Строим маршрут путешествия

Поставила точку на карте. Называется Хотиново.

Первым важным пунктом по пути нашего следования стал Глуск. Здесь мы останавливаться не стали, потому что очень хотелось поскорее добраться до места. Сфотографировали въездной знак и в путь. А еще Глуск – это ровно половина расстояния от Бобруйска до меловых карьеров в Любани.

Меловые карьеры под Солигорском

Почему-то часто их территориальное расположение определяют именно так. Это не совсем правильно, так как Любань к карьеру намного ближе, чем Солигорск. Если быть совсем точной, то еще ближе деревня Хотиново. Взгляните сами:

Небольшая экскурсия по Любани

Следующая наша остановка Любань. Город в Минской области Беларуси, административный центр Любанского района. На въезде стоит душевный знак, наверное, еще со времен Советского Союза.

Городок совсем небольшой – население всего 11 тыс. человек. Есть местный музей народной славы, а также археологические памятники (около 50) и памятники, связанными с событиями Великой Отечественной войны. Проезжая через Любань, сфотографировали предприятие мелиоративных систем, а рядом с ним – канавокопатель, которым, видимо, мелиорацию и производили.

Едем дальше, поворот направо после знака «Завод силикатных изделий» и самое время спросить кого-нибудь из местных, куда дальше ехать, потому что никаких намеков на близость меловых карьеров Любани мы не увидели. По рекомендации прохожего ехали прямо “пока машины не увидели”. После поворота еще пару километров идет асфальтная дорога, а затем гравейка, по ней нужно проехать метров 200.

Почти все с номерами Минска и Минской области (оно и понятно), хотя, были и путешественники из других регионов. Несмотря на популярность места, я бы не сказала, что здесь тесно. Машины свободно расположились по обочинам, никакой давки и битвы за парковку нет. По центру свободно можно проехать, не боясь, что кого-нибудь зацепишь. Закрываем машину и идем скорее делать первые фото меловых карьеров Беларуси!

Мой отзыв о поездке на меловые карьеры

Дорога к карьеру раздваивается. Одна идет уровнем выше, другая ниже. Так как от развилки не было понятно, как лучше идти, мы пошли по верхнему уровню, оказалось, зря:) Дорога, конечно, живописная – будто в лесном тоннеле идешь, но если хочешь подойти к воде, придется спускаться по 5-метровому склону, довольно крутому.

Фух, кажется, спустились и вот она – долгожданная встреча с маленькой, но все же мечтой!

Дальше мы купались, ходили вокруг карьера, много-много фотографировали – в общем ничего интересного:) Сначала мне показалось, что никакой особой красоты тут нет и приехали зря. Оказалось, все дело в ракурсе. Обойдя карьер с другой стороны, я сделала много красивых фото и увидела его совсем-совсем другим. Эта информация будет полезна тем, кто собирается делать фото меловых карьеров – не спешите убирать камеру, возможно, вы просто не там находитесь.

В целом, не стоит ожидать от поездки чего-то сверхъестественного, но если вы никогда не видели меловые карьеры “вживую”, очень рекомендую выкроить время для поездки – зрелище стоящее!

А теперь тезисно:

  • Карьеров 2, но мы были на том, который ближе к трассе. Берега здесь не песчаные (привет, Мальдивы!). Это мел. На ощупь и по структуре то же самое, что глина. Очень скользкий и плотный, так что спускаться к воде и вообще передвигаться целое испытание.
  • Карьер для купания не предназначен, так что никаких оборудованных спусков, мостиков и прочих прелестей пляжного отдыха здесь нет. Магазинов, пунктов продаж еды, напитков или хоть чего-нибудь тоже нет, так что все берите с собой. Машину ставить можно где угодно, никто за этим не следит (за машиной, кстати, тоже). Главное, узнавайте о запрете на въезд в лес. Если он действует, к карьеру могут не пустить (в прошлом году такое было). В 2017 году на 5 лет карьеры взял в аренду египетский инвестор. В планах постройка гостевых домиков, ресторана, бани, кемпинга и т.п., но пока ничего этого нет.
  • С пологого берега глубина нарастает стремительно – 3-4 шага и уже дна не чувствуешь. С противоположного – отвесные стены 5-6 метров в высоту, так что можно только прыгать (если не боитесь!), а потом взбираться по почти вертикальному склону, держась за кустарники и деревья. По этой причине отдых с детьми здесь довольно опасен. Да что там с детьми – и взрослому стоит быть на чеку.
  • Территория огромная – места для отдыха хватит всем. Можно приезжать с палаткой, лодкой, мангалом, чем хотите. Все можно разместить, причем, вполне отстраненно – не так как в Крыму на городском пляже в разгар сезона!
  • Температура и другие характеристики воды ничем не отличаются от любого белорусского водоема в это время года. А вот цвет впечатляет: из-за мелового дна вода приобретает очень красивый лазурный оттенок. Особенно зрелищно смотрится в лучах яркого солнца. На прозрачность не стоит рассчитывать – опять же из-за мела вода мутная, так что в ней ничего разглядеть нельзя.
  • Видела, как несколько человек ставят донки (разновидность удочек), однако, улова не видела и рассказов о нем не слышала. По поводу рыбной ловли ничего сказать не могу.

Накупавшись и нафотографировавшись, мы собрались домой. Дорога от меловых карьеров Любани до Бобруйска не ознаменовалась ничем примечательным, но оно и к лучшему – впечатлений нам и так хватило, так что хотелось тишины и поскорее вернуться. Где-то по пути нам встретилась деревня с весьма неординарным названием:

Было бы интересно узнать историю появления ее названия. Что ж, может быть, когда-нибудь мы и до нее доберемся. А пока приятного вам отдыха и яркого лета на меловых карьерах и других интересных местах Беларуси!

maxssn ›
Блог ›
Меловые карьеры. Красносельский. Или Белорусские Мальдивы…

Кто еще не был на белорусских Сейшелах, Бали или Мальдивах, находящихся под Волковыском? Последние несколько лет необычный карьер стал местом паломничества любителей экзотики. Высокие белые меловые берега, ярко-бирюзовая вода манят людей, несмотря на запрещающие знаки и даже случаи гибели. Отдыхающие приезжают сюда с палатками, альтернативщики проводят неформальные тусовки, звезды снимают клипы, а крупные компании устраивают фотосессии девушек для корпоративных календарей в стиле ню. Но все это стало большой головной болью для местных властей и руководителей завода, которому принадлежит карьер. В этом году приняли новые меры — перекопали дороги, ведущие в Баунти. Остановят ли они туристов? Кстати, за нарушение запрета на посещение этого места грозит штраф от 3 до 10 базовых величин. (По современным меркам это от 540 до 1млн.800тыс…))

Сегодня расскажу вам о них…)) И так… Красносельские меловые карьеры.
Появилось это чудо благодаря месторождениям мела, добыча которого началась почти сто лет назад и активно продолжается по сей день. ОАО «Красносельскстройматериалы» производит цемент, трубы, известь и всевозможные строительные смеси. Надо полагать, дело выгодное, так как добыча и перевозка мела на БЕЛАЗах в районе Красносельских карьеров ведется даже ночью!

Как добраться?

Автомобильный маршрут: выезжаем из Минска в сторону Бреста, после Баранович сворачиваем направо в сторону Слонима, проезжаем его и городок Зельву, объезжаем Волковыск с востока и дальше на север на г.п. Красносельский.
Не доезжая д. Новоселки (едем по Р-44) сворачиваем направо, едем прямо до самосвальной дороги на меловые карьеры (слева у вас окажется автомобильный мост), снова направо.
Вокруг Красносельска раскидано до полусотни карьеров, действующих и отработанных, но только в недавно отработанных и заполненных водой сохраняется экзотический для нашей страны цвет воды — лазурный. Все благодаря мелу, который соприкасаясь с водой, окрашивает ее в морской цвет.

Сразу скажу, что купание в Красносельских меловых карьерах абсолютно безвредно, лишь ступая по меловому дну, взбаламучиваешь воду до неузнаваемости…
Когда-то здесь добывали мел. В этом районе его и сейчас добывают. Только, некоторые карьеры затопило, так бывает.

Местные жители эти карьеры, а их вроде как штук 6, называют «Зеленые линзы», ну и каждой линзы есть порядковый номер. На каких мы были — без понятия…
Белазы постоянно гоняют туда-сюда. Их размер запугивает оставлять машину у края обочины, потому что чувство, что ее попросту не заметят присутствует в полной мере. Плюс ко всему пылюка страшная!

От зеленой воды мы приехали к бирюзовой. Только, на самом деле, наоборот все: сначала в карьере вода бирюзовая, а потом зеленеет. Пусть химики объясняют с чем это связано.
Органы и власти запрещают сюда приезжать. Говорят, что здесь опасно: люди мел нюхают и тонут, припарковаться негде, бульдозера без гусениц потом остаются… Но, настоящему туристу штрафы не помеха!
А знаков понатыкали на славу! А летом сюда еще ГАИ приезжают. И свистят потом в свисток, если кто-то нарушает ПДД. Только я не могу понять. Куча зевак ломится посмотреть на красоту рукотворную. А наши вместо того, чтобы помочь туризму губят его запретами.

Что ждет в будущем карьеры возле поселка, пока неизвестно. Это место могло бы стать привлекательным для туристов, однако сделать пребывание здесь гостей комфортным и безопасным пока не получается. Воплощение в жизнь идей энтузиастов зависит от масштабного финансирования, однако вкладывать деньги в отдых никто не спешит. Белорусские Мальдивы остаются дикими, но продолжают пользоваться вниманием отдыхающих…

Всем удачи! И обязательно… Отдыхайте…

В настоящее время (лето 2018) Красносельские меловые карьеры закрыты для посещения.

Самое время для знакомства с новой природной, красивой и такой летней достопримечательностью Беларуси — меловыми карьерами под Волковыском! Некогда малоизвестный объект стал популярным местом отдыха у белорусов и полюбился за экзотические пейзажи, напоминающие голубые воды Мальдив и их белый песок. Собственно, так их обычно и называют — «Белорусские Мальдивы». Возможность искупаться в летнюю жару и сделать эффектные фотографии (пожалуй, даже в большей степени) вмиг сделали популярным «новый белорусский курорт».

Где находятся меловые карьеры под Волковыском

Правильнее называть их Красносельскими карьерами, в которых добывали, а в некоторых и продолжают добывать мел. Этот природный материал и придает воде манящий бирюзовый оттенок (а никакие не природные очистки, родники, скважины или потусторонние силы :)).

Ехать на Красносельские меловые карьеры под Волковыском лучше на машине по трассе Р44 до Волковыска и оттуда до поселка Красносельский. Без машины передвигаться здесь будет откровенно проблематично, т.к. никакой инфраструктуры для туристов и в помине нет. Для удобства публикую карту, как добраться на меловые карьеры.

В целом, если далеко не каждый белорус может позволить себе отпуск на Мальдивах, то приехать в поселок Красносельский на меловые карьеры под Волковыском и увидеть собственными глазами это чудо природы доступно всем 🙂

Меры безопасности

Надо понимать, что меловые карьеры под Гродно – это все же техническая, небезопасная зона, о чём свидетельствуют таблички на въезде. Глубина карьера в работе достигает 50 метров, а насыпи обрывисты и неустойчивы с крутым уклоном, и, естественно, эта зона опасна для купания, как и прогулки по насыпи.

Есть 2 типа меловых карьеров под Гродно: открытые и закрытые.

  • На закрытых карьерах турист – нежелательный гость, так как за все несчастные случаи в ответе предприятие ОАО «КрасносельскСтройМатериалы», которое пытается бороться с туристами «нелегалами», пытающимися прорваться в запретную зону «Белорусских Мальдив». Кстати, за нахождение здесь можно и штраф получить. Однако это останавливает немногих – ежегодно сотни туристов «прорываются» на закрытую территорию, чтобы увидеть лазурную воду, потрясающую природу и сделать на память фото меловых карьеров…
  • На открытых карьерах, в которых добыча мела остановлена, проводятся работы по консервации объектов, уменьшается насыпь берегов, в результате глубина карьера снижается до 10-15 метров. Затем убирают и таблички, предупреждающие, что посторонним вход воспрещен.

Надо сказать, природа здесь действительно красивая! Пейзажи с обрывистыми берегами, насыпями белого песка, валунами и осколками кремния, голубыми озерами завораживают и привлекают туристов и фотографов со всех уголков нашей страны.

Кстати, меловые карьеры Гродненской области – не единственная достопримечательность Беларуси в этой местности. Под посёлком Красносельским есть ещё и закрытые для добычи кремниевые шахты-колодцы.

Отдых на меловых карьерах Беларуси, инфраструктура

В будние и особенно выходные дни сюда съезжаются желающие искупаться, организовать пикник и просто отдохнуть от городской суеты, раскинув палатку в живописном уголке нашей страны. Образуются стихийные парковки и палаточный городок. Дорогу, где меловые карьеры, находят по коптящей трубе завода, и машины вереницей тянутся сюда по белёсому асфальту.

Ближе к «цели» и дорога пропадает, а зона вокруг становится совсем промышленная, не приспособленная к отдыху туристов. Совершенно не развитая инфраструктура делает отдых действительно «диким». Современный кемпинг с большой парковкой, оборудованный пляж, выездные пункты питания, сбор мусора в «курортной» зоне остаются пока только мечтой…

Инфраструктура для пляжного отдыха отсутствует. Совсем 🙁

Провизией можно запастись в поселке Красносельском, в нескольких километрах от карьеров, а ещё лучше запастись заранее при выезде из дома, так как дрова и уголь для шашлыков раскупаются очень быстро, а воды и напитков и вовсе может для вас не остаться из-за высокого спроса в местном магазине.

Гостиница РестХоумСервис

Также стоит продумать вопрос с ночёвкой, так как вас ожидает отдых «дикарем» в самом ярком проявлении, спать можно либо в своей машине, либо в своей палатке. Единственный имеющийся вариант переночевать «цивилизованно» — снять квартиру или поселиться в гостинице «РестХоумСервис» в посёлке Красносельском. Есть стоянка для авто.

Забронировать номер можно по телефону +375 44 502 30 02.

В прошлом году мне довелось посетить меловые карьеры под Любанью, в принципе, ситуация совершенно схожая. Однако, несмотря на все минусы отсутствия сервиса, съездить стоит – красиво и интересно! 🙂

Резюме

Итак, резюмирую. Место обладает высоким туристическим потенциалом, только за прошлый год его посетило около 100 тысяч туристов. Включение его в туристические маршруты Беларуси было бы подарком для этой местности и всех тех, кто хочет отдохнуть на природе нашей страны, а также неплохим источником дохода для государства, но… НЕТ!

Судя по тому, что волковысские меловые карьеры популярны не первый год, а их благоустройство не сдвинулось ни на шаг (не уверена, что проект есть хотя бы на бумаге), здесь будут продолжать штрафовать, стращать, смотреть на стихийные свалки, параллельно вздыхая, что надо как-то в Беларуси туризм развивать и делать ее привлекательной для иностранцев. Да, друзья, парадокс.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *