Чипгуру

Здравствуйте форумчане!
Хочу поделиться с вами проектом по восстановлению Советского мопеда «Рига-22», созданным на Рижском заводе «Красная звезда» в 1981 году.
И так, немного истории…
В 1981 году завод приступил к выпуску мокика «Рига 22», который был модернизацией модели «Рига 16» и оснащался двигателем Ш-62. Двигатель кардинально отличался от своих предшественников. В частности, он имел мощное электронное бесконтактное зажигание. Направление вращения коленвала пришлось поменять из-за другой коробки передач. Но, хорошую конструкцию подвело качество. Поэтому в 1984 году всю систему модернизировали и двигатель, развивающий 1.8 л.с., стал называться Ш-62М. Одновременно с этим изменилась конструкция глушителя. Но коробка передач по-прежнему оставалась слабым звеном мокика «Рига 22″…
Некоторые в интернете пишут, что данный мопед пылился и ржавел на складах (окраска была очень плохой), продавался дешевле риги 13 с двигателем д6 (газулька). Но спросом не пользовался, поэтому не многие дожили до наших дней. По моему мнение о «низком спросе из за ржавления ошибочно, и вот почему- в 1981 году появляется мопед «Карпаты»,все помним как мальчишками восхищались приближенному к мотоциклу дизайну. В 1982 году появляется легендарный мини мокик (рига 26), по моему рассказывать о нем нет смысла…, 1986 год ознаменовался крутой «Дельтой».
Появляется двигатель в-50,намного надежнее ш-62…
Мое мнение, инженеры Рижского завода проиграли битву в области дизайна. На тот момент мопеды по тогдашней моде приближались по компоновке к облику маленьких мотоциклов, что рождало спрос у мальчишек тех лет! А «Рига 22» по сути, осталась «Ригой 16», с некоторыми изменениями, созданной аж в 1977 году!
Начав работу над этим мопедом, честно говоря, он меня не тронул с первого взгляда. Но в процессе восстановления я начал видеть линии ретромопедов в раме и компоновке Риги-22.
Так сказать компоновка именно мопеда, а не «маленького мотоцикла.
Не делал фотографий мопеда до восстановления, фактически он простоял в курятнике 16 лет. Думаю, можете представить, как он выглядел (все ржавое, в птичьем помете и тп…)
Сам мопед 1981 г/в., соответственно как раз из первых партий.


Двигатель Ш-62, в головке установлен декомпрессор. 2 скорости, переключение на руле.Оригинальной ручки переключения скоростей с рычажком декомпрессора нет.
Привод спидометра не восстанавливал, нет шестерни привода (редкая вещь).
Внутренности взаимозаменяемы с двигателя в-50.

Заниматься полировкой двигателя не стал. С завода он не кем не полировался. Тем более все потемнеет после первой же поездки (мое личное мнение, все это пустая трата времени). Утерян фильтр карбюратора, поставил пока китайский нулевик. Родной устанавливался в раме мопеда.
Ножки кикстартера старого образца на рынке убиты напрочь. Не стал маяться, купил новодел, провел закалку в масле (реально сыромятина), вроде стал металл прочнее…
Задний маятник похож на «Карпатовский», амортизаторы старого образца. Вилка и передние амортизаторы по устройству как Карпатовские. У рамы слабые места — крепление двигателя. У многих их вырывало, мне досталась целая, без повреждений.


На заднем крыле отверстия под гос. номер.

Покраска из баллончика, плюс 2 слоя лака. Наклейки заказаны в типографии.

На бак еще не делал(они белого цвета).
Бензобак не стал рихтовать и шпаклевать (честно надоело возиться).
Колеса и резина родные, только отмытые и почищенные.
Проводка полностью пропаяна и заменена. Коммутатор умер от времени (под баком), заменил новым. Катушка зажигания родная, Б-300.

Есть еще зеркала, но не сделал пока крепления на руль.
Да, кстати руль, обратили внимание, что он черный? Родной хром полностью слез, новый руль покупать опять же затраты, красить- все слезет. Поразмыслив, я… натянул термоусадочную трубку диаметром 30мм! Результат на фотографиях. По-моему выглядит лучше, чем покрасить.

Сидение родное, хорошо сохранилось, с ним ничего не делал.

Перед тем как работать с мопедом я оборачиваю его в пленку дабы не повредить краску (жалко собственного труда и времени).
Подведу итог: Полностью перебран двигатель, поменяны все подшипники, замена тросиков, покраска, новые болтики и гаечки и вы получаете эстетическое удовольствие лицезреть последний выпущенный Советский мопед, выглядящий как мопед, а не как уменьшенная копия мотоцикла!

Мокик «Рига-22» мокик еще реже встречаетя чем Рига -16 также эти мокики необычайно схожи
Так выглядит «Рига-22»


Так выглядит «Рига-16»
Но о «Риге-16» мы уже говорили и как вы догадались сейчас речь пойдет о «Риге-22» и так «Рига 22» — мокик, серийно производимый заводом «Саркана звайгзне» с 1982 по 1986г.
В 1981 году с конвейера сошел мокик «Рига-22», который стал усовершенствованной версией мокика «Рига-16». На этой модели, которая разгонялась до 50 км/час, установили двигатель «Ш-62». Этот двигатель кардинально отличался от предыдущих моделей, прежде всего, мощным электронным зажиганием и коробкой передач, из-за чего пришлось поменять направление вращения коленвала. Применение электронного бесконтактного зажигания повышало надёжность пуска двигателя и надёжность работы системы зажигания в целом. Однако первые модели отличались ненадежностью коммутаторов и блока шестерен. Поэтому через некоторое время была произведена модернизация двигателя и коммутатора и с 1984 года стали выпускать мокики с двигатели «Ш-62М» мощностью 1,8 л. с. В добавок изменилась конструкция глушителя. Несмотря на модернизацию, коробка скоростей всё еще доставляла хлопоты покупателям. Позже на эти мокики стали ставить двигатели «В-50». Кроссовой моделью, унифицированной с мокиком «Рига-22», стал мопед Рига-20Ю , который оснастили более спортивной рамой, передним колесом большего диаметра и ножным переключением скоростей. Это был мелкосерийный мопед, предназначавшийся для тренировок и соревнований юных спортсменов.
== Отличия от ранних моделей ==
В связи с рестайлингом был введен ряд конструкционных отличий от Риги 16. Двигатель Ш-58, мощностью 2,2 л.с. (1,6 кВт), был заменен на двигатели Ш-62, мощностью 2,2 л.с.(1,6 кВт), и V-50 1,8 л.с. (1,3 кВт). Так же, Рига 22 ранних выпусков (1982-1983) отличалась от Риги 16 расположением и формой бензобака, наличием стоп-сигнала, формой багажника. С 1984-ого года до 1986-ого изменился вид глушителя и задних амортизаторов.
== Технические характеристики: ==
Масса, кг

70

Максимальная нагрузка, кг
100

База,мм
1250

Длина, мм
1850

Высота, мм
1060

Ширина, мм
750

Дорожный просвет, мм
140

Максимальная скорость, км/ч
50

Топливо
смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1)

Ёмкость бензобака, л
5.5

Контрольный расход топлива, л/100 км
2.2

Рама
Трубчатая, сварная, хребтового типа

Подвеска переднего колеса
Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами

Задняя подвеска
Маятниковая вилка, с пружинными амортизаторами

Тормоза
Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо

Тормозной путь
обоими тормозами V=30 км/ч , 7м

Размер шин
2,50-16″

Тип двигателя
Ш-62 или V50 одноцилиндровый, двухтактный, с охлаждением встречным потоком воздуха

Рабочий объем цилиндра, куб.см
49,8

Диаметр цилиндра, мм
38

Ход поршня, мм
44

Степень сжатия
7.7-8.5

Мощность двигателя, кВт (л.с.)
1,32 (1,8)

Тип коробки передач
Двухступенчатая с ручным переключением передач

Сцепление
Многодисковое в масляной ванне

Механизм запуска двигателя
Кик-стартер

Система зажигания
Электронная, бесконтактная

Карбюратор
К-60

Воздушный очиститель
Сухой, сетчатый

Система выпуска газов
Глушитель шума выпуска с перегородками для дросселирования газов

Несколько фотографий из интернета:


Мопед Рига -22 отреставрирован Максимом Алексеевичем из города Сосногорск. Фото реставрации мопеда Рига -22 прилагаются.

В 1981 году с конвейера сошёл мокик «Рига-22», который стал усовершенствованной версией мокика «Рига-16». На этой модели, которая разгонялась до 50 км/час, устанавливали двигатель «Ш-62», «Ш-62М», «V-50».

Эти двигатели кардинально отличался от предыдущих моделей, прежде всего, мощным электронным зажиганием и коробкой передач, из-за чего пришлось поменять направление вращения коленвала. Применение электронного бесконтактного зажигания повышало надёжность пуска двигателя и надёжность работы системы зажигания в целом. Однако моторы Ш-62 и Ш-62М отличались ненадёжностью блока шестерен и сцепления. Поэтому через некоторое время была произведена модернизация двигателя и с 1984 года стали выпускать мокики с двигателем «V-50» мощностью 1,8 л. с. с новой коробкой передач и усиленным сцеплением. Вдобавок изменилась конструкция глушителя.

Кроссовой моделью, унифицированной с мокиком «Рига-22», стал мопед «Рига-20Ю», который оснастили спортивной рамой, передним колесом большего диаметра и ножным переключением скоростей — мотор V-501. Это был мелкосерийный мопед, предназначавшийся для тренировок и соревнований юных спортсменов

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *