PAUL-KING ›
Blog ›
Мотоциклы на службе ГАИ

С момента своего появления мотоцикл стал одним из основных транспортных средств не только гражданского населения, но и правоохранительных органов.
В довоенное время в частях НКВД СССР использовались мотоциклы ПМЗ-А-750, выпускавшиеся в период с 1935 по 1939 на Подольском Механическом Заводе в Подмосковье и именно их можно назвать «первыми милицейскими», равно как и закупавшиеся в конце 20-х – начале 30-х для
отделов регулирования уличного движения (ОРУД) и милиции BMW R11.

Мотоцикл БМВ

После Великой Отечественной Войны движение на улицах начало расширяться, возрастало количество, по-прежнему остававшихся роскошью, автомобилей и куда более доступных мотоциклов, движение которых необходимо было контролировать. На службу в то время принималась разная техника, но все же, основным мотоциклом милиции тех лет стал М-72, хотя и ИЖ-49 было немало.

Мотоцикл ИЖ-49 со ставшим ненужным креплением переднего регистрационного знака, на котором закреплена табличка «Патруль ГАИ»

До 1953 года милицейский мотоцикл можно было встретить практически любого цвета – единообразие было введено лишь приказом МВД от 31 декабря 1953 г. № 266 «О специальной окраске легковых автомобилей органов милиции», стандартизировавшим окраску милицейских автомобилей и мотоциклов. Именно тогда и появилась первая цветовая схема, включавшая в себя основной синий цвет с красными полосами.
Модели мотоциклов на службе ГАИ в это время менялись, но в основном это были «Уралы». Старые не спешили списывать, а новые модели поступали в органы правопорядка хаотично и в каждом регионе запомнились свои мотоциклы: М-62, М-61, К-750 и другие модели, исправно служившие не одно десятилетие

В целом, мотоциклы марки «Урал» были самыми многочисленными из всех марок, выпускавшихся советским мотопромом, состоявших на службе Госавтоинспекции.

ZoomМотоцикл «Урал» с боковым прицепом в окраске, сочетающей основной синий и дополнительный красный цвета, введенной в конце 1953 года

В это время мотоциклы начали дорабатывать специально для службы в милиции в целом и ГАИ в частности, устанавливая дополнительное оборудование (раций, СГУ, сирены и т.п.), а также изменяя некоторые детали. Например, на некоторых «Уралах» ставились генераторы увеличенной мощности. Таким мотоциклам на заводах присваивались дополнительные индексы в названии модели. Помимо серийных мотоциклов, на службу попадали и опытные образцы.
Самым известным из таких стал мотоцикл «Урал» М-100 1967 года с 1040-кубовым верхнеклапанным двигателем и огромным обтекателем. К сожалению, в серийное производство мотоцикл, как и многие другие разработки ИМЗ, не пошел, так и оставшись легендой и мечтой коллекционеров наравне с другими прототипами.

Опытный образец – мотоцикл «Урал» М-100, 1967 г.

В целом же мотоциклы ГАИ отличала более высокая мощность двигателя и установленное спецоборудование. Как и полагается милицейской технике, они могли развивать более высокую скорость движения, нежели их гражданские эквиваленты. К примеру, одиночная модель М67П, выпуск которой начался в 1974 году, разгонялась до 125 км/час, а опытный М-100 легко набирал почти такую же скорость с боковым прицепом.

М-100 с боковым прицепом

Без коляски он развивал на максимуме 150 км/ч. Также в числе особенностей последнего было использование гидравлического привода тормозной системы даже на колесе бокового прицепа.
В конце 60-х окраска милицейских мотоциклов вновь поменялась и стала более заметной. Сначала в соответствии с отраслевой нормалью МВД СССР, а затем согласно ГОСТ 21392-75 они получили специальную окраску с использованием лимонного и синего цветов, световые сигналы синего цвета и звуковые сигналы с изменением частоты звучания. На мотоциклы Госавтоинспекции помимо надписи «милиция» наносились аббревиатура «ГАИ» и герб СССР.

Нагрудный знак инспектора ГАИ

Машины выпускались в сине-желтом цвете и специально оборудовались сиреной, приспособлениями для установки приборов ГАИ, дугами безопасности, сигнальными фарами.
В условиях автомобильного дефицита мотоциклы вплоть до середины 70-х годов составляли большую часть парка ОРУД и ГАИ. А мотоцикл с коляской вообще стал одним из символов службы Госавтоинспекции эпохи СССР. В настоящее время во многих подразделениях мотоциклы «Урал» установлены на постаментах как память о советском периоде службы.

Мотоцикл «Урал» ГАИ СССР. Современная реконструкция.

Новая эпоха для мето-механизации ГАИ началась в семидесятых годах после внесения в советские ПДД норм об ограничении скорости. К тому же на дорогах стало появляться все больше быстрых мотоциклов, за которыми тяжелый «ИМЗ» угнаться не мог даже без коляски. Именно для борьбы с такими нарушителями в столичном ГАИ создается специальный мотобатальон, получивший впоследствии у водителей название «Мотобат». Вместе с тем «Уралы» продолжали активно эксплуатироваться сотрудниками ГАИ, но на их фоне сотрудники «Мотобата» были оснащены передовой техникой зарубежных стран. Для них в 1973-1975 годах были закуплены новенькие 900-кубовые BMW R90. Именно это время можно считать началом истории современного «Мотобата».

ZoomМотоцикл BMW R90. Начало 1980 -х.

В 1990 году раскраска всех машин Госавтоинспекции изменилась: вместо желтого основным цветом стал белый, в сочетании с синими элементами и надписями, а в 1998 году ГАИ переименовали в ГИБДД. В то время, на фоне глубокого экономического кризиса, сотрудники перешли на отечественные мотоциклы, которыми стали ИЖ «Юпитер 5» и «Урал», а позже, в начале 2000-х и «Юнкер»4

ZoomОдин из последних милицейских «Уралов» с жидкостным охлаждением и дополнительным оборудованием.

Почти все «ИЖ» и «Уралы» в столице были списаны уже к концу 2000-х, и встретить эти мотоциклы до недавнего времени можно было лишь в регионах. Все отечественные мотоциклы, состоявшие на службе Госавтоинспекции, ушли в прошлое вместе с милицией, став частью ее истории.

ZoomМотоцикл ИЖ «Юпитер 5» ДПС ГИБДД российской милиции.

Мототранспортные средства в настоящее время используется в подразделениях ДПС для оперативного прибытия на место дорожно-транспортного происшествия в условиях заторов в час пик в крупных городах, для осуществления патрулирования в теплое время года, а также для выявления нарушений ПДД среди водителей-мотоциклистов.

ZoomМотоциклы БМВ ДПС – ПОЛИЦИЯ

По материалам НИЦ БД, ООО «ВАРИАНТ», личные фотографии автора.

VintageMotors ›
Блог ›
Эскортные и патрульные мотоциклы в нашем музее

Эскортные и патрульные мотоциклы — в нашем музее бережно хранятся:
1. Спецмотоцикл (одиночка)»Урал» ИМЗ-8.903-30 — был в плачевном состоянии, реставрирован в 2012 году.
Спецоборудование: красные фары-мигалки, механическая сирена, контейнер для документов в корпусе бензобака, дуги безопасности спереди.
Проходил службу в ГАИ киевской области.

2. Спецмотоцикл (с коляской) милицейский «Урал» ИМЗ-8.903-10 — ожидает реставрации.
Спецоборудование: красные фары-мигалки, механическая сирена, контейнер для документов в корпусе бензобака.

3. Спецмотоцикл эскортный «Днепр» КМЗ-14.9 «Кремлёвский эскорт» — сохранён в оригинале, реставрировать не планируем.
Спецоборудование: красные фары-мигалки, сирена, контейнер под рацию и спецсвязь, плита балласта в стеклопластиковой коляске, хромированные дуги безопасности спереди и сзади.
Использовался в почётном эскорте Гаражом Особого Назначения (ГОН) для эскортирования Кремлевских правительственных делегаций в 1979 – 1988 гг — в летнее время как «одиночка», в зимнее с коляской.

4. Спецмотоцикл эскортный «Днепр» КМЗ «Эскорт-73» — сохранён в оригинале, реставрировать не планируем.
Спецоборудование: красная и синяя фары, проблесковый маячок, сирены, контейнер под рацию, хромированные дуги безопасности спереди и сзади.
Использовался киевским полком ГАИ для эскортирования правительственных делегаций — в летнее время как «одиночка», в зимнее с коляской.

Спецмотоцикл «Днепр» КМЗ-8.955 «Патрульный ГАИ» — одиночка для патрулирования и сопровождения эскортов — реставрирован в 2013 году.
Спецоборудование: красная и синяя фары-мигалки, проблесковый маячок, электосирена, контейнер под рацию, хромированные дуги безопасности спереди и сзади.
Использовался киевским полком ГАИ.

6. Спецмотоцикл патрульный Moto Guzzi V75 P.A.N.T. — был в плачевном состоянии, реставрирован в 2014 году.
Спецоборудование: синие фары-мигалки, электосирена, кофры для спецоборудования, дуги безопасности.
Использовался киевским полком ГАИ.

Мотоцикл «Урал» (Милиция)

Номинации

«Ретро-кар»

Общая информация

Владелец: Николай Русских (УМВД России по Иркутску) Год выпуска автомобиля: 1962 Город: Иркутск Мне нравится 6

История автомобиля

В послевоенное время в СССР не только простые граждане, но и обычные сотрудники правопорядка не могли себе позволить автомобиль ни собственный, ни служебный. Пешком, на перекладных, на лошадях — вот удел оперативных работников. И только мотоциклы более-менее решили транспортный вопрос: ни них выезжали на следственные мероприятия, осуществляли патрулирование, а если необходимо, гонялись за преступниками и доставляли их «куда следует».
Вообще, мотоциклы в советской милиции в те годы были основными рабочими лошадками, причем в стандартном оснащении и нередко без должного технического обеспечения — дефицит комплектующих был общей проблемой (что отражено в знаменитом кинофильме «Берегись автомобиля»). Как правило, никакого спецоборудования им не полагалось, все внешние отличия сводились к специальной раскраске и соответствующей надписи.
Основой парка были модели, ведущие свое происхождение с начала 40-х годов, от немецких мотоциклов (в частности, BMW R71). Такая техника и в СССР долгое время имела военное назначение. Для сопровождения делегаций и патрулирования тяжелая мототехника применялась в виде одиночек (включая К-750), но для обычных милицейских служб использовались штатные версии с колясками.
И такой вот мотоцикл Урал М-62 (с этой модели и появилось название «Урал») в период 60-х и 70-х годов был типичным представителем трехколесной техники «в погонах». Ветераны патрульно-постовой службы вспоминают, что задержанных за правонарушения граждан перевозили в коляске, пристегнув наручниками к поручню. Особо буйные могли при этом орать и сквернословить на всю улицу, но громкий звук оппозитного двигателя в какой-то мере приглушал эти вопли. Возможно, это из разряда баек, но бывали случаи, когда в коляске «вповалку» доставляли по три-четыре человека!

Список доработок

Сейчас силами иркутского УМВД воссоздается типичный милицейский «Урал» из той эпохи. Найден весьма подходящий экземпляр, который прошел огонь и воду (включая народный «тюнинг»), над ним придется основательно поработать, зато мотоцикл соответствует духу времени. Причем именно такая же модель (М-62) и принимала участие в съемках фильма «Берегись автомобиля». На раме даже хорошо сохранилась заводская эмблема, на которой указаны год выпуска, номер мотоцикла и двигателя.

Продолжение истории милицейских Уралов М-100

На ИМЗ’е закипела работа. Задание получил сектор спортивных машин – там уже накопился опыт по созданию оригинальных мотоциклов. Первые два образца (с коляской и без) собрали к осени 63-го, а к январю 1964 года испытали в пробеге на 10 тыс. км.

Поджимали сроки, и руководитель сектора В.Коновалов пошел по пути наименьшего сопротивления. За основу взяли ходовую от только что запущенного в серию М-63. Новый мотоцикл отличался мягким ходом: задний маятник с гидроамортизаторами соответствовал условиям. Сам маятник качался на 2-конических подшипниках – взамен резиновых сайлент-блоков.

Установили наколенники, увеличенный ветровой щиток со встроенными в него спецфарами и фонарями поворотов. Бензобак оставили серийным, сверху устроили крепления для планшета. Сиденье водителя сделали кожаным, по типу «харлеевского». Аналог перед глазами – специально закупили полицейский вариант «американца» 1962 года выпуска.

У М-100 особого внимания заслуживал 1040-кубовый двигатель. Первоначально применили шпилечное крепление цилиндров и головок. При 4500 мин-1 и степени сжатия 6,5 на 72-м бензине мотор выдавал 40 л.с. И все же показалось мало. На летних испытаниях ЦКЭБ мотопрома в Серпухове первые образцы не достигли ожидаемой скорости: 132 км/ч «одиночка» и 108 – с коляской.

Обнаружился еще ряд существенных недоработок. Увеличенный ветровой щиток на руле «одиночки» создавал опасность для водителя – особенно при разъезде со встречным транспортом на скорости за «сотню». Испытатели отмечали, что из-за «парусности» щитка возникают силы, стремящиеся вывернуть руль в сторону. Кроме того, специальное оборудование в 2-х боковых ящиках одиночек тянуло на 75 кг; перегрузка заднего колеса ухудшала управляемость мотоцикла даже на прямой. На скоростях при резком сбросе «газа» возникало явление «шимми»: нарушалась стабильность. После официальных межведомственных испытаний на заводе поняли, что простейший путь не всегда наилучший. Приступили к разработке новых образцов. Тяговые расчеты показали, что для достижения заданной скорости придется либо увеличить мощность двигателя до 64 л.с., либо значительно уменьшить аэродинамическое сопротивление машины.

Поиски пошли в обоих направлениях. Поработали с распределительным валом – и «раскрутили» двигатель до 5200 мин-1. Камеры сгорания стали полусферическими – вместо клиновидных. Изменили конфигурацию поршней, облегчили поршневые пальцы. Анкерное крепление цилиндров (с негерметичными стыками) заменили фланцевым. Разработали новый воздухофильтр с рабочим элементом из пенополиуретана, пропитанного моторным маслом. Увеличение степени сжатия до 8 вынудило применять бензин с октановым числом не ниже 85. Двигатели получились по тем временам очень удачные. Шутка ли, у дорожного аппарата 50 л.с. и высокий крутящий момент – от «низов» до «верхов». Особенно с карбюраторами К-38 с расточенным до 34 мм диффузором.

А вот колеса страдали недостатками. Обутые в шины 4,00×17’’, задние колеса снимались только вместе с мостом и быстро изнашивались. Покрышки с развитым протектором прекрасно зарекомендовали себя на грунте и обеспечивали мотоциклам с коляской прекрасную проходимость на снежной целине. Однако «одиночка» на такой резине плохо держала виражи.

Работы по улучшению аэродинамики также дали результат. Опираясь на опыт создания гоночных мотоциклов, конструктор спортивного сектора П.Н. Гейслер разработал и изготовил из листовой стали оригинальный полуобтекатель, не связанный с передней вилкой и рулем. На переднее колесо установили глубокий неподрессоренный щиток, гармонирующий по внешнему виду с полуобтекателем и лучше защищающий водителя от воды и грязи. Развесовка «одиночки» улучшилась.

За разработку механической сирены, впервые появившейся на М-100, В.Коновалов и инженер спортивного сектора В.Соколов получили авторское свидетельство. Сирена стоит того, чтобы рассказать о ней отдельно. Изначально она располагалась у заднего колеса и приводилась в действие от протектора. Однако агрегат часто выходил из строя – из-за грязи, от которой никуда не деться. Да и на месте подача звукового сигнала исключалась. В новом варианте сирену поместили под правым цилиндром – звук возбуждал привод от маховика двигателя. Включался привод ручным рычагом на левой стороне руля, ниже рычага сцепления. Позднее – педалью у правой подножки.

Предусмотренный для мотоцикла с коляской «ручник» разместили в рычаге переднего тормоза. Его фиксатор надежно стопорил 2-кулачковый тормозной механизм.

Продолжение следует……

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *