Yamaha TDM 850

Информация по мотоциклу Yamaha TDM 850

Модель дорожного мотоцикла Yamaha TDM 850 появилась в 1991 году и выпускалась вплоть до 2001 года, после чего она была заменена на обновленную Yamaha TDM 900. С самого начала мотоцикл позиционировал себя как универсальный байк для мотопутешествий, однако причислить его к классу «Туристический эндуро» довольно сложно. Сегодня такой класс мотоциклов принято называть «паркетниками» — они обладают прямой удобной посадкой, мощным тяговитым двигателем, высоким клиренсом, развитой ветрозащитой и мягкими подвесками. Все это позволяет передвигаться по дорогам различного качества — от автобанов до гравийных трасс.

Модель была очень популярна в Европе, и в частности, во Франции, Германии и Греции. Второе поколение мотоцикла вошло в ТОП-15 самых продаваемых мотоциклов Нидерландов.

Особенностью мотоцикла Yamaha TDM 850 является рядный 2-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения с 5-ю клапанами на цилиндр, выдающий 83 л.с. мощности и 80,4 Нм крутящего момента, доступного уже на 6000 об/мин. Мотор имеет много общего с двигателем от Yamaha XTZ750 Super Tenere и устанавливался также на модель Yamaha TRX 850 (второе поколение двигателя — с 1996 года).

Из особенностей Yamaha TDM 850 следует выделить стальную дуплексную раму, регулируемые подвески с увеличенным ходом, переднее колесо на 18′, 5-ступенчатую КПП, мощные 4-поршневые передние тормоза, топливный бак на 18 л и 220 кг снаряженной массы.

Модель Yamaha TDM 850 выпускалась до 2001 года, после чего была заменена на Yamaha TDM 900.

Краткая история модели

  • 1991 г. — начало производства и выпуска Yamaha TDM 850. 1-е поколение мотоцикла (Yamaha TDM 850-1). Номер рамы — 4EP-XXXXXX. Также обозначается как — 3VD. Модель имеет топливный бак на 18 л, выдает 77 л.с. мощности и 75,5 Нм крутящего момента.
  • 1992-1993 г. — модель Yamaha TDM 850 официально импортируется в США.
  • 1996 г. — второе поколение мотоцикла (Yamaha TDM 850-2). Номер рамы — JYA4TXXXXXXXXXXX. Также обозначается как — 4TXL. Модель получает обновленный внешний вид и двигатель, который, хоть и остался «рядником», но стал работать как полноценный V-образник (благодаря развернутым на 90 градусов шейкам коленвала). Мощность двигателя увеличивается на 3 л.с. — до 80 л.с., а крутящий момент — до 76,8 Нм. Кроме того, масляный бак переместился в картер, а передняя вилка стала толще (вместо 41 мм стала 43 мм). Топливный бак увеличивается с 18 до 20 л.
  • 1998-1999 г. — модели этих годов также подверглись серьезным изменениям. Номер рамы — RN03J-XXXXXX. В Европе обновленная версия доступна с 1999 года и имеет заводское обозначение — 4TX. Внешний вид мотоцикла остался прежним, но по технической части сильно изменился. Механическая приборная панель была заменена на ЖК, датчик температуры был заменен датчиком уровня топлива, тросовый привод спидометра был заменен на электронный, была добавлена кнопка «аварийки». Кроме того, был убран масляный щуп, на смену которому пришло удобное смотровое окошко, было также усилено сцепление и сближены передаточные числа КПП. Важной доработкой стало также использование новых карбюраторов (BDSR38), которые стали более надежными и обеспечивали лучшее наполнение цилиндров смесью. Топливный насос, вместо вакуумного, стал электрическим. Появился датчик дроссельной заслонки, благодаря чему блок управления более точно подбирал углы зажигания, что позволило повысить мощность до 83-84 л.с., а крутящий момент до 80,4 Нм (вместо 75,5 Нм).
  • 2001 г. — модель Yamaha TDM 850 была заменена на новую — Yamaha TDM 900.

Технические характеристики

Сравнительные технические характеристики Yamaha TDM850-1 и Yamaha TDM850-2:

Модель Yamaha TDM 850-1 Yamaha TDM 850-2
Тип мотоцикла дорожный
Год выпуска 1991-1995 1996-2001
Тип двигателя 2-цилиндровый, 4-тактный, рядный
Рабочий объем 849 куб.см.
Охлаждение жидкостное
Диаметр цилиндра/ход поршня 89,5 х 67,5 мм
Количество клапанов на цилиндр 5, DOHC
Система подачи топлива карбюратор 2x Mikuni BDST38 (с 1998-1999 г. — BDSR38)
Тип зажигания электронное (с 1998 г. — цифровое TCI)
Максимальная мощность 83 л.с. при 7500 об/мин (1991-1995 г. — 77 л.с., 1996-1997/1998 — 80,2 л.с.)
Крутящий момент 80,4 Нм при 6000 об/мин (1991-1995 г. — 75,5 Нм, 1996-1997/1998 — 76,8 Нм)
Коробка передач 5-ступенчатая
Тип привода цепь
Рама стальная дуплексная
Передняя подвеска 41 мм телескопическая вилка (регулировка сжатия и отбоя), ход — 150 мм 43 мм телескопическая вилка (регулировка сжатия и отбоя), ход — 150 мм
Задняя подвеска Моноамортизатор без прогрессии (регулировка сжатия и отбоя), ход — 133 мм
Размер передней шины 120/70-18
Размер задней шины 150/70-17
Передние тормоза 2 диска, 298 мм, 4-поршневые суппорта
Задние тормоза 1 диск, 245 мм, 2-поршневой суппорт
Емкость бензобака 18 л (с 1996 г. — 20 л)
Масса мотоцикла (сухая/снаряженная) 201 кг/220 кг
Максимальная скорость 208 км/ч
Разгон до 100 км/ч (0-100) 4,0 сек

>Расход топлива

Официальный заявленный расход топлива на Yamaha TDM 850 составляется в среднем 6,5 л на 100 км пути. Точное значение зависит от исправности карбюраторов и стиля езды.

Видео

  • Обзор Yamaha TDM850 и Yamaha TDM900.

  • Обзор и тест-драйв мотоцикла Yamaha TDM 850-2 (на английском).

Мотоцикл Yamaha TDM 850 — эдакий полукровка, компромиссный гибрид между разными классами мото, появившийся на свет в начале 90-х годов в качестве ответа на стремление отдельных представителей мотообщественности иметь по-настоящему универсальный мотоцикл. Конечно, настоящей универсальности нет и быть не может, нельзя быть идеальным во всём и сразу, но «Ямаха» решила попытаться сделать свой новый байк хорошим настолько, насколько это возможно. Успех оказался однозначным — даже в США, где традиционно мотоциклы с не до конца ясной сферой применения традиционно не пользовались огромным успехом, продажи пошли хорошо. TDM 850 стал тем, что сейчас иногда, по аналогии с миром автомобилей, называют кроссовером.

Да, пусть этот мотоцикл и не идеален, но его можно назвать по-настоящему универсальным. Он способен и пройти поворот «с коленкой», и с лёгкостью просочиться сквозь городские пробки, и увезти мотоциклиста с грузом на многие тысячи километров, при этом высокомерно наплевав на качество дорожного покрытия. Правда, за подобную универсальность пришлось платить сложностью конструкции. Например, чтобы добраться до аккумулятора Yamaha TDM 850, необходимо демонтировать с мотоцикла боковой пластик и бензобак, а для замены свечей необходимо снимать радиатор охлаждения.

Двигатель TDM 850 ведёт свою родословную от мотора Yamaha XTZ 750, победителя ралли Париж-Дакар. Для TDM 850 эту рядную десятиклапанную двойку жидкостного охлаждения чуть доработали и добавили ей сотню «кубиков», выжав из мотоцикла восемьдесят лошадиных сил и 75 нМ крутящего момента. Также доработали и доставшуюся от Super Tenere трансмиссию, сделав первые две передачи короче, а остальные — длиннее. Мотор получился удачный, чрезвычайно тяговитый, но отличающийся масляным аппетитом, особенно на высокой скорости. Впрочем, так как масло в Yamaha TDM 850 плещется в маслобаке, откуда забирается масляным насосом, многие владельцы этого мотоцикла просто заливают на пару литров больше перед путешествием. Мотоциклу такой перелив ничем не угрожает.

Максимальная скорость TDM 850 лежит где-то возле отметки в 220 км/ч, правда, расход масла на такой скорости уже довольно заметный. Но крейсерскую скорость в 150-160 км/ч Yamaha держит легко, не раздражая мотоциклиста вибрациями и умеренно потребляя бензин. К тому же байк действительно хорошо приспособлен к плохим дорогам. Конечно, его нельзя назвать эндуро — нет, TDM 850 предназначен для асфальта. Пусть плохого, в хлам разбитого, но всё-таки асфальта. Впрочем, если обуть мотоцикл в универсальную резину вместо чисто шоссейной, он более чем уверенно едет и по грунту.

Высота по седлу довольно ощутима, человек с ростом в 180 см ногами достаёт уверенно, но менее высокому байкеру может оказаться не очень удобно. Лаконичная приборная панель скрыта встроена в передний обтекатель, а руль расположен очень удобно. Для пассажира тоже места предостаточно, а если установить на Yamaha TDM 850 боковые и центральный кофры, он с лёгкостью возьмёт в дорогу сотню литров груза.

Выпускалась первая версия этого мотоцикла, внешне отличающаяся двумя круглыми фарами, с 1991 по 1995 год. В 1995 году была проведена модернизация, кроме того, мотоцикл обрёл другой внешний вид, с которым и выпускался ещё полтора десятка лет, уже под названием Yamaha TDM 900, который пришёл на смену 850-кубовой версии на рубеже тысячелетий. И надо признать, что у японских инженеров получился настоящий шедевр. Да, у TDM 850 есть свои слабые места, и обслуживать самому его порой непросто, но зато это по-настоящему универсальный мотоцикл на все случаи жизни, к тому же, по отзывам владельцев, отличающийся отменной надёжностью.

Сервисный мануал на Yamaha TDM 850 на Русском языке

Новорожденный был принят на ура, причем мотоцикл нашел спрос не только в «созревшей» до такого «бастарда» Европе и в обожающей экзотику Японии, но и в нетерпящей полукровок Америке (правда, там интерес к модели довольно быстро упал и продажи модели свернули уже через несколько лет). С тех пор аппарат пережил три глобальных перерождения и еще большее количество легких пластических операций. Мы подробно разберем повадки и «особенности характера» первого и второго поколений «ТыгыДыМа», как наиболее распространенных в нашем ареале обитания, и, согласно законам рубрики, полностью подпадающих под понятие «секонд-хэнд».

В отличие от коней дареных, «тыгыдымскому» коню при покупке «заглянуть в зубы», несомненно, стоит, причем некоторые «гнилые» зубки для всех модификаций типичны, но встречаются и индивидуальные проблемные места для каждой в отдельности.

Первое поколение TDM 850 увидело свет в 1991 году и выпускалось до 1995, причем продажи аппарата начались практически одновременно как в Японии, так и в Европе и Северной Америке. На аппарате была установлена рядная двойка с пятиклапанными головками цилиндров, одновременным движением поршней вверх-вниз и попеременным рабочим ходом. В этом смысле двигатель напоминал знакомый многим оппозитный мотор, где поршни также движутся синхронно. Двигатель на тот момент уже не был новинкой. С 1989 года он устанавливался на серийные XTZ750 Super Tenere и уже неоднократно побеждал в гонках «Париж-Дакар». Для нового TDM диаметр цилиндра и ход поршня увеличили (с 87х63 до 89,5х67,5), тем самым увеличив рабочий объем мотора на 100 см3, а мощность с 70 л.с. при 7200 об/мин до 77 л.с. при 7500 об/мин. Возрос и крутящий момент с 68 Нм при 6750 об/мин (у XTZ750) до 75,5 Нм при 6000 об/мин. Разумеется, были внесены изменения и в трансмиссию. Первые две передачи сделали более «короткими», что обеспечивало более динамичный разгон, а вот 3–5 передачи «удлинили» в соответствии с асфальтовой направленностью мотоцикла.

Этот двигатель — один из чемпионов по «поеданию» масла. Даже абсолютно исправный он может потреблять его до 200 граммов на 1000 км пробега, что уж говорить о технике, возраст которой приближается к 20 годам! Виной тому и большое число клапанов, и гильзованная конструкция цилиндров. Несмотря на ее высокую надежность, главным залогом долговечности ЦПГ является правильная обкатка, о которой в большинстве случаев ни японские, ни европейские райдеры даже и не слышали. Отметим и довольно мягкий металл маслосъемных колец, которые изнашиваются намного быстрее компрессионных. Так что если масляный аппетит TDM начинает подбираться к «литру на тысячу», стоит озадачиться ремонтом. Простая замена маслосъемных колпачков скорее всего не даст нужных результатов. Чаще всего в повышенном расходе масла виноваты именно кольца. К сожалению, купить отдельно маслосъемные невозможно, а полный комплект колец на оба поршня обойдется примерно в 3500 руб. Компрессионные кольца стоит менять только в случае их значительного износа, когда зазор в замках колец превышает 0,7 мм — и присмотреться к цилиндру.

Еще одна типичная «болячка» всех модификаций TDM — не вполне корректная работа карбюраторов, приготовляющих переобогащенную смесь. Самое неприятное то, что качество смеси практически невозможно откорректировать регулировками. Со временем иглы главной дозирующей системы разбивают колодцы распытителей и сами получают заметную выработку. Геометрия топливного канала нарушается, что и приводит к постоянному «переливу». Именно по этой причине, в особо «клинических» случаях, часто затруднен холодный (да и горячий) пуск двигателя, наблюдаются частые «отстрелы» из глушителей и повышенный расход топлива. В той или иной степени этот «косяк» присущ практически всем TDM и на ранних стадиях не вызывает особых проблем, но если случай «запущенный», поможет либо замена игл и колодцев главной дозирующей системы (6000 руб.), либо замена всего узла на б/у, что выльется примерно в ту же сумму. Стоит отметить, что экземпляры с напрочь «убитой» карбюрацией встречаются не очень часто, тем не менее, на «смотрины» потенциальной покупки лучше взять с собой опытного механика, способного продиагностировать систему питания.

Если же такой возможности нет, то стоит договориться с продавцом, чтобы тот не прогревал аппарат перед встречей, и посмотреть на холодный запуск воочию. Черный дым из только что заведенного мотора — плохой знак. Кстати, холодный пуск может рассказать и о масляном аппетите мотоцикла. «Двухтактный» запах паленого масла из трубы должен очень насторожить. После прогрева двигателя поднесите к выхлопной трубе лист бумаги или салфетку и как следует газаните. Пятно черной сажи на бумаге — плохой знак, а уж если видны отдельные черные брызги — дело швах.

Следующая точка пристального внимания при осмотре мотоцикла — коробка передач. Разумеется, идеальной четкости и легкости переключения от довольно заслуженной Yamaha ждать не стоит, но работать узел должен исправно. Очень желательно прокатиться на аппарате и пощелкать коробкой. Довольно часто встречается износ вилки, отвечающей за включение второй передачи, вызывающей «недовтыки» и «выскакивания». Со временем недовключенная передача (то есть недоведенная до упора шестерня) съедается и тогда полная переборка коробки обеспечена (от 20 000 до 30 000 руб. при замене КП на б/у с работой по замене). Так что если дефект присутствует, стоит или серьезно сбрасывать цену, или вообще отказаться от покупки.

Подвеска TDM проста и надежна, обычный «телескоп» спереди и моноамортизатор без рычажной системы сзад, как правило, не вызывают каких-либо претензий, правда, стоит учесть один нюанс при разборке перьев вилки. При извлечении несущей трубы из «стакана» металлические направляющие (слайдеры) входят один в другой, и обдирают друг с друга весь скользящий тефлоновый слой, так что наряду с сальниками (920 руб.) придется тратиться и на направляющие (1300 руб. за комплект). Таким образом, текущие сальники вилки дают вполне обоснованный повод скидывать цену не только на стоимость ее стандартной переборки (2500–3000 руб.), но и на стоимость комплекта новых слайдеров.

Еще одним поводом для торга может стать разбитый подшипник ведомой звезды (1650 руб.) — этот узел подвержен износу гораздо больше, чем прочие колесные подшипники. Чтобы понять состояние узла, достаточно взяться руками за звезду и попытаться покачать ее в плоскости, перпендикулярной оси колеса. Люфта быть не должно. Кстати, стоит проверить и осевой люфт звезды. Его причина — разбитые демпферные резинки крепления ступицы звезды к колесу (770 руб. за комплект). Их замена не займет много времени — достаточно снять колесо и вынуть из ступицы колеса звездочку вместе с основанием.

Тормоза TDM — весьма надежный узел, однако иногда задний суппорт подклинивает из-за перекоса поршня и задний тормозной диск «съедается» раньше времени. Замена изношенного диска и переборка суппорта могут вылиться в 12–15 тыс. руб.

В 1996 году на смену первенцу пришел новый TDM. Несмотря на старое название, в мотоцикле многое изменилось. Он полностью переродился внешне, хотя и сохранил общие «фамильные» черты. Но, как гласит байкерская мудрость: «главного улучшения в твоем байке никогда не видно снаружи». Вот и здесь, привычный рядный двухцилиндровый двигатель вдруг стал V-образным. Как такое возможно? Очень просто! Шейки коленчатого вала развернули на 90º, и схема работы мотора стала абсолютно идентичной V-образнику, ведь рабочие ходы теперь происходили не через равномерные промежутки времени. И хоть мощность и крутящий момент остались неизменными, пользоваться всем арсеналом мощности стало удобнее.

Помимо этого, диаметр труб передней вилки вырос до 43 мм (против 41 у TDM-1) и исчез «косяк» с направляющими труб. Маслобак переместился из-под седла в картер двигателя, а аккумулятор переехал из-под бензобака в район заднего амортизатора. Кстати, при внешней схожести батарей, устанавливаемых на первое и второе поколения TDM, они слегка отличаются. Батарея TDM-1 (YTX12BS) имеет ширину 87 мм, а батарея TDM-2 (YT12B-BS) — 69 мм (прочие размеры совпадают). Таким образом, установить аккумулятор от первого поколения на мотоцикл второго не получится — он просто не влезет в батарейный отсек. В то же время обратная замена возможна. Учитывайте это при покупке нового аккумулятора!

К сожалению, второе поколение «Тыгдыма», став краше и современнее внешне, не избавилось от большинства «болезней» предшественника, так что все «проблемные» места TDM-1 являются таковыми и для второго.

В 1999 году «Тэдээмский конь» претерпел еще одну модернизацию, причем довольно серьезную. Практически не изменив внешность машины, Yamaha выпустила на рынок по сути новый аппарат. Так, на приборной панели топливомер занял место датчика температуры охлаждающей жидкости, механический одометр уступил место электронным табло, да и сам спидометр, хоть и остался стрелочным, стал приводиться не тросом, а электроникой, от магнитного датчика в колесе, появилась кнопка аварийной сигнализаци. Из маслобака изчез щуп, уступив место более «чистому» и простому в использовании смотровому окошку, было усилено сцепление и слегка сближены передаточные отношения КП. Благодаря новым карбюраторам улучшилась наполняемость цилиндров смесью, а более мягкие настройки пружин и мембран обеспечили возможность более точно и мягко дозировать газ. Кроме того, появился датчик положения дроссельных заслонок, на основании показаний которого блок управления двигателем корректирует угол опережения зажигания, и все это вместе позволило поднять пик крутящего момента до 80,4 Нм при 6000 об/мин. Разумеется, разработчики учли и склонность старых карбов к переобогащению смеси: новый узел этим недугом почти не страдает. За наполнение же карбюраторов топливом теперь отвечает электронасос — вместо прежнего вакуумного.

Причиной тому стали проблемы с самим насосом. Так, после долгой стоянки вакуумному агрегату требовалось довольно много времени, чтобы заполнить поплавковые камеры бензином, что часто приводило к проблемам с запуском, а в жаркую погоду насос, расположенный прямо над двигателем, перегревался, и в нем образовывались воздушные пробки, что, разумеется, приводило к перебоям в работе мотора. Эта замена также позволила отказаться от архаичного бензокрана, а на приборке появилась лампа «резервного остатка топлива». Помимо всех этих нововведений, изменились зеркала и некоторые элементы отделки. Таким образом, из всей плеяды «Тыгдымов» наиболее рациональным приобретением станет мотоцикл именно этой генерации, ведь помимо фактического возраста в нем устранены практически все «детские болезни» предыдущих поколений.

На этом история модели не заканчивается: в 2002 году появилось третье поколение аппарата: TDM900. Помимо увеличенного до 897 см3 объема, мотоцикл обзавелся системой впрыска топлива, шестой передачей в КП, рамой из алюминиевого сплава, системой ABS (c 2005 года) и многими другими новшествами. По сути, это уже совершенно новый аппарат, унаследовавший от предков только название, компоновку двигателя и идеологию. Благодаря новой конструкции TDM900 приобрел не только уникальные потребительские качества, но и ряд присущих только ему особенностей и недостатков, которые достойны отдельного материала.

Как и большинство мотоциклов, характер которых выбивается из общей массы, TDM850 не столь популярен, как, скажем, четырехцилиндровые «классики» или спортбайки. Однако именно такие неоднозначные аппараты завоевывают самых преданных поклонников. Так, чаще всего ТDM продают только с целью купить другой, более свежий TDM, ну, или те, кто, попробовав, не проникся духом и характером этого аппарата. Благодаря кастовой обособленности этого «переклассика — недоэндуро» цены на TDM держатся на довольно низком уровне относительно сходных по мощности и кубатуре дорожных аппаратов, не говоря уже о больших эндуро. Так, за экземпляры первых годов выпуска (1992–1995) просят от 110 до 150 тыс. руб. За аппараты второго поколения (1996–1998), уже походившие по России, просят от 130 до 180 тыс. руб. и до 210, если мотик только прибыл из Японии или Европы. За последнюю модификацию 850-ки (1999–2001) придется выложить от 200 до 240 тыс. руб. — лишенный «косяков» мотоцикл ценится заметно дороже. А цены на «девятисотки» начинаются уже от 250 тыс. руб. Вопрос продажи мотоцикла в будущем стоит обдумать уже сейчас.

Мы уже отмечали, что, как правило, люди, покупающие TDM, делают это осознанно и, чаще всего, с мотоциклом уже знакомы. Отсюда простой вывод: чем лучше техническое состояние аппарата и чем он «свежее», тем больше вероятность его выгодно и быстро продать. Проблемы могут возникнуть лишь с реализацией экземпляра первой серии, так как их целевая аудитория — начинающие тыгдымщики из сословия студентов и прочей не сильно обеспеченной молодежи. Разумеется, рано или поздно мотоцикл найдет своего хозяина, но даже сейчас, во времена не лучшего финансового состояния населения, продать аппарат начала 90-х довольно сложно. Так что при покупке лучше остановить свой выбор на максимально молодом экземпляре.

Источник: журнал «За рулём»

Yamaha


Yamaha TDM850 был довольно революционным мотоциклом в 1991 году, когда он только был выпущен. Его технологическая новизна была примерно на том же уровне, как превосходство первого Ducati Multistrada 2004 над конкурентами. TDM850 может решать любые поставленные перед ним задачи, по сути, это многофункциональный байк. Хотя более поздний TDM900 лучше, 850-кубовый старичок тоже не плох.
Yamaha TDM850 оснащался отличным рядным двухцилиндровым двигателем, сделанным на базе мотора Super Tenere. Он развивает мощность 77 л.с. и крутящий момент 80 Нм.
Управление мотоциклом намного лучше, чем можно было бы ожидать. Он имеет приличную подвеску и тормоза, по крайней мере, для 90-ых годов. TDM850 едет довольно хорошо, но может показаться, что он немного узковат и седло несколько жестковато.
Мотоцикл Yamaha TDM850 комплектовался намного лучше, чем многие другие. Спортивная приборная панель всесторонне развитая, переключатель передач и зеркала удобны. За отдельную плату Yamaha комплектовали байк различного рода аксессуарами: ручками с подогревом, кофрами и многим другим.
Есть мнение, что Yamaha далеко не всегда бывают лучшими из большой четверки, частенько их критикуют за плохое сопротивление коррозии и обработку металлических частей. Но к Yamaha TDM850 это всё не относится. Проблем с надежностью практически нет, большой пробег обеспечен. Стоит помнить, что последние годы выпуска Yamaha TDM850 лучше предыдущих.

История Yamaha TDM850 (1991-2001)
• 1991: выпущен
• 1993: новый хромовый глушитель, серебристая рама, полированные кронштейны
• 1994: незначительные модификации коробки и сцепления
• 1996: установлена большая 43-миллиметровая вилка, рама стала короче, перепроектированный выхлоп и глушитель, пара фар, 20-литровый бак
• 1997: модифицирован для установки сигнализации
• 2001: выпущен TDM900
Технические характеристики Yamaha TDM850 (1991-2001)
• Предельная скорость: 210 км/ч
• 400 метров: 12.5 секунд
• Мощность: 77 л.с.
• Крутящий момент: 80 Нм
• Вес: 201 кг
• Высота по седлу: 795 мм
• Топливный бак: 20 литров
• Расход топлива: 6.1 л на 100 км
• Объем: 849 см3
• Двигатель: 8 клапанов, двухцилиндровый рядный
• Коробка скоростей: 5 передач
• Рама: стальная
• Регулируемая подвеска к предварительной нагрузке и восстановлению
• Передний тормоз: 2 x 298-миллиметровых диска
• Задний тормоз: 245-миллиметровый диск
• Передняя шина: 110/80 x 18
• Задняя шина: 150/70 x 17

Обзор мотоцикла Yamaha TDM 850

Откатал полностью прошлый сезон на данном мотоцикле, этот на нем же и открываю. Как понятно, пока продавать не настроен. Я фанат езды, поэтому катаюсь практически каждый день как по городу, так и по трассам.

Также имею в зачете два длительных тура. В первый раз доехал к ледовитому океану, вторая вылазка была к морям потеплее – Каспийскому и Черному. Маршрут держал по асфальту, но иногда позволял себя сворачивать с шоссе и испытать моц по грунтовкам, проселкам и песчаным наносам. Обнаружил отличные ходовые качества в разных условиях, что и требовалось доказать. Теперь не боюсь вылазок даже в те места, о которых ни хрена не знаю – tdm850 вывезет везде. Не буду утверждать о всех, но из испытанных мною ТДМ самый лучший внедорожник.

С заправкой я особо не парился, заливал 92-й, а в дальних турах и вообще хрен знает, какая бодяга под этой маркой продавалась. Тем не менее, движок хавал все, не пыхтел. При такой всеядности, как ни странно, довольно умеренное потребление – на крейсерской скорости в 130-150 км/час – чуть больше пяти литров. Учитывая, что бак на 18 литров, на триста км хватает.

Резина изнашивается не очень, заднюю поменял в конце прошлого сезона после отката 4000 км. У меня стоит передний баллон Metzeler – могу быть спокоен целый сезон точно. Диски в нормальном состоянии, из тормозных колодок пришлось поменять только передние.

Доволен и работой глушителей, клубов дыма не производят и не пыхтят, но это больше заслуга отменного состояния движка.

А вот масла ТДМ пожрать любит, что есть, то есть – на тысячу пробега уходит около литра. Еще когда перед покупкой про ямаха тдм 850 отзывы читал, на это обратил внимание. Но я нашел выход – заменил цилиндры, кольца и поршни, не забыл о маслосъемных колпачках и новых свечах. В результате, компрессия дала 12,5 очков в каждом горшке. Теперь о подливке масла можно не морочиться – даже после 600 км пробега не наблюдается забора. Звезды в идеальном состоянии – и передняя, и задняя. С цепью проблем нет, не растягивается, но и я берегу её – через каждые 300 км смазываю белой смазкой MOTUL.

Для езды мотоцикл комфортный, удобно сидеть, отеков не чувствуется ни в руках, ни в ногах, даже при длительных турах.

Увеличенное туринговое стекло обеспечивает качественную ветрозащиту. Все это толкнуло меня однажды на сумасшедшую идею – вылазку с Геленджика до Рязани без остановок – а это, прошу заметить, под полтора тысячи км!

Моя пятая точка была не в особом восторге, но на других моделях она бы не выдержала однозначно!

На данной модели тдм850 предусмотрена надежная защита мотора (из алюминия) – по грейдеру можно ездить смело. При завалах от повреждений защищают дуги Iron. На случай холодной погоды в межсезонье предусмотрен подогрев ручек.

Не буду создавать интриги – моё впечатление от TDM-850 позитивное. А на этом коне я с 2006-ого, хотя езжу не очень и активно. За все время увеличил пробег с 11 до 18 тысяч. Но это все из-за того, что не все время живу в России. До этого у меня была тоже Ямаха — FZX 750. Так вот, тдм 850 – это большая разница, качественно отличается в плане управляемости и маневренности, более устойчив и живее реагирует. Чувствуешь, что все под твоим контролем и знаешь, как поведет себя конь в той или иной ситуации.

Во мне 193 см роста, поэтому TDM это именно мой вариант, посадка очень комфортная – небольшой, естественный наклон вперед. Руль достаточно высоко посажен, зеркала тоже «на высоте» — в междурядьях они оказываются выше, чем у легковых авто и не цепляют их. Конечно, руль широковат, что создает некоторые неудобства. Центр тяжести высокий, а при весе аппарата в 220 кг это дает о себе знать, поэтому нужно приспособится к перемещению моца в гараж и внутри.

Качествам подвесок завидуют собственники спортов – энергоемкие и длинноходные, позволяют мягко выходить из очень глубоких ям, что не редкость при наших дорогах. Их также можно без проблем настроить.

Мне лично не понравился выхлопной звук родных банок, решил в торцах насверлить дырок с диаметром 6 мм – улучшился, но не кардинально. Приятель посоветовал дополнительную фишку – проделать дыры в резонаторе, спереди и сзади, эффект удался помощнее. Потом уже почитал про yamaha tdm 850 отзывы, и выбрал из предложенных мотобратией нештатные глушаки на замену штатной банки. Определенный бонус дают и высокие фары – моц видно из далека.

Меня не утраивает наличие только двух цилиндров в движке, хотя они и довольно продвинутые. Вибрация есть, но несущественная – понимаешь, что ты действительно едешь на мотоцикле а не машине или мопеде. Мотор очень надежный, но при температуре ниже пяти градусов заводится с проблемами. Из ощутимых проблем – щелкает при переходе с первой на вторую передачу.

Движок ровно тянет все 850 кубиков с 3500 оборотов. Я бы поддал эластичности, но с двумя цилиндрами это не очень удается сделать. Ехать можно и очень медленно, практически на холостых, а ручка газа имеет достаточный ход для дозировки мощности. Касаемо максималки, выходил на 190, дальше вроде как отсечка.

Задний маятник у ямаха tdm 850 коротковат, учитывая массивный передок. С поребриков позволяют легко съезжать высокие клиренсы. По разным грунтовым вариантам – лесным тропам, канавам – не рекомендую тестировать, часто валится, а поднять массивный моц не так и легко.

Что было из неполадок? Регулятор напряжения сгорел, что привело к выходу из строя батареи. Также заметил однажды нехарактерные лязги в цилиндрах, грешным делом подумал, что разболталась цепь ГРМ в моторе. Думаю, подтяну-ка сам – нет, оказалось, все в поряде. Оказалось, дело в свечах – замена все расставила по местам. Сейчас некоторые проблемы со стрелкой тахометра, дергается, но только от 4 до 5 тысяч оборотов. Да, еще порвался недавно трос привода спидометра, но это мелочи.

В качестве итога скажу, что yamaha tdm 850 2 поколения надежен и хорошо управляем. По городу хорошо, для дальних туров утомляет. Все другое – дело нюансов и вкуса.

Разгонял до 200 км/час, но удовольствия такие скорости не доставляют. А вот 160 вполне комфортный уровень. Вообще, мотоцикл универсальный для любых режимов езды и трасс. Может переварить и 92-й, но при этом вырастет расход.

Движок по своей конструкции позволяет делать ремонт даже в полевых условиях. Учтите, что расходные материалы и запчасти являются недорогими, некоторые из них можно подобрать от фазера и XTZ.

Пожаловаться можно на жор масла, но его трудно избежать, так как движок на 10 клапанов. К тому же про yamaha tdm 850 отзывы все об этом пишут и жалуются, так что был уже предупрежден заранее. Помогает замена сальников. Но с другой стороны, это компенсирует высокая мощность и тяга. Нужно следить за состоянием тормозных дисков, так как их износ делает тормоза ватными.

Относительно КПП, бывают проблемы с поиском нейтралки, но к этому со временем привыкаешь. При покупке подержанной модели обязательно проверьте, есть ли герметик под прокладкой крышки клапана. Если да – значит проводили регулировку зазоров после 40 000 пробега. Обратите внимание также на болты маслофильтра, которые могут быть сорванными. Для этого лучше подкатить мот на СТО к профессионалам.

>Yamaha TDM 850: выносливость и адреналин.

Два колеса на все случаи жизни

Казалось бы — что сложного в том, чтобы сделать мотоцикл, одинаково хорошо подходящий для всех целей? Причины на то в основном коммерческие. Чопперистам ни к чему высокая максимальная скорость, для любителей спортбайков важнее динамика и маневренность, а не комфорт, байкеры-дальнобойщики гордятся неприхотливостью своих туристических эндуро. Ямаха ТДМ 850 отчасти объединила в себе всё понемногу. Конструкция вышла своеобразной и отчасти спорной, но очень удачной. Выпускалась Yamaha TDM 850 на протяжении 10 лет, претерпев за это время один рестайлинг и получив массу мелких доработок.

Японцам удалось скрестить ужа с ежом и в лице TDM 850 получить мотоцикл, который сейчас можно назвать кроссовером. Он не приспособлен для покорения пустынь и болот, но преодоление огромных дистанций по разбитым дорогам, в том числе и грунтовым, ему по плечу, причём с относительным комфортом и за доступную цену. Сейчас Ямаха ТДМ 850 на вторичном рынке и вовсе стоит очень дёшево, сравнимо с какой-нибудь 20-летней «четырёхсоткой». А почему бы и нет? Максимальная скорость TDM 850 превышает 200 км/ч (но это также зависит от обвеса и состояния мотоцикла), бензобак вмещает 18-20 литров (в зависимости от поколения), а разгон с 0 до 100 км/ч на исправном байке возможен за 3,8 секунды. Впечатляет даже по современным меркам, а ведь первые Ямахи ТДМ 850 поступили в продажу ещё в далёком 1991 году, когда трещал по швам и рассыпался на части СССР. При этом многие экземпляры до сих пор на ходу, а при должном уходе они прослужат ещё пару десятков лет.

За что Yamaha TDM 850 пользуется такой любовью? За большой запас хода, великолепную маневренность, неплохой уровень комфортабельности, ремонтопригодность и общую выносливость. Дизайн у первого поколения был довольно спорный, многие считали его устаревшим ещё на момент выхода, но с 1996 года начался выпуск второго поколения ТДМ 850. Внешность получилась удачной, и она почти без изменений досталась его преемнику, ТДМ 900, который выпускался уже позднее, в 00-х годах. Впрочем, безнаказанно попытаться сделать универсальный мотоцикл у Yamaha всё равно не вышло, так что не обошлось и без ложки дёгтя.

Технические характеристики Yamaha TDM 850

С точки зрения конструкции в ТДМ 850 много нестандартных и довольно странных решений. Японцы почти с нуля (кое-какие идеи были позаимствованы у Yamaha XTZ 750 Super Tenere) спроектировали 10-клапанный 2-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения, обладавший очень сбалансированным характером, без провалов и подхватов, который на пике выдавал 83 л.с. и 80 Нм крутящего момента, что обеспечивало шикарную динамику. Мотор оказался настолько удачным в этом плане, что впоследствии ставился на спортбайк Yamaha TRX 850. Но была у него и одна особенность, которая даже стала предметом шуток владельцев Ямаха ТДМ 850, и она часто упоминается в их отзывах — расход масла. При спокойной езде он почти незаметен, но на высоких оборотах движок TDM 850 пожирает масло очень быстро, и от замены до замены способен употребить внутрь несколько литров.

К счастью, проблема не критична — у этого мотоцикла сухой картер, а масло хранится в маслобаке, откуда оно перекачивается насосом. Чтобы исключить возможность масляного голодания, можно просто залить в бак на пару литров масла больше, чем нужно, как и поступает большинство владельцев. Другой головной болью служили штатные карбюраторы (вплоть до замены их на другую модель в 1999 году), в которых колодцы игл из-за вибраций разбивались со временем. Зато 2-цилиндровый двигатель с коленвалом, развёрнутым на 270 градусов вместо классических 360, обладает характером типичного V-твина, с мощной тягой на низких оборотах и сочным звуком выхлопа.

В движение мотоцикл приводит обычная цепь. Если не покупать китайские noname-запчасти, она способна пройти 15-20 тысяч километров, а то и больше, если, конечно, за ней ухаживать. Подвески у Yamaha TDM 850 тоже неплохие, с полными регулировками отбоя и преднатяга и спереди, и сзади. С 1996 года 41-миллиметровая вилка была заменена на 43-миллиметровую, что положительно сказалось на устойчивости в затяжных виражах. Впрочем, ТДМ 850 и так способен «с коленкой» проходить повороты на треке. Тормоза мотоциклу достались достойные даже по современным меркам — два 298-мм диска с 4-поршневыми суппортами спереди и 245-мм диск с 2-поршневым суппортом сзади. Останавливается байк почти так же легко, как маневрирует, а в его случае такая характеристика дорогого стоит.

В «голом» виде Yamaha TDM 850 отлично подходит на роль мотоцикла на каждый день. Он свободно прошивает городские пробки, а при необходимости легко переезжает через бордюры и прочие неровности. Если же на байк повесить кофры, и, в идеале, поставить увеличенное ветровое стекло, то на нём можно смело отправляться в дальнюю дорогу. Он неприхотлив к бензину, посадка на нём удобна для большинства мотоциклистов, а асфальт, не ремонтировавшийся со времён Второй Мировой, ему вполне по зубам, особенно если обуть его в более «зубастую» резину.

Плюсы и минусы Yamaha TDM 850

Достоинства

  • Доступная цена. В силу возраста купить ТДМ 850 можно за очень скромную сумму денег, правда, надо очень тщательно осматривать мотоцикл перед покупкой. Ничто не вечно, и 25-летний байк будет пребывать в хорошем состоянии только в том случае, если он долго находился в заботливых руках.
  • Крепкий и прочный пластик. Большинство падений он переживает без последствий, если, конечно, они не происходят на значительной скорости.
  • На удивление неплохой штатный свет. Впрочем, это актуально в основном для первого поколения TDM 850.
  • Динамика. Байк очень бодро разгоняется даже с грузом и пассажиром.
  • Тормоза. Они достаточно эффективны для агрессивной езды даже по современным меркам.
  • Маневренность. Благодаря удачной развесовке субъективно мотоцикл кажется не тяжёлым, и управляется он очень легко.
  • Запас хода. Расход топлива TDM 850 при езде со скоростью 130-140 км/ч не превышает 6 литров АИ-92, а в бак влезает от 18 до 20 литров бензина.

Недостатки

  • Привычка двигателя к поеданию масла. Необходимо постоянно следить за его уровнем.
  • Сложность обслуживания. Это плата за универсальность в применении, но обслуживать Ямаху ТДМ 850 действительно непросто. Так, для замены свечей надо сливать антифриз и демонтироват радиатор, а чтобы добраться до аккумулятора, придётся снимать бензобак и боковой пластик.
  • Неудачные карбюраторы. Проблема лечится заменой на другие, от ТДМ 850 1999-2001 годов выпуска.
  • Спорная конструкция заднего тормозного суппорта. Он иногда чуть подклинивает, что приводит к ускоренному износу тормозного диска и колодок.
  • Трудности с поиском запчастей. В наличии найти что-то серьёзнее свечей или аккумулятора на ТДМ 850 сложно даже в крупном городе, так что приходится заказывать нужное из Японии и ждать доставки.

Отзывы владельцев Yamaha TDM 850

В 2014 купил ТДМ850 93 года выпуска за 120 тыщ, мотоцикл был живой, но немного усталый. Пробег был 40+ тыщ км, но, думаю, это уже по третьему или четвертому кругу. Сам за два года наездил почти 20 тыщ, после чего мотор сказал «бум». Вскрытие показало, что кто-то из предыдущих владельцев в него лил, судя по всему, подсолнечное масло вместо моторного, по крайней мере, иначе объяснить такое количество грязи невозможно. За 25 тыщ был притащен б/у контрактный мотор из Финляндии, заменен, после чего байк был успешно разбит в ДТП на МКАДе. Мне повезло больше, чем мотоциклу, так что на следующий год снова купил ТДМ 850, но уже второго поколения. Субъективно то же самое, фары светят чуть хуже, едет чуть получше, но разница на уровне ощущений. Руслан, Yamaha TDM 850 ‘1993, Москва.

Отличный и совершенно неубиваемый дорожник с подвесками от турэндуро. С запчастями и правда труба, но расходники все подходят от других Ямах, так что проблем нет. Реальный пробег неизвестен, сам проехал порядка 35000 км уже, пока без серьезных поломок. Из проблем был только отрыв гружёного кофра от багажника на скорости в ~180 км/ч, благо сзади машин не было.Но это уже вроде не проблема мотоцикла, а в остальном норм всё, за 150-180 тыщ это единственный подходящий для дальнобоя мотоцикл, который можно найти. Сергей, Волгоград, Yamaha TDM 850 ‘2000.

Перед покупкой смотрел на ютубе обзоры ТДМ 850, отзывы читал, не понимал, как на мотоцикле, который с виду типичный классик, может быть удобно. Сам до этого ездил на Стиде 400, но захотелось подвесок получше и мотор пободрее. В итоге взял проверенный ТДМ 850 у знакомого, тот не обманул, мотоцикл мне достался ухоженный, пусть и с внешними потертостями. Сейчас вот закончил на нем сезон-2018, продавать не планирую, езжу три года уже. Пробовал ТДМ 900 — то же самое, прокатился на Варадеро 1000 — вообще не понял, как на этом утюге люди ездят. По ходу, буду катать на 850-ке своей дальше, пока на неё запчасти есть. Виктор, Одинцово, Yamaha TDM 850 ‘1997.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *