Формула несгорания или во что одет пилот «Формулы — 1»

Скоро уже заканчивается очередной сезон «Формулы — 1». А к костюмчикам пилотов мало кто присматривался 🙂 Поэтому именно это мы и сделаем с вами в данном посте.

Комбинезоны, в которых соревнуются самые быстрые водители в мире, сродни космическим скафандрам. Гоночный наряд сшит из огнезащитного материала номекс, который просочился в автоспорт благодаря астронавту Чарльзу Конраду. Одно время он увлекался гонками, но особых успехов не добился. Зато стал командиром космического корабля «Аполлон — 12» и третьим человеком, ступившим на лунную поверхность. О сверхпрочной и термостойкой ткани, созданной космическими инженерами, Конрад рассказал своему приятелю Биллу Симпсону, который владел компанией по производству гоночной экипировки. На исходе 1960-х пилоты переоделись в форму из номекса. С тех пор основа осталась неизменной. А о современных деталях — чуть подробнее а следующей части статьи.

10 особенностей экипировки гонщиков «Формулы — 1»

Особенность №1:

1,5 кг весит комбинезон гонщика. На его изготовление уходит около четырех часов. А за сезон пилот меняет примерно двадцать костюмов. Еще около полусотни костюмов в год нужны для экипировки бригады механиков одной команды.

Особенность №2:

Сорок секунд костюм выдерживает открытое пламя горящего топлива. Этого должно хватить, чтобы во время необходимости пилот успел покинуть кабину. А в случаи аварии или возгорания комбинезон меняют, даже если он ничуть не пострадал.

Особенность №3:

Рекламные нашивки составляют примерно треть всего веса костюма. Они тоже не горят и не плавятся.

Особенность №4:

«Погоны» на плечах — не украшение, а петли, за которые можно вытащить из горящего болида травмированного или потерявшего сознание пилота.

Особенность №5:

Под поясом и рукавами находятся клапаны, пропускающие воздух.

Особенность №6:

Шлем пилота изготовлен из ударостойкого материала лексан. Он выдерживает воздействие пламени горелки в течении тридцати секунд и удар свинцового шарика, который летит со скоростью более 500 км/ч. У шлема есть и еще одно полезное свойство — высокая шумоизоляция. Ведь совсем рядом с головой пилота расположен двигатель болида. Кроме того, в «шапочку» вмонтировано устройство, через которое подается вода.

Особенность №7:

Подшлемник из огнеупорного материала, который европейцы называют «балаклавой», а американцы «носком для головы», оставляет открытом только небольшой участок кожи вокруг глаз.

Особенность №8:

Ботинки из кожи и замши пропитаны негорючим составом. Изнутри обувь также обшита номексом. Следует сказать, что этот номекс хоть и не самый дорогой метал на планете, но, тем не менее, тоже весьма и весьма, как вы пожалуй догадываетесь, дорогостоящая штука.

Особенность №9:

Подошва, изготовленная из спрессованной резины, заходит за пятку и защищает ее от протирания — ведь во время гонки пилот часто меняет положение ног на педалях.

Особенность №10:

Костюмы пилотам шьют по индивидуальному заказу. А подгоняют комбинезон при помощи трехмерной компьютерной программы.

Экипировка пилота — комбинезоны для гонщиков

Защита пилота в авто спорте максимальна: прочный каркас, шеститочечные ремни, специальные сиденья, системы и экипировка. Речь о комбинезонах для авто гонщиков. Делятся они на две группы: для картинга и «больших» автомобилей.

Комбинезоны для картингистов

Картинговый защищает пилота от «асфальтовой болезни», то есть от травм при опрокидывании машины или вылете из седла, что очень вероятно, ведь скорость мощного карта достигает 200 км/ч – притом, что пилот сидит на «бешеной табуретке», не пристегнувшись!

Для наружного слоя картингового комбинезона используют полиэстер либо фирменный материал кордура. Его отличают высочайшая износостойкость и прочность, но при этом он достаточно легкий. Внутренний слой выполнен из махровой ткани, впитывающей пот. Чтобы гонщик не варился в собственном соку, предусмотрены вентиляционные клапаны.
Предохраняя кожу, тонкий материал не в состоянии уберечь от травм суставов и костей. Поэтому дорогие комбинезоны снабжены полистироловыми вкладышами в наиболее уязвимых местах: они защищают колени, бедра, локти, ключицы и позвоночник. Этим отличаются дорогие модели от бюджетных: вторые лишены встроенной защиты, и к ним придется дополнительно приобретать наколенники, налокотники, а при необходимости – своеобразный «спасжилет». Его функции те же самые: предотвратить травмы позвоночника, ключиц и грудной клетки.
Требования едины для всех картинговых комбинезонов. Если амуниция им соответствует, то в ней можно участвовать как в национальных соревнованиях, так и в мировых чемпионатах. Это справедливо для комбинезонов, предоставляющих защиту уровня 2. Найти маркировку с омологацией (официальным подтверждением, что комбинезон соответствует определенным требованиям) просто: нашивка с обозначением уровня защиты есть на рукаве и продублирована на воротнике, где соседствует с датами изготовления и завершения действия омологации. Этот период составляет пять лет, а затем нужно покупать новый, более современный «комбез».
Изделия эконом-класса, соответствующие Level 1, годятся только в национальных первенствах. Встретить комбинезон с такой нашивкой сложно: большинство новых моделей, даже начального уровня (и дешевых) – Level 2.

Комбинезоны для автомобильного спорта

Комбинезоны для авто спорта существенно отличаются от тех, что в картинге. В любом болиде, будь то формула или «кузов», пилот сидит пристегнутым. Вылететь он не может, потому защита от механических повреждений не важна. А при пожаре ему потребуется какое-то время, чтобы выбраться из машины. Отсюда основная задача автомобильного комбинезона – выдержать испытание огнем. По современным требованиям, он должен противостоять открытому пламени не менее 12 секунд и защищать от жара.

Гоночные комбинезоны шьют из номекса — они обязательны во всех разновидностях автоспорта. Конечно, если бы речь шла лишь о сопротивляемости материала открытому пламени, лучшим вариантом оказался бы костюм пожарного. Но пилот должен иметь свободу движений и при этом не чувствовать дискомфорта. К списку требований добавляются легкость, эластичность и хорошая воздухопроницаемость.
Недорогие комбинезоны изготовлены из довольно толстой многослойной ткани. Они не подведут в огне, а с комфортом у них туго. Более продвинутые модели легче, тоньше и просто приятнее. Показателем качества служит плотность материала. В среднем она составляет порядка 460 г/м2, а у комбинезонов высокого уровня – всего 380 г/м2. Существуют, правда, более легкие разновидности: квадратный метр номекса с кевларовыми нитями – весит всего 298 граммов.
Дополнительный комфорт и микроклимат внутри комбинезона создают специальные клапаны, пропускающие воздух. Расположены они под рукавами и поясом, а сделаны из эластичного номекса.
Еще один элемент на первый взгляд введен лишь для красоты, но в действительности очень функционален – погоны. Оказывается, это очень прочные петли: ухватившись за них, можно вытащить из кокпита потерявшего сознание или травмированного пилота. Как видим, в пошиве гоночной одежды мелочей не бывает.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *