Albert Park (Мельбурн, Австралия)

В этом году чемпионат «Формулы-1» начался с Гран-при Австралии в Мельбурне на трассе «Альберт-Парк». Впервые гонщиков знаменитого соревнования автодром принимал в 1996-ом, 21 год назад. Общая дистанция, которую практически пролетает болид, равняется 307,574 км. В ней 58 кругов по 5,303 каждый. На трассе гонщиков ожидают 16 поворотов и довольно скользкий асфальт. Автодром временный и отнимает любимый парк у австралийцев всего на неделю.

Идея строительства автодрома принадлежит Рону Уокеру. Несмотря на протесты местных жителей, проводивших акции в защиту «Альберт-Парка», бизнесмен при поддержке правительства построил и открыл трек. Дебют новой трассы съехались смотреть более 400 000 зрителей. С тех пор Мельбурн регулярно преподносит «Формуле-1» сюрпризы. В 1998 году гонщики «Макларен» договорились между собой, и Дэвид Култхард пропустил вперед Мику Хаккинена. После этого случая устроители гонки запретили командную тактику, теперь каждый выступает сам за себя. Трасса знаменита не только скандальными случаями и трагичными столкновениями (одно из них в 2001 году привело к гибели маршала Грэма Бевериджа), но и тем, что на ней начали выступать в «Формуле-1» знаменитые гонщики Кими Райкконен, Жак Вильнёв и др.

Этапы «Формулы-1» в Мельбурне всегда отличаются непредсказуемостью побед и поражений.

Shanghai Internationai Circuit (Шанхай, Китай)

Трасса, автором проекта которой стал Герман Тильке, немецкий архитектор, в прошлом автогонщик, напоминает своим строением очертания иероглифа «Шан», означающего «выше», «всходить». Общая протяженность — 305,066 км (56 кругов по 5,451 км). Первое Гран-при Китая состоялось на этом автодроме в 2004 году, выиграл тогда Рубенс Баррикелло на феррари. Посмотреть гонку в Китае могут 200 000 зрителей, причем сделать это с большим комфортом, что было предусмотрено при строительстве автодрома нового тысячелетия.

На трассе 16 поворотов, есть сложные извилистые участки, поэтому для ее прохождения требуется большое мастерство и прекрасное техническое состояние гоночной машины. Один из самых опасных участков расположен перед шпилькой: заканчивается длинный прямой отрезок, на котором набирается огромная скорость, и надо резко затормозить, чтобы на вираже не вылететь с трассы.

Международный автодром Шанхая видел много побед и ярких событий. Кими Райкконен в 2007 году праздновал свою двухсотую победу, выиграв Гран-при Китая, а Джонсонс Баттон — сотое Гран-при в 2005. Шанхайский трек интересен тем, что именно здесь расположилась самая длинная — 1300 м — прямая. По статистике, 49 % трассы гонщики едут с максимальной скоростью.

Bahrain Internationai Circuit (Сахир, Бахрейн)

В 2004 году гонка «Формулы-1» впервые проводилась на Среднем Востоке. Всего за две недели до нее был достроен Международный автодром Бахрейна по проекту мастерской Германа Тильке. Уникальная площадка состоит из 5 трасс:

  • внутренней,
  • внешней,
  • предназначенной для гонок Гран-при,
  • отдельной для заезда специальных гоночных автомобилей,
  • овала для проведения испытаний.

С удобством расположиться и смотреть состязание болидов могут 50 000 зрителей. На строительство ушло примерно 150 млн долларов. Первое Гран-при Бахрейна выиграл Михаэль Шумахер.

Протяженность гоночной трассы Бахрейна составляет 308,238 км, каждый круг по 5,406 км. На маршруте 15 крутых поворотов. От болида требуется высокая динамика разгона, эффективные тормоза и хорошая система охлаждения.

Одна из особенностей трассы в том, что гонка проводится при искусственном освещении и начинается в шесть часов вечера. И еще один интересный момент: пенящаяся жидкость, которой обливают победителей в Бахрейне, — вовсе не шампанское, это газировка из розовой воды и гранатового сока. Связано такое новшество с традиционными для этого региона ограничениями.

«Сочи Автодром» (Сочи, Россия)

В 2014 году в Сочи, вокруг Олимпийского парка, завершилось строительство единственной в России трассы, предназначенной для гонок «Формулы-1». Проектировал ее Герман Тильке, как и в Бахрейне. Трек рассчитан на использование в любое время года. Автодром имеет городскую часть и стационарную, что делает гонки особенно интересными.

За гонку болид преодолевает почти 310 км, то есть 53 круга длиной 5,848 км каждый. Максимальная ширина трассы достигает 15 м. Большинство из 18 ее поворотов очень крутые, оставляют не так много места, чтобы разогнать автомобиль, однако максимальная скорость достигает 334 км/ч. Напротив главных трибун находится наиболее скоростной участок трассы, где есть возможность красиво обогнать соперников. Потрясающее зрелище обещает третий поворот, имеющий форму греческой буквы «омега». Разогнаться на нем можно до 305 км/ч, что позволяет пилотам проявить все свое мастерство. Это одна из уникальных особенностей сочинского автодрома.

Те, кто посетил российский автодром, знают, что в здании главной трибуны находится музей. Ретро-автомобили, классические и спортивные, модели механизмов Леонардо да Винчи и многое другое ожидает посетителей в экспозиции.

Circuit de Barcelona-Catalunya (автодром Барселона-Каталунья, Испания)

Автодром построен в 1991 году, расположился в Монтмело. На этой трассе и проходит Гран-при Испании. Длина круга 4 км 655 м, всего кругов 66, а общая протяженность маршрута — чуть более 300 км. Строился трек под руководством Луиса Переса Сала. Вместимость трибун — свыше 100 000 зрителей. Трек спроектирован так, что предоставляет болельщикам прекрасный обзор.

Гонщикам надо преодолеть 16 скоростных поворотов. При прохождении трассы многое зависит не только от мастерства пилота, но и от сбалансированности автомобиля. Кроме того, трек отличается абразивным асфальтовым покрытием, а это означает высокий уровень износа резины и частые пит-стопы.

Автодром Барселона-Каталунья запомнился любителям гонок многими интересными случаями и знаменательными победами. Именно здесь в 1996 году впервые стал триумфатором в составе «Феррари» Михаэль Шумахер, а двумя годами ранее он финишировал в Испании вторым, несмотря на то что ехал на пятой передаче — на середине дистанции в его болиде сломалась коробка передач. Можно сказать, что для Михаэля эта трасса, как минимум, очень удачная. Например, в 2001 году лидировал Мика Хаккинен, не оставляя никому шансов, но… в самом конце у него выходит из строя сцепление, и победителем вновь оказывается Красный барон (это прозвище Шумахера)!

Circuit de Monaco (Монте-Карло, Монако)

В «Формуле-1» трасса дебютировала в далеком 1950 году. За прошедшее время ее конфигурацию изменяли 9 раз, но новшества всегда были незначительными. Длина круга 3 км 337 м, всего кругов 78, так что маршрут — 260,5 км. Трек включает в себя 16 поворотов.

Трасса в Монте-Карло считается одной из самых трудных и опасных, так как проходит она по городу, автодром очень узкий, а зрители слишком близко от болидов. На время гонки трек заключают в стальные барьеры. Даже незначительная авария на этом этапе «Формулы-1» может привести к очень серьезным последствиям, что неоднократно и случалось, несмотря на то что здесь скорости намного ниже, чем в Гран-при других стран. Автогонщики трассу Монте-Карло прозвали «Дьявольская карусель». Часть ее проходит над морем, от которого летящие болиды отгорожены весьма ненадежно, машины два раза за историю гонок перелетали через ограждение и падали в море. К счастью, при этом никто серьезно не пострадал.

Автомобили настраивают на большую прижимную силу, так как их ожидает множество разгонов, а повороты на городских улицах достаточно медленные.

Любимцем трассы в Монако был Айртон Сенна, гениальный гонщик, шесть раз завоевывавший здесь победу. Первый раз — в 1987, а потом… невероятно, но пять лет подряд — с 1989 по 1993. И наверняка были бы еще победы, если бы Сенна не разбился в 1994 году во время Гран-при Италии.

Монте-Карло — город азарта, поэтому и трасса не может быть здесь другой. Она для самых лучших, для тех, чье мастерство способно преодолеть немыслимые виражи.

Circuit Gilles Villeneuve (Монреаль, Канада)

Гран-при Канады проходит на автодроме им. Жиля Вильнёва. Трасса очень живописна, расположена на искусственном острове Нотр-Дам. Она проходит между озерами и построенными в 1967 году к Всемирной выставке павильонами. В качестве составной части трека задействованы дороги общего пользования. Посмотреть канадскую часть «Формулы-1» могут 100 000 человек.

Общая протяженность гонки чуть больше 300 км, длина круга — 4361 м, всего кругов 70. Трасса быстрая, в некоторых местах очень узкая. 15 крутых поворотов невозможно пройти благополучно, если болид не оснащен хорошей тормозной системой. Трек гладкий, для него подходит более мягкая, чем на многих других автодромах, резина. Трасса предоставляет множество возможностей для обхода соперников. Резкие разгоны и торможения обуславливают большой расход топлива, поэтому необходимы частые пит-стопы.

Самая знаменитая особенность этого автодрома — «Стена чемпионов». В 1999 году Михаэль Шумахер, Жак Вильнёв и Дэймон Хилл разбили свои автомобили, не сумев пройти изгиб дороги, которым заканчивается длинный прямой отрезок. Тогда это место и получило свое название.

Baku City Circuit (Баку, Азербайджан)

Разработанная Германом Тильке трасса проходит по городу в районе Бакинского приморского бульвара. Открыта она в 2016 году. По задумке устроителей, автодром должен пройти по самым красивым улицам города, из-за этого трек местами очень узкий, на старых улицах его ширина доходит до 7,6 м, максимальная — всего 13 м. Все объекты автодрома сборные, между чемпионатами «Формулы-1» город приобретает привычный для бакинцев вид. Посмотреть гонку смогут 30 000 зрителей.

Стартовая прямая проходит мимо Дома правительства, с другой стороны трассы — Каспийское море. Трек поворачивает по городу 20 раз, причем на первом повороте пилотов ждет очень жесткое торможение: на прямой перед ним болиды разгоняются до 340 км/ч. Чрезвычайно сложный участок трассы ожидает пилотов на улицах старого города, в двух местах даже приходится укладывать на брусчатку временный асфальт. Разогнаться здесь более чем до 80 км/ч, скорее всего, не получится. Длина одного круга — 6 км 6 м, но на этом расстоянии успевают смениться несколько эпох.

Первым победителем этапа «Формулы-1» в Баку стал Нико Росберг, он же автор первого рекорда круга — 1 : 46,485.

Red Bull Ring (предыдущее название А1-Ring, Шпильберг, Австрия)

На автодроме, принадлежащем сейчас компании Red Bull, австрийский этап «Формулы-1» проводился 28 раз. Скоростной трек построен еще в 1969 году, назван «Остеррайхринг». Через несколько лет признали, что его условия не соответствуют требованиям безопасности, и соревнования проводить перестали. В 1996 году трасса была модернизирована на средства сотового оператора А1, после чего поменяла свое название. В 2008 автодром выкупила фирма «Ред Булл» и у него появилось новое имя «Ред Булл Ринг». Во время реконструкции была несколько изменена конфигурация трека, из-за чего снизилась скорость его прохождения. Однако гонки «Формулы-1» здесь в 2014 году возобновились.

Длина круга трассы 4 км 326 м, в последнем варианте конфигурации рекорд прохождения — 1 : 06,228 — был поставлен Льюисом Хэмильтоном в 2016 году. Общая длина маршрута составляет 307 км (71 круг).

С трассой «А1-Ринг» связаны разные истории, одна из них достаточно скандальная. Михаэлю Шумахеру долго не удавалось покорить австрийский этап. И в 2002 году Рубенс Баррикелло пропускает его вперед, делая это по требованию начальства. Так как речь шла о первом месте, это вызвало у всех недовольство и довольно бурную реакцию на поведение команды «Феррари».

Silverstone Circuit (Сильверстоун, Великобритания)

Автодром Сильверстоун принимает «Формулу-1» с 1950 года. В 1943-ем, во время Второй мировой войны, был построен военный аэродром, на основе которого впоследствии открыли автодром. Первое время его использовали для проведения гонок взлетно-посадочные полосы, позднее трек расположился по периметру летного поля. Длина всей гонки — около 308 км, протяженность круга (всего их 52) — 5 км 891 м.

За прошедшие годы трассу несколько раз перестраивали. Серьезная модернизация прошла в 1991 году. Целью ее был более высокий уровень безопасности. Первым победителем на обновленном автодроме стал англичанин Найджел Мэнселл. Следующее обновление трассы произошло уже в нашем веке, закончено в 2011 году.

Средняя скорость здесь превышает 235 км/ч, этап в Великобритании — один из самых скоростных в «Формуле-1». Из-за нескольких резких виражей (всего поворотов 18) и особенностей покрытия резина быстро изнашивается, что приводит к частым пит-стопам. Проблем гонщикам нередко добавляют ливни и ветер, свойственные английской погоде.

Один из самых забавных случаев на этой трассе связан с Михаэлем Шумахером. В 1998 году знаменитый гонщик перед последним кругом, как он считал, заехал в боксы — отбыть наказание, но пересек линию финиша, так как уже промчался всю дистанцию. Однако победу ему засчитали, поскольку предупреждение о штрафных 5 секундах поступило слишком поздно в нарушение правил.

Hungaroring (Будапешт, Венгрия)

Гран-при Венгрии проходит в маленьком городке Модьород, неподалеку от Будапешта, с 1986 года. Небольшая долина определила длину трека — 4 км 381 м. Всего кругов 70, в итоге болиды проезжают 306,5 км. Автодром узкий, медленный, обгонять друг друга пилотам негде. Поэтому решающую роль играет квалификация, не менее важно правильно рассчитать пит-стопы.

В 2003 году трассу перестроили, удлинив прямой отрезок, на который приходятся старт и финиш, а также кардинально переделав первый поворот. Появившаяся в результате шпилька обеспечивает возможность обгона, что делает состязание болидов более интересным. Но даже после всех новшеств обгон может закончиться плачевно, и только прекрасная система безопасности автодрома не дает большинству участников разбиться.

Казалось бы, выиграть гонку, если стартуешь не в первой десятке, на этом треке нереально. Однако были два опровергающих это рекорда. Первый — победа Найджела Мэнселла в 1989 году после старта с 12 места, второй — выигрыш Дженсона Баттона при старте с 14 места в 2006.

Посмотреть «Формулу-1» в Модьороде могут 120 000 болельщиков.

Circuit de Spa-Francorchamps (Спа, Бельгия)

По общему признанию, Бельгийская трасса одна из самых интересных в мире. Делает ее такой серия поворотов, всего их на Спа-Франкоршам 21. Гонщики должны пройти 44 круга по 7,004 км, общая длина состязания составляет чуть более 308 км. Впервые «Формулу-1» бельгийский автодром принял в 1950 году. С тех пор его посетили сотни тысяч болельщиков, каждый раз их ожидают 53 000 зрительских мест.

Скоростная трасса с большими перепадами высоты и поворотами, требующими от пилотов полной концентрации сил и внимания, так как пройти их можно, не снижая скорости. Интересной особенностью гонок в Спа-Франкоршам является то, что ясная погода возле боксов вовсе не обещает сухой трассы на всем ее протяжении: на отдаленных участках в это время может идти дождь, погода в Бельгии переменчива.

Изначально длина трассы была 15 км, использовались общественные дороги. В 1972 году признали, что она не соответствует нормам безопасности. Серьезная реконструкция сократила длину круга до 7 км, но причудливые повороты все равно остались, а высокие скорости сохранились. «Формула-1» вернулась на автодром в 1983 году. Гонка началась с конфуза. Несколько машин вышли из строя, еще не успев стартовать, поэтому сигнал начала гонки дан не был. Однако де Чезарис помчался вперед, видимо, от нетерпения. За ним погнались Прост и Тамбэ, спохватившись только после середины круга и заметив сигналы остановиться. Был повторный старт, гонку сократили на 2 круга. Но она состоялась! Как и прежде, нынешняя трасса Спа-Франкоршам обещает эмоциональные и непредсказуемые соревнования.

Autodromo Nazionale Monza (Монца, Италия)

Длинные прямые и медленные повороты (их всего 11) — одна их старейших в мире гоночных трасс расположена в Италии, возле Монца. Высокие скорости требуют мощного двигателя и низкого аэродинамического сопротивления от машины. При этом многие считают, что нет необходимости в особом мастерстве пилота на гонке в Монце: ни перепадов высоты, ни узких улиц. Зато высокие поребрики на поворотах.

Протяженность круга около 5,793 км, количество кругов 53, общая длина гонки составляет приблизительно 307 км. Максимальная скорость, которой можно достигнуть при прохождении трассы, — примерно 370 км/ч. При разгоне на старте болиды набирают скорость до 350 км/ч, но перед первым же поворотом ее приходится сбрасывать, причем до менее чем 100 км/ч. Это означает большие перегрузки и для машины, и для пилота. Не менее интересны и опасны другие повороты. Изменения в конфигурации трека были связаны с ростом скоростей автомобилей и с необходимостью обеспечения безопасности пилотов и зрителей. В итоге появлялись новые ограждения, шиканы и шпильки, замедляющие автомобили.

На автодроме в Монце не единожды случались катастрофы с гибелью пилотов и даже зрителей. В 1955 году здесь разбился итальянец Альберто Аскари, Вольфганг фон Трипс погиб в 1961, а в 1970 — Йохен Риндт, влетевший в отбойник. Несмотря на это трасса не утратила своей популярности.

Marina Bay Street Circuit (Сингапур)

В Сингапуре гонщиков ожидает еще одна городская трасса «Марина Бей». Гран-при Сингапура начали проводить с 2008 года. Автодром уникален для Азии сразу по двум причинам:

  • он стал первой азиатской трассой, пролегающей по улицам города;
  • гонка проходит в ночное время, полностью при искусственном освещении, чего раньше в «Формуле-1» не случалось.

На круге, длина которого 5,065 км, расположились 23 поворота, что сразу же сделало трассу очень непростой. Длина маршрута более 308 км, это 61 круг. Максимальная ширина трека — 15 м. Если на прямых болиды разгоняются до 300 км/ч, то на некоторых поворотах надо сбросить скорость, сделав ее менее 100 км/ч. Поэтому от машины требуется не только сильный двигатель, но и хорошая тормозная система.

Наибольшее количество побед — четыре — на автодроме «Марина Бей» принадлежит Себастьяну Феттелю. Он же стал автором рекорда круга — 1 : 42,841 в 2015 году.

Обогнать на этой трассе автомобиль соперника сложно, бывают конфигурации треков поинтереснее, но жара, высокий уровень влажности — и перед нами один из тяжелейших маршрутов, постоянно испытывающих выносливость пилотов.

Sepang F1 International Circuit (Селангор, Малайзия)

Еще одна работа Германа Тильке. Гран-при Малайзии — это 56 кругов по 5 км 543 м каждый, общая длина гонки превышает 310 км. На трассе 15 поворотов. Это длинные прямые, на которых набирается высокая скорость, и опять же скоростные повороты. Трасса очень современная, ее минимальная ширина — 16 м, максимум — 22 м. Наверное, лучших условий для обгонов не предоставляет никакой другой трек, а более 60 % гонки пилоты удерживают максимальную скорость. Посмотреть захватывающее состязание болидов в Малайзии могут 130 000 зрителей.

Достаточно непростые погодные условия — жара и высокая влажность — обуславливают особые требования к двигателю. Кроме того, характер покрытия способствует быстрому износу резины и, соответственно, частым пит-стопам, число которых доходит до трех за гонку.

Возможность обгонять друг друга сыграла плохую шутку с Михаэлем Шумахером и Хуаном-Пабло Монтойей в 2002 году. Никто не хотел уступать — ни секунды, ни миллиметра — в итоге машины столкнулись, оба потеряли время, а Монтойя был наказан судьями, ему пришлось проехать через боксы. Выиграл тогда гонку Ральф Шумахер.

Suzuka Circuit (Судзука, Япония)

Сложная трасса, рассчитанная на высокие скорости и дающая хорошие возможности для обгонов, выстроена в форме цифры 8. Двигаться по ней можно сразу в двух направлениях — по часовой стрелке и против. Проект этого автодрома разработал Джон Хугенхольц, причем не для проведения «Формулы-1», а для тестовых пробегов компании «Хонда». Открытие трека — 1961 год. Гран-при Японии на трассе Судзука проводится с 1987 года.

Популярность трассы у зрителей обеспечивают хороший обзор, обгоны и соревнования, проходящие в дождь, что всегда добавляет остроты. За историю своего существования конфигурацию трасса меняла 4 раза, но незначительно, все свои уникальные особенности она сохранила. Длина круга — 5,807 км, всего кругов 53. Поворотов 18, и некоторые из них очень опасные. Рекорд круга установил в текущей конфигурации Кими Райкконен, а больше всех побед завоевал Михаэль Шумахер — он 6 раз финишировал первым.

Одно из самых трудных мест трассы — поворот 130R с радиусом 130 градусов. Проходить его надо на максимальной скорости, стараясь не снижать ее. Но даже у прекрасных пилотов бывают ошибки. Лукас ди Грасси однажды разбил на этом повороте машину, даже не успев начать гонку (2010 год).

Circuit of the Americas (Остин, США)

«Трасса Америк» дебютировала в «Формуле-1» совсем недавно, в 2012 году. Выиграл Гран-при США тогда Льюис Хэмильтон. Единственный в Америке автодром, спроектированный специально для проведения этапов «Королевской гонки» (автор проекта Герман Тильке), его вместимость — около 100 000 зрителей.

Трек похож по форме на вытянутый треугольник, на котором расположились повороты (всего их 20), длина одного круга составляет 5 км 513 м, гонщикам надо преодолеть 56 кругов, это чуть больше 308 км. Интересная особенность трассы — расширение на поворотах, что дает больше вариантов пилотам, в том числе для обгонов. Максимальная скорость автодрома — 315 км/ч.

При строительстве использовали природный ландшафт, трасса вписана в него очень естественно. Благодаря этому у каждого ее отрезка свои требования к гонщикам и автомобилям. Необходимы высокая концентрация внимания, точность пилотирования, мощный двигатель, хорошая система торможения и идеальная сбалансированность болида. Сам Тильке отметил, что из всех спроектированных им автодромов «Трасса Америк» наиболее сложная для пилотов. Алекс Вурц сравнил ее с «Американскими горками», так как она то поднимается на холм, то сбегает с него.

Из пяти Гран-при США, прошедших на этом автодроме, четыре выиграл Льюис Хэмильтон.

Autodromo Interlagos (Сан-Паулу, Бразилия)

«Автодром им. Жозе Карлуса Пасе» («Интерлагос») способен вместить до 120 000 человек, которым будет доступно интереснейшее зрелище. Прямые участки трассы рассчитаны на огромные скорости, а вот повороты очень медленные. Длина одного круга — 4 км 309 м, всего их в дистанции гонки 71, что составляет почти 306 км. Максимальная скорость достигает 340 км/ч. Рекорд круга в действующей конфигурации поставил Хуан Пабло Монтойя — 1 : 11,473.

«Формула-1» дебютировала на автодроме в 1973 году, но из-за недостатков системы безопасности, устаревшего покрытия в 1980-ом от проведения «Королевской гонки» на нем отказались. Долгое время власти Сан-Паулу не хотели реконструировать аэродром. Но… этот город — родина Айртона Сенны, а у Рио-де-Жанейро на исходе были финансовые возможности (Гран-при Бразилии после отказа от «Интерлагоса» проходили именно там). Средства на реконструкцию исторического автодрома нашли, и в 1990 году он снова был включен в календарь чемпионата.

Скоростная трасса по-прежнему остается очень опасной. С ней связаны многие аварии, исход которых был смертельным для пилотов. Однако регулярно происходят просто забавные случайности, которые запоминаются надолго своей несуразностью и безобидностью. Так, в 2014 году Филипе Масса заехал к чужим механикам во время пит-стопа, и ребята из McLaren показали ему, куда нужно было двигаться.

Сведения об автодромах «Формулы-1»

В гоночном сезоне «формулы-1» 2014 года представлено 19 трасс, каждая из которых обладает своими уникальными особенностями. Штатным проектировщиком гоночных трасс королевы автоспорта является Герман Тильке

Условные обозначения

Гран-при России
Самые медленные трассы «Формулы-1» в календаре
Самые быстрые трассы «Формулы-1» в календаре
Трассы, схожие по конфигурации с трассой в Сочи
Трасса Страна Минимальная скоросостьна круге, км/ч Максимальная скоросостьна круге, км/ч Сектор 1 Сектор 2 Сектор 3 Среднее время круга
Альберт-Парк Австралия 80 300 28.9 сек 23.4 сек 35.3 сек 1:26.7
Сепанг Малайзия 80 300 24.8 сек 31.7 сек 38.6 сек 1:35.1
Сахир Бахрейн 80 300 29.9 сек 39.9 сек 23.3 сек. 1:31.1
Шанхай Китай 70 326 28.7 сек 25.5 сек 42.1 сек 1:36.3
Каталунья-Монтмело Испания (Каталония) 140 305 22.7 сек 30.7 сек 28.4 сек 1:21.8
Монте-Карло Монако 65 275 19.8 сек 18.5 сек 37.4 сек 1:15.7
Монреаль Канада 102 316 20.4 сек 23.0 сек 28.8 сек 1:12.2
Ред Булл Ринг Австрия н/д н/д н/д н/д н/д н/д
Сильверстоун Великобритания 140 315 28.6 сек 36.9 сек 24.9 сек 1:30.4
Хунгароринг Венгрия 100 195 29.2 сек 28.8 сек 22.9 сек 1:22.6
Спа-Франкоршам Бельгия 90 315 29.0 сек 46.6 сек 28.1 сек 1:43.7
Монца Италия 80 350 26.8 сек 27.8 сек 27.3 сек 1:22.9
Марина Бей Сингапур 80 290 28.3 сек 40.6 сек 35.9 сек 1:44.8
Сузука Япония 70 305 30.4 сек 40.4 сек 18.8 сек 1:29.6
Сочи Автодром Россия 109 320 н/д н/д н/д 1:36.9
Америк США 94 308 25.9 сек 38.1 сек 35.9 сек 1:35.6
Интерлагос Бразилия н/д н/д н/д н/д н/д н/д
Яс Марина ОАЭ 70 315 17.4 сек 42.4 сек 39.5 сек 1:39.3

Альберт- парк

Автодром «Альберт-Парк» расположен в Австралии в городе Мельбурн, вокруг небольшого искусственного озера. Традиционно с 1996 открытие чемпионата F1 проходит именно на этой замечательной трассе, правда за некоторым исключением в 2006 и 2010 годах, когда чемпионат открывал Бахрейн. Изначально длина трека составляла 5302 м, но в 1998 длина трассы увеличилась на 1 метр и сейчас составляет 5303 м.

Техническая информация

Официальное название трассы: Albert Park
Расположение: центр Мельбурна
Вместимость трибун: 80000
Дата создания: 1996 год
Длина трассы: 5,303 км
Гоночная дистанция: 307,574 км
Количество кругов: 58
Кол-во поворотов: 16
Основные события: Формула-1, Формула-3, Формула Ford
Рекорд круга: 1:24.125 M.Shumaher 2004

Сепанг

Трасса «Сепанг» является международным автодромом и располагается в штате Сенагор, недалеко от аэропорта Куала-Лумпур, приблизительно в 80 км к югу от столицы Куала-Лумпур. Это единственная трасса, в названии которой разрешено использование официального логотипа F1.

Трасса включает в себя 15 поворотов, большинство из которых являются быстрыми. Два из восьми прямых участков скоростные, имеют длину около километра и вместе с 15-ым поворотом образуют «шпильку», которая является уникальной особенностью трассы. В центре этой «шпильки» располагается громадная двухсторонняя крытая главная трибуна. Ширина полотна трассы варьируется от 16 до 22 метров, давая массу возможностей для обгона, что делает гонку более непредсказуемой и захватывающей. Архитектура трассы позволяет при необходимости разделить её на два независимых круга, северный и южный, с длиной 2.8 и 2.6 км соответственно.

Техническая информация

Вместимость: 130000
Дата создания: 1998 год
Длина трассы: 5,543 км
Гоночная дистанция: 310,408 км
Количество кругов: 56
Кол-во поворотов: 15 (5 левых и 10 правых)
Рекорд круга в гонке: 1:34.223 — JP Montoya (2004)

Сахир

Трасса «Сахир» располагается в 30 километрах к югу от столицы Бахрейна, города Манама.
На реализацию проекта было потрачено 150 миллионов долларов и задействовано три тысячи человек. Трасса включает в себя 15 поворотов – 9 правых и 6 левых. Большинство поворотов медленные, а потому трассу сложно назвать скоростной, несмотря на наличие четырех длинных прямых. Ширина трассы варьируется от 14 до 22 метров. Архитектура трассы позволяет разделить её на несколько независимых треков (от 2 до 7), что позволяет проводить соревнования разного рода.

Инфраструктура комплекса не менее впечатляющая: 45 000 посадочных мест, 10 500 из которых располагается на главной трибуне; восьмиэтажная башня с террасой на крыше, VIPместами, рестораном и административными офисами; современные боксы на 11 мест и 18 специализированных зданий для гоночных команд. Центр управления гонкой оснащен по последнему слову техники, включая 41 камеру, фиксирующую каждый момент соревнований. Медицинский центр оборудован по жестким стандартам Медицинской комиссии FIA и международным гоночным стандартам. Медиа-центр вмещает 500 журналистов, в распоряжении которых 260 телевизоров. Центр для фотографов рассчитан на 120 человек. Комплекс имеет автостоянку на 13 000 автомобилей.

Техническая информация

C 2014 года гонка проходит при искусственном освещении.
Официальное название трассы: Bahrain International Circuit
Расположение: 30 км к югу от Манамы
Вместимость: 50000 (или 7% от населения Бахрейна)
Дата создания: 2004 год
Длина трассы: 5.412 км
Гоночная дистанция: 308.238 км
Количество кругов: 57
Кол-во поворотов: 15 (6 левых и 9 правых)

Шанхай

Трасса «Шанхай» располагается на северо-западе города Шанхай в районе Ядинг. Схема трассы была разработана конструкторским бюро немецкого дизайнера Германа Тильке и по своей форме напоминает китайский иероглиф «Шанг», что означает «высоко», «над», «всходить» — первый знак в названии города Шанхай. Строительство автодрома длилось полтора года силами 3000 инженеров, работающих круглосуточно. Для постройки «Шанхая» потребовалось осушить болото, влив в него порядка 400 тонн полиэстера. По некоторым данным, общая стоимость комплекса составила 450 миллионов долларов. Открытие автодрома «Шанхай» в 2004 году с одной стороны исполнило мечту Берни Экклстоуна и Макса Мосли, с другой стороны – китайского народа, желающего на протяжении 9 лет попасть в Формулу 1. Первое гран-при Китая Формулы 1 прошло 26 сентября 2004 года, гонка оказалась зрелищной. В 2007 году бывший управляющий трассы Yu Zhifei был осужден за коррупцию и хищения, в результате разразившегося скандала были уволены несколько высокопоставленных должностных лиц Коммунистической партии Китая. Трасса включает в себя 16 поворотов – 7 левых и 9 правых. Между 13-ым и 14-ым поворотом располагается самая длинная скоростная прямая, протяженность которой составляет 1.175 метров. Ширина трассы варьируется от 13 до 15 метров, достигая в 13-ом повороте 20 метров. Широкие зоны безопасности позволяют эвакуировать машины без приостановки гонки, поэтому вероятность выезда машины безопасности невелика. Трасса имеет перепад высот, самая низшая точка на 4.5 метров ниже уровня моря, самая высшая на 11.24 метра ниже уровня моря.

Техническая информация

Официальное название трассы: Shanghai International Circuit
Вместимость: 200000
Дата создания:< 2004 год
Длина трассы: 5,451 км
Гоночная дистанция: 305,066 км
Количество кругов: 56
Кол-во поворотов: 16 (7 левых и 9 правых)

Каталунья

Трасса включает в себя 16 поворотов – 7 левых и 9 правых. Самыми медленными поворотами считаются пятый и десятый. Старт-финишная прямая имеет протяженность 1047 метров и является самой длинной скоростной прямой трассы. Ширина трека в среднем составляет 12 метром, что уменьшает возможность обгона. Однако гонщики активно атакуют, а потому вероятность выезда машины безопасности достаточно велика. С момента создания трасса несколько раз незначительно изменялась: 1995 (4,727 км), 1997 (4,728 км), 2000 (4,730 км), 2004 (4,627 км) и в 2007 (4,655 км). В последний раз, в 2007 году, между поворотами Eurocar и New Holland в целях безопасности была добавлена Chicane, и быстрый, наиболее интересный поворот трассы превратился в медленную эску. Сегодня трасса «Каталунья-Монтмело» является одним из самых известных спортивных сооружений, используемых для проведения этапов Формулы-1, для тестов болидов Ф1, мотогонок и гонок DTM. При проведении мотогонок и гонок DTM конфигурация трека меняется, для DTM появляется разворот между выездом с пит-лейн и 7-м поворотом (см. схему ниже), а в мотогонках не учитывается изменения в последней шикане. Кроме того, автодром предлагает возможность организации различных мероприятий для компаний и частных лиц, оказывая ряд специальных услуг, включая аренду ресторана, медиа-центра на 450 человек и вертолетной площадки.

Техническая информация
Официальное название трассы: Circuit de Catalunya
Расположение: к северу от Барселоны
Вместимость: 104000
Дата создания: 1991 год
Длина трассы: 4,655 км
Гоночная дистанция: 307.104 км
Количество кругов: 66
Кол-во поворотов: 16 (7 левых и 9 правых)

Монако

Трасса расположена в Монте-Карло (княжество Монако) на живописном побережье средиземного моря — это жемчужина чемпионата F1, в дни проведения гран-при тут всегда собирается множество известных людей, звезды спорта и шоу-бизнеса, заключаются различные спонсорские контракты и соглашения. Автодром используется с 1929 года, а в календаре Ф1 присутствует с 1950. Трасса проложена по дорогам общего пользования, которые на время проведения гран-при Монако перекрываются. Местные жители, чья квартира расположена в непосредственной близости трека, зарабатывают сдавая в аренду свои балконы (а так же яхты) на время проведения этапа. Очень узкая и опасная трасса, незначительная ошибка может привести к серьёзной аварии, кроме того она является самой медленной в чемпионате. Конфигурация автодрома изменялась несколько раз : в 1950г (3180м),1955г (3145м),1972г (3145м),1973г (3278м),1976г (3312м),1986г (3328м),1997г (3366м),2000г (3370м)и 2003г (3340м), а в 2005 была увеличена площадь пит-лейна и боксов, хотя команды не перестали жаловаться на тесноту паддока, вспоминая огромные боксы на новых автодромах. В 1950 году гонка завершилась победой Хуана-Мануэля Фанхио, после которой заговорили об опасности проведения этого гран-при и этап на пару лет покинул чемпионат, а после гибели в гран-при 1952 года итальянского гонщика Луиджи Фаджиоли в знаменитом тоннеле (в гонках на кузовных автомобилях), этап покинул Ф1, однако уже в 1955 вернулся в календарь Формулы-1 и с тех пор гонка проходит ежегодно. За все время проведения этапов F1 погибло двое пилотов, еще двое вылетели в воду.

Техническая информация

Официальное название трассы: Circuit de Monaco
Вместимость: 120000
Дата создания: 1929 год
Длина трассы: 3,340 км
Гоночная дистанция: 260.520 км
Количество кругов: 78
Кол-во поворотов: 19 (8 левых и 11 правых)

Монреаль


Трасса имени Жиля Вильнева находится практически в центре Монреаля (Канада, провинция Квебек) на рукотворном и живописном острове Нотр-Дам в протоке реки Святого Лаврентия (в фарватере Сент-Лоренс), между озерами и парковыми павильонами.

Трасса имени Жиля Вильнева считается самой необычной и непредсказуемой. Она насыщена резкими поворотами, поэтому требует от болидов хорошей тормозной системы и аэродинамики. Четыре длинные скоростные прямые чередуются с медленными «эсками» и «шпильками». Наиболее известной частью схемы является стена при выходе из финальной шиканы перед старт-финишной прямой. В 1999 она получила название «Стена чемпионов», когда ударом об неё закончилась гонка сразу трех чемпионов Формулы 1 – Михаэля Шумахера, Жака Вильнева и Деймона Хилла. За время своего существования конфигурация трассы была изменена 7 раз, но основные изменения были внесены в 1988 году, когда пит-лэйн был перенесен с юго-восточной части трассы на юго-западную.

Техническая информация

Официальное название трассы: Circuit Gilles-Villeneuve
Официальный сайт: _grandprix.ca
Расположение: к востоку от центра Монреаля
Вместимость: 100000
Дата создания: 1977 год
Длина трассы: 4,361 км
Гоночная дистанция: 305,270 км
Количество кругов: 70
Кол-во поворотов: 14 (6 левых и 8 правых)

Ред Булл Ринг

значально был назван Остеррайхринг (нем. Österreichring). Трек был скоростной и в период с 1970 по 1987 принимал Гран При Формулы-1. В 1987 году FIA признала автодром несоответствующей требованиям безопасности, в результате чего проведение этапов было прекращено.

Схема трасс Остеррайхринг (серые линии) и А1-Ринг (черные линии) В 1996 Остеррайхринг подвергся серьёзной модернизации и был переименован в А1-Ринг — в честь сотового оператора A1, который оплатил реконструкцию трека. С FOM Был заключен десятилетний контракт на проведение Гран-при Австрии в рамках чемпионата Формулы-1 — который и проводился с 1997 по 2003 год, но в 2003 году, из-за запрета на рекламу табачной продукции в стране, этот контракт был разорван Берни Экклстоуном.

После чего в 2004 году, в силу проблем с финансированием, а так же проблем с окружающей средой, основные здания автодрома были снесены, что сделало невозможным проведение автомобильных соревнований международного уровня.

С 2005 года начали появляться слухи о возможной реконструкции автодрома (планы были у экс-пилота Формулы-1 Александра Вурца, у компаний: Red Bull, VW, KTM и Magna International) в конечно счёте в 2008 году трассу выкупил владелец Red Bull Дитрих Матешиц, который переименовал А1-Ринг в Ред Булл Ринг и начал реконструкцию инфраструктуры автодрома. Конфигурация самого трека осталась неизменной.

В 2011 году на автодром близ Шпильберга вернулся чемпионат DTM, а в 2014 (спустя 11 лет) и Гран-При Формулы-1.

Сильверстоун

Трасса «Сильверстоун» располагается в Великобритании недалеко от деревни Сильверстоун в Нортгемптоншире. В годы Второй мировой войны на данном месте располагался аэропорт военно-воздушных сил Великобритании. Существующая тогда гоночная трасса «Донингтон Парк» использовалась как склад военной техники, а после окончания войны пришла в упадок и была заброшена.

За время своего существования схема автодрома менялась девять раз: изначальная длина в 1950 году составляла 4649м, затем 4711м (1952г), 4719м (1975г), 4778м (1987г), 5226м (1991г), 5057м (1994г), 5072м (1996г), 5140м (1997г), 5141м (2000г.), 5891м (2010г). Сегодня «Сильверстоун» считается сложной, высокоскоростной трассой с множеством быстрых поворотов. Ширина трека в среднем составляет 13 метров, что делает «Сильверстоун» одной из немногих трасс, имеющих возможность для обгона. В 2011 году на трассе построили новый трехэтажный комплекс боксов и паддоков, названный «Крыло» из-за внешнего сходства с крылом чайки. Автодром способен вместить до 100 000 человек, большинство трибун открытые, оборудованы телемониторами. Кроме того, зрители могут слышать комментатора по радио. Помимо гонок на автодроме проходят и другие зрелищные мероприятия: ежегодный фестиваль старинной техники, аукцион автомобилей и др.

Техническая информация
Официальное название трассы: Silverstone Circuit
Вместимость: 90000
Дата создания: 1948 год
Длина трассы: 5.891 км
Гоночная дистанция: 306.198 км
Количество кругов: 52
Кол-во поворотов: 18

Хунгароринг

Трасса «Хунгароринг» располагается рядом с магистралью М3 города Модёрод (Могиород), что в 18 километрах к северо-востоку от столицы Венгрии Будапешта. В 80-е годы Берни Эклстоун решил организовать место для проведения Гран при Формулы 1 за «железным занавесом».

Трасса короткая, с шириной полотна 10-11 метров, со средней скоростью 190 км/ч, она практически не позволяет совершать атаки и обгоны, а потому результат гонки зависит от выступления в квалификации и правильной тактики пит-стопов. Из-за песка и пыли на асфальте не всегда удается удерживать надежное сцепление с дорогой. Конфигурация трассы несколько раз подвергалась небольшим изменениям в 1986,1989, 1998-2000 и существенно в 2003 году, когда прямая старт-финиш была удлинена, а первый поворот перестроен в шпильку для возможности обгона. В тот год длина трассы увеличилась на 406 метров.

Техническая информация

Официальное название трассы: Hungaroring
Вместимость: 120000
Дата создания: 1986 год
Длина трассы: 4.381 км
Гоночная дистанция: 306.630 км
Количество кругов: 70
Кол-во поворотов: 14

Спа-Франкоршам

Трасса «Спа-Франкоршам» располагается в Бельгии и построена с использованием общественных дорог, соединяющих города Франкоршам, Малмеди и Ставелот.

Первое Гран При Бельгии состоялось в 1925 году. Трасса была одной из самых быстрых, но менеджер решил еще немного увеличить среднюю скорость за счет смены в 1939 году медленного поворота Ancienne Douane на прямой подъем Raidillon. В годы Второй мировой войны жизнь трека остановилась на долгих семь лет. Однако в 1947 г. автодром вновь обрел свою былую популярность, а начиная с 1950 г. стал местом регулярного проведения Гран при Формулы 1. С ростом скоростных и технических возможностей болидов трасса со временем перестала отвечать требованиям безопасности. В 60-е годы произошел ряд трагических аварий, две из которых оказались фатальными для британских гонщиков Криса Бистроу и Алана Стейси. Стало ясно, что автодром требует серьезной реконструкции. 1970 год стал последним для Формулы 1, в 1972 гонки переместились сначала на автодром Невелль-Баулерс под Брюсселем, а затем на Зольдер. После ряда сложных перестроек новая трасса

«Спа-Франкоршам» вернулась в календарь королевских гонок в 1983 году как неизменное место проведения Гран при Бельгии. Схема трассы стала более сложной, однако «Спа-Франкоршам» по-прежнему осталась скоростной и одной из самых интересных трасс в мире.

Техническая информация

Официальное название трассы: Circuit de Spa-Francorchamps

Вместимость: 70000
Дата создания: 1921 год
Длина трассы: 7.004 км
Гоночная дистанция: 308.052 км
Количество кругов: 44
Кол-во поворотов: 19

Монца

Длинные прямые Монцы, перемежающиеся несколькими медленными поворотами, требуют от машины в первую очередь низкого аэродинамического сопротивления и высокой мощности двигателя и соответствующей настройки коробки передач для достижения максимальной скорости. Антикрылья в Монце настраиваются на близкие к минимальным углы атаки. Также важны эффективные торможения (болид тормозит с 300 до 100 км/ч четыре раза на круге) и работа подвески при атаке поребриков. С введением систем KERS (ERS) и DRS важность приобрела и их правильная настройка. В Монце практически отсутствуют перепады высот и кочки, но поребрики, установленные в поворотах, имеют большую высоту.

Техническая информация

Движение по часовой стрелке.
11 поворотов, из них 3 шиканы (4 левых поворотов, 7 правых)
Длина 5 793 м (по центральной линии).
Максимальная боковая перегрузка: 3,8 G (в Parabolica).
Максимальная продольная перегрузка: 5,0 G (в Rettifilio).
Газ полностью открыт 75-76% круга
Начиная с выхода из последнего поворота педаль газа нажата на протяжении 16 секунд подряд.
Линия старта находится в 309 м впереди линии финиша.
Самая длинная прямая: 1320 м.
Самый длинный разгон: ок. 1520 м.
Максимальная скорость: 362—372,6 км/ч
Газ не используется 5% круга.
Около 42 переключений передач за круг.
Длина пит-лейн: 417 м.

Марина Бей

Городская трасса Марина Бей (анг. Marina Bay Street Circuit) расположена в государстве Сингапур. Трасса отличается своими традиционно ночными гран-при при искусственном освещении и направлением движения против часовой стрелки (как на Интерлагосе и Яс Марине).

В 2008 году стала первой городской трассой в Азии и приняла первый Гран При Формулы-1. Максимальная скорость современных машин Ф1 составляет порядка 300 км в час, минимальная порядка 100 км. Асфальт был специально разработан инженерами компании Shell, он обеспечивает более высокое сцепление. Любопытно, что 15 тысяч тонн асфальта было уложено за одну ночь. Перед каждым гран-при устанавливается специальное ограждение — порядка 2000 блоков, которое после проведения гонки демонтируется. Гордость автодрома это освещение, девиз гран-при «Светло, как днем».

Схема трассы с уже перестроенной в 2013 году шиканой 10-го поворота В 2013 организаторы гран-при убрали шикану в 10-м повороте (Singapore Sling) и теперь на этом участке просто левый поворот с одним апексом. Скорость на данном участке увеличилась на 40 км/ч, а время круга уменьшилось примерно на одну секунду.

Сузука

Автодром Формулы-1, расположен в городе Судзука, префектура Миэ, Япония. Был разработан Джоном Хугенхольцем (как тестовый трек для компании Honda) и открыт в 1961 году. С 1987 года автодром принимает у себя гран-при Формулы 1. Исключением стал 2007 и 2008 год, когда гонки проходили на модернизированной (известным архитектором Германом Тильке) трассе «Фудзи», которая принадлежит компании Toyota.

Сузука пользуется большой популярностью зрителей, на треке много мест для обгона, а сама конфигурация обеспечивает прекрасный обзор для зрителей. Кроме того на этапе иногда определяется победитель всего чемпионата, так как Гран При традиционно занимает место в конце календаря.

Характеристики трассы Сузука
Официальное название трассы Suzuka
Официальный сайт suzukacircuit.com
Расположение город Судзука, префектура Мие
Географические координаты 34°50′35″ с. ш., 136°32′26″ в. д.
Дата создания 1961
Вместимость 100000
Контракт с Ф1 до 2018 года включительно
Продолжительность гонки около 1 ч 29 мин
Движение по часовой стрелке (частично)
Длина трассы 5.807 км
Количество кругов 53 круга
Гоночная дистанция 307.471 км
Кол-во поворотов 18
Рекорд круга 1.29.599 — Massa (2006), Qual
Рекорд круга в гонке 1:31.540 — Raikkonen (2005)

Сочи Автодром

Официально подтверждена дата проведения первого в истории Ф1 Гран При России — 12 октября 2014 года.

Контракт на проведение гран-при России был подписан 14 октября 2010 года. Он предусматривает проведение гонок до 2020 года с возможностью дальнейшего продления. Со стороны России контракт подписывал ген. директор ОАО «Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края Омега», а финансирование гарантировали такие компании как «Лукойл», «Ростехнологии», «Базовый элемент» и «МегаФон».

Трасса Формулы 1 в Сочи расположена на территории и вокруг Олимпийского парка, где прошла зимняя олимпиада 2014 года. В роли главного архитектора трассы, как и на многих других автодромах Ф1, выступил известный архитектор Герман Тильке. Он отметил, что трек в Сочи будет очень быстрый с движением по часовой стрелке, будут участки для скорости выше 300 км/ч, а так же повороты на скорости 200. «Там определенно потребуются отличные навыки», — цитируют Тильке СМИ.

19-го августа 2014 на сочинском автодроме состоялась финальная инспекция, которой руководил Чарли Уайтинг. Он сообщил, что сочинский автодром отвечает всем необходимым стандартам и отметил высокое качество выполненной работы. Через месяц, 20-го сентября, сочинский автодром был открыт открыт.

У организаторов гран-при уже есть замыслы на перспективу: планируется исключить из конфигурации большой ледовый дворец, чтобы не перекрывать весь Олимпийский парк на время проведения гонок. Уже известно, что этап Формулы-1 будет сопровождаться гонками поддержки GP2 и GP3.

Трасса расположена на территории Олимпийского парка в г.Сочи и включает в себя 16 поворотов, из них 11 правых и 5 левых, длина трека — 5832 метра, а ширина полотна колеблется от 13 до 15 метров. Средняя скорость для болидов F1 составляет примерно 216 км/час, а максимальная скрость в 321 км/час достигается на прямой после первого поворота. Примерное время прохождения круга для болидов составляет — 1 мин. 37 сек. Вместимость трибун по сравнению с другими трассами относительно небольшая — 42 тыс. зрителей.

Америк

Данный трек заслужил достаточно хорошие оценки со стороны пилотов. Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон похвалили трасу, однако предположив, что учиться пилотировать на ней будет значительно сложнее, чем на других трассах. Дженсон Баттон отметил, что данная трасса будет достаточно зрелищной. Камуи Кобаяси и Марк Веббер отозвались о трасе менее лестно. Последний жаловался, что трасса весьма разочаровала его: пока он проезжал первый сектор – он был приятно удивлен, но как только перешел на второй и третий – понял, что трасса явно повторяет другие.

Американцы восприняли возрождение гран-при Формулы-1 у них дома весьма позитивно, так как, несмотря на отсутствие именитых пилотов, королевские гонки остаются достаточно популярными в этой стране. В сезоне 2013-го единственным американцем, который сможет прокатиться дома является Александр Росси – тестовый пилот команды Катерхэм. Промоутером этапа выступает компания Full Throttle Productions.

Характеристики трассы
Официальное название трассы Circuit of The Americas
Расположение Остин, штат Техас
Географические координаты 30°07″58 с. ш., 97°38″28 з. д.
Дата создания 2012
Вместимость 100000
Контракт с Ф1 до 2021 включительно
Продолжительность гонки около 1 ч 35 мин
Движение против часовой
Длина трассы 5.516 км
Количество кругов 56
Гоночная дистанция 308.896 км
Кол-во поворотов 20
Официальный сайт _circuitoftheamericas.com
Рекорд круга 1.35.657 — Vettel (2012), Qual
Рекорд круга в гонке 1.39.347 — Vettel (2012)

Интерлагос

Автодром имени «Жозе Карлуса Пасе» (порт. Autodromo Jose Carlos Pace), до 1985 года носил название «Интерлагос», что означает «среди озер». Трек расположен в южном пригороде бразильского города Сан-Паулу между озер Гуарапиранья и Биллингс на высоте около 750 метров от уровня моря, низкое давление влияет на мощность двигателей. Отличается комбинацией внутренних медленных и внешних скоростных поворотов. Трек несколько раз перестраивался: 1973г.(7.960км), 1979г.(7.873км), 1990г.(4.325км), 1997г.(4.292км), 2000г.(4.309 км).

Трек был открыт 12 мая 1940-го года Адемаром Перейра де Барросом — представителем президента Бразилии в Юго-восточном федеральном округе. Для своего времени трасса была отличной, однако уже в 60-х годах морально устарела, так как отсутствовали необходимые коммуникации. Это стало причиной того, что в 1967-м автодром был закрыт на капитальный ремонт, который закончился лишь в феврале 1970-го.

Вплоть до конца 70-х принимал гран-при Бразилии, однако в 1980-м, в связи с несоответствиями нормам безопасности, гонку перенесли в Рио-де-Жанейро. В 1985-м трек был официально переименован в честь Жозе Пасе, а в 1989-м году трек подвергся окончательной реконструкции.

Интерлагос является своеобразным символом не только Формулы-1, но и всей Бразилии в целом. Основной причиной этому является популярность автоспорта у бразильцев и невероятно большое количество талантливых гонщиков, которых подарила миру эта страна. Эмерсон Фиттипальди, чемпион Формулы-1 1972-го и 1974-го годов, считал Интерлагос самым важным этапом. Пятикратный чемпион мира, аргентинец Хуан Мануэль Фанхио, называл Интерлагос своим вторым домом.

Однако самым ярким патриотом этого трека можно назвать Айртона Сенну, который был не просто бразильцем, а еще и уроженцем города Сан-Паулу, где расположен трек. Айртон неоднократно заявлял, что для него победа в Интерлагосе важнее чемпионства, а его победы в 1991-м и 1993-м навсегда останутся в сердцах бразильских болельщиков. В 2006 и 2008 на Интерлагосе побеждал и другой известный бразилец — Фелипе Масса.

В 2007-м году на трассе был проведен капитальный ремонт, и сейчас она считается одной из самых лучших «классических» трасс. Интересен тот факт, что бразильцы побеждают на Интерлагосе каждую четвертую гонку.

Техническая информация
Официальное название трассы: Autodromo Jose Carlos Pace
Вместимость: 119000 (трибуны 30 тыс.) чел.
Дата создания: 1942 год
Первый гран-при: 1973 год
Длина трассы: 4.309 км
Гоночная дистанция: 305.909 км
Количество кругов: 71
Кол-во поворотов: 15

Яс Марина

Трасса спроектирована конструкторским бюро Германа Тильке и располагается в Объединённых Арабских Эмиратах в г. Абу-Даби, рядом с причалом для яхт и пролегающими песчаными дюнами. Кроме гавани, вблизи располагается парк развлечений Ferrari, отели, бассейны, поле для гольфа, торговый центр. Четыре крытых трибуны: северная, южная, восточная и главная. Движение осуществляется против часовой стрелки, а гонка традиционно начинается при дневном свете, а заканчивается уже при свете прожекторов. Ширина трассы колеблется от 12 до 16 метров. На треке 3 скоростных участка и несколько довольно сложных поворотов.

Длину трассы изначально планировалось сделать равной 5555 метров (число 5 в исламском мире считается счастливым), но после сдачи автодрома одного метра все же не хватило.

Характеристики трассы
Официальное название трассы Yas Marina Circuit
Расположение Искуственный остров Яс
Географические координаты 24°28′02″ с. ш., 54°36′11″ в. д.
Дата создания 2009
Вместимость 50000
Контракт с Ф1
Продолжительность гонки около 1 ч 38 мин
Движение против часовой
Длина трассы 5.554 км
Количество кругов 55
Гоночная дистанция 305.355 км
Кол-во поворотов 21
Официальный сайт _yasmarinacircuit.com
Рекорд круга 1.24.178 — Vettel (2011), Qual
Рекорд круга в гонке 1.27.249 — Vettel (2011)

Пять самых интересных трасс Формулы 1

Королевские гонки путешествуют по всему миру и бывают на самых легендарных трассах, хотя иногда именно присутствие Формулы 1 и делает трассу легендарной. Мы предлагаем вам пять самых интересных и легендарных трасс, принимающих самые престижные автогонки на Земле.

Гран-при Монако. Самая уникальная трасса

Автодром: Circuit de Monaco

События: Формула 1, GP2, F3000, Мировая серия Рено

В Формуле 1 с: 1950 года

Длина круга: 3340 м

Поворотов: 18

Рекорд круга: 1.14.439 (Михаэль Шумахер, Ferrari)

Всего Гран-при: 57 (1950, 1955-2011)

Больше всего побед:

Пилот: Айртон Сенна (6)

Команда: McLaren (14)

Трассу в маленьком княжестве на берегу Лигурийского моря многие гонщики любят. Ее название – «Жемчужина Формулы 1». Надо заслужить подобный эпитет. Городская трасса в Монако – одна из самых старейших, она была построена аж в 1929 году. До недавнего времени одна из немногих городских трасс в календаре Формулы 1. Еще одна уникальность состоит в том, что на ней нет зон безопасности, столь строго требуемой современным спортом. Проходящая по узким городским улицам она имеет ограничение только в виде железных отбойников. Одна ошибка – и ты можешь лишиться не только машины и победы, но и собственной жизни. На ней практически невозможно обгонять, так что многое зависит от квалификации.

Самый медленный поворот в Формуле 1 — Гранд-Отель

Есть еще одна уникальная вещь на этой трассе – именно на ней расположен самый быстрый и самый медленный поворот. Скорость в повороте Tunnel (Туннель) может достигать 300 км в час, а буквально за поворот до туннеля есть поворот известный как Гранд-Отель, в который болид входит со скоростью в 60 км в час.

Стоит упомянуть, что Гран-при Монако так же имеет статус светского мероприятия на которое собирается очень много известных людей, как спортсменов, так и далеких от спорта. Так что тут совсем не удивительно встретить гуляющих среди болидов Дэвида Бекхема с супругой и детьми или столпотворение фанатов вокруг Мадонны.

Гран-при Сингапура. Первая ночная гонка

Автодром: Marina Bay Street Circuit

События: Формула 1

В Формуле 1 с: 2008 года

Длина круга: 5067 м

Поворотов: 24

Рекорд круга: 1.44.014 (Филипие Масса, Ferrari)

Всего Гран-при: 3

Больше всего побед:

Пилот: Фернандо Алонсо (2)

Команда: Renault F1 (2)

Эта одна из немногих трасс, круг которой проложен против часовой стрелки. Когда проект трассы в городе-стране Сингапуре был только в стадии зарождения, будущие организаторы решили прибавить ему «перчинку». Причем не просто так, а сделали первую в истории Формулы 1 ночную гонку. Справедливости ради гонка не совсем ночная, она стартует в районе 11 вечера по местному времени. Как и в Монте-Карло трасса частично проходит по побережью и является одним из ярчайших светских событий в Сингапуре.

При исуксственном освещении трудно водить болид

К слову, это тоже городская трасса, проложенная по дорогам общего пользования и подсвеченная мощными прожекторами, так что ее конфигурацию можно более наглядно наблюдать во всей красе с вертолета именно в ночное время. Особенно эффектно это смотрится в окружении суперсовременных неоновых небоскребов и гигантского колеса обозрения. Выбор места наверняка обусловлен тем, что помимо города ее простое негде строить. Остальная часть острова – это дикий лес, вырубать который, пусть даже для такого экономически выгодного проекта (а Сингапур наравне с Шанхаем азиатская финансовая столица), до фанатизма преданные фен-шую сингапурцы просто не стали бы.

Гран-при Германии (Люксембурга, Европы). Самая опасная трасса

Автодром: Nurburgring

События: Формула 1, DTM, GP2, Формула 3, 1000 км Нюрбургринга, 24 часа Нюрбургринга

В Формуле 1 с: 1951 по 2009 года

Длина круга: 5148 м

Поворотов: 15

Рекорд круга: 1.29.468 (Михаэль Шумахер, Ferrari)

Всего Гран-при: 37

Больше всего побед:

Пилот: Михаэль Шумахер (5)

Команда: Ferrari (14)

Наверное, во всем автоспорте нет более легендарной трассы, чем Нюрбургринг. И дело тут не в том маленьком кусочке трассы, где проводятся современные соревнования. На самом деле Нюрбургринг – это сразу несколько трасс, которые связаны друг с другом. Первоначальная конфигурация состояла из четырех колец. Gesamtstrecke («Объединённая Петля») 28,265 км длиной, которая в свою очередь состояла из 22 810 километровой Nordschleife («Северная Петля»), и 7 747-километровой Südschleife («Южная Петля»). Также была 2,281-километровое «кольцо» разминки (warm-up) Betonschleife, вокруг пит-лейн.

Зеленый ад во всей своей красе!

Легендарная Нордшляйфе (с немецкого переводится как «Северная петля»), которую не менее легендарный пилот Джеки Стюарт назвал Зеленым адом, унесла в свое время немало жизней. Уникальность трассы во всем – в ее длине (22810 м), количестве поворотов (147) и тем, кто на ней побеждал.

То, что сейчас называется Нюрбругрингом, лишь малая часть того, что на самом деле из себя представляет этот автодром. Непосредственно на Нордшляйфе Формула 1 проводилась до 1976 года, тогда из-за плохой системы безопасности едва не погиб Ники Лауда. Тогда англичанина спасли не стюарды, а другие пилоты. С тех пор на Северное кольцо Королева автоспорта не заглядывала, предпочтя более безопасную и современную конфигурацию.

В 1984 году Формула 1 вернулась на Нюрбургринг на отстроенную вокруг пит-лейн трассу под названием GP-Strecke. Потом трасса не раз возвращалась в календарь, то как Гран-при Люксембурга, то как Гран-при Европы. В последние годы было принято решение, что Гран-при Германии будет поочередно проводится на Нюрбургринге и Хоккенхаймринге.

Гран-при Бельгии. Самый длинный круг

Автодром: Спа-Франкоршам

События: Формула 1, DTM, GP2, F3000, WTCC, 24 часа Спа

В Формуле 1 с: 1950 года

Длина круга: 7004 м

Поворотов: 21

Рекорд круга: 1.45.994 (Кимми Райконен, Ferrari)

Всего Гран-при: 41

Больше всего побед:

Пилот: Михаэль Шумахер (6)

Команда: Ferrari (11)

Небольшой городок Спа славится не только как оздоровительный курорт, но и место для самой длинной на сегодня трассой Формулы 1. Изначально эта трасса проходила по дорогам общего пользования между городами Франкоршам, Малмеди и Ставелот. Длина круга, отдаленно напоминавшего треугольник, составляла около 15 километров. На этой конфигурации гонки проводились до 1972 года, после чего трассу закрыли на реконструкцию. Круг был сокращен до 7 км, но остался таким же быстрым и непредсказуемым.

Знаменитый поворот Bus stop

Для Спа характерны большие перепады высот, так например последний перед финишной прямой поворот трассы носит название Автобусная отсановка и считается любимым у пилотов, поскольку во время шпильки трасса резко уходит вниз, что придает повороту особую сложность и остроту. Спа-Франкоршам любима многими пилотами, хотя они же называют ее самой сложной трассой в современной Формуле 1.

Гран-при Венгрии. Самая медленная трасса

Автодром: Hungaroring (Хунгароринг)

События: Формула 1, GP2

В Формуле 1 с: 1986 года

Длина круга: 4381 м

Поворотов: 16

Рекорд круга: 1.19.068 (Филипие Масса, Ferrari)

Всего Гран-при: 25

Больше всего побед:

Пилот: Михаэль Шумахер (4)

Команда: McLaren (9)

Формально самой короткой трассой все же считается трасса в Монако, но поскольку нее множество других достоинств, поэтому круг неподалеку от Будапешта с полным правом можно считать и одной из самой коротких в современной Формуле 1.

Первый поворот — одно из немногих мест для обгона на Хунгароринге

Пожалуй, большую уникальность Хунгарорингу приносит тот факт, что это первый этап Формулы 1 в Восточной Европе. Еще в середине 80-х у Брежнева была идея привезти Формулу 1 за Железный занавес, однако Венгрия опередила СССР и будет опережать до 2014 года.

Трасса Хунгароринг очень узкая и к тому же изобилует шпильками, что снижает среднюю скорость болидов. В 2003 году она была реконструирована, удлинена прямая старт/финиш и добавлена шпилька в которой есть возможность обгона. Однако на общую картину это не повлияло. Из-за сложности обгона на Хунгароринге особое значение тут приобритает квалификация и стратегия пит-стопов во время Гран-при. По-своему, это тоже зрелище.

Каждая трасса уникальна. Просто одни входят в историю, а другие просто существуют

Разумеется, эти пять трасс – лишь малая часть тех автодромов, что можно считать уникальными. Существует немало треков, которые имеют массу интересного, помимо непосредственно гонок, что на них проходят. Есть трассы вроде Cesar’s Palace, которые принимали Формулу 1 в далекие 50-е и современные автодромы как в Валенсии. В скором времени в Сочи так же появится своя трасса уровня Формулы 1. Казахстан тоже хочет попасть в список стран, где гостит Королева автоспорта – уже не первый год ходят слухи о строительстве близ Адматы автодрома, способного принимать гонки MotoGP, DTM, WTCC и, конечно же, Формулы 1.

Герман Тильке

Герман Тильке – архитектор, автор практически всех современных автодромов Формулы 1. Родился герр Тильке в небольшом немецком городе Ольпе под Новый, 1854, год, 31 декабря. В 80-х годах Тильке участвовал в гонках кузовных автомобилей. Но куда большую известность он получил как автор гоночных трасс. Уйдя из спорта, Тильке основал собственную компанию по реконструкции трасс и она практически сразу получила заказ на работу на одном из любимейших трасс Тильке – Нюрбургринге.

Первый крупный заказ Тильке – трасса А1-Ринг в Австрии. Позднее, в начале этого века ни один проект трассы не обходился без него. Вот полный список автодромов, реализованных Тильке за последние 13 лет:

1998 год – Сепанг, Гран-при Малайзии

2004 год – Сахир, Гран-при Бахрейна

2004 год – Шанхай, Гран-при Китая

2005 год – Истанбул-Парк, Гран-при Турции

2008год – Марина-Бей, Гран-при Сингапура

2008 год – Городской автодром Валенсии, Гран-при Европы

2009 год – Яс Марина, ОАЭ

2010 год – Международный автодром Кореи, Гран-при Кореи

2011 год – Международный автодром Будды, Гран-при Индии

Еще в проекте энергичного немца как раз трасса в Сочи.

Интересные факты:

На Северном кольце Нюрбургринга до сих пор проводят соревнования. Вход на трассу стоит всего 24 евро на сутки. Многие телепердачи привозят туда автомобили для проверки. Рекорд круга сейчас принадлежит машине Pagani Zonda R и равняется 6.47.5. Второе место у Ferrairi 599XX – 6.58.16.

Быстрейшая машина на Нюрбургринге — Pagani Zonda R

Последний 17 поворот на трассе в Монте-Карло назван в честь основателя Гран-при Монако Энтони Негосе.

Трасса Марина-Бей является первой городской трассой в Азии.

В 2009 году Герман Тильке приезжал в Казахстан для создания проекта Казахстан МоторСити – комплекса трасс для международных стартов. По неизвестным причинам проект не получил развития.

Обычно гонки по кольцу проводятся по часовой стрелке, но в Формуле 1 есть четыре исключения – Гран-при Бразилии (Интерлагос), Гран-при Турции (Истамбул-Парк), Гран-при Сингапура (Марина-Бей) и Гран-при ОАЭ (Яс Марина).

Чтобы подготовить улицы Монте-Карло для гонки требуется три месяца, а чтобы все разобрать – пять дней.

Гран-при Монако. В сантиметрах от отбойника

Раньше пилот больше всех побеждавший на Нордшляйфе получал титул Ringmaster или Мастер кольца.

Во время Гран-при Монако 2004 года на носу болидов Jaguar в целях рекламы разместили два рубина в пять карат каждый. Во время одной из аварий один рубин потерялся. Он до сих пор не найден.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *