Дырка по расчету

Иногда приходится менять и дозирующую иглу (если диапазона перестановки штатной не хватает). Жиклер холостого хода обычно оставляют прежним, т.к. на минимальных оборотах расход воздуха невелик и влияние пропускной способности фильтра минимально. Для тонкой же подстройки холостых хватает регулировочных винтов.

К фирменным ФНС частенько прилагается инструкция, где производитель фильтра рекомендует использовать его, например с определенным комплектом Dynojet. Если же рекомендаций нет, придется настраивать систему с нуля. Заменить жиклеры несложно. Только вот по-настоящему хорошо подобрать их без газоанализатора новичку практически невозможно.

В идеале регулировку нужно осуществлять на диностенде под нагрузкой, анализируя показания газоанализатора. Впрочем, диностенда в шаговой доступности может и не оказаться, а вот павильоны с вывесками «Регулировка СО-СН» (или пункты техосмотра) есть, пожалуй, в любом городе. Если содержание СО находится в пределах 0,5–1,5 %, в первом приближении регулировка произведена верно (но все же проверить ее под нагрузкой стоит при первой возможности).

Приблизительно оценить состав смеси помогут и народные методы – эффективность которых, впрочем, сильно зависит от опыта и квалификации «анализатора». Во-первых, его можно оценить по цвету нагара на свечах зажигания. Бледная, белесая свеча говорит об обедненной смеси, а черная, закопченная – напротив, о слишком богатой смеси. Главный минус подобной настройки – необходимость проверить свечу сразу после нужного режима. Зачастую же за время заезда на питлейн картина успевает кардинально поменяться. Да и для получения показаний нужно время, а сама оценка весьма приблизительна.

Некоторые мотоциклисты настраивают смесь по запаху. Выхлоп мотора, работающего на чрезмерно богатой смеси, будет пахнуть недогоревшим бензином (как при старте двигателя на подсосе), а на бедной – ацетоном или похожими летучими ароматами. По соотношению запахов при должном опыте можно довольно точно определить состав. С инжекторными моторами ситуация похожая: установка одного лишь «нулевого» фильтрующего элемента в штатный короб настройки не требует. Штатные «мозги», основываясь на показаниях датчика давления воздуха, скомандуют форсункам «лить» немного больше топлива, и смесь останется правильной. А вот замена штатного эйрбокса может потребовать более серьезных настроек, неосуществимых в домашних условиях, например изменения фаз впрыска или длины выпускного коллектора.

Некоторые тюнингеры, стремясь подать больше воздуха в двигатель, увеличивают впускное отверстия в штатном эйрбоксе (порой впускное отверстие размером с мелкую монету кажется владельцу ошибкой конструкторов). Последствия те же, что описаны выше. Так что эта операция также требует вдумчивого подхода и настройки. При этом немного добавив мощности наверху, можно заметно провалить «середину», что, например для мотоциклов эндуро, – не самый лучший вариант.

Прямоток

С прямотоками проблем меньше, а плюсы, в виде меньшей массы и большей громкости (читай: заметности в потоке), кажутся очевидными. Но и здесь есть свои подводные камни. Даже хороший прямоток, настроенный непосредственно под мотор, прирост мощности даст только в узком диапазоне оборотов, при этом в остальных диапазонах мощность не только не увеличится, но, скорее всего, еще и снизится.

Вызвано это смещением фаз давления резонансных волн в выпускном коллекторе. Многие мотопроизводители эту проблему решают установкой заслонки, создающей сопротивление в нижнем диапазоне оборотов и открывающейся на «верхах». И это разумный компромисс для «уличных» мотоциклов, в гонках же он не используется из-за большого веса, да и моторы там, как правило, работают на «верхах».

В общем, и с выпуском экспериментировать нужно с умом, в противном случае мотоцикл просто станет хуже ездить. Хороший пример – прямоток на эндуро. На «низах» мотор будет отдавать меньше мощности, хотя некоторые препятствия гораздо удобнее проходить внатяг, ведь на «верхах» ведущее колесо будет просто зарываться в землю.

Есть еще многими любимое направление «традиционного» тюнинга – устранение «дефектов литья». Под ними часто понимается несовпадение диаметров отверстия ГБЦ и выпускного коллектора, «ступенька», которая, как многим кажется, создает лишние завихрения выхлопных газов, мешая их нормальному выходу. В действительности несовпадение размеров делается специально, для того чтобы поток отработавших газов выходил легко, а ударная волна на обратном пути встречала «ступеньку». Убрав ее, получают незначительную прибавку на оборотах резонанса коллектора и здорово теряют мощность в остальном диапазоне оборотов.

Получается, что почти любое вмешательство тянет за собой необходимость дальнейшей настройки и не всегда дает желаемый результат. Замена такой, казалось бы, незначительной детали, как фильтрующий элемент, требует, однако, внимательного отношения. Но главное, желание «разозлить» мотоцикл не всегда должно заставлять лезть в мотор.

Улучшить разгон можно за счет изменения, например, передаточного отношения – всего-то поставив меньшую на зуб ведущую звезду или на несколько зубьев большую ведомую. А если кажется, что мотоцикл совсем не едет, возможно, стоит начать с его обслуживания – чистки и синхронизации карбюраторов и замены свечей?

Лучший фильтр нулевого сопротивления

Термин «фильтр нулевого сопротивления» (в простонародье «нулевик») – это некая аллегория, стремление достичь невозможного. Понятно, что при полном отсутствии сопротивления он и фильтровать-то не будет. Разбираемся, какая польза от нулевика и стоит ли его устанавливать на ВАЗ ?
Какие есть виды фильтров пониженного сопротивления ?
Различают нулевики на те, которые ставят в штатные коробки («панельные») и универсальные, конусного типа.
Первые фильтры не являются популярными, возможно из-за того, что они незаметны и нет возможности похвастаться перед друзьями. Во-втором случае, как показывают замеры, конструкция фильтров дает наилучшие показатели.
Что дает фильтр нулевого сопротивления ?
Воздух для бензинового двигателя – это «предмет первой необходимости». Не будем углубляться в подробности процесса, но чем больше сумеем подать в цилиндр воздуха, тем больше мощности получим (см. также компрессор или турбина). Однако, насытить двигатель воздухом не позволяют множества преград, одной из которых является воздушный фильтр. В теории, меняя штатный фильтр на нулевик мы должны получить прибавку к мощности, но так ли это на самом деле ?

Чтобы ответить на этот вопрос были проведены тесты нулевиков, результаты одного из них были опубликованы специалистами тюнинг-центра «Билкон». На стенде сначала побывал штатный воздушный фильтр ВАЗ-2110 (16-кл., объем 1.5л). Номинальная мощность составила 71,6 кВт (или 94,11 л.с.) при 5320 об/мин.
Далее на стенде производились замеры мощности двигателя без фильтра и с фильтрами нулевого сопротивления.
В результате было выявлено, что в большинстве случаев фильтры нулевого сопротивления дают прирост мощности в 6-9%.
Изменения мощности автомобиля в зависимости от фильтра показаны в итоговой таблице:

Замер Полученная максимальная
мощность, кВт/л.с.
Изменение мощности,
% от исходного значения
Марка, модель,
тип фильтра
Розничная цена, у.е.
1 69,2/94,11 Стандартный ВАЗ 6,45
2 71,6/97,363 + 3,76 Pipercross PK003, конус универсальный 55
3 73,3/99,68 + 6,23 Pipercross PK003VR, конус с внутренним диффузором 75
4 73,9/100,5 + 7,1 K&N RC2600, конус универсальный 60
5 74,4/101,84 + 7,8 JR CR07301, конус универсальный 40
6 73,3/99,68 + 6,23 Green K370, конус универсальный 60
7 75,2/102,27 + 8,9 Pro Sport, конус с внутренним диффузором 85
8 74,1/100,77 + 7,3 Без фильтра
9 73,5/99,96 + 6,5 Pipercross PP43, пенельный, в штатный корпус 40

Другой тест фильтров нулевого сопротивления предоставил журнал ЗаРулем. Они показали:

  1. «Моментные» характеристики двигателя ВАЗ-2111 с различными воздушными фильтрами.
  2. Зависимость сопротивления фильтров от частоты вращения коленчатого вала.
  3. Изменение расхода воздуха в зависимости от частоты вращения коленчатого вала.
  4. Оценка прироста мощности двигателя при частоте 7000 об/мин в зависимости от типа воздушного фильтра.


Таким образом, отвечая на вопрос «что дает нулевик» можно сказать, что увеличение мощности после установки нулевика есть, но такое незначительное увеличение в 5л.с. обычный человек почувствовать не в силах.
Минусы фильтра нулевого сопротивления.
Не секрет, что такое увеличение мощности получается из-за снижения сопротивления потоку, а это происходит только за счет увеличения проходных отверстий, то есть — ухудшается качество фильтрации воздуха, что негативно сказывается на сроке службы деталей автомобиля.
Обслуживание фильтра нулевого сопротивления.
С приобретением «спортивного» фильтра автолюбитель получает обязанность регулярно очищать фильтр по определенной технологии, что трудно сравнить с простотой общеизвестной операцией «снял-поставил». Забывать о периодическом обслуживании фильтра нельзя, иначе машина станет «тупой» и «прожорливой».
Какой выбрать фильтр нулевого сопротивления ?
Перед покупкой обязательно прочтите обзор нулевиков (обзор от autodela) или комментарии пользователей. Цена фильтра нулевого сопротивления в несколько раз выше обычного.
Купить нулевик на ВАЗ можно в интернет-магазинах (раздел «Тюнинг»).
Отчет по установке воздушного фильтра нулевика на десятку.
Итак, голосуем и оставляем отзывы о нулевиках:

  1. Какой нулевик выбрали ?
  2. По каким критериям Вы выбирали нулевик ?

Скутеры Обслуживание и ремонт

Раздел: Тюнинг скутера

Многие скутеристы во время общего тюнинга скутера задумываются и о тюнинге воздушного фильтра. Реже, такая необходимость может носить одиночный характер, то есть, витает склонность полагать, что установка одного лишь фильтра нулевого сопротивления (ФНС) может увеличить мощность скутера, а значит и скорость с динамикой. Так ли это на самом деле? Вовсе нет. Рассмотрим несколько моментов.

Дешевый китайский ФНС на стоковом двигателе.

Заводские настройки скутера, особенно если речь идет о японских и европейских моделях, тяжело превзойти технически и технологически без комплексного подхода с использованием дорогих деталей. Это значит одно, как бы вы не пытались улучшить работу всего скутера в целом путем замены одиночных лишь деталей, сделать это будет очень тяжело. В данном случае имеет смысл лишь комплексный тюнинг с применением дорогостоящих комплектующих именитых брендов. Псевдо-тюнинговые китайские запчасти только усугубят ситуацию, а в итоге, выброс денег на ветер.

В данном случае использование фильтра нулевого сопротивления абсолютно не оправданно. Представим распространенную ситуацию, ваш друг посоветовал вам купить фильтр нулевого сопротивления на ваш скутер, так как ему кажется, что его скутер стал после аналогичной переделки мощнее и резвее. На самом же деле, ваш друг купил дешевое китайское подобие фильтра нулевого сопротивления, которое таковым абсолютно не является и напоминает его лишь внешне. Таких запчастей сейчас очень много, они яркие, красочные, с различными переходниками и патрубками, а главное – дешевые.

Очевидно, что он совершил ошибку, ведь эта вещица теперь абсолютно ничего не фильтрует. В карбюратор, а значит и в двигатель попадает грязь и пыль, от чего карбюратор постоянно забивается, а пыль в цилиндре работает как абразив, приводя к ускоренному износу элементов ЦПГ. Скутер стал работать громче, а отсюда, возможно, вашему другу показалось, что он вдруг стал мощнее. Это обманчивое представление.

Дорогой фирменный ФНС на стоковом двигателе.

Представим и другую ситуацию, был куплен дорогой фирменный фильтр нулевого сопротивления и установлен на стоковый двигатель скутера. В итоге мы лишь получим обедненную топливно-воздушную смесь, так как пропускная способность фильтра нулевого сопротивления значительно выше, нежели у стокового аналога. Последствия обедненной смеси нам уже известны – потеря мощности, перегрев и т.д. Попытаться настроить карбюратор можно, но это бессмысленно, скутер не станет мощнее, быстрее и резвее. Вы выкинули на ветер около 50$ (средняя стоимость качественного ФНС), и обрели головную боль с настройками. Вывод – даже дорогой и качественный фильтр нулевого сопротивления на стоковом (стоковый – заводская компоновка) двигателе – абсолютно бесполезная вещь, от которой больше проблем, нежели пользы.

Когда установка ФНС обоснована?

Установка фильтра нулевого сопротивления на скутере обоснована только в том случае, когда речь идет о комплексном тюнинге скутера для участия в гонках. К примеру, во время тюнинга был установлен новый карбюратор с диффузором большего сечения, а следовательно, был заменен и впускной коллектор. Теперь пропускной способности стокового поролонового фильтра в боксе не хватает, чтобы прокачать требуемое количество воздуха для правильной пропорции в наш мощный двигатель.

Нам нужны максимально свободно дышащие «легкие» в данном случае. Речь не идет о ресурсе двигателя, о комфорте передвижения и т.д. Нам нужно максимально эффективно прокачать двигатель и показать максимальный результат на гонках. Никто в таких случаях не задумывается о экономической составляющей, используются только качественные детали именитых брендов.

Безусловно, в таких случаях применение фильтра нулевого сопротивления оправдано, такой шаг – часто необходимость. В остальных же случаях – это псевдо-тюнинг не имеющий под собой никаких расчетов и обоснований использования той или иной детали.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *