Двигатель по цене элитного коттеджа в пригороде белорусской столицы. Коробка передач, стоимость которой превышает лёгкий вертолёт Robinson R44 с небольшим налётом часов. Руль, сопоставимый с ценой нового автомобиля E-класса. И это вовсе не детали космического шаттла, а составные части гоночного болида Формулы-1 – пожалуй, самой дорогой автоспортивной дисциплины. Приготовьтесь, ведь сегодняшние цифры наверняка вас сильно удивят.

Строение автомобиля начинается с корпуса, в основе которого лежит сверхлёгкий монокок из углеволокна, обвешенный более чем 80 000 навесными компонентами. Монокок гарантирует безопасность водителя в самых экстремальных ситуациях, неизбежно возникающих на трассах при высоких скоростях. Благодаря своему строению углеродное волокно практически не поддается разрушению и играет ключевую роль в обеспечении безопасности пилотов Формулы-1. С каждым годом стандарты безопасности в автоспорте ужесточаются всё больше, и казалось бы, достигли такого уровня, который трудно превзойти. Не смотря на это, научные исследования и разработки в этой области до сих пор продолжаются, поскольку безопасность имеет наивысший приоритет для водителей.

Структура монокока

Монокок изготавливается вручную из углеродного волокна, композитного материала, который в два раза прочнее стали, но в пять раз легче. Он состоит из 12 слоёв, в которых каждая из отдельных нитей, переплетённых между собой, в пять раз тоньше человеческого волоса. В центре между слоями вставляется алюминиевый ячеистый слой, который увеличивает жесткость монокока еще больше, защищая водителей даже в самых серьезных авариях. При всём при этом весит корпус всего 35 кг. А его стоимость составляет порядка 600 000$. Немало, но не тогда, когда речь идёт о спасении жизней.

Страшная авария Роберта Кубицы в Канаде 2007г. На скорости 300 км/ч его автомобиль врезался в ограничительный барьер. Во время столкновения Кубица испытал перегрузку в 28g, а пик был зарегистрирован на отметке 75g!

После жёсткой встречи со стеной, а также нескольких кульбитов, гонщик получил лишь легкое сотрясение мозга и небольшой ушиб колена. Карбоновый монокок спас ему жизнь.

После такой серьёзной аварии поляк вернулся на трассу уже через 20 дней. А в следующем году, на том же автодроме в Канаде, он одержал свою первую победу в Формуле-1.

Сердцем болида F1 конечно же является двигатель. И было бы странным, если бы его стоимость не была самой высокой из всех частей автомобиля. А после прихода в чемпионат суперсовременных и технологичных двигателей объёмом всего в 1.6 литра с турбонаддувом, их стоимость и вовсе можно назвать космической. Затратив огромные инвестиции на научно-исследовательские и конструкторские разработки, производители двигателей (которых после 2013 года осталось лишь трое – Renault, Mercedes и Ferrari) выставили своим клиентам счета, с кругленькой суммой в размере 20 млн.€. С учётом того, что регламентом ограничено количество двигателей на сезон в размере 5 шт., одна силовая установка обходиться команде примерно в 4 млн. евро.
Стоит отметить, что в эту стоимость входит полное логистическое сопровождение, а также команда из 6–ти инженеров-мотористов, которые консультируют клиентов и помогают настраивать свои двигатели. В целях сокращения затрат для клиентских команд, с 2017 года контракты на поставку двигателей уменьшат до 12 млн. евро. Несмотря на свою невероятную цену, малообъемные двигатели имеют очень маленький ресурс – всего 3.000 км. Пока белорусы даже и не подумывают об очередной смене моторного масла на своих автомобилях, механики Формулы-1 уже меняют моторы своим пилотам.

Двигатель Honda образца 2015 года, который поставлялся команде McLaren

Ещё одной затратной статьёй расходов команд является трансмиссия. Специально для новых двигателей была разработана современная 8-ми ступенчатая полуавтоматическая коробка передач. Её стоимость оценивается в 500 000$, а количество используемых за сезон ограничено правилами, при условии, что одна коробка передач должна быть использована в течение шести последовательных гран-при.

Болиды Формулы-1 ездят быстро не только прямо, но и в скоростных поворотах. Для осуществления максимальной тонкой связи пилота с дорожным полотном инженеры создают сложнейшие системы подвески. Все составные части передней и задней подвесок изготавливаются из титана и углепластика, что опять же значительно снижает вес болидов. Цена комплекта задних и передних рычагов составляет порядка 150 000$. Причём на каждую гонку устанавливаются совершенно новые комплекты. А теперь представьте, что после каждого гоночного уикенда механики выбрасывают на свалку эквивалент нового купе Mercedes-AMG S63 4МATIC.

Элементы задней подвески

Элементы передней подвески

Немаловажную роль в управлении автомобилем играют аэродинамические элементы кузова. В частности передние и задние антикрылья, которые создают невероятную прижимную силу. Дизайн первого в последние годы больше напоминает сюрреалистический объект, нежели элемент кузова, и поневоле задумываешься, с этой ли планеты создатели таких узлов? Цена говорит сама за себя ~ 160 тыс.$ за антикрыло в комплекте с носовым обтекателем. Заднее, вместе с системой DRS (система снижения турбулентности), ровно в два раза дешевле – 80 тыс.$

Фантасмагорическое переднее антикрыло болида McLaren

На управлении болида F1 могут сказаться даже самые незначительные поломки. Малейшие изменениями всех узлов автомобиля отслеживает сложнейшая электронная система телеметрии. Во время гонки за работой машины следит около 10 инженеров, которые исходя из данных, поступающих с десятков датчиков, могут определить и предсказать, что произойдёт с болидом и какая проблема может возникнуть. По сути, автомобиль Формулы-1 это один технологичный суперкомпьютер, заполненный датчиками и сенсорами. Общая стоимость всех электронных систем может исчисляться несколькими миллионами долларов. Один только софт телеметрии обходится командам в 130 000$.

На особом счету стоит тормозная система, которая отвечает не только за безопасность, но и влияет на скорость прохождения круга. За эффективность торможения отвечают карбоновые диски и колодки, созданные по самым передовым технологиям. Они позволяют остановить автомобиль со скорости 300 км./ч. за 3 секунды,нагреваясь при этом до температуры в 1000˚С. При таких экстремальных нагрузках тормоза выдерживают лишь одну гонку. Цена комплекта диски-колодки на одно колесо – 4 500$. На среднестатистические 300 км. в каждой гонке, приходиться два белорусско-китайских автомобиля Geely SC7. Также, с помощью тормозов накапливается кинетическая энергия, выделяемая при торможении. При помощи сложных систем рекуперации она преобразуется в электроэнергию и питает электрическую установку двигателя.

Вкупе с тормозами работают современные шины итальянской компании Pirelli, единственного поставщика покрышек в чемпионате. Они вносят серьёзный вклад в эффективность торможения автомобиля, а также в его управляемость. Различная вариация жёсткости резины позволяет достичь разных целей: от установки быстрейшего круга, до максимально продолжительной серии кругов. На один уикенд команды получают по 13 комплектов сликов, стоимостью 2 000$ за 4 колеса. Это сопоставимо с ценой новенькой Audi A4.

С этого года итальянские шинники будут поставлять самый мягкий состав шин – Ultra-soft (фиолетовые ободки)

Следующий элемент болида F1 вызывает лишь восторженные, и в свою очередь вопросительные эмоции: «Сколько?!». BMW 5-й серии в богатой комплектации стоит как руль автомобиля Формулы-1, или наоборот?!

Руль Ferrari SF15-T

Вы только посмотрите на этот современный продвинутый механизм, напоминающий штурвал межзвёздного космического корабля. Именно такие ассоциации возникали у меня, когда я впервые увидел его вживую на ежегодном автоспортивном шоу Moscow City Racing 2012. На рулевом колесе расположены различные переключатели, коих насчитывается больше 20-ти, а также прочие необходимые пилоту системы управления и контроля, кнопки бортовой радиосвязи и другие. Стоимость составляет 50 000$.


Некоторые пилоты зарабатывают 20 млн. $ в год

***

Как не странно, затраты на автомобиль не являются основной статьёй расходов команды. Значительную часть занимают расходы на логистику и транспортировку команды. Календарь охватывает четыре континента и пять частей света. А с этого года затраты даже вырастут, т.к. сезон пополнился ещё одним гран-при, которое впервые пройдёт в Азербайджане. Также стоит отметить баснословные зарплаты пилотов топ-команд, которые за сезон могут превышать зарплаты всей команды. Большая часть расходов покрывается за счёт контрактов со спонсорами, частью которых является размещение наклеек на болидах. И зачастую такая привилегия стоит немало. Стоимость размещения спонсорских логотипов на крыльях, воздухозаборниках, моторных отсеках может доходить до 20 млн.$ за сезон (зависит от уровня команды).

Если подвести черту и попробовать посчитать окончательную стоимость болида, то его цена может серьёзно варьироваться. Для клиентских команд стоимость может составить от 4 до 6 млн.$. Однако существует большое количество мелких деталей кузова, ценность которых известна лишь бухгалтерам команд. Но глядя даже на эти цифры в очередной раз убеждаешься, что Формулу-1 не зря называют Королевой автоспорта.

Фото: из открытых источников

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *