Значение терминов хайсайд и лоусайд. Как предотвратить эти разновидности вылета из седла мотоцикла?

Хайсайд случается при совокупности трех причин: потеря сцепления заднего колеса с дорожным покрытием, значительный уход его от траектории, резкое восстановление сцепления. Если убрать одну из этих причин, то хайсайда не произойдет. Чаще всего это происходит в повороте или на выходе из него и чаще всего по ошибке пилота.

В чем заключается роль пилота? Многие уличные водители при прохождении скоростного поворота инстинктивно сбрасывают газ и зажимают тормоза, заднее колесо разгружается и если еще к нему приложено тормозное усилие, то его начинает сносить, водитель инстинктивно отпускает задний тормоз и колесо получает сцепление с дорогой, получаем хайсайд. Некоторые проходят поворот без торможения (что, в общем в среде уличных водителей редкость), после руления добавляют газ, но достаточно резко или чрезмерно и, почувствовав, что колесо сносит, резко его закрывают, колесо получает сцепление и мы получаем тот же хайсайд. Разница между ними только в том, что одни получают его раньше, другие позже. Как это предотвратить? Вопрос достаточно сложный и однозначного ответа вы не получите. Если вы смотрели гонки профессионалов, то наверняка видели, что хайсайд происходит и там.

Наиболее правильным мне представляется попытаться свести к минимуму риск возникновения каждой из трех причин хайсайда. Снос заднего колеса в повороте происходит в первом случае из-за неправильной развесовки, то есть на торможении нагрузка на переднее колесо возрастает, а на заднее уменьшается, во втором из-за неправильной дозировки газа. (Для справки: Для того чтобы не заблокировать заднее колесо мы должны входить в поворот на включенной передаче. Помимо прочего, гироскопический момент, создаваемый вращающимся задним колесом добавляет устойчивости мотоциклу.)

Для того чтобы уменьшить риск сноса мы должны переместить массу тела назад (до поворота) и нагрузить заднее колесо путем плавного добавления газа или, хотя бы не тормозить активно предним. Когда вы почувствовали, что заднюю часть мотоцикла сносит, и она начинает поворачиваться относительно рулевой колонки, то ни в коем случае не пытайтесь прикладывать усилия к рулю. У вас еще есть шанс, что так же плавно, в заносе вы выйдете из этого положения или, в крайнем случае, получите лоусайд (Lowside) если величина заноса – ухода от траектории будет значительной. Если вы выходите из поворота с тягой, то не бросайте резко газ, а просто перестаньте его добавлять. Не поддавайтесь панике. По мере выхода из поворота угол наклона мотоцикла и, следовательно заноса уменьшается и при условии, что вы не прикладываете никаких усилий к рулю, сцепление заднего колеса с дорогой усиливается и толчок, который вы получите в момент полного контакта резины с асфальтом будет не столь ощутимым и вам удастся избежать Хайсайда.

Помните, что Хайсайд может случиться и при движении по прямой, если заднее колесо ощутимо снесет. Помните так же, что при заносе колесо не теряет сцепления с дорогой а только ослабляет его, даже если вы заехали на песок или в лужу масла.

Лоусайд — это когда мотоцикл валится на бок и мотоциклист сидит на нем непосредственно до момента приземления на асфальт. В этом случае мотоциклист обычно скользит за мотоциклом, соответственно, чтобы его не догнать, нужно как можно сильнее распластаться по асфальту. Причины лоусайдов бывают разные — перебор с газом и уход в сторону заднего колеса, сильный наклон и потеря сцепления с асфальтом переднего колеса… Однако, результат падения всегда один и тот же — мотоцикл скользит на боку. Если есть уверенность, что при скольжении мотоцикл никуда не врежется, то можно минимизировать повреждения, не отпуская руль во время скольжения. Естественно, это сработает только при наличии хорошей экипировки, иначе на это не будет времени — все внимание будет отвлечено на боль от стирания тушки об асфальт.

Игра в баланс — скользячка

Ею пугают всех начинающих и опытных мотоциклистов. О ней говорят новички и пилоты гоночных треков. Она та, из-за кого приходится покупать новый экип, чинить мотоцикл и зализывать раны. Еще не догадались?

В разговорном сленговом языке плотно прижилось понятие, описывающее падение с последующим скольжением. Именно от этого процесса трения техники и собственного тела под действием скорости родилось понятие «скользячка».

Большинство мотоциклистов готовы до хрипоты спорить на разные темы, от преимуществ кардана над цепью, до влияния формы зеркал на аэродинамику, но не все хотят обращать внимание на то, как много разных понятий объединяют в одно слово – скользячка. А ведь понимание механики процесса падения может спасти от глупых ошибок.

Предлагаю вам дискуссию, чтобы разложить по полочкам некоторые термины, так часто смешиваемых в одно.

Падение с мотоцикла, это всегда потеря баланса. Когда мы теряем его на скорости, это происходит по многим причинам. В английском языке есть два полезных термина:

  • Highside (хайсайд)
  • Lowesider (лоусайд)

Хайсайд

отличается перелетом через мотоцикл. Ихмо – пилот выбрасывается из седла в следствии резкого восстановления сцепления заднего колеса с поверхностью. Основные травмы получают именно от удара об асфальт или при падении на мотоцикл.

Смысл в том, что водитель по инерции падает впереди мотоцикла, а тот тут же следом. Это значит, что кроме первых ранений реально получить в довесок сильнейший удар от мотоцикла, который в силу собственного веса неизбежно догонит пилота. Здесь в основном страдают руки, ноги, спина. Дело в том, что когда пилота подкидывает, велика вероятность зацепиться за руль или зеркала, но если вам не повезло, то груда железа, которая когда-то была вашим мотоциклом догоняет всей своей массой в спину. Почему? Потому что при любом падении вперед человек инстинктивно выставляет руки перед собой, пытаясь хоть как-то ориентироваться в пространстве и остановить калейдоскоп из асфальта, неба и мельтешащих машин/мотоциклов. Для этих целей на ваших перчатках всегда максимум усилений на боковых частях ладоней, а иногда и сшитые вместе мизинцы с безымянными пальцами.

Лоусайд

это то, что в 99% понимают под классической скользячкой. Типичное падение на бок с последующим стиранием всех частей тела и пластика о дорожное покрытие. В Лоусайд частенько падают при попытке пройти поворот, когда нет возможности справиться с ситуацией и легче положить мотоцикл на бок, чем оказаться выкинутым центробежной силой, в него же перескакивают из хайсайда, что менее травмоопасно. При падении лоусайд мотоцикл заваливается, скользит по инерции, а пилот буквально тащится следом.

В данном случае ваши травмы в первую очередь будут вызваны скольжением. Если в момент падения мотоцикл не зажал вашу ногу, то вам необходимо как можно больше удалиться от мотоцикла, всячески цепляясь за асфальт/песок, чтобы не влететь в груду железа, когда она остановится.

При лоусайде сильно страдают колени, локти и плечи. Отдельной темой проходит голеностоп. Если на вашем мотоцикле нет защитных дуг и вообще у вас май, поэтому вы выехали в сланцах…сочувствую. Уходя в скользячку, многие рефлекторно пытаются спасти ситуацию поиском точки опоры на ногу, тут то и оказывается, что с инерцией не поспоришь.

Юз

Это понятие мы используем в контексте торможения. Мол выжал я тормоз, а колесо заблокировалось и пошло юзом. Важно понимать, что юзом мы двигаемся только по прямой, потому что когда так происходит, потери сцепления покрышки с поверхностью дороги — нет. Нас начинает водить, может проявиться так называемый «воблинг», а дальше три варианта развития событий:

  • Резкая стабилизация, если мы отпустили тормоз, например, моментальное сцепление колеса и пилот уже ласточкой вылетает с насиженного места.
  • Замедление скорости, как следствие падение на бок.
  • Вовремя сориентировались, отделались испугом и пачкой валидола.

Если мы говорим о падении в повороте, то это или ЗАНОС, когда одна из осей отклонилась от нормы, или СНОС, когда оба колеса потеряли сцепление с поверхностью.

Оговаривать действия в подобных ситуация, я пока не буду, по той причине, что они всегда упираются в частные случаи связанные с:

  • Работой тормозом
  • Работой газом
  • Оценкой дорожной ситуации при маневрах

Отдельно хочу сделать акцент на понимании, что любые падения связаны не только с действиями пилота, но и с конструкцией самого мотоцикла. Важно понимать, почему в одних случаях вас может буквально катапультировать с мотоцикла, а в других торможение приведет чуть не к отрыву заднего колеса, и вы снова броситесь в объятия асфальта.

Конструкция любого мотоцикла, это не просто баланс двигателя с пилотом между колес. Амортизация на переднее и заднее колесо, вот где собака зарыта. При резком открытии газа, вы физически увеличиваете нагрузку на заднее колесо, в результате центр тяжести смещается назад. Вы будто проседаете, потому что задние амортизаторы принимают удар на себя. Отсюда и рождается сила для броска пилота в хайсайде. Выжимая передний тормоз, вы воздействуете на переднюю вилку, она сжимается от смещения центра тяжести.

Бытует наивное мнение, что скользячка, она же «асфальтная болезнь», чума водителей спортбайков. Дескать, если я крутой водитель на чоппере, то падение хайсайд мне не грозит. На самом деле механика падения везде одинакова, различные только последствия в зависимости от сопутствующих факторов: скорости, дорожного покрытия, уровня экипированности. Да, у чоппера могут быть защитные дуги, которые изрядно сэкономят на ремонте техники и вашем лечении. Но ведь и у спортбайка так же могут быть каркасы безопасности, если не дуги, то клетки, защищающие двигатель. Они, к слову, набирают популярность среди городских гонщиков. По мне, так водители эндуро или любители кроссовых мотоциклов имеют дело с падениями больше других.

Игра в баланс в момент движения, вот чем занимается каждый пилот без исключения. Инженеры проделали огромнейший труд, чтобы создать прекрасный и опасный предмет технического искусства, главным козырем которого является именно баланс.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *