Рекомендации по вождению, режим вождения ЕСО

Расход топлива определен стандартным утвержденным методом. Данный метод используется всеми производителями и позволяет сравнивать автомобили между собой. Фактический расход топлива зависит от условий эксплуатации автомобиля, оборудования и стиля вождения. Ниже приведены рекомендации по оптимизации расхода топлива.

В зависимости от комплектации, автомобиль может иметь множество функций для снижения расхода топлива:
— тахометр;
— индикатор изменения передач;
— режим ЕСО, включаемый кнопкой ЕСО.

Индикатор переключения передач 1

В зависимости от комплектации автомобиля, с целью экономии топлива, сигнальная лампа на приборной панели информирует Вас о том, когда лучше перейти на повышенную или пониженную передачу:

Режим ЕСО (2)

Режим ЕСО представляет собой функцию для оптимизации расхода топлива. В зависимости от комплектации автомобиля он может влиять на некоторые потребители (двигатель, роботизированная коробка передач и т. п.).

Включение функции

Нажмите выключатель 3.

Сигнальная лампа 2 загорится на щитке приборов при включении режима.

Во время движения вы можете временно выйти из режима ЕСО и воспользоваться всеми возможностями двигателя.

Для этого следует сильно и до упора нажать на педаль газа.

Режим ЕСО включится автоматически при отпускании педали акселератора.

Отключение системы

Нажмите выключатель 3.

Сигнальная лампа 2 погаснет на щитке приборов при выключении режима.

Рекомендации по вождению, режим вождения ЕСО

Поведение

— Аккуратная езда с небольшой скоростью до полного прогрева двигателя предпочтительнее прогрева двигателя на холостом ходу на стоянке.

— Скорость-дорогое удовольствие.

— «Спортивная» манера вождения стоит дорого — отдайте предпочтение «плавному» стилю управления автомобилем.

— Не нажимайте сильно на педаль акселератора во время движения на промежуточных передачах.

— Старайтесь всегда использовать высшую возможную передачу.

— Не разгоняйтесь слишком интенсивно.

— Тормозите как можно реже. Старайтесь заранее оценить обстановку на дороге (препятствие или поворот), тогда Вам будет достаточно лишь снять ногу с педали акселератора.

— При движении на подъемах не стремитесь сохранить прежнюю скорость; не нажимайте на педаль акселератора больше, чем при движении по горизонтальному участку дороги: удерживайте ногу на педали акселератора в том же положении.

— Двойное выключение сцепления и «перегазовка» при переключении передач перед остановкой двигателя совершенно излишни на современных автомобилях.

— Неблагоприятные погодные условия, залитые водой дороги:

Не ездите по затопленной водой дороге, если уровень воды выше нижнего края колесных дисков.

Неудобство управления

На водительском месте используйте только коврики, предназначенные именно для данного автомобиля, закрепляющиеся с помощью специальных элементов конструкции, и регулярно следите за надежностью их крепления. Не используйте несколько ковриков, укладывая их один на другой. Это создает риск блокировки педалей.

Шины

— Слишком низкое давление воздуха в шинах способствует повышению расхода топлива.

— Установка на автомобиль шин, отличных от рекомендованных изготовителем, также может привести к повышению расхода топлива.

Советы по эксплуатации

— Отдайте предпочтение режиму ЕСО.

— Потребление электроэнергии ведет к увеличению расхода топлива, поэтому всегда выключайте ненужные электроприборы. Однако, из соображений безопасности, оставляйте фары включенными при плохой видимости (чтобы «видеть и быть видимым»),

— Используйте дефлекторы. При скорости 100 км/ч езда с открытыми окнами: увеличивает расход топлива на 4 %.

— Не переполняйте бак при заправке во избежание расплескивания топлива.

— На автомобилях с системой кондиционирования воздуха при ее использовании наблюдается увеличение расхода топлива, особенно при движении в городском цикле. В автомобилях с системой кондиционирования без автоматического режима выключайте кондиционер, когда в нем нет необходимости.

Советы, которые помогут Вам уменьшить расход топлива и защитить окружающую среду:

Если Ваш автомобиль находился на стоянке в очень жаркую погоду или под прямыми лучами солнца, рекомендуем проветрить его салон в течение нескольких минут, прежде чем запустить двигатель.

— Не ездите с установленным на крыше пустым багажником.

— Перевозите громоздкие грузы на прицепе.

— При буксировке жилого прицепа используйте аэродинамический дефлектор; не забудьте отрегулировать его положение.

— Избегайте использования автомобиля для частых и коротких поездок в сочетании с длительными остановками — это не позволяет двигателю прогреться до нормальной рабочей температуры.

Номер передачи на ручке КПП ВАЗ 2110

Чтобы сделать ручку переключения передач красивее и оригинальной я сделал подсветку из LED-индикатора, который показывает номер включенной передачи или нейтраль. Электронная поделка несложная и легко повторяется, если есть некоторый опыт в программировании микроконтроллеров AVR.

Принцип работы

Устройство включается от зажигания. Главный здесь микроконтроллер , который общается с герконами. При включении передачи, магнит прикрепленный к кулисе прислоняется к геркону и магнитным полем замыкает его контакты. Контроллер получает этот сигнал и выводит на индикатор соответствующую геркону цифру. Если не один геркон не замкнут, что соответствует нейтральному положению ручки , то на индикаторе бегает змейка по кругу в непрерывном цикле.
Теперь о том, как сделать такой индикатор номера передачи в ручке КПП своими руками:

Процесс изготовления

Для изготовления понадобятся следующие радиодетали:

  1. Мк ATtiny2313;
  2. LED-индикатор с общим анодом;
  3. Герконы на замыкание (6 шт.);
  4. Стабилизатор напряжения 7805;
  5. Токоограничительные резисторы на 100ом (7 шт.) и 10ком (1 шт.);
  6. Конденсаторы 100 и 10 мкф;
  7. Магниты (2шт.).
  8. Комплект для рычага скоростей SAHLER (made in Турция), цена 300р.

Из фольгированного текстолита сделал плату, на которой расположил герконы. Магниты крепил на саму кулису.

Купленный комплект с ручкой КПП хорош тем, что он полностью разбирается, и в нем много места для разных фантазий. Цифровой индикатор очень аккуратно помещается в его рукоятке. Для этого вытаскивается пластмассовая круглая крышка из ручки и заменяется на аналогичную выпиленную из оргстекла. Стекло тонировал пленкой изнутри.

Напильником обрабатывается посадочное место для индикатора в пластмассовой ручке. Затем восемь проводков нужно проложить внутри ручки, которыми индикатор соединяется с контроллером.

Теперь, как расположить плату с 4-мя герконами (R,1,3,5). Сначала закрепил саморезом в пластиковый тоннель под пепельницей, предварительно с торца сделав отверстие, чтобы плата пролезла. Другая плата с оставшимися герконами соединяется с первой черным проводом и также крепится одним саморезом к пластмассе. Можно придумать и другой способ крепления герконов, например, на клей. главное расположить их так, чтобы они четко реагировали на магнит.

Программирование микроконтроллера (МК) ATtiny2313

Незапрограммированный МК работать не будет, поэтому нужно пройти несложный и примитивный путь программирования, для этого понадобится:

  1. Программатор. Это устройство (инструмент), с помощью которого соединяется ПК с микроконтроллером для передачи файлов прошивок. Существует много различных программаторов, но я использую программатор USB AVR910, который можно купить или собрать самому (схема, печатка, прошивка для него общедоступны в интернете).
  2. Программа. Другими словами среда разработки и программирования, например, CodeVision AVR.
  3. Прошивка

Микроконтроллер связывается с программатором по SPI-интерфейсу. Использую отладочную плату (на фото слева — отладочная плата, справа — программатор).

Отладочная плата для ATtiny2313 имеет простую схему:

Теперь когда программатор подключен к ПК через USB-порт, а МК через отладочную плату к программатору, запускаю программу CodeVision AVR. В закладке Settings выбираю Programmer и выставляю настройки как на фото.

Открываю закладку Tools выбираю Chip Programmer.

В окошке Chip выбираю нужный микроконтроллер ATtiny 2313. Правильность подключения можно проверить, нажав Reset Chip, при этом не должно выявляться ни одной ошибки. Можно приступать к программированию. Если требуется очистить чип делаю в закладке Program действие Erase Chip.
Во кладке File нажимаю Load FLASH и выбираю нужный файл прошивки.

Потом закладка Program и нажимаю FLASH. Процесс записи отобразится на экране. Всё, микроконтроллер запрограммирован. Осталось его перенести в готовое устройство.
Стоит заметить, что такой тюнинг ручки КПП может быть сделан не только для автомобилей ВАЗ десятого семейства, но и для любой иномарки с аналогичной схемой работы рычага КПП.
Кстати, более простая доработка ручки КПП — простая подсветка.

Индикатор включенной передачи — это..

Для придания ручке коробки передач оригинальный внешний вид можно сделать ее подсветку из LED-индикатора, показывающего номер включенной передачи или нейтраль. Такую поделку очень легко сделать при наличии хотя бы небольшого опыта в программировании микроконтроллеров AVR.

Принцип работы устройства заключается в следующем. Включение его осуществляется через зажигание. Главным здесь является микроконтроллер, общающийся с герконами. При включении передачи прикрепленный к кулисе магнит прислоняется к геркону и своим магнитным полем, тем самым замыкая его контакты. Сигнал поступает на контроллер, который выводит на индикатор соответствующее геркону изображение цифры. При нахождении рукоятки в нейтральном положении ни один из герконов не замкнут, тогда на индикаторе циклично крутится змейка.

Такой индикатор номера передачи на рукоятке КПП довольно легко можно изготовить самостоятельно.

В процессе изготовления обязательно понадобятся радиодетали:

  1. Микроконтроллер ATtiny2313;
  2. LED-индикатор с общим анодом;
  3. Герконы для замыкания в количестве 6 штук;
  4. Стабилизатор напряжения серии 7805;
  5. Резисторы для ограничения тока на 100 Ом (7 штук) и один на 10 кОм;
  6. Конденсаторы 100 и 10 мкФ;
  7. Два магнита;
  8. Комплект для рычага скоростей турецкого производителя SAHLER.

Плата изготавливается из фольгированного текстолита, на ней размещаются герконы. Магниты крепятся к кулисе.

Приобретенный комплект с рукояткой КПП замечателен тем, что его можно полностью разобрать, а внутри достаточно места для того, чтобы претворить в жизнь все свои фантазии. В рукоятке легко можно разместить цифровой индикатор, для чего круглая пластмассовая крышка вынимается из ручки и меняется на точно такую же, выпиленную заранее из оргстекла, затонированного изнутри для красоты пленкой.

Затем напильником аккуратно обрабатывается место для размещения индикатора, после чего все восемь проводков, посредством которых индикатор присоединяется к контроллеру, прокладываются внутри ручки.

Далее нужно разместить плату с закрепленными на ней четырьмя герконами. Для этого сначала под пепельницей крепится посредством саморезов пластиковый тоннель с предварительно проделанным на его торце отверстием, через которе будет проходить плата.

Вторая плата с оставшимися герконами подключается к первой черным проводом и также при помощи самореза крепится к пластмассовому тоннелю. Герконы также можно прикреплять и с помощью клея, но главное разместить их таким образом, чтобы они определенно реагировали на воздействие магнита.

Для того, чтобы микроконтроллер мог работать, нужно его запрограммировать, для чего пригодятся несколько компьютерных примочек:

  1. Программатор. При помощи этого устройства происходит передача прошивочных файлов с компьютера на микроконтроллер. Существует множество разных программаторов, которые можно как купить, так и собрать самостоятельно – принципиальная схема, печатка и прошивка для них можно закачать бесплатно из интернета.
  2. Программа. Иными словами требуется среда для разработки и программирования, к примеру, CodeVision AVR.
  3. Прошивка.

Микроконтроллер соединяется с программатором посредством SPI-интерфейса.

Когда программатор подключен к компьютеру через USB-слот, а микроконтроллер посредством отладочной платы к программатору, можно запускать программу CodeVision AVR. В меню программы ищем закладку Settings, в ней выбираем строку Programmer и выставляем требуемые настройки.

Затем нужно открыть закладку Tools и выбрать Chip Programmer.

В строке Chip выбирается требуемый контроллер ATtiny 2313. Для проверки правильности подключения можно нажать Reset Chip, при проверке не должно быть выявлено ни одной ошибки. Теперь приступаем непосредственно к программированию. Если есть необходимость в очистке чипа, то в закладке Program жмем на действие Erase Chip

Во вкладке File нажимаем Load FLASH и выбираем требуемый прошивочный файл.

Затем в закладке Program выбираем FLASH и на экране должен отобразиться процесс записи. Таким образом, программирование микроконтроллера завершено и остается лишь перенести его в уже готовое устройство.

Следует заметить, что подобный тюнинг можно сделать не только для ВАЗа десятой модели, но и для иномарок, в которых имеется аналогичная схема работы рукоятки КПП.

Индикатор включенной передачи на мотоцикле

Данное устройство служит для отображения текущей передачи мотоцикла. Главное отличие данного устройства в том, что он отображает текущую передачу в зависимости от сигналов с датчиков на рукоятке переключателя…. в отличии от других устройств, где текущая передача мотоцикла определялась на основе данных от спидометра и тахометра (применялось в некоторых моделях дорогих мотоциклов). Устройство содержит главную плату с 7-ми сегментным индикатором, два датчика Холла размещенных на раме мотоцикла и небольшой магнит, размещенный на рукоятке переключения передач .

В основе электрической схемы лежит микроконтроллер AVR ATTINY25/45/85, который обрабатывает сигналы с двух датчиков и выводит данные о передачи на индикатор, через счетчик/декодер 4026.

Исходный текст программы написан на AVR-GCC (WinAVR). Фузы при программировании — все по умолчанию (МК ATTINY25 и программатор USBTiny). Единственное, константа TOP_GEAR 5 при шестискоростном мотоцикле должна быть изменена на 6.

Печатная плата сделана двухсторонней, в миниатюрном исполнении. Микроконтроллер и микросхема 4026 в SMD-исполнении. 7-ми сегментный индикатор выполнен отдельной модульной платой и подсоединяется в торец основной платы (буквой Г). Предусмотрено 2 варианта печатной платы индикатора — для красного и синего 7-ми сегментных индикаторов.

Список используемых элементов:

10 до 220 Ом, 0.5 Вт

Зависит от требуемой яркости индикатора

R2, R3

10 кОм, 0.25 Вт

220 мкФ / 35В

100 нФ

МК

Счетчик

Номер в магазине Mouser 595-CD4026BPWE4

IC1, IC2

Датчик Холла

Номер в магазине Melexis US5881LUA

5V стабилизатор в корпусе TO-220

Kingbright 0.3″

Номер в магазине Mouser 604-SC03-11PBWA/A

Kingbright 0.3″

Номер в магазине Mouser 604-SC03-12EWA

Pin-разьемы

Если используемый индикатор LED-типа, то резистор R3 можно заменить на диод 1N4148:

Фотографии собранного устройства:

Присоединения:

При подключении питания к схеме (подача 12В на контакты TO_POWER_1 и TO_POWER_2) происходит самотестирование устройства путем перебора всех цифр индикатора. После того как тест завершен, устройство готово к работе.
Датчик необходимо расположить следующим образом — северный полюс магнита должен смотреть на датчик (если наоборот, то работать не будет). Поэтому если не работает, то разверните магнит или датчики.
Кроме того, если обнаружена нейтральная передача (от выключателя нейтрали подсоединенного к TO_POWER_4), то на дисплее отобразится ноль.
При отключении питания, текущая передача записывается в EEPROM память микроконтроллера и при повторном включении устройства считывается с памяти и отображается на дисплее.

Кабель к датчикам используется 4-х жильный. Места пайки и оголенные выводы проводов помещены в термоусадочную трубку. Выводы возле самого датчика можно залить лаком или эпоксидкой. Можно попробовать засунуть в термоусадку весь датчик с выводами.

После того как схема собрана, перед установкой в мотоцикл, необходимо проверить ее работоспособность. Видео ниже показывает работу схемы:

Несколько фотографий установки устройства в мотоцикл Suzuki Intruder VS400:

Видео установки и работы устройства:
Датчики на ручке переключения передач
Самотестирование и работа устройства
Сохранение последней передачи в памяти

Скачать файлы схем для EAGLE, исходники и прошивку, файлы печатных плат вы можете ниже

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
Counter Специальная логика CD4026B 1 Поиск в Utsource В блокнот
MCU МК AVR 8-бит ATtiny25 1 Поиск в Utsource В блокнот
IC3 Линейный регулятор LM7805 1 Поиск в Utsource В блокнот
C1 Электролитический конденсатор 220 мкФ 35В 1 Поиск в Utsource В блокнот
C2 Конденсатор 100 нФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
BLUE Светодиодный дисплей SC03-11PBWA/A 1 Kingbright 0.3″ Поиск в Utsource В блокнот
RED Светодиодный дисплей SC03-12EWA 1 Kingbright 0.3″ Поиск в Utsource В блокнот
R1 Резистор 10-220 Ом 1 0.5 Вт Поиск в Utsource В блокнот
R2, R3 Резистор 10 кОм 2 0.25 Вт Поиск в Utsource В блокнот
JP1-JP3 Pin-разъем JPx 3 Поиск в Utsource В блокнот
Добавить все

Оригинал статьи

Прикрепленные файлы:

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *