Итак, с позволения автора, выкладываю фото и комментарии к ним Юры Гудвина, поездка которого в Старую Ерыклу (Тереньгульский район) и его фото церкви Покрова Пресвятой Богородицы вдохновили меня на написание предыдущего моего поста. Кроме нескольких лирических отступлений, текст авторский =)
Прохваты по области. Часть 1.
Так как, думается, лучше я не опишу, решил поделиться с байкпостом вот этой красотой (Внимание! Трафик! Много фото под катом)
P.S. внимание, остальные фото по мнению читателей не так живописны, как заглавная!))):


Про само село информации почти нет. Немудрено, ведь село практически превратилось в призрак. Несколько слов о Стерой Ерыкле нашёл в местной прессе:
Спустившись по тереньгульскому серпантину (местность здесь действительно холмистая), попадаем прямиком в ещё одно заброшенное поселение. О его безнадёжности проскрипела старая накренившаяся церквушка, непрочно установленная на возвышенности перед деревней. Некогда действующий храм, построенный без единого гвоздя, сегодня разрушен до фундамента, в куполе поселились голуби, а двери и ставни просто вынесены. В низине холма медленно дотлевает деревня. Ни таблички, ни знака. По карте получается Старая Ерыкла. Встретить здесь живую душу даже не надеемся… Здесь, как выяснилось, проживают аж 42 человека, 2 лошади, 10 бурёнок и щенок Умка.
…— Никого уж не осталось у нас, -начал Александр Фёдорович свою экскурсию. — А ещё лет десять назад была большая деревня, полторы тысячи жителей. И всё у нас было. 500 дворов — это вам не шутка! А двор — значит дом да куча надворных построек. Да и улицы были по три с половиной километра!.. Слушая обо всех бывших достопримечательностях Старой Ерыклы, даже и не верится, что когда-то здесь была не одна-единственная улочка с гордым названием Центральная, а крупное село, где в каждом дворе содержалось добротное хозяйство…
Думаю, атмосферу самого места можно описать вот этими словами:
«В Старой Ерыкле не слышно абсолютно никаких привычных для деревень звуков, никаких посторонних человеческих голосов. Только крики птиц…»
Далее вступает мэтр Гудвин:
Давненько хотел скататься куда-нибудь на развалины старого боярского дома или усадьбы, подышать воздухом старины, посмотреть архитектуру предков. И тут Женька Пух как-то нечаянно сагитировал красотами старой деревянной церквушки в Старой Ерыкле. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Тыкал на своем смартфоне фотками этой красоты в нос и намекал на выходные и приличную погоду.
В тырнете узнал дату постройки:
«Холодный храм деревянный, построен в 1864 г. на капитал, завещанный помещиком Андреем Зиновьевым Дурасовым; престол в нем в честь Покрова Пресвятые Богородицы».
Да и деревенька вроде немаленькая судя по тому же тырнету: по состоянию на 1884 г. в селе было 360 дворов, количество жителей — 1949 человек. В общем сдался я…
Дорога простая. Выезжаем на Сызранскую трассу ► Тереньга ► поворот на право ► Красноборск ► Старая Ерыкла.
И вот она, красотища…

Налюбовавшись общим видом, осмотрел церковь изнутри.

С правой от входа стороны обнаружил небольшой алтарь, где, видимо, до сих пор местные потихонечку молятся.

Но это только справа. В остальном церковь уже непроходима и внутри очень много ос и мух. Внутри церкви стоит постоянный и довольно сильный гул от множества летающих насекомых.
Выйдя на улицу, стал внимательно рассматривать детали самой церквушки, которая вся так и дышала стариной и какой-то… древней красотой теплого дерева и сединой времени.

Восторг вызвали кованые металлические детали интерьера.

Особенно решётки оконные. Они все кованые (не сварные) и кованые достаточно тщательно.

Но особый восторг вызвали настоящие кованые гвозди. Четырехгранные, крепкие, зараза, как будто их раньше ковали из какой-то булатной стали.

Кирпичная кладка, кстати, тоже немного озадачила. Во-первых, тем, что межкирпичные швы, несмотря на время, были очень и очень крепки. Может и не врут, что раньше в раствор добавляли яйца куриные. Обратил внимание, что старинный глиняный кирпич заветривается так же, как и раствор. То есть совсем одновременно. Видимо, прочность у них одинаковая.

Организация духовых окон подполья

Но вот что впервые встретил, так это то, что какие-то животные или насекомые в некоторых кирпичах наделали норок. Сколько палочкой ни ковырял, достать никого не удалось. Очень уж сильно хотел посмотреть на скотинку, которая так глиняный кирпич грызет.

А это образец плотницкого мастерства. Врезка лаги в бревно. Видны следы только одного топора и всё.

А так сращивали бревна по длине. Сейчас почему-то так не делают. А соединение очень надежное. Кстати, если учесть что это 1864 год, то очень сильно удивляет качество исполнения.

Посмотрите как сруб отторцован. Раньше ведь бензопил не было.

Но в двух торцевых кладках обнаружил загадку для себя. В середине сруба были как будто сборные брёвна. Долго думал для чего это было сделано, но так разумного объяснения и не нашёл.

А вот от этого технического решения я просто получил оргазмическое наслаждение. Реально предки были мудрецами. Я правда этого не знал. Чем 2 века назад можно было сделать гидроизоляцию между фундаментом (кирпичной кладкой) и срубом? Ведь 200 лет назад никаких рубероидов с толью не было. Присмотритесь внимательно…

Не догадались?
А если фото снизу

Я тоже не сразу понял, что это за белая фигня. Начал уж думать, что сруб в 20 веке перебирали и постелили какой-то белый линолеум в качестве гидроизоляции, пока не протянул руку и не отломал кусочек.

Да-да-да… Простая береста. Она там положена в 3 слоя. Все гениальное — просто! И, кстати, посмотрите на бересту на изломе, она как будто вчера срезана с берёзы. А ведь ей уже немало лет. Ну по крайней мере рубероид точно сгнил бы давно и однозначно!
Кстати, старинный кирпич имел размеры куда большие, чем современный глиняный. Точнее толщина, наверное, одинаковая, а вот ширина раза в 1,5 больше. Хотел положить для сравнения спичечный коробок, но так как не курю уже много-много лет, приложил рубль для сравнения. Ну не было больше ничего в кармане, кроме кошелька.

В общем, получив кучу положительных эмоций от этих маленьких открытий, решил побродить по самой деревне. Деревенька, как оказалось, процентов на 99 просто вымерла, и дома стоят совсем брошенные. Самое прикольное, что в некоторых домах есть свет. То есть от электричества они не отключены.

Внутри разруха и русские печки.

Обратите внимание, на крыльце стоит пузырь из-под старинного напитка «Слезы Мичурина», стоимостью 1 руб. 12 коп. и вместимостью 0,75 литра

В деревеньке есть даже собственный ручей или маленькая речушка. ХЗ. Но водичка там кристально чистая. Правда глубины там по щиколотку.
(прим. — река Ерыкла при Покровском (как раньше называли Старую Ерыклу))

Ручеёк (или речка), видимо, часто меняет русло, так как когда залез на гору, то сверху было видно засохшее каменное русло.
День близился к завершению, стало опять заволакивать небо, и я засобирался домой. Поднявшись на гору к сельскому погосту, снял ещё пару пасторальных видов разными объективами, и крайне довольный проведенным выходным уехал домой.

P.S. Скажем спасибо Гудвину за его историю, и хочу дополнить, что там же рядом есть и второй храм:
Теплый храм каменный, построен в 1779 г., а в 1845 г. исправлен помещиком Николаем Александровичем Карповым…
«… престол в нем во имя Святителя и Чудотворца Николая.»
Однако, он практически разрушен, поэтому в объектив автора попадал не так часто.
Место действительно атмосферное, и, несмотря на запустение, чувствуется какое-то умиротворение, а не гнетущее ощущение «города-призрака».
Надеюсь, что однажды власти заметят эти чудесные старинные постройки, и займутся их реставрацией.
P.P.S. Огромное спасибо Евгению Пуху за ещё парочку отличных фотографий:


УЛЬЯНОВСКАЯ ДЕРЕВНЯ: ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

На карте Ульяновской области ещё можно найти пустые, а проще сказать «мёртвые» деревни. Вот по таким поселениям мы и отправились в надежде встретить там последних из оставшихся жителей. А поскольку наиболее вымирающий в области район — Тереньгульский, туда и рванули…

…Наконец-то дорога закончилась. Это первый симптом надвигающегося безлюдья. Первая встреченная заброшенная деревня — Новая Ерыкла — видимо, не так давно опустела. Дома неплохо сохранились.

Последний из ерыклян

Ещё год назад здесь жил последний житель — Виктор Стренёв. Неунывающий и крайне приветливый сельчанин с удовольствием рассказывал о прелестях жизни в «мёртвой» деревне. Дескать, и воздух здесь чище, и соседи не мешают, да и с жильём проблем нет. Пустых домов полно — любой выбирай! Однако на этот раз мы не обнаружили в тереньгульских выселках ни Виктора, ни даже побитой собаки. Покидали деревню последние жители, как видно, не второпях, а с каким-то даже настойчивым устремлением к новой жизни. Окна домов наглухо забиты, на дверях ржавые замки. Куда ушёл последний новоерыклинский обитатель — неизвестно. То ли в жилое село, то ли в город. А может, ещё дальше, в глушь, туда, где до него уже не доберётся ни подвоз с дровами, ни электрические провода…

Прошлое и настоящее

Смотришь на эти заросшие подворья и диву даёшься: какая история затухает! В XIX веке село Новая Ерыкла, она же Ержевчиха, славилось на всю округу. Владелец её, помещик Александр Николаевич Татаринов, как истинный «просвещённый барин» учился в Дерптском университете вместе с нашим земляком-поэтом Николаем Языковым. Брат поэта П.М.Языков приезжал в Новую Ерыклу записывать народные песни, публикация которых была восторженно встречена всем литературным бомондом, не исключая А.С.Пушкина. В те далёкие времена в имении Татаринова проживало 400 крестьянских душ. А в 1913 году здесь побывал писатель-граф Алексей Николаевич Толстой. В год визита писателя село насчитывало 221 двор и 1162 жителя. После отмены крепостного права, в 1860-е годы, симбирские помещики начали приглашать в качестве арендаторов местной земли латышей и эстонцев. «Завоевание» тереньгульских земель соседями имеет давнюю историю, которая, как оказалось, продолжается и поныне. Выезжая из Новой Ерыклы, сожалеем, что так и не встретили живую душу в мёртвой деревне. Вдруг видим: среди всех этих покосившихся хибар на окраине села кто-то выстроил совсем недурной особнячок в розовом цвете и с пластиковыми окнами. Предприимчивые жители соседних областей уже давно не гнушаются покупать землю на ульяновских просторах, именно в таких забытых деревушках. А что -электричество есть, чистый воздух, отсутствие соседей…

Новопреставленная… жизнь

Сразу после Новой Ерыклы скромно приютилось село Снежинки (в 1913 году здесь было 18 дворов, 105 жителей и крупная мельница) — ныне очередной мёртвый пункт на пути к Новой Жизни. Последнее, кстати — тоже название заброшенной деревни. Такая вот чёрная ирония… Оба села вымерли напрочь. А когда-то только в Снежинках насчитывалось 109 дворов. Года два назад от этого изобилия в Снежинках оставалась лишь пара стариков — супруги Мур-зины. Однако Виктор Степанович недавно умер. Супруга же его, баба Настя, подалась в Тереньгу к родне.

Умка и другие

Спустившись по тереньгульскому серпантину (местность здесь действительно холмистая), попадаем прямиком в ещё одно заброшенное поселение. О его безнадёжности проскрипела старая накренившаяся церквушка, непрочно установленная на возвышенности перед деревней. Некогда действующий храм, построенный без единого гвоздя, сегодня разрушен до фундамента, в куполе поселились голуби, а двери и ставни просто вынесены. В низине холма медленно дотлевает деревня. Ни таблички, ни знака. По карте получается Старая Ерыкла. Встретить здесь живую душу даже не надеемся. Но вот счастье — среди всего этого заброшенного хозяйства на верёвке в одном из опустелых дворов смело развевается мечта каждого отца семейства. Синее трико так и звало в гости. Пока добирались до дома с манящим флагом из советского трикотажа, встретили местного жителя. Наверное, именно такими русских представляют на остальной 5/6 планеты. Ушанка, фуфайка, кирзовые сапоги и добродушная готовность порассказать заблудшим городским пару историй «о жизни такой непростой», как в песне поётся. Александр Фёдорович Каледин и показал нам деревушку, где, как выяснилось, проживают аж 42 человека, 2 лошади, 10 бурёнок и щенок Умка.

— Никого уж не осталось у нас, -начал Александр Фёдорович свою экскурсию. — А ещё лет десять назад была большая деревня, полторы тысячи жителей. И всё у нас было. 500 дворов — это вам не шутка! А двор — значит дом да куча надворных построек. Да и улицы были по три с половиной километра!

Слушая обо всех бывших достопримечательностях Старой Ерыклы, даже и не верится, что когда-то здесь была не одна-единственная улочка с гордым названием Центральная, а крупное село, где в каждом дворе содержалось добротное хозяйство.

— И почта, и магазин, и колхоз, школа большая, больница была, -продолжает Александр Фёдорович. — Теперь вот только раз в неделю ждём продукты из соседнего Красноборска. Дрова изредка покупаем. Чего едим? Да что сами вырастим на огороде, тем и питаемся. Вон, гусей развожу. Молодежь-то давно разъехалась, одни старики остались. Год назад родился последний ребёнок, так родители сразу уехали в большое село. А вот приезжим не удивляемся, к нам частенько заезжают — клад всё ищут в заброшенной Покровской церкви. Да какой там клад? Как кулаков всех истребили, церковь разграбили, в советское время там и вовсе склад был. Так что всё золото уже давно унесли, не ищите…

Кондовые таланты

В глуши русской таланты сроду не переводились. Был свой самородок и в Старой Ерыкле. Самородок, как и положено, ушёл из бесперспективной деревни за лучшей долей, но плоды своего искромётного таланта на малой родине всё же оставил. Семён Петрович Сорокин — скульптор-самоучка. В лучшие времена он ваял из дерева фигуры советских вождей. Деревянная скульптура Ленина украшала некогда почётную площадь Старой Ерыклы. Теперь на её месте — бурьян и пара обугленных кирпичей. Новый памятник новой эпохе в жизни деревни.

Телефонов нет, зато есть счёт в банке

Ну ладно встретить в этой глуши дедушку из есенинских рифм — ещё пол-удивления. Но почта на окраине совсем не вписывалась в разрушенную панораму некогда процветающего села. Выяснилось, что единственный на всю округу почтальон Елена Викторовна Гришина ни дня не сидит без дела!

— Нас хоть и мало осталось, а газеты мы выписываем. Я и у вашей газеты индекс наизусть помню. Жители здесь оформляют банковские счета, отправляют посылки, пенсию получают, конечно. У меня тут можно купить и продукты, и товары для дома. Даже на счёт деньги можно зачислить. Правда, телефонами никто пользоваться не умеет. Смешно сказать, но почта здесь — как бюро услуг, последний островок жизни в деревне. Уж каких только услуг ни оказываю! Только разве что не лечу… Ну, доктора к нам приезжают, если кому-то плохо становится…

Больше года не живут.

Елена Викторовна подметила очень любопытную тенденцию. То, что молодёжь спешит отсюда сбежать — это понятно и естественно. А вот старики остаются не только потому, что некуда ехать. Те пожилые жители, кто уезжает доживать свой век в более комфортные условия — к детям в город или в большие сёла -по словам почтальона, просто «сгорают» за считанные месяцы. Практика показывает, что дольше года на новом месте никто не жил… — Видимо, тоска по родине и привязанность к пустой, но всё же родной земле съедает. Вот старички наши и боятся уезжать, как говорится, помирать, так на своей печи… Беседуя с Еленой Гришиной, молодой и здоровой женщиной, поражаешься: что её-то держит в этой богом забытой деревне, в этой продуваемой всеми ветрами избушке, именуемой «почтой», где жарко дышит дореволюционная печка?

— Как я здесь оказалась? Приехала из большого села к престарелой маме, так и осталась. Страшно? Нет, не страшно, я, видимо, уже ничего в этой жизни не боюсь. Хотя, когда год назад у нас в деревне завелось семейство диких кабанов, и они разгуливали по заросшим дворам, было не по себе. Они же, говорят, людей едят. А больше некого бояться. Двери даже не запираем.

Вместо послесловия

Побывав в тереньгульских мёртвых деревнях, невольно задумываешься: а смог бы сам вот так же поселиться в глуши лесов, среди полей, где нет даже припорошенных озимых? Есть ведь в их обитателях какая-то «таинственная прелесть». Знаете, что отличает жителей этих забытых богом, властями и нами всеми сёл? Они все довольны жизнью. В округе на десятки километров — ни души! Дороги — и той нет. А они живут и радуются, копаются на своих огородах и, по-моему, до сих пор не слышали, что царя на Руси свергли. Пашут землю и не жалуются на чиновников. У них нет долгов перед энергетиками, сотовых телефонов и телевизоров. Они просто живут и работают. И ещё газеты выписывают.

Старая Ерыкла. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →)
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:1864.
Адрес:Россия, Ульяновская область, Тереньгульский район, село Старая Ерыкла

Координаты:53.688238, 47.982622
Проезд: Выезд из Ульяновска на Сызрань. Минуем Ясашную Ташлу. На подъезде к Тереньге поворот направо на Тумкино, напротив поворота ориентир — заправка Роснефть (август 2017). Минуем Тумкино, Назайкино (везде главная дорога — асфальт), въезжаем в Красноборск. На въезде, со склона горы виден построенный живот … нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Выезд из Ульяновска на Сызрань. Минуем Ясашную Ташлу. На подъезде к Тереньге поворот направо на Тумкино, напротив поворота ориентир — заправка Роснефть (август 2017). Минуем Тумкино, Назайкино (везде главная дорога — асфальт), въезжаем в Красноборск. На въезде, со склона горы виден построенный животноводческий комплекс в виде огромных шатров, дорога к храму проходит мимо них. В Красноборске едем везде по главной, будет несколько крутых поворотов (направо, затем налево), комплекс остается по правую руку. Дорожное покрытие — асфальт с ямочным ремонтом, рекомендуемая скорость 80-90 км/ч. На подъезде к Старой Ерыкле неровности дороги, снижайте скорость. Церковь видна с горы. В самом селе нужно в первый поворот налево, грунтовое покрытие дороги. Церковь на возвышении

Два храма: летний (деревянный) и зимний(каменный)
olga2850
13 июля 2007
Вид с юга
Pashkin
7 мая 2017
Вид с юго-востока
Pashkin
7 мая 2017
olga2850
7 июля 2013
Храм Покрова Пресвятые Богородицы
Simbirskiy Рalomnik
23 июня 2013
olga2850
13 июля 2007
Западная сторона основного объема
Pashkin
7 мая 2017
Вид из трапезной в сторону основного объема
Pashkin
7 мая 2017
Вид от южного входа в основной объем
Pashkin
7 мая 2017
Вид от северного входа в основной объем
Pashkin
7 мая 2017
Северо-западная сторона трапезной
Pashkin
7 мая 2017
Подкупольное пространство основного объема
Pashkin
7 мая 2017
Показать только действующие

  • Статьи (1)
  • Комментарии (0)

Статью добавил(а): Т., 10 октября 2013

с. Ерыкла Старая (Покровское) при рч. Ерыкле

Храмов два: холодный и теплый. Холодный храм деревянный, построен в 1864 г. на капитал, завещанный помещиком Андреем Зиновьевым Дурасовым; престол в нем в честь Покрова Пресвятые Богородицы.

Источник: Н.Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домашних церквей Симбирской епархии по данным 1900 г.», Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год, Симбирск
http://simbir-archeo.narod.ru/Russian/20vek/bajenov/sengiley.htm

Сразу хочу извиниться за качество фотографий, всему виной моя невнимательность, из-за которой все было снято в формате JPEG. 🙁
В Старую Ерыклу нас привела случайно встреченная в интернете фотография старой покосившейся деревянной церкви.
Сразу скажем, что церковь весьма впечатляюща и буквально притягивает к себе. Процесс притяжения изображен на фото ниже. 🙂
1.

Но не будем забегать вперед.
По пути к церкви, которая, кстати, заметна издалека, так как построена на холме, нам встретилось поломанное бурями дерево.
2.

Облачность в день нашего приезда была переменная, и солнце то появлялось, то вновь пряталось.
3.

Идем дальше.
4.

Когда мы рассматривали карту Ульяновской области, пытаясь понять, как лучше проехать в Старую Ерыклу, даже в голову не приходило, что село окажется заброшенным! Все дома, что нам встретились, пусты. Сейчас здесь, судя по всему, живет лишь несколько животноводов со своими коровами. Навстречу нам попалось несколько небольших стад и отдельных животных. Пастухов при них не было.
5.

Хоть я и любитель всякого рода старины и даже разрухи, в пустой Ерыкле мне было жутковато.
6.

А ведь в известном «Статистическом описании соборов, монастырей, приходских и домашних церквей Симбирской епархии по данным 1900 г.» Баженова Старая Ерыкла описана как многолюдное село!
Ниже цитаты из Баженова, дополненные нашими фотографиями.
«Село Старая Ерыкла (Покровское) при речке Ерыкле…»
7.

8.

«…в с. Старая Ерыкла 205 дворов…»
9.

«Прихожан: 820 мужчин…»
10.

«…и 917 женщин.»
11.

«Храмов два: …»
12.

«Теплый храм каменный, построен в 1779 г., а в 1845 г. исправлен помещиком Николаем Александровичем Карповым…»
13.

«…престол в нем во имя Святителя и Чудотворца Николая.»
14.

«Холодный храм деревянный…»
15.

«…построен в 1864 г. на капитал, завещанный помещиком Андреем Зиновьевым Дурасовым…»
16.

«…престол в нем в честь Покрова Пресвятые Богородицы.»
17.

Рассмотрим деревянную церковь получше.
Колокольня.
18.

19.

20.

Оконце на южной стене.
21.

Южный вход.
22.

Сверху когда-то был купол.
23.

Внутри когда-то был алтарь.
24.

25.

26.

И когда-то здесь царил торжественный полумрак.
27.

А сейчас здесь растут деревья.
28.

И мох.
29.

Но бревна по-прежнему крепки.
30.

Кованые решетки на своих местах.
31.

Церковь простоит еще долго.
32.

В Старой Ерыкле не слышно абсолютно никаких привычных для деревень звуков, никаких посторонних человеческих голосов.
Только крики птиц…

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *