27 января 2016 года, исполнилось 75 лет со дня рождения выдающегося советского, российского и башкирского спортсмена, шестикратного чемпиона мира по мотогонкам на льду Габдрахмана Кадырова. Без его имени немыслима история мирового мотоспорта и история Башкирии, причем не только спортивная. В «золотые б0-е» мотоспорт стал брендом нашей республики, таким же, как мед и кумыс, как башкирская нефть. Будучи одним из самых молодых в славной плеяде башкирских мотогонщиков, которые принесли в 60-е годы Башкирии всемирную спортивную славу, он в итоге оказался в этой плеяде самой яркой фигурой.

Габдрахман Кадыров вошел в историю мотогонок на льду как первый чемпион Европы и первый чемпион мира. Среди всех трековых гонщиков он первым завоевал шесть титулов чемпиона мира, и его рекорд на льду продержался 38 лет. Наконец, именно он стал вообще первым спортсменом Башкирии, завоевавшим титул чемпиона мира.

Примечательно, что в год 75-летия Габдрахмана Кадырова первой его победе в чемпионате мира по мотогонкам на льду исполняется 50 лет. Золотую медаль чемпиона мира и лавровый венок он получил на московском стадионе «Динамо» 25 февраля 1966 года, по завершении четвертого финального этапа, а «оформил» чемпионство днем раньше, выиграв там же третий этап. Это была третья победа подряд, поскольку первые два финальных этапа, проходившие на уфимском стадионе «Строитель», также принесли победу Г. Кадырову, а в зачет шли три лучших результата из четырех. Любопытно, что двумя годами раньше Габдрахман стал первым чемпионом Европы точно таким же образом, досрочно, выиграв три первых этапа.

Еще одна «маленькая» деталь той первой мировой победы Габдрахмана Кадырова. С московских этапов на весь Советский Союз шла прямая трансляция по первой программе Центрального телевидения, которое вело передачи только по вечерам и на котором вообще не было рекламы.

Габдрахман Кадыров был почти на десять лет младше своего главного соперника Бориса Самородова, которого зарубежная пресса назвала чемпионом

мира по гонкам на льду еще до проведения первых официальных международных соревнований, а заявил о себе в гонках на льду на пять лет позже. Начав в конце 50-х с мотокросса, уже в 1960 году Кадыров приступил к освоению гаревых дорожек на мотоциклах класса 500 кубически сантиметров. В 1962 году он был включен в сборную СССР по спидвею, и осенью выступил в серии матчей Швеция‑СССР, состоявшихся на треках Швеции и Австрии.

Войдя с 1963 года и в сборную Союза по гонкам на льду Кадыров был включен в число советских участников Кубка ФИМ — первого официального международного турнира по ледовому спидвею, предшественника чемпионата Европы. В четырех из пяти этапов, проходивших в СССР, он выступал вне конкурса, на пятом стал зачетным участником вместо травмировавшегося москвича Бориса Захарова, и с ходу занял второе место. В шведской половине выступал уже как зачетный участник, трижды вошел в призовую тройку, причем одну гонку выиграл. В итоге набрал 24 очка и всего половину очка уступил занявшему третье место в общей классификации шведу Оке Эстблуму Обладателем Кубка ФИМ стал Борис Самородов, второе место занял москвич Всеволод Нерытов.

Это уже была заявка как минимум на одну из медалей первого чемпионата Европы, который ФИМ учредила в 1964 году. Из шести золотых медалей чемпиона мира только две Габдрахман Кадыров завоевал в родных стенах: первую – в Москве, а вторую — в 1968 году в Уфе. Это была самая драматичная его победа.

Преимущество, полученное на первых двух этапах в Салавате, на двух последующих, уфимских он растерял и позволил себя догнать по очкам Владимиру Цыброву. Причем гонщик из Подмосковья в Уфе дважды победил, набирая по 15 очков. Судьба чемпионского титула решилась лишь в дополнительном заезде, где стремительный старт вывел вперед Кадырова.

После финиша этого заезда гонщик из ФРГ Петер Кнотт, который был ростом около двух метров, выбежал на дорожку посадил на плечи Кадырова и совершил с ним круг почета. Такого не было в истрии спидвея ни до, ни после.

Любовь западных немцев к Кадырову и советским гонщикам вообще началась с победы Габдрахмана в полуфинале чемпионата мира, проходившем в Инцелле в том же 1968 году. А после того, как на этом высокогорном катке в Баварии Кадыров завоевал три золотые медали чемпиона мира (1969, 1971, 1973), его популярность в Западной Германии значительно превзошла популярность местных гонщиков.

Популярен он был и в Великобритании, хотя там выступал только в гонках по гаревой дорожке. За внешнее сходство с членами «ливерпульской четверки» пресса окрестила его битл-боем. Той же прессой был запущен в употребление сокращенный на западный манер вариант имени — Габ. Дома, в Уфе тоже применялся сокращенный вариант: Кадырова с детства все звали Геной. Правда, потом это имя сменило веское прозвище «Отец».

Как и все советские трековые гонщики, Габдрахман Кадыров всю карьеру в спидвее провел на мотоциклах завода «Эсо», позднее влившегося в «Яву». За прославление марки «Ява» на международной арене, после того как он завоевал свой пятый титул чемпиона мира (1972), чехословацкое внешнеторговое объединение «Мотоков» подарило Кадырову автомобиль «Шкода 110 ЛС», вручение которого состоялось в Ленинграде во время континентального финала командного чемпионата мира по спидвею. Впоследствии этот автомобиль притягивал к себе на улицах и во дворах Уфы толпы мальчишек, а те, кого Кадыров прокатил на этой машине, считали себя счастливчиками.

Спортивная карьера Габдрахмана Кадырова — от первого мотокросса в 1958 году до последней ледовой гонки в 1977-м -длилась почти 20 лет За все это время он не получил ни одной сколько-нибудь серьезной травмы, и по его вине не получил сколько-нибудь серьезной травмы ни один из его соперников. Скорость и азарт никогда не затуманивали его сознание. Чем острее была борьба, тем расчетливее становился Кадыров, тем ближе подходил он к границе риска, но никогда ее не переходил. Конечно, случались и падения, и в том числе и без посторонней помощи, но исход их был неизменно счастливым.

Получив высшее физкультурное образование, по завершении спортивной карьеры

Габдрахман Кадыров перешел на тренерскую работу как в сборных СССР по спидвею и гонкам на льду, так и в Башкирском обкоме ДОСААФ. Большой спортсмен стал и хорошим тренером. Учениками Кадырова считают себя заслуженный мастер спорта России Михаил Старостин и мастер спорта СССР международного класса Николай Корнев. Перечислить их заслуги немыслимо, вместе ими завоевано на чемпионатах не ниже российского около ста медалей.

В 1982 году под руководством «Отца» Михаил Старостин дошел до финала чемпионата мира по спидвею, впервые проводившегося за океаном — в Лос-Анджелесе.

К сожалению, полностью реализовать свои способности на тренерском поприще Кадырову не удалось; жизнь сложилась так, что Габдрахман Кадыров был вынужден бросить спортивную работу и оставался в мотоспорте только в качестве судьи. Кстати, судьи международной категории, на счету которого были также гонки чемпионатов мира на гари и льду.

Но уйдя из мотоспорта, а затем и безвременно уйдя из жизни (31 июля 1993 года), он продолжал служить башкирскому мотоспорту.

Все титулы и медали Габдрахмана Кадырова:

МОТОГОНКИ НА ЛЬДУ

Чемпион мира 1966, 1968, 1969, 1971, 1972 и 1973, серебряный призер 1970 и бронзовый — 1974 года. Чемпион Европы 1964 и серебряный призер 1965 года.

Чемпион СССР 1964, 1969 и 1970, серебряный призер 1966 и 1967 годов в классе 500 куб. см. Серебряный призер чемпионата СССР 1963 года в классе 175 куб. см. Бронзовый призер командного чемпионата СССР 1977 года в составе сборной Башкирии.

Чемпион РСФСР 1966 года в классе 500 куб.см и 1963 года в классе 175 куб.см, серебряный призер 1964 года и бронзовый — 1967 и 1968 годов в классе 500 куб.см.

СПИДВЕЙ

Серебряный призер командного чемпионата мира 1964 и бронзовый ‑1967 года в составе сборной СССР. Чемпион СССР 1967, 1968, 1969 годов составе команды «Башкирия» (Уфа), серебряный призер 1964 года в составе команды «Уфа» (Уфа).

Бронзовый призер Кубка СССР 1969 года в составе команды «Башкирия» (Уфа).

Чемпион Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта (1965) Спартакиады народов СССР (1967) в составе сборной РСФСР.

Биография

Кадыров Габдрахман Файзурахманович родился 27 января 1941 года в поселке Шатура (Московская область). В Шатуру отец, Файзурахман Файзурахманович и мать, Гасима Мухаметовна (ск. в 2009 г.), приехали из Башкирии на комсомольскую стройку.

Отец погиб на фронте, мать продолжала работать каменщицей в строительном тресте.

После войны мать с сыном несколько лет жили в Белорецке. Там, на склонах Мраткиной горы, Габдрахман полюбил скорость, катаясь на самодельном деревянном снегокате, напоминавшем мотоцикл.

С 1947 года Кадыров жил в городе Уфа. В 18 лет поступил в автосекцию и осваивал машины класса 175 куб. см., затем пересел на более мощные машины, на которых и участвовал в соревнованиях. В 1970 году он окончил Ленинградский институт физкультуры имени П. Ф. Лесгафта. Выступал в соревнованиях по мотогонкам на льду, на гаревой дорожке за сборную СССР. На международных соревнованиях Кадыров с легкостью побеждал многих асов спидвея Чехословакии (Антонин Шваб и Милан Шпинке), Польши, Швеции, Финляндии и других стран.

По окончании Ленинградского института физической культуры он долгие годы тренировал уфимскую команду «Башкирия», выступавшую в высшей лиге советского спидвея, был наставником сборной СССР. Ученик Кадырова, Михаил Старостин, стал финалистом чемпионата мира по спидвею в 1979 и 1982 годах.

Был женат трижды. Третья жена Кадырова Назифа, звезда башкирской эстрады, ныне народная артистка Башкортостана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева. От трех браков осталось трое детей — два сына и дочка. Старший сын, Артур, занимался мотокроссом в команде Уфимского автотранспортного техникума. Внуки: Артур, Артём, Данила и внучки Инна и Лиза.

По окончании спортивной карьеры работал спортивным комментатором, арбитром на международных соревнованиях, администратором в Башгосфилармонии в Уфе (1982—1993), написал две автобиографические книги — «Я выбираю лед» и «Трудные кольца спидвея», изданные в Уфе и Москве в 1974 и 1976 годах.

Скончался 31 июля 1993 года в санатории г. Сочи от инсульта. Похоронен в городе Уфе на Мусульманском кладбище. 31 июля 1997 года на могиле установлен памятник работы скульптора Владимира Лобанова.

Красников, Николай Олегович

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Красников; Красников, Николай.

Николай Красников
Личные данные
Гражданство Россия Россия
Дата рождения 4 февраля 1985 (34 года)
Место рождения Шадринск, Курганская область, РСФСР, СССР
Информация по клубам
Российская лига Башкортостан
Карьера
Торпедо-ШААЗ
Башкортостан
1999/00-2000/01
2001/02-2015/16
Личные победы
Чемпион России (юниоры)
Чемпионат России
Кубок России
Чемпионат Европы
Чемпионат мира
2001, 2003
2005, 2007, 2009, 2010, 2013, 2015, 2016
2002, 2003
2016, 2017
2005, 2006, 2007, 2008,
2009, 2010, 2011, 2012
Командные победы
Чемпион России
Чемпион мира
2002, 2004, 2005, 2006, 2007,
2008, 2009, 2014, 2015
2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009,
2010, 2011, 2012, 2013, 2015, 2016
Награды и звания

Никола́й Оле́гович Кра́сников (род. 4 февраля 1985, Шадринск, Курганская область, РСФСР, СССР) — российский гонщик, выступающий в мотогонках на льду. Заслуженный мастер спорта России. Восьмикратный чемпион мира в личном зачёте, двенадцатикратный чемпион мира в командном зачёте, многократный чемпион России.

Николай Олегович Красников родился 4 февраля 1985 года в городе Шадринске Курганской области в семье профессионального тренера по мотокроссу.

С 11 лет под руководством отца занимался мотокроссом, с зимы 1998—1999 годов — мотогонками на льду в городе Шадринск. В первых официальных соревнованиях принял участие в сезоне 1999—2000, в котором в составе команды «Торпедо-ШААЗ» занял 5-е место в чемпионате страны. 16 декабря 2000 года Николай впервые выступил за команду Шадринского автоагрегатного завода на льду уфимского стадиона «Строитель» в первом этапе командного чемпионата России.

Уже в следующем сезоне 2000/01 выиграл юниорский чемпионат страны, а с командой «Торпедо-ШААЗ» стал бронзовым призёром Командного чемпионата России по спидвею на льду. В сезоне 2001/02 перешёл в уфимскую команду «Башкортостан», в составе которой к настоящему времени выиграл девять чемпионских титулов, в том числе — 6 подряд (2004—2008). В личном чемпионате страны выиграл семь чемпионских титулов.

Став в 2003 году впервые призёром личного чемпионата России по спидвею на льду, получил право на выступление в цикле Личного чемпионата мира, в котором в дебютном сезоне стал 8-м. Уже в следующем сезоне спортсмен стал третьим в мире, а начиная с 2005 года установил рекордную серию – 8 побед в личном чемпионате мира, причём подряд (2005—2012). Особенно примечательно, что в 2006 и 2009 годах Николай Красников выиграл все этапы чемпионата.

Параллельно выступал и на командном чемпионате мира, в котором в составе сборной России выиграл двенадцать золотых медалей, из них 10 – подряд (2004—2013 и 2015—2016)

В 2007 году окончил Шадринский государственный педагогический институт.

В конце сезона 2011 года объявил о завершении карьеры. Спортсмен заявил, что продолжит выступать в соревнованиях лишь для того, чтобы уфимский клуб не терял позиций в чемпионате страны. Однако, как позже объяснил гонщик, «политическая обстановка в республике мне не позволила это сделать, и прошлый сезон я проехал полностью» . В сезоне 2013 гонщик уже не выступал в ЛЧМ, однако принял участие в КЧМ. В сезоне 2014 года пропустил международные соревнования и ЛЧ России, но в 2015 году снова вернулся в КЧМ и ЛЧР, принял участие в этапе ЛЧМ. Та же ситуация повторилась в 2016 г.

Тренеры – Олег Красников, Владимир Белоногов (механик), Сергей Шутов.

В 2011 году возглавил Федерацию мотоспорта Республики Башкортостан, однако в августе 2015 года ушёл в отставку в связи с отсутствием прогресса в развитии мотоспорта в республике и прекращением финансирования «Центра технических видом спорта им. Г. Кадырова».

Помимо мотогонок на льду принимает участие в мотокроссе и кроссе на снегоходах.

Мировая серия Гран-При

Сезон 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Место Очки
2003 Саранск
18
Саранск
16
Ассен
13
Ассен
5
Берлин
13
Берлин
10
8 75
2004 Саранск
16
Саранск
Уфа
16
Уфа
20
Ассен
25
Ассен
14
Берлин
25
Берлин
16
3 132
2005 Саранск
25
Саранск
25
Ассен
20
Ассен
16
Берлин
18
Берлин
20
1 124
2006 Саранск
25
Саранск
25
Ассен
25
Ассен
25
1 100
2007 Уфа
20
Уфа
18
Ассен
20
Ассен
25
Берлин
18
Берлин
25
1 126
2008 Саранск
25
Саранск
25
Ассен
25
Ассен
25
Берлин
10
Берлин
14
1 124
2009 Красногорск
25
Красногорск
25
Уфа
25
Уфа
25
Берлин
25
Берлин
25
Ассен
25
Ассен
25
1 200
2010 Тольятти
25
Тольятти
25
Саранск
16
Саранск
25
Инсбрук
25
Ассен
25
Ассен
25
Берлин
25
Берлин
20
1 211
2011 Красногорск
25
Красногорск
25
Тольятти
18
Тольятти
20
Ассен
20
Ассен
18
Инцель
25
Инцель
25
1 176
2012 Красногорск
18
Красногорск
18
Уфа
17
Уфа
21
Ассен
18
Ассен
19
Уппсала
21
Уппсала
16
1 148
2015 Красногорск
21
Красногорск
20
Тольятти
Тольятти
Алма-Ата
Алма-Ата
Ассен
Ассен
Инцелль
Инцелль
13 41
2016 Красногорск
18
Красногорск
15
Алма-Ата
Алма-Ата
Берлин
Берлин
Ассен
Ассен
Инцелль
Инцелль
13 33
2017 Тольятти
Тольятти
Шадринск
13
Шадринск
15
Алма-Ата
Алма-Ата
Берлин
Берлин
Херенвен
Херенвен
15 28

Достижения в России

Юниорские соревнования

  • Чемпионат России по мотогонкам на льду:

в личном зачёте — 1 место (2001, 2003), 2 место (2002)

Взрослые соревнования

  • Чемпионат России по мотогонкам на льду:

в личном зачёте — 1 место (2005, 2007, 2009, 2010, 2013, 2015, 2016), 2 место (2003, 2006, 2011, 2012), 3 место (2008) в командном зачёте — 3 место (2001, 2016), 1 место (2002, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2014, 2015), 2 место (2003, 2010, 2011, 2012, 2013)

  • Кубок России — 1 место (2002, 2003)

Достижения на международных соревнованиях

ЛЧМ —3 место (2004), 1 место (2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012), 13 место (2015, 2016), 15 место (2017)(по дикой карте на два этапа,как представитель страны принимающей этап) КЧМ — 1 место (2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2015, 2016) ЛЧЕ — 1 место (2016, 2017), 2 место (2002, 2013)

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *