История Ирбитского государственного музея мотоциклов

Хотя датой официального открытия данного музея считается 25 июня 2004 года, его история тесно связана с историей появления в Ирбите мотозавода, ведь именно его коллекция мотоциклетной техники, собранная за 60 лет, сделала возможным создание музея.

Начало Великой Отечественной войны обусловило необходимость эвакуации из Москвы многих производств, в числе которых был и столичный мотозавод. Для его переноса был выбран уральский город Ирбит. 17 ноября 1941 года на вокзал города прибыл первый эшелон, на крыше одного из вагонов располагался трофейный мотоцикл BMW R-71 1940-го года выпуска, послуживший прототипом первого советского тяжелого военного мотоцикла. С этого же времени на Ирбитском мотоциклетном заводе (ИМЗ) начала формироваться уникальная коллекция этих транспортных средств. Ее экземплярами были технические разработки российского и иностранного производства, которые служили материалом для исследований и творчества для сотрудников завода — конструкторов, инженеров, испытателей.

В начале 2000-х годов по инициативе Александра Ильича Буланова, будущего директора Музея мотоциклов, при поддержке губернатора Свердловской области Эдуарда Эргартовича Росселя, администрация города выкупила коллекцию у Ирбитского мотозавода с целью сохранить ее в городе.

В 2003 году было подписано постановление главы города, о создании муниципального учреждения культуры «Ирбитский музей мотоциклов», а еще через год состоялось его открытие. В 2006 году на основании нескольких указов и постановлений музей мотоциклов в Ирбите приобрел статус государственного.

Коллекция

На сегодняшний день в коллекции музея представлено более 120 транспортных единиц, среди которых не только мотоциклы российского и мирового производства (в том числе модели ведущих мотоциклетных фирм Англии, Германии, Италии, США, Японии), но и оригинальные автомобили и вездеходы, произведенные на Ирбитском мотоциклетном заводе. Дополняют транспортную технику 48 двигателей внутреннего сгорания, большая часть которых — это экспериментальные двигатели, изготовленные на ИМЗ. Музейный фонд уникален и отражает основные тенденции развития отечественного и мирового мотоциклостроения.

Площадь экспозиции музея составляет 265 кв.м и вмещает в себя лишь треть мотоциклетной коллекции. Все экспонаты перед выставлением были подвергнуты тщательной проверке касательно их подлинности, точных технических характеристик, дат изготовления и других данных. Экспозиция состоит из семи разделов:

  1. Становление Ирбитского мотоциклетного завода;
  2. Серийные модели ИМЗ;
  3. Экспериментальные модели ИМЗ;
  4. Модели иностранного производства (в этом разделе представлены мотоциклетные фирмы: Royal Enfield, Vinsent H.R.D., Triumph, Honda, Harley Davidson, Yamaha, Gillera, Ducati, BMW, HSU, Zundapp, Norton, AJS, BSA, Ariel);
  5. Байкерский раздел (посвящен жизни байкеров России, их встречам и творчеству);
  6. Ирбитчане — рекордсмены Гиннесса (сведения о об установлении ирбитчанами на мотоциклах «Урал» рекордов Гиннесса);
  7. Мотоспорт в Ирбите.

При подготовке экспозиции Музея мотоциклов большое внимание было уделено оптимальному представлению каждого предмета: его расположению, достаточному многоплановому освещению, информативному сопровождению.

Ирбитский музей на регулярной основе организует выездные выставки мототехники на открытых площадках.

carburetor73 ›
Блог ›
Музей мотоциклов в Ирбите (часть 1)

Каждое лето я несколько раз проезжаю через старинный уральский город Ирбит. В стародавние времена город славился своими ярмарками. Сейчас эта традиция, к счастью, не утрачена и ярмарки продолжают проходить ежегодно. Но, я не об этом!
Кроме прочего, в Ирбите существует «Ирбитский мотоциклетный завод» (ИМЗ) — единственный в нашей стране завод, производящий ТЯЖЁЛЫЕ мотоциклы, а также — один из немногих заводов в мире (!), выпускающий мотоциклы с боковым прицепом. Производящий… Выпускающий… В наши дни, к сожалению, это очень громкие слова! Объемы нынче не те… Несколько сотен штук в год! Но, если, например, АЗЛК совсем канул в лету, то ИМЗ жив.
Я давно собирался посетить Ирбитский государственный музей мотоциклов, но всё не получалось. Однако, если чего-то сильно-сильно хочется, то оно сбывается.
В середине сентября, въехав в город, я забил в навигатор адрес музея: ул. Советская д.100а. «Индейская национальная изба», т.е. фиг с маслом! Навигатор такого адреса не знал. Напрягши ум, я вспомнил, что на центральных улицах Ирбита есть указатели, направляющие к нужному музею или достопримечательности (их тут несколько).
Найти «Ирбитский мотоциклетный завод», как оказалось, труда не составило. Я ринулся к обшарпанному (не обвешанному магнитофонами SHARP (!)) зданию, на фасаде которого был закреплен орден «Знак Почёта», надпись «МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД» и фирменный логотип ИМЗ.

Ирбитский мотоциклетный завод

Перед проходной на постаменте, выкрашенном в российский триколор, красуется современный ирбитский «чоппер». Правда, природные катаклизмы и атмосферные осадки его несколько потрепали…

Чоппер на постаменте

Ура! Сейчас! Толкаю тяжёлую железную дверь, подхожу к сонному охраннику… «Пустите, — говорю, — я хочу мотоциклы посмотреть!». Но, стражник отправил меня (мановением руки) в отдельно стоящее здание.
Действительно, музей находился там. И — как я узнал позднее — никакого отношения к заводу он теперь не имеет!
Билет стоит 100 рублей. За разрешение пользоваться фотоаппаратом — еще 100 рублей.
Времени у меня было в обрез (чуть больше часа): в 12:00 этот паноптикум должен будет закрыться на обеденный перерыв. Успею!
Подробно изучать стенды, рассказывающие о становлении завода было некогда, и я впился глазами в главные экспонаты — т.е. в мотоциклы.
В первом зале стояли машины иностранного производства.

Мотоциклы в строю

Причем, американский Harley-Davidson WLA-42 и британский Royal Enfield J мирно уживались с пленными «немцами»: NSU-601 OSL, Zundapp-K500 и BMW-R12.

Harley-Davidson WLA-42

Royal Enfield J

NSU-601 OSL

Zundapp-K500

Моё внимание привлек рычаг переключения передач (автомобильного типа) у «Цюндаппа»

Рычаг КПП

BMW-R12

Красота!

В музее представлена еще одна модель «Баварского моторного завода» — R-75. По оценкам специалистов — это лучший военный мотоцикл всех времён и народов! Сгусток тогдашних технических новинок впечатлял: передняя телескопическая вилка, дифференциал в приводе колеса коляски, гидравлический привод тормозов.

BMW-R75

Общеизвестный факт, что за основу первого советского тяжёлого мотоцикла для Вооружённых Сил СССР был принят «вражеский» BMW-R71.
Представленный в Ирбите немецкий мотоцикл является Национальным достоянием России и Памятником науки и техники I категории, ибо это единственный из пяти R-71, доставленных в 1940 году, в Москву для изучения конструкции.

BMW-R71 эталонный образец

BMW-R71 — с него всё началось

В августе 1941 года «Московский мотоциклетный завод» (ММЗ) выпустил первые мотоциклы модели М-72, основой которых послужил вышеупомянутый BMW-R71.

М-72

21 октября 1941 года «Московский мотоциклетный завод» был эвакуирован на Урал, в город Ирбит, где он разместился на площадях… пивоваренного (!) завода и стал называться «Ирбитским мотоциклетным заводом». Уже 25 февраля 1942 года предприятие выпустило первую партию М-72 из «московских» деталей. А всего за годы войны было выпущено 9799 мотоциклов.
Модель М-72 выпускалась до 1960 года, хотя в 1956 году появился модернизированный вариант М-72М.

М-72М

Её главное отличие — среди усовершенствований двигателя замена (с 1955 года) переднего подшипника распределительного вала (вместо втулки — шариковый). По ходовой части: усилена рама, изменён редуктор главной передачи, усилены колеса: на тормозном барабане появился штампованный «кружевной» венец для более надёжного закрепления спиц. Во избежание блокирования колеса липкой грязью передний щиток поднят и закреплён на подрессоренной части передней вилки. Мотоцикл получил новую коляску.
Дальнейшего развития М-72М не произошло, так как ИМЗ перешёл на модель М-61 с верхнеклапанным двигателем. В музее М-61 я не увидел.

А в 1951 году создали экспериментальную модель армейского мотоцикла И-7Д. Он тоже носит титул «Памятник науки и техники I категории».

И-7Д

И-7Д

С 1950 по 1957 годы выпускался мотоцикл М-52 (в одиночном варианте). Ходовая часть от М-72, двигатель объемом 500 кубических сантиметров. Всего собрано — 2500 единиц. Интересно, что в музее этот байк присутствует с немецкой коляской оригинального дизайна.

М-52 с немецкой коляской

М-62 «Урал» Особенности конструкции — новая коробка передач, увеличенные ходы подвески, введено автоматическое опережение зажигания, изменён профиль кулачка распределительного вала для снижения износа. Изменено рулевое управление (цепная ручка газа и дюралюминиевые рычаги сцепления и тормоза). Этот мотоцикл выпускался с 1961 по 1965 годы.

М-62 Урал

Общий вид

Примечание: Технические подробности почерпнуты из Википедии, различных сайтов мотоциклетной тематики, а также из глубин моего собственного сознания 🙂

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Часть 2

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *