Соперничество с Хэмилтоном в «Макларене» и шпионский скандал

В 2007 году переход Алонсо в «Макларен» выглядел не очень привлекательным, на фоне неудач этой команды в 2006, но в межсезонье инженеры значительно улучшили машину и Алонсо вновь получил болид способный бороться за победы. Напарником испанца становится дебютант Льюис Хэмилтон, который неожиданно оказался сильным соперником, соперничество было настолько сильным, что обострило отношения между Хэмилтоном, Алонсо и Роном Деннисом (шефом команды), в итоге это соперничество помешало команде выиграть титул, который достался Кими Райкконену из «Феррари», опередившего гонщиков Макларен лишь на одно очко.

Кроме того, в том сезоне Фернандо сыграл важную роль в шпионском скандале вокруг «Макларен». Фернандо передал суду свою емэйл переписку с Педро де ла Росой, который пересылал ему схему распределения веса «Феррари» (сам Педро получал информацию от Найджела Степни, шеф-механика Ferrari). Это письмо стало главной уликой против «Макларен» на суде, что в итоге привело к дисквалификации команды и лишению её всех очков в кубке конструкторов. Рон Деннис обвинял Алонсо в шантаже этими сведениями. После всех конфликтов команда «McLaren» объявила о расторжении контракта с Алонсо, который в 2008 вернулся в Рено.

Возвращение Алонсо в «Рено» и сингапурский скандал

В сезоне 2008 года «Рено» не смогла вернуться в число лидеров, Алонсо завершил сезон на 5 месте одержав две победы, включая скандально известную победу в Сингапуре, когда его напарник Нельсиньо Пике в cговоре с Флавио Бриаторе (и техническим директор команды Пэтом Симондсом) совершил преднамеренную аварию с целью дать преимущество испанцу (который ничего об этом не знал). На нашем сайте вы можете посмотреть анимацию того скандального гран-при.

Преднамеренная авария Пике на Гран-При Сингапура. Примечательно, что на первых секундах видео показан прогревочный круг, где уже развернуло болид Нельсинио Пике. Очевидно в тот момент Флавио кричал ему по радио : «Подожди, идиот!! Не сейчас! На 14 круге»

В 2009 новая машина Renault R29 оказалась намного слабее и сезон испанец завершил лишь на 9 месте. Тот сезон запомнился своей концовкой, когда всплыла информация по поводу преднамеренной аварии Пике на Гран-при Сингапура 2008 года, в результате которой Флавио Бриаторе был отправлен в отставку, а затем пожизненно дисквалифицирован.

Первый после Михаэля Шумахера

В середине 2003 года в одном из русскоязычных автоспортивных изданий была заметка с результатами опроса среди руководителей, инженеров и самих пилотов на тему того, кто станет следующей суперзвездой Формулы-1 после ухода Михаэля Шумахера. За вычетом 15% воздержавшихся, голоса распределились следующим образом: темная лошадка Фелипе Масса — 6%, не хватавший звезд с неба Ральф Шумахер — 14%, быстрый, но дикий Хуан-Пабло Монтойя — 18%, восходящая финская звезда Кими Райкконен — 22%. Однако наибольшее количество респондентов (ровно четверть опрошенных) высказалось в поддержку Фернандо Алонсо! Нандо проводил тогда только второй свой сезон в Больших Призах после дебюта в составе скромной Minardi — и первый в качестве гонщика заводской команды Renault. В то время такой итог опроса мог показаться странным, учитывая, что 21-летний испанец даже не поднимался на верхнюю ступень подиума, тогда как Райкконен не просто открыл счет победам, но и реально претендовал на чемпионство, угрожая позициям непобедимого в начале 2000-х Шумахера.

Однако спустя всего два года, когда Красный Барон и Ferrari не смогли адаптироваться к смене регламента на шины, а Райкконен и McLaren растеряли кучу очков из-за ненадежной машины, именно Алонсо и Renault стали новыми чемпионами мира, прервав пятилетнюю серию доминирования команды из Маранелло. А в 2006-м они отстояли оба титула в жесткой, нервной и драматичной борьбе с вернувшейся в форму Скудерией и Шумахером. На пути к двум чемпионским титулам испанец выиграл 14 из 37 гонок, а за пять первых сезонов побил все основные возрастные рекорды, став самым молодым обладателем поула, победителем гонки, чемпионом и двукратным чемпионом мира. Тогда, осенью 2006-го, казалось, что вон он — новый король Формулы-1!

Поворот не туда

Мотивы решения Фернандо Алонсо покинуть французскую команду в конце 2006-го были понятны: несмотря на статус чемпиона мира, испанец зарабатывал скромные восемь миллионов долларов в год. Да и дальнейшие перспективы Renault при всех успехах выглядели туманно: после двух победных сезонов руководство материнского автоконцерна приняло решение сократить финансирование, которое и так было меньше, чем у коллективов Ferrari и McLaren.

Другое дело, что с выбором альтернативы Алонсо серьезно промахнулся. Идти в McLaren изначально было ошибкой: даже внешне холодная, чопорная британская команда никак не ассоциировалась с вечно взлохмаченным вспыльчивым испанцем и его перформансами после побед — позированием и изображением на камеру каких-то неведомых зверюшек. И первое разногласие произошло уже на зимних тестах, когда команда говорила о значительном прогрессе, а ее титулованный новобранец — об отставании и том, какой вклад он уже внес…

Но какие еще были варианты у Алонсо на 2007 год? Ferrari? «Мы должны были выбирать между Райкконеном и Алонсо. Я выбрал Кими. С Фернандо мы переговоры не вели. Они оба одинаково хороши, но Райкконен подходит Ferrari лучше», — рассказал тогда спортивный директор Жан Тодт о выборе замены для Михаэля Шумахера.

История, конечно, не знает сослагательного наклонения, но останься тогда Кими в Макларене и подпиши Фернандо контракт с Ferrari, сценарий нескольких следующих сезонов был бы иным. Менее конфликтный Райкконен наверняка бы ужился в одной берлоге с будущей звездой Льюисом Хэмилтоном (что не удалось Алонсо), а сам Фернандо продолжил бы дело Шумахера и выстроил вокруг себя Ferrari, чего не смог сделать его финский визави. Кто знает, стал бы Кими чемпионом с командой McLaren, но Фернандо точно избежал бы внутрикомандных склок с Хэмилтоном, шпионского скандала, расторжения контракта и возвращения в сдавшую позиции конюшню Renault, ознаменовавшегося победой с душком в Сингапуре-2008… В общем, всего того, что серьезно подпортило реноме двукратному чемпиону мира. В конце концов, Фернандо просто пришел бы в Маранелло на три года раньше, ведь в 2010-м он все равно заменил Райкконена, который после победы в чемпионате-2007 больше не был таким быстрым и стабильным.

Недопятикратный

Вся динамика карьеры Фернандо Алонсо в Формуле-1 после 2006 года была бы другой, если испанец стал бы чемпионом еще раз с другой командой. Неважно, с кем — Маклареном или Ferrari, — главное, что тогда все выглядело бы не так драматично, как представляется сейчас. Ведь Алонсо трижды приезжал на финал сезона в качестве претендента на звание чемпиона мира и каждый раз терпел поражение. С одной стороны — это спорт, и никакой катастрофы нет. Такое же рекордное количество раз, например, проигрывал титул в последней гонке сезона Льюис Хэмилтон (2007, 2010, 2016). Но если бывший напарник Алонсо по Макларену всегда брал реванш, то Фернандо, как и вечной второй Стирлинг Мосс, ни разу не отыгрался, уступив одно очко Кими Райкконену в 2007-м, четыре — Себастьяну Феттелю в 2010-м и три — ему же два года спустя.

Набери Алонсо за эти три сезона на 11 баллов больше, уходил бы он сейчас из Формулы-1 в ранге пятикратного чемпиона мира! Вдуматься только: 11 очков — это всего 0,96% от 1145 баллов, которые суммарно были в розыгрыше! Но распределился этот процент между сезонами так, что от Фернандо уплыли все три титула…

Лучший гонщик без лучшей машины

Несмотря на поражения, Фернандо Алонсо всегда очень высоко котировался как пилот. Например, в 2010-м и 2012-м астуриец становился лучшим по результатам ежегодного опроса среди боссов команд, а в 2014 году возглавил рейтинг лучших гонщиков десятилетия, составленный авторитетным британским изданием Autosport. Да и сейчас в официальном рейтинге, введенном в Формуле-1 в 2018-м, он занимает второе место после первой половины сезона, уступая только лидеру чемпионата Льюису Хэмилтону. Ученые Шеффилдского института методологии в попытке вычислить лучшего пилота в истории Формулы-1 вообще поставили Алонсо на третье место позади Хуана-Мануэля Фанхио и Алена Проста! Понятно, что это все далеко не истина в последней инстанции. Но ведь не могут ошибаться все разом. Так что такого особенного в Фернандо Алонсо?

Не всем дано выжимать максимум из не самой конкурентоспособной техники и ехать одинаково быстро в любых условиях и обстоятельствах, стабильно проводя весь сезон. Алонсо отличают как раз эти качества. Проблема только в том, что после начала нынешнего десятилетия их влияние на результат становилось все меньше.

Дело в том, что после скандального ухода из Макларена в конце 2007-го в распоряжении Фернандо никогда не было лучшей машины. И если раньше за счет своего таланта он мог в той или иной мере компенсировать это, как в 2010-м и 2012-м, то после смены регламента в 2014-м все изменилось. Без лучшего мотора отныне рассчитывать было не на что даже в отдельных гонках. Лучший двигатель, как известно, был у Мерседеса, тогда как Ferrari провалила переход на гибридные турбомоторы, — в 2014 году двукратный чемпион мира побывал на подиуме лишь дважды. А в дальнейшем Алонсо сам все усугубил еще больше, когда на фоне разногласий с новым руководством итальянской команды расторг двухлетний контракт и решился на авантюру с альянсом McLaren-Honda, обернувшуюся провалом. Это и стало началом заката карьеры испанского гонщика.

Уход в забвение

Воссоединение Алонсо с командой McLaren, а Макларена с Хондой оказалось настолько ужасным, что уже к восьмому этапу сезона-2015 двукратный чемпион установил свой собственный антирекорд — четыре схода подряд. Даже в дебюте в 2001-м на безнадежной машине Minardi, которая разваливалась просто от старости, Фернандо не сходил больше трех раз кряду!

Самое странное, что один из лучших гонщиков современности не бросил все в конце сезона, а его менеджмент не принялся искать новое место. Не менее удивительно и то, что конфликт с Хэмилтоном в McLaren в 2007-м и разногласия с новым руководством Ferrari в 2014-м заставили Фернандо расторгнуть контракт, а полное отсутствие результатов и катастрофа в альянсе McLaren-Honda — нет. Сдерживала зарплата в размере 35 млн долларов? Но ведь раньше Алонсо тоже получал солидный гонорар — около 25 миллионов. Да, в топ-командах его не ждали и даже открыто признали, что боятся конфликтного характера испанца. Но ведь и не было такого ощущения, что сам Алонсо стучится во все закрытые двери.

В свое время Айртон Сенна заявлял, что готов гоняться за коллектив Williams бесплатно, лишь бы получить в свое распоряжение лучшую машину. А что сказал Фернандо, когда после неожиданного ухода Нико Росберга в конце 2016-го появился призрачный шанс перейти в Mercedes? «Я не вижу никакого смысла что-то обсуждать, так как счастлив в Макларене», — прокомментировал ситуацию Алонсо, в итоге оставшийся в Уокинге на сезон-2017, который он завершил на 15-м месте в личном зачете.

Что ж, «стучащему да откроется» — это явно не про него. Так может, и не стоит упрекать руководителей топ-команд в нежелании видеть двукратного чемпиона мира в своих рядах? Алонсо сам выбрал этот путь, растратив последние четыре года карьеры в Формуле-1 на борьбу за считаные очки, мемные перформансы со стульчиками рядом с трассой после очередной поломки двигателя Honda, лежаком под подиумом, экспериментами с ТВ-камерой и красноречивые радиообмены с командой.

Закончилось все вполне логично: после не оправдавшего надежд перехода Макларена на двигатели Renault уставший от борьбы в конце первой десятки испанец решил уйти из Формулы-1, а его место в следующем сезоне займет Карлос Сайнс-младший.

«Его пример — другим наука»

За всю историю Формулы-1 лишь 16 пилотов больше одного раза становились чемпионами мира, только пятеро выиграли больше 32 гонок и поднимались на подиум более 97 раз. Большинство гонщиков о таких достижениях только мечтает. Мечтал и сам 19-летний Фернандо на старте дебютного Гран При Австралии 4 марта 2001 года. Но, учитывая его огромный потенциал, за прошедшие 17 лет он мог добиться большего, будь у него чуть больше везения и, безусловно, более правильно выстроенный путь в Формуле-1. Ведь, по сути, вся карьера испанца свелась к тому, что он закрывал двери в одном месте и шел туда, где было открыто, но куда не следовало идти.

Стоило перейти из Renault в Ferrari в 2007-м — однако Фернандо пошел в чуждый для себя McLaren. Была возможность уйти в Red Bull Racing в 2008-м — но он предпочел возвращение в неконкурентоспособную команду Renault. Единственным верным шагом был переход в Ferrari в 2010-м. Однако в поисках новой мотивации испанец хлопнул дверью после пяти сезонов и вернулся в тонущий McLaren, где пополнил свое состояние на 130 с лишним миллионов долларов, но не список достижений, оставшийся с 2013-го почти неизменным. Для будущих звезд Королевских гонок карьера Фернандо Алонсо наверняка станет примером того, как не стоит менять команды…

Алонсо ушёл из «Ф-1», чтобы стать величайшим в истории. Ему остался один шаг

После финальной гонки сезона на стартовой прямой трассы «Яс Марина» в Абу-Даби нарисовалась трогательная для любого болельщика «Формулы-1» картина: три великих чемпиона «крутят жуков» для болельщиков.

Хэмилтон, Феттель и Алонсо — страшно подумать, 11 чемпионских титулов на троих! Вот только если британец и немец — многократные чемпионы последних лет, которые и в этом году разыграли титул между собой, то испанец уже давным-давно не был в этой компании. С момента последней победы Фернандо в «Формуле-1» прошло уже долгих пять лет, а с завоевания последнего чемпионства — и вовсе кошмарных 12.

Если бы кто-то в 2006 году сказал, что второй подряд титул 25-летнего Фернандо Алонсо окажется для него последним, над ним бы откровенно посмеялись. Испанец в середине нулевых стал настоящим глотком свежего воздуха для застоявшегося от кучи чемпионств Ferrari и Михаэля Шумахера мира «Формулы-1». Алонсо стал тем, кто лично прервал гегемонию великого «Красного барона», причём абсолютно чисто и по делу, доказывая своё превосходство над легендарным немцем непосредственно на трассе.

Тогда многие считали, что именно Алонсо сможет когда-либо добраться до великого рекорда Михаэля — семи чемпионских титулов. Однако судьба распорядилась совсем иначе. Испанец так и не смог выиграть даже третий титул, хотя как минимум трижды был от него на расстоянии вытянутой руки. И теперь, когда он стоит рядом с четырёхкратным чемпионом Феттелем и пятикратным чемпионом Хэмилтоном, даже им самим неловко за то, что у них побед значительно больше. Каждый из них понимает: будь у испанца равная машина, он бы не оставил им шансов. Но Алонсо большую часть карьеры был вынужден сражаться с собственным болидом. Такова грустная судьба великого чемпиона.

«Формула-1» устроила для Фернандо грандиозные проводы: все вокруг только и говорили о великой карьере испанца, напоминали о его победах и рекордах, команда McLaren выпустила специальную серию футболок и раскрасила болид в цвета испанского флага. Сам Фернандо тоже поучаствовал. Оставил трогательное послание самому себе из молодости:

Time to say goodbye #GraciasFernando pic.twitter.com/Z53nnhzwSH

— Formula 1 (@F1) 25 ноября 2018 г.

Но гораздо важнее другое видео. В нём Алонсо объясняет, что он прежде всего — гонщик. Гонщик до мозга костей, который всегда летит вперёд не только за победой в гонке, но и за тем, чтобы стать лучше в жизни.

RACE day. #gracias pic.twitter.com/HlgBW4mob8

— Fernando Alonso (@alo_oficial) 25 ноября 2018 г.

В этом весь Алонсо. Это человек, готовый ехать на машине с одной гонки на другую, гоняться всегда и везде. Он стал первым и единственным чемпионом мира из Испании и нанёс на карту скромный городок Овьедо на севере страны как раз потому, что никогда не сдавался и всегда пытался стать лучше. Практически каждый первый гонщик, руководитель команды или просто фанат говорит, что Алонсо — лучший пилот в истории «Формулы-1».

This awesome tribute to @alo_oficial from @F1 really is a must watch. #GraciasFernando pic.twitter.com/n0CbU3Kwg6

— McLaren (@McLarenF1) 24 ноября 2018 г.

Однако количество побед и титулов явно не соответствует грандиозному таланту испанца. Он это прекрасно понимает и даже в 37 лет не теряет надежды ещё более чётко вписать своё имя в историю… даже не «Формулы-1», а всего автоспорта в целом. Именно поэтому в голове Алонсо появился гениальный план. Следуя ему, Фернандо и решил окончательно расстаться с «Королевскими гонками». Именно поэтому он был так спокоен относительно своего ухода. Он понимает: дело ещё не сделано.

Поскольку добраться до великого достижения Шумахера Фернандо не удалось, он замахнулся на нечто ещё более невероятное и, кажется, недостижимое в современных условиях. Но для Алонсо нет ничего невозможного. Он хочет стать величайшим гонщиком в истории и завоевать «тройную корону автоспорта».

Этот титул не является официальным, но его мифическая привлекательность таинственным образом манит всех амбициозных чемпионов. Завоевание этой самой «тройной короны» — автоматический пропуск на самую вершину гоночного Олимпа, даже выше «простых» побед в «Формуле-1». Именно это теперь цель Алонсо.

Чтобы стать королём, нужно выиграть Гран-при Монако в «Формуле-1», гонку на выносливость «24 часа Ле-Мана» и кольцевой заезд «500 миль Индианаполиса». Три этих гонки считаются самыми престижными во всём автоспорте, а тот, кому удаётся выиграть их все, сразу же получает на голову сакральную корону. За всю историю это удалось сделать лишь одному человеку — британцу Грэму Хиллу, который выступал в «Формуле-1» в 60–70-е годы. С тех пор никто так и не смог приблизиться к этому заветному трофею.

После перехода в McLaren Алонсо осознал, что проект, на который он сделал ставку под конец своей славной карьеры, не выгорел. Голубая мечта испанца о третьем чемпионском титуле сломалась, как и мотор некогда великой команды в каждой второй гонке. Испанец боролся до конца и выжимал максимум из машины, как он обычно делал на протяжении всей своей карьеры, но на этот раз даже таких титанических усилий оказалось недостаточно.

Тогда Фернандо и задумался о «тройной короне». В 2017 году он попробовал свои силы в гонке «Инди-500», но снова подвёл McLaren — у Алонсо сломалась машина, и он не добрался до финиша. Уже этим летом испанец отправился покорять Ле-Ман и блестяще справился с первой же попытки! В составе экипажа испанец выиграл престижнейшую гонку на выносливость.

Устав мучиться на кошмарном болиде McLaren в «Формуле-1», Алонсо решил окончательно сконцентрироваться на своей финальной цели — победе в «Инди-500». Сезон 2019 года в «Формуле-1» Фернандо точно пропустит. Он уже заявился на гонку в Индианаполисе, которая пройдёт в мае. Причём поедет он снова на McLaren. И, если на этот раз машина его не подведёт и Алонсо, как целый ряд бывших гонщиков «Ф-1», сможет победить на легендарном кольце, он наконец-то официально задокументирует своё величие.

Я не знаю, вернусь ли в «Ф-1». Сейчас мне нужны перерыв и новые испытания. Я хочу побороться за «тройную корону». Может быть, в 2020 году я вернусь, а может, и не захочу этого.

Фернандо Алонсо

Фото: © РИА Новости/Алексей Филиппов

Душевные метания Алонсо понятны. Сейчас за его плечами карьера, в которой он выиграл много, но намного меньше, чем мог и хотел. Но если в 2019-м он осуществит мечту и примерит «тройную корону», то наверняка его эмоционального подъёма хватит, чтобы вернуться в «Формулу-1», а удачи — чтобы наконец-то получить в своё распоряжение достойную машину, а всего вместе — чтобы показать всему миру чистое искусство пилотажа, помноженное на результат.

В прагматичную эпоху прогресса и безопасности, когда машины у лидеров практически не ломаются и большую часть успеха решает качество болида, в «Формуле-1» Алонсо оставался последним гоночным романтиком, который всегда и везде демонстрировал всем, что машина — это ещё не всё, главное — кто ей управляет. Вперёд за «тройной короной», чемпион! И третий титул всё ещё ждёт.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *