Мотоджимхана — новое увлечение мотолюбителей. Адреса площадок

Мотоджимхана — это спортивное испытание на время, в котором участники на мотоциклах соревнуются на самое быстрое маневрирование на асфальтовой площадке среди искусственных препятствий.

Точного определения у мотоджимханы в России нет, как, впрочем, и официального статуса вида спорта – тоже. Можно сказать, что это любительский вид спорта, который позволяет развивать навыки владения мотоциклом.

Джимхана — относительно молодое направление в любительском мотоспорте, пришедшее к нам из страны восходящего солнца. Так чем же мотоджимхана привлекает большое количество людей? Прежде всего — своей доступностью, отсутствием жестких регламентов, требований к классу мотоцикла и необходимости больших вложений в тюнинг и в «топовую» экипировку. Ключевая особенность мотоджимханы в России в том, что начать осваивать ее может любой пилот, имеющий право управления мотоциклом и умеющий худо-бедно ездить (чтобы хотя бы доехать до площадки сбора). Джимхана позволяет оттачивать приобретенные навыки, повышая собственное мастерство. Это особенно актуально для любителей городской езды, которые не ездят на трек.

Умение еще лучше чувствовать свой мотоцикл, контраварийная подготовка и приятная компания единомышленников – вот что вы приобретете, попав хоть раз на мероприятие под названием «мотоджимхана».

Откуда к нам пришла мотоджимхана?

Мотоджимхана зародилась в Японии в 1970-е годы и была обусловлена желанием создать вид спорта, который не нуждается в специальных мотоциклах и треках.

Аналог мотоджимханы в СССР назывался фигурным вождением мотоцикла и определялся как соревнование на наиболее четкое выполнение специальных упражнений в ограниченный срок. Фигурное вождение проводилось на горизонтальной площадке, оборудованной искусственными препятствиями. К соревнованиям допускались участники на мотоциклах-одиночках дорожного типа любых классов, мотороллерах и мопедах с любым стажем вождения.

Направление быстро начало приобретать популярность, привлекая людей, имеющих мотоциклы разной классовой принадлежности, мощности и кубатуры, поэтому постепенно получило распространение в Америке, Европе и других странах мира.

Самыми зрелищными являются показательные выступления и соревнования, которые проводят японские и американские полицейские, демонстрируя чудеса владения самыми разными классами мотоциклов производства легендарных Honda, Yamaha, HD и BMW.

Джимхана существует в наши дни еще и как самостоятельное направление в автоспорте, со своими правилами для участников. Но это уже — совсем другая история.

Мотоджимхана в Москве

Мне удалось пообщаться с организаторами, или «маршалами», движения Светланой «Shvedka» и Максимом «Dee Troy».

«Цели и задачи проекта «Gymkhana.Moscow» — популяризировать движение, повысить навыки и способности участников, а также добиться признания джимханы отдельным видом спорта на официальном уровне в МФР — Мотоциклетной федерации России,» — Dee Troy

Лена: Свет, а как ты пришла к этому увлечению?
Светлана: Мой хороший друг затащил меня на площадку, вместо тусования на горе, практически хитростью. В то время только начала работать площадка на Тимирязевской. Которая, к сожалению, уже обнесена забором и никому не нужна. Приехала я туда, было страшно (улыбается – прим. автора). На упражнении «восьмерка» вкатилась немного в ритм — и сразу на трассу. Понравилось. В первый же день выехав с трассы, чтобы поставить мотоцикл и передохнуть, я упала. Увлёкшись, я забыла, что перед нажатием на передний тормоз, надо выпрямлять мотоцикл (смеется). Потом стала приезжать чаще, помогать и ставить трассу…
Лена: А какое, на твой взгляд, на площадке соотношение новичков и пилотов с опытом?
Светлана: В прошлом, 2015-м году, я могла сказать, что было 50/50 новичков к завсегдатаям. В этом году мне сложнее, я не успеваю посещать другие площадки, но мне кажется, что новичков становится больше.
Лена: А что вы предпринимаете для предотвращения случаев травматизма?
Светлана: Мы (организаторы, или маршалы) стараемся по максимуму предупредить травмоопасные ситуации на площадках. Не всегда это в наших силах, к сожалению. Мы не используем на наших площадках при построении трасс, фигур и элементов те, которые бы имели пересечение траекторий движения мотоциклов. Первый мотоцикл не должен создавать помех второму, как и второй первому — и так далее. Также следим за горе-стантерами.

Стант у нас на площадках категорически запрещён. Снимаем с трассы людей, которые создают опасные моменты, и объясняем, в чём они не правы.

Краткие правила проведения общих сессий мотоджимханы

Условия участия на мероприятиях движения «Gymkhana.Moscow»:

  • На трассу допускаются мотоциклисты исключительно в шлемах
  • Мотоцикл должен быть технически исправен и у вас должны быть все соответствующие документы на случай внепланового приезда бойцов ГИБДД
  • Участники обязаны следовать указаниям организаторов и координаторов площадки
  • Трассы строятся усредненные, с учетом возможности прохождения по ним всех типов мотоциклов — от питбайков до тяжелых круизеров
  • Стант и трюковая езда запрещена (рядом на площадке тоже). Если хочется показать свою крутость, делайте это, пожалуйста, в других местах нашего необъятного города
  • Использование на трассе дальнего света не допускается во избежание ослепления участников. Пожалуйста, относитесь к своей безопасности с полной серьезностью
  • Если в процессе прохождения трассы участник сбивает конус, необходимо аккуратно припарковаться вне траектории и поставить конус на место. Специально обученных юношей-поднимальщиков у нас нет
  • Трасса для общих тренировок (не спортивная) строится без пересечения самой себя
  • Обгоны разрешены только с выездом с трассы, при 100 % уверенности в их безопасности как для обгоняющего, так и обгоняемого. Так же следует учитывать и встречные направления
  • В случае слишком большого количества желающих выехать на трассу происходит деление на группы быстрых и медленных с сессиями по 10-15 мин (каждый сам должен определить, в какой группе он будет катать в зависимости от собственных навыков)


«Трассы бывают двух видов, «точечные» и «коридорные». Точечные используются на ограниченное число мотоциклов, они более сложные, но при этом более техничные и заставляют пилотов мотоцикла думать о траектории и самому её выбирать. А вот коридорные — более простые, там где есть расширение, обычно, выбирают большую траекторию. Но при этом для новичков и средненьких они лучше. Да и наши объёмы желающих вмещают проще. На них сложнее ошибиться и поехать не туда», — Светлана Shvedka.

Чему джимхана не учит?

Джимхана может научить вас технике управления: умению правильно подобрать траекторию, угол наклона мотоцикла, положение тела, ручки газа, а также грамотно рулить и пользоваться тормозами. Техника – набор навыков управления мотоциклом у конкретного пилота, который позволяет ему реализовывать выбранную тактику управления. Так что же такое тактика управления мотоциклом?

Тактика — умение не попадать в критические для себя ситуации, прогнозировать их возникновение; Обеспечивать себе запас сцепления, дистанции торможения, бокового интервала; Оказываться в наиболее выгодном положении на дороге, правильно выбирать скорость, обеспечивать себе наилучший обзор; Компенсировать потенциальные ошибки других участников движения.

Есть еще и стратегия управления мотоциклом – начиная от выбора улиц, по которым быстрее можно добраться на мотоцикле до цели, заканчивая определением погодных условий и опасностей плохой погоды. Например, зная, что по одному маршруту широкое междурядье, и по нему будет удобнее доехать из пункта А в пункт Б, лучше предпочесть этот маршрут тому, где суженные полосы, узкое междурядье и, хуже того, – ремонт дороги.

Что же получается? Технике на джимхане научиться можно. Но тактике и стратегии – навряд ли. Стратегия и тактика приходят с опытом и умением анализировать свои ошибки, чтобы впоследствии над ними работать. Также умение «читать трафик» тоже не приходит сразу. Но это – неотъемлемая часть контраварийной подготовки пилота в условиях городской езды.

Адреса площадок мотоджимханы

Светлана Shvedka прокомментировала ситуацию с размещением площадок для мотоджимханы на территории Москвы.

Новый сезон — 2017 мы планируем начать с тех же площадок, что были в предыдущем сезоне. Правда, всегда есть форс-мажор, так как площадки являются собственностью города, и есть вероятность того, что их займут под другие нужды.

Площадки в Москве:

  • Ярославское шоссе, 54 (Я-54, на парковке гипермаркета НАШ)
  • Ленинградское шоссе, 73 (Л-73, располагается возле МКАДа на севере) («всеми любимая», как называет ее Светлана)
  • Рябиновая улица, 69 (Р-69, под эстакадой и в непосредственной близости с магазинчиком свежего и вкусного кваса) — по словам Светланы, самая «свежая» площадка.

Площадки в других городах:

  • Наро-Фоминск, Московская область: парковка за КСК «Нара»
  • Обнинск, Калужская область: парковка ИАТЭ
  • Рязань: парковка ТЦ «Премьер» (справа от «Декатлона»)
  • Челябинск: ледовая арена «Трактор»
  • Санкт-Петербург: парковка у ТРК «ЛЕТО» (Пулковское ш.)
  • Краснодар: около мотосалона «МОТОГРАД-ЮГ» (ул. Вишняковой) и площадка около ТЦ «Московский» (ул. Артюшкова)

Каждая площадка имеет свои дни для тренировок в рамках нашего проекта, чтобы разгрузить маршалов определённой площадки и постараться охватить разные округа нашего города.

«Мы всегда находимся в поисках новых площадок, — говорит Shvedka, — но это дело непростое. Необходимо оставаться в рамках закона, поэтому поиски площадок усложняются. Мы об этом подробно написали на нашем сайте».

Мотоджимхана развивается не только в московском регионе, но и в других областях и городах России. Обнинск, Питер, Краснодар, Великий Новгород, Псков, Казань, города Урала (особенно Челябинск), Сибири и не только. В этом списке уже — более 20 городов. Думаю, популяризация такого увлечения неслучайна: у этого вида городского любительского мотоспорта вполне может быть большое будущее.

Благодарю за информационную поддержку: Светлану , Андрея Примудрова, Максима и проект «Gymkhana.Moscow».

>Мото Джимхана в Санкт-Петербурге. Нет площадок для тренировок!

Мото Джимхана.

О мото-джимхане наверняка слышало большинство из вас. Кратко для тех, кто не знает. Это скоростное маневрирование на трассе, построенной из конусов.

Это спорт, доступный каждому. Чтобы начать ездить МотоДжимхану нужен только мотоцикл, защита пилота, защита мотоцикла, пустая площадка и набор фишек и конусов. Вот как выглядят заезды в Японии, родине этого мотоспорта:

Hunter Tabibito

Haruhiko Tsujiie
Если вы ни разу не посещали тренировок, советую вам сделать это в следующем сезоне. Даже если вы не собираетесь точить подножки в скоростных поворотах в борьбе за секунды, джимхана поможет полностью почувствовать свой мотоцикл. Вы будете контролировать мотоцикл, а не наоборот, что в теории поможет и на дороге.

(Сейчас могут появиться возмущения, мол, на дороге не пригодится, да это только придаст уверенности и ты будешь газовать там, где не надо.
Но джимхана — всего лишь способ научиться действительно управлять мотоциклом, превратить с трудом контролируемый непонятный инопланетный аппарат в инструмент для достижения своих целей, а уж кто как будет распоряжаться этим инструментом…
Джимхана не дает навыка чтения дорожной обстановки, не превращает лихача в спокойного водителя.. Но поможет выработать правильные рефлексы, что позволит не отвлекаться на управление, а сосредоточиться на дороге.)

Мото Джимхана в Санкт-Петербурге.

Сергей Пекутко и его Kawasaki ER-6.
Мото Джимхану у нас в Петербурге уже не первый год организует Сергей Пекутко, инструктор Мотошколы «А». Человек тратит своё собственное время, силы и бензин, чтобы любой желающий мог бесплатно повысить навыки вождения. Организует чемпионаты Санкт-Петербурга. У нас все стараются внести свой вклад, все стараются помочь в этом нелегком деле. На общих тренировках на трассе всё организовано, никто никого не подрезает, если человек сбивает конус — он всегда остановится и вернёт его на место. Людям, уронившим мотоцикл, всегда помогут его поднять, уберут с трассы, чтобы в него никто не въехал.
Бывает, собирается такое количество желающих, что мы вынуждены делить людей на группы и ездить сессиями, чтобы всем хватило места безопасно почувствовать свой мотоцикл, чтобы начинающие спортсмены не нервничали при приближении к ним более быстрых пилотов, а опытные свободно могли выжать из мотоцикла максимум.
В дни, когда общие тренировки не проводятся, люди сами собираются на площадке, сами привозят конусы с собой и тренируются, стараются улучшить своё время.
В этом году в Россию на международный чемпионат в Псков приезжали спортсмены из разных стран. Трое очень быстрых нидерландцев решили заглянуть в Петербург, посмотреть как у нас проходят тренировки и лично поучаствовать.

Kristian Eekhof

Bob Stopler

Richard van Schouwenburg

Как мы примерно продвинулись в изучении этого искусства в Санкт-Петербурге?

Ну, это я что-то пытаюсь изобразить:

Это наш самый быстрый спортсмен, рекорд трассы в России:

А вот абсолютный рекорд трассы, Нидерланды:

Причем, заметьте, иностранный рекорд поставлен на спортбайке GSXR750 с различными модификациями — снят пластик, установлена вилка от более новой модели, стоит высокий руль, спилены ограничители руля, снят один передний тормозной диск и, соответственно, суппорт. Это только то, что видно невооружённым глазом.
А наш спортсмен едет на абсолютно стоковом CB600. И я уверен, в следующем сезоне он поставит уже мировой рекорд.
По сути нет разницы на чем ты едешь, есть более приспособленные аппараты, но кто хочет — может держать темп хоть на тур-эндуре, хоть на Ёбрике:

Спортовода посадили на Ёбрик ))

Yamaha TDM

Обратите внимание на работу корпусом

Одна из наших тренировок. В начале видео я проезжаю на Ёбрике за зелёным мотардом, стараясь удержать темп.
В тренировках и соревнованиях также принимают участие и дамы. Меня всегда поражало то, с какой стабильностью и плавностью они проходят трассу. Это, кстати, то, к чему следует стремиться, а не просто откручивать газ.

Проблемы с площадками

Нас всё время убеждали, что Санкт-Петербург — мотостолица. У нас проводится много мероприятий, так или иначе связанных с мото-темой. Иной раз бывает столько интересных событий, запланированных на один день, что не знаешь даже куда поехать. Ну а некоторые собирают огромное количество людей приезжающих не только из других городов, но и из других стран.
При всём при этом, одно из важнейших мероприятий, направленное на повышение безопасности — МотоДжимхана, остаётся у нас без внимания.
Прикладывая все силы для обеспечения подходящих условий для проведения тренировок мы, к сожалению, сталкиваемся с трудностями. Когда я ещё только начинал ездить, МотоДжимхана проводилась на пустующей вечерней парковке торгового комплекса. Увы, потом у администрации поменялись взгляды, нужно было искать другую площадку, тренировок не было.
В дальнейшем, по договорённости с нашим Автодромом, начали проводиться тренировки на территории за трибунами. Пыльный, ухабистой участок, находящийся за городом не вызывал ни у кого претензий, ибо если не там устраивать тренировки — то где? Потом от этой площадки пришлось отказаться.
Мы тренировались на съезде с развязки Шафировского и Индустриального (небольшой группой, для полноценной тренировки площадка была мала), этот узкий, запылённый кусочек асфальта, с разбросанными кусками покрышек после посещения дрифтеров, представлялся нам своим личным шикарным автодромом, расположенным в городе, с заправкой неподалёку, пусть и с шумящей в паре метрах эстакадой проспекта.
Представляете каково было обнаружить, что наше любимое место обнесли забором и устроили там парковку для грузовиков.
Мы скитались по парковкам различных торговых центров, собираясь по 5 мотоциклов, скромно ставя пару конусов в углу и катаясь. Катаясь до тех пор, пока не выбегали охранники и не просили нас покинуть территорию. Заметьте, что у нас стоковые глушители и в позднее время мы не собирались, мы не жгли резину и не требовали снизить цены на бензин. Мы просто хотели совершенствовать свои навыки вождения!

Для тех людей, с которыми я познакомился на тренировках, джимхана стала больше, чем просто тренировка. Это возможность увидеть знакомые лица, поговорить на общие темы, вместе заняться любимым делом — закладывать мотоцикл в повороты на такие углы, в какие никто никогда не закладывал. Многие здесь нашли новых друзей. Мы — мотоклуб, у участников которого резина с боков заканчивается намного раньше центра. Мы против безрассудных гонок на дорогах, мы постигаем все тонкости управления мотоциклом на безопасных площадках.
Вы только взгляните на специально построенные площадки для МотоДжимханы в Японии и Барселоне:

Барселона. Японскую площадку видно на первых видео поста.
В данный момент парковка, на которой мы имеем возможность тренироваться, находится за городом. И даже здесь нам периодически указывают на выезд. А многие мои друзья, живущие на другом конце города, отказались от тренировок вообще, из-за слишком дальней дороги. Не каждый может позволить себе после работы ехать куда-то далеко.

Тем не менее, мы не унываем, ездим на тренировки больше 1,5 часов по пробкам до площадки, которую делим со стантрайдерами, совершенствуем навыки и помогаем делать это начинающим, устанавливаем новые рекорды и стремимся стать не только лучшими в России, но и во всём мире!

В конце я бы хотел заметить, что для проведения мото-джимханы не требуются большие автодромы, боксы и трибуны. Нужен лишь бесконечный энтузиазм организаторов, желание спортсменов и наличие площадок. Но с площадками у нас пока сложно, и понять однозначно, когда решится этот вопрос невозможно.
Если Вы являетесь владельцем какой-либо площадки, владельцем какого-либо комплекса со своей парковкой и хотите предложить использовать эту площадку для тренировок хотя бы раз в неделю — свяжитесь, пожалуйста, с инструктором Сергеем Пекутко (), организатором Мото Джимханы в Санкт-Петербурге и Руководителем Мотошколы «А».

При написании материала были использованы фотографии, выложенные в группе Мото Джимханы (). Спасибо фотографам!

Я не организатор, я всего лишь люблю тренироваться и провожу на площадке большую часть времени, когда нахожусь за рулём мотоцикла. И, я в этом уверен, я такой не один.
Если Вам понравилась статья, могу рассказать подробнее о наших общих тренировках, в том числе и с видео.

4 декабря 2017 Рассказать: tвf

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *