Устойчивость двухколесного автомобиля поддерживалась за счет массивного ротора (маховика), вращавшегося с высокой угловой скоростью. При кренах и перемещениях пассажиров внутри автомобиля для поддержания стабильного положения кузова использовался гироскопический эффект.
Уже в мае 1914 года на улицах Лондона Пётр Петрович продемонстрировал действующую модель гиростабилизированного автомобиля. После начала Первой мировой войны эта машина была законсервирована и спустя 30 лет просто пущена на слом.
Данная машина держалась в состоянии равновесия благодаря гироскопическому эффекту, производившемуся тяжелым 600-килограммовым маховиком, располагавшимся под днищем автомобиля, в его центре.
Маховик представлял собой диск диаметром в один метр и имел толщину 12 сантиметров.
Чтобы его раскрутить, требовался 110-вольтный электромотор мощностью около 1,25 л.с., питаемый динамо-машиной.
Также использовались два 50-килограммовых «маятника». В результате такая довольно примитивная гиро-стабилизация удерживала машину весом 2750 килограмм в вертикальном положении.
«Особое восхищение прохожих, — отмечал русский журнал «Аэро и автомобильная жизнь», — вызывало то обстоятельство, что коляска даже при совершенно тихом ходе не теряла устойчивости». Гироскопический эффект в действии. Чуть ниже в видео-роликах видны модели гироскопических «штучек», сделанные современными энтузиастами.

Lit Motors C-1 Электроскутер в Краснодаре появлися первым в России

Калифорнийский двухколесный электроскутер Lit Motors C-1

Новый скутер презентовала калифорнийская Lit Motors. Компания представила двухколесный электроскутер, который стоит сам. Его разрабатывали, в первую очередь, для мегаполисов, которые переполнены транспортом.

Скутер настолько оригинален, что не знаешь с чего начать. Во-первых, он оснащен гироскопами, которые и позволяют ему держаться в вертикальном положении. Не нужно объяснять насколько это удобно, чтобы выбираться из салона: в городских пробках, на светофорах и, не дай бог, при авариях. Во-вторых, это скутер с закрытым салоном. В дальнейшем компания планирует еще и панорамную крышу. Тут уж ни снег, ни дождь не страшны!

Электроскутер обтекаемой формы имеет салон, который рассчитан на двух пассажиров, сидящих друг за другом. Чтобы им было безопасно и комфортно в дороге, салон оснастили подушками безопасности и кондиционером. А, чтобы пассажир не скучал, предусмотрели гнездо для подключения смартфона. Два колеса имеет этот, то ли скутер, то ли автомобиль, но каких! В каждое их них внедрили по двадцатикиловатному электромотору.

Сообщества ›
Электромобили ›
Блог ›
Lit Motors C-1 — Двухколесный электромобиль

Сегодня наткнулся в сети на такое чудо. Аппарат интересный и от него действительно есть толк в городе, опять же — меньше «жрёт» энергии, за счёт меньшей массы, лобовой площади и количества колёс. Я бы взял. Правда с производством пока тянут.

Далее цитирую статью: «Автомобили, работающие на электричестве становятся все популярнее. Производители постоянно обновляют инвентарь продукции, и с увеличением мощности литий-ионных батарей представляют электрические спорткары или даже внедорожники. Компания Lit Motors представила свою новинку — двухколесный мотомобиль C-1, уже успевший завоевать несколько наград на престижных международных автосалонах.

Цель создателей машины- помочь в передвижении по перегруженным городским автомагистралям так, как это делают мотоциклисты. Однако Lit Motors C-1 превосходит своих предшественников по ряду параметров. Его салон герметичен и обустроен, как у автомобиля. К тому же, благодаря особой системе балансировки, он никогда не завалится на бок, как мотоцикл.

Электрический мотомобиль может развивать скорость до 160 км/ч. Первую стометровку он «пробегает» всего за 6 секунд. Аккумуляторная батарея обеспечивает 322-километровый пробег. Размеры электромобиля составляют 2,8 х 1 х 1,4 м (длина, ширина, высота), вес — 363 кг. Устойчивость при наклонах и поворотах обеспечивают гироскопы, расположенные под сиденьем. Их работа находится под надежным «присмотром» компьютерной системы контроля.

Создатели новинки стоимостью 24000 долларов надеются запустить ее в серию в течение двух лет.» Источник.

Полный размерГироскопы.

Ford Gyron: двухколесные автомобили — реальность прошлого, перспектива будущего

Помня о том, что все новое — это хорошо забытое старое, на этот раз в рамках цикла «Автоэкзотика» обратимся к одному из самых странных типов автомобилей — гиромашинам. Ведь сейчас в стремлении снизить расход топлива и нагрузку на экологию ученые снова возвращаются к тому, что уменьшают количество колес, а также работают над аэродинамикой с оглядкой на самолетостроение. Как ни странно, все это некогда уже было явлено миру под именем Ford Gyron. Хотя и тут без инженеров дореволюционной России не обошлось.

Итак, для начала немного теории. Гироскопический автомобиль, или просто гироавтомобиль, — это тип одноколейного двухколесного транспортного средства, в котором используется гироскопический эффект. Главное достоинство такой конструкции в том, что двухколесная машина тратит меньше энергии на свое перемещение, при этом она гораздо маневреннее четырехколесных собратьев. Гироскоп построен по принципу обычного игрушечного волчка: во время своего вращения он не только сам не сваливался на бок, но и не давал сваливаться автомобилю. В начале ХХ века гироскопы стали устанавливать в кораблях в качестве успокоителя качки, чтобы те не валились на бок, позже он стал использоваться в самолетах и поездах.

Один из первых в мире двухколесных автомобилей, оснащенных гироскопом, был разработан русским инженером Петром Шиловским. В 1913-1914 гг. он испытывал свою гироскопическую машину на улицах Лондона. Об одной из поездок Шиловского английский технический журнал писал: «Водитель нарочно ехал как можно медленнее, чтобы доказать всем, что устойчивость его машины совсем не зависит от быстроты езды. На ходу седоки менялись местами, сходили, снова садились. И при этом колеса нисколько не теряли равновесия…»

Автомобиль Шиловского был построен в Англии компаний «Уолслей». Двигатель, установленный на этом автомобиле, был той же фирмы и имел мощность 24 л.с. Вес автомобиля составлял 3,1 т, колесная база — 3969 мм. На раскручивание гироскопа расходовалась мощность 1,25 л.с.

В 1924 г. П.Шиловский создал и показал на выставке в Лондоне двухколесный четырехместный автомобиль, в котором в качестве средства, исключающего влияние маневренности на устойчивость, был применен маховик с вертикальной осью вращения. Маховик, как и в предыдущем случае, крепился на раме, позволявшей наклонять его ось вперед и назад, создавая тем самым гироскопический момент, обеспечивающий устойчивость автомобиля. Положение рамы на машине Шиловского регулировалось уже автоматически, по сигналу датчиков крена. Работа Шиловского была одной из первых попыток использовать стабилизирующий эффект гироскопа в наземной транспортной машине. Но это направление в конструировании автомобиля было забыто до начала 70-х годов ХХ века.

Американская компания «Форд» в 1961 г. представила на автосалоне в Детройте небольшую двухколесную изящную машину, вызвавшую огромный интерес публики. В концептуальной модели, получившей название «Гирон» (Gyron), водитель и пассажир транспортного средства сидели рядом друг с другом, а в те моменты, когда машина находилась на стоянке, ее равновесие поддерживали небольшие легкие опоры.

Внешний облик автомобиля был, по сути, ярким отражением наступавшей эры реактивной авиации. Овальный в поперечном сечении кузов был спроектирован по типу фюзеляжа самолета. Все несущие элементы были внутри корпуса. Лишь в кормовой его части были видны небольшие элементы подвески ведущего колеса. Спереди решетка радиатора напоминала сопло воздухозаборника реактивного истребителя. Всю конструкцию довершала изящная, полностью прозрачная крыша. Надо отметить, что таких элементов, как бампер и фары, не было совсем! Дело в том, что эти важные для любой машины составляющие не вошли в облик «Гирона», потому что в то время в Америке широко обсуждалась идея, что легковой городской машине фары не нужны, а при авариях бампер не спасает кузов от разрушения.

«Гирон» создавался прежде всего для того, чтобы доказать жизнеспособность двухколесной схемы автомашины. Поэтому инженеры и руководство компании открыто заявляли, что они рассматривают проект как концептуальный, не предназначенный для серийного производства.

В конструкции стабилизатором устойчивости служил маховик диаметром 60 см, который вращался со скоростью 6000 об/мин. Вопрос устойчивости в «Гироне» решался благодаря автономному узлу, который работал независимо от основного двигателя. Небольшие опоры не могли обеспечить достаточную устойчивость в движении — они были предназначены лишь для стоянки. Было построено несколько вариантов «Гирона», имевших небольшие отличия. На одном из вариантов машины опоры заменяли небольшими колесами по типу детского велосипеда. Процесс уборки и выпуска поддерживающих опор в аварийной ситуации добавил забот инженерам компании. Узел управления опорами получался слишком сложным и ненадежным. Еще одной немаловажной проблемой стал салон автомобиля. Внутрь можно было попасть точно так же, как в кабину реактивного истребителя.

Полностью прозрачный верх откидывался назад, открывая доступ к креслам. Форма кресел, выполненных из пластика, была весьма эффектной, но анатомически не очень продуманной. В автомобиль можно было попасть, перешагнув через боковину кузова. Это легко могли сделать молодые люди, однако для пожилых вход и выход из машины составляли определенные трудности. Вставать из низких кресел и перебираться через боковину салона было не очень удобно и требовало большой силы и сноровки. К тому же полностью прозрачная крыша быстро нагревала салон до высоких температур, что создавало неблагоприятные условия для водителя и пассажира.

И то, что хорошо было для самолета, для автомашины оказалось мало применимым. Дополнительные неудобства возникали в случае плохой погоды. Когда фонарь кабины открывался, дождь и снег быстро проникали в салон. А садиться на намокшие сиденья никому не хотелось. Конечно, салон, основным цветом которого был белый, выглядел потрясающе.

С практической точки зрения возникало много вопросов, связанных непосредственно с эксплуатацией двухколесного автомобиля. Практически отсутствовал багажник, так как большой объем пространства за кабиной занимал маховик, элементы подвески колеса, еще надо помнить о топливном баке. Вместо привычного рулевого колеса был установлен штурвал наподобие самолетного, от водителя при вождении требовалась определенная сноровка. На приборной панели было два основных индикатора — указатель скорости и датчик крена. Кроме чисто эргономических вопросов возник еще один, относящийся больше к сфере психологии: не все потенциальные владельцы «Гирона» были согласны на то, что им предлагалось двигаться по дорогам в практически прозрачной кабине.

Получалось, что оригинальная, изящная конструкция с массой новых инженерных решений создавала целый комплекс проблем и задач, которые требовалось решить. Всего было построено несколько макетов в натуральную величину. К сожалению, точных геометрических данных, а также предполагаемых технических характеристик этого удивительного проекта не сохранилось.

Надо отметить, что производители электрических игрушек не оставили без внимания необычный двухколесный автомобиль. Была выпущена радиоуправляемая модель «Гирона», которая пользовалась, пожалуй, большим успехом, чем ее настоящий большой двойник.

Для 60-х годов это был действительно революционный проект, но так как автомобиль создавался прежде всего для проведения научных исследований и изучения спроса, решение о дальнейшей доводке конструкции и начале серийной постройки было предрешено

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *