Биография

Марк родился в Куинбеяне (Новый Южный Уэльс, Австралия). Его отец, Алан, был продавцом мотоциклов.

С 1991 года Уэббер выступал в картинге, выиграл местный чемпионат в 1993 году. Одновременно с этим работал инструктором по вождению. Выступления Марка были замечены командой Van Diemen, которая взяла его в британскую Формулу Форд. Уэббер стал вторым в серии в 1996 и завоевал титул «Новичок Года». В 1997 году — четвёртое место в серии Формула-3. Команда Alan Docking Racing, за которую он выступал, испытывала финансовые проблемы, поэтому Уэббер согласился на переход в гонки кузовных автомобилей. Он принял участие в чемпионате FIA GT за Mercedes в 1998 году. На следующий год стартовал за ту же команду в 24 часах Ле-Мана, где попал в серьёзную аварию — его машину перевернуло воздушным потоком на прямой — и решил покинуть кузовные чемпионаты и вернуться в «Формулы».

В 2000-х годах Марк успешно выступал в Формуле-3000, одержав целый ряд побед. В 2000 он стал третьим в серии, а в 2001 — вторым после Джастина Уилсона. Также он стал тест-пилотом Arrows, главным спонсором которых в тот период была компания Пола Стоддарта European.

Формула-1

В 2002 году Пол Стоддарт расстался с Arrows и купил команду Minardi. В качестве боевого пилота он пригласил Уэббера. В первой же гонке, прошедшей у него на родине, австралиец смог набрать очки, заняв 5-е место, несмотря на слабую машину. Больше очков в первом сезоне он набрать не смог, хотя ещё два раза финишировал в первой десятке.

В 2003—2004 годах Марк выступал за команду «Ягуар». Он продемонстрировал стабильные выступления, особенно в сезоне-2003, когда 7 раз финишировал в очковой зоне и занял 10-е место в чемпионате. Его результаты значительно превосходили результаты его партнёра Антонио Пиццонии, которого по его рекомендации сменил его старый друг и соперник Джастин Уилсон. На следующий год Марк уверенно опередил другого партнёра, Кристиана Клина. Уэббер дважды выводил команду на 7-е место в Кубке конструкторов.

С 2005 года Уэббер выступал за Williams. Он один раз поднимался на подиум (на Гран-при Монако 2005 года), всего 10 раз попадал в очковую зону, хотя в чемпионате вновь стал десятым.

В 2006 году Уэббера постоянно подводила техника, он не смог завершить большинство гонок, в том числе те, где боролся за высокие позиции (например гран-при Монако, где он стартовал 2-м и боролся за победу). Основную часть его очков составляют заработанные в начале сезона за два шестых места.

С 2007 года пилот команды Ред Булл.

22 ноября 2008 Марк попал в автомобильную аварию у себя на родине, в Тасмании. Его сбил автомобиль, когда он участвовал в благотворительном марафоне на велосипеде. У спортсмена была сломана нога и плечо, из-за чего он пропустил часть тестов при подготовке к сезону 2009 года.

На дождевой квалификации Гран-при Германии Марк впервые заработал поул-позицию, а на следующий день выиграл первую гонку в карьере.

Сезон 2009 года стал достаточно успешным: Марк шесть раз поднялся на подиум, одержал две победы.

Сезон 2010 года стал самым успешным в карьере австралийца: 4 победы, 10 подиумов. Марк лидировал в чемпионате на протяжении половины сезона, и боролся за титул вплоть до последней гонки.

Сезон 2011 Марк начал с 5 позиции на Гран-при Австралии, в Малайзии он закончил четвёртым. В квалификации на Гран-при Китая показал лишь 18 результат из-за проблем с KERS, во время гонки обошёл 15 машин и стал третьим. В Турции на квалификации показал 2 результат уступив своему напарнику Себастьяну Феттелю, в гонке также показал 2 результат. В Испании и Монако показал лишь 4 результат. В Канаде и в Валенсии показал 3 результат. В Сильверстоуне на Гран-При Великобритании заработал поул, но финишировал 3, за своим напарником Себастьяном Феттелем проиграв ему всего лишь 3 сотые секунды, хотя до этого ему по радио передали что ему запрещено атаковать Феттеля, после этого инцидента шеф команды Кристиан Хорнер сказал что побеседует со своим пилотом по этому поводу. На последнем этапе 2011 года одержал седьмую победу в своей карьере.

Сезон 2012 он начал с четырёх четвёртых мест подряд. В Испании он не набрал очков, а в Монако одержал первую победу в сезоне. В Монреале и Валенсии был седьмым и четвёртым соответственно, а в Сильверстоуне выиграл во второй раз в сезоне. После этого он в основном финишировал во второй части топ-10, а в Йонаме финишировал вторым вслед за напарником. В Индии он снова стартовал вслед за напарником, долгое время шёл 2-м, но в конце гонки из-за проблем с KERS пропустил Алонсо и финишировал третьим. В Абу-Даби он квалифицировался вторым, но провалил старт, откатившись на 5 место. Потом, пытаясь пройти Пастора Мальдонадо, столкнулся с ним, позже столкнулся с Фелипе Массой, а в конце гонки сошёл, став жертвой аварии с участием Серхио Переса, Ромена Грожана и Пола ди Ресты. В Остине он квалифицировался 3-м, но в гонке сошёл из-за отказа генератора. В Бразилии он стартовал 3-м и финишировал 4-м.

Сезон 2013. На домашнем первом этапе Марк стартовал со второго места, но провалил старт из-за проблем с КЕРС производства «Макларен» и закончил гонку шестым. Позже «Макларен» принесла гонщику официальные извинения. На втором этапе в Малайзии Марк стартовал пятым, к середине дистанции уверенно лидировал, а ближе к концу получил инструкцию из боксов перевести двигатель в экономичный режим, так как команда гарантировала ему первое место. Однако после этого болид Марка быстро догнал и обогнал Феттель. После гонки Феттель признал, что это была ошибка с его стороны. В Шанхае был полный провал. Австралиец квалифицировался лишь 12-м, но во время 2-го сегмента квалификации команда попросила его остановить машину на трассе. Как выяснилось позже, в его машине было менее 1 литра топлива. В итоге Уэббера исключили из протокола квалификации и он стартовал с пит-лейна. А в гонке столкнулся с Жан-Эриком Вернем и сошёл. В дальнейших гонках он набирал очки: в Бахрейне он финишировал седьмым, в Испании — пятым, в Монако попал на подиум (3 место), в Канаде финишировал четвёртым.

27 июня 2013 года Марк объявил о том, что покинет Формулу 1 в конце сезона и будет выступать за заводскую команду Porsche, которая возвращается в WEC с прототипом LMP1.

В Сильверстоуне он финишировал вторым. В Германии во время пит-стопа потерял колесо, попавшее в оператора, но финишировал 7-м. В Венгрии стартовал 10-м и финишировал 4-м. В Бельгии финишировал 5-м. В Италии поднялся на 3 место. В Сингапуре сошёл на последнем круге из-за отказа коробки передач. В Корее сошёл после аварии с Адрианом Сутилем. В Японии финишировал 2-м. В Индии сошёл из-за поломки коробки передач. В Абу-Даби завоевал поул позицию. В гонке уступил Себастьяну Феттелю и финишировал вторым. В США финишировал 3-м. В своей последней гонке в Формуле 1, гран-при Бразилии финишировал вторым. Марк закончил сезон с 199 очками и третьим местом в личном зачете. После финиша в последней гонке сезона, на круге возвращения в закрытый парк, Марк снял свой шлем и проехал этот круг без него, приветствуя болельщиков.

Результаты выступлений

Статистика

Сезон Серия Команда Старты Победы Поулы БК Подиумы Очки Место
1994 Австралийская Формула-Форд ? 16 0 0 ? ? 30 13
1995 Австралийская Формула-Форд ? 16 3 3 ? ? 158 4
Формула-Холден Biranna Racing 2 0 0 0 2 32 8
Фестиваль Формулы-Форд Van Diemen 1 0 0 0 1 3
1996 Европейская Формула-Форд Van Diemen ? ? ? ? ? ? 3
Британская Формула-Форд ? ? ? ? ? 113 2
Фестиваль Формулы-Форд 1 1 0 0 1 1
Формула-Холден Biranna Racing 2 1 0 0 1 20 10
1997 Британская Формула-3 Alan Docking Racing 16 1 3 1 5 127 4
Гран-при Макао 1 0 0 0 0 4
Формула-3 Мастерс 1 0 0 0 1 3
1998 FIA GT AMG Mercedes (GT1) 10 5 0 0 8 69 3
24 часа Ле-Мана 1 0 1 0 0 НКЛ
1999 24 часа Ле-Мана AMG Mercedes (GTP) 1 0 0 0 0 НС
2000 Международная Формула-3000 European Arrows 10 1 0 2 3 21 3
2001 Международная Формула-3000 Super Nova Racing 12 3 2 3 4 39 2
2002 Формула-1 KL Minardi Asiatech 17 0 0 0 0 2 16
2003 Формула-1 Jaguar Racing 16 0 0 0 0 17 10
2004 Формула-1 Jaguar Racing 18 0 0 0 0 7 13
2005 Формула-1 BMW WilliamsF1 Team 19 0 0 0 1 36 10
2006 Формула-1 WilliamsF1 Team 18 0 0 0 0 7 14
2007 Формула-1 Red Bull Racing 17 0 0 0 1 10 12
2008 Формула-1 Red Bull Racing 18 0 0 0 0 21 11
2009 Формула-1 Red Bull Racing 17 2 1 3 8 69,5 4
2010 Формула-1 Red Bull Racing 19 4 5 3 10 242 3
2011 Формула-1 Red Bull Racing 19 1 3 7 10 258 3
2012 Формула-1 Red Bull Racing 20 2 2 1 4 179 6
2013 Формула-1 Red Bull Racing 19 0 2 5 8 199 3
2014 Чемпионат мира по автогонкам на выносливость Porsche Team 8 0 1 0 3 64,5 9
2015 Чемпионат мира по автогонкам на выносливость Porsche Team 8 4 4 0 6 166 1
2016 Чемпионат мира по автогонкам на выносливость Porsche Team 9 4 2 0 6 134,5 4

То, чего мы не знали о Марке Уэббере…

Гонщики Формулы 1, являясь публичными персонами, не слишком любят говорить о своей личной жизни. Между тем, многих болельщиков интересуют именно простые человеческие качества кумиров. Благодаря официальному сайту чемпионата у нас есть возможность взглянуть несколько с иной стороны на опытного профессионала, гонщика Red Bull Racing Марка Уэббера…

Вопрос: Вы обычно готовите некий запасной план, путь к отступлению?
Марк Уэббер: Разумеется, я могу проявлять максимальную гибкость. Спросите у моей подруги. Она всегда говорит, что я очень быстро перехожу к следующему варианту, если первый не срабатывает.

Вопрос: Какие еще у вас любимые увлечения, кроме Формулы 1?
Марк Уэббер: Наверное, ездить на мотоцикле.

Вопрос: Когда вы в четверг появляетесь в паддоке, с кем, прежде всего, вы хотели бы встретиться?
Марк Уэббер: Пожалуй, с некоторыми из моих механиков. Я вижусь с ними только во время гоночных уик-эндов, так что мы ведем мужские разговоры на всякие темы, например, о мотоциклах.

Вопрос: С кем бы вы мечтали познакомиться?
Марк Уэббер: Если вы спрашиваете о женщинах, то я бы сказал, что с Pink. Если же речь идет о ком-то, с кем я всегда мечтал познакомиться, то это Мохаммед Али. Безусловно, разговор с этим человеком был бы для меня очень полезным. О чем бы я его спросил? В чем секрет жизнелюбия.

Вопрос: Какой фильм вызвал у вас слезы?
Марк Уэббер: «Марли и я», это фильм про собаку. Я очень расчувствовался, потому что люблю собак.

Вопрос: Чего вы боитесь?
Марк Уэббер: Оказаться посреди океана в темноте на гребной лодке – это не для меня.

Вопрос: Какую последнюю книгу вы прочли?
Марк Уэббер: Биографию Барри Бриггса, новозеландца, не раз выигрывавшего чемпионат мира по спидвею.

Вопрос: Ваш любимый отдых?
Марк Уэббер: Проводить время с моими собаками.

Вопрос: Назовите пять вещей, которые вам не по душе?
Марк Уэббер: Не люблю врунов; людей, кто ездит быстрее, чем разрешено правилами движения; людей, которые храпят в самолетах, и вообще не люблю тех, на кого нельзя положиться. Вот, пожалуй, и все…
Вопрос: Вы когда-нибудь красили волосы?
Марк Уэббер: Нет. В моих жизненных планах этот пункт вообще на самом последнем месте!

Вопрос: Какой первый CD-диск вы купили?
Марк Уэббер: Это была кассета с записью одного из альбомов Мадонны, скорее всего, Like A Virgin.

Вопрос: У вас есть татуировки или пирсинг?
Марк Уэббер: Нет, и не планирую ничего подобного.

Вопрос: Что о вас говорили школьные учителя?
Марк Уэббер: Если бы он больше старался, то добился бы большего.

Вопрос: Кто был вашим героем в детстве?
Марк Уэббер: Мик Дуэн, пятикратный чемпион мира по мотогонкам, и Рэй Прайс, рэгбист.

Вопрос: У вас есть порочная страсть?
Марк Уэббер: Шоколад.

Вопрос: Вы что-нибудь коллекционируете?
Марк Уэббер: Нет, у меня никогда не было такого хобби, даже в детстве.

Вопрос: Ваша самая неудачная трата?
Марк Уэббер: Испытываю шок каждый раз, когда покупаю новую машину, – ты всегда теряешь большие деньги. Как только выезжаешь за пределы автосалона, ее стоимость сразу падает.

Вопрос: Какой кофе вы предпочитаете?
Марк Уэббер: Я не пью кофе.

Вопрос: Каким вам представляется идеальное воскресное утро (не в дни Гран При)?
Марк Уэббер: Смотреть спортивный телеканал по ТВ, позавтракать, не вылезая из постели, и потом немножко потренироваться. Это идеальный вариант.

Вопрос: Вспомните ваше первое транспортное средство?
Марк Уэббер: Моей первой машиной была Toyota Corona 1996-го года. Я купил ее у приятеля моей сестры за 500 долларов.

Вопрос: Самая нелепая ошибка, которую вы когда-либо совершили?
Марк Уэббер: Их было много. Например, я разбил спорткар Mercedes на въезде в боксы на австрийском автодроме А1-Ринг. Делать это было совершенно необязательно, и мне было стыдно.
Вопрос: Какое блюдо вы готовите лучше всего?
Марк Уэббер: Самое простое – пасту.

Вопрос: Когда в последний раз вы приходили в ярость?
Марк Уэббер: Когда восстанавливался после травмы ноги. Вот тогда я часто злился, поскольку не мог самостоятельно делать даже самые обыкновенные вещи, например, надевать брюки.

Марк Коберт

о тенденциях российской фотографии и трендах Фотосалона-2016

11 февраля в Галерее Классической Фотографии состоялось открытие III Московского фотографического Салона (МФС). Одно из главных фотографических событий сезона посетили сотни фотографов и людей, интересующихся фотографией. Еще 3 дня у всех жителей и гостей столицы будет уникальная возможность посетить ежегодную ярмарку, объединяющую всех участников российского рынка фотографии — галереи, фонды и частных коллекционеров. О достижениях Московского фотографического Салона мы поговорили с его директором Марком Кобертом.

Марк Коберт, директор Галереи Классической Фотографии

— Марк, добрый день! Прежде всего, позвольте поздравить Вас! Московскому Фотосалону уже 5 лет. С чего всё начиналось?

— Здравствуйте. Спасибо! Изначально за модель мы взяли Paris Photo и ярмарку Международной ассоциации арт-дилеров фотографии (AIPAD) в Нью-Йорке. Мы, конечно, меньше по масштабу: ровно во столько раз, во сколько меньше российский рынок фотографии по сравнению с французским или американским. Отличие Московского Фотосалона от в том, что мы, дабы это не превращалось в базар, в обязательном порядке делаем 2-3 проекта музейного уровня. В разное время это были проекты из европейских музеев и галерей. В этом году таких проектов два — проект белорусского автора Александра Михалковича и экспозиция объединяющая работы из нескольких частных коллекций под кураторством Артема Логинова «Фотография: вечный порядок хаоса», представляющая знаковые советские имена — Лазарева, Бальтерманца, Халдея, Транквиллицкого. Все работы представлены, разумеется, в авторской печати

— И в этом — одно из главных достоинств Московского фотосалона.

— Да. Мы делаем упор на то, что показываем именно винтажные авторские отпечатки. Например, вертикальная панорама Красной Площади, склеенная из двух фотографий, — уникальная работа Дмитрия Бальтерманца.

— Расскажите вкратце о представленных проектах.

Первый проект предлагает зрителю задуматься над вопросом, как фотография позволила человечеству систематизировать хаос окружающей действительности и сформировать упорядоченную визуальную реальность. Все представленные работы это винтажи. А второй это интереснейший проект Александра Михалковича «Заставить интернет вспомнить Холокост». Проект мультимедийный, его название раскрывает саму суть — автор не представляет фотографию как произведение искусства, а использует как инструмент напоминания о трагических событиях пользователям сети. Он обращается к коллективной памяти общества.

— Если говорить о специфике Фотосалона-2016, то какие особенности Вы можете назвать?

— У нас постепенно выработался свой формат — сочетание выставок музейного уровня с атмосферой клуба. Приветствуется обмен фотографиями, общение. В этом году мы значительно усилили лекционную программу. С лекциями выступят коллекционеры Анатолий Злобовский, профессор РГГУ Алексей Логинов, состоится презентация лабораторного комплекса нашей Галереи, презентации белорусского конкурса PRAFOTA. Презентации нескольких фотографических изданий, и, конечно, Аукцион Клуба коллекционеров фотографии.

— Вы сказали, что окончательный выбор проектов — все-таки за галереей. С чем связан такой контроль за предложениями галеристов?

— Опыт показал, вслепую вывешивать всё, что хотят показать галеристы, не совсем правильно. У нас нет задачи показать большое число проектов, и, например, приблизиться к масштабу экспозиции Московской биеннале фотографии. Гораздо важнее держать высокий уровень экспозиции. Это не цензура, ни в коем случае, скорее кураторство, рекомендации. Кроме того мы не противопоставляем себя сложившимся в Москве фотографическим институциям. Мы делаем одно дело, никакой конкуренции, соревновательства здесь быть не может.

— Московскому Фотосалону уже 5 лет. Это уже история. Какие основные вехи развития и достижения Вы можете выделить?

— Во-первых, мы вышли на международный уровень. Во-вторых, мы наладили отношения со многими ведущими коллекционерами. Мы можем себе позволить приглашать тех, кто нам действительно интересен. Самое главное же из всего, что нам удалось сделать, — это изменить отношение фотографов к галеристам, изменить их понимание собственного места в галерейной среде. Кроме того, мы проводим серьезную планомерную работу по воспитанию в фотографах некой «культуры производства», подачи фотографий, стандартизации в описании работ. Посмотрите на подписи: каждая соответствует рекомендациям Международной ассоциации арт-дилеров. То есть, в подписи указано: автор, название работы, техника, размер, год создания, год печати, тираж. Эту систему минимальной атрибуции мы объясняем и «прививаем» всем.

Наконец, нам удалось объяснить фотографам и коллекционерам, что хорошая фотография — это не обязательно большая фотография. Что дорогая фотография тоже совсем не обязательно должна быть большой. Что маленькие отпечатки могут быть не менее ценными и интересными.

Мы воспитываем коллекционеров. Сейчас к нам приходят люди, которые покупают работы за сотни тысяч рублей с полным пониманием того что делают.

— А это уже развитие всего рынка в целом…

— Да. Мы пытаемся сдвинуть маховик фотографического рынка. Все воспринимают фотографию как музейный объект, который невозможно купить. А на самом деле всё гораздо прозаичнее: если люди не будут покупать у фотографов их произведения, последним придется менять работу. Они перестанут снимать и займутся чем-то другим, более доходным, по той простой причине, что им нужно на что-то жить. Национальная школа фотографии, если мы говорим о попытках ее воссоздать, не может быть представлена только в музеях или только на рынке. Это всегда некий симбиоз.

— А если сравнить фотографии из частных коллекций и собраний музеев?

— Фотографии из частных коллекций зачастую в разы превосходят собрания многих музеев: количественно, и качественно. Частные коллекционеры, в отличие от музеев, вольны покупать то, что им нравится, находить каких-то новых авторов и, зачастую они не ограничены финансово. Ими движет страсть. А это, как известно, самый сильный мотиватор. Как пример — уже упомянутый мною проект «Фотография: вечный порядок хаоса». Посмотрите, насколько он многозначен. Война как хаос. Производство, промышленность — как четкая структура. Посмотрите, как много здесь планов. Даже по развесу всё структурировано. Мы можем создавать такие истории практически в неограниченных количествах с помощью собраний частных коллекционеров.

— Уже одно это решает одну из самых актуальных проблем российской фотографии.

— Да. Бесспорно, если бы таких, как мы, было бы человек 20, все было бы лучше и развивалось гораздо быстрее.

— Это наверняка привлекает самую разную аудиторию?

— Мы делаем то, что нам интересно. Я всегда привожу в пример высказывание философа Мераба Мамардашвили: «Должны быть усилия по преодолению языка». Если человек интересуется фотографией, он найдёт время, найдёт возможности. Расскажу случай. Из-за разногласий между собственниками этого здания наша Галерея месяца на 4 была без света. В то время у нас проходила выставка Анселя Адамса. И минимум раз в неделю я получал письма из разных стран. Люди приезжали специально, чтобы посмотреть наши выставки. Они не видели в отсутствии света никакой проблемы — звонили мне и приходили с фонариками. Мы не обязаны никого тянуть. На Фотосалоне представлено множество уникальных работ, которые вы не увидите больше нигде и никогда. Они не производятся как мобильные телефоны. Это нашли и привезли сюда. Например, фотографии доспехов короля Карла II из сокровищницы Лувра. Таких снимков всего два. Один находится в Музее д’Орсе, а другой здесь. Этот снимок стоит 40 тысяч рублей. Вы можете его купить. Можете не покупать. Но если потом захотите — то чисто физически нигде его не найдете.

— Один шанс на миллион…

— Скорее, один шанс… из одного. Другой пример. Коллаж Александра Житомирского, знаменитого отечественного художника, карикатуриста, личного врага Геббельса. Это оригинальная обложка книги, которую он оформлял. Вы можете это купить. Вообще история с коллекционированием — невероятно страстная. Она заставляет думать, развиваться. За 3 года коллекционирования я узнал о фотографии больше, чем когда был профессиональным фотографом. Это развивает как личность. Это и очень выгодное вложение.

— А если говорить о глобальной цели Фотосалона: это интеграция российского рынка в мировой?

— Скажем так, оживление, создание его. Это выгодно всем. У нас мощнейшая национальная школа фотографии. Глупо оставлять ее на обочине. У нас миллион талантливых людей. Современная фотография — это показ нового видения, нового восприятия. Посмотрите на проект Юлии Спиридоновой. Посмотрите, сколько авторских сентенций на разные темы представлено на Фотосалоне.

— Выделите один главный проект Салона, который просто обязан увидеть каждый москвич.

— «Заставить интернет вспомнить Холокост».

— Большое спасибо за беседу!

— Взаимно.

Контактная информация

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *