SAN-G ›
Blog ›
НАВИГАЦИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА БЕЗДОРОЖЬЕ

Прошли времена, когда, отправляясь в путь по неизведанным морям и землям, человек прокладывает себе маршрут с помощью компаса и секстанта. Вроде бы все потаённые места нашей прекрасной планеты известны, и мы уже на пороге рисования новых карт и маршрутов с других планет нашей Вселенной. Однако тяга к путешествиям в удалённые уголки заставляет многих отправляться в путь в поисках своего нового и неизведанного маршрута. Всегда есть выбор куда поехать – на север или юг, прямо, налево или направо. В первой части говорить будем о внедорожных условиях, программах навигации и о том, насколько важно точно знать, куда вы едете, если кругом всё чаще встречаются дикие звери, а дорожные указатели и связь остались далеко позади. Во второй части статьи (в следующем номере) разговор пойдёт про ориентирование и навигацию непосредственно на местности, в том числе о ситуации, в которой, чтобы достигнуть назначенной точки, нужно принять решение развернуться назад и проложить путь объезда.

Бумажные картографические атласы постепенно исчезли с прилавков призаправочных магазинов, и на смену им пришли электронные устройства. Многие современные автомобилисты уже не представляют поездку по маршруту из точки А в точку Б без штурмана в виде навигатора. Если на асфальте или добротном просёлке самый осведомлённый «Яндекс-навигатор» ещё сможет подсказать дорогу, так сказать, к людям, то в лесу на заросшей просеке, где только дикие звери ходят, большинство асфальтовых навигаторов попросит вас выехать на дорогу без указаний, в какой стороне и как далеко эта самая дорога находится, а программа, черпающая карты из Интернета, и вовсе ничем не сможет вам помочь. Соответственно, отправляясь во внедорожную поездку, не забудьте обзавестись правильной навигацией, а ещё лучше правильным голосом этого навигатора: так как большинство внедорожных навигационных программ разговаривать не умеют, укомплектуйте свой экипаж живым штурманом. Штурман может выполнять множество функций – прокладывать маршрут с помощью навигационного гаджета, пришедшего на смену компасу и секстанту, принимать активные меры по починке и извлечению застрявшего автомобиля, а также в случае чего на штурмана можно списать все приключения, которые намотаются вам на колёса во время внедорожного путешествия или соревнований. Если штурмана, умеющего общаться с внедорожными навигаторами, найти не удалось, то придётся всё осваивать самому.

Системы, устройства и популярные нынче программы и приложения для навигации многочисленны и разнообразны. Для внедорожных выездов, экспедиций и тем более спорта обычные «асфальтовые» навигаторы никоим образом не подходят. Широкой популярностью у джиперов пользуются такие устройства, как Garmin, а также различные навигационные программы на «Андроиде». Тяжёлую артиллерию представляют защищённые ноутбуки Panasonic Toughbook и планшеты Hammerhead и Xplore с установленными на них навигационными программами. У каждого варианта есть свои плюсы, минусы и, естественно, цена.

Самый дорогой вариант – это ноутбуки Panasonic Toughbook и планшетные компьютеры Hammerhead и Xplore с родным GPS-модулем или GPS-мышкой; кроме того, это самые тяжёлые и большие девайсы, для которых требуется громоздкое крепление и значительное пространство в салоне вашего внедорожника. Плюсами этого варианта можно считать наличие полноценного компьютера в автомобиле, возможность работать с навигационными программами Oziexplorer и SAS-planet, богатый набор карт и возможность перед поездкой кэшировать спутниковые карты для SAS-planet из Интернета. Также важны огромный функционал и надёжность системы. Защищённость этих устройств от тряски, пыли и грязи позволяет эксплуатировать компьютеры в тяжёлых внедорожных условиях, под воду только не погружайте – верная гибель устройства. Минусы, как я уже сказал, – это высокая цена, размеры и вес. Также к минусам можно отнести возможность заряжать устройства только с помощью оригинальной зарядки и блока питания. Если блок питания по каким-то причинам перегорит, то встроенного аккумулятора хватит не надолго.

Навигаторы Garmin – сугубо навигационные устройства и работают только как навигаторы. В большинстве туристических моделей имеются пылевлагозащита, хорошая встроенная GPS-антенна, у них небольшие размеры. Надёжность и удобство этих приборов не вызывают сомнений, но подробные карты придётся покупать, у Garmin они свои. Разнообразие моделей позволяет выбрать подходящее устройство небольшого размера, например для крепления на мотоцикл или квадроцикл. Более старшие модели отличаются возможностью навигации на воде и даже в воздухе. Работа с подключённым к компьютеру устройством осуществляется через программу Base Camp (современный аналог программы Map Source). Можно просмотреть коллекции карт, путевые точки, построить маршруты и редактировать треки, а также загрузить всю информацию в прибор. Если у вас сел встроенный аккумулятор, то в любой переносной Garmin можно вставить обычные батарейки. Можно подключить к компьютеру и использовать как внешний GPS-приёмник для работы в других навигационных программах. Минусом являются высокая стоимость устройства и не всегда подробные карты, к тому же платные.
Не стоит полностью доверять навигатору, всегда исследуйте маршрут сами
Любая навигационная система, применимая на бездорожье, в основном работает с растровыми картами. Так можно подготовить карты, более информативные для ваших задач

Третий вариант, ставший, на мой взгляд, самым популярным – это использование нынче модных и широко распространённых планшетов на системе «Андроид» и установленных на них разнообразных навигационных приложений. Здесь при выборе гаджета, основной, так сказать, платформы, может возникнуть настоящий взрыв мозга! Предложений на рынке несусветное количество – от дешёвых вариантов до дорогих защищённых устройств. Важно, чтобы устройство было качественным, работало быстро, особенно GPS (поиск спутников и стабильный приём), имело качественный экран и ёмкий аккумулятор. Наличие защиты от агрессивной окружающей среды приветствуется, так как тряски, грязь и вода быстро убьют обычную технику. Получается, что планшет даёт сочетание компьютера и навигатора в одном лёгком устройстве с большим экраном, доступом в Интернет и множеством различных нужных функций в виде фото, видеокамеры, фонарика и телефона. Большинство таких устройств заряжается от обычных USB-зарядок, так что проблем с зарядкой не возникает.
Векторные карты требуют меньшего умения читать карту

Идеальный вариант – это наличие двух навигационных систем, что повышает надёжность, информативность и стабильность в ориентировании на местности, особенно в труднодоступных местах, куда мы так любим забираться.
Навигаторы Garmin автоматически сохраняют все данные поездки, имеют достойную пыле, влагозащиту, а также удобный размер, вес и интерфейс

В выборе навигационных программ уже много лет лидирующим особняком держится мощная, но сложная программа Ozi Explorer, в народе именуемая «Озиком» («Андрозик» для платформы «Андроид»). Возможности программы в умелых руках практически безграничны, вплоть до создания собственных карт из спутниковых снимков или фотографий, так как программа работает с растровыми картами и позволяет создавать их самостоятельно из любого изображения. Сложность программы можно отнести к минусам, к тому же программа не умеет автоматически сохранять точки и треки, так что если компьютер по каким-то причинам выключился или перезагрузился либо вы забыли сохранить информацию через меню программы, то ничего не сохранится. «Гармин», к примеру, всё это проделывает автоматически, причём если вы не именовали трек, то всё сохранится под текущей датой. В основном те, кто работает в «Озике», используют подробные топографические карты генштаба. Карты генштаба представляют собой обычные отсканированные топографические карты в формате jpeg разного масштаба с привязкой на местности так, чтобы программа понимала, какое изображение показывать для текущей позиции координат и могла рассчитать остальные координаты этого изображения. Минус этих карт в их старости, а соответственно, недостоверности. Порой там, где была большая дорога в лесу, по факту оказывается заросшая деревьями и кустарником колея. Главный недостаток Ozi Explorer и его андроидной версии «Андрозик» в том, что программа может показывать на экране только одну карту. При просмотре, дойдя до края листа карты, программа не откроет нового листа автоматически, только если вы реально подъедете или дойдёте до края карты, что в принципе тоже не очень удобно. В таких случаях, если нужно видеть более обширный район, нужно открывать карту более мелкого масштаба с большим по площади районом. В принципе, привыкнуть к «Озику» просто, и в дальнейшем эта программа станет для вас замечательным электронным атласом с богатейшим набором карт. Ещё одна важная особенность в том, что вы не разучитесь работать с обыкновенными – бумажными – топографическими картами и читать их.
Ещё одна важная особенность в том, что вы не разучитесь работать с обыкновенными – бумажными – топографическими картами и читать их

Практически всё то же, что нужно нам от Ozi Explorer, умеет делать и программа SAS-planet, только она немного проще, плюс эта программа умеет подгружать карты из Интернета при наличии такового и работать со слоями, накладывая различные схемы и карты друг на друга. Используя, таким образом, спутниковую картографию «Яндекса», Google и Wikimapia, можно получать актуальную информацию из спутниковых снимков. Кроме того, программа умеет работать и с генштабовскими картами, но их нужно иметь в формате программы, а так как обе эти программы работают в разных форматах, то карты потребуются, естественно, под имеющуюся программу. Для работы со спутниковыми картами и слоями SAS-planet, требуется Интернет либо, если известно, что в местности, куда вы отправляетесь, связь неустойчивая, есть возможность закэшировать определённый район в память устройства. Очень удобно уметь работать в этих двух программах.

Любая навигационная система, применимая на бездорожье, в основном работает с растровыми картами. Так можно подготовить карты, более информативные для ваших задач. Garmin же использует собственные векторные карты, которые менее информативны в плане быстрого считывания информации с изображаемой карты, зато сама программа понимает, где лес, тропа, дорога или водоём. Векторные карты требуют меньшего умения читать карту, так как это за вас делает программа, а растровые лишь показывают вам местность и геопозицию на ней, дальше уже дело за вашим штурманским мастерством. Топографические карты создаются по государственным стандартам, и то, что есть на местности, должно быть и на карте. Правда, найти свежие генштабовские карты довольно сложно, и устаревшие топографические карты лучше применять вместе со спутниковыми картами, работая в двух программах.
Помните, что самый короткий путь может иногда оказаться не самым быстрым

Окончательно запутались, что же вам выбрать и какие программы использовать? Если вы простой автопутешественник, любящий покататься по просторам своей страны, особо не углубляясь в малонаселённые районы, то вам вполне подойдёт планшет на платформе «Андроид» с онлайн- и офлайн-программами навигации. В случае если вы увлекаетесь внедорожным автоспортом или экстремальными внедорожными экспедициями, то хорошее и практичное сочетание даёт использование системы Garmin и программ Ozi Explorer или SAS-planet, установленных, к примеру, на Xplore или другом планшете. В таком случае вы вряд ли рискуете остаться без навигации в самых удалённых уголках планеты, а в момент движения по СУ (спецучасткам) не придётся останавливаться из-за зависшего навигатора. В любом случае всегда стоит освоить интерфейс и функциональные возможности до того, как вы сядете в свой внедорожник и отправитесь покорять бездорожье.

В следующем номере, во второй части этой статьи, я расскажу о том, как читать топографические и спутниковые карты, о том, какие принимать решения при прокладке маршрута согласно состоянию местности в условиях экспедиции и спортивных соревнований.

1. О недостатках обычных GPS-навигаторов с одной программой навигации

Если Вы закоренелый городской житель и с асфальтированной дороги съезжаете только для кратковременной остановки на обочине, то, наверное, да. Но практически на любом автомобиле приходится ездить не только по асфальтированным дорогам больших и малых городов. Иногда нам, жителям мегаполисов, хочется выбраться на природу — отдохнуть у реки или озера, половить рыбу, поохотиться, сходить за грибами. И, конечно же, делать это удобнее на автомобиле, да так, чтобы подобраться на нём к месту отдыха поближе. Программы «Навител Навигатор», «Автоспутник», «СитиГид», «iGO8», которые поставляются в составе обычных GPS/ГЛОНАСС-навигаторов и используют векторные карты, тут нам лишь отчасти помогут — доведут по асфальтовой или грунтовой дороге, лишь до окраины населённого пункта, начала лесного массива или съезда с оживлённой трассы. А вот дальше по векторным картам далеко не уедешь, потому что:

  • лесные массивы, степи, поля, пустыни показаны просто многоугольником определённого цвета, в котором не видно лесных прогалин, полян, опушек, троп;
  • полностью отсутствует понятие рельефа местности: гор, возвышенностей, оврагов, перепадов высот;
  • тропы, дороги с сезенной проходимостью, дороги с условной проходимостью не показываются;
  • топи и болота показываются с весьма примерными очертаниями.

Все эти особенности накладывают очень серьёзные ограничения на возможность использования в полевых условиях программ для векторных карт (таких как «Навител Навигатор», «Автоспутник», «СитиГид» и др.), и имея в автонавигаторе только одну из этих программ (или даже все вместе), дальше ехать придётся либо по бумажной карте, либо туда, куда глаза глядят.

И тут, наверняка, каждый из владельцев GPS-навигаторов задастся вопросом: «Дорога есть, автомобиль едет по ней, так почему же GPS-навигатор не показывает ни этой дороги, ни куда она ведёт, ни окружающих окрестностей? Ведь не для того навигатор покупался, ч.б. по бумажной карте ездить!!! Неужели ничего нельзя поделать?»

Конечно можно! — для этого в автонавигаторе необходимы программы OziExplorerCE и SAS4WinCE, которые и были созданы для решения задач навигации в полевых условиях.

2. Зачем в автонавигаторе программы OziExplorerCE и SAS4WinCE

Главное отличие и преимущество программ OziExplorerCE и SAS4WinCE — возможность использования в автонавигаторе различных растровых карт: оцифрованных топографических карт, спутниковых снимков земли из космоса (на сегодняшний день практически 100% поверхности земли отснято из космоса в разных масштабах, многие участки с детализацией до отдельных деревьев! — и всё это в открытом доступе), оцифрованных исторических карт (дают неограниченный простор для археологов и искателей кладов по возможности точного определения местонахождения древних поселений, кладов, мест сражений, захоронений,…).

Рассмотрим несколько типичных примеров, когда программы OziExplorerCE и SAS4WinCE могут оказаться очень полезны, в то время как такие программы, как «Навител Навигатор», просто бессильны.

Навигатор для загородного отдыха

Позволит найти и отметить уютный пустынный пляж, интересное место для отдыха, ч.б. впоследствии вернуться сюда снова, рассказать о нём друзьям, показать удобный проезд.

С навигатором за грибами, навигатор для походов в лес

Навигатор позволит:

  1. запомнить координаты стоянки машины;
  2. без труда найти обратную дорогу к машине даже ночью, без опаски попасть в какую-либо топь, болото, овраг;
  3. заранее спланировать маршрут так, ч.б. обойти неприятные овраги, не попасть в болото;
  4. сохранить координаты грибного места и вернуться на это место спустя продолжительное время;
  5. поделиться грибными местами и дорогой к ним с близкими друзьями.

Представьте, Вы отправились на автомобиле по грибы. Въехали в лес, и проехав некоторое время по грунтовой дороге, где-то остановились, взяли корзинку и пошли по лесу в поисках грибных мест — от дерева к дереву, от поляны к поляне. Нашли грибное место — отметьте его на растровой карте в навигаторе — на следующий год Вы без труда сможете опять сюда вернуться! Ну вот и корзинка уже полная, надо бы возвращаться к машине, но где же она, как её найти? Правильно — Вы перед тем как уйти от машины отметили её место на растровой карте и теперь найти её в лесу, даже в тёмное время суток, не составит ни малейшего труда! Да и маршрут передвижения по лесу также можно записать.

Навигатор для рыбалки

  1. Облегчит поиск новых интересных мест, проездов и проходов к ним.
  2. Позволит сохранить координаты удачных или неудачных мест рыбной ловли и вернуться снова спустя некоторое время.
  3. Зачастую на рыбалке случается засиживаться до поздна и возвращаться в полной темноте. Навигатор позволит сохранить на карте трек дороги на рыбалку, по которой Вы ехали в светлое время суток, и без проблем проведёт по этому треку обратно ночью, сведя к минимуму вероятность застрять в грязи в ночном лесу.

Навигатор для охоты

  1. Поможет запомнить координаты стоянки машины, что бы без долгих плутаний вернуться к ней позже.
  2. Позволит отметить места установки приманок, зверинные тропы, норы, берлоги, охотничьи домики.
  3. Облегчит поиск перспективных, с точки зрения охоты, мест.
  4. Сохранит трек (маршрут) передвижений по лесу.

Навигатор для поисковиков, археологов

Возможности современных навигаторов с программой для растровых карт OziExplorerCE, открывают безграничные просторы для деятельности любителей раскопок, поиска захоронений, кладов и т.д. Достаточно упоминуть о возможности одновременного использования древних исторических карт, совместно с современными топографическими, для точного обнаружения мест древних поселений, сражений, захоронений, исторических баталий и природных катаклизмов,…

4. Где же взять навигатор с программами навигации по растровым картам?

  1. Купить автонавигатор с уже предустановленными и настроенными программами OziExplorerCE и SAS4WinCE можно в нашем интернет-магазине FarAvto.ru. Заказав такой навигатор у нас, вы получите уже готовое к использованию устройство с картой Вашего района, которую мы дарим Вам в подарок(навигатор уже готов к использованию!, Вам не нужно вместо сборов в долгожданное путешествие, «перекапывать» весь интернет в поисках подходящих для Вашего района карт), с удобным прямым доступом из главного меню ко всем установленным программам навигации (для смены запускаемой программы навигации не нужно будет заходить в настройки навигатора и указывать новый путь к запускаемой программе).

    Узнайте — Обо всех преимуществах автонавигаторов магазина FarAvto.ru?->>

  2. Если Вы уже являетесь обладателем навигатора, но в нём ещё нет программ навигации по растровым картам, Вам нужно доустановить в него программы OziExplorerCE и SAS4WinCE и приобрести лицензии, для снятия ограничений демонстрационного режима этих программ.

ВАЖНО! Ваш автомобильный навигатор должен позволять устанавливать и использовать альтернативные навигационные программы!

В заключение: Автонавигатор против Туристического навигатора

Многие «знатоки» навигаторов на предложение сходить в лес с автонавигатором возразят, мол ерунда всё это — ёмкость аккамулятора сравнительно мала, защищённость от влаги и грязи слабая, да и размеры великоваты. Мол, туристический навигатор типа Garmin E-trex Venture HC для этих целей намного лучше подойдёт! Что же, надо признать, в чём-то они будут правы. Главные и несомненные плюсы туристических навигаторов — длительное время автономной работы, защищённость от окружающей среды и компактность.

Но есть у туристических навигаторов и ряд немаловажных недостатков:

  1. Цена. Готовы ли Вы купить сразу два навигатора — отдельный навигатор для автомобиля и отдельный навигатор для походов? К слову сказать, самый простой туристический навигатор Garmin E-trex Venture HC стоит 7990 руб + карты 2990 руб. А вот использовать туристический навигатор для поездок на автомобиле точно нормально не получится: покрытие топографическими картами городов минимально: нет поиска по адресу дома, нет информации о заправках, магазинах; нет входа для питания от автомобильного прикуривателя и экран очень мал.
  2. Карты. Принципиальная невозможность установки в туристический навигатор программы OziExplorerCE и использования общедоступных топографических и спутниковых карт серьёзно ограничивает практическую применимость данного устройства, так как покрытие территории России топографическими картами, встроенными в туристический навигатор, особенно глубинки, далеко от идеала.
  3. Чипсет. Так уж исторически сложилось, что в силу отсутствия между производителями туристических навигаторов серьёзной конкуренции, в отличие от рынка автонавигаторов, навигационный чипсет туристических навигаторов (SiRFftlas-III частота 372 МГц) на два поколения слабее применяемых в автонавигаторах (SiRFftlas-V частота 533 МГц). А развитие навигационных чипсетов как раз и заключалось: 1) в увеличении чувствительности приёмника спутниковых сигналов и 2) возможности использования для определения координат отраженных спутниковых сигналов — оба этих свойства навигатора чрезвычайно востребованы в лесу и горах!
  4. Об ограниченной возможности, точнее невозможности, использования туристического навигатора для просмотра мультимедиа контента, наверное, можно было бы сильно и не распространяться, не каждому туристу это в принципе нужно. Однако, у большинства из нас есть маленькие дети и использование навигатора в дальней дороге для их развлечения с помощью мультфильмов, рисования в графическом редакторе и прослушивания детских песен — не редкость.

Для продления времени автономной работы атонавигатора, которое для разных навигаторов составляет от 1.5 до 3 часов (против ресурса туристических навигаторов в 9…12 часов) от встроенного аккумулятора (ёмкость в пределах 900…2000 мАч) существует ряд известных решений:

  1. отключение подсветки экрана автонавигатора позволяет увеличить ресурс встроенного аккумулятора до 4…5 часов. Причём, функция отключения подсветки экрана является штатной для программ OziExplorerCE и SAS4WinCE, для этого на экране предусмотрена специальная кнопка, позволяющая одним нажатием включить, либо выключить подсветку экрана.
  2. некоторые автонавигаторы позволяют использовать сменные аккумуляторы, например xDevice microMAP-Imola HD -5-A4-DUN-FM-AV, аккумуляторы для этих GPS-навигаторов можно купить дополнительно и, предварительно зарядив их, менять в походных условиях по мере разрядки.
  3. существуют различные устройства источники автономного питания (представлены в каталоге нашего магазина), позволяющие увеличить автономный ресурс автонавигатора до тех же 9…12 часов. Самое простое и, вместе с тем, самое универсальное из устройств автономного питания автонавигаторов — «Батарейный отсек для 4 аккумуляторов AA, с USB разъемом и микровыключателем». Принцип использования «Батарейного отсека» прост: в батарейный отсек устанавливаются 4 заряженных пальчиковых аккумулятора типа АА ёмкостью, например, 2900 мАч, далее «Батарейный отсек» соединяется штатным USB-кабелем с автонавигатором, имеющим встроенную аккумуляторную батарею ёмкостью, например 1600 мАч. Получаем суммарную ёмкость «Батарейного отсека»+аккумулятор автонавигатора 2900+1600=4500 мАч, энергопотребление типового автонавигатора составляет 500 мАч при включенной на полную мощность подсветке, это значит что автономное время работы автонавигатора от такого источника питания составит 4500/500=9 часов с включенной подсветкой. Если же сюда приплюсовать разумное использование подсветки автонавигатора и возможность ношения с собой дополнительных наборов из 4 или 8 аккумуляторов для «Батарейного отсека», то думается что вопрос об ограниченности энергетического ресурса автонавигатора можно снять.

Для защиты автонавигатора от воздействия внешней среды (пыли, грязи, воды) также существует несколько решений:

  1. «Водонепроницаемый герметичный прозрачный чехол для автонавигатора» со специальной клипсой, позволяющей открывать и закрывать чехол лёгким движением руки. Автонавигатор, вместе с источником автономного питания, помещается во внутрь этого чехла и герметично закрывается клипсой, управление автонавигатором производится нажатиями поверх чехла.
  2. Бюджетный вариант герметичного чехла — прозрачная пищевая плёнка (используется в продовольственных магазинах), в которую на время похода заматывается автонавигатор вместе с источником автономного питания. Управление автонавигатором производится поверх плёнки.
  3. Использование ударозащитного чехла для переноски автонавигатора.

Приведённые выше аргументы позволяют сделать, в большинстве случаев, однозначный выбор в пользу покупки автомобильного навигатора, возможности которого существенно расширяются программами OziExplorerCE и SAS4WinCE. Покупка специализированного туристического навигатора не всегда и не для всех оправдана.

Уважаемые автопутешественники, охотники, рыболовы, грибники, мы в данной статье перечислили лишь часть того, чем может помочь навигатор каждому из нас. Если Вы знаете еще какие-либо полезные свойства и способы применения навигатора в походах, путешествиях, отдыхе на природе — просим Вас оставлять свои мнения в комментариях к данной статье. Уверены, Ваш опыт и Ваше мнение будут интересны многим!

Благодаря постоянно развивающемуся технологическому процессу, создаются полезные и многофункциональные устройства для комфорта и безопасности человека.

Одним из таких приборов считается GPS – навигатор, для определения своего местонахождения в системе координат с максимальной точностью. Да, погрешность присутствует в устройстве, она составляет 5-15 метров.

Выпускают портативные (туристические), автомобильные, авиационные и морские GPS – навигаторы. Нишу востребованных устройств занимают навигаторы туристического назначения, которые подразделяются на карманные GPS- навигаторы, КПК, оснащенные GPS-модулем и GPS-приемники, ориентированные на подключение к ПК либо ноутбуку.

Чаще всего GPS- устройства применяются охотниками, любителями рыбной ловли и туристами. За счет своей малогабаритности и практичности, они не вызывают трудностей при эксплуатации.

Выбор навигатора

Есть мнение, что автомобильным навигатором можно вполне обойтись и на природе, но это далеко не так. У этих устройств работа построена исключительно для ориентирования по городу на движущемся автомобиле.Туристические приборы спроектированы на более продолжительную эксплуатацию (2-3 дня), могут функционировать при ограниченной видимости спутников, имеют высокочувствительную антенну.

Современные портативные навигаторы обладают множеством самых разнообразных функций, но основными качествами считаются:

  1. Ударопрочность. На этот параметр стоит обратить особое внимание, поскольку прибор из некачественного материала в случае незначительных повреждений не сможет выдержать удара и его корпус придет в негодность (треснет, откажется работать и пр.).
  2. Влагонепроницаемость. Учитывая условия рыбной ловли велика вероятность попадания влаги на корпус прибора, что может привести к различным неисправностям. Поэтому навигатор должен быть водонепроницаемый.
  3. Дисплей. Слишком маленький экран не совсем подходит для ориентирования на местности, водоеме (в солнечную погоду нужно присматриваться, чтобы различить символы).
  4. Габариты и вес. Компактность и небольшой вес приветствуются в походах, на рыбалке. Не вызывают сложностей при транспортировке.
  5. Длительность автономной работы. Чем продолжительнее работа навигатора, тем лучше.
  6. Функция поддержки карт с участками водоемов, за населенными пунктами, вне автомобильных дорог. Особо ценится наличие в приборе информации о глубинах, прохождении русел и др.
  7. Наличие прибора для измерения давления воздуха, что помогает рыболову прогнозировать погоду, а, следовательно, и активность предполагаемого клева.
  8. Наличие крепежей для установки устройства на плавательное средство.

Основные критерии выбора портативного навигатора:

  1. Количество точек. Чтобы прибор, был эффективным и не подводил ни при каких обстоятельствах, рекомендуется выбирать устройство с максимально возможным количеством точек.
  2. Объем встроенной памяти. От этого показателя зависит количество карт, которые можно будет загрузить в конкретное устройство и удобство при эксплуатации (возможность увеличивать изображение до нужного масштаба). Целесообразнее отдавать предпочтение приборам с большим объемом памяти. Есть варианты навигаторов, где при малом объеме можно устанавливать дополнительную карту памяти.
  3. Время работы в автономном режиме. Оптимальный вариант навигатора, оснащенный значительным объемом аккумулятора при низком энергопотреблении.
  4. Прочность. Идеальный навигатор с высокой степенью защиты от ударов и влаги.
  5. Размеры приборы. Лучше выбирать модель компактную и с малым весом, вполне подойдет устройство, помещающееся в ладонь.
  6. Процессор. Чтобы устройство работало эффективно и быстро, нужен хороший процессор и большой объем оперативной памяти. Если есть необходимость в дополнительных возможностях (альтиметр, барометр, фотоаппарат и пр.) стоит присмотреться к более дорогим приборам.

Популярные модели навигаторов

Лидерами по производству и востребованности считаются портативные устройства от торговых марок Garmin и Magellan. Цены на их устройства варьируются в пределах 4200 – 20000 руб., все зависит от наличия дополнительных возможностей.

Модель Garmin etrex 10 относится к категории самых бюджетных устройств, ее цена 4200 руб. Технические характеристики: универсальность, монохромный монитор, поддержка 50 маршрутов, 1000 путевых точек. Время работы в автономном режиме составляет 25 часов. Разрешение дисплея 120х160. Вес навигатора 142 гр, корпус с высокой степенью защиты от воды и ударов. Предусмотрена функция расчета площади, имеется лунный календарь. Прибор является оптимальным вариантом для поклонников лесных прогулок и рыбной ловли.

Модель Garmin etrex Vista относится к средней категории в ценовом диапазоне, ее стоимость 9900 руб. Технические характеристики: время работы аккумулятора без подзарядки составляет 12 часов, разрешение экрана 160х105 пикселей, монохромный, есть подсветка. Поддерживает 20 маршрутов, 1000 точек. Объем встроенной памяти 24 Мб. Корпус устройства изготовлен из ударопрочного и влагонепроницаемого материала.

Дополнительные функции: электронный компас, барометр, альтиметр, календарь охотника – рыбака, сведения о восходе и закате солнца, о фазах луны. Вес прибора 150 гр. Предусмотрена возможность подключения навигатора к ПК через USB – порт. Эта модель уже более навороченная.

Модель Magellan Triton 500 уже существенно отличается от предыдущих устройств, ее стоимость 11200 руб. Технические характеристики: цветной дисплей с разрешением 320х240 пикселей, имеется подсветка. Время работы 12 часов, память 32 Мб. Предусмотрен слот для карты памяти.

Серия Oregon/Dakota от компании Garmin существенно отличается от своих собратьев, цена на эти модели начинаются от 21900 руб. Технические характеристики: цветной сенсорный экран с высоким разрешением 240х400 точек, достаточно быстрый ввод символов. В темное время суток экран светит достаточно ярко, а днем качество изображения на высоте. Корпус с высокой степенью защиты от различных повреждений, попадания влаги, пыли. К неоспоримым достоинствам прибора можно отнести быстрый расчет координат, где связь со спутником не исчезает в густом лесу.

Оснащен дополнительными функциями: календарь (лунный, восход и заход солнца), выбор активного маршрута, карта, астрономические сведения. Умный компас, счетчик движения, секундомер и пр. Объем встроенной памяти составляет 24 Мб, продолжительность работы 16 часов, предусмотрен слот для дополнительной карты. Прибор является удачным сочетанием цены и качества, прекрасно подходит для лесных путешествий и рыбной ловли.

Принцип пользования навигатором

  1. Включить навигатор и изучить инструкцию, чтобы грамотно настроить прибор.
  2. После запуска на дисплее высветится карта местности. Ее нужно будет настроить под себя, следуя специальным подсказкам на экране.
    Пользователю необходимо ввести в соответствующий раздел меню все запрашиваемые сведения, они могут пригодиться в любой момент.
  3. После завершения ввода информации, задается конкретный маршрут. Согласно ему и нужно двигаться до пункта назначения.
    Наличие дополнительных функций только повышают полезность прибора, среди которых востребованными считаются:
  4. Внешняя антенна. Учитывая плохие погодные условия, густую растительность в лесу, металлическую крышу на яхте, качество сигнала либо слабое, либо вовсе отсутствует. Для таких случаев оснащенность прибора внешней активной антенной просто неоценимо.
  5. Объем памяти. Рекомендуемый объем памяти для загрузки электронных карт составляет 8 Мб. Лучше выбирать модели с возможностью применения съемных недорогих модулей.
  6. Цветной дисплей. Качество изображения существенно отличается от черно-белых экранов, но есть и свой минус. При ярко солнечном свете читать информацию комфортнее на черно-белом мониторе.
  7. USB –порт. Он может значительно сокращать время на обмен информацией между устройством и компьютером, повышает скорость загрузки карт.
  8. Электронный компас. Если движение по заданному маршруту было приостановлено, приемнику сложно будет указать нужный курс. Здесь выручит встроенный компас, работающий при отсутствии спутникового сигнала.
  9. Барометрический высотомер, предназначен для корректировки данных GPS- высоты.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *