Таблица

За всю многолетнюю историю чемпионатов мира принцип начисления очков неоднократно менялся. В следующей таблице приведены все использовавшиеся системы.

  • В столбце «Место» указано количество очков за конкретное место в итоговой классификации.
  • В столбце «ЛК» — количество очков за лучший круг в гонке.
  • Поскольку до 1991 года в личном зачёте учитывались результаты не всех гонок, а только определённое число лучших из них, то в столбце «Количество лучших результатов, идущих в зачёт» указаны ограничения на лучшие результаты.
Период
действия
Место ЛК Гонок в
сезоне
Количество
лучших результатов,
идущих в зачёт
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1950 8 6 4 3 2 1 7 4
1951—1952 8 6 4 3 2 1 8 4
1953 8 6 4 3 2 1 9 4
1954 8 6 4 3 2 1 9 5
1955 8 6 4 3 2 1 7 5
1956—1957 8 6 4 3 2 1 8 5
1958 8 6 4 3 2 1 11 6
1959 8 6 4 3 2 1 9 5
1960 8 6 4 3 2 1 10 6
1961 9(ЧМ)
8(КК)
6 4 3 2 1 8 5
1962 9 6 4 3 2 1 9 5
1963—1965 9 6 4 3 2 1 10 6
1966 9 6 4 3 2 1 9 5
1967 9 6 4 3 2 1 11 5 из первых 6 гонок, 4 из следующих 5
1968 9 6 4 3 2 1 12 5 из первых 6 гонок, 5 из следующих 6
1969 9 6 4 3 2 1 11 5 из первых 6 гонок, 4 из следующих 5
1970 9 6 4 3 2 1 13 6 из первых 7 гонок, 5 из следующих 6
1971 9 6 4 3 2 1 11 5 из первых 6 гонок, 4 из следующих 5
1972 9 6 4 3 2 1 12 5 из первых 6 гонок, 5 из следующих 6
1973—1974 9 6 4 3 2 1 15 7 из первых 8 гонок, 6 из следующих 7
1975 9 6 4 3 2 1 14 7 из первых 8 гонок, 5 из следующих 6
1976 9 6 4 3 2 1 16 7 из первых 8 гонок, 7 из следующих 8
1977 9 6 4 3 2 1 17 8 из первых 9 гонок, 7 из следующих 8
1978 9 6 4 3 2 1 16 7 из первых 8 гонок, 7 из следующих 8
1979 9 6 4 3 2 1 15 ЧМ: 4 из первых 7 гонок, 4 из следующих 8
КК: результаты всех гонок
1980 9 6 4 3 2 1 14 ЧМ: 5 из первых 7 гонок, 5 из следующих 7
КК: результаты всех гонок
1981—1990 9 6 4 3 2 1 15 или 16 ЧМ: 11
КК: результаты всех гонок
1991—2002 10 6 4 3 2 1 16 или 17 результаты всех гонок
2003—2009 10 8 6 5 4 3 2 1 от 16 до 19 результаты всех гонок
2010—2018 25 18 15 12 10 8 6 4 2 1 от 19 до 21 результаты всех гонок
2019— 25 18 15 12 10 8 6 4 2 1 1 21 результаты всех гонок

Примечания:

  1. Если пилот фактически закончил гонку в очковой зоне, но не попадает в итоговую классификацию, то очков он не получает.
  2. В сезонах 1952—1953 чемпионат мира проводился по регламенту Формулы-2.
  3. Кубок конструкторов разыгрывался с 1958 года.
  4. В 1958—1959 годах очки за лучший круг в зачёте Кубка конструкторов не учитывались.
  5. В 1958—1960 годах в Кубке конструкторов не начислялись очки за 500 миль Индианаполиса (однако в личном зачёте они учитывались).
  6. Вплоть до 1978 года включительно очки в Кубке конструкторов начислялись с такими же ограничениями, как и в личном зачёте. В зачёт по результатам каждой гонки шёл только один лучший результат гонщиков, выступавших на автомобилях данного производителя. С 1979 года в Кубок конструкторов попадали все результаты пилотов команды, вне зависимости от действующих ограничений в личном зачёте.
  7. В 2014 году по результатам заключительной гонки сезона пилоты и конструкторы получили удвоенное количество очков по схеме 50—36—30—24—20—16—12—8—4—2.
  8. С сезона 2019 очки за быстрый круг присваиваются (в личный зачёт и Кубок конструкторов), если пилот финишировал в первой десятке. Очки за быстрый круг не присуждаются никому, если обладатель быстрого круга финишировал вне первой десятки.

Равенство очков

Общие положения регламента

  • В случае если в конце чемпионата два и более гонщиков (конструкторов) набирают одинаковое количество очков, более высокое место займет обладатель большего количества первых мест.
  • В случае равенства первых мест, более высокое место займет обладатель большего количества вторых мест и так далее
  • Если полная статистика мест, занятых по ходу чемпионата, совпадает, то, как сказано в регламенте, решение о том, кому отдать предпочтение, принимает FIA. На практике более высокое место присуждается тому гонщику (конструктору), который раньше показал свой наилучший результат.

Примеры

  • Если за весь сезон один гонщик набрал 25 очков за победу, а второй гонщик набрал 25 очков за третье и пятое места на финише, преимущество в итоге получает первый гонщик.
  • Если первый гонщик набрал 37 очков за победу и четвёртое место, а второй набрал те же 37 очков за победу, пятое и девятое места, то первый побеждает, так как при равенстве побед, вторых и третьих мест, у него больше четвёртых мест.
  • Если все результаты двух пилотов совпадают, то чемпионом становится выигравший гонку раньше.

Особые случаи

Остановка гонки

В случае если гонка по какой-то причине была остановлена и не была возобновлена и при этом лидер не прошёл двух кругов, такая гонка не идет в зачет.

В случае если гонка по какой-то причине была остановлена когда лидер прошёл более 2-х кругов, но менее 75 % дистанции, она идет в зачет чемпионата, однако за неё первой десятке гонщиков засчитывается только половина очков:

1 место — 12,5 очков 2 место — 9 очков 3 место — 7,5 очков 4 место — 6 очков 5 место — 5 очков 6 место — 4 очка 7 место — 3 очко 8 место — 2 очка 9 место — 1 очко 10 место — 0,5 очка

В последний раз подобное случилось на Гран-при Малайзии в 2009 году.

Незапланированная остановка одной из гонок косвенно повлияла на результат чемпионата мира 1984 года, в котором был зафиксирован самый маленький разрыв в общем зачёте между чемпионом мира (Ники Лаудой) и обладателем второго места (Аленом Простом) — всего 0,5 очка. Гонка в Монако по причине сильного дождя была остановлена на 31 круге из 76, и её лидер, Ален Прост, получил лишь 4,5 очка вместо полновесных 9 за победу. В конце этой гонки Проста стремительно нагонял Айртон Сенна, и Ален впоследствии признавал, что Сенна обошёл бы его, но всё равно сожалел об остановке гонки: «Пусть он выиграл бы, но и я получил бы шесть очков за второе место, а не половину за первое. Тогда я стал бы чемпионом мира в том году».

Смена пилотов

До 1959 года командам разрешалось проводить замены пилотов за рулем прямо во время гонки. В таком случае, если один из пилотов доводил машину до финиша в очковой зоне, то набранные им очки разделялись поровну между всеми, кто пилотировал эту машину на протяжении Гран-при.

Именно то, что на Гран-при Италии в 1956 году Фанхио забрал машину у своего конкурента в борьбе за первенство в личном зачете (и вместе с тем, напарника по команде «Феррари») Питера Коллинза, и принесло ему очередной титул чемпиона мира. Расклад после 20 кругов гонки был таков: Фанхио сошёл, а Коллинз находился на трассе и потенциально мог набрать достаточно очков, чтобы обойти лидера общего зачёта. Если же Хуан Мануэль занимает место в машине Коллинза, то, на каком бы месте англичанин ни финишировал, он не сможет опередить аргентинца (поскольку очки делятся поровну). В итоге оба претендента получили по три очка из шести за второе место, и Фанхио в чемпионате мира опередил Коллинза на пять очков. Кстати, сломанную машину все же смогли отремонтировать, и в итоговом протоколе Фанхио значится дважды: сначала на втором месте в паре с Питером Коллинзом, а затем на восьмом месте с Эудженио Кастеллотти.

Смены пилотов за рулем одного автомобиля пользовались популярностью на трассах с жарким изнуряющим климатом. Особенно показателен пример Гран-при Аргентины 1955 года, когда за рулем 8-ми автомобилей в течение гонки менялись гонщики. Причем Морис Тринтиньян успел вести сразу три машины: под номером 10, номером 12 и номером 14 (все три — Ferrari 625). С другой стороны и № 10, и № 12 находились под управлением трёх гонщиков. В итоге № 10 финишировал на втором месте (последний отрезок машину вёл Нино Фарина), а № 12 сам Тринтиньян привёл на третье место (причём изначально на этой машине стартовал Фарина). Таким образом, из 6-ти очков, полагавшихся за 2-е место, Тринтиньян и Фарина получили по 2 очка (ещё 2 очка получил Гонзалес, стартовавший на машине № 10), а из 4-х очков за 3-е место — по 1,33 очка (ещё 1,33 очка получил Умберто Мальоли, третий, кто управлял № 12).

Очко за быстрый круг

По регламенту того времени, когда гонщики могли получить очко за лучший круг в гонке (с 1950 года по 1959 год), если несколько гонщиков показывали одинаковый результат, то это единственное очко делилось поровну между кандидатами на него. А поскольку время прохождения круга иногда замерялось с точностью до целых секунд, то иногда несколько пилотов получали за Гран-при нецелое число очков.

Самый известный случай подобного рода произошёл на Гран-при Великобритании в 1954 году. Сразу семь пилотов — Хосе Фройлан Гонсалес, Майк Хоторн (оба на «Феррари»), Стирлинг Мосс, Альберто Аскари, Онофре Маримон (все трое на «Мазерати»), Хуан Мануэль Фанхио на «Мерседес», Жан Бера на «Гордини» — показали одинаковое время: 1 мин 50 с. Все эти гонщики получили по 1/7 (0,14) дополнительных очка.

В 2019 году очко за быстрый круг было снова введено в правила — но только при условии, что установивший быстрый круг гонщик финишировал в гонке в первой десятке.

Сравнение старых очковых систем с современной

Пример приводится на основании данных чемпионата мира 2005 года. Указана первая восьмерка гонщиков и первая пятерка команд. В скобках — число набранных ими очков. Отличия систем выделены курсивом.

Пилоты

Место 1961—1990 1991—2002 2003—2009 2010—2013, 2015—2018 2014
1 Фернандо Алонсо (108) Фернандо Алонсо (115) Фернандо Алонсо (133) Фернандо Алонсо (322) Фернандо Алонсо (347)
2 Кими Райкконен (92) Кими Райкконен (99) Кими Райкконен (112) Кими Райкконен (277) Кими Райкконен (295)
3 Хуан Пабло Монтойя (43) Хуан Пабло Монтойя (46) Михаэль Шумахер (62) Михаэль Шумахер (153) Джанкарло Физикелла (156)
4 Михаэль Шумахер (39) Михаэль Шумахер (40) Хуан Пабло Монтойя (60) Хуан Пабло Монтойя (150) Михаэль Шумахер (153)
5 Джанкарло Физикелла (37) Джанкарло Физикелла (38) Джанкарло Физикелла (58) Джанкарло Физикелла (144) Хуан Пабло Монтойя (150)
6 Ярно Трулли (26) Ярно Трулли (26) Ральф Шумахер (45) Ральф Шумахер (122) Ральф Шумахер (137)
7 Рубенс Баррикелло (23) Рубенс Баррикелло (23) Ярно Трулли (43) Ярно Трулли (110) Ярно Трулли (110)
8 Ральф Шумахер (20) Ральф Шумахер (20) Рубенс Баррикелло (38) Рубенс Баррикелло (103) Рубенс Баррикелло (103)

Команды

Место 1961—1990 1991—2002 2003—2009
1 Рено (145) Рено (153) Рено (191)
2 Макларен (141) Макларен (151) Макларен (182)
3 Феррари (62) Феррари (63) Феррари (100)
4 Тойота (46) Тойота (46) Тойота (88)
5 Уильямс (34) Уильямс (34) Уильямс (66)

> Примечания

«Мерседес» взял Мельбурн, а Квят – в зачетной десятке

Вальттери Боттас выиграл первую гонку сезона, Даниил Квят принес очки «Торо Россо».

Чемпионат мира. Первый этап. Гран-при Австралии
1. Валттери Боттас (Финляндия, Mercedes) — 1:25.27,325
2. Льюис Хэмилтон (Великобритания, Mercedes) – отставание 20,886
3. Макс Ферстаппен (Голландия, Red Bull Racing) — 22,520
4. Себастьян Феттель (Германия, Ferrari) — 57,109
5. Шарль Леклер (Монако, Ferrari) — 58,230
6. Кевин Магнуссен (Дания, Haas) — 1.27,156
7. Нико Хюлькенберг (Германия, Renault) — 1 круг
8. Кими Райкконен (Финляндия, Alfa Romeo) — 1 круг
9. Лэнс Стролл (Канада, Racing Point) — 1 круг
10. Даниил Квят (Россия, Toro Rosso) — 1 круг
11. Пьер Гасли (Франция, Red Bull Racing) — 1 круг
12. Ландо Норрис (Великобритания, McLaren) — 1 круг
13. Серхио Перес (Мексика, Racing Point) — 1 круг
14. Александр Албон (Таиланд, Toro Rosso) — 1 круг
15. Антонио Джовинацци (Италия, Alfa Romeo) — 1 круг
16. Джордж Расселл (Великобритания, Williams) — 2 круга
17. Роберт Кубица (Польша, Williams) — 3 круга
Не финишировали: Ромен Грожан (Франция, Haas), Даниэль Риккьярдо (Австралия, Renault), Карлос Сайнс (Испания, McLaren)

“Гран-при Австралии” должен был дать ответы на многие вопросы, которые возникли после зимних тестов в Барселоне. В итоге победу одержал “Мерседес”, но не тот пилот, которого ожидали увидеть на верхней ступеньке подиума. А единственная надежда российских поклонников “Формулы-1” – Даниил Квят – выдал сильное выступление, которое принесло хороший результат.

– Formula 1 (@F1) 17 марта 2019 г.

Скрытая угроза

«Феррари» являлась лучшей командой по многим показателям после зимних тестов. Главного конкурента итальянцев «Мерседес» тоже нельзя было сбрасывать со счетов, но результаты тренировочных заездов предвещали смену расстановки сил в пользу команды из Маранелло. Но все пошло не так, как планировалось. Первый удар по амбициям «красных» был нанесен уже в практиках. Действующий чемпион Льюис Хэмилтон возглавил все три тренировки, а затем уверенно выиграл квалификацию с преимуществом в семь десятых над соперником Себастьяном Феттелем. Исход квалификации сезона 2018 был точно таким же, но тогда в гонке победу одержал лидер “Феррари”.

Угроза первой победе Хэмилтона в новом сезона пришла оттуда, где ее не ждал. Вальттери Боттас выдал уверенный старт и к первому повороту был впереди не только своего партнера по команде, но и всего пелотона. Финн постепенно увеличивал отрыв от британца, параллельно ставя лучшее время круга. «Феррари» и «Ред Булл» так и остались позади, не разменяв позиции: Ферстаппен не прошел Феттеля, но и не пропустил Леклера.

От алой команды ожидали другого в квалификации, поэтому Себастьян Феттель обещал исправиться в гонке. Первым из лидирующей группы на пит-стоп поехал как раз немец, но этот ход не сильно помог в итоге. Несмотря на сложность совершения обгона на трассе “Альберт-парк” Макс Ферстаппен уверенно на 31 круге буквально пролетел мимо болида растерянной итальянской конюшни и в конце боролся за вторую позицию с действующим чемпионом.

На финише Льюис и Макс так и остались при своем, а Вальттери Боттас был неудержим: уверенная победа и лучший круг в гонке, который добавил еще один зачетный балл в его актив. Дубль «Мерседеса» и первый подиум «Ред Булла» в сотрудничестве с «Хондой» поставили штаб «Феррари» в очень трудное положение. Исправляться нужно уже через две недели в Бахрейне, а пока, это был не день команды Маттиа Бинотто.

– Formula 1 (@F1) 17 марта 2019 г.

Рубка за место под элитой

Тесты в Барселоне дали многим понять, что плотная борьба за четвертое место в «Кубке Конструкторов» обещает быть еще ожесточеннее чем в прошлом году. Гонка в Австралии доказала, что действительно целых шесть коллективов могут бороться за большие очки, а в некоторых случаях – и за подиумы на любом «Гран-при».

Магнуссен, Хюлькенберг, Райкконен, Стролл и Квят – пилоты пяти разных команд замкнули очковую зону, при этом проведя гонку в настоящей борьбе. Дебютанты тоже смотрелись уверенно, но баллы так и не получили: Норрис после сильной квалификации долго не мог обогнать Джовинацци, который оборонялся от целой группы быстрых пилотов.

К огорчению местной публики, в борьбе за призовую десятку не смог принять участие Даниэль Риккьярдо. На старте он сломал переднее антикрыло, и к середине дистанции числился одним из сошедших. Также не добрались до финиша Сайнц и Грожан. «Макларен» сошел по техническим причинам, а американская команда «Хаас» как и год назад не смогли совершить идеальный пит-стоп.

«Уильямс» совсем не выглядит командой уровня «Формулы-1» на данный момент. Слабейшее выступление в Мельбурне не удивило никого. Кошмарная форма практически свела на нет героическое возвращение в гонки поляка Роберта Кубицы, который завершил заезд на последнем месте с отставанием в три круга от лидера.

Даниил Квят вернулся в очки

Не многие ожидали хорошего результата от первой гонки в исполнении российского пилота, но Квят провел хороший «Гран-при», который принес результативные плоды. Всю гонку пилот «Торо Россо» оборонялся от гонщика старшей команды «Ред Булл» Пьера Гасли.

Благодаря удачной тактике, Квят сумел обогнать пилотов, которые были выше его после субботней квалификации, а главная борьба за очковую зону была выиграна у француза. Даниил мог претендовать и на место повыше, но ошибка в борьбе со Строллом не позволила ему занять хотя бы девятое место. Уверенная гонка и отличный результат вселяют надежду на сильный сезон в исполнении гонщика из Уфы.

Личный зачет: 1. Валттери Боттас — 26. 2. Льюис Хэмилтон — 18. 3. Макс Ферстаппен — 15. 4. Себастьян Феттель — 12. 5. Шарль Леклер — 10. 6. Кевин Магнуссен — 8. 7. Нико Хюлькенберг — 6. 8. Кими Райкконен — 4. 9. Лэнс Стролл — 2. 10. Даниил Квят — 1. 11. Роберт Кубица — 0. 12. Пьер Гасли — 0. 13. Ландо Норрис — 0. 14. Даниэль Риккьярдо — 0. 15. Серхио Перес — 0. 16. Джордж Расселл — 0. 17. Александр Албон — 0. 18. Ромен Грожан — 0. 19. Антонио Джовинацци — 0. 20. Карлос Сайнс — 0.
Кубок конструкторов: 1. Mercedes — 44. 2. Ferrari — 22. 3. Red Bull Racing — 15. 4. Haas — 8. 5. Renault — 6. 6. Alfa Romeo — 4. 7. Racing Point — 2. 8. Toro Rosso — 1. 9. McLaren — 0. 10. Williams — 0.

Все о «Формуле-1»: календарь гонок, личный зачет и Кубок конструкторов

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *