Инди-500: геройство Алонсо, чудовищная авария Диксона и триумф Сато

В этом году культовая американская гонка Инди-500 состоялась уже в 101-й раз. Перед стартом очередного гоночного спектакля на «Старой кирпичнице» все было почти как всегда: американский гимн и патриотические песни, несколько кругов за пейс-каром и традиционный для Индианаполиса старт в три ряда… Однако в этот раз за подготовкой к ключевому этапу чемпионата IndyCar пристально следили не только поклонники американской серии, но и многие любители Формулы-1. Нет, конечно же, здорово, что Гран При Монако и Инди-500 стартовали не одновременно. Но было бы интересно узнать, сколько людей, наблюдавших за самым гламурным этапом Формулы-1, решили бы променять его на дебют Фернандо Алонсо в Индикаре?

Как обычно, тесты на овале «Старой кирпичницы» начались уже на следующий день после финиша дорожной гонки в Индианаполисе, в которой мастер квалификаций Уилл Пауэр смог наконец-то конвертировать поул в победу. А через неделю состоялось отдельное гоночное действо — борьба за стартовые позиции в Инди-500. Этот уик-энд, увы, был омрачен серьезной аварией, в которую попал Себастьен Бурдэ. Его болид сорвало с траектории на скорости более 300 километров в час, в результате чего француз получил переломы бедра и костей таза. После Бурдэ перенес операцию, а к моменту старта Инди-500 Себастьен даже покинул больницу. Однако о возвращении на старт в этом сезоне победителю первой гонки чемпионата, увы, придется забыть…

В квалификации выиграть поул-позишн и разжиться очками за лучший круг удалось новозеландцу Скотту Диксону. Фернандо Алонсо показал отличное пятое время и расположился во втором ряду рядом со своим старым знакомым по Формуле-1 Такумой Сато. А если бы не проблемы с машиной, то двукратный чемпион мира мог бы претендовать и на первый ряд! Что касается Михаила Алешина, то российский пилот получил право стартовать с тринадцатой позиции. Не так уж и плохо, учитывая, что в этой гонке принимали участие 32 пилота и одна пилотесса.

Скотт Диксон выиграл и квалификацию, и старт гонки

В день главного заезда чемпионата синоптики прогнозировали дождь, но он так и не начался. Несмотря на это, гонка, которая традиционно состояла из двухсот кругов по 2,5-мильному овалу, получилась не просто боевой: порой она напоминала настоящий триллер. За двойную порцию очков, которую пилоты получают в Инди-500, они неистово боролись от старта до финиша, а лидер заезда менялся 35 раз!

Инди-500 этого года запомнилась многочисленными авариями и сходами

Обладатель поула Скотт Диксон отлично принял старт и возглавил заезд, показав готовность завоевать максимальные очки и за победу в гонке. Сато и Алонсо провалились в глубину первой десятки, однако к 20-му кругу они набрали темп и начали пробиваться вперед. А вскоре Диксон не только уступил лидерство Александру Росси, но и пропустил еще несколько пилотов, в том числе и Фернандо Алонсо.

После первого пит-стопа испанец вернулся на трассу третьим среди всех, кто уже совершил пит-стоп. А на 37-м круге впервые в этой гонке случилось то, чего, наверное, ждали многие фанаты Формулы-1: Алонсо, обойдя Эда Канпентера и Александра Росси, возглавил заезд!

Фернандо Алонсо несколько раз красовался на лидирующей позиции

Увы, спокойное течение гонки было нарушено уже совсем скоро — на 55-м круге. Болид Джефа Ховарда после удара об отбойник выкинуло на середину трека, и в него на полной скорости влетела машина Скотта Диксона. Автомобиль новозеландского гонщика отправился в полет, после чего врезался в ограждение, порвав сетку. Авария выглядела ужасающе, но пилоты после обследования в медицинском центре уже вскоре как ни в чем не бывало раздавали интервью. Ну а саму гонку для устранения разрушений ограждения пришлось на время остановить красными флагами…

После рестарта Алонсо смог сохранить лидерство, но потерял темп и поочередно пропустил вперед Росси, Сато и американца Райана Хантер-Рея. Затем на первую позицию вышел японец, но уже вскоре на трассе вновь появился автомобиль безопасности: Конор Дейли разбил болид о стену, а Джек Харви улетел внутрь овала. Причем британец на пути к стене пролетел не так далеко от уже высунувшей свой нос из укрытия машины маршалов. Однако обошлось…

После второго рестарта битву за позиции в первой четверке продолжили пилоты команды Andretti Autosport, использующей двигатели Honda. Но после еще одного пейс-кара ситуация в стане лидеров заметно поменялась. Пилоты постепенно разделились на две группы с различными тактиками, хотя никто из них не мог спрогнозировать, что желтые флаги в этот день будут появляться с завидным постоянством и дальше.

Не все пришедшие на автодром зрители внимательно следили за драматичными событиями на трассе: многие предпочли другие развлечения

На 131-м круге, порадовав трибуны красивыми обгонами, Алонсо вновь вышел вперед. После очередного рестарта испанца обогнал Райан Хантер-Рей, однако Фернандо восстановил статус-кво, а американец был вынужден заехать в боксы из-за вышедшего из строя мотора. При этом его болид полил трассу маслом, спровоцировав очередной выезд пейс-кара. Новый рестарт отбросил Алонсо во вторую половину первой десятки, а за 21 круг до финиша мотор Honda на машине испанца предательски задымил и заставил двукратного чемпиона мира припарковаться на обочине. Вам это ничего не напоминает?

Однако и сход Алонсо не стал последним происшествием в нынешней гонке: когда до финиша оставалось 17 кругов, произошла авария, в которую угодили сразу пятеро пилотов. Столкновение Оливера Сервии и Джеймса Девисона спровоцировало завал, в который попали Джеймс Хинчклифф, Уилл Пауэр и Джозеф Ньюгарден…

Экс-пилот Формулы-1 Макс Чилтон лидировал перед финишем гонки, но в итоге не удержался даже в первой тройке

Ну а главное сражение за победу развернулось на последних кругах. Сначала казалось, что вслед за Росси обладателем почетного трофея может стать лидирующий Макс Чилтон, однако, отбив атаку Сато, он сперва пропустил вперед Элио Кастроневеса, а затем и Сато на пару с новичком Эдом Джонсом. Такума вышел в лидеры за пять кругов до финиша, после чего смог отбить все атаки Кастроневеса, который, казалось бы, был в шаге от очередной победы в Инди-500.

Победный финиш Такумы Сато

Впрочем, бразилец не скрывал своей радости и от «серебряной» ступеньки подиума. Или от того, что, отодвинув на вторую позицию Симона Пажено, Кастроневес вышел в лидеры чемпионата? Так или иначе, а компанию Такуме и Элио на пьедестале составил дебютант серии IndyCar Эд Джонс, и ранее не раз удивлявший своей скоростью.

Такума Сато стал первым японцем, одержавшим победу в Инди-500

Что касается Михаила Алешина, то он закончил гонку на той же 13-й позиции, с которой и стартовал. Однако, если бы не удар Эда Карпентера, из-за которого на болиде россиянина был разрушен боковой понтон, то он мог бы побороться и за места повыше. А так из-за атаки Карпентера Михаил совершил незапланированный пит-стоп, во время которого механики залатали огромную дыру специальным скотчем. И после этого держать высокий темп Алешин уже не мог, оставшись после финиша Инди-500 на семнадцатой позиции в личном зачете серии.

Если бы не поврежденный болид, Михаил Алешин (№7) мог бы претендовать и на место в первой десятке

Следующий старт пилотов Индикара запланирован уже на ближайшие выходные: на городской трассе в Детройте пройдет «сдвоенный» гоночный уик-энд, в ходе которого пилоты разыграют очки седьмого и восьмого этапов серии.

Чемпионат IndyCar
Положение в личном зачете после шести этапов

Место Гонщик Страна Двигатель Очки
1 Элио Кастроневес Бразилия Chevrolet 245
2 Симон Пажено Франция Chevrolet 234
3 Такума Сато Япония Honda 234
4 Скотт Диксон Новая Зеландия Honda 234
5 Александр Росси США Honda 190
6 Тони Канаан Бразилия Honda 188
7 Уилл Пауэр Австралия Chevrolet 186
8 Джозеф Ньюгарден США Chevrolet 186
9 Эд Джонс ОАЭ/США Honda 185
10 Джеймс Хинчклифф Канада Honda 170
17 Михаил Алешин Россия Honda 134
Все — шасси Dallara DW12

Фернандо Алонсо поедет в Indy 500

Такума Сато заслужил этот успех

Японца все прекрасно помнят по выступлениям в Формуле 1 – далеко не всегда успешным, но зачастую ярким, вроде прорыва в Канаде-2007 на Super Aguri или подиума в Индианаполисе-2004. Сато – из тех гонщиков, которые редко добиваются высоких результатов, но при этом завоевывают любовь болельщиков.

Сегодня Такума одержал главную победу в карьере. И назвать ее случайной нельзя – первый шаг к этому успеху японец сделал еще в квалификации, заняв высокое четвертое место, а в гонке практически весь заезд держался среди лидеров или неподалеку от них. По ходу карьеры Сато часто не везло, но сегодня все наконец-то сложилось так, как надо. Проблемы, регулярно преследующие Andretti Autosport в последнее время, обошли Такуму стороной, и он провел отличную гонку, принеся команде победу.

И хотя Сато не выиграет «Тройную корону» (вряд ли японец вернется в Ф1 и победит в Монако), теперь он точно может считать, что его карьера прошла не впустую – Такума стал первым японцем, победившим в Indy 500. Победить в этой гонке – значит навсегда вписать свое имя в историю.

Победитель: Такума Сато, Andretti Autosport Honda

Фото: IndyCar Series

Алонсо – великий гонщик

Но как бы хорош сегодня не был Сато, все равно в первую очередь все будут обсуждать Алонсо. Испанец в очередной раз доказал высокий класс – немного растерявшись на старте, Фернандо быстро выправил положение и весь заезд шел в группе лидеров. Более того, он реально претендовал на победу – по ходу гонки двукратный чемпион мира несколько раз возглавлял пелотон, и мог выиграть даже после схода Хантера-Рея и проблем на пит-стопе у Алекса Росси, рядом с которыми ему было бы проще.

Все тезисы о сложностях, с которыми сталкиваются новички на овалах – вроде действий в трафике или на рестартах – Алонсо уверенно разбил. По ходу гонки испанец ничем не напоминал дебютанта. Фернандо выглядел так, словно последние 16 лет он провел не в Ф1, а на овалах IndyCar.

Жаль только, что Honda и в Индианаполисе не позволила ему до конца продемонстрировать свой потенциал – проблемы, преследующие испанца в Ф1, догнали его и за океаном. Остается надеяться, что слово «Honda» еще не вызывает у Фернандо нервного тика. Японская марка снова подвела испанца и, кажется, еще больше ухудшила свою репутацию.

Алонсо будет сложно проехать «Инди 500» еще раз

Хотя Фернандо и сказал, что намерен вернуться в Индианаполис в будущем, есть определенные сомнения, что у него это получится. Зак Браун и компания придумали прекрасный маркетинговый уход, разом убив нескольких зайцев – и Алонсо порадовали, и козырь в предстоящих переговорах о новом контракте с испанцем получили, и McLaren с Honda обеспечили отличную рекламу. Но по сути, это было разовое событие – вряд ли Фернандо удастся вновь уехать посреди сезона в Америку через год.

Фернандо Алонсо, Andretti Autosport Honda

Фото: Стивен Ти / LAT Images

Алонсо не скрывает, что Формула 1 пока еще остается для него приоритетом – и велика вероятность, что по этой причине он покинет Уокинг ради другой, более перспективной команды. В условных Mercedes или Renault Фернандо точно не позволят таких вольностей, как пропуск этапа ради гонок в другой серии.

А если он останется в McLaren (показавшей готовность угождать его желаниям), то это тоже будет выглядеть странным. Приехать на Indy 500 один раз – это сенсация, хайп и геройство. Но повторять этот трюк каждый год станет фарсом как для McLaren, так и для самого Алонсо, несмотря на все его несомненные успехи в Индианаполисе. Потому не нужно ждать реванша Фернандо в Indy 500 уже в следующем сезоне – возможно, его возвращения в Индианаполис придется подождать не один год.

«Инди 500» – самая опасная гонка в мире

Безумные скорости и отбойники прямо у дорожного полотна делают Indy 500 невероятно опасной для каждого участника. «500 миль Индианаполиса» 2017 года это наглядно подтвердила еще по ходу квалификации: Себастьен Бурдэ разбился так сильно, что до конца сезона на старт уже не выйдет.

А гонка запомнилась целым рядом происшествий, выглядящих попросту страшно – лишь благодаря повысившимся в последние годы стандартам безопасности и удаче авария Скотта Диксона и Джея Ховарда закончилась благополучно. Зрелищный полет и удар об стену гонщика Chip Ganassi Racing заставили нервно охнуть многих – но, к счастью, новозеландец не пострадал и даже спокойно раздавал интервью спустя всего несколько минут после происшествия.

Скотт Диксон, Chip Ganassi Racing Honda

Фото: Michael C. Johnson / Amarillo Globe News

И хотя на этот раз в многочисленных происшествиях никто из гонщиков не получил травм, сегодняшние крэши многое говорят о том, какая смелость нужна для выступлений в IndyCar и почему «Индианаполис Мотор Спидвей» – не только одна из самых знаменитых, но и одна из наиболее опасных трасс в мире.

Сегодня был главный гоночный день в году

Контраст между гонками в Монако и Индианаполисе оказался огромным. Если в Монте-Карло мы увидели скучную процессию без единого обгона и с предсказуемым победителем, то Indy 500 оказалась настоящим триллером – с обилием красивой борьбы и триумфатором, которого вряд ли кто-то ожидал увидеть на первом месте. В это воскресенье серия IndyCar вчистую переиграла Формулу 1.

Значимость «Инди 500» признали и в самой Ф1. Появление Алонсо, который напутствовал Дженсона Баттона перед гонкой в прямой трансляции Гран При Монако – это не просто забавный прикол, а квинтэссенция связи двух знаменитых гонок. Когда такое происходило последний раз в Формуле 1, обычно делающей вид, что остального автоспорта просто не существует?

Пример Алонсо показал, что временная миграция спортсменов между главными гоночными чемпионатами – это действительно крутая вещь, от которой выигрывают решительно все. Благодаря Фернандо о победе Такумы Сато и Indy 500 в целом узнало в разы больше людей, чем без него. И потому пусть участие Алонсо в «500 милях Индианаполиса» и не окончилось высоким результатом – это все равно отличная история.

Ранние годы

Комплекс «Indianopolis Motor Speedway» был построен в 1909 г. из гравия и смолы. Здесь проводились небольшие соревнования в том числе и для мотоциклов. Первым событием, проходившим на длинных дистанциях в «ужасных условиях» стал 100 круговый Prest-O-Lite Trophy в 1909 г. Тогда его выиграл Боб Берман на Бьюике. Разлом асфальта привел к двум несчастным случаям со смертельным исходом в первых двух заездах проводимых на длинных дистанциях. Когда эти зрелища привлекли 15 000 платежеспособных клиентов (и толпу в 40 000 человек) главный владелец Карл Г. Фишер принял решение потратить 155 000 долларов США на восстановление трека.


В 1910 г. мероприятие привлекло 60 000 зрителей. В тот день Рэй Харрун выиграл 200 миль (320 км) на Мармоне. Оставшуюся часть сезона зрителей стало меньше, поэтому владельцы треков решили оставить одну гонку. Они выбрали заезд на 500 миль (800 км). Это было предполагаемое расстояние, которое гоночный автомобиль мог пройти до наступления темноты. В итоге трек быстро получил привилегированный статус.


Доминирование Miller и Offenhauser

Следуя европейским трендам, объемы моторов были ограничены. Техника развивалась, и в начале 1920-х годов Миллер создал свой 3-х литровый двигатель. Он был вдохновлен двигателем Grand Prix от Peugeot который в 1914 г., в его магазине, обслуживал Фред Офенгаузер. Двигатель позволил Джиму Мерфи выиграть соревнование в 1922 г. Затем Миллер создал свои собственные одноместные автомобили, которые были оснащены 1,5 и 2-х литровыми двигателями. В 1935 г. бывшие работники Миллера, Фред Офенгаузер и Лео Гусен добились своей первой победы с быстро ставшим известным 4-х циллиндровым двигателем «Офенгаузер» («Оффи»). Он многим помог достичь финиша первыми и навсегда вошел в историю гонок.




“Вторжение” Европейцев

Европейцы покинули 500 миль Индианаполиса на более чем два десятилетия и вернулись лишь перед началом Второй Мировой войны со своим Maserati 8CTF. Фактически, они вернулись на сцену после того как Indycar 500 был удален из календаря Форумлы-1. Постепенно европейские технологи взяли верх и вытеснили «Оффи», конкурентоспособность которого постепенно снижалась. Начиная с 1978 г. большинство шасси и двигателей были европейскими.



Мировая серия

Когда «иностранные» автомобили стали нормой, гонщики из других стран все чаще стали выбирать США и Индианаполис 500, как арену для своих соревнований. Бразилец Эмерсон Фитипалди, итальянец Тео Фаби, колумбиец Роберто Гуэреро, голландец Ари Луендик хорошо выступили в 80-х годах. Однако в 93-м Найджел Менселл, чемпион мира Формулы-1, потряс гоночный мир своим переездом в Соединенные Штаты и победой в Мировой Серии ИндиКар. С тех пор иностранные пилоты стали основными участниками соревнований Индианаполиса.


Квалификация и технический регламент

На протяжении многих лет использовался ряд различных квалификационных процедур. В 2014 процедура была уточнена. Поул-позиция и стартовая сетка определяется в течение двух дней. В выходные перед гонкой (суббота и воскресенье) все авто подвергаются слепому розыгрышу для определения квалификационного порядка.


Суббота

Все участники могут сделать три квалификационные попытки. Первые 33 машины в конце дня вносятся в сетку. Первые 9 машин участвуют в специальной процедуре для определения поул-позиции. Все последующие попытки отменяют результаты предыдущей.


Воскресенье

Пилоты машин с 10 по 33 удаляют свое изначальное время и делают новую попытку. Она определит сетку с 10-33 позиции. Пилоты, квалифицированные на 1-9 позициях в субботу переходят на “Fast 9”. Их первоначальное время тоже удаляется, и каждая машина делает новую попытку и определяет сетку с 1-9 позиции. Каждая попытка допускает 2 прогревочных круга.


Технический регламент и Процедура старта

Гимн США и гимн штата Индиана всегда открывают состязание. Затем, Мэри Джордж (мать Тони Джорджа) произносит: «Леди и джентльмены, заводите ваши моторы!» (Изначально только “Джентльмены…”) и автомобили начинают прогревочный круг.


Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *