Функции воздушного фильтра

Двигатель внутреннего сгорания потребляет приблизительно в 15 раз больший объем воздуха, чем топлива. Воздух мотору нужен для образования нормальной топливовоздушной смеси. Прямая функция фильтра — отсеивать пыль и прочие мелкие частички мусора, находящиеся в воздушной массе. Содержание которых обычно составляет от 0,2 до 50 мг/м³ его объема. Таким образом, при пробеге 15 тысяч километров в двигатель попадает около 20 тысяч кубометров воздуха. А количество пыли в нем может быть от 4 грамм до 1 килограмма. Для дизельных двигателей с большим рабочим объемом этот показатель будет еще выше. Диаметр частичек пыли составляет от 0,01 до 2000 мкм. Однако около 75% из них имеют диаметр 5…100 мкм. Соответственно, фильтр должен быть в состоянии уловить такие элементы.

Чем грозит недостаточная фильтрация

Для того чтобы понять, зачем нужно ставить хороший воздушный фильтр, имеет смысл описать неприятности, к которым может привести неправильный выбор и/или использование забитого фильтра. Так, при недостаточной фильтрации воздушной массы большое количество воздуха попадает в двигатель, в том числе в моторное масло. Зачастую при этом частички пыли с маслом попадают в такие критичные для двигателя места, как зазор между стенками цилиндров и поршнями, в канавки поршневых колец, а также в подшипники коленчатого вала. Частички с маслом являются абразивом, которые значительно изнашивают поверхности перечисленных узлов, приводя к снижению их общего ресурса.

Однако кроме значительного износа деталей двигателя пыль также оседает на датчике массового расхода воздуха, что приводит к его некорректной работе. В частности, в результате этого на электронный блок управления подается неправдивая информация, что приводит к образованию топливовоздушной смеси с неоптимальными параметрами. А это, в свою очередь, приводит к перерасходу топлива, потере мощности двигателя и чрезмерному выбросу вредных веществ в атмосферу.

Таким образом, выполнять замену воздушного фильтра необходимо по регламенту. А если автомобиль регулярно используется для езды по пыльным дорогам, то имеет смысл периодически проверять состояние фильтра.

Некоторые автолюбители вместо замены фильтра выполняют его вытряхивание. На самом деле эффективность этой процедуры крайне низка для бумажных фильтров и полностью нулевая для нетканных.

На что обращать внимание при выборе

Современные автомобильные воздушные фильтры способны очистить до 99,8% пыли у легковых машин и до 99,95% — у грузовых. Они способны работать в любых погодных условиях, и при этом не допускается изменение складчатой структуры фильтра (формы гофры) при попадании воды в фильтр (например, при езде автомобиля в дождливую погоду). Кроме этого, фильтр не должен изменять своих эксплуатационных характеристик при попадании в него моторного масла, паров топлива и картерных газов, которые попадают в него из воздуха или вследствие смешивания при выключенном двигателе. Также необходимым требованием является его высокая температурная устойчивость, в частности он должен выдерживать температуру до +90°С.

Для того, чтобы ответить на вопрос о том, какой лучше поставить воздушный фильтр, необходимо знать о таких понятиях как удельная поглощающая способность (или обратное значение под названием коэффициент пропуска пыли), сопротивление чистого фильтра, продолжительность работы до критического состояния, высота корпуса. Разберем их по порядку:

  1. Сопротивление чистого фильтра. Данный показатель измеряется в кПа, и критическим значением является 2,5 кПа (оно взято из документа РД 37.001.622-95 «Воздухоочистители двигателей внутреннего сгорания. Общие технические требования», в которых прописаны требования к фильтрам автомобилей ВАЗ). Большинство современных (даже самых дешевых) фильтров вписываются в допустимые пределы.
  2. Коэффициент пропуска пыли (или удельная поглощающая способность). Это относительная величина и измеряется она в процентах. Ее критическая граница составляет 1% (или для поглощающей способности — 99%). Указывает на объемное количество улавливаемой фильтром пыли и грязи.
  3. Продолжительность работы. Обозначает время, по истечении которого характеристики воздушного фильтра снижаются до критических значений (фильтр забивается). Критическим является разрежение во впускном коллекторе, равное 4,9 кПа.
  4. Размеры. В данном контексте наиболее важное значение — это высота фильтра, поскольку она позволяет плотно установить фильтр на его посадочное место, не давая пыли проходить мимо фильтрующего элемента. Например, для воздушных фильтров популярных отечественных автомобилей ВАЗ упомянутое значение должно находиться в границах от 60 до 65 мм. У других автомобильных марок аналогичную информацию нужно искать в мануале.

Типы воздушных фильтров

Все автомобильные воздушные фильтры отличаются по форме, типам фильтрующих материалов, геометрическим размерам. Все это нужно учитывать при выборе. Разберем эти факторы отдельно друг от друга.

Материалы

Чаще всего в качестве фильтрующих материалов для воздушных фильтров используют:

  • Структуры из волокон естественного происхождения (бумага). Недостатком бумажных фильтров является тот факт, что фильтруемые частицы у них задерживаются, в основном, лишь на фильтрующей поверхности. Это снижает удельную поглощающую способность и снижает время эксплуатации фильтра (его приходится часто менять).
  • Структуры из волокон искусственного происхождения (полиэстер). Другое его название — нетканный материал. В отличие от бумажных фильтров такие элементы задерживают фильтруемые частицы по всей своей толщине (объеме). Благодаря этому фильтры из нетканных материалов превосходят по эксплуатационным характеристикам их бумажные аналоги в несколько раз (зависит от конкретных производителей, формы и моделей).
  • Многослойные композитные материалы. Они обладают лучшими характеристиками, чем бумажные фильтры, однако уступают по этому показателю фильтрам из нетканных материалов.

Характеристики материалов:

Фильтрующий материал Удельная поглощающая способность, г/мг Масса единицы поверхности, г/м²
Бумага 190…220 100…120
Многослойные композитные материалы 230…250 100…120
Нетканный материал 900…1100 230…250

Эффективность работы новых фильтров, созданных на основе разных материалов:

Фильтрующий материал Легковой автомобиль с бензиновым двигателем, % Легковой автомобиль с дизельным двигателем, % Грузовой автомобиль с дизельным двигателем, %
Бумага более 99,5 более 99,8 более 99,9
Многослойный композитный материал более 99,5 более 99,8 более 99,9
Нетканный материал более 99,8 более 99,8 более 99,9

Дополнительным преимуществом фильтров из нетканных материалов является то, что, будучи намоченными (например, при езде автомобиля в дождливую погоду), они обеспечивают значительно меньшее сопротивление проходящему через них воздуху. Поэтому, исходя из перечисленных характеристик, можно утверждать, что фильтры из нетканных материалов являются лучшим решением для любого автомобиля. Из недостатков у них можно отметить лишь более высокую цену по сравнению с бумажными аналогами.

Форма

Следующий критерий, по которым отличаются воздушные фильтры, — это форма их корпуса. Так, они бывают:

  • Круглые (другое название — кольцевые). Это фильтры старого образца, устанавливаемые на бензиновые карбюраторные двигатели. Они обладают следующими недостатками: низкая эффективность фильтрации из-за малой площади фильтрации, а также много места под капотом. Наличие большого корпуса у них обусловлено наличием каркаса из алюминиевой сетки, так как фильтры испытывают сильное внешнее давление.
  • Панельные (делятся на каркасные и бескаркасные). В настоящее время они являются самым распространенным типом воздушных автомобильных фильтров. Их повсеместно устанавливают в бензиновые инжекторные и дизельные двигатели. Они сочетают в себе следующие преимущества: прочность, компактность, большая фильтрующая площадь, простота эксплуатации. В некоторых моделях конструкция корпуса подразумевает использование металлической или пластиковой сетки, предназначенной для уменьшения вибрации и/или деформации фильтрующего элемента или дополнительного шара поролона, который повышает эффективность фильтрации.
  • Цилиндрические. Такие воздушные фильтры устанавливают на грузовой коммерческий транспорт, а также на некоторые модели легковых автомобилей, оснащенных дизельными двигателями.

В этом контексте нужно выбирать тот тип корпуса воздушного фильтра, который предусмотрен двигателем конкретного автомобиля.

Количество степеней фильтрации

Воздушные фильтры делятся по количеству степеней фильтрации. В частности:

  • Одна. В самом распространенном случае в качестве фильтрующего элемента используется один слой бумаги, на который и приходится вся нагрузка. Такие фильтры являются самыми простыми, однако, и самыми.
  • Две. Данная конструкция фильтра подразумевает использование так называемого предочистителя — синтетического материала, который расположен перед фильтрующей бумагой. Его задача состоит в задерживании крупных частиц грязи. Обычно такие фильтры устанавливают на автомобили, эксплуатируемые в сложных условиях бездорожья или запыления.
  • Три. В таких фильтрах перед фильтрующими элементами воздух проходит очистку с помощью циклонного вращения. Однако такие сложные системы практически не используются на обычных легковушках, предназначенных для езды по городу или за его пределами.

«Нулевые» фильтры

Иногда в продаже можно встретить так называемые «нулевики» или фильтры с нулевым сопротивлением входящему воздуху. Зачастую их используют на спортивных автомобилях для обеспечения прохождения максимального количества воздуха в мощный двигатель. Это обеспечивает увеличение его мощности на 3…5 лошадиных сил. Для спорта это может быть и существенно, однако для обычного автомобиля практически не ощутимо.

На самом деле степень фильтрации таких элементов достаточно низкая. Но если для спортивных двигателей это не так страшно (поскольку зачастую после каждой гонки они подвергаются обслуживанию и/или ремонту), то для двигателей стандартных легковых автомобилей это является критичным фактом. В основе нулевых фильтров лежит специальная многослойная ткань, пропитанная маслом. Другой вариант — пористый полиуретан. Нулевые фильтры нуждаются в дополнительном обслуживании. В частности, их фильтрующую поверхность необходимо пропитывать специальной жидкостью. Это и выполняется для спортивных машин перед гонкой.

Таким образом, нулевые фильтры можно использовать лишь для спортивных машин. Рядовым автовладельцам, которые ездят по запыленным дорогам они будут малоинтересны, однако по незнанию, в качестве элемента тюнинга ставят их. Тем самым вредят двигателю

Рейтинг производителей воздушных фильтров

Для того чтобы ответить на вопрос, какой воздушный фильтр лучше поставить на свой автомобиль, далее приведен нерекламный рейтинг воздушных фильтров. Он составлен исключительно на отзывах и тестах, найденных в интернете, а также личного опыта.

Mann-Filter

Воздушные фильтры торговой марки Mann-Filter производятся на территории Германии. Они являются очень качественными и распространенными изделиями среди владельцев иномарок. Отличительная черта корпусов таких фильтров — большее сечение фильтрующего слоя по сравнению с оригиналом. При этом зачастую он имеет закругленные края. Однако это никак с отрицательной стороны не влияет на качество выполняемой фильтром работы. Тесты показали, что фильтрующий элемент выполнен качественно, а проклейка плотная, не имеет зазоров. В результате выполненных тестов было выяснено, что новый фильтр пропускает 0,93% проходящей через него пыли.

Фильтра этой фирмы очень часто автопроизводители ставят с завода, так что купив воздушный фильтр Mann, считайте что вы ставите выбираете оригинал, а не аналог. Из недостатков автомобильного фильтра «Манн» можно отметить лишь завышенную по сравнению с конкурентами цену. Однако это вполне компенсируется его хорошей работой. Так, цена указанных фильтров стартует приблизительно от 500 рублей и выше.

BOSCH

Автомобильные воздушные фильтры BOSCH отличаются высоким качеством. При этом необходимо учитывать, на территории какой страны выполнено изделия. Так, фильтры, выпущенные на территории Российской Федерации, будут обладать худшими эксплуатационными характеристиками по сравнению с теми, которые были произведены на территории Евросоюза (например, на заводе в Чехии). Поэтому предпочтительнее покупать «зарубежный» BOSCH.

Воздушный фильтр этой торговой марки обладает одними из лучших эксплуатационных характеристик. В частности, самой большой площадью фильтрующей бумаги, количеству гофр, времени эксплуатации. Количество пропущенной пыли — 0,89%. Цена, относительно качества материала, вполне демократичная, начинается от 300 рублей.

Fram

Автомобильные фильтры торговой марки Fram производятся на территории Испании. Изделия отличаются большим количеством фильтрующей бумаги. Например, у модели CA660PL ее суммарная площадь равна 0,35 квадратных метра. Благодаря этому фильтр обладает высокими эксплуатационными характеристиками. В частности, пропускает лишь 0,76% пыли, и обладает значительной длительностью использования его на автомобиле. Неоднократно отмечалось водителями что фильтра этой фирмы служит более 30 тыс. км, чего с лихвой достаточно для срока службы согласно регламенту ТО.

Самые дешевые воздушные фильтры Фрам стоят от 200 рублей.

«Невский фильтр»

Достаточно качественные и дешевые отечественные фильтры, сочетающие в себе оптимальные характеристики. Испытания показали, что фильтр задерживает 99,03% проходящей через него пыли. Что касается временных рамок, то он впритык вписывается в них. Однако учитывая его невысокую стоимость, «Невский фильтр» вполне можно рекомендовать для автомобилей среднего класса, которые используются на дорогах с небольшим количеством пыли (в том числе для езды в условиях мегаполиса). Дополнительным преимуществом завода «Невский фильтр» является широкий ассортимент выпускаемых фильтров. Так, на официальном сайте производителя в каталоге можно найти модели и коды конкретных фильтров для отечественных и зарубежных автомобилей, в том числе легковых, грузовых и специальной техники.

Filtron

Воздушные фильтры Filtron — недорогие и качественные изделия для самых разных автомобилей. В некоторых случаях отмечается, что качество исполнения корпуса оставляет желать лучшего. Это выражается, в частности, в наличии большого количества излишков пластмассы на корпусе, хотя непосредственно края сделаны аккуратно. А именно они играют важную роль в работе фильтра. В корпусе имеются ребра жесткости, то есть, фильтр не будет дребезжать при езде. Непосредственно бумажный фильтр состоит из большого количества бумаги. Сама по себе она темная, что говорит о ее термообработке.

Воздушные фильтры «Филтрон» относятся к среднему ценовому диапазону, и вполне могут быть рекомендованы к использованию на автомобилях бюджетного и среднего ценового классов. Цена воздушного фильтра Filtron начинается от 150 рублей.

Mahle

Автомобильные воздушные фильтры Mahle производятся на территории Германии. Считаются одними из самых качественных, из-за чего пользуются широкой популярностью. На самом деле зачастую отмечается неаккуратное исполнение корпуса фильтра. В частности, встречаются образцы с большим количеством облоя (излишками материала). При этом отсутствуют ребра жесткости на каркасе. Из-за этого при эксплуатации фильтра зачастую возникает неприятный для человеческого слуха гул.

При этом фильтрующая пластина достаточно качественная, сделана из полиамида, а не полипропилена. То есть, штора более дорогая, и хорошо фильтрует пыль. Также она качественно проклеена. Судя по отзывам, найденным в интернете, можно судить о весьма неплохих эксплуатационных характеристиках фильтров данной торговой марки. Единственный недостаток — высокая цена. Так, она начинается от 300 рублей.

BIG Filter

Воздушные фильтры торговой марки Big Filter производятся на территории Российской Федерации, в Санкт-Петербурге. Судя по отзывам и тестам, является одним из наилучших воздушных фильтров для отечественных ВАЗов. В том числе по соотношению цены и качества очистки воздуха. Так, корпус фильтра качественный, уплотнение сделано из качественного полиуретана. При этом в некоторых случаях он отлит неровно, но это допускается производителем. Проклейка качественная, фильтрующая бумага плотная, имеет фенольную пропитку. Из недостатков можно отметить лишь неаккуратная обрезка самой бумаги, что значительно портит впечатление и вызывает у автовладельцев сомнения насчет эффективности.

Реальные тесты показали, что новый фильтр пропускает лишь около 1% проходящей через него пыли. При этом время эксплуатации фильтра весьма высоко. Ассортимент воздушных фильтров «Биг Фильтр» достаточно широк, и цена одного комплекта по состоянию на начало 2019 года начинается от 130 рублей (для карбюраторных двигателей) и выше.

Sakura

Под торговой маркой Sakura продаются качественные, однако, дорогие фильтры. В упаковке фильтр обычно дополнительно заворачивают в целлофан для того, чтобы избежать его повреждения. На пластиковом корпусе нет ребер жесткости. В качестве фильтрующего элемента применена тонкая бумага. Однако ее количество достаточно большое, что обеспечивает хорошие фильтрующие способности. Корпус выполнен аккуратно, с минимальным облоем. Проклейка корпуса также качественная.

В целом, воздушные фильтры «Сакура» являются достаточно качественными, однако устанавливать их лучше на автомобили бизнес-класса, относящихся к среднему ценовому диапазону и выше. Так, цена воздушного фильтра Sakura начинается от 300 рублей.

«Автоагрегат»

Еще одни отечественные и качественные воздушные фильтры. Испытания показали, что он пропускает лишь 0,9% (!) пыли. Среди российских фильтров это один из лучших показателей. Время работы также на высоте. Отмечается, что в фильтр помещено большое количество фильтрующей бумаги. Так, в фильтре, предназначенном для использования в отечественных ВАЗах, имеется аж 209 складок в шторе. Цена фильтра для легкового автомобиля торговой марки «Автоагрегат» составляет от 300 рублей и выше.

На самом деле рынок автомобильных воздушных фильтров в настоящее время достаточно обширен, и на прилавках можно встретить разные торговые марки. Это зависит, в том числе, и от региона страны (от логистики).

Поддельные фильтры

Многие оригинальные автомобильные запчасти подделывают. Воздушные фильтры не являются исключением. Поэтому, чтобы не купить подделку, при выборе того или иного фильтра необходимо обращать внимание на следующие факторы:

  • Цена. Если она значительно ниже, чем на аналогичную продукцию других брендов, то это повод задуматься. Скорее всего, такой фильтр будет низкокачественным и/или поддельным.
  • Качество упаковки. Все современные уважающие себя производители никогда не экономят на качестве упаковки. Это относится как к ее материалу, так и к полиграфии. Рисунки на ее поверхности должны быть качественными, а шрифт — четким. Не допускается наличие грамматических ошибок в надписях (или добавление в словах иностранных букв, например, иероглифов).
  • Наличие рельефных элементов. На многих оригинальных воздушных фильтрах производители наносят объемные надписи. Если они есть — это весомый аргумент в пользу оригинальности товара.
  • Символы на корпусе фильтра. Как и на упаковке, символы на корпусе фильтра должны быть четкими и понятными. Не допускается некачественная печать и наличие грамматических ошибок. Если надпись на фильтрованной бумаге неровная — значит, фильтр поддельный.
  • Качество уплотнителя. Резина по периметру корпуса фильтра должна быть мягкой, плотно прилегать к поверхности, выполнена без потеков и дефектов.
  • Укладка. В оригинальном качественном фильтре бумага всегда качественно уложена. В частности, имеют место идеально ровные складки, одинаковое расстояние между ребрами, отдельные складки имеют одинаковый размер. Если же фильтр очень растянут, бумага уложена неровно, количество складок маленькое — то, скорее всего, перед вами подделка.
  • Герметизация бумаги. На краях бумажных складок всегда наносится специальный герметизирующий клей. Его нанесение выполняется на специальной автоматизированной линией, обеспечивающей высокое качество исполнения. Поэтому, если клей нанесен неровно, имеют место его потеки, а бумага прилегает к корпусу неплотно — от использования такого фильтра лучше отказаться.
  • Масло. На некоторые фильтрующие элементы по всей их площади наносится масляное напыление. Оно должно быть равномерно нанесено, без наплывов и пропусков.
  • Качество бумаги. По этому фактору определить оригинальность фильтра достаточно сложно, поскольку необходимо знать, какой должна быть бумага в идеальном случае. Однако если бумажный фильтрующий элемент имеет откровенно плохое состояние — то лучше от такого фильтра отказаться.
  • Размеры. При покупке имеется смысл вручную измерить геометрические размеры корпуса фильтра. Производитель оригинальной продукции гарантирует соответствие этих показателей заявленным, а «цеховики» — нет.

В отличие от тех же тормозных дисков или колодок, воздушный фильтр не является критически важным элементом автомобиля. Однако при покупке некачественного фильтра всегда существует риск значительного износа двигателя машины и частой замены фильтрующего элемента. Поэтому желательно все же покупать оригинальные запчасти.

Заключение

При выборе того или иного воздушного фильтра в первую очередь необходимо обращать внимание на его форму и геометрические размеры. То есть, чтобы он однозначно подходил для конкретного автомобиля. Желательно покупать не бумажные, а нетканные фильтры. Несмотря на свою дороговизну они служат дольше, а фильтруют воздух качественнее. Что касается конкретных торговых марок, то желательно выбирать известные бренды при условии, что вы покупаете оригинальную запчасть. От дешевых подделок лучше отказаться, так как использование некачественного воздушного фильтра грозит возникновением проблем в эксплуатации двигателя в долгосрочной перспективе. А какими воздушными пользуетесь вы? Напишите об этом в комментариях.

Opel Astra J ›
Logbook ›
Сравнение салонных фильтров (импортозамещение)

Начало эпохе детального контроля за микроклиматом салона серийных автомобилей было положено ровно четверть века назад выходом представительского Mercedes-Benz W140 S-klasse — настоящей технической иконы своего времени. Установленный в автомобиле фильтр, как и большинство современных, задерживал до 98% твердых частиц величиной более 5 мкм — пыль и близкие к ней по размерам частички сажи, резины шин, пыльцы растений — в целом составляющие до 60% всей «городской пыли».

Первые салонные фильтры были практически идентичны однослойным воздушным фильтрам двигателей, однако неумолимый рост автопарка в больших городах вскоре поставил перед производителями новую задачу. Обратила на себя внимание токсичность выхлопных газов, концентрация которых существенно повышается в дорожных заторах. Материалу фильтров пришлось эволюционировать до двухслойного, где первый слой по прежнему противостоит твердым частицам, а второй служит носителем адсорбента — пропитки из мельчайших гранул активированного угля, пористая структура которого успешно поглощает молекулы оксидов азота, бензола, серы и формальдегида.

Важно отметить, что на качество очистки углем влияют и эксплуатационные факторы — скорость воздушного потока (меньше скорость — лучше фильтрация) и температура (эффективность очистки холодного воздуха ниже, чем теплого).

А вершиной прогресса маркетологов салонных фильтров автомобилей на сегодняшний день и вовсе являются фильтры, дополнительно наделенные антибактериальными и/или противоаллергенными свойствами.

При всей простоте представленной иерархии и очевидных преимуществах новых технологий, сложности выбора среди автовладельцев не утихают до сих пор — ценник-то кусается!

Или нет? Вооружившись популярным в наше время вектором «импортозамещения», попробуем обратиться к отечественным производителям… а что, а вдруг?!

В тесте с разной степенью вовлечённости участвуют угольные салонные фильтры Opel Astra J, а значит и Opel Astra ST / Insignia / Meriva / Zafira и Chevrolet Cruze / Orlando / Aveo, марок:

>>MANN-FILTER FP2442 /Германия/ ~1000 р.
>>GM 18 08 246 /оригинал/ ~930 р.
>>Corteco CC1335 /Германия/ ~890 р. по коду 80001186
>>MANN-FILTER CUK2442 /Германия/ ~840 р.
>>RAF-FILTER RF001CHEXY /Россия, МО, г. Реутов; ООО «ОптДетальКомплект»/ ~1100 р. ~650 р.*
>>Filtron K1223A /Польша/ ~460 р.
>>SIBТЭК AC04.54C /Россия, г. Курган; ИП Боровик Р.Ф./ ~неизв.
>>RU54 CF-1223C /Россия, г. Новосибирск; ООО «Фильтрокомплект»/ ~350 р.*
>>Невский Фильтр NF-6341c /Россия, г. Санкт-Петербург; ЗАО «ПКФ «Невский фильтр»/ ~260 р.
>>Big Filter GB-9941/C /Россия, г. Санкт-Петербург; ООО «БИГ Фильтр»/ ~230 р.
>>NordFil CN1030K /Россия, г. Санкт-Петербург; ООО «НОРДФИЛ»/ ~230 р.*
>>TSN 9.7.765 /Россия, Ставропольский край; завод «Цитрон»/ ~220 р.

*Фильтры NORDFIL, RAF и RU54 предоставлены производителями на безвозмездной основе специально для данного обзора. Мнение автора основано на его личном впечатлении и может ссылаться на субъективные ощущения, отличные от лабораторных данных.

Указаны цены, действующие на момент покупки последнего (март ’18), так что разница объективна. К слову, стоимость оригинального угольного фильтра Opel Astra J арт. 18 08 246 / арт. 13 271 191 в прайсах дилера для ТО обычно вдвое-трое (!) больше рыночной. На фото также присутствует оригинальный неугольный GM арт. 13 271 190, стоявший на машине при покупке и запечатленный при демонтаже.

>>Corteco (MicronAir, Freudenberg Group) арт. CC1335 (80001186)
Размеры — 240х204х35 мм, соответствует оригиналу. Картонная упаковка излишне больших размеров (свойственно Corteco), сам фильтр — в полимерном пакете. Боковины вдоль гофры — пластиковые. Складки — закругленные (толстенькие), сверху — 31 шт., снизу — 32 (в т.ч. крайние — отдельные, не склеенные с пластиком). Цвет, в/н: почти белый / средне-серый. Заметно тяжелее, чем TSN (возможно из-за пластика). Маркировка скудная (см. фото ниже), не нашлось места даже для указания на самого производителя, не говоря уже о дате производства. Ориентация текста относительно указателя воздушного потока — верная. В целом — на 5-ку, но и ценник заметно выше «россиян».

Отзыв об эксплуатации Corteco CC1335 (лето): отработал все лето и в целом был лучше остальных, но несмотря на сравнительно высокую стоимость уже через два месяца в салоне стало заметно повышение концентрации выхлопных газов — получается фильтр по этому показателю не протянул толком и трех месяцев (~8-10 тыс. км), что с учетом сравнительно высокой цены намекает на целесообразность присмотреться к конкурентам.

>>TSN арт. 9.7.765
Размеры — 240х204х35 мм, соответствует оригиналу. Упаковка — герметичный прозрачный пакет из плотного полимера без картонной оболочки. Боковины вдоль гофры — картонные, всей поверхностью склеенные с крайним изгибом гофры. Складки отформованы в острый угол (тонкие, в местах изгиба знатно просвечивают…), сверху — 35 шт., снизу — 34. Цвет — темно-серый с обеих сторон, при том что сама структура картона своеобразна (см. фото) — светлые волокна редко укрывают черную основу. Фильтровальная бумага заявлена — итальянской фирмы «Ahlstrom» (странная ошибка, но на самом деле компания из Финляндии) по стандарту MERV5, клеевые материалы — от германского «Kleiberit». В тексте маркировки на боковой поверхности фильтра отсутствует информация лишь о стране производства. Ориентация текста относительно указателя воздушного потока — некорректная. По итогу осмотра настораживают отсутствие картонной упаковки, защищавшей бы уголь от воздействия света, острые углы складок, что может сказаться на площади эффективной фильтрации и некорректность в маркировке. В целом собрано на 4-ку — неплохо для небольшого ценника!

Отзыв об эксплуатации TSN 9.7.765 (дек-апр): сразу по извлечению из пакета фильтр порадовал отличной «сбитостью» — кромки все жесткие, с дополнительным слоем картона, а геометрия — очень точная. В бокс фильтр встал идеально, без малейших зазоров. С нейтрализацией выхлопных газов самый дешевый из фильтров по результатам 3,5 месяцев эксплуатации справляется двояко — легковушки ему скорее даются (и складывается впечатление, что это действительно зависит от погоды, т.е. холоднее — хуже), а вот грузовики и большие автобусы, не слыхавшие о нормах Euro — скорее нет, с первых же дней эксплуатации.

Демонстрация различий структуры картона у салонных фильтров TSN (слева) и Corteco

>>Filtron K1223A
Размеры: 240х204х34(28) мм, где 34 мм — высота бортика, а 28 мм — высота самой фильтрующей гофры. Упаковка — запаянный полиэтиленовый пакет в картонной коробке, т.е. как должно быть. Боковины вдоль граней гофры отсутствуют — образованы самой гофрой. Складки — закругленные (толстенькие, сродни Corteco), 31 шт. сверху и 30 — снизу. Шаг гофры ровный, цвет — светло-серый. В тексте маркировки отсутствует лишь дата производства. Ориентация текста относительно указателя воздушного потока — некорректная. По итогам визуального осмотра настораживает уменьшенная высота гофры, проблемы с маркировкой. Предположительно — это не самый плохой вариант бюджетного фильтра. 3+

Отзыв об эксплуатации Filtron K1223A (зима, весна): фильтр поставлен в надежде избавиться от неприятного запаха, «доставшегося» при покупке авто. Затея не удалась, но фильтр все равно отработал около полугода, так как самостоятельно дезинфицировать вентиляцию до наступления тепла я не решался, а дубы-официалы с этой задачей не справились. Качество работы угля в таком «амбре» особого значения уже не имело, а значит и отзыв не совсем объективный. Filtron — середнячок, который обычно берут экономные, но не озадаченные импортозамещением автомобилисты.

Сверху-вниз: оригинальный салонный фильтр GM, ниже — Corteco, Filtron (показан зазор для штатного места установки Opel Astra J); ниже продемонстрировано различие в высоте гофры Corteco (слева) и BigFilter (справа), чем последний уподобляется Filtron

>>RAF-FILTER RF001CHEXY /антибактериальный/
Размеры — 240x204x35 мм, соответствует оригиналу. Упаковка — картонная, с качественной печатью, броской рекламой, некой защитой от подделок и знаком Росстандарта… Фильтр запаян в пакет из достаточно прочного полиэтилена с двумя вентиляционными отверстиями с каждой стороны; в коробке имеется информационный вкладыш. Боковины вдоль гофры — картонные, с верхним бортиком, всей поверхностью склеенные с крайним изгибом. Складки отформованы в острый угол (тонкие), сверху — 27 шт., снизу — 28. Цвет в/н: темно зеленый /
темно-темно-серый. Фильтр относится к маркетинговому прогрессивному сегменту трехслойных фильтров, где третий слой заявлен как «фенольный полимер, являющийся коагулянтом большинства известных аллергенов». На сайте представлены результаты исследований фильтра в ФГБУ «ГНЦ Институт Иммунологии». В маркировке отсутствует информация о дате производства. Страна-производитель указана на картоне упаковки — разработано в Германии под контролем России; произведено в Китае… Ориентация текста относительно указателя воздушного потока — корректная, однако информационный вкладыш декларирует, что «фильтрующие свойства фильтра сохраняются вне зависимости от того, какой именно стороной фильтр будет установлен по отношению к потоку входящего воздуха». По результатам визуального осмотра нареканий к фильтру нет, все выполнено на высочайшем уровне!

Отзыв об эксплуатации RAF-FILTER RF001CHEXY (авг.-сент. ~6000 км): В виду активной рекламы фильтра из каждого утюга на Драйве — решил пробовать его вне очереди, благо тому как раз представлялась отличная возможность: Крым. Маршрут в 4365 км под палящим солнцем в окрестностях Евпатории и ожесточенными ливнями на серпантинах Ялты. Четыре человека в салоне и постоянно работающий в половину мощности вентилятор, 3/4 пути — с активным кондиционером… Большим обещаниям — большие испытания! Тем печальнее, что фильтр сдался почти сразу. Если первые дни эксплуатации в городе ничего радикального (ни хорошего, ни плохого) не выявили, то «боевой» выезд на трассу тут же высмеял способность RAF Filter противостоять выхлопным газам не только грузовиков, но и, что особенно странно, многих легковушек! TSN в дорогой обертке, если не сказать большего… С запахом стеклоомывающей жидкости — аналогично, режим рециркуляции в помощь. Нередко ловил себя на мысли, что и сам воздух в салоне казался каким-то «тяжелым», побуждая выключить вентилятор и воспользоваться окном… В общем, не знаю что думают на его счет аллергики, а мне этот фильтр показался чистым маркетингом. Интересный факт, но после монтажа в салоне на некоторое время сохранялся запах… сена.

ZoomRAF Filter

>>SIBТЭК AC04.54C
Размеры — 241x204x35 мм (29 по гофре), соответствует оригиналу. Упаковка — жидковатый на вид и ощупь, но все же запаянный прозрачный полиэтиленовый пакет без картонной обложки — самая скудная упаковка среди представленных конкурентов. Боковины по всему периметру — высокие, из отдельных полос картона, склеенных с крайними изгибами гофр. Складки — закругленные сродни Corteco (толстенькие), сверху — 32 шт., снизу — 31, шаг заметно неровный. Цвет — темно-серый с обеих сторон. Фильтровальная бумага по официальной информации — фирмы «Hollingsworth & Vose GmbH & Co. KG», Германия. В тексте маркировки отсутствует информация о дате и стране производства. Ориентация текста относительно указателя воздушного потока — верная. Итак, из минусов — отсутствие картонной упаковки, неровный шаг складок, отсутствие даты выпуска в маркировке, заниженная высота фильтрующего элемента. С натяжкой внешний вид фильтра готов поспорить и с Corteco, а цвет фильтровальной бумаги внушает доверие к способности противостоять выхлопным газам. Итого по визуальному осмотру — на 4, где часть недовольства также вызвана и сравнительно высокой ценой, существенно превышающей отпускную розничную цену в интернет-магазине по месту производства.

Отзыв об эксплуатации SIBТЭК AC04.54C (апр.-авг.): Фильтр оправдывает ожидания. После 4 месяцев эксплуатации эффективность угля хоть и упала, но в месте с тем уже стали запотевать и окна — пылеемкость фильтра исчерпала себя. При осмотре фильтр действительно оказался очень грязным — забит пылью и листвой, так что эксплуатируйся он в более обеспыленной среде списывать его было бы еще рано!

>>Невский Фильтр NF-6341c
Размеры — 240x203x35 мм (30 по гофре), соответствует оригиналу. Упаковка — не запаянный прозрачный пакет из плотного полимера без картонной упаковки, т.е. уголь защищен разве что от грязи. Боковины вдоль гофры — картонные, однослойные, без склейки с крайним изгибом гофры. Складки отформованы в острый угол (тонкие), сверху — 35 шт., снизу — 36. Цвет — светло-серый с обеих сторон, при том что сама структура картона сверху фильтра своеобразна (см. фото) — с ромбовидной перфорацией. Маркировка на фильтре — исчерпывающая. Ориентация текста относительно указателя воздушного потока — верная. Итак, из минусов — негерметичный пакет и отсутствие картонной упаковки, острые углы складок, что может сказаться на площади эффективной фильтрации, плюс — заниженная высота фильтрующего сектора. В целом по результатам визуального осмотра — на «3+», однако Невский фильтр заметно проигрывает схожему фильтру от TSN по цене!

Отзыв об эксплуатации Невский Фильтр NF-6341c (дек.-янв.): Фильтр ждал своей очереди почти полтора года, так что некоторую скидку на снижение эффективности заслуживает, но… По первым же дням эксплуатации выхлопные газы проникали в салон вполне беспрепятственно, разве что чуть реже, чем через продукцию RU54… Покатался пару недель и заменил. По извлечению фильтра никаких замятий выявлено не было. Просто забыли добавить уголь и только.

ZoomДемонстрация различий структуры картона у салонных фильтров Невский Фильтр (слева) и SIBТЭК

>>Big Filter GB-9941/C
Размеры — 243x204x35 мм (29 по гофре), соответствует оригиналу. Упаковка — красочная, картонная, однако сам фильтр без полимерной оболочки, а значит и качество угля, после неизвестно сколько и в каких условиях длившихся складировании/транспортировке, может быть снижено. Боковины вдоль гофры — картонные, склеенные с крайними складками (как у TSN). Складки — закругленные (тоньше Corteco, толще TSN), сверху — 34 шт., снизу — 33. Возможно мне не повезло и попался бракованный или поддельный экземпляр (по отзывам на Драйве первопроходцы импортозамещения с BigFilter ничего подозрительного не замечали), однако мой образец явно «грешил» низким качеством изготовления — неровной склейкой и геометрией боковин, механическими дефектами в углах и первым неловким движением надрываемый картон по грани фильтра… Цвет — средне-серый с обеих сторон, светлее чем у TSN. Структура картона также скорее ближе к Corteco, чем к TSN. Маркировка на боковой поверхности фильтра — исчерпывающая. Ориентация текста относительно указателя воздушного потока — верная. Общее качество изготовления остается резюмировать как низкое — отсутствие полимерной упаковки, несоответствие габаритам оригинала, неровное сведение боковин, их непрямолинейность, механические повреждения (заводские), слабая стойкость к разрыву (на фото подклеен скотчем), меньшая, чем у конкурентов площадь фильтровальной бумаги. В целом — на 2-ку, но, опять же оговорюсь, подобной критики этого фильтра на Драйве я не встречал, так что указанные дефекты могут быть свойством лишь конкретно моего экземпляра, бракованного или поддельного. Тем более, что масляными фильтрами этого серьезного российского производителя я пользовался уже неоднократно и без претензий.

Отзыв об эксплуатации Big Filter GB-9941/C (осень): несмотря на то, что «С» в маркировке означает «угольный», опасения по поводу качества угля у фильтра без герметичной упаковки и с «таким» качеством изготовления полностью оправдались — запахи дороги беспрепятственно проникали в салон автомобиля с первых дней эксплуатации фильтра, а мысли о необходимости его досрочной замены появились еще на исходе первого месяца.

ZoomСверху-вниз: угольные салонные фильтры марок BigFilter, ниже — TSN, SIBТЭК, RAF Filter

>>RU54 CF-1223C
Размеры — 242x204x35 мм (28 по гофре), соответствует оригиналу. Упаковка — картонная, с печатью простого дизайна. Имеются сведения о марке и модели фильтра, контактные данные производителя, рекомендуемом сроке эксплуатации (6 месяцев или 10 тыс. км пробега). Фильтр запаян в полиэтиленовый пакет с фирменными логотипами. Боковины по торцам гофры — из отдельных полос картона, по бокам — образованные крайним изгибом гофры в один слой, однако без существенной потери параллельности с остальными складками (выпучивания). Складки — тонкие, с легким закруглением, сверху — 41 шт., шаг ровный. Цвет в/н — темно-серый / светло-серый снизу. Какая либо маркировка на фильтре полностью отсутствует (со слов представителя — оборудование-маркировщик еще проходит наладку). На вес — скорее «тяжеленький», точно не измерялся. Минусы по результатам визуального осмотра — полное отсутствие какой-либо маркировки непосредственно на самом фильтре и заниженная высота гофры; плюсы: выполнен минимум качественной защиты от воздействий факторов окружающей среды, сравнительно большое количество складок гофры, сравнительно больший вес фильтра. Итого — на 4 балла. Ожидание — попробует оспорить текущее лидерство SIBТЭК.

Отзыв об эксплуатации RU54 CF-1223C (окт.-дек.): В виду полного отсутствия маркировки фильтр смонтировал на свое усмотрение — более черной стороной вверх. Фильтр встал плотно, без зазоров. По первым двум неделям эксплуатации можно заключить, что выхлопные газы в салон проникают, но как-то волнообразно. Что-то подобное было с TSN, эффективность работы которого зависела толи от температуры, толи от влажности… К слову, как и в случае с TSN, эксплуатировавшимся зимой, на долю RU54 тоже условия выпали непростые — максимальная температура воздуха уже колеблется в интервале +2…+6С, но и активной осенней сырости еще нет… И все же — SIBТЭК ему не взять.

>>MANN-FILTER (MANN+HUMMEL GMBH) арт. CUK2442
Размеры — 240x204x35 мм, соответствует оригиналу. Упаковка — аккуратная картонная коробка известной расцветки, сам фильтр — как есть, без дополнительной упаковки в полиэтилен. Боковины вдоль гофры — достаточно жесткие, проклеенные отдельной полосой картона с отгибом на верхнюю часть фильтра. Складки — закругленные (толстенькие), сверху — 31 шт., снизу — 32. Цвет: сверху — темно-серый, снизу — светло-серый. По массе — добротно тяжелый. Все это, включая минимальную разницу между высотой гофры и стенок и само качество проклейки гофры — указывают на высокую технологичность и ответственность производства. Образцовая маркировка включает в себя логотип производителя, модель фильтра, дату и место производства (совпадает с штрих-кодом), требуемое направление воздушного потока. В коробке прилагается буклет-инструкция по монтажу. Эталонная пятерка, без нареканий!

Отзыв об эксплуатации MANN-FILTER CUK2442 (янв.-сен.): Добротный результат от эталонного для многих конкурентов производителя. Девять месяцев отработал стабильно хорошо с приемлемым постепенным снижением эффективности нейтрализации. Заменен до года скорее из-за нежелания проведения работ в зимний период.

>>GM арт. 18 08 246
Фильтр, поставляемый по оригинальному артикулу, суть — тот же MANN-FILTER CUK2442. Эффективность нейтрализации выхлопных газов при этом, моим субъективным впечатлением, показалась ниже.
Отзыв об эксплуатации GM 18 08 246 (сен.-июл.): Что ж, достойный фильтр. Субъективно по качеству назначаю его место сразу за оригинальным MANN.

ZoomСверху-вниз: угольные салонные фильтры марок Невский Фильтр, ниже — RU54, MANN

>>NORDFIL арт. CN1030K
Масса: 282 г. Размеры — 239x204x35 мм (гофра ~33), соответствует оригиналу. Упаковка — картонная коробка простого дизайна в фирменных цветах, сам фильтр — как есть, без полимерной упаковки. Боковины вдоль гофры — достаточно жесткие, проклеенные отдельной полосой картона с отгибом на верхнюю часть фильтра. Складки — закругленные (толстенькие); сверху — 31 шт. (светло-серые), снизу — 32 (светлые волокна по черному фону). Собран фильтр вполне ответственно. Образцовая маркировка включает в себя логотип производителя, модель фильтра, место производства (дата производства зашифрована), требуемое направление воздушного потока, совпадающее с ориентацией текста. По итогу предварительного осмотра — это лучшая сборка среди не только отечественных фильтров, но и, с некоторыми оговорками, посягнувшая на лидера!

Отзыв об эксплуатации NORDFIL CN1030K (июл.-апр.): По первым дням эксплуатации (на улице +30С) не напоминал о себе ни разу — все четко (а как иначе по такой жаре!). Через пару недель стал замечать, что запах омывайки (получена из концентрата LAVR) фильтром не устраняется, но особых проблем с выхлопными газами еще нет. Где-то в конце осени-зимой фильтр начал попахивать — сказывалась высокая влажность воздуха.

>>MANN-FILTER (MANN+HUMMEL GMBH) арт. FP2442 /антибактериальный/
Масса: 214 г. Размеры — 240x204x35 мм (гофра ~32), соответствует оригиналу. Упаковка — все столь же аккуратная картонная коробка известной расцветки, сам фильтр — в достаточно плотном полиэтилене с редкой перфорацией. Боковины вдоль гофры — достаточно жесткие, проклеенные отдельной полосой картона с отгибом на верхнюю часть фильтра. Складки — закругленные (толстенькие), с вздыбленным ворсом по верхней стороне; сверху — 24 шт. (светло-серые), снизу — 25 (зеленые волокнистой структуры по черному фону). В целом в фильтре все указывает на высокую технологичность и ответственность производства. Образцовая маркировка включает в себя логотип производителя, модель фильтра, дату и место производства (Чехия), требуемое направление воздушного потока. В коробке также содержится буклет-инструкция по монтажу и информационный вкладыш, согласно которому перед нами салонный фильтр FreciousPlus с биоцидным защитным барьером, активным веществом которого служит октилизотиазолинон (№ EC:247-761-7 / CAS-№: 26530-20-1), обладающий надежным бактериостатическим и фунгистатическим действием против множества грамположительных и грамотрицательных бактерий, дрожжей и микрогрибов. Что ж — написано гладко, а в отличие от RAF Filter с его «кахетинами зеленого чая» — еще и не размыто, позволяя полюбопытствовать о биоциде OIT и ужаснуться) Итого по предварительному осмотру — пятерка, но с натяжкой за бренд. Вызывает сомнение сниженная относительно обычного фильтра площадь шторки, не компенсированная массой…

Отзыв об эксплуатации MANN-FILTER FP2442 (апр.-наст.вр.): ожидается отзыв

ИТОГИ: лабораторными испытаниями по качеству фильтрации я, конечно, не располагаю, но по тому что есть — пьедестал уже протестированных угольных салонных фильтров для Opel Astra J / Chevrolet Cruze следующий:
рекомендованы:
1. MANN >= GeneralMotors (ориг.) — дорого, но мило
2. Corteco (качество) >= NORDFIL (цена) — какая-то альтернатива
могут быть рекомендованы:
3. Filtron (качество) = TSN (цена) — плохая альтернатива
не рекомендованы:
4. RAF Filter (изначально был сильно переоценен, хотя сейчас цена упала почти вдвое)
5. Невский фильтр >= RU54
DSQ. BigFilter (брак).
DSQ. SIBТЭК (пропал из продажи).

Единственный фильтр отечественного производства, которому повезло эксплуатацией которого я остался доволен — это NORDFIL, пусть даже с тяжелыми осенне-зимними условиями эксплуатации «наши» фильтры справляются с трудом. В прочем, непросто было и MANN, продукцию которого даже конкуренты (BigFilter, статья АвтоРевю) называют эталонной — чем ниже становилась температура или чем выше была скорость вентилятора — тем больше пасовал по январской погоде и он… Идентичные характеристики показала и его интерпретация под артикулом оригинального GM.

Ням-ням…

См. также «Сравнение масляных фильтров (импортозамещение)»

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *