Список пилотов Формулы-1

Формула-1

Текущий сезон

Формула-1 в сезоне 2019

Технический регламент Формулы-1 Спортивный регламент Формулы-1
Болид
Моторы Формулы-1
Гонки Формулы-1
Будущее Формулы-1

Списки

Пилоты(Победители ГП · Чемпионы) Конструкторы(Победители ГП · Чемпионы) Сезоны · Гран-при · Трассы(Race Promoters’ Trophy winners)

Система начисления очков
Номера пилотов
Моторы · Национальные цвета
Спонсоры
Гоночные флаги
Фатальные аварии
Гонщики, не участвовавшие в гонке
Гран-при, остановленные красным флагом

Рекорды

Пилоты (Победы) (БК)
Конструкторы (Победы)
Шины · Гонки
Страны

См. также

  • Международная автомобильная федерация
  • Всемирный совет по автоспорту
  • Ассоциация конструкторов Формулы-1
  • Ассоциация команд Формулы-1
  • Ассоциация гонщиков Формулы-1

п • о • р

Карта стран, представители которых выступали или выступают в Формуле-1. Чёрный — хотя бы один гонщик из страны был чемпионом Формулы-1. Синий — хотя бы один гонщик из страны был победителем Гран-при. Красный — хотя бы один гонщик из страны участвовал в Гран-при. Зимбабве обозначено красным, но гонщики из этой страны представляли Родезию.

Это полный список пилотов «Формулы-1» начиная с 1950 года.

Всего 910 различных гонщиков принимало участие хотя бы в одном Гран-при, но 144 из них ни разу не стартовали в гонке, обычно потому, что проваливали квалификацию перед гонкой (см. Список пилотов Формулы-1, которые никогда не участвовали в гонке). В наибольшем числе Гран-при принял участие Рубенс Баррикелло, он выступил в 326 Гран-при (322 гонках).

Вплоть до 1990 года не все очки, которые получал пилот, шли в зачёт чемпионата (см. Система начисления очков в Формуле-1) — число очков не в скобках обозначает шедшие в зачет чемпионата; число в скобках обозначает общее количество очков.

Курсивом обозначены пилоты, принимавшие участие только в Индианаполисе-500, входившем в 1950—1960 годах в чемпионат мира Формулы-1. Чемпионы мира выделены жирным шрифтом. В отдельной таблице перечислены участники текущего чемпионата мира. Информация о запасных пилотах, в некоторых Гран-при принимавших участие только в пятничных заездах (что допускалось правилами начиная с 2003), собрана в отдельной таблице в конце общего списка пилотов.

Данные приведены по состоянию после Абу-Даби 2017, а пилоты текущего сезона — после Италия 2018.

Каждый мальчишка мечтает стать гонщиком и побеждать в самых престижных гоночных соревнованиях мира. Но стать гонщиком получается только у единиц из миллионов желающих. Оставить же свой след в истории удается только избранным. Кто же они, эти бессмертные чемпионы «Королевских гонок»? Кем восхищаются десятки тысяч поклонников гоночных соревнований со всего мира? Мировая элита «Формулы-1» на все времена и топ-10 лучших гонщиков по версии печатно-электронного издания «АВТОгид».

Михаэль Шумахер

Михаэль Шумахер (Германия)

Самый титулованный гонщик истории «Формулы-1», Красный Барон родился 3 января 1969 года. За девятнадцать сезонов, проведенных за рулем болидов «Формулы-1», он стал семикратным чемпионом самых престижных гоночных соревнований в мире, дважды занимал второе место и трижды заканчивал сезон на почетном третьем месте. Шумахер — символ гонок «Формулы-1» на все времена, ему принадлежит огромное множество рекордов, перечислить которые не хватит пальцев не только на руках, но и на ногах.

Вот только самые яркие его достижения: семикратный чемпион «Формулы-1», пять раз подряд удерживал корону чемпиона (это 1813 дней), рекордсмен по победам на Гран-при (на его счету 91 триумф), рекордсмен по заработанным очкам за всю карьеру (1566 зачетных баллов), 155 раз финишировал в призовой тройке, и еще более двадцати других рекордов. Выступал за три команды: «Бенеттон», «Феррари» и «Мерседес». Последнюю гонку провел на Гран-при Бразилии в 2012 году. Всего за время карьеры принял участие в 308 гонках.

Ален Прост

Ален Прост (Франция)

Великолепный гоночный Профессор — француз Ален Прост появился на свет 24 февраля 1955 года. Принял участие в тринадцати сезонах самых быстрых гонок мира. Он является четырехкратным триумфатором «Формулы-1» и четырежды заканчивал чемпионат на втором месте. До появления в соревнованиях «Формулы-1» Михаэля Шумахера ему принадлежали практически все рекорды, которые потом были побиты немцем. Перечислим несколько достижений француза: 4 чемпионских титула, 51 победа в Гран-при, 106 гонок, завершенных в призах, 798,5 очка, заработанных за карьеру. Последний раз он сел за штурвал формульного болида в 1993 году на гонке в Австралии. Всего на счету Проста 202 старта. После окончания карьеры не смог оставаться в стороне от гонок, создав команду «Формулы-1», до сих пор принимает участие в мелких гоночных соревнованиях.

Айртон Сенна

Айртон Сенна (Бразилия)

Волшебник появился на свет 21 марта 1960 года и трагически погиб в рассвете лет и спортивной карьеры, в мае 1994 года, за штурвалом своего болида на гонке в Имоле. Ему было только 34 года. Принял участие в 11 сезонах формульных соревнований. Трижды выигрывал корону чемпиона мира. Выиграл 41 гонку, в которой принимал участие, 80 раз завершал гоночный этап в тройке лучших, заработал за карьеру 614 очков. Выступал за «Толеман», «Лотус», «Макларен» и «Уильямс». Последней гоночной трассой его жизни стало Гран-при Сан-Марино. Всего он принял участие в 162 стартах. Заслуженно признан лучшим пилотом в истории соревнований. А еще он участвовал вместе с компанией «Хонда» в создании японского «Ферарри» — легендарного спорткара Honda NSX.

Хуан Мануэль Фанхио

Хуан Мануэль Фанхио (Аргентина)

Одним из первых великих гонщиков в истории «Формулы-1» является Маэстро — Хуан Мануэль Фанхио. Родился он 24 июня 1911 года, прожил славные 84 года, пока не отправился в последний заезд в своей жизни 17 июля 1995 года. Великий Старик Фанхио принял участие в восьми формульных сезонах, в том числе и дебютном в 1950 году. В процентном отношении эти показатели вряд ли будут когда-нибудь побиты. Пятикратный чемпион «Формулы-1» дважды заканчивал сезон на обидном втором месте. Он установил рекорд на все времена, став чемпионом мира в 46 лет. Кто знает, если бы не возраст Хуана и трагедия с похищением, какой гонщик считался бы сейчас самым титулованным в истории «Формулы-1». Он принял участие в 51 гонке, 24 из которых выиграл, в десяти занял второе место и однажды финишировал третьим. Защищал честь команд «Альфа Ромео», «Мазерати», «Мерседес» и «Феррари». За свою карьеру гонщика заработал 277,64 очка.

Джим Кларк

Джим Кларк (Шотландия)

Джеймс Джим Кларк-младший — шотландский фермер, автогонщик, двукратный чемпион мира по автогонкам в классе «Формула-1» (сезоны 1963 и 1965 годов), победитель «Инди 500» (1965), победитель кузовных British Tour Car Championship 1964 (на Lotus Cortina). Летучий Шотландец, как называли его современники, Джим родился 4 марта 1936 года и совсем рано ушел из жизни. Это случилось 7 апреля 1968 года. Летучий Шотландец стал легендой еще при жизни. Он был потрясающе талантлив и безумно любил скорость. Его смерть весной 1968-го потрясла поклонников и участников «Формулы-1». Многим казалось, что такой гонщик просто не может погибнуть. 72 Гран-при, 25 побед и 33 поул-позиции — таков послужной список Джима Кларка — гонщика от Бога. За свою карьеру шотландец дважды надевал чемпионскую корону. Большего достичь он просто не успел. Трехкратный чемпион «Формулы-1» Джеки Стюарт признает Кларка лучшим гонщиком из всех, с кем ему довелось состязаться. Некоторые рекорды Джима Кларка не побиты никем до сих пор.

Ники Лауда

Ники Лауда (Австрия)

Ники Лауда родился 22 февраля 1949 года в Вене в богатой семье. Рано увлекшись автогонками, он дебютировал в европейской серии «Мини», затем стал выступать в «Формуле-B», затем в сериях «Порше» и «Шеврон». Семья Ники не разделяла его увлечения автоспортом и отказала ему в финансовой поддержке. В 1974 году партнер Лауды по команде БРМ Клей Регаццони перешел в «Феррари» и положительно высказался о Ники перед ее владельцем Энцо Феррари. «Феррари» подписала с Лаудой контракт. Это был первый сезон, когда Ники стали платить достаточную сумму, чтобы он мог расплачиваться со своими долгами.

Жизнь австрийского Вундеркинда, как и карьера, состояла из постоянных взлетов и падений. Ники уходил и возвращался. Его любили и ненавидели. Но его природный талант, замешенный на австрийской рассудительности, сделал Лауду величайшим гонщиком конца 70-х годов. Ники был очень быстр на трассе, но никогда не терял головы. За свою 13-летнюю карьеру он провел 170 гонок, одержал 25 побед и трижды становился чемпионом мира.

Грэм Хилл

Грэм Хилл (Англия)

Грэм Хилл родился 15 февраля 1939 года в одном из центральных районов Лондона. Детство его проходило в бедности. Раннее увлечение мотоциклами привело к травме — перелому бедра, и его левая нога стала чуть короче правой. В 16 лет Грэм пошел зарабатывать деньги. Окончив технический колледж, он поступил на работу автомехаником в известную фирму «Смит и сын». И дела его пошли в гору. Талант и чутье классного автомеханика заметили в нем уже тогда.

Дебют Хилла в чемпионате мира состоялся 18 мая 1958 года в Монте-Карло. Стартовав с пятнадцатой (из шестнадцати) позиции, он продержался только до семидесятого круга — подвела коробка передач. В 1961 году с совершенно новым автомобилем Lotus Р61 Хилл, имея на счету всего семь очков (в 32 гонках), стал чемпионом мира, выиграв Гран-при Южной Африки, Голландии, Германии и Италии. Впервые в «Формуле-1» первенствовал англичанин из английской команды на автомобиле, сконструированном и построенном в Великобритании.

Он не был так талантлив, как Кларк или Сенна, не был столь академичен, как Лауда или Прост, но Грэм обладал потрясающей работоспособностью и волей. За 18 лет Грэм выиграл 2 чемпионских титула и одержал 14 побед в Гран-при, 5 из них — в Монако.

До сих пор Хилл остается единственным в мире пилотом, которому удалось выиграть 3 самые престижные гонки планеты: Гран-при Монако, Indy-500 и «24 часа Ле Мана». 29 ноября 1975 года шестиместный самолет «Пайпер Ацтек» вылетел из Марселя в Лондон, но разбился из-за густого тумана в столице Англии. Вел самолет Грэм Хилл — он торопился на традиционный слет механиков «Формулы-1», ежегодно проводившийся в конце сезона.

Джеки Стюарт

Джеки Стюарт (Шотландия)

Джеки родился в деревушке Дамбек 11 июня 1939 года в одном из нескольких каменных домов графства Дамбертоншир. Половина любителей автогонок считают Стюарта одним из величайших пилотов в истории. Умный, быстрый, осторожный, с великолепной реакцией и чувством машины. Открытый и приятный в общении человек, преданный супруг, заботливый отец — вот каков трехкратный чемпион мира, победитель 27 Гран-при «Формулы-1».

Джеки дебютировал в «Формуле-1» в 1965 году с командой BRM и занял 3-е место в чемпионате, однако команда угасала, и шансов на титул чемпиона почти не оставалось. В 1968 году Джеки перешел в команду «Матра» и в 1969 году стал чемпионом мира в первый раз. В 1970 году он выступал на шасси «Марч». В 1971 году Джеки выступал за команду «Тиррелл» и, выиграв 6 гонок, стал чемпионом мира во второй раз. В 1972 году он проиграл титул Эмерсону Фиттипальди, однако в 1973 году вернул титул себе. После гибели его друга и напарника Франсуа Севера на Гран-при США, заканчивавшего сезон 1973 года, он ушел из «Формулы-1» в ранге трехкратного чемпиона.

Джеки довольно рано ушел из гонок. Ему было лишь 34 года, когда он выиграл свой третий титул и «повесил шлем на гвоздь». Карьера Стюарта была одной из самых ярких в истории Больших Призов. Шотландец провел в «Формуле-1» всего 99 гонок и одержал 27 побед. Его рекорд продержался почти 15 лет, лишь в 1987 году Прост сумел улучшить это достижение. До сих пор только четыре пилота: Прост, Сенна, Мэнселл и Шумахер — смогли превзойти Стюарта по числу выигранных Гран-при.

Себастьян Феттель

Себастьян Феттель (Германия)

Немецкий чемпион Себастьян Феттель родился 3 июля 1987 года. На сегодняшний день провел восемь сезонов в формульных соревнованиях и уже является четырехкратным чемпионом мира. Себастьян Феттель носит титул самого молодого триумфатора гоночного сезона «Формулы-1», он выиграл свое первое чемпионство в возрасте 23 лет. На счету Себастьяна 40 побед в Гран-при и всего 70 финишей в тройке сильнейших гонщиков. За карьеру он заработал уже 1618 очков, и эти результаты будут улучшаться еще на протяжении многих лет, так как карьера немца в самом разгаре. Сейчас Феттель защищает цвета команды «Феррари».

Льюис Хэмилтон

Льюис Хэмилтон (Великобритания)

Нынешний чемпион мира Льюис Хэмилтон появился на свет 7 января 1985 года. Хэмилтон проводит девятый сезон в гоночных соревнованиях. Уже успел дважды стать чемпионом мира и однажды закончил сезон «Формулы-1» на втором месте. В нынешнем сезоне так же идет на первом месте и стремится защитить титул формульного короля. За карьеру Льюис выиграл 36 Гран-при, 21 раз был вторым, 18 раз третьим пересекал финишную отметку и сумел заработать 1597 зачетных баллов. Выступает за команду «Мерседес». Его показатели, как и Феттеля, будут изменяться после каждой новой гонки. Сегодня противостояние немца и Хэмилтона является украшением формульных соревнований.

Материал подготовил Л. Карбон.

HWStar ›
Блог ›
Герои, но не легенды. 10 лучших гонщиков Формулы-1, не становившихся чемпионами мира

Сэр Стирлинг Мосс и Нико Росберг. Фото с сайта www.motorsportmagazine.com

Лидер чемпионата мира Нико Росберг возглавляет еще один любопытный зачет – рейтинг гонщиков, которые никогда не становились Чем-пионами мира, составленный по количеству побед на этапах.

Кто-то, как, например, Майкл Хоторн или Фил Хилл, за свою карьеру лишь трижды поднимались на вершину подиума в Формуле-1, но тем не менее, стали чемпионами. Кеке Росбергу, отцу Нико, хватило бы и одной выигранной в чемпионате гонки, чтобы навсегда вписать свое имя золотыми буквами в историю Королевских гонок. Другие же, как Дэймон Хилл и Ален Прост, выиграли по 21-й гонке, а Найджел Мэнселл и вовсе 29, пока не стали, наконец, обладателями заветного титула. Героям же этого рейтинга, несмотря на многочисленные победы, добраться до абсолютной вершины так и не удалось. Итак, 10 лучших гонщиков Формулы-1, никогда не становившихся чемпионами мира.

10. ЖАКИ ИКС (Бельгия)
Родился: 1 января 1945, Брюссель
Выступал за команды: Tyrrell, Cooper, Ferrari, Brabham, Yardley McLaren, Williams, Lotus, Ensign, Ligier
8 побед, 25 подиумов, 13 поул-позиций, 14 быстрых кругов в 122 Гран При (1966-1979)
Вице-чемпион мира 1969, 1970

Жаки Икс, Гран При Бразилии ’73. Фото с сайта www.f1-photo.com

Жаки Икс, начинавший свою спортивную карьеру в мотогонках, впервые поднялся на вершину подиума Больших Призов в своем первом полном сезоне, выступая за Ferrari (1968 год, 4-е место по итогам чемпионата), а в двух следующих становился вице-чемпионом. В 69-м никто не мог создать должную конкуренцию Джеки Стюарту на Matra-Cosworth, но бельгиец стал лучшим из остальных, а в 70-м Жаки, уже будучи в Brabham, не смог достать по очкам Йохена Риндта, ставшего чемпионом посмертно. Следующие два сезона Икс завершил четвертым, а дальнейшая формульная карьера пошла на спад. Но из автоспорта Жаки Икс не ушел и смог реализовать себя в гонках спортпрототипов, где стал одним из самых успешных гонщиков в истории: победил в Can-Am, дважды стал чемпионом мира, 6 раз покорил 24 часа Ле-Мана. Кроме того, Икс является единственным победителем гонок Формулы-1, кому удалось выиграть марафон Париж-Дакар (1983 год).

9. МАРК УЭББЕР (Австралия)
Родился: 27 августа 1976, Куенбейэн, Южный Уэльс
Выступал за команды: Minardi, Jaguar, Williams, Red Bull
9 побед, 42 подиума, 13 поул-позиций, 19 быстрейших кругов в 217 Гран При (2002-2013)
3-е место в чемпионатах 2010, 2011, 2013

Марк Уэббер, Гран При Испании ’10. Фото с сайта www.f1-photo.com

Марк Уэббер блестяще дебютировал в Ф-1, приведя безнадежную Minardi к финишу на пятой позиции в домашнем Гран При. Следующие два сезона австралиец провел в Jaguar, после которой перешел в сдающую позиции команду Williams, а в 2007-м присоеди-нился к проекту Дитера Матешица – Red Bull Racing. В 2009-м машина, построенная Эд-рианом Ньюи, позволяла побеждать, а уже в 2010-м Уэббер боролся за титул. Марк лиди-ровал большую часть сезона, но в последней гонке драматично уступил своему партнеру по команде Себастьяну Феттелю. Позже окажется, что другого шанса у него уже не будет. Следующие три года Феттель не знал равных в чемпионате, а Уэббер вчистую проиграл своему напарнику и по окончании сезона 2013 перешел в гонки на выносливость, где в составе команды Porsche стал чемпионом мира.

8. ГЕРХАРД БЕРГЕР (Австрия)
Родился: 27 августа 1949, Инсбрук
Выступал за команды: ATS, Arrows, Benetton, Ferrari, McLaren
10 побед, 48 подиумов, 12 поул-позиций, 21 быстрейший круг в 210 Гран При (1984-1997)
3-е место в чемпионатах 1988, 1994

Герхард Бергер, Гран При Португалии ’88. Фото с сайта www.f1-photo.com

Герхард был современником «большой четверки» Формлулы-1 – Проста, Сенны, Пике и Мэнселла. Это и стало главной причиной того, что, без сомнения, талантливый и быстрый австриец не добился большего. Первую победу Бергер завоевал в составе Benetton в 86-м, в следующем перешел в Ferrari, где стал пятым в чемпионате, уступив лишь пресловутой четверке, в 1988-м стал единственным, кто смог отобрать победу у «дрим-тим» в составе Сенны и Проста и стал лучшим из остальных. После ухода Алена Проста из McLaren, стал напарником Айртона Сенны. С последним ему удалось по-настоящему подружиться, что ранее не удавалось никому. В 90-х Бергер вернулся в «Феррари», а оттуда в «Бенеттон», где одержал свою последнюю победу и завершил карьеру. Герхард Бергер был очень популярен среди болельщиков и любим журналистами, чему поспособ-ствовала его открытость, жизнерадостность и чувство юмора.

7. РОННИ ПЕТЕРСОН (Швеция)
Родился: 14 февраля 1944, Эребру
Умер: 11 сентября 1978, Милан, Италия
Выступал за команды: March, Lotus, Tyrrell
10 побед, 26 подиумов, 14 поул-позиций, 9 быстрейших кругов в 123 Гран При (1970-1978)
Вице-чемпион мира 1971, 1978; 3-е место в чемпионате 1973

Ронни Петерсон, Лонг Бич ’77. Фото с сайта www.f1-photo.com

Начав карьеру в March, Ронни Петерсон стал вице-чемпионом уже во втором сезоне, хотя ни разу и не поднялся на высшую ступеньку пьедестала. Победы пришли к шведу в 73-м, уже в Lotus. Петерсон блестяще провел вторую половину чемпионата, регулярно опережая своего напарника, Эмерсона Фиттипальди, действующего чемпиона мира, но Джеки Стюарта было уже не достать. Ронни по итогам года стал третьим, чем помог команде Колина Чепмене завоевать Кубок Конструкторов. В следующем сезоне Петерсон стал лидером команды, одержал три победы, но закончил чемпионат лишь пятым, а потом пошел спад. Все изменилось в 1978 году, когда в его распоряжении оказался революционный «автомобиль-крыло» Lotus 79. Единственным соперником Ронни Петерсона в борьбе за чемпионство был другой пилот «Лотус» – Марио Андретти. Исход чемпионата решила трагедия в итальянской Монце. На старте случился завал, в машину Петерсона врезался Джеймс Хант, шведа отнесло в отбойник и его болид вспыхнул. Джеймс сам вытащил коллегу из огня, Ронни отправили в больницу. Травмы Петерсона были очень тяжелыми, но когда уже казалось, что угрозы жизни нет, он скончался от жировой эмболии, реакции организма на стресс.

6. РУБЕНС БАРРИКЕЛЛО (Бразилия)
Родился: 23 мая 1972, Сан-Пауло
Выступал за команды: Jordan, Stewart, Ferrari, Honda, Brawn, Williams
11 побед, 68 подиумов, 14 поул-позиций, 17 быстрейших кругов в 326 Гран При (1993-2011)
Вице-чемпион мира 2002, 2004; 3-е место в чемпионатах 2001, 2009

Рубенс Баррикелло, Гран При Европы ’09. Фото с сайта www.f1-photo.com

Чувствительный бразилец довольно ярко выступал в командах Эдди Джордана и Джеки Стюарта, а на сезон 2000-го года получил место в Ferrari, аккурат в начале самого успешного периода ее истории и не раз имел в своем распоряжении быстрейший болид. Вот только его напарником был Михаэль Шумахер, поэтому об участии в борьбе за титул речь не шла. Вероятно, Рубенс до сих пор в обиде то ли на руководство «Скудерии», то ли на Шумахера, то ли на свою судьбу, а может быть и на все вместе. Тем не менее, судьба предоставила Баррикелло реальный шанс побороться за чемпионат в 2009-м, в единственном сезоне Brawn GP, наследнице заводской команды Honda, но более молодой напарник, Дженсон Баттон, оказался быстрее и удачливее, а Рубиньо по итогам чемпионата уступил еще и Феттелю. Завершал карьеру бразилец в Williams. Тем не менее, Рубенсу удалось вписать свое имя в историю, он провел в «Королевских гонках» 19 сезонов и является рекордсменом по количеству проведенных Гран При. Особенно ценно это достижение тем, что Баррикелло пришел в Формулу-1, когда в ней не было места школьникам, а календарь не был резиновым.

5. ФЕЛИПЕ МАССА (Бразилия)
Родился: 25 апреля 1981, Сан-Пауло
Выступал за команды: Sauber, Ferrari, Williams
11 побед, 41 подиум, 16 поул-позиций, 15 быстрейших кругов в 241 Гран При (2002-до сих пор)
Вице-чемпион мира 2008; 3-е место в чемпионате 2006

Фелипе Масса, Гран При Франции ’08. Фото с сайта www.f1-photo.com

Теоретически, Фелипе, как и Нико Росберг, еще может покинуть этот рейтинг, ведь в следующем сезоне нас ждут перемены в регламенте, а это может сыграть на руку конструкторам Williams, ведь в Гроуве еще не перевелись толковые конструкторы, способные найти в регламенте какие-то лазейки, но на практике это маловероятно, да и нет никаких гарантий, что бразилец вообще останется в Формуле-1.
Карьера Массы во многом перекликается с карьерой его соотечественника Баррикелло. Оба начинали в командах, считавшихся кузницей кадров Формулы-1 своего времени, оба в конце выступали в Williams, оба довольно долго были частью семьи «Феррари». Собственно, Масса и заменил там Баррикелло, но в отличие от земляка, Фелипе получил возможность стать чемпионом мира за рулем алой машины. И хотя в первый год после ухода Шумахера напарник Массы, Кими Райкконен, оказался более удачливым, уже в следующем сезоне именно бразилец вел напряженную борьбу с Льюисом Хемильтоном до последнего круга завершающей гонки сезона, Гран При Бразилии. Развязка чемпионата 2008 года стала одной из самых драматичных в истории автогонок, Фелипе победил, в боксах Ferrari уже начали поздравлять друг друга, когда оказалось, что Льюис финишировал на устраивающей его пятой позиции и стал чемпионом с преимуществом в одно очко. Эта победа до сегодняшнего дня является последней в карьере Массы, а итоговое поражение стало первым серьезным ударом, которое подкосило бразильца. Потом была чуть было не убившая Фелипе пружина, по иронии судьбы отлетевшая от машины Баррикелло и печально известное “Fernando faster than you”, которое, похоже, окончательно превратило его из потенциального чемпиона в крепкого середняка.

4. КАРЛОС РЕЙТЕМАНН (Аргентина)
Родился: 12 апреля 1942, Санта Фе
Выступал за команды: Brabham, Ferrari, Lotus, Williams
12 побед, 45 подиумов, 6 поул-позиций, 6 быстрейших кругов в 146 Гран При (1972-1982)
Вице-чемпион мира 1981; 3-е место в чемпионатах 1975, 1978, 1980

Карлос Рейтеманн, Гран При Германии ’75. Фото с сайта www.f1-photo.com

Карлос ярко дебютировал в Больших Призах, завоевав поул-позицию на домашнем этапе, а затем выиграл гонку в Бразилии, правда, не входившую в зачет чемпионата мира. Пять сезонов Рейтеманн провел в Brabham, за рулем которого в конце 75-го занял третье место в личном зачете, уступив Лауде и Фиттипальди. В 1977-м аргентинец занял место призового гонщика Ferrari и даже сумел склонить в свою сторону симпатии руководства команды, которые были не уверены в скорости восстановившегося после прошлогодней аварии Ники Лауды, но в итоге австриец набрал вдвое больше очков, стал чемпионом и покинул «Скудерию». В сезоне 1978 года Рейтеманн снова закончил третьим, вслед за пилотами команды Team Lotus, на вооружении которых стояла революционная 79-я модель. В следующем году Карлос сам сел за руль чемпионской машины, но к тому моменту соперники не только смогли скопировать лучшие решения «автомобиля-крыла», но и превзойти оригинал, отодвинув «Лотус» с чемпионских позиций. Разочарованный аргентинец согласился на контракт второго пилота в Williams, где помог Алану Джонсу стать чемпионом 1980-го года. Год спустя Рейтеманн решил взять все в свои руки и не пропускать вперед Джонса, сосредоточившись на своей борьбе за титул. Карлос приехал на завершающий этап сезона фаворитом, но напоминал лишь бледную тень себя самого, финишировав 8-м. Титул с перевесом всего в одно очко достался Нельсону Пике. После двух первых гонок 1982-го (в одной из которых он финишировал на подиуме) Рейтеманн принял неожиданное для всех решение завершить карьеру. Интересен тот факт, что аргентинец дважды финишировал на подиуме на аргентинских этапах Чемпионата мира по ралли (1980 и 1985 год). После ухода из гонок Карлос Рейтеманн добился успехов в политике.

3. ДЭВИД КУЛТХАРД (Великобритания)
Родился: 27 марта 1971, Твайнолм, Керкедбрайт, Шотландия
Выступал за команды: Williams, McLaren, Red Bull
13 побед, 62 подиума, 12 поул-позиций, 18 быстрейших кругов в 247 Гран При (1994-2008)
Вице-чемпион мира 2001; 3-е место в чемпионатах 1995, 1997, 1998, 2000

Дэвид Култхард, Гран При Бельгии ’99. Фото с сайта www.f1-photo.com

После трагической гибели Айртона Сенны в 1994 году тест-пилот сильнейшей ко-манды того времени Williams-Renault Дэвид Култхард стал боевым гонщиком. В 95-м шотландец занял третье место по итогам чемпионата, уступив Михаэлю Шумахеру и то-варищу по команде – Дэймону Хиллу, но лишился места в «Уильямс» и оказался в выби-рающемся из кризиса «МакЛарен». В 97-м году машины McLaren-Mercedes уже были дос-таточно быстры, чтобы бороться за победы, но еще недостаточно надежны для борьбы за титулы. Дэвид выступал успешнее своего напарника Мики Хаккинена, добился двух побед, а еще одну отдал финну по приказу из боксов. В начале следующего года «серебря-ным стрелам» не было равных, но в первом Гран При Култхард снова пропускает Хаккинена вперед. Был это приказ из боксов или джентльменское соглашение между двумя пи-лотами неизвестно и поныне, но после этого Мику было уже не остановить, а Дэвид оказался вторым номером. В 99-м в распоряжении Култхарда снова был лучший болид, но удачные гонки чередовались с провальными и чемпионом снова стал более стабильный Хаккинен. К следующем году ДиСи явно сделал работу над ошибками и в первой половине чемпионата именно он считался главным конкурентом М. Шумахера, но в итоге снова оказался лишь третьим. В 2001-м Култхард стал первым номером команды, но Михаэль и Ferrari оказались слишком сильны, хотя Дэвид и добился лучшего результата в карьере, после которого стал постепенно сдавать. В 2005-м уже начавший седеть шотландец был уже в Red Bull, где провел 4 сезона и завершил карьеру.

2. СТИРЛИНГ МОСС (Великобритания)
Родился: 17 сентября 1929, Лондон
Выступал за команды: HWM, ERA, Connaught, Maserati, Mercedes-Benz, BRM, Vanwall, Cooper, Porsche, Lotus, Ferguson
16 побед, 16 поул-позиций, 19 быстрейших кругов в 67 Гран При (1951-1961)
Вице-чемпион мира 1955, 1956, 1957, 1958; 3-е место в чемпионатах 1959, 1960, 1961

Стирлинг Мосс, Гран При Великобритании ’55. Фото с сайта www.f1-portal.ru

Стирлинг Мосс небезосновательно считается самым невезучим гонщиком в истории Королевских автогонок. На протяжении семи сезонов британец завершал чемпионат в первой тройке, но чемпионом так ни разу и не стал. Сначала Мосс трижды проигрывал великому Хуану-Мануэлю Фанхио, причем в первый раз они были напарниками по доминировавшей в чемпионате Mercedes-Benz. Фактически, Стирлинг являлся единственным соперником аргентинца в те годы. В 1958 году, когда Фанхио повесил шлем на гвоздь, Мосс, выступавший в Vanwall, был наиболее близок к успеху, но уступил другому британцу, Майклу Хоторну, по итогам чемпионата всего одно очко. Можно сказать, что Стирлинг сам подарил соотечественнику победу в чемпионате на Гран При Португалии, за два этапа до конца сезона. Судьи дисквалифицировали финишировавшего вторым Хоторна за движение в обратном направлении, на последнем круге его Ferrari заглохла и он вынужден был скатиться с горки накатом, чтобы завестись. Мосс, победивший в той гонке, вмешался и доказал, что его соперник не нарушал правила, так как двигался за пределами трассы. В те годы Мосс считался быстрейшим гонщиком, он был практически непобедим, если не подводила техника, что, к сожалению, случалось достаточно часто, а в 1962 году досрочно завершил карьеру после тяжелой аварии. В 2000 году его заслуги были оценены королевской семьей и самый знаменитый гонщик, не становившийся чемпионом, был удостоен рыцарского звания, а для болельщиков сэр Стирлинг Мосс навсегда останется величайшим джентльменом в истории Формулы-1.

1. НИКО РОСБЕРГ (Германия)
Родился: 27 июня 1985, Висбаден
Выступал за команды: Williams, Mercedes-Benz
19 побед, 47 подиумов, 25 поул-позиций, 19 быстрейших кругов в 195 Гран При (2006-до сих пор)
Вице-чемпион мира 2014, 2015

Полный размерНико Росберг, Гран При Австралии ’16. Фото с сайта autond.ru

История Нико Росберга пишется на наших с вами глазах. Все мы прекрасно знаем и видели, как Нико стал первым гонщиком, которому удалось оказаться впереди Михаэля Шумахера по итогам сезона, выступая с ним в одной команде, как он боролся за титул с Льюисом Хэмильтоном и, пока что, дважды подряд уступил. Собственно, сумеет ли немец покинуть этот рейтинг, вернув пальму первенства легендарному Стирлингу Моссу или же станет новым «самым главным неудачником», и является основной интригой нынешнего чемпионата мира.

БОНУС. НАЙДЖЕЛ, КОТОРЫЙ СМОГ
НАЙДЖЕЛ МЭНСЕЛЛ (Великобритания)
Родился: 8 августа 1953, Богтон, Аптон-он-Северн, Уорчестершир
Выступал за команды: Lotus, Williams, Ferrari, McLaren
31 победа, 59 подиумов, 32 поул-позиций, 30 быстрейших кругов в 191 Гран При (1980-1995)
Чемпион мира 1992; вице-чемпион мира 1986, 1987, 1991

Полный размерНайджел Мэнселл, Гран При Великобритании ’92. Фото с сайта www.autoexpress.co.uk

Любимец всей Великобритании, Найджел Мэнселл, наряду с Аленом Простом, Айртоном Сенной и Нельсоном Пике, считался самым быстрым гонщиком 80-х – начала 90-х прошлого столетия и был самым невезучим из них. Чемпионом «Биг Найдж» стал, когда у его коллег по «Большой четверке» было уже по три титула. Два года подряд, в 86-м и 87-м победа в общем зачете уходила от Мэнселла в последней гонке сезона – Просту и Пике, соответственно, а в 91-м британец проиграл чемпионат Сенне. В 92-м у соперников не было шансов. Мэнселл выиграл тот чемпионат с невиданным доселе преимуществом – за пять этапов до конца, имея за спиной 29 побед. Никто так долго не шел к титулу.

При подготовке статьи использованы статистические материалы сайта «Энциклопедия Формулы-1», wildsoft.motorsport.com.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *