах для гонок на льду использовались двигатели производства чешской компании «Jawa». По традиции они доминируют и сегодня.

Другие особенности мотоциклов:

  • двухклапановый двигатель;
  • коробка передач с двумя скоростями;
  • топливный бак до 4 л;
  • используемое топливо – метанол.

Основное отличие, которое бросается в глаза: резина с крупными металлическими шипами, делающими возможной скоростную езду по льду. Благодаря хорошему сцеплению колеса с полотном, тяга мотоцикла настолько сильна, что пришлось заменить четырехцилиндровый двигатель на двухцилиндровый.

На переднем колесе шипов – до 150, на заднем – до 200. Ширина шины – 28 мм. Большая половина заднего колеса и часть переднего – закрыты специальными пластиковыми крышками. Делается это для снижения риска получения травм.

Чемпионаты и победители

Российские гонщики в личных и командных соревнованиях традиционно занимают не только первые, но и вторые, и третьи места. В таблицах, приведенных ниже, привен пофамильный список первых мест в личных чемпионатах мира и Европы по спидвею на льду. Если в скобках рядом с фамилией не указано другого гражданства, то этот человек – россиянин. Для второго и третьего мест указано только гражданство победившего спортсмена.

Таблица. Победители в личных чемпионатах мира 2000-2015 гг.

Год проведения

Победители

1 место

2 место

3 место

2015

Дмитрий Колтаков

RUS

RUS

2014

Даниил Иванов

2013

2012

Николай Красников

2011

2010

2009

AUS

2008

2007

RUS

2006

2005

2004

Дмитрий Буланкин

2003

Виталий Хомичевич

GER

2002

Пер-Олоф Серениус (SWE)

RUS

2001

Кирилл Дрогалин

2000

AUS

ИТОГО

15 – Россия

1 – Швеция

14 – Россия

1 – Германия

1 – Австрия

15 – Россия

1 — Австрия

Примерно такая же картина наблюдается и в личных чемпионатах Европы 2000-2015 гг.

Год проведения

Победители

1 место

2 место

3 место

2015

Сергей Карачинцев

RUS

RUS

2014

Василий Несытых

SWE

2013

Игорь Сайдуллин

AUS

2012

Василий Косов

AUS

RUS

2011

Юнир Базеев

RUS

2010

Андрей Шишегов

AUS

2009

Дмитрий Буланкин

RUS

2008

Франц Цорн (AUS)

FIN

2007

Дмитрий Хомицевич

RUS

2006

Дмитрий Буланкин

2005

Максим Захаров

AUS

2004

Дмитрий Буланкин

RUS

2003

CZ

2002

Максим Захаров

RUS

2001

Владимир Фадеев

2000

Юрий Поликарпов

ИТОГО 15 – Россия

1 – Австрия

15 – Россия

1 – Австрия

10 – Россия

3 – Австрия

1 – Швеция

1 – Финляндия

1 – Чехия

Как видно из таблиц, за последние 16 лет Россия уступила первенство в мировом и европейском чемпионате по мотогонкам лишь 1 раз в каждом виде соревнований – в 2002 и в 2008 гг., соответственно. Спидвей на льду – это последний вид спорта, в котором Россия уверенно и обоснованно имеет преимущество до сих пор.

Несколько слов следует сказать о Николае Красникове, который сделал многое для обеспечения российского первенства в зимних мотогонках. Будучи юным 17-летним мотоциклистом, он становится серебряным призером на европейском чемпионате. В 19 – занимает третье место на мировом чемпионате. В 20 — становится чемпионом мира и удерживает пальму первенства восемь лет подряд. В 28 лет Николай получил серебро на европейском чемпионате. Поняв, что чемпионом нельзя оставаться всегда, он завершил свою спортивную карьеру, сохранив за собой звание абсолютного рекордсмена в экстремальных мотогонках на льду.

Гонки без тормозов

  • Шадринск.Инфо

Рев моторов, специфический запах выхлопных газов, ледяная завеса над треком, борьба колесо в колесо, казалось бы, нарушение всех законов физики, когда мотогонщики преодолевают поворот, практически лежа на боку, борьба в нескольких сантиметрах от опасных шипов – все это ледовый спидвей.

Одним из зрелищных видов спорта в Шадринске, собирающим полный стадион в морозную погоду, несомненно, можно считать ледовый спидвей. Несколько раз в году 16 отчаянных гонщиков выезжают на трек и выясняют, кто из них быстрее пронесется четыре круга по льду. Если на заре появления спидвея такое действо можно было представить как развлечение, то теперь это серьезный спорт. Мы часто говорим о спортивных успехах гонщиков, упоминаем команды, но не задаемся вопросом, какой ценой рыцари льда достигают успеха. О слагаемых победы мы разговаривали с мастером спорта международного класса по мотогонкам на льду призером первенства Европы и участником чемпионата мира Валерием Перцевым, любезно согласившемся провести для нас экскурсию по цеху мотоклуба «Торпедо-ШААЗ», в котором на протяжении десятков лет не устают ковать победы и выпускать гонщиков мирового уровня.

МОТОЦИКЛ

– Валерий Николаевич, что гонщику-ледовику необходимо в первую очередь?

– Первое что требуется – это мотоцикл. В свободной продаже такие байки не купишь, – начал знакомство с техникой Перцев.

Из последующей беседы стало ясно, что каждый из мотоциклов уникален. Есть лишь несколько частных контор, собирающих технику для спидвея. Они изготавливаются из разных запчастей, как правило, импортного производства. В прошлом сезоне стоимость некоторых экземпляров превышала полмиллиона рублей. Когда за последние месяцы экономическое положение в стране изменилось вслед за курсом валют, и все импортное подорожало, это сильно ударило по кошелькам команд.

– Мотоцикл идеальным сразу может быть только для новичков, – погладил железного коня призер первенства Европы. – А вот когда «прикатаются» и начнут повышать результаты, тогда придется улучшать характеристики мотоцикла и тюнинговать его.

Рама

– Для изготовления рамы мотоцикла используют высокопрочную стальную трубу 30 ХГСА. Сейчас в основном используют раму, сконструированную когда-то голландским гонщиком Тайте Боотсма. С такой рамой шадринец Артем Новик стал призером чемпионата Европы, – не преминул напомнить о высоком достижении Валерий Николаевич. – Примерно такую раму делают в Чехии.

Некоторые умельцы изготавливают раму самостоятельно, так сказать, по образцу. Кажется, что рамы внешне все одинаковые, но мотоциклы ведут себя по-разному. Например, Николай Красников опробовал и чешскую раму, и Боотсма, остановив свой выбор на последней. Раму скрывает пластиковый капот, но в случае необходимости он быстро откидывается и открывает нутро мотоцикла.

Вилка

– Обычно используется вилка (устройство мотоцикла, удерживающее переднее колесо, – прим. редакции) от кроссового «Чезета», есть вилки шведской фирмы «Ёлинс», но они гораздо дороже. В том виде, в котором они продаются, вилки не подойдут для ледовых гонок и их настраивают, чтобы они стали более жесткими. Пружины используются максимально жесткие для кросса. Сзади стоит моноамортизатор, а раньше их вовсе не было.

Колеса

– Диаметр переднего колеса 23 дюйма, а заднего 21 дюйм. Любительскому глазу это даже не сразу заметно. Сделано это для лучшей развесовки и распределения нагрузок. Колеса накачиваются по-разному. Спереди под 3 атмосферы, сзади 1,1-1,2 атмосферы. Перед каждым заездом приходится мерить давление и подкачивать колеса.

Шипы

Главное, что бросается в глаза, когда рядом выкатывают мотоцикл или гонщик медленно проезжает мимо зрительской трибуны – это внушительного размера шипы, торчащие из покрышек. Ими механики нашпиговывают колеса, чтобы мотоцикл не юлил на льду и не падал в поворотах. По регламенту допустимая длина до 28 мм.

– В основном в переднем колесе можно насчитать 96-120 шипов, на заднем 180-182 шипа, – играя горсткой шипов продолжил рассказ участник чемпионата мира. – В поворотах нагрузка переходит на переднее колесо, поэтому хватает и меньшего количества шипов. Большее количество на заднем связано с тем, что колеса ведущие и им надо лучше вгрызаться в лед.

– К тому же ошиповка несимметричная. Во время гонки по овалу гонщики движутся против часовой стрелки и в поворотах наклоняют мотоциклы на левый бок, поэтому больше шипов размещают на левой стороне колеса, – указывая на эту особенность продолжил рассказ Валерий Николаевич.

– На задних колесах шипы выстраивают в три ряда: стартовый – на правой стороне колеса, основной – по центру, вспомогательный для поворотов – слева.

Переднее колесо обходится основным и вспомогательным рядами. Раньше экспериментировали с расположением шипов. Сейчас все «устаканилось».

Болельщики могут наблюдать, когда гонщики подъезжают к месту старта, они подпрыгивают на мотоцикле. Это делается для того, чтобы шипы посильнее зацепились за лед, и когда будет дан старт, не случилось пробуксовки колеса. Этим приемом гонщики придают большее стартовое ускорение.

Наличие такого количества острых шипов опасно точно так же, как полотно пилы. Для безопасности гонщиков колеса закрыты капотами и железными дугами, чтобы в случае соприкосновения не нанести травму. Капоты также немного защищают от летящих осколков льда.

Тормоза

Их попросту нет. Гонщики убирают руку с газа и тормозят двигателем. Немного помогают затормозить ботинки, на подошве которых тоже шипы, правда, не такие как на колесе.

Топливо и бак

– Чем заправляют мотоциклы, ведь запах выхлопных газов не бензиновый?

– В качестве топлива используется метанол. По сравнению с бензином у метанола более высокое октановое число, а значит и степень сжатия, лучше производительность мотора. Поскольку заезды скоротечны, то «бензобак» мотоцикла небольшой, в среднем около трех литров.

Когда старт заезда затягивается или назначается перезаезд, в такие моменты можно видеть, как механик бежит с канистрой к мотоциклисту на треке и доливает топливо.

Двигатель

– А вместо сердца пламенный мотор?

– Мотор чешской фирмы «Jawa» объемом 500 куб. см. выдает в заводской версии свыше 60 л.с. Но этого гонщикам мало и механики ломают голову, как улучшить характеристики двигателя: меняют клапана, пружины, шатуны на более дорогие запчасти из более легких и прочных материалов. Это позволяет практически вдвое увеличить мощность мотора.

Двигатель работает на пределе возможностей и раскручивается до 10 000 оборотов в минуту. Из дорогих запчастей быстрее всего изнашиваются поршень, цилиндр и шатун.

Стоимость поршня около 250 евро, цилиндра – 280 евро, шатуна – 250 евро. Вот и считайте, сколько денег надо на участие. При наличие хорошего клубного бюджета эти детали меняются через 3-5 гонок. Их можно и дальше использовать, но мощность двигателя уже не та.

– Валерий Николаевич, перед стартом можно видеть, как к гонщику подходит механик с отверткой и начинает что-то крутить. Что он регулирует?

– Он ослабляет или затягивает болтики на сцеплении. Если гонщик жалуется, что мотоцикл часто взбрыкивает, значит надо чуть ослабить зажим сцепления. Если старт плавный и постоянно «проваливается», то надо подтянуть. Вот и ищут спортсмены золотую середину настроек.

Если гонщик чаще едет по внутренней траектории, то и двигатель со сцеплением надо настраивать так, чтобы он быстро разгонялся и останавливался. Те гонщики, кто предпочитают гнать почти в полный газ по серединке или по внешней траектории используют как другие настройки под каждый стиль езды, так и детали. Но хороший гонщик должен уметь ездить по любой траектории. Вот и механик старается сделать мотоцикл более универсальным для гонщика. Сцепления хватает на год, только диск надо периодически проверять.

– Есть несколько способов запускать двигатель, расскажите о них?

– Стартер на мотоцикле не предусмотрен, к чему лишние детали на гоночном болиде? Мотоцикл заводят с «толкача», или используются внешние стартеры, это видно когда механик как шуруповертом раскручивает мотор.

– Сколько передач у гоночного мотоцикла?

– Коробка передач состоит всего из двух ступеней. Первая – чтобы ускориться со старта, основная – гоночная, включается без привычного выжима сцепления.

– До какой скорости может разогнаться мотогонщик на треке?

– На нашем стадионе «Торпедо» пробовали замерять полицейским радаром скорость на участке после выхода из виража. Прибор зафиксировал что за дугу и 100 метров футбольного поля гонщики успевают разогнаться в среднем до 117-120 км в час.

– Какой вес мотоцикла?

– В сборе около 112-135 кг.

ЭКИПИРОВКА

– Валерий Николаевич, какие индивидуальные средства пассивной безопасности используют гонщики?

– Шлем, стоимость которого около 20 000 рублей. Приобретается в любом специализированном магазине спортивной одежды.

Защита позвоночника в народе называется «черепашка» по внешнему сходству с панцырем.

Она защищает спину и грудную клетку. Изготавливается из пластика. Некоторые гонщики одевают дополнительную защиту на шею, этакий хомутик для снижения нагрузок и боковых перегрузок в случае падения.

– Болельщики могут видеть у гонщиков прозрачную или темную маску на лице. От чего же зависит выбор?

– Все очевидно, в яркую солнечную погоду на очки наклеиваются затемненные светофильтры, а в обычную ­– прозрачная пленка. Летящая из под колес ледяная крошка царапает пленку, но не стекло. Как только видимость станет плохой, пленку отрывают.

Комбинезон

– В отличие от укутанных в тулупы и валенки зрителей на стадионе, гонщики одевают тонкий комбинезон. Поэтому гонщики стараются надолго не засматриваться на соперников. По той же причине церемония открытия соревнований не затянута. В основном комбинезон шьется из кеврала – плотного и легкого материала. Материал крепкий на разрыв, но вот от шипов все-равно не спасет. Утепляют его изнутри тонкий слой поролона.

Перчатки

– Финские производители придумали специальные перчатки для спидвея, закрытые сверху пластиковыми пластинками от ударов осколков льда. Некоторые гонщики не брезгуют использовать перчатки для кросса.

Обувь

– Обмундирование ног гонщика отличается. В чем?

– На ноги гонщики одевают мотоботы для кросса или шоссейно-кольцевых гонок. Поскольку в поворотах гонщик практически ложится на лед, на левую ногу одевается дополнительная защита колена, голени, щиколотки и стопы .

Это спасает от ударов о лед. Дорогая защита делается из корбона – легка и крепка, но часто гонщики используют бюджетную пластиковую. Во время гонки наколенник очень спасает от травм, но бывает от удара о выбоину и сквозь него достается ноге вплоть до синяков. Все остальное для победы в руках гонщиков.

Фото автора.

Станислав Фиськов
27 января 2015, 00:44

В мире моторов, мотогонки, спидвей

Loading… Tweet Поделиться с друзьями

Против шерсти

23 января 2015

Спидвей (и ледовый, и гаревый) всегда был сильной стороной советского, а затем и российского мотоспорта. Уроженец башкирского Салавата Эмиль Сайфутдинов – один из самых известных и титулованных отечественных спортсменов. Два года подряд (в 2007‑м и 2008‑м) он становился чемпионом мира среди юниоров, в минувшем 2014 году завоевал звание чемпиона в личном первенстве Европы. Мы поговорили о многом: о подготовке техники, о выборе шин, о клубах, в которых он выступал, и, конечно, о планах на новый сезон.

Выпуск:
Журнал «МОТО» – январь 2015

Роман АБАЛАКИН, фото Red Bull

Теги:

Просмотры:
5169

Оставить комментарий

Свои боевые мотоциклы ты покупаешь в готовом виде или собираешь с нуля?

Покупаю. Чешская «Ява» вернулась к производству мотоциклов для гаревого спидвея. Хотя было время, когда мы их собирали по запчастям.

Сколько мотоциклов обычно готовишь к сезону?

Пять-шесть: два – на шведскую лигу, три-четыре – на польскую и личные соревнования. За прошедший сезон я сжег где‑то семь моторов. Но можно на одном и два года проездить. Если на улице жара за +35 °С, приходится пользоваться специальными фенами, которые охлаждают мотоцикл. Обычно после трех гонок – обслуживание: проверяются поршни с кольцами, чистится головка цилиндра…

А ты все шесть мотоциклов готовишь одинаково? По опыту, какой из них убивается больше всего?

На каждый этап шведского чемпионата готовятся два мотоцикла с двумя отличающимися по характеристикам моторами под разные условия. Приезжаешь на трек и понимаешь, по какой поверхности придется ездить: либо по твердой дорожке, либо по вспаханной. И уже на основе этого выбираешь мотоцикл. Естественно, если постоянно приходится гоняться на одном, то он и убивается быстрее.

В чем их различия?

Могут быть распредвалы с иным профилем кулачков, чтобы мотор сделать посильнее или послабее. Степень сжатия можно менять.

C распредвалами и звездами ясно: меняется характеристика момента, реакция на газ. А для чего в спидвее подбирается степень сжатия?

Чтобы мотор был более сильным или более слабым. Не для того, чтобы тише ехал. Бывают такие твердые дорожки, напоминающие гладкий стол, где с мощным мотором заднее колесо буксует даже чересчур. Но если делаешь мотор слабее, то кроме скольжения мотоцикл получает еще и ускорение. Нюансов очень много. Поэтому лично я в моторы не лезу. Есть механики, они за это получают деньги. Моя задача – вердикт: нравится или нет.

А с резиной что? Например, ледовые гонщики, со слов Даниила Иванова («Мото» №10–2014), крайне жалуют 30‑летний Barum…

Да, знаю. Это их тема. Но запасы тех Barum уже закончились. В гаревом же в последнее время активизировались итальянцы из GoldenTyre. Есть еще шведские покрышки Atlas (эта компания производит и экипировку), но лучшими все равно считаются итальянские. Тай Воффинден в прошлом году стал чемпионом мира именно на них, а я – чемпионом Европы и польской Экстралиги этого года.

Каков состав твоей команды?

Менеджер, два механика-поляка и один русский механик – они моют, собирают, полируют. А тюнеры, которые моторы делают, – это отдельные люди. В моем случае это англичанин и поляк. К ним я отправляю двигатель после двух-трех гонок на осмотр. И сам факт моей победы на чемпионате Европы – это показатель их мастерства и дополнительный плюс к репутации.

Что они делают с мотором?

Для начала спрашивают: «Какой мотор хочешь?» А мне, к примеру, нужен для гонки в польском Лешно. Они знают, какой там трек и какими должны быть характеристики двигателя. Поэтому собирают этакий пазл: такой‑то вал, такая‑то прокладка…

Ты сам с мотоциклом что‑нибудь делаешь? Тот же Даниил Иванов рассказывал, что лично шипует резину.

Ну ему деваться некуда. Потому что иначе – это все равно, что без шлема ездить. Шипы – это его обязанность. Я бы и сам никому не доверил. А то вдруг кто‑нибудь «от себя» зашипует, а ты потом будешь скользить и, не дай бог, сорвешься в вираже. В ледовом спидвее шипы – это самое главное. А в нашем… Я, бывает, соберу мотоцикл, цепь помажу, сцепление поставлю – вот такие вещи делаю. Раньше этим занимался постоянно. Теперь же – изредка. Потому что голова забита другим: нужно уделить внимание и физической подготовке, и сборам, и многому другому.

Про ледовый спидвей не думал?

Он мне нравится, попробовать охота, Даниил Иванов даже приглашал, но… Нет там достойной конкуренции на международной арене. Одна Россия там выигрывает.

Тяжело было восстанавливаться после прошлогодней травмы? Много потребовалось времени?

Где‑то полгода. После операции пришлось делать разные растягивания, разрабатывать колено. Потом уже начались упражнения, велосипед… Чтобы вернуться в строй, пришлось потрудиться.

В российском чемпионате ты ездишь, скорее, факультативно. В основном в Швеции и Польше. Почему именно эти страны?

В Польше спидвей год от года набирает популярность и развивается быстрее всего. Три лиги – и в каждой из них по восемь команд, достаточно «плотный» чемпионат. Многие иностранные спортсмены едут выступать в Польшу, потому что там и престижно, и возможности есть, и спонсоры. Считается, что на сегодняшний день самое сильное первенство – это польское, Швеция – на втором месте. Для полноценного участия в России зачастую нет финансов. Последние два этапа я тут ездил фактически за свои деньги.

Разрешился ли конфликт с твоим прошлым польским клубом «Влукняж»? Они же, насколько знаю, тебе задолжали.

Увы, так и не выплатили долг. Они еще пытались с меня штраф взыскать, но не получилось. Сейчас мы пробуем решить конфликт через суд. Кстати, я снова поменял клуб и следующий сезон проведу уже не в «Унибаксе» (с «Унибаксом», где поменялся руководитель и генеральный спонсор, я договорился).

Как вообще выстраиваются отношения с польскими клубами?

У меня своя команда из трех механиков и одного менеджера. Я заключаю профессиональный контракт, приезжаю на гонку со своими людьми, делаю дело – и уезжаю. Можно, конечно, подписать договор на клубной основе, по которому будет предоставлена техбаза, два боевых мотоцикла, моторы, комбезы и многое другое, но тогда и вознаграждение будет гораздо меньше. А так – и выгода, и полная свобода. Главное – показывать достойный результат. Правда, в последнее время стали урезать размеры гонораров, поэтому без личных спонсоров никуда.

Ты же еще и в Питере пытаешься развивать спорт? Вместе с Геннадием Севостьяновым вы открыли мотоциклетную школу «Сайфутдинов и Севостьянов».

Да, причем она должна была стать одновременно и спидвейной, и кроссовой. Но спидвея пока нет, потому что трек под него не готов. К нам приходят ученики от 4 лет и старше, они ездят на кроссовых мотоциклах. Мы стараемся, как можем, у нас нет никакой финансовой поддержки извне. Технику и экипировку покупали за свой счет. Поэтому даже когда к нам приходит перспективный ученик, он вынужден оплачивать абонемент на полтора-два месяца. А спорт – дорогое удовольствие… Бывает так, что кто‑то пропадает из виду исключительно из‑за того, что нет денег… Поэтому мы составили программу, проекты треков, списки техники, состав преподавателей и ради развития школы пытаемся найти инвесторов, чтобы можно было освободить ребят от платы за обучение, чтобы после занятий они попали в команду. Однако на данный момент это, скорее, способ занять детей. Жаль, все затухает: и мотокросс, и спидвей… Хотя мотокросс начал развиваться более-менее за счет любителей. А вот что со спидвеем станет – не знаю… У нас по факту есть пять команд. Но у двух из них денег нет. Если останутся только три, это будет уже не чемпионат… Вот раньше у нас спидвей был популярным видом мотоспорта. Было много лиг и команд. Мотокросс тоже не на задворках существовал. Достаточно вспомнить петербуржца Геннадия Моисеева (см. «Мото» №12–2014 – прим. ред.), который у нас в школе преподает… Все это тяжело, потому что никто не хочет помочь нам. Даже тот стадион, где наша школа находится, изначально строился под спидвей. Сейчас там автогонки проходят, а кросс – в его центральной части. И нам бы хотелось возродить там гонки по овалу… Я думаю, если это случится, то и народ пойдет. В том числе старое поколение, которое еще помнит, что это такое. Я недавно смотрел старую кинохронику: там народу было битком.

Так ведь и сейчас во время проведения соревнований стадионы в Красногорске и Тольятти обычно заполнены…

В целом, так везде: и в Салавате, и в Балаково, и во Владивостоке. Там, где спидвей развит. С некоторых пор есть возможность смотреть прямые трансляции по «Евроспорту». И те люди, которые еще недавно не знали о существовании спидвея, стали следить за гонками. Дисциплина‑то интересная: всего четыре круга – ничего сложного, постоянные контакты, нет тормозов, зрелищно всегда. Фанаты… В той же Польше создают свои фан-клубы… А у нас в России чиновники не обращают внимания на развитие данного спорта. Может, не чиновники даже, а мотофедерация…

Ждешь каких‑нибудь изменений в связи с недавним избранием Александра Джеуса на пост президента МФР?

Пока не могу сказать… Предыдущий президент Андрей Ледовский обещал привести с собой какие‑то крупные фирмы… В итоге, я слышал, у федерации не все хорошо. С Александром Джеусом я лично не знаком… Но думаю, что его целью должно быть развитие каждого вида мотоспорта. Поэтому стоит выходить на уровень министра спорта Виталия Мутко. Ведь даже в случае со спортивной лицензией, когда мы едем за рубеж для участия в Гран-при, то должны за нее заплатить МФР 900 €, в то время как напрямую у FIM это стоит 500 €. То есть мы переплачиваем 400 €… Беда. Тем более когда я спортсмен без спонсоров в России. Конечно, есть знакомые, которые помогут, к примеру, на мотор денег собрать. А я представляю честь страны на чемпионатах мира и Европы… Думаю, это неправильно. Вот у поляков финансирование идет от сборной. А у нас… Спидвей нельзя сравнивать с футболом и хоккеем, где крутятся нереальные деньги. Я думаю, развитие во многом зависит от чиновников и министерства спорта, которые следят за этим. И мне, как спортсмену, обидно, что я выступаю за Россию, а из‑за отсутствия спонсоров не могу поехать на чемпионат мира… Я два раза становился чемпионом мира среди юниоров – ничего не изменилось в моей жизни. И ничего не изменится, если выиграю мировой взрослый кубок. Просто будет стоять у меня дома – и всё.

Не думал заняться своей собственной командой? Пусть даже на базе «Салавата»… Чтобы можно было самостоятельно решать вопросы управления, развития и, само собой, финансирования.

В этом случае все также упирается в спонсоров. А их нет. В том же «Салавате», где у меня и мама работает, и братья – директоры, мне приходилось своими деньгами платить другим спортсменам… А у команды и долгов много (в том числе и перед спортсменами), и свои деньги я вряд ли смогу вернуть, и развития – никакого. Я за «Салават», с ними и контракт был подписан. В 2014 году участвовал в двух гонках чемпионата России: за свои деньги прилетел, на своей технике проехал, со своими механиками – никто не обращает внимания. А свою личную команду создавать – были бы инвесторы, можно было бы подсчитать бюджет определенный, контракты – и всё, у тебя есть команда. Но чтобы чемпионат был интересным, нужны и другие команды.

Как думаешь, есть ли способ популяризировать спорт в России?

Конечно же, телевидение должно показывать больше соревнований. И, может, имеет смысл болельщикам писать письма на имя президента и министра спорта, чтобы государство обратило внимание на мотоспорт.

Слушай, но ведь невозможно все время и во всем надеяться на «послания свыше». Может, пора независимо от них что‑то делать? Как в той же Европе, где спорт явно не прозябает…

Ну, наверное, там проще. Там и менталитет другой. И многим фирмам выгодно, чтобы ты их логотип на себе возил. Тем более если это показывают по ТВ. У нас такого пока еще нет. Мы же обращались к большим фирмам, включая «Газпром» и «Лукойл». Они просто смотрят – мол, не интересно. Им нужны проекты из категории «вау!». Так у «Лукойла» же есть своя спортивная автомобильная программа… Пока Ралиф Сафин был вице-президентом, у него была и спидвейная команда на базе СТК «Октябрьский»…

На наступающий год какие планы?

В 2015‑м снова поеду в чемпионате Европы, чей уровень заметно вырос в последние годы – там сплошь быстрые гонщики. Может быть, еще в «отборке» на чемпионате мира. Последнее пока еще под вопросом: все зависит от финансирования. Ведь у меня уже не раз было, когда ездишь до середины сезона, у тебя кончаются средства, и приходится занимать, чтобы, например, купить новый мотор… Тяжело добиться хороших результатов, когда голова забита другими проблемами.

Спидвей

Обмундирование советского мотогонщикаГонщики выполняют поворотExtraliiga в Финляндии Эта статья — о дисциплине мотоспорта. О типе гоночных трасс см. Овальная трасса.

Спидвей (от англ. speedway — скоростная дорога), или трековые мотогонки — один из видов мотоциклетного спорта.

Главное отличие спидвея от кольцевых мотогонок и мотокросса состоит в трассе, представляющей собой овал длиной от 260 м до 400 м (стандартная беговая дорожка стадиона), обычно с гаревым ровным покрытием. Однако, популярен и зимний вариант спидвея — по ледяному покрытию. Менее распространены гонки по земляному и травяному трекам, а также мотогонки на длинном треке.

Число участников обычно от 4 до 6 в каждом заезде. Наиболее популярны гонки на мотоциклах 500 см³, однако, соревнования проводятся и среди 250- и 125- см³ мотоциклов. Также известны соревнования на мотоциклах с коляской, мопедах и мотороллерах.

Соревнования проводятся с 1920-х годов. Первый чемпионат мира по спидвею прошёл в 1936 году.

Спидвей популярен по всему миру. Преимущества его перед другими видами — в относительной дешевизне; не требуется дорогой автотрассы формата Формулы-1 как для Moto GP, не нужно специально готовить пересечённую дорожку как в мотокроссе. Часто для проведения соревнований подойдёт обычная гаревая дорожка стадиона. Другое преимущество — зрителю постоянно видна вся трасса и положение гонщиков в заезде. К тому же спидвей отличается динамичностью — обычно гонщики проходят 4 круга, реже немногим больше.

Скорость в спидвее меньше, чем в кольцевых мотогонках — средняя скорость на круге 70—80 км/ч, на коротких участках — до 110 км/ч.

Зрелищности виду спорта добавляют нередкие падения участников. Обычно все обходится перезаездом, однако возможна и гибель спортсмена (в 1996 году погиб российский гонщик Риф Саитгареев, 27 августа 1984 года в Ровно во встрече команд высшей лиги чемпионата СССР «Сигнал» Ровно — «Башкирия » Уфа, в 5 заезде погиб гонщик «Сигнала» Александр Коршаков)

В СССР спидвей был весьма популярен, в зимнем спидвее советские гонщики находились на ведущих ролях в мире, однако, после распада страны мотоспорт в 1990-х годах пришёл в упадок. В начале XXI века спидвей в России постепенно возрождался: в открытом чемпионате страны в 2007 году приняло участие 7 команд из 6 городов России и Украины. Однако в результате финансового кризиса 2008 года бюджеты команд резко сократились и в сезоне 2009 года принимали участие всего три (минимальное количество за всю историю) команды: СК Турбина (г. Балаково), «Восток» (г. Владивосток), Мега-Лада (г. Тольятти).

Спидвей на Викискладе

  • Мотоциклетная федерация России
  • Российская лига спидвея
  • Спидвей-Пресс. РУ
  • Спидвей-Форум
  • Мир мотогонок: мотогонки на льду и спидвей
В другом языковом разделе есть более полная статья Sport żużlowy (польск.). Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.
При этом, для соблюдения правил атрибуции, следует установить шаблон {{переведённая статья}} на страницу обсуждения, либо указать ссылку на статью-источник в комментарии к правке.

Это заготовка статьи о мотоспорте. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *