Каталитическая грелка на охоте: плюсы и минусы

Прикасаться спичкой к катализатору нежелательно. В инструкции записано: «перед началом работы (запуска грелки в режиме отдачи тепла) необходимо прогреть корпус на протяжении 10-15 сек., используя открытый огонь, не дающий копоти».

Выключается охлаждением грелки принудительным снятием чехла или, как вариант, снятием металлического кожуха, полной изоляцией от воздуха. Грелка прекращает отдавать тепло инерционно.

Корпус каталитической грелки изготовлен из нержавеющей стали, состав грелки: крышка, насадка с катализатором, и бачок. В бачке, уложенная слоями, не совсем обычная «вата», а асбестовая пакля.

Старожилы-охотники утверждают, что в советских грелках типа ГК-1 использовалась не стекловолокно с напылением, а платинированная металлическая сетка. Но как не жалко на это дело было тратить платину?

К же в современном «бюджетном» решении с использованием стекловолокна есть смысл: для химической реакции используется бОльшая поверхность реагирования, чем в сетке с напылением в старой ГК-1.

Впрочем, у ГК-1 много своих положительных отличительных черт, о которых мы поговорим ниже.

Для запуска процесса нужно провести небольшую подготовительную работу. Согреть, хотя бы в руках, корпус грелки до +30-35 градусов. Следующим шагом — прогреть катализатор, и сразу после этого укутать (или спрятать за пазуху) каталитическую грелку.

Непосредственно на холоде это сделать трудно. Температура катализатора опустится, и процесс заглохнет.

Для запуска и поддержания процесса вокруг катализатора нужно совсем небольшое количество воздуха (кислорода), поэтому нормальное рабочее положение грелки — в дышащем чехле и за пазухой, в кармане одежды или в спальном мешке.

Для эффективной работы (максимальный нагрев в моей практике с замером профессиональны термометром DVT зафиксирован до 70° С) вполне хватает незначительного – до 5% содержание кислорода в воздухе рядом с катализатором.

После того, как катализатор согрелся, отдача тепла грелки быстро набирает силу за несколько минут.

Итак, пары бензина подвергаются окислению кислородом на поверхности уже разогретого катализатора, сгорают без пламени. Одновременно через них к поверхности катализатора поступает воздух, содержащий кислород.

Одной полной заправки (48 мл – заливается через мерную воронку) хватает на 5-7 часов эффективной работы с температурой 60-70° С. Затем температура понижается. В эффективном режиме, проверенным мною эмпирически, расход очищенного бензина составил примерно 6 мл на 1 час работы.

По истечении этого времени расход бензина еще более уменьшается, пропорционально и тепловой отдаче устройства. Теплотворная способность бензина 44 мДж на 1 литр, при плотности 0.71. Из этого следует, что расход с последующие часы работы с меньшим тепловым эффектом составит примерно 1 мл в час.

Или иначе – мощность грелки может соответствовать значениям в диапазоне 12-25 Вт. Итак, принцип работы ясен: пары бензина подвергаются окислению кислородом на поверхности уже разогретого катализатора, сгорают без пламени.

Одновременно через них к поверхности катализатора поступает воздух, содержащий кислород. Даже исходя из этих расчетных цифр, а практика всегда вносит свои коррективы в расчет, становится ясно, что перед нами лишь локальный инструмент с небольшим тепловым эффектом, применять который для более серьезных вещей, как-то подогрев масляного поддона авто или даже сушки мокрой обуви нецелесообразно.

Если эксплуатация грелки закончена — греть ничего не нужно — достаточно охладить грелку, или снять катализатор на пару минут для охлаждения и прекращения химической реакции. При этом остаток бензина остается неиспользованным.

Но надеяться на остаток не советую, так как он имеет тенденцию к испарению. Если грелка полежала несколько дней с таким остатком, придется ее заправить снова. Вот почему не рекомендую заправлять каталитическую грелку заранее, и иметь 100-200 мл. очищенного бензина с собой – «про запас».

К «минусам» каталитических грелок любой модели относится «тяжелый старт», в том числе возможность случайно опалить руку, если с нее не испарился попавший при заправке грелки бензин, и неудобство эксплуатации в закрытых помещениях, поскольку некоторое время после начала эксплуатации имеется характерный запах продуктов окисления.

В сравнении познается истина. К слову, у каталитической грелки Zippo гарантированный ресурс катализатора всего 70 поджигов, а катализатор «старой советской» ГК-1 хватает намного, служит он в 10 раз дольше.

Катализатор — это наиболее ответственная и, кстати, съемная, заменяемая часть каталитической грелки любой модели. Это химическое вещество, ускоряющее реакцию, но не расходующееся в процессе реакции.

Эффективные альтернативные варианты

Еще один вариант согревания — это химическая грелка, реализованная сегодня промышленным способом и имеющая вид пакета со спецсоставом: соль, алюминий, медный купорос, древесные опилки.

Такую «конструкцию» можно сделать и самому, добавив воды; единственный минус — медный купорос, которым можно отравиться. Этот состав напоминает современный пакетик «Теплоид», о котором РОГ неоднократно писала.

Там присутствует соль, медный купорос, алюминий и цинк. Если сей состав смешать с металлом и водой, то происходит нагрев. Если цинка или алюминия достаточно, может произойти «гейзерный» выброс горячей жидкости.

Одноразовый фирменный «Теплоид» действует без – на реакции с кислородом (воздухом), при небольшой стоимости, бывает разного размера, и рассчитан соответственно на разное время (3-6-12 час).

«Минус» такого способа локального обогрева в том, что «Теплоид» имеет ограниченный срок годности: если полежит без дела полгода, его эффективная работа не гарантирована.

Поэтому рекомендую их приобретать не про запас, а непосредственно «свежими» перед самым зимним охотничьим сезоном.

Как еще можно согреться без открытого огня?

Тема довольно обширная и вариантов много. Но из самых простых и доступных – локальный нагрев рук или участка тела с помощью мощного электрического фонаря.

Некоторые современные светодиодные фонари с линзой дают настолько мощный световой поток, что, преобразовавшись в тепло, он прожигает дырки в жилетках и бушлатах – при длительном применении.

Многоразовые солевые грелки на ацетате натрия свободно продаются в аптечной сети. Есть грелки с электронагревателем, но это уже другая история.

Что делать?

Современная китайская грелка, какое бы названием она не имела, на практике работает нестабильно – может жарить под +50°, или быть еле теплой. Такие результаты зависят от нескольких факторов: от качества бензина, длительности предварительного разогрева, от доступа воздуха в режиме отдачи тепла, износа или загрязненности катализатора и др.

Среди грелок, которые продаются в России по относительно небольшой цене – до 1000 рублей в качестве покрытия катализатора используется тонкое титановое напыление, в то время, как наилучший результат по надежности, долговечности и, главное, теплоотдаче дает та грелка, где не экономили на катализаторе, и делали его из титанового сплава.

Мой совет: для охоты в морозное время заранее ищите старую советскую каталитическую грелку (формой как у губной гармошки) с титановой сеткой типа ГК-1. За такую не жалко и заплатить.

Немного хуже, на мой взгляд, китайская модель Kovea, причем корпус у нее такой же, как у модели Zippo. Причем уместно взаимно заменять катализаторы у этих моделей. Модель Kovea в розницу стоит в полтора раза дороже «зипповской» модели.

Мой вывод: все, что сегодня свободно продается в сегменте каталитических грелок не стоит профессионального внимания. Их можно применять, подстраховываясь от мороза при относительно длительном пребывании на охоте.

Да, иногда приходится пользоваться хотя бы чем-то, за неимением лучшего, поэтому надеюсь, что представленные сведения о моем практическом опыте согревания ног и груди в морозную погоду с помощью нескольких каталитических грелок одновременно будут полезны коллегам.

Про подбор топлива

Важно знать, что в любую модель катализатора на грелке ни в коем случае нельзя добавлять в бензин для автомобилей. В состав такого бензина входит тетраэтилсвинец. Данная присадка запросто уничтожит катализатор, а выделяемые пары сказываются на нервной системе человека.

Современные модели таких карманных грелок лучше заправлять бензином для зажигалок Zippo или российским аналогом «Калоша». Альтернативные источники бензина исключены.

Для модели советского периода (ГК-1) иногда применяли авиационное топливо для каталитической грелки. К счастью, в двадцать первом веке проще купить баллон с бензином для иностранной зажигалки, чем искать технические жидкости нелегально.

Говорят, что некоторые модели каталитических зажигалок можно заправлять спиртом, но это лишь слухи. Заправлять нужно строго специальным безвредным бензином. И даже в этом случае запахи процессов распада никуда не денутся.

Подводя итог по топливу, можно сказать, что подходящее — это бензин с высшей степенью очистки. Однако по техническим характеристикам могут применяться нефтяные растворители С2-80/120 и С3-80/120.

Что случится если залить другую горящую жидкость? Все очень просто, за несколько минут испортиться каталитическая сетка. Даже самый качественный прибор за короткое время снизит свою эффективность. Но если в походных условиях нарушилась сетка, то можно прокалить сетчатый патрон на газу.

Как правильно обращаться с прибором

Выяснив момент с топливом, нужно понимать, что прибор токсичен. Продукты распада угарные, поэтому в закрытых помещениях лучше не разогревать катализатор или же пользоваться прибором в помещении только для теста.

Небольшой вес и размер позволяют взять в руку, разместить в рукавице или положить в карман грелку. Находчивые пользователи иногда даже кладут в обувь при морозе. А походные подогревы вещей на подобии спальника — классика в использовании. На охоте, рыбалке или в походе, промочив ноги, легко высушить как носки, так и обувь, применив пару этих приборов.

Фирменные карманные обогреватели после покупки рекомендуют прокаливать на газу, а именно каталитический патрон необходимо раскаливать докрасна, зачем остудить при комнатной температуре.

Запуская грелку на улице в холодную погоду, нужно в руках согревать прибор хотя бы до 15 градусов. Обращайтесь с ней как с замерзшей зажигалкой, крепко сжав в ладони или разогрев дыханием. Такие действия нужно сделать для того, чтобы произошла концентрация паров на катализаторе.

Про поджог устройства уже было сказано, но для удобства зажигалку нужно подносить именно сбоку, тогда даже малейшая копоть обойдет стороной сетку катализатора. Выполнив все эти действия, остается только закрыть крышку, поместить прибор в чехол или в другое место. Постепенно процесс отдачи тепла станет ощутим.

Но для любого процесса с участием кислорода необходим приток воздуха. Прятать горелку под синтепоновые и не продуваемые вещи не рекомендуется. Выключать же очень просто. Любым походным инструментом отделяют насадку катализатора. В течение минуты насадка и корпус остынут. Потом можно все собрать в одну конструкцию.

История

Во время первой мировой войны в окопах мерзли миллионы солдат, и за четыре военных года изобретатели США, Японии и Англии запатентовали несколько вариантов карманных жидкостных грелок. Принцип их действия был прост: каталитическое беспламенное окисление спирта или бензина. Катализатором во всех случаях служила платина. Японская грелка выглядела как портсигар, внутри которого были резервуар, набитый ватой и платиновая прокладка. В корпусе были просверлены отверстия для подачи воздуха к катализатору и отвода газообразных продуктов горения. Для запуска грелки в резервуар заливался спирт, который впитывался в вату. Затем катализатор прогревали пламенем спички, и начиналась каталитическая реакция.

В настоящее время достаточное распространение получили грелки для индивидуального обогрева человека в туристическом походе, на рыбалке, охоте, в условиях, связанных с работой на улице, на зимних видах спорта и так далее. Советской промышленностью выпускалась грелка бензиновая каталитическая ГК-1, которая при полной заправке могла вырабатывать тепло в течение 8—14 часов с температурой до 60 °C, то есть на уровне болевого порога.

Устройство и принцип работы

Грелка состоит из резервуара, заполненного ватой, насадки с сетчатым патроном, в котором помещен катализатор, и крышки с вентиляционными отверстиями.

Принцип работы грелки основан на выделении тепла при беспламенном окислении паров бензина в присутствии катализатора. Пары бензина из резервуара проходят через каталитический патрон, где окисляются кислородом воздуха (сгорают без пламени) на поверхности разогретого катализатора. Продукты окисления выходят в вентиляционные отверстия крышки. Одновременно через вентиляционные отверстия крышки к поверхности катализатора поступает воздух, содержащий кислород. Каталитическая сетка (катализатор) имеет вид фитиля и находится внутри стального сетчатого патрона, сделана из платины — это самая важная деталь грелки. Для запуска сетку в каталитическом патроне прогревают в течение 10—15 секунд, используя пламя, не дающее копоти (например, зажигалку).

Топливо для грелки — бензины высшей степени очистки. Хорошо подходит для этих целей бензин для зажигалок или некоторые сорта нефрасов: C2-80/120 («Калоша») или С3-80/120. Использование других видов топлива может привести к быстрой порче каталитический сетки (явление называется «отравление катализатора»), что скажется на её эффективности. Повысить эффективность засорившегося катализатора зачастую можно путём прокаливания сетчатого патрона с катализатором внутри на некоптящем (газовом) пламени или в муфельной печи.

Использование индивидуальных каталитических грелок в закрытых помещениях может быть опасно для здоровья, так как продукты окисления бензина токсичны!

> См. также

  • Солевая грелка

Каталитическая грелка Следопыт3.608

Отзывы

Средняя оценка покупателей:(8)3.60 из 5 звезд

3
0
0
1
1
3 без оценки
  • На троечку

    Олег 13 февраля 2019 21:47

    Меня удивляет сравнение с корейскими грелками это ж и палец. Эти отзывы пишут сами продавцы. Взвести их и сравните. У меня китайская лучше сделана. Покупал думал наша ,типа советской с сеткой.Увы лоханулся. Ей цена максимум 400р. Лучше закажите на Али…

  • Тепло для рук

    Евгений 14 декабря 2016 08:19

    Грелка классная. Купил себе в прошлом году — в каждую руку по одной маленькой грелке — чтобы на улице рукам было хорошо (так они у меня мерзнут даже в варежке). Относил пару месяцев — жена забрала. Купил себе еще парочку)) На эту зиму точно уверен, что руки не замерзнут.
    Перед покупкой задавал вопрос производителю на их официальном сайте. Мне сказали, что данные грелки производятся на Тайване. Может, и на том же заводе, что Ковея, раз тут о сходстве так много говорят. По мне так выбор в пользу Следопыта очевиден — все тоже самое, что у ковеи, только дешевле.

  • Доволен на 100%

    Сергей Иванович Горланов 26 ноября 2015 23:09

    Не в какие технические характеристики данной горелки не вникал. Купил, залил бензин, поджог, греет от души. Выходные взял на рыбалку, доволен на 100%.

  • О покупке ни разу не пожалел

    Дейнека Сергей 2 ноября 2015 09:25

    Увидел в интернете видео про каталитеческие бензиновые грелки, решил приобрести себе. Заказал большую следопыт, среди прочего товара в этом магазине. Получил, заправил ( заправлял шприцем, по моему так удобнее ).Заправлял 20 мл.,( можно заправить максимум 30 мл.) в 8 утра, работала до 22, т. е. 12 часов. Отличное тепло, а если вынуть из чехольчика, так прямо таки горячая. Никакого отвратительного запаха. Хотя конечно, если держать вблизи от носа, учуешь. Ну или может у кого аллергия на какие компоненты — учует.
    Одновременно с этим, в другом магазине приобрёл аналогичную — Зиппо. Похоже, что их делают на одном заводе в Тайване — размер, форма — близнецы, только рисунок отверстий в крышке разный. Сменный катализатор взаимозаменяем, можно на следопыт поставить зипповский и наоборот.
    О покупке ни разу не пожалел.

  • надо было брать ковеа)

    Викторович Тюкин Кирилл 29 октября 2015 16:52

    сначала был трабл с отправкой, на сайте товар на складе есть а по факту его там тю тю, сама грелка, если снять катализатор и «дунуть» а войлочный наполнитель то можно определить что воздух свободненько выходит через зазоры, надо герметизировать в общем а то испаряться бензин будет намного быстрее чем должен, не сказать бы что я недоволен покупкой, но 800 рублей за товар который элементарен в изготовлении так его еще потом нужно самостоятельно доводить до ума, это грустно

Посмотрите все 8 отзывов о Каталитическая грелка Следопыт

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *