petenka90 ›
Блог ›
Лепим мотоцикл из того, что было

Пару лет назад настала пора осуществить мечту детства — собрать самодельный мотоцикл. Сделать его таким, чтобы он был под мой рост и был удобен в управлении, позволял путешествовать по пересеченной местности и в случае поломки чинился с помощью молотка и какой-то матери.
Для этого из старого дядиного гаража была извлечена гора металла, состоящая из запчастей для двухтактных совкоциклов, и перевезена в Москву.

Раму пришлось сварить из двух мотоциклов — ИЖ Планета 3 1972г. и Сова. Были наварены крепления под облицовки от Совы. Примерка:

Рама зачищена, обработана кислотой, загрунтована и покрашена. Номер рамы сохранен от третьей Планеты.

Маятник собран на подшипниках от генератора ВАЗ 2110 и покрашен. Собраны задние тормоза. Вилка от кроссового ИЖ К-16 перебрана и собрана на трех сальниках от Волговской КПП.

Стаканы зачищены и покрашены.

Собрано переднее колесо с тормозами. Траверсы зачищены и покрашены. Собрана подвеска, задние амортизаторы от Восхода, оригинальные дуги и колеса. Подварены и покрашены облицовки и бак, собрана проводка, собрана рулевая с ручками от Явы. Задний тормоз переделан на тросик, ножка переварена от Совы и заведена вниз под трубу, чтоб не мешала. Сварены централка и боковая ножка. Фара от Курьера, переднее крыло неизвестно от чего. Гофры на вилке самодельные из 4х частей. Передние подножки переварены пониже для длинноногих ездоков. Реактивная тяга переднего тормоза с любовью выточена из алюминия моим другом 10 лет назад, теперь настала пора применить ее.

Собрана коробка от Планеты 5. Подшипники посажены на проставки, заглушки осей заменены на самодельную крышку — теперь масло не будет течь из мотора. Шестерни расставлены с регулировочными шайбами. Генератор от Совы поставлен через планшайбу, зажигание электронное. В сцеплении на один диск больше, чем нужно — это моё ноу-хау, делюсь 🙂 Теперь регулируется отлично. Новый коленвал и поршневая.

Перепускные каналы отшлифованы и отполированы. Немного подрасточены по книге Григорьева. Пространство между ребрами тоже отшлифовано для лучшего охлаждения.

Сварен переходник и установлен лепесток от Совы.

Мотор отполирован и поставлен на его законное место.

Варим колено для глушителя и доделываем всякие мелочи. Мотоцикл готов к своему первому путешествию!

Первые 150 км все еще идет обкатка — хромированные поршневые кольца слишком долго притираются, приходится ехать 40 по трассе М7.

Мотоцикл в родной среде обитания — в лесу, рядом с TTR 250.

В заключение хочу сказать, что мечта детства сбылась, хотя и поздновато — я уже давно убежденный диванщик. Но тем не менее получившийся самопал с мотором от Планеты 5 и облицовками от Совы не скучает и страшным звуком выхлопа пугает маньяков в лесу в любое время года.

ZiGG ›
Blog ›
Заразные два колеса 3. Из классики в эндуро ценой рамы.

Здравствуй, дорогой читатель!

Пишу по случаю свершения новых модернизаций. Как поговаривают в мой адрес, проходя мимо процесса инноваций: «Дурная голова рукам покоя не даёт» или «Вот собаке делать нечего — она ж… лижет» — какбэ намекая. Но то — люди не сведущие, к росту не стремящиеся.

Всё больше и больше местного люда творческого заманивают фотографиями дам полуобнажённых на фоне своих колесниц, порой — ничем не примечательных. Но ваш верный слуга вновь попробует удивить вас ржавым, переваренным на свой лад, железом и гаражным инжинирингом.

Сперва, постараюсь объяснить что за эндуро и при чём тут «Ыж Плонита 5».

Типичный представитель в своей среде обитания

Планета 5 — классический байк. Это как обычный седан В/С — класса. Как жигули в мире мото. Классики(не только ижи, а как класс в целом) отличаются прямой посадкой, более-менее большим клиренсом, компромиссной по управляемости/жёсткости/энергоёмкости подвеской и низко- или средне — диапазонным мотором. Как вы наверняка уже догадались — это нечто среднее из всего, для комфортного перемещения по многим видам покрытия.

Эндуро мотоциклы — это родственники кроссовых. Близкие по внешке и дальние по начинке.

Софт эндуро известного производителя.

Эндуро — это двухколёсные внедорожники. Они делятся ещё на несколько категорий (софт-, хард, тур-), но общие черты такие: мотор с широким диапазоном момента, энергоёмкие подвески (более мягкие, с большими ходами), большой клиренс, выхлоп сверху и конечно же — резина. Более подробно и интересно рассказывают об эндуро вот эти товарищи:

Почему бы тогда сразу не взять иномарку? Почему не готовое протестированное и ровно сваренное изделие? Потому что эквивалентные по мощности ижу 250 — 300 кубовые пепелацы, даже будучи в довольно преклонном возрасте, неплохо кусаются. Ценой. Это верных 100к и выше. С одной стороны недорого, а с другой… Скажем так не для всех, особенно когда финансовый поток очень неплохо вливается в четырёх-колёсные проекты. А прохватить на двух — хочется, для разнообразия!

На помощь приходят «совкоциклы», «самотыклы нашего пошлого» и как их только ещё не называют… Ведь за скромные деньги они могут подарить немало удовольствия начинающему райдеру, а при некоторых доработках — ещё больше.

ZoomКогда-то он был обычным ПСом и мечтой многих советских мотоциклистов.

Лучшие доноры под это дело — Планеты. Особенно 5 и ПС. Так сказать топовые версии одноцилиндровых Ижей. Довольно неприхотливые, тяговитые и я бы даже сказал — надёжные. Мотор выкручивается в 5-6 тысяч у П5 и даже до 7 у ПС, при доработках зажигания.
Если у вас Урал/Днепр — не портите мотоцикл! Он длиннобазный, слишком тяжелый, склонный к перегреву с высокоинертным карданным приводом. В общем удовольствия будет в итоге меньше.
Минск, восход, сова — лёгкие, компактные и тоже годные. Но менее мощные и со своими проблемами(многие знают за коробки восхода и т.д.) Юпитер капризнее и менее надёжен.
ИМХО — Иж Планета лучший выбор.

О доработках двухтактных моторов рассказывалось в предыдущем выпуске. Теперь о геометрии.

Чтобы получить более-менее годный эндуро из классического ижа нужно изменить следующие параметры:
1. Увеличение клиренса. С этим всё понятно: выше — лучше. Обычно переносом верхних креплений сзади и наваркой наставышей спереди.
2. Уменьшение базы. Это расстояние между осями колёс. В стоке — 145см, у эндуро — около 132-137см. Так же влияет на геометрическую проходимость. Чем меньше, тем меньше шансов «сесть на брюхо», а байк вертлявее и поворотливее.
3. Увеличение длины маятника. Уменьшается горизонтальное смещение колеса(динамическое изменение базы), снижается уровень ослабления цепи при ходах подвески. Сток — 400мм, желательно около 500.
4. Уменьшение угла наклона вилки. Чоппер с большим наклоном красив и стабилен, но неповоротлив. Спорты с маленькими углами более управляемые, но имеют меньше стабильности. Поэтому из среднего значения классики угол желательно уменьшить, улучшив маневренность и снизив боковые нагрузки на перья при прыжках. Бонусом идёт уменьшение базы =)

Вот например, что получается при удлинении маятника без иных вмешательств:

длиннобазный паровоз. Неповоротливый, готовый сесть брюхом даже при лайтовом съезде с насыпи, к примеру. Это не бро эндуристу.

Что же получилось у меня, у типичного жигулиста, которого однажды захлестнуло:

ZoomСтэйдж 1.Наварены проставки по 40мм спереди и сзади. Переднее крыло на кронштейне Планеты 3. Шины повышенной проходимости.

ZoomСтэйдж 2. Рама сзади переварена в треугольник. Наклон амортизаторов немного увеличил ход и мягкость подвески. Крыло от китойского мопеда) Злая резина (спереди на фото — второй комплект аля мотард).

ZoomГолая рама перед Стэйдж 3. Ничего не предвещает крупнокалиберных вмешательств.

ZoomНиз отрезан. Рама загнута над головкой — этим уменьшен угол наклона вилки и база, а также увеличен клиренс спереди. 3 зайца одним швом. Мамма миа, перфекто!

ZoomНиз рамы поднят на 60 мм. Это увеличение клиренса и подготовка к задиранию маятника. Сейчас объясню:

В идеале центра обеих звёзд и оси маятника должны стоять на одной линии и ход подвески должен быть минимален. Тогда, при работе подвески и перемещении ведомой звезды вверх-вниз ослабление цепи будет минимальным. Если просто задрать подвеску опустив маятник вниз — будут конкретные проблемы с натяжением цепи и она будет волочиться по маятнику. С подъёмом низа рамы (считай вместе с мотором) поднялась и ведущая звезда.

ZoomДля точной разметки реза маятника применен труборез времен выпуска этого байка. Удлинение на 70мм как компромис, дабы не увеличивать сильно базу.

ZoomСам рез выполнен болгаркой ибо труба толстенная, а по внешке — 32мм или 1 дюйм. Так что материал наставышей найти просто. Сварка через уголок — залог соосности! После — выверение строительным уровнем и проварка. Почти нанотехнологии!ZoomКвинтэссенция сего действа. Заметьте: ежели провести линию вдоль маятника — она пройдёт через ось ведущей звезды! Это обеспечит её достойный ресурс без лишних провисаний и экономию на звёздах.

Итоговые ТТХ и выводы.
Мы выполнили лабораторную работу «Глобальный распил совкоцикла» и научились пилить рамы в митол…
Колёсная база — 1370мм
Угол наклона вилки — 18 град.
Клиренс — 37мм
Маятник — 470мм

И поверьте, даже прокатившись в режиме «Бицикл Да Винчи» по двору чувствуется разница в управлении.

Центр тяжести завышен — это позволит проще делать вилли/стоппи (вставать на заднее/переднее колесо) — базовые элементы эндуро. В повороте требуется меньше наклонять байк внутрь для компенсации центробежной силы. Но — труднее будут даваться крутые спуски/подъёмы. Увы, се ля ви!

Переехать бревно в лесу, с таким «дорожным просветом» теперь совсем не проблема, но вот достать ногами землю-матушку сложнее, даже с моими 184см погонными.

Увеличения веса так же не произошло: вырезано больше, чем вварено. Сток вес — 164кг. Для эндуро тяжеловато, но для простых покатушек на 350 кубах неплохо. Хард-эндуро имеют вес около 110-125кг при мощности около 100 сил. Однако их потенциал способны реализовать только очень крутые райдеры. А мы с вами пока не Грэмы Джарвисы и планетовского соотношения 95л.с. на тонну(с 70кг пилотом) вполне достаточно что б пульнуть на уровне «приоры».

В следующем выпуске придумаю с задними амортизаторами и выложу готовый испытанный пепелац. Если желаете — даже с видосиками.
Спасибо, что зашли и посмотрели. Рад, если чем-то помог и разъяснил.
Удачи, господа!

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *