Модель Л-300 производства завода «Красный Октябрь» была первым серийным советским мотоциклом. Первоначально, когда советское правительство в лице Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) в середине 1920-х годов выбирало пути и возможности для организации отечественного мотоциклостроения, была сделана ставка на создание собственных, оригинальных моделей мотоциклов и постройку заводов для их производства.

Очень скоро выяснилось, что разработка оригинальных конструкций, и, что немаловажно – организация их производства – дело очень долгое, а страна остро нуждалась в мототехнике. Тогда «генеральный курс» был пересмотрен, и руководство страны постановило испытать иностранные образцы мотоциклов, выбрать подходящий, модифицировать его под российские условия и ставить на производство. Для работы с иностранными моделями выбрали талантливого инженера и конструктора Петра Можарова. Незадолго до описываемых событий, Можаров уже построил первые пять советских мотоциклов на Ижстальзаводах (ныне «Ижсталь»). Можаров неоднократно бывал за границей и обучался инженерному делу на лучших мотоциклетных заводах Германии, опыта ему было не занимать.

Осенью 1929 года конструкторская группа Можарова переезжает в Ленинград, где на базе Ленинградского треста массовой продукции (ТРЕМАСС) предстояло начать производство новых моделей. Спустя несколько месяцев, весной 1930 года, группа советских инженеров отправилась в Германию на поиски «народного мотоцикла». Для копирования выбрали модель Luxus-300 завода DKW. Объяснялся выбор просто – машина была проста по конструкции, технологически соответствовала невеликим производственным возможностям заводов ТРЕМАССа, и, что немаловажно, надежна и проста в эксплуатации.

Первый ТРЕМАСС-300, заводское обозначение будущего Л-300, наполовину состоял из немецких деталей: двигатель и коробка передач от одного из образцовых DKW, а также карбюратор Framo и электрооборудование фирмы Bosch. А вот экипажная часть была полностью ленинградского производства. Также на мотоцикле стояли шины завода «Красный треугольник». Специалисты, осматривавшие «трехсотку» на выставке, отмечали исключительную тщательность и чистоту отделки деталей.

В результате совместной работы группы Можарова с производственниками треста к началу сентября 1930 года изготовили восемь мотоциклов «Тремасс-300». Техническая комиссия под председательством П.В. Можарова составила отчет, где отметила ряд недостатков «Тремасс-300» – главным образом производственного характера. В конструкцию внесли ряд изменений и к концу 1930 года конструкция окончательно была утверждена и готова к пуску в серию. Модель получила обозначение «Л- 300» (Ленинградский, с мотором рабочим объемом 300 кубических сантиметров). Выпуском ее отныне занимался завод «Красный Октябрь».

За первые шесть месяцев 1931 года «Красный Октябрь» выпустил всего три мотоцикла «Л-300». Чтобы исправить ситуацию, Всесоюзное автотракторное объединение (ВАТО) пыталось привлечь средства всеми доступными способами. Например, Центральный совет Добровольного общества содействия развитию автомобильного транспорта и улучшению дорог («Автодор») испытывал постоянные проблемы с нехваткой транспорта в регионах, руководство поддержало советских конструкторов. ЦС Автодора заключил контракт с заводом «Красный Октябрь» на поставку 4050 мотоциклов Л-300 в течении 1932-1933 гг.

Однако, по сугубо экономическим причинам (в 1931 году было собрано всего 20 машин), выпуск мотоциклов оставался мизерным – не хватало средств и площадей на «Промете» и «Красном Октябре».

С осени 1931 года ленинградцы освоили выпуск всех частей и агрегатов для Л-300 – отныне мотопроизводство не зависело от импорта.

По плану, в 1932 году «Красный Октябрь» должен был выпустить 4000 «трехсотых», но план не был выполнен, годовой выпуск составил всего 81 мотоцикл. В 1933 году было выпущено 118 машин. В 1934 году производство Л-300 на «Красном Октябре», наконец, достигло проектной мощности – из ворот предприятия вышли 254 мотоцикла. В частные руки «трехсотые» в больших количествах стали попадать лишь в 1936-37 годах, так как ранее они поставлялись по заказам государственных организаций.

Л-300 на «Красном Октябре» выпускались до конца 1939 года, хотя их конструкция к тому времени уже безнадежно устарела, и мотоциклы ижевского завода во многом превосходили их. Но «октябрята», все же имели устойчивый спрос из-за более высокого качества. Всего с 1931 по 1940 год завод изготовил 18985 мотоциклов модели Л-300.

«Октябрята» активно использовались в Красной Армии – в качестве мотоциклов разведки и связи. Бойцы на Л-300 принимали участие в боях на Халхин-Голе и Хасане, в Советско-Финской войне и на раннем этапе Великой Отечественной. Бойцы любили ленинградские мотоциклы за легкость управления и надежность.

«Октябрят» до нашего времени сохранилось немного, а машины полностью оригинальные по комплектации можно пересчитать по пальцам одной руки, и один из них сохранён для истории «Мотомиром Вячеслава Шеянова».

Материал подготовлен при активной поддержке музея мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова» (http://motos-of-war.ru/ru).

Фото: «Мотомир Вячеслава Шеянова» (http://motos-of-war.ru/ru)

Аудиоверсия статьи:

Мотомириада №70

Техническая характеристика: Одноцилиндровый двухтактный двигатель Л-300 рабочим объемом 300 см3 при 3000 об/мин развивал мощность 6 л.с. у ранних модификаций, и 6,5 л.с. – у поздних.

Максимальная скорость мотоцикла составляла 80 км/час, средний расход бензина — 4,5 л/100 км. Сухой вес — 125 кг. Для моторной и задней передач использовались роликовые цепи, защищенные с одной стороны штампованными щитками. Ручной рычаг переключения устанавливался непосредственно на трехступенчатой коробке передач.

Модель Л-300 производства завода «Красный Октябрь» была первым серийным советским мотоциклом и имеет свою сложную и интересную историю. Первоначально, когда советское правительство в лице Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) в середине 1920-х годов выбирало пути и возможности для организации отечественного мотоциклостроения, была сделана ставка на создание собственных, оригинальных моделей мотоциклов и постройку заводов для их производства.

Очень скоро выяснилось, что разработка оригинальных конструкций, и, что немаловажно – организация их производства – дело очень долгое, а страна остро нуждалась в мототехнике. Тогда «генеральный курс» был пересмотрен, и руководство страны постановило испытать иностранные образцы мототехники, выбрать подходящий, модифицировать его под российские условия и ставить на производство. Подходящие для этой работы люди были – конструкторская группа Петра Можарова, незадолго до этого разработавшая и построившая первые пять советских мотоциклов в Ижевске, в срочном порядке перебрасывалась в Ленинград.

Почему в Ленинград? На базе Ленинградского треста массовой продукции (ТРЕМАСС), включающего несколько заводов, и предстояло организовать мотопроизводство. Вновь организованное КБ, в которое вошли как ижевские, так и ленинградские специалисты, состояло из В.В. Бекмана, Н.С. Головина, Г.И. Гусева, А.А. Иванова, Б.А. Иванова, А.М. Лутца и А.Г. Ревкова. Руководил коллективом по-прежнему П.В. Можаров, ставший инженером московского Научного авто-тракторного института (НАТИ). Обосновалась группа в помещениях завода «Красный Октябрь».

В Ленинграде работа также закипела – ведь первый из ленинградских мотоциклов нужно было представить к 10 июля – к открытию выставки советского мотоциклостроения, организованной в Москве в Петровском парке, под трибунами грандиозного стадиона «Динамо». К установленному руководством сроку группа Можарова успела изготовить один образец, да и как было не успеть – выставка была приурочена к открытию XVI съезда ВКП(б) – дело-то политическое…

За первое полугодие 1931 года на «Красном Октябре» были собраны всего три экземпляра «Л-300». И тогда заинтересованные стороны прибегли к ранее уже опробованному и давшему положительные результаты способу – был организован Всесоюзный испытательный мотопробег. Основную часть организационной работы взял на себя ЦС Автодора. Среди организаторов также фигурировали: трест ВАТО-Запчасть (аббревиатура ВАТО означала Всесоюзное авто-тракторное объединение) и Тремасс.

25 июля 1931 года в Ленинграде на площади Урицкого был дан старт 3-му Всесоюзному испытательному пробегу советских мотоциклов. В пробеге принимали участие, помимо 4 иностранных и 6 харьковских машин ХМЗ-1М, три “Тремасса-300” выпуска 1930 года и три “Красных Октября” Л-300. Пробег протяженностью 4631 километр, из которых 3088 пришлись на грунтовые дороги, проходил по маршруту: Ленинград – Новгород – Вышний Волочек – Ярославль – Нижний Новгород – Арзамас – Пенза – Саратов – Сталинград – Харьков – Воронеж – Тула – Москва. Технический финиш пробега состоялся 19 августа на 11-м километре Серпуховского шоссе. Ленинградские мотоциклисты после трехдневного пребывания в Москве своим ходом отправились в Ленинград, где 25 августа были торжественно встречены автодоровской общественностью.

В то время главным препятствием в работе многочисленных региональных подразделений Автодора было… почти полное отсутствие у них мотоциклов. Эта проблема была удачно решена на уровне ЦС Автодора – он заключил договор с заводом “Красный Октябрь” на по-ставку автодоровским коллективам 4050 мотоциклов “Л-300” в течение 1932 – 1933 годов. Эта договоренность немало способствовала реконструкции завода – Автодор в конце 1930 года выдал “Красному Октябрю” аванс в размере одного миллиона рублей на развитие производства.

«Октябрята» активно использовались в Красной Армии – в качестве мотоциклов разведки и связи. Бойцы на Л-300 принимали участие в боях на Халхин-Голе и Хасане, в Советско-Финской войне и на раннем этапе Великой Отечественной. Бойцы любили ленинградские мотоциклы за легкость управления и надежность.

В 2013 году военные археологи на Карельском перешейке нашли зарытый в землю комплектный мотоцикл Л-300. Аппарат, по-видимому, был спрятан в ходе отступления советских войск летом 1941 года и сохранился, благодаря песчаному грунту и упаковке в брезент, в очень неплохом состоянии. В настоящее время этот «Красный Октябрь» – экспонат одного из московских музеев.

Первый рекорд СССР, установленный на мотоцикле отечественного производства был засчитан на соревнованиях в Ленинграде 3 мая 1933 года. На дистанции 1 км с хода он составил 45 секунд, что соответствовало скорости 80 км/ч. Всесоюзный рекорд установил Вильгельм Вильгельмович Бекман – инженер-конструктор завода «Красный Октябрь», некогда – участник группы Петра Можарова, в будущем – ведущий специалист в СССР по гоночным мотоциклам и автомобилям, автор многих книг по этой теме.

Нельзя не упомянуть и об экстремальном использовании Л-300 – в 1936 году старший лейтенант Георгий Филонов, проходящий военную службу в Ленинградском военном округе, увлекся прыжками на мотоцикле с трамплина. Первые опыты были неудачны, но постепенно он овладел техникой прыжка и установил рекорд дальности – 13 метров. Для прыжков использовался серийный мотоцикл Л-300 без каких-либо конструктивных изменений. Ленинградский авто-мото клуб даже издал не-большую брошюру с методическими указаниями Филонова по прыжкам на мотоцикле. В методичке такие мото-упражнения рекомендовались для развития умения управлять мотоциклом в экстремальных ситуациях, а также для преодоления препятствий.

Из женщин на «октябрятах» выступали и становились чемпионками и рекордсменками Союза в конце 1930-х годов Ирина Владимирова, Лидия Свиридова и Галина Теплякова.

За почетный переходящий приз боролись состоящие из 5 спортсменов команды четырех предприятий: завода «Красный Октябрь» (на Л-300); Таганрогского инструментального завода имени Сталина (на ТИЗ-АМ-600); Подольского машиностроительного завода (на ПМЗ А-750) и Ижевского мотоциклетного (на ИЖ-7).

ПМЗ-А-750 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

«Октябрят» до нашего времени сохранилось немного, а машины полностью оригинальные по комплектации можно пересчитать по пальцам одной руки и один из них сохранён для истории «Мотомиром Вячеслава Шеянова».

Производитель Завод «Красный Октябрь», Ленинград, СССР
Годы выпуска 1931-1940
Количество, шт 1 669
Стоимость 3 360 руб.
Стоимость в современных ценах 10 244,37 $
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип одноцилиндровый, двухтактный
Объем двигателя, см3 293
Диаметр и ход поршня, мм 74 х 68
Мощность 6,5 л.с. при 3000 об / мин.
Зажигание комбинированное магнето высокого напряжения в маховике
Карбюратор типа Фрамо
Аккумулятор
Сцепление трехдисковое с пробковыми вставками
Коробка передач 3-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы двойная, прессованная, стальная
Передняя подвеска пружинная
Задняя подвеска жесткая
Тормоза внутренние колодочные на обоих колесах
Размеры колес 3,25х26
РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2 100
Ширина, мм 830
Высота, мм 980*
Колесная база, мм 1 320
Клиренс, мм 105
Высота сидения 720*
Масса, кг 125
Емкость бензобака, л 14
Максимальная скорость, км/ч 80
Дальность, км 265

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *