Процесс установки круиз-контроля на Форд Фокус 2

Комплект круиз контроля.

Установить круиз контроль своими руками на Форд Фокус 2, по мнению бывалых автомобилистов достаточно просто, а вот новичку эта процедура может показаться немного тяжеловатой.

Что такое круиз-контроль?

Круиз контроль – автомобильная функция, которая позволяет удерживать скорость автомобиля на одном уровне.

На большинстве современных транспортных средств данная опция устанавливается на заводе изготовителе и идёт вместе с комплектацией автомобиля.

Необходимый инструмент

Для начала необходимо собрать инструментарий и все необходимое. Покупаем непосредственно управление круиз контролем, в который входят кнопки управления и проводка. Китайская версия круиз контроля стоит около 1500 рублей, а вот если автолюбитель желает приобрести более качественную версию, то придётся выложить 2500-3000 рублей за комплект. Также, потребуются отвёртки и головки, и не стоит забывать о насадках с маркировкой torx.

Алгоритм

Когда всем запаслись можно перейти непосредственно к установке дополнительной функции, а точнее к кнопкам управления:

  1. Обесточиваем автомобиль, поскольку для установки опции понадобиться демонтаж подушки безопасности.
  2. Демонтируем верхнюю облицовку рулевой колонки.

    Снимаем облицовку рулевой колонки.

  3. Снимаем облицовку рулевого колеса.

    Демонтируем проводку подушки безопасности и сигнала.

  4. Отсоединяем колодки проводов подушки безопасности и звукового сигнала.
  5. Вынимаем облицовку руля с подушкой безопасности в сборе.

    Демонтируем полностью подушку безопасности с облицовкой руля.

  6. Размечаем и вырезаем место под крепление кнопок круиз контроля. Лучше разметить и проверить несколько раз, перед вырезанием, чем вырезать не там или не так, как нужно. Отмеряем и режем вырез под круиз контроль… … получается примерно так.
  7. Когда вырез готов, можно установить кнопки в посадочное место. Монтируем кнопки круиз контроль на руль. Вид с боку установленных кнопок.
  8. Далее, стоит подключить провода в колодку сигнала. Для этого есть пустые отверстия 2 и 3. Именно туда проводим подключение.

    Подключаем провода питания и управления круиз контролем во 2 и 3 разъемы.

  9. Все готово и можно приступить к выполнению второго этапа.

    Общий вид готовой работы.

  10. Аккуратно проводим сборку рулевого колеса и всего, что было демонтировано.
  11. Окончательный вид установленных кнопок будет примерно как на фото. Вид установленных кнопок круиз контроля слева.. …справа… …спереди слева… ….спереди справа.
  12. Совершаем проверку работоспособности узла и кнопок управления круиз контролем.

Когда установка произведена, стоит перейти к третьему этапу – настройка.

Настройка круиз контроля своими руками

Установка круиз контроля на Форд Фокус 2 – это только половина всего дела. Для нормальной работоспособности ещё необходимо произвести настройку системы. Что же понадобиться для выполнения операции: адаптер по типу ELM-327, ноутбук и не косые руки.

Прежде всего, необходимо перенастроить модуль-адаптер для работы. Для этого подключаем его к ноутбуку и проводим следующие операции:

  1. Запускаем Offline Mode программы ELMConfig.
  2. Включаем вкладку MS-CAN. А далее производим функции: GEM — Конфигурация — страница 3.
  3. Нажимаем кнопку прочитать из GEM
  4. После прочтения отмечаем галочкой функцию круиз контроль.
  5. Чтобы записать параметры жмём «Записать в GEM».

    Проводим операции по подготовке программного обеспечения, которое будет залито в ЭБУ автомобиля.

  6. Переводим программу в режим HS-CAN.
  7. Последовательность следующих функций: HEC — Конфигурация — страница 1.
  8. Считываем Также выбираем круиз контроль и жмём «Записать в HEC».
  9. Далее выполняем действия в режим HS-CAN: PCM — Информация — Прочитать, а затем PCM — Конфигурация — выбираем тип модуля (PCM) представленного во вкладке Информация.
  10. В конфигурации необходимо отметить, что автомобиль имеет круиз контроль.
  11. Многие рекомендуют сделать бэкап, но как показывает практика, во многих случаях это бесполезно. Поэтому записываем прошивку в режиме «Авто».

    Проводим операции по подготовке программного обеспечения, которое будет залито в ЭБУ автомобиля.

  12. Теперь переходим непосредственно к настройке круиз контроля на автомобиле.
  13. Подключаем адаптер к системе.

    Подключаем адаптер ELM к автомобилю.

  14. Проводим считывание данных с бортовой системы.

    Считываем данные с ЭБУ.

  15. Считываем модифицированную прошивку. Считываем прошивку с доработками. Завершенный процесс считывания прошивки.
  16. Заливаем прошивку в бортовой компьютер.

    Устанавливаем новую прошивку на автомобиль.

  17. По окончанию процесса выскочит соответствующая надпись.

    Установка новой прошивки успешно завершена.

Теперь настройка круиз контроля на Форд Фокус 2 завершена и можно её протестировать по трассе. В случае, если что-то пошло не так, стоит для настройки обратить к профессионалам.

Вид рулевого колеса до установки круиз контроля.Вид рулевого колеса после установки круиз контроля.

Функционал программы круиз-контроля (КК).

Все нажатия на кнопки подтверждаются однократным коротким звуковым сигналом.
Кнопка «AUTO».
1. При неактивном КК нажатие активирует КК и устанавливает скорость стабилизации равной текущей скорости.
2. При активном КК устанавливает скорость стабилизации равной текущей скорости.
3. Удержание кнопки при включении зажигания приводит к входу КК в режим автокалибрации.
Привод КК начинает замерять свои временные параметры перемещая дроссель от максимума до минимума несколько раз.
Используется только при первом включении КК.
После завершения автокалибрации будет выдан двухкратный звуковой сигнал.
Заводить двигатель пока автокалибрация не завершена категорически не рекомендую.
Кнопка «REST».
1. При неактивном КК нажатие устанавливает скорость пользователя равной текущей скорости.
Скорость пользователя сохраняется в памяти EEPROM КК.
2. При активном КК нажатие циклически ( «по кругу») переключает скорость стабилизации на сохраненную в EEPROM скорость пользователя.
Кнопки «UP» и «DOWN».
1. При неактивном КК переключают встроенные таблицы управления приводом «Комфорт», «Норма», «Динамика».
Таблицы отличаются интенсивностью регулирования привода, точностью поддержания скорости стабилизации.
Таблица «Комфорт» имеет наименьшую точность стабилизации, но наиболее комфортна для движения. Рекомендуется для движения по трассе.
Таблица «Динамика» имеет наибольшую точность стабилизации, но задает высокие значения ускорений автомобиля. Для движения в городе или в гористой местности.
Таблица «Норма» имеет промежуточные параметры между «Комфорт» и «Динамика».
Выбор таблицы подтверждается однократным звуковым сигналом для «Комфорт», двухкратным для «Норма» и трехкратным для «Динамика».
2. При активном КК каждое нажатие на соответствующую кнопку увеличивает/уменьшает скорость стабилизации на 2 км/ч.
Если нажимать несколько раз подряд, то скорость изменится на 2 * количество нажатий км/ч.
3. При нажатии кнопки»UP» в течении 4 секунд после активации КК кнопкой «AUTO» будет установлена скорость стабилизации из прошлого цикла включения КК (не запоминается).
Деактивируется КК нажатием на педаль тормоза. Дроссель при этом сбрасывается в минимум.
Активация/деактивация КК подтверждаются длинным однократным звуковым сигналом.
КК активируется только в диапазоне 15…130 км/ч.
При попытке активировать КК вне допустимого диапазона будет выдан двухкратный звуковой сигнал.
При попытке выхода из допустимого диапазона КК автоматически деактивируется с выдачей двухкратного звукового сигнала.
При активном КК водитель может взять управление дросселем на себя в сторону его увеличения, т.е. если необходимо пойти на обгон,
то можно не деактивируя КК добавить газ, совершить обгон и снова отпустить газ — КК продолжит работу в прежнем режиме.
Если при этом скорость движения выйдет за допустимый диапазон, то КК автоматически деактивируется.
Активный режим работы КК индицируется светодиодом.
Замечание по изготовлению:
1. Полный механический ход привода должен быть в пределах 40…60% от полного хода дросселя автомобиля.
2. Привод должен иметь достаточно выскоую мощность и невысокую скорость вращения вала. Оптимально использовать привод стеклоочистителя от классических ВАЗов.
3. Цепочка вставляется в «разрыв» тросика привода для предотвращения образования петли при изменении дросселя водителем.

Видео испытаний круиз-контроля:

Выбрал последний вариант…

Логика работы устройства понятна и прозрачна: при задании определенной скорости запоминается показание датчика скорости, положение педали акселератора и далее при уменьшении скорости эмулируется нажатие на педаль сильнее, при увеличении скорости — слабее. Далее ограничители по скорости (не менее 40 и не более 160 км/ч), ограничители по максимальному и минимальному положению педали и прочие условия нормального функционирования устройства.
Внешне управление устройства не должно было отличаться от фирменного. Было изучено устройство и принцип работы органов управления, приобретены (не без труда) джойстик-рычаг для управления и концевик на педаль тормоза. Без последнего вполне можно было обойтись, но хотелось как можно ближе приблизиться к оригиналу. Кроме того, этот концевик позволяет электрически развязать сигнальные цепи 12 и 5 Вольт, что немаловажно для безопасной работы контроллера.
Скажу честно, опыта работы с микроконтроллерами было ноль… Поэтому приступал к проектированию и изготовлению как к покорению первой горной вершины (сколько их у нас в жизни, верно?) — глаза боятся а руки делают.
Конечно, большую часть информации нарыл сам. Только я бы не знал, куда тыкаться, если бы не форум… Но «спасибы» в конце статьи, а пока о деле.
Для CPU был выбран Atmega8535. Просто по совету. Теперь понимаю, насколько дальновидным был этот совет. Ну да, 40-ножка, большой микропроцессор. Зато в нем предусмотрено все, что мне понадобилось, вернее я не использовал и половины имеющихся на борту устройств и возможностей. И теперь знаю, что они есть! Он доступен, недорог.

Среда написания программы — CodeVisionAVR, язык — Си. И опять помог портал, чудные статьи по первым шагам в освоении микроконтроллеров были распечатаны и замусолены по вечерам до непотребного состояния. После прочтения остались вопросы, захотелось копнуть глубже. Помогли книги Трамперта и Баранова, и несчетное количество страниц в интернете, посвященные контроллерам Atmel. Всю жизнь мечтал изучить Си. Но только взяв какой-нить учебник через 3-4 листа понимал что я=лошара, и это все для избранных. Надо заметить, что также у меня начиналось с консольным сервером на Линуксе. А почитав статьи и просто скопировав некоторые простенькие программы, понял, что все вполне доступно. Си — рулез! Конечно на Ассемблере код короче и программа быстрее, но написание и отладка мне ближе на Си, более «юзабельно».
Очень помогла великолепная программа Proteus, ее часть ISIS, позволяющая «паять без паяльника», логика работы схемы наполовину отработана в ней.
Первым делом определился с входными параметрами. В очередной раз порадовали инженеры MMC — датчик скорости и педаль акселератора сделаны на эффекте Холла. В педали сдвоенный датчик, в «скоростемере» одиночный. Одноклассник помог промерять данные с датчика скорости, оказалось все очень просто — прямая зависимость частоты от скорости движения, вышло F=25*V, F — частота в Гц, V — скорость в км/ч. Т.е. на 40 км/ч 1000 Гц, на 90 км/ч 2250 и так далее. Напряжение меандра 4,96 В вверху и абсолютный ноль внизу. Просто супер для контроллера. Полез в педаль акселератора, тоже победа, диапазон напряжений, выдаваемых с педалей 0,55-4,55 Вольт, отставание одного датчика от другого 0,3 В. Все очень разумно и легко контролируемо и реализуемо! В контроллере есть аж 8 входов АЦП, да какие — можно выбрать разрядность от 8 до 10 бит, и сразу передавать на выход аппаратного ШИМ.

Ну и схема «вживления» в проводку автомобиля для полноты информации:

Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа!
Ну остальное уже не так интересно: пара месяцев переписывания программы. На новую версию переходил только при серьезных идеологических изменениях в программе — добавлении новых функций или переделке блоков. Дописал функцию бустер-педали и иммобилайзера, оптимизировал насколько смог функции опроса датчиков и вывод на ЦАП. Код получился небольшой, исходник читаемый. Сейчас версия 0.12, были и 13 с 14, но мне не понравилось. Откатился на 12, и остался на ней. Конечно, буду еще подправлять, но это уже косметика.
Долго ждал джойстик, пока его не было, ездил с самодельным пультиком 4 кнопы плюс светодиод:

Заказал-то я джойстик еще в мае, 2 раза снимали с заказа. Редко требуемая деталь. Помог коллега из Москвы, также владелец Грандиса с сайта Микроба — прислал свой, себе заказал второй. Договорились, будет бета-тестером устройства. На установку джойстика потратил 4 часа, зато теперь мой салон не отличается от фирменного, только индикацией:

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *