3. Ники Лауда на Гран-при Германии в 1976 году

Однако далеко не все аварии в истории «Формулы-1» заканчивались благополучно. Ники Лауда должен был поблагодарить четырех своих коллег-гонщиков за то, что они помогли ему выжить в аварии на Нюрбургринге.

Плохая погода и покрытие трассы привели к тому, что некоторые участки трассы Нюрбургринга во время Гран-при Германии были влажными, а другие оставались сухими.

Лауда потерял контроль над своим Ferrari в печально известном и опасном повороте «Шахта» и врезался в насыпь, в результате чего автомобиль загорелся и отскочил на трассу, где его затем ударил Бретт Лангер.

Видео gunterkm, youtube.com

Американец бросился к Лауде, который был заперт в болиде, и вместе с Харальдом Эртльем, Артуро Мерцарио и Гаем Эдвардсом им удалось освободить Лауду через минуту. По дороге в больницу австриец впал в кому, получил сильные постоянные ожоги головы, потерял большую часть правого уха и век, но пропустил всего две гонки (!) и вернулся в Монцу шесть недель спустя, заняв четвертое место в сезоне.

На прошлой неделе Нико исполнилось 70 лет, и сейчас он занимает почетную должность неисполнительного директора команды «Формулы-1» Mercedes AMG и посещает практически все гонки.

@mercedesamgf1

2. Жюль Бьянки на Гран-при Японии в 2014 году

Новые меры безопасности были настолько эффективными, что с 1994 года в «Формуле-1» не случилось ни одной смерти на трассе. Однако пять лет назад произошла страшная авария, которая спустя девять месяцев стала причиной гибели французского автоспортсмена Жюля Бьянки.

На 42-м круге Гран-при Японии под проливным дождем немецкий гонщик Адриан Сутиль потерял управление и разбил свой Sauber. Чтобы убрать его, на место аварии был вызван погрузчик.

Спустя один круг после этого Бьянки потерял управление на том же углу и со скоростью 126 км/ч врезался в эвакуатор весом 6500 килограммов и ударился головой о его противовес.

Видео Steph Toc, youtube.com

После продолжительного расследования FIA сочла, что смерти француза поспособствовало сразу несколько факторов, среди которых «полусухая гоночная линия» на повороте, где оба водителя потеряли контроль, шлем Бьянки, ударившийся о нижнюю сторону крана, и его неспособность достаточно замедлиться.

После расследования FIA ввела «четырехчасовое правило», означающее, что гонки, проводимые в течение дня, должны проходить не менее чем за четыре часа до захода солнца, а также внесли изменения в правила и систему безопасности.

@f1_f1history

1. Айртон Сенна на Гран-при Италии в 1994 году

Возможно, это самая громкая авария в истории Ф-1, вызвавшая смерть легендарного гонщика — Айртона Сенны.

Причем она случилась всего через день после того, как Роланд Ратценбергер погиб во время квалификации.

Трехкратный чемпион мира на момент своей смерти, Сенна по-прежнему считается одним из величайших гонщиков «Формулы-1». Выдвигались предположения, что бразилец был настолько потрясен смертью Ратценбергера, что размышлял о том, будет ли он участвовать в гонке на следующий день.

Утром, в воскресенье, по инициативе Сенны состоялось собрание гонщиков, на котором они договорились создать рабочую группу по безопасности, которая занялась бы разработкой плана мероприятий.

И спустя всего несколько часов после этого машина Сенны сорвалась с трассы в повороте «Тамбурелло» и на скорости около 218 км/ч врезалась в бетонную стену. «Человек дождя» получил травмы головы, несовместимые с жизнью, и скончался в больнице.

Видео Modernmule, youtube.com

В рукаве комбинезона гонщика нашли испачканный кровью австрийский флаг — похоже, Сенна собирался посвятить свою победу погибшему за день до этого Ратценбергеру, но никому об этом не сказал. Остатки его машины были уничтожены, а на родине спортсмена, в Бразилии, был объявлен трехдневный национальный траур.

После этой трагедии мир «Формулы-1» стал гораздо безопаснее. Но инцидент с Бьянки спустя 20 лет напомнил: гонки всегда будут синонимом опасности и риска.

Почитайте также 11 любопытных фактов о «Формуле-1», которые вам точно запомнятся. Это просто вау!

«Молодежки» шагают по планете: в этом году стартует еще четыре чемпионата в классе Формула-4

В последние выходные апреля вместе с российским Гран-При Формулы-1 в Сочи стартовал наш чемпионат в классе Формула-4: серия SMP F4 объединяет несколько стран североевропейской зоны NEZ — Россию, Финляндию, Швецию и Голландию.

На сегодняшний момент в серии выступает два десятка гонщиков: половина — россияне, а остальные — из Финляндии, Нидерландов, Испании и даже с Кипра. Широкое присутствие молодых российских спортсменов стало возможно благодаря поддержке программы SMP Racing, возмещающей нашим пилотам значительную часть затрат. Но поддержка идет дальше простого финансирования — недавно в Сочи была открыта Академия SMP Racing, в которой с юными пилотами занимаются физподготовкой, проводят гоночные тренировки и разбор телеметрии. Предусмотрены весомые призы: победитель чемпионата получит место в одной из национальных серий в классе Формула-3, а лучшему новичку возместят 100 тысяч евро в случае выступлений в сериях SMP F4 , испанской Формуле-4 или одном из национальных чемпионатов в классе Формула-3.

SMP F4 — Североевропейская зона
Шасси / двигатель: Tatuus F4-T014 / Abarth 414-F4, 1.4 Turbo
Шины: Hankook
Этапов: 7
Тренировки: 2 по 40 минут
Квалификации: 2 по 15 минут
Гонок за уик-энд: 3 — по 25, 18 и 25 минут
География: Россия, Финляндия, Швеция, Нидерланды

На второй сезон география чемпионата SMP F4 расширилась — теперь три этапа проводятся в голландском Зандфурте (на фото) и шведском Андерсторпе, а вот гонок в Эстонии серия лишилась

В апреле состоялись первые этапы и в других европейских молодежных сериях: итальянской, французской, немецкой и английской Формуле-4.

Участие в гонках Формулы-4 по правилам FIA разрешено уже с 15 лет. А одна из главных особенностей машин — это суровые ограничения на стоимость большинства деталей. Контакты и аварии в молодежных чемпионатах — обычное дело, так что недорогие детали обвеса и подвесок здорово снижают затраты. Ради удешевления машин производители шасси не гнушаются использовать для компонентов оперения листовой алюминий и стеклоткань вместо дорогого углепластика. А мощность моторов ограничена отметкой 160 л.с., так что агрегаты — практически стандартные. Впрочем, на конкурентоспособность машин все это не влияет — ведь национальные чемпионаты в классе Формула-4 проводятся в формате монокубка на идентичных автомобилях.

Наконец, еще одно нововведение Международной Автомобюильной Федерации: все серии, проводящиеся по правилам FIA F4, позволяют юным гонщикам зарабатывать очки для получения Суперлицензии пилота Формулы-1.

С увеличением количества национальных серий в FIA возникла идея организации международного кубка — но формат таких соревнований пока только обсуждается. Одна из основных проблем — различия в характеристиках машин разных производителей.

Франция
Шасси / двигатель: Signatech / Renault K4MRS, 140 л.с.
Шины: Kumho
Этапов: 6
Тренировки: 1 — 30 минут
Квалификации: 1 — 30 минут
Гонок за уик-энд: 4 по 25 минут
География: Франция, Испания

Прародителем современных европейских «молодежек», без сомнения, является французская Формула-4. Именно с оглядкой на эту национальную серию чиновники FIA писали правила класса Ф-4. Сам чемпионат под разными названиями проводится уже более двадцати лет и является чуть ли не самой доступной «формулой» в мире — если, конечно, выбирать более или менее конкурентные серии на современной технике. Благодаря поддержке французского нефтяного гиганта Total полный сезон обходится участникам Автоспортивной Академии FFSA всего в 65 тысяч евро!

Французская Формула-4 стала для FIA образцом молодежной серии начального уровня

За эти деньги юниоры, только-только меняющие картинг на «большие» машины, получают шесть-семь этапов на простой, но современной «формуле» Signatech с углепластиковым монококом и моторчиком Renault 1.6 умеренной мощности — около 140 л.с. В этом году число гонок в рамках одного уик-энда увеличилось с трех до четырёх. Победителю чемпионата вручается приз — 100 тысяч евро для оплаты выступлений в старших сериях.

Среди выпускников этого чемпионата — спец по длинным гонкам Лойк Дюваль, экс-пилот Формулы-1 Жан-Эрик Вернь, пилот престижной японской серии Super-Formula Стоффель Вандорн, гонщик команды Lada Sport в WTCC Юго Валент, индикаровский пилот Тристан Вотье, гонщик японской серии Super GT Бертран Багет.

Последние годы вместе с юными французскими гонщиками выступали и наши вчерашние картингисты. За четыре сезона школу французского чемпионата прошло десять пилотов: Никита Ситников, Нерсес Исаакян, Алексей Корнеев, Никита Троицкий, Владимир Атоев, Денис Булатов, Матевос Исаакян, Егор Оруджев, Денис Корнеев, Станислав Сафронов. Но в этом году россиян в числе участников Автоспортивной Академии FFSA уже нет — сказалось появление «своей» серии SMP F4. Из пятнадцати гонщиков, выступающих во французской «четверке» сейчас, десять представляют Францию, плюс в серии выступает по одному юному гонщику из Бельгии, Испании, Великобритании, США и Китая. А вот появление фиашных серий в классе Formula 4 добавило французскому чемпионату один важный недостаток — заработать очки для суперлицензии здесь нельзя.

Италия
Шасси / двигатель: Tatuus F4-T014 / Abarth 414-F4, 1.4 Turbo
Шины: Pirelli
Этапов: 7
Тренировки: 2 по 40 минут
Квалификации: 1 — 20 минут
Гонок за уик-энд: 3 по 25 минут
География: Италия

Итальянская Формула-4 в 2014 году стала первым чемпионатом, который начали проводить по новому регламенту, принятому FIA. И на данный момент именно она является самой массовой в Европе — в гонках первого этапа в Мизано принял участие 41 пилот! Авторитет итальянской серии настолько высок, что сюда стремятся юниоры со всего мира — от Германии до Аргентины, от Японии до США. Есть среди них и сразу трое российских гонщиков: 15-летний москвич Александр Вартанян и 16-летние петеребуржцы Ян-Леон Шлом и Артём Петров. Кстати, здесь же выступает и сын Михаэля Шумахера, Мик.

Участников в итальянской Формуле-4 так много, что приходится проводить отборочные заезды

Оборотная сторона медали — высокая стоимость участия: сезон в хорошей команде обойдется в 250-300 тысяч евро. Одна из причин — в отличие от французской серии, где машины обслуживаются организаторами, в итальянском чемпионате работают традиционные гоночные команды, для которых «четверка» лишь одно из направлений бизнеса: среди них есть и такие «монстры», как итальянская Prema Powerteam или голландская Van Ammersfoort Racing.

Итальянскую серию в этом году выбрали сразу трое россиян — в частности, Ян Шлом……и Артём Петров 0 / 0

Из-за зашкаливающего числа участников, которое превышает емкость большинства трасс, в этом году введен новый формат гоночного уик-энда, заимствованный из картинга. Вместо трех равноправных гонок — четыре, причем первые три служат лишь полуфиналом перед заключительным заездом. По итогам квалификации гонщиков делят на три группы по несложному принципу — обладатель первой позиции и каждый третий гонщик вслед за ним отправляются в группу А, показавший второе время и каждый третий после него — в группу B, а пилот с третьей строчки протоколов и каждый третий после него — в группу C. После этого проводят три заезда «А против В», «В против С» и «А против С». По итогам каждой гонки пилотам начисляются очки, и 36 спортсменов, получивших наибольшее количество баллов, участвуют в финале. Расстановка на стартовой решетке соответствует набранным очкам.

Германия
Шасси / двигатель: Tatuus F4-T014 / Abarth 414-F4, 1.4 Turbo
Шины: Pirelli
Этапов: 8
Тренировки: 1 — 30 минут
Квалификации: 1 — 20 минут
Гонок за уик-энд: 3 по 30 минут
География: Германия, Австрия, Нидерланды

Звание самой популярной молодежной серии в Европе у итальянской «четверки» оспаривает немецкая Формула 4 ADAC, вошедшая в свой второй сезон. Машины здесь совершенно те же: итальянское шасси Tatuus F4-T014 c двигателем Fiat 1.4 Turbo и шинами Pirelli.

И добрая треть команд работает сразу в двух сериях — как, например, немецкая Mücke Motorsport, итальянская Prema Powerteam, швейцарская Jenzer Motorsport или голландская Van Amersfoort Racing. А вот местных пилотов в немецкой серии заметно больше, чем в итальянской — около половины (и среди них — все тот же Мик Шумахер).

Немецкая Формула-4 — одна из самых высококонкурентных «молодёжек» в мире

Немецкая Формула-4 проводится вместе с гонками серии ADAC GT Masters, причем этап в Лаузицринге — еще и совместно с популярным чемпионатом DTM. В первых двух этапах приняло участие 35 гонщиков. Немцы тоже модифицировали классический формат гоночного уик-энда — но по-своему. Зачетных гонки — три, но еще одна проводится в рамках квалификации по аналогии с картинговым «утешком». Очевидно, ее предусмотрели на случай большого количества спортсменов: ведь перед сезоном организаторы получили полсотни заявок, а емкость трасс обычно составляет менее 40 машин.

Схема такова: по результатам свободной практики спортсменов разбивают на две группы, каждая из которых участвует в своей квалификации. Топ-11 пилотов из каждого квалификационного заезда получают места на стартовой решетке — одной группе достается четная сторона, другой нечетная. А вот те, кто не попал в топ-11, участвуют в дополнительной квалификационной гонке, результаты которой и определяют места на стартовой решетке. Такой формат дает возможность получить дополнительный гоночный накат тем, кому он особенно нужен, кому тяжело адаптироваться.

Великобритания
Шасси / двигатель: Mygale M14-F4 / Ford Ecoboost 1.6 Turbo
Шины: Hankook
Этапов: 10
Тренировки: 2 по 45 минут
Квалификации: 1 — 20 минут
Гонок за уик-энд: 3 по 20 минут
География: Великобритания

В Англии Формула 4 пришла на смену классической Формуле Форд. Сезон-2016 — уже второй для машин французской марки Mygale с турбомоторами Ford 1.6 Ecoboost. Среди европейских «молодежек» британская Формула-4 выделяется наибольшим количеством этапов — их десять, и все проводятся в рамках уик-эндов туринговой серии BTCC.

Британская Формула-4 пользуется у юных гонщиком большим спросом, чем Formula Ford в свои последние годы

Но столь впечатляющего числа гонщиков, как в Италии или Германии, английский чемпионат пока не набрал: в прошлом году весь сезон отъездили лишь 16 пилотов, а в общей сложности за год в заездах приняли участие 24 гонщика. Сейчас на первом этапе в Брэндс-Хетч на старт вышло 19 спортсменов. Более половины гонщиков — англичане, но это едва ли можно считать недостатком для национальной юношеской серии. Кстати, чисто британская особенность: после картинга чуть ли не половина гонщиков успела поучаствовать в чемпионате Ginetta Junior на маленьких спорткарчиках Ginetta G40, в котором разрешено выступать с 14 лет!

Уже было в этом году и такое…

Между прочим, с этого года в Англии осталась только одна Формула-4: в межсезонье второй чемпионат с этим индексом — тот, что проводился Джонатаном Палмером под эгидой Британского клуба автогонщиков (BRDC) — поменял название на Формулу-3. Рокировочка вполне оправданная: поступившие в прошлом году новые болиды Tatuus FA-016 c более развитыми антикрыльями и мощным 230-сильным мотором Ford Cosworth 2.0 намного быстрее юниорских 160-сильных машин и почти не уступают болидам «настоящей» Формулы-3 (напомним, что из-за эскалации расходов британская «трешка» прекратила существование в 2014 году).

Австралия
Шасси / двигатель: Mygale M14-F4 / Ford Ecoboost 1.6 Turbo
Шины: Hankook
Этапов: 6
Тренировки: 20-45 минут
Квалификации: 1 — 20-30 минут
Гонок за уик-энд: 3 по 30 минут
География: Австралия

Формула-4 на Зеленом континенте дебютировала в прошлом году. Техника здесь точно та же, что и в Англии — шасси Mygale с мотором Ford Ecoboost 1.6.

В этом году пять из шести этапов проводятся в ранге гонок поддержки при популярнейшем кузовном чемпионате V8 Supercars. И тем не менее, состояние чемпионата удручает. В прошлом году на волне интереса сезон в новой серии начинали 13 пилотов, а девять спортсменов проехали все без исключения этапы. Но в сезоне-2016 в первых двух этапах в Симмонс Плейнс и Филлип-Айленде приняли участие лишь 9 гонщиков!

На фото — две трети участников нынешнего сезона австралийской Формулы-4

Причин тому сразу несколько. Во-первых, слишком высокая по местным меркам стоимость сезона — 160 тысяч австралийских долларов. Во-вторых, большая часть желающих стать профессиональными гонщиками стремится вовсе не в Формулу-1, а в суперпопулярный чемпионат V8 Supercars, для подготовки к которому «формулы» не очень-то нужны. А те, кто все-таки грезит Формулой-1 и имеет средства, обычно стараются начинать гоночную карьеру в Европе.

В австралийской Формуле-4 ради снижения затрат команд было решено отказаться от выездного этапа в Новой Зеландии. По расчетом организаторов, это должно снизить стоимость сезона. А призовой фонд каждого этапа был увеличен до 17,5 тысяч австралийских долларов.

Вдобавок, по окончании прошлого сезона национальная автофедерация CAMS приняла решение не проводить национальный чемпионат в «народном», заметно более доступном классе Formula Ford, ограничившись лишь региональными соревнованиями. А национальная серия Формулы-3, не первый год пребывающая в еле живом состоянии, была лишена статуса чемпионата страны.

Но, как видно, заметного положительного влияния на «четверку» все эти меры не оказали…

F4 NACAM — Мексика
Шасси / двигатель: Mygale M14-F4 / Ford Ecoboost 1.6 Turbo
Шины: Pirelli
Этапов: 7 + 1
Гонок за уик-энд: 3
География: Мексика

Вместе с возвращением Гран-При Мексики в прошлом году в стране появилась и своя Формула-4.

Впрочем, молодежная «формульная» серия у мексиканцев была и прежде: еще с 2002 года в стране проводился свой чемпионат Formula Renault, со сменой техники превратившийся в Формулу Panam — локальный вариант Формулы Abarth. Шасси Tatuus TA010, 180-сильный мотор Fiat 1.4 Turbo… Эти машины очень близки к Формуле-4 не только по своим возможностям, но и чисто технически: ведь шасси Tatuus F4 T014 — это упрощенный и удешевленный вариант Формулы Abarth!

Первый зачетный этап нового мексиканского чемпионата прошёл ещё в прошлом декабре на автодроме Пуэбла, знакомом нам в качестве трассы мексиканского этапа WTCC, который проводился в 2005-2008 годах

Тем не менее, сейчас два чемпионата проводятся параллельно: Формула Panam — в рамках серии Súper Copa Telcel, NACAM Formula 4 — отдельно. Для Формулы-4 выбрали французского поставщика шасси Mygale в сочетании с моторами Ford Ecoboost 1.6.

Первый, внезачетный этап серии состоялся прошлой осенью на автодроме имени братьев Родригес по ходу уик-энда Мексиканского Гран-При. Сейчас сезон уже подходит к концу: в зачетных этапах приняли участие 19 гонщиков, из них 10 — во всех без исключения этапах.

Япония
Шасси / двигатель: Dome F110 / Tom’s TZR42 (на основе Toyota 3ZR-FE), 2.0
Шины: Dunlop
Этапов: 7
Квалификации: 2 — 35 минут
Гонок за уик-энд: 2 по 25 минут
География: Япония

Хотя японский чемпионат де-факто является сугубо национальной серией — в этом году здесь выступал лишь один гонщик из-за рубежа — но по массовости он не уступает даже итальянской и немецкой сериям. В сезоне-2016, втором в истории серии, здесь участвует без малого четыре десятка гонщиков!

Полные трибуны впечатляют, не правда ли? Соревнования японской Формулы-4 проводятся вместе с гонками суперпопулярного чемпионата Super GT, а этап в Фудзи приходился на национальный праздник — Золотую неделюЮные гонщики находятся на виду у руководства команд чемпионатов Super GT и Super Formula 0 / 0

Его популярность не случайна — этапы японской Формулы-4 совмещены с гонками суперпопулярного в Японии чемпионтата Super GT и престижной «формульной» серии Super Formula (бывшая Formula Nippon).

В техническом плане японский чемпионат довольно необычен: и шасси японской фирмы Dome, и двухлитровый атмосферный мотор Tom’s Toyota не используются больше нигде в мире.

Китай
Шасси / двигатель: Mygale M14-F4 / Geely 4G20-F4, 2.0
Шины: Kumho
Этапов: 5
Тренировки: 2 по 20 минут
Квалификация: 1 — 20 минут
Гонок за уик-энд: 3 по 20 минут
География: Китай

Своя серия в классе Формула-4 появилась в прошлом году и в Китае. Шасси здесь самое традиционное — одно из самых распространенных в этой категории, французской фирмы Mygale. А вот двигатель свой — двухлитровый «атмосферник» фирмы Geely.

Тринадцать юниоров на старте первого этапа китайской «четверки». Неплохо для страны, где первую гоночную трассу построили двадцать лет назад!Французское шасси Mygale скрестили с китайским двигателем Geely 0 / 0

Пять этапов серии проходят на пяти разных автодромах: первой китайской стационарной трассе в Жухае, кочковатом треке в Ченгду, тесном «картодроме» Goldenport в Пекине (на котором в 2014 году проходил этап WTCC), трассе Формулы-1 в Шанхае и незамысловатом треке Гуандон близ Гуанчжоу.

В гонках в этом году принимает участие 13 пилотов, среди которых четыре спортсмена из-за рубежа.

Скоро стартуют….

Испания
Шасси / двигатель: Tatuus F4-T014 / Abarth 414-F4, 1.4 Turbo
Шины: Hankook
Этапов: 7+1
Тренировки: 2 по 40 минут
Квалификация: 2 по 15 минут
Гонок за уик-энд: 3, по 25, 18 и 25 минут
География: Испания, Португалия

Испанская Формула-4 должна была стартовать еще в прошлом году. Испанская автофедерация RFEDA заключила соглашение с компанией Fórmula 4 Ibérica SL, заручившейся поддержкой инвесторов из Венесуэлы, те заказали машины Mygale…

Но чемпионат отменили еще до начала сезона. Судя по публикациям в прессе, промоутерская компания выставила заведомо непроходные финансовые условия: так, регистрационный взнос с каждого пилота должен был составить 140 тысяч евро (в 10 раз больше, чем обычно).

Участие в испанском чемпионате уже подтвердили три команды. Кстати, вице-чемпион Академии картинга CIK-FIA Хавьер Лловерас (на фото) будет совмещать выступления в своем домашнем чемпионате с гонками серии SMP F4

После этого федерация передала промоутерский контракт финско-испанской команде Koiranen GP, также занимающейся проведением серии SMP F4. Техника теперь другая — итальянское шасси Tatuus с мотором Fiat 1.4 Turbo, как в североевропейском чемпионате. Все обслуживание — в руках команд, как и в большинтстве других гоночных серий. Машины положено приобретать через компанию-промоутера, но для зарубежных коллективов с уже имеющейся техникой готовы сделать исключение.

Сезон стартует в июне: гонщикам предстоит проехать семь зачетных этапов плюс один внечемпионатный раунд по окончании, в октябре. Для участников предусмотрены весомые награды: всем призерам полагаются тесты в чемпионате Европы в классе Формула-3 и в дополнение к тому — 50 тысяч евро обладателю «золота», 30 тысяч серебряному призеру и 10 тысяч — бронзовому.

США
Шасси / двигатель: Crawford Composites F4-16 / Honda K20C1, 2.0
Шины: Pirelli
Этапов: 5
Тренировки: 2 по 30-45 минут
Квалификация: 20-30 минут
Гонок за уик-энд: 3 по 30 минут
География: США

Американский автоспорт, кажется, существует отдельно от мировых тенденций: вершина автоспорта в США — это гонки сток-каров NASCAR Sprint Cup. Да и американская «формульная» серия Indycar имеет какую-никакую, а свою собственную лестницу молодежных серий под брендом Road to Indy.

А вот анонсированный в прошлом году американский чемпионат Формула-4 нацелен на мировую карьеру для своих воспитанников — по крайней мере, это декларируется. Особо подчеркивается, что его «выпускники» получат зачетные баллы для Суперлицензии FIA, как и участники других европейский «четверок». Организацией занимается SCCA Pro Racing — подразделение клуба SCCA (Sports Car Club of America).

Шасси для американской серии строила местная фирма — Crawford CompositesПервые официальные тесты новой машины на трассе Carolina Motorsports Park прошли в конце марта-начале апреляДвигатель Honda K20C1 заимствован у хэтчбека Civic Type-R. Чтобы дефорсировать его до 160 л.с., у него удалили турбокомпрессор. Любопытная деталь: выпускной коллектор отлит заодно с головкой блока 0 / 0

До сих пор SCCA Pro Racing проводил серию гонок Гран-Туризмо Pirelli World Challenge, соревнования «силуэтов» Trans-Am, монокубок на родстерах Mazda MX-5 Cup и несколько «формульных» серий: американский аналог Формулы Ford под названием Formula F1600 Championship (машинки с пространственной рамой и без крыльев); Formula F2000 c более мощными моторами и антикрыльями (не путать с Индикаровской «молодежкой» US F2000); Formula Atlantic — любительскую, но с мощными 300-сильными болидами Swift, заимствованными из распавшегося чемпионата Champ Car Atlantics; и новую, пока не снискавшую популярности серию Formula Lites (не путать с Indy Lights), приблизительно соответствующую Формуле-3.

Идея организаторов из SCCA Pro Racing — использовать в классах Formula Lites и F4 унифицированные шасси с одинаковыми монококами, но аэродинамическим оперением разной эффективности и моторами разной мощности. Шасси для обеих категорий разработала и выпускает американская фирма Crawford Composites, моторы — Honda Performance Development. В F4 это двухлитровый двигатель Honda K20C1 с непосредственным впрыском от «горячего хэтчбека» Civic Type-R с демонтированным турбонагнетателем, выдающий около 160 л.с. Этот же мотор с турбиной со следующего года будет применяться в классе Formula Lights.

Старт пятиэтапного чемпионата перенесли с конца мая на две недели вперед из-за неготовности всех заказанных шасси — так что первый этап состоится 10-12 июня на автодроме New Jersey Motorsports Park. В целом понятно, что новому чемпионату будет сложно соперничать за внимание молодых спортсменов с уже выстроенной серией Road to Indy, участники которой всегда находятся на виду у индикаровских команд.

Юго-Восточная Азия
Шасси / двигатель: Mygale M14-F4 / Renault F4R, 2.0
Шины: н/д
Этапов: 5 или 6
Тренировки: 1 — 30 минут
Квалификации: 1 — 30 минут
Гонок за уик-энд: 6 — 5 по 8 кругов и 1 по 10 кругов
География: Малайзия, Тайвань, Тайланд

Организаторы азиатской серии Формула-4 из малайзийской команды Meritus GP рекомендуют свой чемпионат как самую доступную «молодежку» в мире — один гоночный заезд в ней обойдется всего в 3300 евро!

Формально все действительно так — при прогнозируемой стоимости сезона примерно в 100 тысяч евро и шести гоночных заездах в рамках пяти этапов гонщики проедут за сезон 30 гонок. Похвально разнообразен и выбор автодромов: здесь и суперскоростная трасса Формулы-1 Сепанг, и городской трек в столице Малайзии Куала-Лумпуре, и автодромы Пенбей на Тайване и Бурирам в Тайланде.

Машину для азиатской серии F4 тестировали на Сепанге еще с конца прошлого года, а до этого она прошла 3000 километров во ФранцииБолид сделан во Франции от начала и до конца: шасси Mygale……состыковано с двухлитровым двигателем Renaul F4RS и коробкой передач Sadev 0 / 0

При ближайшем рассмотрении предложение выглядит привлекательно, но всё-таки не настолько выгодно, как кажется поначалу. По ходу уик-энда проходит целых шесть гоночных заездов, но дистанция пяти из них составляет всего восемь кругов, еще одна гонка — десятикруговая. По нашим подсчетам, за весь сезон гонщики проедут примерно 1400 километров — то есть получат примерно такой же «накат», как и в немецкой серии, но за существенно меньшие деньги.

Азиатская «четверка» заменит собой серию AsiaCup, проводившуюся на устаревших машинках Формулы BMW. Первый этап состоится только в августе, а последние этапы в ноябре-декабре вполне могли бы привлечь гонщиков из Европы, желающих потренироваться в межсезонье.

Но безоблачное будущее азиатской серии далеко не гарантировано — на ту же целевую аудиторию работает китайская серия Formula Masters. Ее этапы проводятся в Китае, Тайланде, Малайзии, Корее и Тайване, а шасси Tatuus отличается не только более мощным мотором Volkswagen, но и более развитой аэродинамикой. Да и стоимость сезона лишь немногим выше.

Объединенные Арабские Эмираты
Шасси / двигатель: Tatuus F4-T014 / Abarth 414-F4, 1.4 Turbo
Шины: Dunlop
Этапов: 6
Тренировки: 2 по 20-30 минут
Квалификации: 1 — 20-30 минут
Гонок за уик-энд: 3 по 20-30 минут
География: ОАЭ

Ближневосточная серия будет проводиться всего на двух автодромах в ОАЭ — трассе Yas Marina, принимающей Гран-При Абу-Даби, и автодроме в Дубае. И хотя обе трассы будут использоваться попеременно в двух разных конфигурациях, разнообразия для шести этапов явно недостаточно.

Серия предназначена для гонщиков с Ближнего Востока и Северной Африки — участие спортсменов из других регионов разрешено, но очки в зачет чемпионата они получать не будут. И все же F4 UAE наверняка привлечет многих гонщиков из Европы. Календарь серии, в котором первый этап состоится в конце октября, а последний — в марте 2017 года, делает чемпионат привлекательным для тренировок в зимнее время. Сравнительная близость гонок к Европе и высокое качество трасс — тоже неоспоримые преимущества. Предложение как минимум не хуже индийского чемпионата MRF Challenge, половина которого проходит в ОАЭ!

О серии

СМП Формула-4 — автогоночная серия категории ФИА Формула-4, организованная российской автоспортивной программой SMP Racing и финской гоночной командой Koiranen GP. О создании чемпионата стало известно уже в июле 2014 года, первый сезон прошёл в 2015 году. Проводится при поддержке Российской автомобильной федерации. Организаторами рассматривается как серия, подходящая для перехода от участия в картинге к выступлениям на автомобилях с открытыми колёсами.

К участию в СМП Формуле-4 допускаются пилоты не младше 15 лет, имеющие национальную гоночную лицензию. Юридически серия имеет национальный статус, но по факту является международной: ориентирована она не только на представителей Российского автоспорта, но и на гонщиков из стран Северной Европы — Прибалтики и Скандинавии.

Гоночные болиды

Гоночные болиды — такие же как и в итальянском и немецком чемпионатах Ф-4 — Tatuus F4-T014 со 160-сильными двигателями FIAT Abarth и шестискоростной трансмиссией. Шины поставляет южнокорейский производитель Hankook.

Гоночный уик-энд

Этап проводится с четверга по воскресенье. В четверг проходят подготовительные работы, в пятницу проводятся две часовые тренировки, в субботу — получасовая квалификация и первая гонка, порядок старта на которой определяется на квалификации. В воскресенье за этим следуют вторая и третья гонки, порядок старта на каждой определяется по результатам предыдущей. Все гонки длятся по 25 минут.

Начисление очков

Система начисления очков в СМП Ф-4 точно такая же, как и в Формуле-1 — 25 очков за первое место, 18 за второе, 15 за третье и далее по схеме 12-10-8-6-4-2-1. Также гонщики могут получить бонусные баллы — по одному за поул-позицию и за лучший круг в гонке.

Призовые места

Победитель сезона награждается призом 350 000 €, которые он сможет потратить на участие в Европейской Формуле-3 в следующем году. Серебряный призёр получит 150 000 €, а обладатель третьего места — 20 000 €.

Сезоны

2015

Сезон 2015 начался 15 мая на автодроме Ахвенисто (Хямеэнлинна, Финляндия) и закончился 4 октября на трассе Auto24ring (англ.)русск. в Аудру, Эстония, приняли участие в чемпионате 18 пилотов. Три этапа проходило на российских трассах, два в Финляндии и два в Эстонии. Первый московский этап был этапом поддержки чемпионата WTCC.

Чемпионом дебютного сезона стал набравший 449 очков фин Нико Кари, второе место занял отставший от него на более чем 150 очков (всего 296) россиянин Владимир Атоев, третье — выигравший борьбу за последнее из призовых мест Нерсес Исаакян (234 очка).

2016

Сезон 2016 года начался 29 апреля в Сочи и закончился 10 сентября в Ахвенисто. Из семи этапов сезона три проводились в России, два — в Нидерландах и по одному — в Швеции и Финляндии. Всего в чемпионате выступило 18 гонщиков.

Победелем серии этого года стал голландец Ричард Вершур (339 очков), второе место занял его соотечественник Ярно Опмер (270 очков), третье — россиянин Александр Вартанян (198 очков).

2017

В 2017 году первый этап сезона состоялся в Сочи, а последний — в голландском Ассене. Четыре этапа проходили в России, по одному — в Финляндии, Эстонии и Нидерландах. В сезоне приняло участие 27 гонщиков.

Чемпионом сезона 2017 стал датчанин Кристиан Лундгаард, набравший 292 очка. Серебряным призёром стал голландец Бент Вискаал (218 очков), бронзовым — россиянин Александр Смоляр (217 очков).

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *