«..Это удивительное чувство, когда ты едешь по идеальной дороге среди гор. Сюда стоит приехать просто ради этого чувства. Я не чувствую себя в России, нет…»
6 августа 2016 года три простых человека и одна собака оказались в одном уазике, с немалым трудом выехали из Москвы, и двинули на Восток, далеко на Восток. Вечером 29 августа те же три человека и собака снова пересекли МКАД и оказались дома. За спиной у них было 10 тыс км на колесах и 10 дней под рюкзаком. Они проехали 9 областей, 4 республики и 1 край. Они рассказывали всем знакомым о Российских дорогах, о горах и озерах, о Томске, Омске, Казани, Горно-Алтайске, Тюнгуре.
Одним из этих четырех везунчиков была я, и теперь хочу немного рассказать о нашем пути.

Ехали на машине УАЗ Хантер, при возможности на газу (но был и запасной вариант — 2 бензобака). Трассу выбрали М7, есть еще вариант М5, но пишут, что она хуже. И еще важный момент: от Челябинска до Омска не рискнули ехать через Казахстан (испугались очередей на пограничном пункте), поехали через Ишим. Курганская область не порадовала покрытием, так что может и стоило рискнуть временем. По каждой области стараюсь писать про наличие/отсутствие газовых заправок.

Гудок. Грохот с каждой секундой все усиливается. Перехватывает дыхание. Скорее лечь так, чтобы успеть уснуть до проезда следующего поезда, успеть уснуть так, чтобы не проснуться от очередного грохота железного змея, несущегося по рельсам.

Ночь в палатке в 10 метрах от железнодорожных путей. Кажется, бессонная первая ночь поездки становится традицией. Под Казанью не особо хорошо оказалось с лесами. Первой попыткой случайно заехали в подсолнуховое поле, кстати, первое по пути от Москвы. В отличие от дороги на юг, тут на небе есть облака и, если на скорости вытянуть руку в окно, её обдаёт прохладным воздухом. На юге за окном было 38. Но тут нет полюбибившихся заправок РосНефть, восточное направление кажется не в их юрисдикции. Сегодня нужно преодолеть 900км и таким образом добраться в район Челябинска. А уже через три дня #алтайвстречай. Предвкушаю дорогу по Чуйскому тракту и наш первый перевал Кату-Ярык.

На следующий день навстречу по ж/д путям пронёсся товарник, а за ним клубы черного дыма. Кажется едет на мазуте.. Как будто в прошлое едем.

Республика Башкартостан — это как в анекдоте про медведя. Едем поздним вечером по неосвещенной дороге, понимаем, что впереди огромное облако дыма. Въезжаем в него в попытках найти источник возгорания. Но тщетно, потому как ничего не видно. И в секунду понимаем, что источник в 3 метрах перед нами. И он едет. И это машина! Страренькая Ауди, которая едет со скоростью примерно 70, горит, и водителя это абсолютно не напрягает. Ну и фар её не видно из-за дыма. В общем огонь, а не республика.

«Лена, вернись, не подходи к воде, скорее вернись»

В ночи свернули с трассы, потом свернули еще и в лес. Разбили палатки прямо рядом с тремя небольшими прудиками. Мысли о том, что сюда скидывают трупов не самые лучшие жители Уфы, не покидала всю ночь. Периодически у воды как будто были слышны шаги, ну очень не по себе спать было в эту ночь. Утром выяснилось, что это птицы, в этом лесу было очень много птиц.

До Челябинска и правда нормальная дорога, правда сейчас много кусков с ремонтом дороги и реверсивным движением. После Челябинска такое тоже есть. Ну и смущает то, что она двухполосная. Через Урал тоже дорога сложная, потому что по горам и двухполюсная без единой полосы для обгона. С фурами это очень тяжело. Вообще почти весь день от Уфы до поворота от Казахстана прошёл под эгидой постоянных обгонов.

Плохая по качеству покрытия дорога началась с поворота от Казахстана в сторону Ишима. Самое страшное было в районе посёлка городского типа с чудесным названием Бердюжье. Правда на обратной дороге видели, как её ремонтируют, может ситуация пойдёт на лад. И кончилась такая дорога ровно на въезде в Тюменскую область. Тут покрытие хорошее. Вокруг степи и болота. С лесами проблемы. А главное, очень-очень много комаров. Невыносимо много. Кончились заправки с нормальными магазинами и туалетами. И вообще заправок мало. Газ есть в Бердюжье. Самая плохая дорога была в Курганской области. В Тюменской области волшебно дешёвый газ: 12 р за литр. (В Москве сейчас 17-18)

Ночевали после Ишима в лесу, недалеко от села Макарова, под живописной березой, в попытках как можно быстрее скрыться от комаров. В поисках этого места очень эпично наткнулись на кладбище. Уже парковались, чтобы там заночевать и тут фары осветили могилы, метрах в 5-ти наверно. Очень жутко там в 12 ночи.

Вчера наконец смогли проехать 1000 км.

Основная мысль такая, что в населенных пунктах дорога очень плохая, но трасса между ними более-менее нормальная.

Омская область. Первые 50 км не очень хорошая дорога. Дальше нормально. В Омской области столкнулись с проблемой отсутствия газа на газовых заправках. Его нигде не было. Кстати, по пути от Москвы пока ни одного Газпрома с газом.

Новосибирская область тоже скорее порадовала дорогой. Приличная. С газом правда опять беда. Нашли одну заправку с 17.90 за литр! После Тюменской области было совсем тяжело отдавать столько денег за газ.

Для Мотеля, вокруг которого ездишь кругами не меньше часа в попытках его найти, название Мираж самое подходящее. На третий звонок в адмистрацию мы и сами стали сомневаться в его существовании. История такая:

«Да, у нас есть свободные номера, но у нас тяжело со съездом. Там нужно будет въехать на бетонную полосу под знак въезд запрещён, потом аккуратно спустится на другую бетонную площадку и будете у нас. Проедете мост, а потом смотрите справа знак запрета съезда», — как-то так мне ответила в 10-11 вечера женщина из мотеля «Мираж», найденого нами в гугле на пути. Такие новости нас немного напугали, но было решено попробовать туда попасть, что нашему уазу какие-то бетонные площадки?.. Но ни моста не оказалось, ни съезда нормального. Час мучительных поисков закончился проездом под табличкой «не въезжать, свежий бетон». Время два часа ночи, а мы едем по свежему бетону по полосе ремонта дороги…
Зато в мотеле нас ждал душ в номере и мягкие кровати. Но даже в комнате отчетливо и стойко пахло свежим бетоном. Просыпалась несколько раз от того, что казалось, что машины с цементом едут прямо в наше окно. Очень громко. И очень близко. (Это мотель под Новосибирском).

Начиная от Новосибирска газовые заправки совсем заканчиваются. То есть номинально на некоторых заправках должен быть газ, но его нет в наличии. Перед выездом читали отчёты о том, что проблем с ними не было.

По Чуйскому тракту от Горно-Алтайска идёт и правда идеальная дорога европейского качества. С разметкой, отбойниками. Да даже от Новосибирска дорога приличного качества. Мало сетевых заправок, большинство местные.

От Горноалтайска начались горы. Горные речки. Серпантины на дорогах. И это удивительное чувство, когда ты едешь по идеальной дороге среди гор. Сюда стоит приехать просто ради этого чувства. Я не чувствую себя в России, нет.

То чувство, когда нужно открыть тент палатки и увидеть. Увидеть, что вокруг красотища. Ехали по тракту до двух часов ночи. Темно, ничего не видно. Оставалось только, пользуясь воображением, представлять, как там красиво вокруг. И судя по утреннему виду, воображение не подвело. Стоим у горной прозрачнейшей речки, вокруг горы, пока не очень большие, но такие рельефные и все равно мощные… По идеальному покрытию тракта примерно раз в 3-5 минут проносятся машины. Прекрасное утро.

Утро было ещё не самым прекрасным в этом дне. Чуйский тракт — одно из лучших мест, в которых я была. Пожалуй, на равне с Камчаткой.

Доехали по тракту до потрясающего вида на Северо-чуйский хребет. Пейзажи завораживают. Не умею я описывать пейзажи, но это место похоже на сказку. Это мечта, которая осуществилась, это какая-то другая планета, ну по крайней мере другая страна. Проехать среди гор на скорости около 90 км — идеально. Правда через каждые пять минут хочется останавливаться и фотографировать.

В посёлках есть кафе и магазины. Заехали на какой-то популярный водопад. Он не представляет из себя ничего необычного. На Кавказе круче видели. Петроглифы проехали мимо за неимением свободного времени. Постояли на слиянии рек Чуя и Катунь, крутое место. Единственное, что на этих достопримечательностях очень много людей, это не понравилось. Подъехали к знаменитому мосту в селе Иня. Там два очень живописных моста: один старый, его кажется называют Сан-Франциско, а второй новый, по которому сейчас проходит трасса. Оба они очень хорошо вписываются в пейзаж.

Из Ини, только с одной остановкой на обед, отправились к повороту на Усть-Коксу, потому что только через неё проходит дорога в Тюнгур, где мы должны встретиться с большей частью нашей группы и откуда на следующий день должен начаться наш пеший маршрут.
На горной части Чуйского тракта газовая заправка есть в поселке Онгудай! Там мы и заправились перед поворотом в Тюнгур.

После поворота на Усть-Коксу примерно 10 км хорошей дороги, потом начинается просто дикая. Ехать её больше 40 тяжко и стремно. Ещё на ней очень пылит. После таблички, сообщающей о въезде в пограничную зону, снова начинается неплохая дорога, с асфальтом. По ней можно со скоростью 60-70. Местами дорога разбита, будьте особенно осторожны на мостах, там очень разбита.

После поворота от Усть-Кана асфальт с большим количеством неожиданных провалов 5 км. Будьте очень осторожны. Потом грунтовка, скорее плохая (9108) 3 км. Потом снова подобие асфальта, но нет, очень плохо. Тут только Почта России на буханке гоняет, обогнала нас, подняв огромное облако пыли.

До перевала, сам перевал и после него примерно до ближайшего посёлка очень плохая дорога. После посёлка начинается асфальт, хороший. С периодическими ямами. Но на контрасте отлично, едем 70 почти всегда. Дальше ехали уже в темноте.
В Тюнгуре нас встретил замечательный подвисной мост, на который было ну очень страшно заезжать, особенно в темноте. Но это был единственный способ перебраться на сторону с турбазой, где нас уже ждали.
Отсюда начался нас десятидневный пеший поход, о котором я, возможно, еще напишу.
Обратно ехали по той же дороге, но заехали еще в Томск, пожалуй, мой любимый город в России!

И видео про наш путь:

И видео про подвисной мост в Тюнгуре:

Путешествие из Москвы на Алтай летом 2013 года на Ford F150 Raptor и VW Transporter

Пишу отчёт на этом ресурсе впервые, поэтому прошу строго не судить.

Эта поездка на Алтай получилась не запланированная. Подходило время отпуска, а куда ехать и как, мы даже не думали. Признаюсь честно, я лентяй. Но, несмотря на это, лежать на пляже пузом кверху, попивать коктейли и жрать по программе «все включено» — такой отдых не для нас с женой. Друзья давно хотели подарить нам напильник для затачивания шила в известном месте, но, видать, их лень дойти до хозяйственного магазина была еще больше нашей. В итоге захотелось просветления и посмотреть на Алтайские горы. Проявив чудеса красноречия, удалось убедить своих близких, что мест, где прошло мое дошкольное детство на пограничных заставах в Алтайских горах, лучше не бывает. Плюс неукротимый зуд испытать новую машину в дальних поездках (это наш маленький танк Ford F-150 Raptor). Чтобы не откладывать идею в долгий ящик, решили выехать через неделю, а то вдруг передумаем.

Мой любимый gismeteo сказал, что погода на Алтае в норме, так что валенки и ушанку можно не брать. Это сейчас я понимаю, что «над Испанией безоблачное небо», а тогда …, поддавшись на красивые прогнозы, мы стартанули. Забегая вперед скажу, что ушанка не понадобилась, а вот спрятаться от дождя временами было очень и очень проблематично. Все как обычно — «За окошком дождь и град. Это Пу&&н виноват!». Итак, решение было принято, и начались сборы. Марш-бросок до дачи, я погладил шнурки, собрал тельняшки и футболки с аббревиатурами силовых ведомств, в которых когда-то проходил службу, сало с чесноком, пару ящиков тушенки и пару ящиков книжек в стеклянной таре. Потом поиск таких же отмороженных и легких на подъем попутчиков из числа друзей и знакомых…

И 29 июля 2013 мы стартуем. Состав команды:

Экипаж 1 — Ford F-150 2013 г/в

  • Водитель — Вячеслав (это я);
  • Второй пилот — Ирина (моя супруга и по сути основной водитель на асфальте);
  • Даниил — наш недоросль 14-ти лет отроду;
  • Михаил — пассажир ответственный за создание обстановки не позволяющей заснуть водителю и, как впоследствии оказалось, непревзойденный мастер по созданию панических настроений, на которые никто не обращает внимания;

Экипаж 2 — VW Transporter 2005 г/в

  • Водитель ­— Сергей;
  • Второй пилот и штурман — Сергей 2
  • Сергей 3 — еще один недоросль 12 лет отроду;

Выглядело это так.

Маршрут до Барнаула был выбран северный: Москва — Киров — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Барнаул. Южный маршрут, конечно же, лучше по качеству, но, настоявшись в Московских пробках, выбрали менее загруженный. Качество дороги приемлемое. Единственный участок стиральной доски — это перегон от Костромы до Кирова. Очень много встретилось ремонтов дороги по пути от Перми до Екатеринбурга. Каково же было наше удивление на обратном пути, когда они все практически были завершены! Дорога до Барнаула ничем особо примечательным не запомнилась. Был, конечно, один занимательный момент на подъезде к Омску, когда за рулем сидела моя жена. Дорога там хорошая в несколько полос. Практически МКАД! И, устав от постоянных обгонов, она разогналась примерно до 140 км/ч. И тут оживает рация — «Браток, ты не на МКАДе! Тут засады тоже иногда бывают». Смеялись очень долго, особенно «браток». На подъезде к Новосибирску попали в сильный туман, видимость по субъективным ощущениям была не более 50-100 метров. Очень сильно помогла рация и переговоры с дальнобойщиками. Вообще, дальнобойщики — это отдельная тема. Уже не в первый раз для себя подтверждаю тот факт, что фуры с московскими и питерскими номерами очень неохотно уступают дорогу, даже если попросишь по рации. Хотя, может, я и не прав, и такие попадаются только мне. 🙂

Итак, спустя трое суток, мы прибыли в Барнаул. Конкретный маршрут по Алтаю мы, в силу скоротечности сборов, не прорабатывали. И его планированием занимались по ходу движения, что называется «на коленке». В итоге получилось так — обзор достопримечательностей по ходу движения вдоль Чуйского тракта, Кош-Агач, Джазатор (Беляши) и обратный путь с заездом в Тигирекский заповедник Алтайского края. Получив пропуска в заповедник, в этот же день выдвинулись из Барнаула в Горно-Алтайск, где и заночевали. По дороге к нашей команде присоединился еще один камрад из Бийска по имени Федор. Далее был путь к Кош-Агачу.

Семинский перевал.

Перевал Чике-Таман.

Я был очень сильно поражен качеством Чуйского тракта и открывающимися со всех сторон видами!

Прочитав множество отчетов о поездках и посмотрев еще больше фотографий, в подсознании все равно оставалась мысль, что дорога будет тяжелой и не такой хорошей. Скорее всего, это был отголосок детских воспоминаний о поездке по Чуйскому тракту от Ташанты до Бийска в середине 70-х годов прошлого века и известный афоризм про дураков и дороги. Интересно, а его так же смывает, как и Московские дороги, после того как весь снег сойдет? 🙂

Далее была дорога на Джазатор. Примерно каких-то 130 километров. Второй экипаж стал притормаживать и осторожничать. В итоге добирались 5 часов. Все-таки VW Transporter это не F150, для которого подобная дорога — родная стихия. Пройдя период адаптации к подобным дорогам, обратно добрались гораздо быстрее — за 3 часа.

Дорога в Чуйской степи.

Дорога на Джазатор.

Пейзажи по мере движения просто завораживали. Для большинства ребят это был легкий шок. Все-таки для большинства жителей Москвы привычнее Альпы, Карпаты. Для более продвинутых Кавказ. Алтай же — это нечто далекое и не досягаемое. Прошу меня не ругать, я делаю выводы исходя из круга своего общения, а не обобщаю на всех. А для меня это было перманентной релаксацией с воспоминаниями о детстве на высокогорных пограничных заставах, где я был единственным ребенком и с друзьями солдатами. Потом еще было много путешествий и по жизни, и по работе. Были и горы — Кавказ (Грузия, Армения), Альпы. Но Алтайские горы остались как самые лучшие горы в моей жизни.

Количество живности на дороге по мере приближения к Джазатору увеличивалось. Коровы, похоже, против нас сговорились и не хотели пропускать к первой цели нашей поездки. Порою такие коровки замирали посреди дороги, думая свою нелегкую коровью думу, и только мои спутники не позволяли мне выйти из машины и дать с ноги по наглой рогатой морде, приходилось только гудеть.

Прибыв в Джазатор, остановились на ночевку у небезызвестного в тех краях олигарха Альберта. На следующее утро коллектив решил не ходить вокруг да около, не откладывать дела в долгий ящик и тянуть кота за известное место, а сразу ехать рыбачить на речку Коксу! Я был не против. Если бы я знал, что предстоит впереди, может быть, и отказался бы. Но обо всем по порядку. Поскольку по заверениям местных жителей наш автобус не справится с дорогой до места рыбалки, было принято решение перегрузить вещи из него в местную буханку. Я на форде ехал сам. Дорога была обычная грунтовка по степи и лесу. Виды, как всегда, завораживали.

По пути укачало особо впечатлительные натуры. Потребовался сеанс релаксации и допинг.

Мосты по дороге впечатляли не меньше пейзажей.

И вот, после именно этого мостика, у меня и наступило просветление. Надо было проехать по склону небольшой горки. Основная сложность заключалась в том, что у нашего танка при полной загрузке вес почти 3,5 тонны и широкая колесная база. Так что колеса просто не помещались в некоторых местах на дороге. Да и осыпаться она все время норовила. Местный джигит покачал головой, поковырял в носу и вынес вердикт — не пройдет. Но я уже закусил удила и пошел. Адреналина хапнул по полной программе и едва увернулся от хука справа моей благоверной. К сожалению, фотографий с этого места нету (не до них было). А вот видео есть (с 2,23 минуты).

И вот мы прибыли на рыбалку. Меня умиляют отечественные туристы тем, что после себя оставляют кучу адских говн даже в самых труднодоступных местах! Так было и здесь, вдали от цивилизации. Но мы люди подкованные и из Москвы с собой взяли две упаковки мусорных пакетов. И первым делом привели место нашей стоянки практически в первозданный вид.

Проведя два дня практически под непрекращающимся дождем и передав привет любимому gismeteo, не торопясь тронулись к следующей цели нашей поездки Тигирекскому заповеднику. По пути были опять атакованы разнообразной живностью. Особенно активны были суслики и верблюды. По заверениям моих родителей в детстве я их ловил с местными и ел жаренными на костре. Сейчас дегустировать такой деликатес мне не дали. А жаль …

Когда проезжали по Чуйскому тракту, то и дело попадалось тоталитарное наследие советского прошлого.

И вот, наконец-то, мы прибыли в поселок Чинета. Это последняя точка докуда есть нормальная дорога на пути к Тигирекскому заповеднику. Оставалось всего лишь 30 километров пути. Но зато каких! Если без дождей, то этот отрезок проходим практически для любого полноприводного автомобиля. Но лето прошлого года в плане дождей если не било все рекорды, то явно готовилось к этому. Понятия серпантин для дорог в этом месте не существует. Они идут либо вверх, либо вниз. Периодически наблюдая за кренометром зафиксировал максимальный вертикальный уклон в 18 и горизонтальный в 7 градусов. И все это в грязи. В ролике, начиная с позиции 4,30 показаны именно дороги в заповеднике. И именно самые хорошие дороги.

А начинался этот путь с пересечения моста через реку Иня за поселком Чинета. Дорожный знак с надписью «10 т.» уверенности не придал. Это такое чудо инженерной мысли в подвесном варианте, которое ремонтировалось неизвестно когда. Дыр в покрытии хватало. Вообще, в тех краях мы проезжали еще один такой мост не доезжая Чинеты, но там все было, можно сказать, идеально. Обильные дожди сделали невозможной переправу вброд. Но не отступать же! Перегрузили в очередной раз вещи из автобуса в местную буханку. И поехали. В очередной раз получил долю адреналина. Все-таки не каждый день раскачиваешься на высоте в 15-20 метров в 3-х тонной машине.

Дороги опять порадовали.

Фото заповедника.

В первый день после приезда решили отоспаться. И как позже выяснилось, это было очень большой ошибкой. Поскольку этот день был единственным, кроме дня отъезда, когда не было дождя. И появилась целая неделя незапланированного отдыха и безделья. На машине далеко не уедешь, все дороги размыло и грязи «по уши». Обратно тоже не выедешь — егеря не советуют, поскольку опасно, и они отказываются нас сопровождать. Так что целую неделю — спали и рыбачили. В итоге камрад Федор не выдержал и сорвался пешком! Снял ботинки, закатал брюки и дошел от поселка Тигирек до Чинеты пешком. Всего-то 30 километров! Долго была на устах известная поговорка про бешенную козу и 7 верст.

И вот, спустя неделю, выдвинулись и мы в обратный путь. В Барнауле мы разделились. Экипаж №2 выдвинулся в Мурманск к родственникам. Часть ребят поехала на поезде в Москву, поскольку у них кончались отпуска. А мы, имея в запасе еще 1,5 недели отпуска, решили еще 4 дня уделить Телецкому озеру.

Река Бия.

Обратный путь в Москву ничем примечательным не запомнился кроме последнего отрезка. Доехав до Кирова, решили ехать не через Кострому, а через Нижний Новгород. О чем очень сильно пожалели и одновременно порадовались, что первоначально там не поехали. Для начала около часа простояли, прежде чем пересекли мост через Волгу. А потом встали на 3 часа в пробку из-за аварии на трассе. Дорога, дорога и еще раз дорога. Ехали не торопясь. И за 5 дней были уже дома.

Вообще, в этой поездке очень повезло с сотрудниками ГИБДД. Остановили всего один раз за непристегнутый ремень на въезде в Горно-Алтайск. Ну, мы люди честные и попросили выписать штраф. С камер видеонаблюдения пришло еще два штрафа по 300 рублей. И больше ничего.

Машина в поездке не подвела. После диагностики выяснилось, что порван всего лишь пыльник.

Показатели получились следующие:

  • Общий пробег — 10803 км
  • Расход 92-бензина — 1926 литров
  • Суммарно за рулем проведено 192 часа

Видеоролик из поездки — Часть 1:

И Часть 2:

Альбом с фотографиями в высоком качестве с привязкой к gps-координатам — http://goo.gl/UpXSrv

Возможные способы поездки на Алтай

Поездом:

  • самое замечательное в путешествии поездом — это постоянно меняющиеся пейзажи за окном, города, которые вы пусть мельком, но увидите. По сути, отпуск начнётся сразу, как вы сядете в поезд, ведь от Москвы до Новосибирска поезд идёт почти трое суток. Будет время на долгие разговоры, но для этого надо ехать не в одиночестве, а хотя бы небольшой компанией, с друзьями дорога будет веселей. Случайные попутчики могут стать серьёзной помехой, если отношения не сложились с самого начала поездки;
  • имейте в виду, что разветвлённой сети железнодорожного транспорта по территории Республики Алтай нет, есть только центральные магистрали России, поезда которых довезут вас до Новосибирска, Бийска или Барнаула. Стоимость билетов варьируется от 3,5 до 7 тысяч рублей, и это стоимость дороги только в одну сторону! К цене билета (плацкарт, купе, vip) смело добавляйте стоимость питания, оплату услуг проводника и финансы на приобретение разного рода развлекательной литературы, игр, сувениров и проч.;
  • если вы поедете до Новосибирска или Барнаула, то до Бийска, как наиболее близкой к Горному Алтаю точки, придётся добираться пригородной электричкой, автобусом или частным такси. За Бийском — только автодороги, поэтому здесь будет ещё одна пересадка на другой транспорт уже до места, откуда начнётся собственно тур. От Барнаула тоже можно доехать до турбазы колёсным транспортом, но это ещё около 150 километров автобусного «проживания». Горно-Алтайск не имеет железной дороги, зато есть превосходный автовокзал;
  • железнодорожные вокзалы в Барнауле и Бийске расположены практически рядом с автовокзалами, а для перевозки вещей есть частные «извозчики» — минимум усилий с вашей стороны, но и дополнительный расход. Частные авто довезут вас до любой доступной точки Горного Алтая, но есть некоторая опасность — вы не знаете человека, к тому же цена за переезд будет «заоблачная». Есть частные компании, которые занимаются пассажирскими перевозками, и если заранее созвониться, то вас будет ждать такси или микроавтобус там, куда вы приедете поездом;
  • расписание пригородного сообщения в Барнауле можно узнать в турфирме, через интернет, а все автовокзалы имеют собственные сайты с функцией обратной связи для уточнения расписания междугородних автобусов.

Самолетом:

  • удобный, быстрый и в некоторых случаях недорогой вариант поездки из Москвы в Горный Алтай. Аналогично для других городов, где есть прямые или транзитные рейсы до Новосибирска, Горно-Алтайска или Барнаула. При необходимости можно скомбинировать рейс самолета с пригородным расписанием электропоездов из Барнаула. Рейсы до Горно-Алтайска и Барнаула из Москвы 2-3 раза в неделю, до Новосибирска ежедневно;
  • стоимость билетов в одну сторону от 4 до 5 тысяч рублей в зависимости от авиаперевозчика, можно найти ещё более дешевые билеты по акциям. К примеру, стоимость авиабилетов до Новосибирска изменяется в зависимости от дня покупки, способа приобретения (с бронированием онлайн, оффлайн). Вот и получается, что перелет будет дешевле, чем поездка на поезде, да и быстрее — прямые рейсы в среднем до 4,5 часов полёта, с пересадкой — от 6 до 18 часов. Экономия времени в сравнении с поездом просто шикарная, а трансфер от аэропорта предоставляется почти всеми турфирмами;
  • не подумайте, что самолетом на Алтай летать дёшево, пункт выше — это акции и прочие «прелести», предлагаемые авиакомпаниями для привлечения клиентов. Обычные билеты с бронью стоят от 7-8 до 10-11 тысяч рублей в одну сторону при прямом перелёте. Но деньги всё равно окупаются, ведь нет нужды запасаться едой и другими «припасами» на дорогу. Рейсы с пересадкой чуть дешевле, но сама пересадка на другой рейс обычно дольше самого перелёта;

Следует учитывать время прибытия самолёта, если вы путешествуете самостоятельно:

  • в Горно-Алтайск лучше лететь ночью, чтобы быть в городе утром, когда больше автобусных рейсов и такси. Это даст возможность доехать до точки начала маршрута к вечеру. Совет для самостоятельных туристов: никогда сразу не соглашайтесь на цену, которую озвучит частный извозчик, можно и нужно торговаться, к тому же есть выбор частников. Конкуренция сильна, и, скорее всего, вас увезут до места за меньшую цену.
  • для прилёта в Новосибирск не критично время, всё равно придётся дальше ехать автобусом (поездом) в Бийск или Горно-Алтайск (автобусом). Неудобно для тех, кто взял в дорогу много вещей или едет с детьми, ведь будет минимум две пересадки до места отдыха. По прилёте в Барнаул вам тоже предстоят одна-две пересадки, хотя это более экономичный вариант поездки на Алтай. До Бийска автобус идёт порядка трёх часов, поездка на поезде или электричке займёт столько же времени, до Горно-Алтайска автобус идёт дольше — почти 5 часов. Снова пересадка, и вы уже едете до места начала тура или места стационарного отдыха.

Автомобилем:

  • важно: автомобиль должен быть годен не только для езды по трассе, но и по грунтовым дорогам. До поездки необходим полный техосмотр машины, покупка запчастей, которые можно заменить самостоятельно;
  • необходима тщательная проработка маршрута не только по Алтаю, но и до въезда в Республику. Ещё лучше, если вы поедете «по стопам» знакомых, которые дадут подробное описание и карты своей поездки. Вам необходимо знать не только, где остановиться на ночь, но и заправки, приличные кафе, медицинские пункты (мало ли что может случиться в дороге?);
  • понятно, что такой способ передвижения подходит для тех, кто любит свой автомобиль и свободу. Вариант удобен, но есть нюансы: не стоит планировать такое путешествие с маленькими детьми, или с теми, кто плохо переносит длительное сидение в одной позе, страдающими хроническими болезнями суставов, сердечнососудистой системы;
  • среднее время путешествия от Москвы до Новосибирска составит около трёх суток с био-остановками и ночным отдыхом. И это не конечная точка маршрута — до Барнаула ещё более 200 километров, а до Горно-Алтайска через Бийск более 250 километров. Дальше будут те заповедные места, из-за которых вы едете на Алтай, и опять нужно знать, где что расположено:
  • Чуйский тракт от Бийска — зрелище великолепное и величественное, даже ради него стоит поехать на автомобиле. Если вы свободны по времени путешествия, то можно увидеть на Алтае многое: популярные места отдыха, достопримечательности, заповедники, горные перевалы и много-много необычайно красивых пейзажей.

Теперь вы знаете, как доехать до Алтая, и сможете выбрать вариант, который вас полностью устроит и по времени, и по деньгам.

В преддверии поездки на Алтай мы рассмотрели разные способы добраться до республики из Москвы и спешим поделиться ими с вами. Как лучше ехать: на поезде, автомобиле или самолете? Выбор оптимального маршрута. Плюсы и минусы каждого варианта. Цены на билеты в 2019 году.

Ниже мы рассмотрим варианты, как можно добраться до Алтая из Москвы на самолете, поезде и машине, а также комбинированные варианты. Эти же способы подойдут и для многих других крупных городов России. Также мы публикуем полезные ссылки, где можно узнать расписание транспорта, приобрести билеты и забронировать жилье.

Если ваш путь на Алтай лежит из другого города России, то ключевой вопрос, который вам предстоит решить: добираться через Москву или сразу ехать/лететь на Алтай. Все будет зависеть от географического расположения вашего города и от наличия или отсутствия удобных авиарейсов и ж/д сообщения.

Самолет + автобус/поезд

Самолет, безусловно, самый комфортный и быстрый способ добраться до Алтая из Москвы, это наиболее предпочтительный вариант. Долететь можно до Горно-Алтайска, Барнаула и Новосибирска, а дальнейший ваш путь зависит от города прилета и места, куда вы направляетесь. Цены не очень низкие, зато здорово экономятся время и силы, если лететь прямым рейсом! Можно, конечно, скомбинировать с поездом (в одну сторону — самолетом, а в другую — поездом), но это, на наш взгляд, утомительно.

Горно-Алтайск

Перелет из Москвы до Горно-Алтайска и обратно в 2019 году стоит не очень дорого — самые дешевые билеты, что находятся на данный момент, стоят 14-16 тысяч рублей в обе стороны (S7, эконом-тариф без багажа, с 1 или 2 пересадками), в среднем же билет можно приобрести за 17-22 тысячи рублей. Прямые рейсы — от 20 тыс. руб. Пересадки обычно довольно длительные, лучше лететь прямым рейсом.

От Горно-Алатайска до нужного вам места назначения можно доехать на автобусе или автомобиле — частников, промышляющих извозом, достаточно много, торгуйтесь. Советуем выбирать проверенные компании такси, например, KiwiTaxi — вас встретят в аэропорту, цены фиксированные, оплатить поездку можно онлайн.

В Горно-Алтайск лучше прилетать как можно раньше, чтобы затемно попасть в конечный пункт. Есть рейсовые автобусы до Белокурихи, Акташа, Улагана, Тюнгура и других поселков.

Плюсы: прямой рейс, наименьшее количество переездов, экономия сил и времени.

Минусы: не очень дешево.

Искать билеты →

Барнаул

Билеты на самолет до Барнаула из Москвы в 2019 году стоят от 14 тыс. рублей. Далее из Барнаула можно добраться на поезде или электричке до Бийска (около 3 часов в пути, стоимость — 500-600 рублей в обе стороны на электричке и около 1000 — в плацкарте). Кроме того, ходят автобусы до Бийска (3 часа в пути, от 275 рублей в одну сторону) и Горно-Алтайска (около 5 часов в дороге, от 580 рублей в одну сторону). Затем до озера Ая и прочих мест — на такси.

Плюсы: немного дешевле, чем первый вариант.

Минусы: много пересадок, что неудобно с большим багажом, и отнимает много времени.

Искать билеты →

Новосибирск

Добраться из Москвы до Алтая можно и через Новосибирск — это дешевле, но дольше. Долететь до Новосибирска весной 2019 года можно от 6-7 тысяч, летом — от 10 тысяч рублей (туда-обратно). Затем можно доехать на поезде или автобусе до Бийска (от 558 и 666 рублей соответственно), также есть автобус до Горно-Алтайска (от 1150 рублей в одну сторону, в пути примерно 8-9 часов).

Плюсы и минусы такие же, как у предыдущего варианта.

Искать билеты →

Как найти дешевые авиабилеты? Для поиска билетов мы используем поисковик Skyscanner — он сравнивает цены сотен авиакомпаний и находит лучший вариант. Посмотрите также наши советы, как правильно искать дешевые авиабилеты >>

Хотите летать бесплатно? Копите мили всех авиакомпаний с картой All Airlines.

Полезные ссылки:

  • Расписание пригородных электричек в Барнауле.
  • Сайт автовокзала Барнаула.
  • Сайт автовокзала Бийска.
  • Сайт автовокзала Новосибирска.
  • Сайта автовокзала Горно-Алтайска мы не нашли, поэтому рекомендуем расписание автобусов смотреть на сервисе «Яндекс.Расписания». Также с расписанием можно ознакомиться .

(Фото © Andrew Kudrin / flickr.com / Лицензия CC BY-NC 2.0)

Как добраться до Алтая на поезде?

Добраться до Алтая из Москвы можно и на поезде, если только вы в состоянии выдержать около 60-62 часов в одну сторону (так как неизвестно, какие попутчики вам попадутся). Рассмотрим поезд до Бийска — наиболее близкого к Горному Алтаю города (для Барнаула и Новосибирска цены примерно такие же).

Билет в плацкартный вагон на поезд Москва — Бийск стоит от 3 тысяч рублей, в купейный — от 6 тыс. руб. в одну сторону (порой за эти деньги можно долететь до Новосибирска!), к этому прибавьте расходы на еду и на проезд на такси до конечного пункта. Этот способ хорош, если вы едете веселой компанией, любите поезда и сменяющиеся пейзажи за окном.

На поезде можно доехать до Бийска, Новосибирска и Барнаула, дальше — на автобусе или электричке, а затем на такси. В Горно-Алтайске железной дороги нет.

Плюсы: романтика, красивые пейзажи, веселое времяпрепровождения (если едете компанией), дешевизна (если едете в плацкарте).

Минусы: дискомфорт, трата времени, возможны неприятные попутчики, духота в вагоне (если старый), высокая цена (если едете в купе).

Ж/д билеты →

Полезная подборка:

  • ТОП-25 мест на Алтае
  • Цены на отдых на Алтае

(Фото © deletio / flickr.com / Лицензия CC BY-ND 2.0)

Как доехать на машине до Алтая?

Этот вариант подойдет тем, кто любит путешествовать на автомобиле. Преимущество этого способа в том, что долгая дорога сама по себе является приключением и путешествием, особенно если заезжать в попутные города и осматривать достопримечательности. А какие по пути пейзажи! Чуйский тракт никого не оставит равнодушным.

Другое преимущество поездки на Алтай на машине — можно не беспокоиться о перевесе и брать столько вещей, сколько влезет в багажник. Палатки, спальники и прочее туристическое оборудование спокойно поместятся в машину. И главный плюс: наличие машины (а лучше — внедорожника) позволит вам увидеть гораздо больше красивых мест Алтая, чем пешим туристам.

Добраться до Горного Алтая из Москвы на машине можно по трассе М7 или М5, далее по трассам М51 и М52 (P256). В целом дорога хорошая. По отзывам туристов, трасса до Челябинска сильно загружена.

Как видите, достоинств этого способа масса, но есть и минусы: трата времени, неудобства в дороге (не все выдержат долгий путь в одном положении), кое-где плохое покрытие, загруженность трассы и т. д.

♦ ♦ ♦

Таким образом, как же лучше всего добраться до Горного Алтая? На наш взгляд, наиболее интересным способом является автомобиль, а самым комфортным и быстрым — самолет до Горно-Алтайска + такси. Взвесьте все плюсы и минусы, подсчитайте бюджет и выбирайте наиболее оптимальный для вас вариант.

Где жить на Алтае? Отели и базы отдыха ищите на поисковике Roomguru, он подберет самые выгодные варианты среди множества систем бронирования. А вот жилье в частном секторе советуем искать и бронировать на популярном сервисе Airbnb — там много интересных и недорогих вариантов.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *