Добрый день, уважаемые байкпостовцы!
Пару дней назад я рассказывал про мой опыт общения с полицейскими. Этот пост был тепло принят с положительно-одобряющими комментариями и лайками (больше любого из моих предыдущих постов). И это при отсутствии красивых фоток, что не часто встречается на байкпосте 😉
Так как мои веселые рассказы про полицейских многим тут понравились, я решил развить тему дальше и так как я уже 1,5 года живу в Армении, написать немножко про общение с армянскими доблестными полицейскими. В отношении полиции РА (Респ. Армения) тут, на байкпосте, сложилось крайне отрицательное отношение, мол они там все разводилы, взяточники и т.д. Кататься по стране на российских номерах невозможно и т.д. Дальше будет алгоритмическое руководство, как общаться с ними и избегать штрафов, тем самым не портить себе настроение и получать удовольствие от невероятной природы страны. Этот пост будет очень полезен для тех, кто планирует посетить Закавказье. Про полицию в Грузии уже очень много написано, про Армению — практически ничего. Заполним это дырку. Благо, опыт у меня в этом вопросе огого какой: больше 25 остановок за эти 1.5 года, ни одного штрафа, даже если я нарушал и нарушал серьезно.

Определения — 1) полицейский, честный работник дорожной полиции РА.
2) мент — нечестный работник дорожной полиции РА.
1. Введение: Где обитают менты?
Менты обитают на трассе Гюмри — Талин — Аштарак — Прошян — Ереван и на трассе Ереван — Арташат — Хор Вирап. Объясню: на этих участках либо построена бетонка, либо она строится. Соответственно, либо присутствуют сильные ограничения по скорости и обгонов на строящихся участках, либо там скоростные жесткие ограничения на уже готовых бетонках. Больше всего менты бушуют на 15 километровом участке Агарак — Аштарак (там отличная бетонка с ограничением 90км/ч и длинный мост, на котором бетонку еще строят, соответственно, сильно ограничено движение) и в деревне Прошян, через которую проходит трасса (ограничение скорости 60). Также, менты любят участок Агарак — Талин — Гюмри, но они там редко встречаются + если они есть, то об этом встречный поток транспорта предупреждает миганием дальнего света.
В Ереване полицейские не бушуют, байкеры им не интересны. На скоростной трассе Ереван — Севан ментов нет, но там честно бушуют полицейские, так как трасса отличная, можно ехать 200, а ограничение 90. Больше особых опасных участков нет. Можете просто у себя на картах отметить участки, где нужно быть поосторожнее.
2. Страховка в Армении.
Она называется АППА и она обязательна. Но, не спешите разочаровываться в стране. Она оформляется за считанные минуты и стоит копейки. Для примера — 2 месяца страховки в Армении для мотоцикла на российских номерах стоит 5000драм (около 700 руб). Месяц — 2500, соответственно. Согласитесь, это небольшие деньги. Пустые аргументы, типа, а нафига на это платить, если в соседней Грузии ничего не надо — потому что этого требует законодательство страны, в которую вы въезжаете. При посещении Беларуси вам необходима зеленая карта, также, как и при въезде в Шенген. И поверьте, при ДТП ни в одной точке мира никто так, как это будут делать в Армении, помогать вам не будет.
2.1 Где купить эту страховку?
Вопрос хороший. Прямо на границе решалы начинают разводить мото и авто-туристов. Это так и, в то же время, не так. Действительно, на границе можно оформить АППА, но это будет стоить дороже. Почему? Не потому, что разводилы, а потому, что на границе стоят не офисы страховых компаний, а страховые агенты. И они берут дополнительные деньги за оформление — это их работа. Обычно, это +1000 драм, если действовать честно. Но, если вы ведетесь, то эта сумма может быть в 2, 3, 5 раз больше. Я же всегда оформляю в офисах, и ничего дополнительного не плачу. Иногда вообще катаюсь без страховки, если это не часто, по вечерам и недалеко. Или если лень дойти до офиса Росгосстраха, который находится в 150 метрах от моего дома в центре Еревана.
2.2 Как купить страховку, если дополнительно платить на границе не хочется?
Очень просто, доехать до ближайшего города — это Гюмри, если заезжать через КПП Бавра; это Ванадзор, если заезжать через Ташир и это Ванадзор или Ноемберян, если заезжать через Баграташен.
Возникает вопрос — не опасно ли заезжать в страну и кататься 50км до города без страховки? Полиция не будет ловить и штрафовать?
Ответ — нет, потому что в полномочия дорожной полиции в Армении не входит проверка страховки у водителей. Покупка страховки — это исключительно ваше дело. И более того, я еще ни разу не сталкивался с ментами на участке Баграташен — Ванадзор, и, тем более, не видел полицейских (не говоря уже про ментов) на участке Бавра — Гюмри.
Даже если вас остановили и у вас нет страховки, то ничего страшного — листайте дальше, я расскажу как общаться с полицией. Ничего трудного в этом нет.
3. Видео и фотофиксация нарушений.
В Армении есть 2 типа камер — скоростные (стоят в каждом населенном пункте; перед камерой, за 150м стоит очень четкий знак о камере) и для других нарушений. Последние стоят в Ереване на каждом перекрестке, и, возможно парочка еще встречается в Гюмри и Ванадзоре: эти камеры фиксируют нарушения разметки и знаков, неправильные парковки и проезд на запрещающие сигналы светофора.
Скажу сразу, ни один из этих 2 видов камер в Армении не фиксирует нарушения байков на иностранных номерах. Можно творить все, что угодно. Но, лучше этого не делать.
Есть очень важная деталь — в Ереване вас никогда не собьют при проезде перекрестка. Я думаю, что эти случаи составляют большую часть летальных исходов при ДТП в России, но в Ереване этого не будет никогда. Почему? Да потому что в Ереване все стоят ровно за стоп линией, никто не рискует ехать не то, что на красный, так даже на желтый — не забываем, камеры всюду. Штрафы большие (например, минимальный штраф 5000драм, проезд на красный — 20000драм. это большие деньги для местного населения, никто не рискует). Перестроения без поворотников — это да, на каждом шагу, но никогда не встретишь проезда на красный. Впрочем, есть отморозки, которые едут на красный, точнее, он проскакивают на желто-красный, но это в основном ночью, в центре, и, как ни странно, на российских номерах (не забываем, что номера РФ в Армении невидимы для камер).
Ну а теперь, после введения, вернемся к полицейским. Ниже будет алгоритм общения. Берите на заметку и проблем не будет. Итак,
4. Общение с полицией.
Представим, что вас остановили просто так. Увидели российские номера на байке, возбудились и остановили.
1. Аккуратно встаем на обочине на аварийке. Байк отключаем, вытаскиваем ключ и прячем в карман. Ждем полицейского. Шлем не вытаскиваем с головы. С мотоцикла не встаем.
2. К вам подходит господин полицейский (пока неизвестно мент ли он?). Не дергаемся. За документами не тянемся. Просто сидим на байке и ждем.
Господин полицейский представляется и просит ваши документы. Ничего не делаем, идем к следующему пункту.
3. ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ПУНКТ! Аккуратно смотрим на грудь полицейского. Есть ли камера на груди? Если да, смотрим, мигает ли на верхней грани камеры зеленая лампочка? Допустим, что камера есть и зеленая лампа мигает. Тогда переходим к шагу 6. Если камера есть, а лампа не мигает, переходим к шагу 5, а если камеры нет, то четко, понятно, уверенно, но, без агрессии, говорим: господин полицейский, где ваша нагрудная камера? Я знаю, что в Республике Армении каждый дорожный полицейский с августа 2016 года обязан носить во время выполнения службы включенную камеру. Пожалуйста, возвращайтесь в машину, берите камеру, включите ее, повесьте на грудь, заново подходите ко мне и заново представьтесь.
Дальше, шаг 4.
4. Допустим, полицейский говорит, что камеры у него нет, а также нет у напарника, им вообще ничего не выдали. Тогда, вы спокойно вытаскиваете свою мобилку, включаете камеру, предупреждаете об этом полицейскому, фиксируете его нагрудной значок, требуете его удостоверение, фиксируете номера его машины. И говорите — господин полицейский, вы нарушаете правила и законы Армении и я, байкер, отказываюсь вам предоставить какие-либо документы и собираюсь в сию же минуту уехать.
Не забыли, что вы сидите на мотоцикле и документы у вас? Так вот, спокойно включаете мотоцикл, врубаете первую и уезжаете. У меня такое было несколько раз. Знаю не понаслышке. Видеокамера включена вплоть до момент трогания.
Если полицейский дернется или попытается мешать вам, не забывайте, что у вас есть видео процесса общения, а также такое видео есть с камеры полицейской машины, номера которого вы, естественно, уже зафиксировали.
5. Допустим, что в 3-м пункте у полицейского оказалась камера, но она не включена (в большинстве случаев это так). Просите включить камеру и заново представиться. Опять же, без агрессии и без панибратства. Они будут пытаться к вам обращаться, как к старому знакомому. Сразу же прекращаете предложением — уважаемый полицейский, обращайтесь ко мне на вы.
Возможно, что полицейский будет говорить, что камера у него разряжена. Тогда вы требуете, чтобы вышел его напарник с работающей камерой. Объясню — согласно решению правительства РА каждый дорожный полицейский обязан выезжать на службу с заряженной камерой и держать ее включенной вплоть до момента сдачи к окончанию смены. Если вдруг окажется, что полицейский выключал камеру во время смены и, если вдруг, поступит жалоба — это послужит поводом для серьезного разбирательства со стороны начальства.
А этого полицейские боятся. Очень сильно. И сделают все, чтобы дело до этого не дошло. Так что — настаиваете, чтобы они говорили с вами с включенной камерой. Это гарантирует соблюдение всех ваших прав и их полномочий, а также, охлаждает пыл даже самых продажных ментов. Проверено неоднократно. С включенной камерой даже самый нехороший (материться нельзя, но вы понимаете, какой) полицейский ведет себя крайне корректно, без панибратства, соблюдает регламент общения с гражданином. Вы должны видеть боль в глазах мента в это время! 😉 Полицейские же к вашим требованиям относятся спокойно.
Но, если вдруг полицейский все же никак не хочет включить камеру, то вы повторяете трюк с конца 4-го пункта — телефон, камера, ключ в замок, первая передача, уехали.
Идем дальше. Случай правильного полицейского.
6. Итак, допустим, полицейский стоит перед вами, с включенной камерой, он правильно представился. Вы уже подумали, опа, приехали.
Нет. Подышите воздухом, агрессию отложите в сторонку. Ключ в кармане, документы в кошельке. Помните?
Мягко говорите — господин полицейский, назовите, пожалуйста, причину остановки.
Тут 2 варианта — то, что вы действительно нарушили, или же то, что вы не сделали. Начнем со второго.
7. ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ПУНКТ! Допустим, вас остановили просто так. Полицейский корректен, нагрудная камера включена. Просите показать фиксацию нарушения с камеры, которая стоит в машине. Полицейский сперва требует ваши документы, говоря — сначала документы, потом нарушение. Не спешите отдавать документы. Ведь в ПДД Армении написано предъявлять документы полицейскому, а не передать документы в руки. Понимаете разницу? Предъявлять, а не передать.
Что значит предъявлять — это значит вытащить их и показать. Тем самым вы вытаскиваете документы, держите на расстоянии 40 см от глаз полицейского СТС на мотоцикл и свои ВУ и говорите — смотрите. Можете прочесть? Да? Отлично!
Полицейский попытается вырывать ваши документы у вас с рук. Не отдавая, настаиваете на том, что он должен смотреть, а не трогать. Полицейский будут говорить следующее — может быть ваши документы поддельные, дайте для проверки. А вы отвечаете — извините, ПДД Армении не подразумевает передачу документов в руки полицейскому.
Полицейский будет дальше настаивать на передаче документов, а вы спокойно говорите следующее — извините, не могу нарушить правила страны. Вызывайте вашего начальника. Вызывайте, вызывайте. Я подожду.
И пока полицейский думает что делать, вы прячете документы, до этого на всякий случай говоря полицейскому — господин, ваша камера ведь пишет? Вот, я предъявляю документы не только вам, но и вашей камере. Если что — вы сможете меня найти. Ведь мои документы зафиксированы вашей нагрудной камерой.
На этом скорее всего ваш разговор закончится, полицейский отпустит вас, потому что время течет, а план по написанным протоколам нужно выполнить. И ему некогда ждать начальника.
Мой опыт — около 5 таких остановок в этом году. Без и с нарушениями. Штрафов нет.
Теперь совсем-совсем интересный пункт:
8. 2 подпункт 6 пункта. Допустим, вы что-то нарушили (скорость, запрещающие знаки, и т.д.); вас остановили; нагрудная камера включена; полицейский крайне корректен; вы предъявили документы (этого хватило полицейскому); полицейский показал вам ваше нарушение, то есть видео с камеры в машине, где четко видны ваше нарушение и номера вашего мотоцикла. Протокол, подумали вы? Нет, скажу я.
Хинт — дорожный полицейский Республики Армения имеет право делать предупреждение по своему усмотрению без написания протокола.
Да-да, именно так. Даже если все зафиксировано, полицейский может вас отпустить. Почему?
Потому что функция полицейского не в том, чтобы написать протоколы, а в том, чтобы следить за дорожной обстановкой, ловить нарушителей и, в конечном счете сделать так, чтобы они больше не нарушали.
В этом случае вы произносите следующие слова — господин полицейский, я согласен с нарушением, я полностью принимаю свою вину. Как видите — я абсолютно спокойный и адекватный человек, как и вы. Обещаю больше не нарушать и внимательнее следить за знаками в Республике и уважать ПДД. Прошу вас в этот раз ограничиться предупреждением, и будем надеятся, что в дальнейшем это не повторится.
Я вас уверяю, что после таких слов полицейский 8-го пункта спокойно отпустит вас и пожелает интересной дороги и хорошего отдыха в стране.
ПС да, я аж 3 раза за 1,5 года сталкивался с такими полицейскими, они существуют в природе. Я был настолько рад такой встрече, что каждый раз задерживался и задерживал их на 40 минут с приятным разговором. Причем, говоря вышенаписанное, я добавлял, что я также приму другое решение — а именно, написать протокол и оплатить штраф. Как не сложно догадаться, штрафов я не получал.
5. Что же делать, если полиция настаивает на протокол при условии действительного нарушения?
Очень просто — подписать протокол, оплатить в любом банке или через любой терминал в любом магазине в любой точке Армении. Или с кучей приложений на телефонах и с миллиона электронных кошельков. Забудьте про то, что можно что-то оплатить на месте. Нельзя! Если мент настаивает на то, что вам нужно оплатить на месте — говорите спокойно — а предъявляйте, пожалуйста, данный закон или решение правительства или правило. Предъявляйте на бумажном носителе на языке, на котором говорю я, байкер, или дайте номер и пункт статьи, в котором это написано.
ПыСи пункт «не согласен с нарушением, буду оспаривать в суде» никто не отменял. На случай протокола без нарушения.
Посткриптум 1. Нюансы
Я встречал пару раз следующий развод в Армении — мол если иностранец нарушил, то его права полиция должна изъять до момента, как штраф не будет оплачен. То есть, допустим вы нарушили, вас остановили, вы признали свою вину. И тут начинается — уважаемый байкер, мы изымаем ваши доки, идите оплатите штраф, потом придете вот туда-то и заберете. ИЛИ, дайте сейчас и мы вернем доки на месте.
Даже если ваши права и доки у ментов, они не имеют права изымать их у вас. Они обязаны написать протокол и отпустить вас. Вы ничем не отличаетесь от гражданина Армении, законы абсолютно такие же. Любые разговоры о том, что доки забираются — провокация и сами знаете что.
Ну и почему вы доки отдали-то? Читайте пункты выше.
Резюмируя — даже если вы нарушили, берите протокол и все. Не давайте деньги менту. Более того, официальная валюта РА — драм, представитель силовых структур РА, коим является полицейский, не имеет право брать у вас денежные единицы. Даже если имел бы, это могли быть только драмы.
Читал, что кто-то на лапу рубли давал. Это бред и просто пустые деньги на ветер.
Я уверен, что любой турист даже пару тысяч рублей с большим удовольствием проест в каком-то уютном ресторанчике в Ереване, нежели отдаст просто-так алчному шидору менту.
Ну, а если совсем уж трудная ситуация с ментами и вы не знаете, что делать — просто позвоните мне или любому другому знакомому в Армении. Психологическая поддержка, все дела. Мой номер, если что, найдете 😉
Посткриптум 2. Финальный
Дорогие байкпостовцы, путешествуя по Армении просто следуйте алгоритму выше. Это применимо и в любой другой точке мира, с поправкой на местные законы. Не забывайте, что полицейский — всего лишь госслужащий, причем с очень ограниченными правами — дорожный полицейский вообще-то мало что имеет право делать у нас. В Америке — да, но там законы совсем другие. Отстаивать свои права — дело простое и нужное, в любой точке мира и вне зависимости от причины. Это, кстати, нетрудно.
ПыСи ПыСи у меня байк на российских номерах уже 1,5 года в Армении. Ни одного штрафа не получал при огромном кол-ве останово. В последние разы вообще даже доки не вытаскивал. Страховка в РА, если что, есть, транспортный налог в РФ честно плачу до сих пор 😉

Штрафы за нарушение правил движения, или Чтобы я так жил!

Уже почти 2 года, с января 2012-го в Армении работает система видеоконтроля на дорогах, время от времени напоминающая водителям о себе «Решением об административном наказании» со штрафом от 5 до 70 тысяч драмов. Более серьезное нарушение, вроде неподчинения требованию инспектора дорожной полиции остановиться, может обойтись в 500.000 драмов. Надо заметить, что суммы штрафов вышли далеко за уровень потребительской корзины, составляющей в Армении, по данным Национальной статистической службы, 56,8 тыс. драмов (около $138). Раньше обычный штраф составлял 1000 драмов «на лапу» гаишнику и особых нареканий в водительской среде не вызывал.

Сегодняшний уровень штрафов практически всем, кроме узкого круга лиц, имеющего с них прямую выгоду, кажется, как минимум, чрезмерным. Получается, что государство не в состоянии обеспечить своим гражданам потребительскую корзину – подавляющее большинство пенсий до нее не дотягивает, минимальная зарплата только с будущего года составит 50.000 драмов, – но в состоянии легко забрать ее. Однако штрафы как были, так и остаются пока вполне европейскими по уровню в стране, весьма далекой от европейского уровня благосостояния. Водители вообще народ не слишком организованный, и тем заметнее общество «Ахиллес», стоящее на страже их интересов и имеющее большой опыт защиты прав водителей в суде. Организация существует на международные гранты, и это именно тот случай, когда о зарубежных грантах думаешь с благодарностью, ибо ни одна власть не заинтересована в благополучии своих оппонентов.

Председатель Союза защиты прав водителей Эдуард Оганесян, юрист Армине Мкртчян:

– С установкой камер наблюдения объем нашей работы резко увеличился. Мы с самого начала были за внедрение системы видеослежения на дорогах, но способы внедрения и функционирование системы нас не устраивают в принципе. Прежде всего, любое новшество требует адаптации, у нас же все делалось скрытно. Все наши требования опубликовать технические параметры системы наталкивались на суровое молчание, данные были опубликованы только после обращения в суд. Мы стали выигрывать в суде одно дело за другим, и только после этого дорожная полиция (ДП) перестала штрафовать за нарушения в пределах ошибки прибора. Сегодня несовершенство приборов учтено на законодательном уровне, и один километр/час на приборе – ваш. Но и с этим километром у нас все гораздо суровее, чем в России, где штрафуется превышение скорости не на 20 км/час, а на 10 км/час, как у нас. И штрафы у нас выше, чем в России, где уровень жизни несравненно выше нашего.

– Камеры видеонаблюдения – это типа шага в цивилизацию. Но… Качество дорог плохое плюс к этому они немы. Вы можете узнать многое – через сколько метров продается живая рыба, где вас ждет ресторан и где взять кредит, кроме одного – какой впереди населенный пункт и сколько до него ехать. И получается контрастная картина – роскошные камеры на неустроенных дорогах.

– Знаки дорожного движения если и есть, то не в лучшем состоянии, часто они спрятаны кроной деревьев, об освещении и речи нет. Водители часто жалуются, что скоростные режимы меняются произвольно, без всякой логики и являются скорее ловушками, при помощи которых можно спровоцировать водителя на нарушение, а не оптимизировать движение. «Зеленая волна» для нас – экзотика, нет светофоров с дистанционным изменением режима работы, и человеку без выдающихся топографических способностей на наших дорогах делать нечего. В то время как существуют совершенно четкие требования к оповещающим знакам на дорогах. Сделать дорогу говорящей – это, по решению правительства №1699, функция дорожной полиции. В нем все прекрасно расписано, как и где должны висеть дорожные знаки, чтобы водитель легко их воспринимал. Однако и сегодня без информации добрых людей просто не обойтись. А водитель, который не очень хорошо себе представляет, куда он едет – потенциальный нарушитель. Нет спутниковой навигации, организация дорожного движения плохая и тоже является источником нарушений. А нарушив, вы сразу начинаете иметь дело с ДП, которая необычайно строга к водителям, но к себе относится несравненно мягче и уважительней.

– ГАИ, дорожная полиция или прочие ее реинкарнации – это органы, заинтересованные принудить водителя к нарушениям, живут-то они со штрафов. И пока эта зависимость не изменится – все так и будет. И если внедрить спутниковую навигацию, создать атласы дорожного движения с указанием всего, имеющего отношение к дорожному движению, то сделает это, как кажется, не ДП на штрафы с трудящихся, а, скорее всего, какое-нибудь общество на те же зарубежные гранты. А нам останется предполагать, куда же они девают эти самые штрафы?

– Штрафы от системы видеоконтроля и стационарных радаров идут во внебюджетный фонд ДП, оттуда 70% уходит ООО Security dream, которое поставляет оборудование. Здесь мы уже имеем дело с частной компанией, она не обязана вести публичную бухгалтерию, и куда и как тратятся эти деньги – сказать сложно. Хотя эта компания имеет монопольное положение на рынке Армении, а такие компании приравниваются по степени публичности к государственным и обязаны публиковать финансовую отчетность. Правда, для этого на них должно быть оказано сильное давление.

– Мы можем прикинуть сумму штрафов, собираемых при помощи радаров и камер?

– Примерно. До конца года будет разослано около 1.300.000 решений о штрафах, это получается 2,6 решения на водителя. Из них примерно 600.000 за превышение скорости. Для этого типа нарушений средний штраф составляет 20.000 драмов – $50. 700.000 решений будут касаться других нарушений, со средней суммой штрафа около 8 тысяч драмов. Немного арифметики, и получается, что Security dream в этом году будет иметь 17,6 млрд драмов, что составляет свыше $ 43 млн.

– Солидно! Давайте прикинем расходы. Владельцы этого бизнеса заявляли, что один радар Jenoptic, которыми оборудуются дороги, обходится им в 50.000 евро. Допустим, что это так, хотя в рекламном ролике фирмы Jenoptic цена от 30.000 евро, и там же говорится, что деньги от штрафов можно пустить на инфраструктуру. И что радары в Германии уже расстреливали из винтовки. Видимо, из-за их высокой прибыльности, обеспечиваемой карманом водителей.

– У нас установлено около 70 радаров этой фирмы и чуть больше камер. Камеры стоят несравнимо дешевле радаров. Получается 3,5 миллиона за радары и еще в несколько раз меньше за камеры при почти 30-миллионном доходе. Обслуживание, ремонт – вообще мелочь при таком доходе. Бизнес оказался прибыльным, и до 2017 года количество радаров достигнет 185. Договор с Security Dream заключен на 25 лет, но соотношение доходов между ней и ДП будет меняться. Как – неизвестно.

– И отсюда возникает вопрос: кто стоит за этим сверхприбыльным бизнесом, на обслуживание которого поставлена госструктура – дорожная полиция? Как говорят знающие люди, пакет законов по внедрению системы видеонаблюдения и штрафов буквально «пролетел» Нацсобрание, в котором тон задает власть. Не говорит ли все это о том, что за этим бизнесом стоят очень, ну, прямо-таки слишком влиятельные люди? И что социальная несправедливость этой системы означает солидный политический ресурс для оппозиции?

– Официально заявленным составом участников мы, как вы понимаете, не располагаем – бизнес в Армении не персонифицирован. И заставить этот бизнес выйти из тени крайне сложно, по крайней мере, сегодня. И так же сложно найти водителя, который был бы доволен функционированием этой системы. Все сознают, что сегодня без видеонаблюдения не обойтись, но все недовольны грабительскими штрафами и суровыми подходами ДП. Что же касается политического ресурса – безусловно, полмиллиона водителей – это очень солидный электоральный ресурс. Но политиков, которые активно занимались бы этим вопросом, нет. Были с их стороны, скажем так, акты единичного любопытства, которые ничем не кончились. И в борьбе за снижение штрафов мы сегодня, к сожалению, одиноки. Причем у этой темы есть и свои трагедии, которыми так любили в свое время пользоваться наши политики. Это когда водителю нечем платить за растущий штраф. Сперва он его не может оплатить в одинарном размере, через месяц не может оплатить в тройном, потом – в пятикратном. При этом он, может, ничего особо и не нарушал. К примеру, знак о резком снижении скорости был спрятан за кроной дерева, и он его просто не увидел, продолжая движение на разрешенной скорости, ставшей для него разорительной.

– Вы сказали, что органы власти проявляют неожиданную скупость в информирующих знаках, но в то же время щедрость их в ограничивающих знаках прямо-таки запредельна. Иногда складывается впечатление, что режимами скорости на дорогах играют озорные школьники. Сразу после неожиданного снижения скорости – радар. На въезде в город со стороны Аштарака вы продолжаете ехать по шоссе, города как такового еще нет, зато есть машина ДП, и инспектор вас извещает о том, что вы нарушили на 30 тысяч. После торга сходитесь на 5 тысячах, которые после 30 должны вам показаться не потерей, а приобретением. И тем не менее, встречаются и инспекторы, способные простить неопасное нарушение.

– Кстати, для гуманизма инспекторов есть соответствующая законодательная база. В законе прописан объективный анализ нарушения на основе многостороннего исследования. Возникло ли нарушение по вине водителя или нет, мог ли он предвидеть ситуацию, в общем, закон требует соблюдения множества пунктов, и только после этого может быть вынесен штрафной приговор. И выигрываем мы дела в суде именно потому, что ДП пренебрегает законами, которым должна строго следовать. Однако и у нас есть примеры сотрудничества с ДП, и они временами с нами соглашаются. Правда, у них большой запас «прочности». Например, инспектор ДП имеет право на нарушение правил дорожного движения, но только когда у него включены световые и звуковые сигналы. А включать их он имеет право только во время несения службы и в случае крайней необходимости. А вот теперь пойдите и разберитесь, куда это он торопился с включенной сиреной? Тут должна соблюдаться не только инструкция, не и этические нормы. ДП должна сознавать, что она призвана охранять покой граждан, а не беспокоить их своей сиреной и динамиками без особой нужды.

– Очень давно существовал ОРУД – отдел МВД по регулированию и управлению движением. Есть у нас сегодня кто-то, кто пытается регулировать движение в глобальном смысле, используя мониторинг движения со спутников, участвуя в градостроительных планах?

– Насчет глобальности замысла судить трудно, но есть в ДП отдел организации дорожного движения. Не так давно поднялся в городе шум из-за перекрестка рядом с торговым центром «Ташир». Перекресток сложный, с напряженным трафиком. Дорожная полиция занималась тем, что штрафовала водителей, вместо того, чтобы организовать движение. Водители, полагая репрессии против себя несправедливыми, обращались к нам. И действительно, как только время приближается к пиковому, проехать перекресток без нарушений становится практически невозможно. Мы обратились в ДП и получили абсолютно невнятный ответ. Мы предложили сделать дорожную разметку и отрегулировать работу светофоров в оптимальном режиме, составили графики, схемы. Нас поблагодарили и сказали, что учтут наши пожелания. После чего мы получили решение оставить все как есть. То ли потому, что не умеют организовать движение, то ли их устраивает ситуация, когда даже самый дисциплинированный водитель поневоле нарушает правила.

И логика штрафов говорит именно об отсутствии грамотных подходов к управлению движением. Тут важна не сумма штрафа, а его неизбежность, как и в уголовном праве – неизбежность наказания, а не его свирепость.

– Как можно избежать штрафов? Одного соблюдения правил движения может оказаться явно недостаточно. Тем более что, как выясняется, система видеонаблюдения отвечает не столько потребностям упорядочения движения, сколько обогащению ее владельцев?

– С одной стороны, сеть видеонаблюдения, оказавшись сверхприбыльной, будет расширяться. Но в то же время доходы сети питаются и простым незнанием водителями правил дорожного движения. Кстати, и тут происходят определенные странности. Новые правила дорожного движения (ПДД), введенные в действие с начала 2012 года, не были опубликованы в печатной версии, и водители, нарушившие изменившиеся пункты правил, не знали, за что же их штрафуют. Первыми новые правила опубликовали мы, и только недавно появилась наконец печатная версия ПДД, изданная ДП.

Мы еще издаем буклеты и публикуем на своем сайте советы, как вести себя водителю с полицейскими. Осведомленность водителей, надо сказать, сильно дисциплинирует инспекторов ДП. Правда, права тех и других несопоставимы. Взять даже практику штрафов. Вам могут принести решение о штрафе как через неделю после нарушения, так и через год, когда вы уже и помнить ничего не будете. А вы должны успеть заплатить ваш штраф через месяц, далее – троекратное его увеличение. Это полное неравенство перед законом, но суд в этом вопросе твердо стоит на стороне ДП.

– Теперь о том, снизилась ли у нас аварийность в результате установки системы видеонаблюдения? Надо сказать, что данные об авариях и жертвах на сайте полиции резко расходятся с ними же, озвученными на брифингах представителей ДП.

– О тенденции говорится, но не более того. К сожалению, действительно, данные мало того, что разнятся, они еще и малодоступны, в то время как они должны стать предметом исследования Национальной статистической службы. Потому что авария – это не только сфера компетенции ДП, она имеет и экономический, и демографический аспект.

Беседу вел Арен Вардапетян

Поставьте оценку статье: Всего проголосовало 14 человек

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *