Домбай или Приэльбрусье: майская проверка на KIA Picanto из Воронежа

Мы с женой не альпинисты, не сноубордисты и даже не горнолыжники, но горы и горные дороги любим. И вот как-то раз нам захотелось сравнить Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию с точки зрения совершенно обычного туриста, не «матрасника», но и не экстремала. На Эльбрус мы уже поднимались, а вот в Домбае до сих пор не были. И тут три выходных на майские праздник выпали, а значит — едем!

Едем, как обычно, на нашей КИА Пиканто. К нам решила присоединиться еще одна супружеская пара, наши старые друзья. Знаем их, аж страшно сказать, уже 45 лет. Время летит… Ну да ладно, речь не об этом. Вчетвером разместились вполне удобно, и даже места в багажнике хватило, несмотря на то, что вещи брали как для жары, так и для холода. Ведь в родном Воронеже около +20, а вот в горах будет снег.

6-7 мая.

У всех нормальных людей суббота 6 мая — уже выходной, но я еще работаю. Поэтому стартуем вечером после моей работы. Едем всю ночь, подремав по пути часок в машине. Традиционно ругнулись сразу же после выезда из города — с прошлого года большой участок М4 южнее Воронежа стал платным, причем никаких изменений на трассе не произошло, какая была — такая и осталась, даже скоростной лимит на платном участке — все те же «90». При этом бесплатный объезд фактически отсутствует — ведь нельзя же считать альтернативой объезд проселками и добавляющий еще чуть ли не 100 км?! Так что все проезжающие на российский Юг в обязательном порядке сбрасываются почуть в пользу известных фамилий…

Чем южнее смещаемся, тем дороже становится бензин и тем больше на дорогах работников полосатых палок. Обращаем внимание на то, что возрождены некоторые стационарные посты, которые, казалось бы, только что канули в лету. Причем когда мы уже утром уходим с М4 «Дон» на М29 «Кавказ», то обнаруживаем, что тамошние посты вовсю используют знак «стоп» и днем, трижды приходилось останавливаться. Правда, внимания на нашу Пиканто обычно никто не обращает, но не в этот раз… Ночью под Ростовом разыгралась странная сцена. Проезжаем в темноте длинный участок перманентного ремонта дороги с разнообразной временной разметкой вперемешку с кое-где уцелевшей постоянной. Четырехполосная дорога местами сокращается до двухполосной… ну, в общем, все как обычно. Отворот направо на Краснодар перед Ростовом, пара гаишных машин, еще пара машин, ими остановленных. Останавливают и нас. Гаишник не подходит, стоит у заднего бампера, как будто номер там рассматривает или еще что-то. Подхожу к нему сам, чтобы не тратить время (знаю, что не должен, но ехать-то надо). Далее разворачивается странный диалог.
Г: На 1045-м километре вы наехали на разметку, обозначающую место разворота встречного транспорта, тем самым вы выехали на встречную полосу.
Я: Интересно, где это, надо бы посмотреть регистратор…
Г. в рацию задает вопрос: Какая машина была?
При этом рацию держит так, что слышно всем вокруг.
Из рации: КИА, госномер такой-то, выезд на встречку, от 4 до 6 месяцев лишения с последующей пересдачей.
Г: Ваше нарушение зафиксировано камерой. Отправляем в ваш регион. Там в суде порешаете?
Я: Конечно!
Затем диалог в точности повторяется еще раз. Г. опять говорит в рацию: Какое там нарушение?
Из рации повторяют: Выезд на встречку, от 4 до 6 месяцев лишения с последующей пересдачей.
Г. мне опять: Отправляем в ваш регион. Там в суде порешаете?
Я: Конечно!
Г. отдает документы, мы уезжаем. Протокол не составлялся. Полагаю, что это была попытка развода на деньги, слишком уж много несуразностей. Или что? Поживем — увидим.

Утро встречаем в Карачаево-Черкесии.

Начинает меняться природа. Прежде всего поражает река Кубань. Мы-то привыкли видеть ее степенной, широкой, с мутной глинистой водой. Но здесь Кубань приобретает типичный горный характер.

Кроме того, как и в Кабардино-Балкарии или Абхазии, вокруг появляются стада домашних животных. Коровы, овцы, лошади… Увы, но в современной России такое зрелище — уже редкость, домашнее животноводство повсеместно вытесняется огромными комплексами. Здесь же животноводство процветает, огромные стада беззаботно выходят на все дороги.

Еще одна примета здешних мест — мечети. Их много, и выглядят они очень впечатляюще. Интересно, что в Карачаево-Черкесии, в отличие от практически полностью мусульманской Кабардино-Балкарии, достаточно много православных храмов. Христианство в этих местах появилось еще раньше, чем на Руси. Вот только большинство здешних православных храмов весьма почтенного возраста, а новые мечети строятся почти в каждом селе. И чем дальше мы продвигаемся, тем больше женщин в хиджабах…

По пути мы проезжаем сторожевую башню, оставшуюся от кавказской войны 19 века.

Постепенно на горизонте вырисовываются заснеженные вершины.

Мы направляемся в Нижний Архыз, но по пути останавливаемся в станице Зеленчукской, чтобы заглянуть на местный рынок. С огромным удовольствием загружаемся вкуснейшими местными домашними сырами, маслом, сливками, варенцом и колбасой. Цены при этом радуют не меньше, чем вкус 🙂 Тем, кто соберется по нашим стопам, надо иметь в виду, что этот рынок работает только по выходным.

Постепенно дорога становится все живописнее.

Мы проезжаем каменный столб, который, как считается, был поставлен как указатель на проходившем здесь Великом Шелковом пути.

В Нижнем Архызе нас интересует средневековое аланское городище. Но сначала поднимаемся по 520 ступеням к лику Христа на скале напротив городища.

Сам лик виднеется в рамочке на скале.

После этого, заплатив по 100 рублей, въезжаем на территорию городища. Очень удобно, что по нему проложены неплохие грунтовки, можно легко осмотреть большую территорию. Останавливаемся у каменного изваяния тюркского воина и у средневековых православных храмов.

Из нижнего Архыза выезжаем в направлении Домбая. Дорога с гордым именем «Военно-Сухумская» необычайно красива.

Вот город Карачаевск.

Проезжаем величественный монумент защитникам Кавказских перевалов во время Великой Отечественной войны.

В селе имени Коста Хетагурова на горе — средневековый православный Шоанинский храм.

К нему ведет крутой трехкилометровый гравийный серпантин без отбойников и ограждений. Хорошо, что простенький классический «автомат» Пиканто традиционно позволяет ограничивать переход на высшие передачи, что гораздо удобнее модной ныне опции — возможности выбирать передачи вручную кнопками на рычаге КПП. Поездил я с такими в горах, очень неудобно. А тут все просто — зафиксировал 1-2 передачи, да дави на газ. На самых крутых участках, как на подъеме, так и на спуске, пришлось ограничивать коробку только первой передачей. С храмовой дороги открываются замечательные виды.

Еще один средневековый православный храм с разрушающимся монастырем у подножия горы мы видим чуть дальше по пути в сторону Домбая.

А так выглядят окрестности поселка Теберда. Постепенно высота переваливает за 1200 метров. Мы уже находимся в Тебердинском заповеднике.

Жаль, что майская погода не позволяет окунуться в озере Кара-Кель в Теберде.

Мы проезжаем по мосту через реку Уллу-Муруджу и с удивлением видим, как люди массово набирают в ней воду для питья. С удовольствием к ним присоединяемся.

С не меньшим удивлением и удовольствием на стихийном рынке рядом покупаем абхазскую чачу и вино. До границы с Абхазией отсюда рукой подать, и предприимчивый народ вносит посильное разнообразие в туристическое меню 🙂

Рядом с шоссе замечаем пушку. Террористы не пройдут!

Шучу, конечно, пушка противолавинная 🙂

Дорога поднимается выше, а окружающий пейзаж становится невероятно красивым.

И вскоре оказываемся у цели нашего путешествия — в поселке Домбай на высоте 1600 м. Мы заранее через привычный Букингком забронировали гостиницу «Сокол». Выбирая отель в Домбае, я с удивлением столкнулся с тем, что после оформления бесплатного букингкомовского бронирования многие тамошние отели тут же присылают требование сразу же оплатить некоторую сумму. «Сокол» же таким мелким вымогательством не занимался, при этом был удобно расположен, комфортен и по российским меркам недорог.

Разместившись и продегустировав все покупки, с удовольствием прогулялись по Домбаю. Поселок необычайно живописен!

В эти такие насыщенные сутки мы проехали 1200 км.

8 мая.

С утра направляемся к подъемникам, ведущим к вершине горы Мусса-Ачитара. Погода все время меняется, набегают тучи, поэтому работают не все очереди. Система подъемников в Домбае немного запутана, поскольку все оборудование принадлежит разным хозяевам. Подъемники стартуют с разных точек и заканчиваются на разных участках склона. Выбираем самый современный и комфортабельный подъемник Doppel Mayer, подъем с 1600 до 2277 м в закрытой кабинке стоит по 500 рублей, с 2277 до 3012 в открытых креслах — еще по 350 рублей. Выше пока не поднимешься — из-за непогоды подъемник на самый верх временно отключили.

Альтернатива современному подъемнику — старые «креселки», с утра еще не работающие из-за погоды, и такая же старая маятниковая «канатка». Аналогичную опробовали когда-то на Эльбрусе, не понравилось долгое время ожидания вагончика.

С двухкилометровой высоты открываются потрясающие виды на окружающие нас горы!

Среди величественной горной панорамы выделяется стекающий из ледника водопад… нет, не буду его называть, ведь все равно ни произнести, ни запомнить его название невозможно 🙂

Для любителей точности все-таки сообщаю — это Джугутурлучатский водопад.

Мы двигаемся еще выше в кресельном подъемнике, на высоту 3000 метров.

Кругом снег, а погода меняется с каждой минутой. На гору неожиданно надвигается туча, и мы оказываемся в плотной белой мгле, резко холодает.

Пережидая тучу, греемся травяным чаев в кафе с гордой рекламой «Самое высокогорное кафе в Европе». Реклама, как всегда, немного преувеличивает, но место по-любому необычное 🙂

Неподалеку — самый экстремальный туалет в Домбае 🙂

А когда туча уходит, мы наслаждаемся невероятной красотой заснеженных вершин!

Насмотревшись на всю эту красоту, спускаемся в Домбай и едем в сторону Теберды. Наша цель — короткая тропа к водопаду Шумка. Проход — по 100 рублей. Тропа довольно круто уходит вверх, вокруг — замечательная природа.

Как бесят уродливые росписи на красивейших скалах! И даже земляки какие-то тоже отметились…

Перед водопадом — памятный знак погибшему здесь альпинисту. А рядом с Домбаем расположено целое кладбище альпинистов…

К самому водопаду подобраться не очень просто, но жизнь облегчают мостики и лестница.

От подъема к водопаду открывается вид… ну, в общем, обычный для Домбая замечательный вид 🙂

От водопада Шумка мы проехали к КПП у начала тропы к Бадукским озерам. Место очень красивое! У слияния двух горных рек натянут зыбкий пешеходный мостик, вокруг — горы и цветущие луга. Мостик вызывает ассоциации с впечатляющей сценой из фильма «Индиана Джонс и Храм судьбы» 🙂

Но по маршруту мы не пошли — выход на тропу возможен только до часа дня, поскольку 9 км с перепадом высот до 600 метров быстро пробежать никак не получится. Были несколько ошарашены стоимостью прохода на тропу — по 300 рублей! На фоне этого оплата по 150 рублей с каждого плюс 150 за машину за проезд по ущелью Гоначхир к Форельному озеру уже не кажется такой уж чрезмерной…

Мы возвращаемся в Домбай и после обеда решаем пройти по короткой и вроде бы (именно «вроде бы»!) простой тропе вдоль реки Аманауз к водопадам Чертова Мельница. Начинается дождь, берем дождевики и просто идем вдоль реки, ориентируясь по автонавигатору — к началам троп указателей в самом поселке нет, как нет и никаких карт ни в гостиницах, ни в домбайском визит-центре. Ах да, о чем это я… Ведь и визит-центра в Домбае нет! Он есть в Теберде, но находится не на трассе, а на экскурсионном маршруте по усадьбе заповедника, и указателя на него на трассе, разумеется, тоже нет. При этом основная масса туристов пролетает Теберду транзитом и группируется в Домбае. В общем, все как обычно…

Да, наша прогулка вдоль реки оказалась недолгой. Бдительные работники заповедника, увидев бесплатно прогуливающихся туристов, вышли нам наперерез и в жесткой форме прогнали от берега реки в сторону пункта сбора денег (по 100 рублей).

Этот маршрут во всех путеводителях по Домбаю описан как «наилегчайший, отлично подходящий для акклиматизации». Скорее всего, летом в хорошую погоду так оно и есть. Но в начале мая, да еще и в дождь… Хотя в начале тропы, как говорится, ничего не предвещало 🙂 Дорожка вдоль берега Аманауза (именно дорожка, гладкая и удобная) выводит к каскаду ручьев, впадающих со стен ущелья в перегороженный снегом Аманауз.

Сразу за этим каскадом тропа круто уходит вверх. Виды вокруг такие, что фотоаппарат надолго не выключишь 🙂

Местами идем через следы старых лавин, с легкостью переломавших огромные деревья.

Начинается сильный дождь, но, как нас учили еще в советской школе, «ничто нас в жизни не может вышибить из седла». Мы не отступаем и надеваем припасенные дождевики. Навигатор показывает, что до конечной точки тропы осталось всего-то метров 300-400. Но перепад высот при этом около 200 метров, что означает крутой подъем, а склон глинистый и очень скользкий в дождь. К тому же еще одна недавняя лавина засыпала тропу снегом, приходится обходить по склону.

Эмоции при этом… скажем так — сильные 🙂

Сверху прямо на тропу стекают живописные водопады. Образованные ими ручьи приходится как-то форсировать. Если бы не дождь и раскисшая глина, это все нам бы понравилось гораздо сильнее 🙂

Иногда мы поднимались и вот так:

Заканчиваем прогулку на скальной площадке над обрывом, напротив которого в узком ущелье бушует Аманауз.

Возвращение по раскисшей глине было тоже не самым простым.

Поэтому, когда уже недалеко от КПП увидели двигающуюся нам навстречу компанию молодежи в достаточно «приподнятом» настроении, мы настоятельно им советовали по возможности все-таки трезво 🙂 оценить свои силы перед тем, как пытаться пройти дальше.

Закончили этот такой необычный день отличным ужином в одном из домбайских кафе, ну и неизбежными дарами солнечной Абхазии 🙂 Кстати, о домбайском общепите остались самые наилучшие впечатления — самобытно, вкусно, качественно, недорого. Средняя цена чанахи, хычинов, лагмана или любого другого горячего блюда — рублей 150-200, а огромные стада вокруг подтверждают натуральное качество местной еды.

Интересно, что хычины с мясом или картошкой стоят одинаково — мясо-то свое, а картошка привозная. Да, еще одна любопытная особенность местной еды — вкусная домашняя выпечка запросто продается в тамошних сельмагах и на рынках. У нас бы СЭС таких продавцов измучила бы 🙂

9 мая.

Все хорошее когда-нибудь заканчивается, пришло время и нам двигаться домой, ведь завтра на работу. Еду, как обычно, на «политкорректных» скоростях, немногим больше 1100 км проезжаем за 14 часов с остановками у местных магазинчиков и уже ставшим традиционным заездом на Новокубанский коньячный завод.

Немного итогов.

Машина, как обычно, исправно делала свое дело. Средний расход 92-го бензина по борткомпьютеру составил 5,5 литра на 100 км. Реальный, конечно, побольше, но все равно совсем неплох для полностью загруженной пассажирами и багажом Пиканто. Бюджет поездки сложился так:

  1. Топливо и дорожные поборы — 6400 рублей.
  2. Отель — 5400 рублей за 2 отличных двухместных номера на две ночи.
  3. Оплата прохода куда-нибудь, оплата подъемников — в нашем случае по 1150 на каждого туриста. Надо учесть, что если пройти по всем тропам заповедника и подняться на всех подъемниках, эта сумма может легко вырасти вчетверо!
  4. Еда, питье-выпивка, сувениры — тут все очень индивидуально.

Ну и самое главное — так что же выбрать простому туристу, Домбай или Приэльбрусье, Карачаево-Черкесию или Кабардино-Балкарию? Ответить не просто… Несмотря на то, что горы и местная кухня одинаково прекрасны и там и там, все-таки эти маршруты имеют принципиальные отличия. Попробую выделить основные :

  1. Национальный парк Приэльбрусье в Баксанском ущелье Кабардино-Балкарии, несмотря на свой куда более высокий административный статус по сравнению с Тебердинским заповедником, абсолютно бесплатен. Все тропы, разнообразные маршруты любой сложности — все бесплатно. В Домбае же надо оплачивать каждый шаг за пределы поселка, и иногда эта оплата весьма весома. Эта оплата вполне официальна, со всеми расценками можно ознакомиться на сайте Тебердинского заповедника. Как говорится, все познается в сравнении, и поэтому мне хочется сравнить домбайско-тебердинскую систему оплаты с американской. В большинстве Национальных парков США оплачиваешь 20 долларов за въезд на машине на неделю, независимо от количества пассажиров в авто. То есть даже при нынешнем обваливающемся рубле это составляет около 1150 рублей с компании туристов за неделю. В Домбае же эта компания туристов за неделю прогулок по всем тропам заповедника может легко оставить на многочисленных КПП раза в три больше! О разнице в доходах туристов в России и в США и говорить уже смешно… Не следует забывать, что в США предлагают годовые пропуска в парки с большой скидкой, да и бесплатных Национальных парков там хватает — Долина Смерти, Грейт Смоуки Маунтин, Норт Кэскейд… В связи с этим вспоминается, как в обсуждении одного из «американских» дромотчетов патриотично настроенный форумчанин горячо заявил, что в США все природные красоты — платные, то ли дело у нас. Видимо, он толком не путешествовал ни по США, ни по России 🙂
  2. Туристическая инфраструктура. На наш взгляд, Домбай лучше приспособлен для массового туризма, чем поляна Азау у Эльбруса. В Домбае лучше развита торговля, там больше кафе и ресторанчиков, рынок разнообразнее, да и дороги в Карачаево-Черкесии чуть лучше, чем в Кабардино-Балкарии.
  3. Ну и политика, куда ж без нее. Туристов одинаково гостеприимно встречают в обоих республиках, но… К сожалению, Кабардино-Балкария — не самый стабильный регион. В том самом Баксанском ущелье, через которое идет единственная дорога к Эльбрусу, регулярно проводят контртеррористические операции. В 2011 году мы отложили поездку туда после расстрела московских туристов прямо на этой дороге и взрыва Баксанской ГЭС после убийства охранников. А вот про КТО в Карачаево-Черкесии мы ничего не слышали, обстановка там куда спокойнее. Следует иметь в виду, что если Кабардино-Балкария в основном мусульманская, то в Карачаево-Черкесии православие и мусульманство традиционно, столетиями мирно существуют бок о бок. Да, дамы в хиджабах запросто ходят в Домбае и окрестностях, но это и в современном Воронеже уже не удивляет.

В общем, получается так: в Карачаево-Черкесии спокойнее и удобнее, но Эльбрус все-таки выше 🙂 Куда бы мы сами поехали в следующий раз, если захочется снова в горы? В Адыгею! И вовсе не потому, что нам не понравилось в Домбае или Приэльбрусье, а просто в адыгейских горах мы еще не были 🙂

Архыз-Домбай-Эльбрус. Субъективное сравнение

Одно из главных преимуществ жизни в Ставрополе для лыжебордера: до гор рукой подать. И хотя я уже давно не живу в Ставрополе постоянно, но все еще бываю там часто и подолгу, поэтому уже который год подряд ни один мой сезон не обходится без визита на Северный Кавказ.

Уходящая зима была особенно удачной, и мне поочередно удалось побывать в Приэльбрусье, в Домбае и в Архызе. Эти три курорта я попробую сравнить между собой, поделиться своими впечатлениями от этого сравнения и некоторыми размышлениями на тему, чего нам ждать от них в будущем. Для полноты картины не хватает только Красной Поляны, но туда я в этом сезоне не попал.

Архыз
Архыз — молодой горнолыжный курорт, и тем не менее уже достаточно популярный, даже приобретший преданных фанатов (последние два года все чаще в кафешках на горе можно услышать разговоры, типа «только сюда езжу» и «в Домбае я бы так не отдохнул, а вышло бы дороже»). Это не удивительно, я считаю, что у Архыза много плюсов.

Во-первых, уютное место расположения. Горы не такие высокие и суровые, как на Домбае или в Приэльбрусье. Долина закрыта со всех сторон хребтами, поэтому климат в ней мягкий, зимы теплые и снега обычно полно. Для горнолыжного курорта — идеально.

Во-вторых, инфраструктура и трассы. Здесь у Архыза тоже без нареканий. Все необходимое легко найти, все рядом (хотя небольшой размер курорта, пожалуй, тут играет свою роль). За трассами стараются ухаживать, лично мне кажется, что по ухоженности трасс Архыз на голову выше остального Северного Кавказа, даже Сочи. Хорошо работает система искусственного оснежения.

В-третьих, Архыз — это не только лыжи/борды. В окрестностях курорта много достопримечательностей: древние византийские храмы в долине Зеленчука, Лик Христа, обсерватория у горы Пастухова, руины древнего городища, тюркские идолы. Есть куда съездить и на что посмотреть.

Вообще администрация старается сделать пребывание на курорте интересным и удобным для гостей. Организует анимационные программы для детей и взрослых (в этом году, правда, не видел, возможно просто не попал), следит за качеством сервиса, открывает новые трассы.

Но, при всем выше перечисленном, я Архыз не очень люблю. С моей точки зрения, у курорта есть некоторые минусы, которые как раз для меня являются довольно существенными.

Главный — недостаточное разнообразие и сложность трасс. Сертифицированные трассы в Архызе короткие, не очень сложные, а ситуация с внетрассовым катанием не самая лучшая — склоны лесистые, проехать можно далеко не везде. А там, где можно — обычно не очень интересно. Мне в Архызе быстро надоедает: один, максимум два дня катания, и становится скучно. Впрочем, здесь ситуация возможно изменится. Курорт продолжает расширяться, обещают построить подъемник и новые трассы на плато Габулу, напротив Романтика. В Архызе активно развивают ски-тур. Так что в будущем, скорее всего, с разнообразием и сложностью каталки проблем не будет, но пока все есть, как есть.

Еще из минусов — поселок Архыз. На него печально смотреть. Это, кончено, не имеет прямого отношения к самому горнолыжному курорту, но хочется верить, что в развитие Архыза будут вложены дополнительные средства и поселок приведут в порядок.

Мне Архыз кажется хорошим вариантом для тех, кто любит катание по ухоженным трассам, не сильно охоч до экстрима, или у кого проблемы с самочувствием на большой высоте. Приятно осознавать, что у курорта есть план развития, которого стараются придерживаться. Архызу есть куда расти и расти он будет.

Кстати, чуть не забыл. Очень неудобно то, что курорт отказался от продажи ски-пассов на пол дня. Везде они есть, а в Архызе — нет. Это, на мой взгляд, тоже минус.

Домбай
В Домбае я побывал в первый раз в 2005 году. До этого я катался в основном в Приэльбрусье, и на его тогдашнем фоне Домбай произвел на меня очень приятное впечатление. И сейчас мне трудно признавать, что современный Домбай сильно отстает по уровню от других крупных северокавказских курортов.

Главной причиной этого является, на мой взгляд, то, что Домбай не имеет какого-то внятного плана развития. Уж не знаю, связано ли это с тем, что курорт не входит в АО «КСК» или с тем, что часть объектов курорта находится в частной собственности, а общие проблемы решает руководство КЧР и им трудно согласовывать свою политику.

Из-за отсутствия развития Домбай стагнирует, а стагнируя — медленно деградирует. Например, посадочная станция подъемника «Домбай-1», запущенного в 2007 году, находится на данный момент в плачевном состоянии. Особенно сравнении с новой «Азау», запущенной в 2006. Кресельные канатки на склонах Муса-Ачитару тоже приходят в упадок. «Югославка» уже десятилетие не может решить проблемы со стабильным электропитанием и регулярно простаивает (я её работающей не застал и, говорят, она вообще не работала в этом сезоне).

В Домбае плохая планировка инфраструктуры, что создает массу неудобств. На «поляне тусовок», чтобы выкатиться на посадку на 5-ю очередь или продолжить спуск дальше, к началу 4-ой, приходится маневрировать среди людей, снующих между кафешками, прокатами или обучающихся катанию в «лягушатнике». Когда людей много, это становится очень неудобно, и, к тому же опасно (если не врежешься ты, то всегда могут врезаться в тебя). Выкат на посадку на «Домбай-2» тоже очень неудобный: узкий участок с резким поворотом упирается в пятачок, на котором расположено все и сразу. Если на подъемник очередь, то пятачок еще и забит народом. Таких моментов довольно много и в сумме они отнюдь не повышают привлекательности курорта.

Вопрос с уходом за трассами — отдельная тема. Отратраченный склон на Муса-Ачитару — большая редкость. А единственная снежная пушка Домбая стала уже притчей во языцах. Народ так и говорит «встретимся у пушки». Учитывая, что большая часть трасс сама по себе не очень удобна (например, «серпантин», узкий и извилистый, на котором мало пространства для маневра), недостаток — или наоборот, обилие — снежного покрова усложняет катание. В первую очередь начинающим лыжебордерам.

Еще из занятного: только в Домбае видел объявления, типа «Опасайтесь лжеинструкторв!». Неужули проблема действительно существует?
Но есть у Домбая и плюсы. Главный из которых — большая свобода направлений. Да, новичкам и тем, кто ценит комфортное катание, Муса-Ачитару может покажется негостеприимной. Зато для тех, кто не так требователен и хорошо освоил лыжи/доску, открывается множество возможностей для внетрассового катания. Поля на южной стороне горы, спуски через лес, 5 очередей кресельных подъемников позволяют выбрать для каталки любой отрезок горы. А после снегопада вообще весь Домбай — это сплошной фрирайд, потому что сертифицированные трассы отличить от остального склона становится проблематично.

Я бы сравнил Домбай с поездкой «дикарем» на море. Не самый комфортный отдых, но своя прелесть в нем есть. Что не отменяет перечисленных выше недостатков. Идеальный вариант для Домбая — когда на курорте не очень много людей. В дни максимальной загрузки все минусы усугубляются в разы.

Впрочем, и Домбай, возможно, ждут большие перемены. В феврале 2017 глава Карачаево-Черкессии заявил, что правительство республики готовит большую инвестиционную программу по развитию Домбая и Теберды (которая сейчас в ужасном упадке, а ведь это был курорт всесоюзного значения!). Обещают решить проблемы инфраструктуры, расширить зоны катания, повысить уровень безопасности. Я Домбай люблю, поэтому буду держать за него кулачки.

Эльбрус

За те 15 лет, которые я знаком с Эльбрусом, курорт проделал огромный путь. Сейчас это удобный и современный горнолыжный комплекс, а ведь когда-то он славился главным образом двух часовыми очередями на Азау, в которых постоянно кто-то норовил пролезть без очереди за дополнительную плату билетерам (и пролезал, ведь).

Но даже в те времена у Эльбруса было его главное преимущество: разнообразие возможностей. На Эльбрусе можно найти трассы любой сложности для любого уровня катания, курорт одинаково подходит и новичкам, и опытным лыжебордерам. А для тех, кому хочется совсем хардкора, рядом всегда есть Чегет.

Этим многообразием Эльбрус хорош и сейчас. Помимо сертифицированных трасс есть еще множество вариантов для райдеров. Вообще, Эльбрус стал приветливее к любителям внетрассового катания: предупреждающие знаки и указатели можно найти на всех популярных у фрирайдеров направлениях, что помогает ориентироваться. Для тех, кто не уверен в своих силах, есть возможность райдить в группах в сопровождении гида-инструктора.

Еще мне нравится, как Эльбрус развивается с точки зрения инфраструктуры. Возле станций канатной дороги нет ничего лишнего, что могло бы создавать дополнительную толкучку в и без того самых загруженных местах. Кафе и места отдыха на горе не лепятся одно на другое, а оставляют достаточно пространства, чтобы люди могли не мешать друг другу. В этом году администрация открыла дополнительные кассы, что положительно сказалось на очередях к этим кассам и на очередях на посадку. На курорте есть все необходимое. В плане инфраструктуры Эльбрус на мой взгляд сейчас вполне на европейском уровне. Так что не Поляной единой.
Если же касаться того, что мне на Эльбрусе не нравится, то в первую очередь это организация всего, что собственно горнолыжный курорт окружает. Например, учитывая, что вместимость склонов на Эльбрусе большая, людей на курорт приезжает много, удивительно, что до сих пор такая проблема с парковками и площадками, на которых пассажирские автобусы могут высадить туристов. Подъезд к Азау узкий, с подъемом. Когда парковочные места вблизи станции заканчиваются (а в праздники/выходные это происходит очень быстро), лыжникам приходится идти пешком по проезжей части, состояние которой оставляет желать лучшего, пешеходной дорожки нет, а если еще и лед намерзнет… Ну и не могу не упомянуть гаишников, которые помогают заполнять платные парковки. Просто слов нет.
Ту часть Азау, в которой располагаются кафе и рынки, тоже было бы неплохо облагородить и привести в порядок. Сейчас она очень контрастирует с тем, как организовано пространство вокруг станций подъемника.

Еще один минус Эльбруса, с которым, к сожалению, ничего нельзя поделать, это высота. Не все хорошо себя чувствуют на высоте 3000 м. Я знаю людей, которые не приезжают на Эльбрус потому что там у них развивается горная болезнь. Так что в этом плане Эльбрус не так доступен, как, например, Архыз.
Подводя итоги своего субъективного сравнения, скажу, пожалуй, что на данный момент Эльбрус мне нравится больше всего. По ценам все три курорта находятся примерно в одном диапазоне, так что разницу будет делать в основном стоимость проживания, которая зависит от выбранной гостинницы. Архыз в этом плане более ограничен, т.к. рядом с горой только «Романтики». Но и там всегда можно найти бюджетный вариант в поселке, а из поселка до горы ходит регулярный автобус.
Впечатления этого года внушают мне оптимизм. Приятно видеть, что возможностей хорошо покатать на Кавказе становится все больше, что горнотуристический кластер не стоит на месте и развивается. Уже есть три курорта хорошего уровня: Эльбрус, Архыз и Красная поляна. Хочется верить, что Домбай и Чегет тоже не будет забыты. Ну и интересно посмотреть, что каким получится Ведучи в Чечне, первые трассы которого обещают открыть уже в конце этого года.
Нужно больше склонов, хороших и разных.

KIA Rio ♫♫♫Белый_сумраК♫♫♫ ›
Бортжурнал ›
Горный Кавказский хребет! Домбай! Эльбрус! Карачаево-Черкессия!

Шикарное место!

Горы, Домбай, Карачаево Черкессия Республика!
Однако здравствуйте!)

Мое дальнейшее путешествие и отдых в первые же дни переместился из Кавказских Минеральных Вод в сторону Домбая, ради шикарных гор и хорошей погоды)))))

С трассы в сторону Ессентуков отлично было видел Эльбрус, до которого больше 100 км по прямой, а кажется как на ладони)) и далеко не 5+ км в высоту))

Полный размерОчень удачное фото))

ВИДЕО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСМОТРИТЕ))))
некоторые перевернутые видео — так как с телефона загружал, а от ютуба пароль не помню(

В последние дни в середине ноября (15 число)) выдалась шикарная ясная погода)))) нельзя было упускать момент)))
Ведь лучше гор могут быть только Горы)))

С КМВ в сторону Домбая поехали специально через перевал, через Карачаевск, по убитым дорогам, но ради наслаждения природой, гробовой тишиной и конечно же горами))

Полный размерФото без фильтров) высота около 2 км над уровнем моря) левее Эльбрус )

Полный размерА сзади горы)))

По пути были шикарные виды.

В Карачаевске покушали вкуснейший Хичин))

Полный размерОбъедение)))
и поехали дальше)

Полный размерПеред Тебердой)

Полный размер)))

когда дома минусовая температура и снег, в середине ноября, и когда в солнечную погоду, с температурой под 20 градусов тепла — наслаждаться такими видами, природой — это просто волшебно))

Красивые места рядом с Тебердой))

Полный размерЛетом тут шикарно будет)

За границу то увы нельзя.

не пропустили водопад ))))
Полный размерСтоя по середине ощущаешься мощь природы)

Дорога перед Домбаем как будто не в России))) уютно ехать и наслаждаться такими видами))

Полный размерКак в Альпах))

Видео стоит посмотреть, на них больше передаётся вся атмосфера!))))

несколько красивых фото тоже успел сделать))) всё на айфон, на фотик не фоткал)

Горы домбая, по сравнению с красной поляной — по мне запомнились больше своей красотой и контрастом))
пришлось утепляться по полной))))

Заехав в сам Домбай, оставили машину на стоянке и поехали на канатке на самый верх))

Полный размерПервый ярус Домбая)

Полный размерВторой ярус Домбая )

Полный размерТретий ярус Домбая)

Полный размерПенза 2017 на снегу в Домбае!

решил принять снежные процедуры среди такой красоты))))

Полный размерЭто уже на спуске и на закате! www.youtube.com/watch?v=S3Pza61xrMU Страшно красиво и мощно!
и спустились в темноту))

Полный размер))

Полный размерСамый Нижний ярус канатки)

Кавказ меня поразил красотой)))) Продолжение следует))) впереди много красивого))))) с разных республик Северного Кавказа)

Мое маленькое путешествие на Кавказ (часть II — Эльбрус и Домбай)

Завершаю отчет о своих коротких каникулах на Кавказе рассказом о поездке на Домбай и на Эльбрус, начало здесь — Мое маленькое путешествие на Кавказ (часть I – Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки)

Обе эти экскурсии считаются дальними, рассчитаны на 12 часов, поэтому выезжали от отеля около шести утра, а возвращались уже где-то после восьми вечера. Сначала я поехала на Эльбрус, и думаю это было очень правильно, поскольку после Домбая впечатления были бы уже слабее наверное. Хотя сравнивать эти два направления очень сложно – каждый интересен по-своему. Во всяком случае вернуться вновь хочется и туда, и туда, даже несмотря на то, что лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал. (с) 🙂
Эльбрус
Итак, после недолгих утренних сборов по городу наш автобус наконец выкатился на трассу, прошел КПП и погнал… в обратную от Эльбруса сторону, потому что другой дороги просто нет.
И пока мы проезжаем границу Кабардино-Балкарии до первой остановки на перекус, у меня есть возможность сказать пару слов о нашем экскурсоводе. Признаться, я не очень люблю экскурсоводов с их заунывным «посмотрите направо-посмотрите налево» и обычно их никогда не слушаю, но Владислав Михайлович (специально фиксирую здесь его имя для себя, чтобы не забыть на будущее) оказался редким исключением из этого правила. Человек с природным обаянием, к тому же сам трижды побывавший на вершине Эльбруса, он сумел сразу так завладеть вниманием и настолько увлеченно рассказывать про горы, что я всю дорогу внимала ему с открытым ртом и фактически всегда вертелась где-то рядом. 🙂
Но вот мы и доехали до первой балкарской (а может кабардинской деревни), в которой нам предлагают отведать уже знакомые кабардинские (а может балкарские) хычины с чаем. Кафе «Салам» — «Привет».

Подкрепившись, отправляемся в путь. Я пытаюсь по дороге запечатлеть для себя из окна автобуса все те мелькающие мимо удивительные пейзажи, про которые Владислав Михайлович только и успевает скороговоркой сказать: «А вот тут этот фильм снимался, а вон там – тот, а вот здесь тот самый танец Шамана из «Земли Санникова» в исполнении знаменитого Махмуда Эсамбаева снимали» (эх, а ведь были у меня когда-то записи этого великого танцора), но увы, из-за высокой скорости автобуса на фотках только сюр-картинки получаются.
У подножия Эльбруса наш автобус паркуется рядом с гостиницей «Вершина», выгружаемся и сразу попадаем в руки продавцов дождевиков – льет дождь и это теперь самый ходовой товар. Облачившись в плащи, идем на посадку – канатка здесь представляет собой шестиместные вагончики.

Станциию Азау проскакиваем быстро.

Станция Старый Кругозор — немного задерживаемся здесь чтобы осмотреться, пофотографировать, сделать групповые снимки с видами на Грузию и на Баксанское ущелье.

Далее опять в вагончики, которые заносят нас уже на высоту 3500 м, на станцию Мир. Все затянуто облаками и Эльбрус, до которого уже рукой подать, нам увидеть не суждено.

Дождя уже нет, но и канатка дальше идет лишь однокресельная и туда подъем только по желанию. В очереди на посадку все вдруг вновь начинают доставать свернутые было плащи и закутываться в них, спрашиваю: «Зачем?». «Там будет очень холодно», — отвечают. При подъеме я, признаться, пожалела, что не захватила с собой еще и овечий тулуп с варежками. 🙂

Под нами только глыбы застывшей магмы и снег.

Наверху зубы стучат от холода и не верится что где-то лето, но люди все равно отважно раздеваются для памятных снимков на фоне невидимого Эльбруса. Я, кстати, так и не поняла в чем прикол, и почему несмотря на довольно ощутимый холодок здесь, многие стараются сделать снимки в пляжном варианте – какая-то примета есть что ли?

Ну все, надо возвращаться.

А внизу действительно лето, даже солнышко уже светит.

Бросив последний взгляд туда, где должна быть двуглавая вершина, загружаемся в автобус и отправляемся в обратный путь.

По пути еще заезжаем в Долину Нарзанов – поляна, где целебные нарзаны бьют на поверхность земли.

Вода все вокруг окрашивает в золотисто-рыжий цвет благодаря содержащимся в ней микроэлементам.

И здесь обязательно нужно попробовать поймать глоток этого талого кусочка Эльбрусского ледника прямо из трубы – почувствуете себя сифоном: пузырьки тут же вырываются через нос как от колы, если бы ее в десятки раз больше обычного насытили газом. Без этого ритуал посещения Эльбруса можете считать неполным. 🙂

Через мостик над горной рекой возвращаемся к автобусу и продолжаем путь.

Камера постоянно в руках и фотографирую все что возможно, в расчете что хоть что-то получится. 🙂

А во время остановки у знакомого кафе «Привет» к нам подошли ослики. И требовали выкуп с каждого, кто пожелал выйти из автобуса. 🙂

Одна девушка из нашей группы пыталась вести с осликом дипломатические переговоры, по-моему это у нее получилось. 🙂

Домбай
И вновь труба зовет с раннего утра! 🙂 Захожу в сборный автобус, который подбирает туристов со всего города на разные направления, и вижу Владислава Михайловича. Спрашиваю куда он везет группу сегодня, он отвечает, что на Домбай – ура! Поездка уже удалась! 🙂 Причем как выяснилось, так считала далеко не я одна: когда позже забирала в офисе фотки на диске, то сотрудница сказала, что на экскурсии в сопровождении именно этого гида люди специально, заранее обговаривая это условие, записываются.
В этот раз путь лежит по территории республики Карачаево-Черкесия и первый привал у нас на перевале Кум-Баши.

Только теперь перекус с традиционными ханычами уже сопровождается также наблюдением Эльбруса во всей красе в голубой дымке горизонта.

С перевала дорога идет вниз по серпантину.

Проезжаем придорожный рынок в Карачаевске.

Пейзажи из окна автобуса.

С Домбайской поляны первая линия канатки однокресельная, идет по достаточно ровной местности в тени и тиши сосновых лесов.

Дальше все лини уже двухкресельные и сразу резко на подъем.

Внизу под нами трава и цветы просто невероятной густоты и насыщенные обилием сочных красок.

День солнечный и здесь очень жарко, причем чем выше, тем солнце обжигает сильнее. Наш гид предупреждает, чтобы закрывали лицо и руки от солнца, пугает, что даже пробор на голове может сгореть до волдырей. Наверху почти все работающие там люди действительно поголовно в черных масках на лицах и в темных очках, я даже сначала шарахалась от неожиданности, ну а туристы реагируют на предупреждения по-разному:

Снега практически нет даже на последней станции, только небольшие пятна для катания на снегоходах и для горных козликов.

Фотографиями красоту не передать, слова тоже лишние, там надо просто побывать самому! 🙂

А для тех кто там уже был, спешу сообщить, что верблюд жив и здоров, заметила его уже когда начали спускаться – отдыхал на заднем дворике.

Так доставляют воду:

а так людей:

Рев от того далекого водопада слышен даже здесь, интересно а как там рядом с ним?

Тот же водопад в зуме.

Надо спускаться, чтобы не сгореть наверху окончательно.

На третьей станции заглядываем в кафе на обед:

И спускаемся вниз, бросив последний взгляд на окружающие пейзажи, стараясь запомнить эту красоту.

Обратный путь пролегает мимо не менее захватывающих картин:

В дороге остановились у бурного горного ручья (вот это сила!),

а также покормить собак и купить горного меда:

И вновь по тому же серпантину перевала Кум-Баши, мимо одетых в дождевые облака гор и ущелий, помчались в Кисловодск – надо было засветло вернуться в город.

В заключение могу сказать, что это дороги для тех, кто любит небольшие инъекции адреналина в крови, а также не боится головокружительных виражей и морской болезни, зато суперпризом будет вознаграждение в виде незабываемых впечатлений на всю жизнь!
Приятных открытый!

Ответ от Владимир Алексеев
Принципиальных отличий нет — любое место Кавказа прекрасно!! !
Приэльбрусье — Кабардино-Балкария.. .Центральный Каваз — большие масштабы!! !Растояния больше, природа огромнее 🙂 Гостиницы и пансионаты Приэльбрусья расположены достаточно далеко друг от друга в Терсколе, Итколе, Азау и на Чегете. Зимой лучше поселиться вблизи от лыжных трасс. И кататься лучше с раннего утра, а если до этого места надо еще и ехать, то часовое ожидание у подъемника и судорожные поиски снаряжения гарантированы. Районы катания — это Чегет и склон Эльбруса Азау.
Домбай это уже Карачаево-Черкессия. Природа этих мест поражает красотой, особенно феерической ранней осенью, когда темно-зеленые леса на склонах гор загораются багряным, желтым и оранжевым цветом, на вершинах лежит снег, а вода в речках особенно прозрачна.
Здесь не только климат мягче и ярче краски, но и люди, пожалуй, более доброжелательны. В отличие от Приэльбрусья, поселок Домбай очень компактный, до всех подъемников можно дойти пешком, и все развлечения тоже рядом.
Мне роднее Запапдный Кавказ — очень живописные и более домашние горы ;))

Репортажи


Катание на горных лыжах уже давно стало чем-то большим, чем просто отдых. Это и стиль жизни, и увлекательное времяпровождение. Наконец, это просто незабываемый опыт.

Я провела независимое исследование, не просто побывав на горнолыжках Кавказа, а пожив на каждом курорте минимум по две недели, и вот вам мое мнение . Сравнение по ценам на скипассы, жилье и перемещения. А так же личные наблюдения. Общая атмосфера курорта, большие » мелочи», виды и качество трасс.

Если вы не привыкли разбрасываться деньгами, но любите отдыхать на курортах, любите горы, снег и погонять на лыжах или сноуборде ловите мою статистику
-Отдохнуть бюджетно можно на каждом из перечисленных курортов , самое основное выбрать правильно время заезда, ориентируясь на погоду (я лично пользуюсь сразу несколькими сайтами snowforecast , windgugu и rp5, если мониторить погоду на этих сайтах можно приехать под снегопад и отлично покататься и виды посмотреть. Хотя погода в горах крайне изменчива и непредсказуема). Советую выбрать промежуток времени в отсутствие праздничных и выходных дней , иначе вы будете дольше стоять в очередях чем кататсья и платить за все, включая ски – пассы дороже.

— Если вы привыкли к высокому уровню сервиса, вам нравятся гладкие подготовленные трассы, и при этом вы готовы за это платить welcome Красная Поляна.
— Если вас устраивает средний уровень сервиса, который дополняется такими бонусами как «кавказское гостиприимство» и «по братски» вам понравится на Эльбрусе и в Домбае.
— Если вы новичок в катании и вам нужно полностью арендовать оборудование, то аренда выйдет дешевле на Эльбрусе/ Домбае нежели чем в Поляне. Но если вас не пугает разница в цене на аренду примерно в 2 раза и вы хотите наслаждаться катанием то лучше выбрать КП и именно «Газпром» или «Роза Хутор» тк там очень длинные пологие трассы для тех, кто только начинает кататься. И гипер удобные эскалаторы в лягушатниках, в сравнении с бугельным подъемником – это рай.


— Если вы едете не только кататься, но и активно проводить досуг на природе: гулять, фотографировать и любоваться видами, то я бы выбрала Домбай, тк там множество мест для пеших прогуток, а так же интересных экскурсий на квадроциклах или уазиках.
— Если вы хотите залезть “повыше” выбирайте Эльбрус, виды в Красной Поляне на самом последнем месте в моем рейтинге. Вообще не люблю низкие горы поросшие листвинным лесом выглядит общипанно как-то, никакого величия и монументальности как в Домбае и на Эльбрусе.
— Если вам лень готовить дома и вы хотите питаться в кафе, знайте это будет вторая по величине статья расходов. Еда на Красной Поляне в разы дороже, чем на Эльбрусе и в Домбае, но если сравнивать с Москвой то примерно так же, если питаться в центре города ( местами чуть дороже
— Трассы. Достаточно многогранный аспект, тут уже кому что нравится. В КП очень много легких трасс и трасс средней сложности, есть так же сложные трассы, но они короткие и неинтересные. Длинные, извилистые легкие, широкие и пологие трасы идеальный вариант для тех , кто любит погонять, но при этом отдыхать во время катания, а не трудиться.

В Домбае трассы не простые и интересные, нет “зеленых” или “синих” все трассы комбинированные. Здесь вам придется работать на каждом спуске, это подойдет тем, кто “легких путей не ищет” , трасс по сравнению с КП немного, но можно комбинировать маршрут. Трассы средней длины, но бонус в том , что вы спускаетесь к подъемнику и едете наверх без “1000 “ пересадок.
— На Эльбрусе трасс тоже не так много по сравнению с КП, трассы длинные, широкие, разного уровня сложности. За счет того, что трассы расширили и практически не осталось узких мест кататься чуть легче чем в Домбае.
— На Красной Поляне пеленальные комнаты и бесплатные туалеты с теплой водой и туалетной бумагой почти на каждом уровне. На Эльбрусе, Домбае туалеты платные, есть несколько бесплатных но надо знать где и там вечно грязно. Никакой туалетной бумаги нет и горячей воды тоже.

— В Красной Поляне на каждом уровне расположены теплые кафешки, в которых правда очень дорого, но вас никто не выгонит если вы захотите погреться и попить чай из своего термоса, а в Домбае и на Эльбрусе кафешки вкусные, дешевые и очень душевные.
— Если у вас всего пара дней и вы хотите хорошо покататься, то выбирайте Красную Поляну , потмоу что до Домбая , Эльбруса из аэропорта добираться больше 200 км, а до КП всего 40 км. Из аэропорта/ жд вокзала легче всего добраться до Красной Поляны, но если вы найдете себе попутчиков или приедете небольшой компанией и заранее закажите себе такси вы доберетесь до Эльбруса/ Домбая гораздо быстрее и дорога не покажется вам утомительной, а наоборот вы будете любоваться видами и восхищаться на протяжении всего пути.

— Еще один огромный «логистический» плюс КП, то что если погода сильно испортилась вы можете сгонять на море или в Абхазию благо ехать недалеко. Это безусловно бонус.
— Но так же есть и огромный минус в Красной Поляне – пешком тут не погуляешь, я имею ввиду по курорту , везде натянуты сетки и бдительные охранники следят за каждым вашим шагом. С одной стороны это плюс к безопасности, а с другой минус для каждого любознательного туриста. Или просто для человека, который пешеход, а не лыжник/сноубордист.

Общий итог: Побывать стоит на каждом курорте, чтобы составить свое собственное мнение и самостоятельно выбрать оптимальный для себя вариант. А теперь чуть подробнее о ценах, о том как добраться до курортов и о том, где искать жилье .
Логистика. Как добраться?! Средние цены на билеты.
Самолетом из Москвы в среднем билет до Сочи и до Минеральных вод стоит 4000-5000 р , есть акции скидки, за которыми так же можно следить на различных сайтах. Есть так же более бюджетные варианты такие как BLABLA CAR — это когда вы ищите попутную машину до пункта назначения и платите за бензин. Этот вариант актуален для тех кто живет не так далеко от курорта.
Так же для любителей железных дорог, вы всегда можете воспользоваться сервисом РЖД. Сейчас правда цены на поезд и цены на самолет отличаются не так сильно, хотя по времени в 10 раз.
Сайты на которых искать билеты РЖД, skyscanner, anydayanyway, onetwotrip всегда можно сделать расширенный поиск чтобы выбрать наиболее дешевые билеты.
Дальше из аэропорта или с жд вокзала Сочи (40 км ) до Красной поляны вы можете добраться на Ласточке такой модный аэроэкспресс. Стоит 350 р ( горнолыжный сезон) , в вагонах имеются розетки, чисто, быстро и удобно. И вообще что касается логистики от Сочи, Адлера в КП – все идеально продумано. Так же есть более бюджетный вариант – автобус . Номер 105 , стоит 200 р едет чуть дольше чем Ласточка. И ласточка и автобус ходят регулярно.
Из аэропорта Минеральных вод (220 км ) вы можете добраться до курорта Домбай на автобусе , который ходит 1 раз в день в 13:30 , точное расписание гуглите.
Так же этот автобус идет мимо Пятигорска в 15:30. На автобусе ехать долго часов 5 до Теберды. Искать так «автобус Минеральные воды – Теберда». От Теберды еще 20 км до Домбая.
Так же можно заказать трансфер 1000 р с человека. Так же можно найти такси и скооперироваться в группу 3-4 человека выйдет 3000-3500 за такси. На такси в 2 раза быстрее чем на автобусе.
Так же можно добираться на перекладных до Черкесска а там искать маршрутку на Теберду или Домбай. Лучше всего купит билеты на самолет/ поезд на утро – день, потому что вечером маршрутки не ходят.
На Эльбрус ( 280 км) попасть тоже не так просто, но и не сложно.
Слышала, что ходит маршрутка с Пятигорска на Эльбрус, но тут тоже все в частных руках поэтому нужно заранее созваниваться с водителем уточнять. Такси минимум 4000 р. Трансфер так же 1000 р с человека.
Добраться на перекладных : До Нальчика , там пересесть на маршрутка до Тернауза, далее на маршрутку в Терскол. И считайте на месте
Данный маршрут покажется вам совсем не сложным , после того как вы преодолеете его хотя бы раз. В группах в вконтакте полно предложений по трансферу/такси где можно найти попутчиков, и добраться до нужной точки за весьма комфортную сумму.
Так же есть предложение на сайте BLA BLA CAR надо заранее созваниваться с водителем.
Итого по времени из аэропорта до КП вы добираетесь 1 час ( + — 15 минут) ,
До Домбай 3- 6 часов, до Эльбруса 3, 5 – 6 часов. Тут все зависит от вас, вашего бюджета и умения продумывать маршрут.

Жилье. Цены.
Поиск жилья, я пользуюсь сайтом booking.com
В Домбае снять квартиру можно от 1000- 1500 р расстояние до канатки 100-500 метров.
Номер в отеле недалеко от канатки 800-1000 р с человека, в мини-отеле на двоих номер будет стоить 2500 р . Квартиру в Теберде ( 20 км) снять можно еще дешевле. Тут главное попасть не в праздники.
На Эльбрусе можно остановиться на базе МЧС за 400 р , в отеле за 1000-1500 р с человека. Расстояние до канатки 5 км, ходит маршрутка ( 50 р стоит), так же можно остановиться и на поляне Азау прямо возле подъемника, но это чуть дороже.
На Красной Поляне жилье стоит значительно дороже , самый бюджетный вариант который я нашла это хостел за 500 р / чел. При хостеле отель 2000 р за номер. По моему очень бюджетно. От отеля ходит автобус каждые 10 -15 минут до курортов.
Расстояние 7 км. Время в пути 10-25 минут. На автобусе.
Так же если у вас большая компания вы всегда можете заказать такси. Узнайти только цены у местных чтобы вас не облапошили. Естественно вечером такси дороеже чем днем ( это относится к Эльбрусу, Домбаю) да и в целом может быть такое что такси просто не найти.
Виды и трассы.
Виды в Домбае по моему рейтингу на первом месте – просто потрясающие.
Канатная дорога на Эльбрусе гордость – сейчас это самая высокая КД в Европе , поднимает вас на высоту 3790 м .
На КП все канатные дороги похожи на запутанную паутину и если свернуть то придется делать несколько пересадок , чтобы вновь оказаться на нужном уровне. Правда через пару дней привыкаешь и все кажется простым.
Чем берет Домбай – это великолепные по своей красоте горы, дружелюбие, радушие и кавказское гостиприимство.
Чем берет Эльбрус – это великая гора- высочайшая точка Европы 5642 м., красивые виды, сама атмосфера места потрсающая .
Чем берет Красная Поляна – своим сервисом и большим колличеством и разнообразием трасс.
Цены на Скипассы взяты средние не праздничные. Более подробно на сайтах:
Эльбрус 1800
http://www.prielbrusie-hotels.ru/hoist.php
Домбай 1600
http://www.dombaj.ru/hoist.php
Роза Хутор 1950
http://roza-khutor-hotels.ru/lifts/
Горная Карусель 1800
http://kraspol.ru/ski-lift/gornaya-karusel-stk
Газпром 1400

Подъемники.

Переходим к человеческой деятельности. Стоимость подъемников в Домбае и Приэльбрусье примерно равна. Дневной абонемент на новую канатную дорогу (Doppelmayr и Poma соответственно) обойдется в 1 300-1 400 рублей. Разовый подъем на бугеле — в 30-40 рублей.

Канатки Домбая позволяют кататься весь день, не снимая лыж. В Приэльбрусье иначе: подъемник — гондольного типа (простыми словами — «яйца»), после каждого спуска — разуться и пройти на посадку. Мелочь, а неприятно.

Ещё одно достоинство Домбая — компактность расположения. От любой гостиницы до нижней станции дороги — не более 10 минут пешком. Задействовать транспорт нет необходимости. Приэльбрусье же растянуто по Баксанскому ущелью, а сама поляна Азау застроена меньше. Если нет больших денег на проживание, готовься к ежедневным поездкам на автобусе или такси. 5-20 минут утром и столько же вечером.

Кроме новой системы канатных дорог есть и старая. В Приэльбрусье параллельно «гондолке» висит маятник, в Домбае пользуйся креселкой. Кроме того, в Приэльбрусье есть отдельная зона катания Чегет — со старыми и медленными канатками, жутким ветром и чудовищным склоном. Лучшего места для проведения конкурса «Стальные яйца» не найти.

Резюме. Организация подъема и спуска в Домбае выглядит логичнее и удобнее, чем в Приэльбрусье.

Трассы.

В Домбае катаются на хребте Муса-Ачитара. Пучок трасс разбросан со всех сторон от канатки и найти покруче или поположе не составит труда. Кроме того, учебный склон отделен от основного. Рады этому все причастные — и новички, и летающие ломы. Ещё одной фишкой Домбая выступает трасса через лес, по которой можно спуститься до поселка.

В Приэльбрусье катаются на Азау. Трасса начинается на высоте 3 500 метров (а на снегоходе или ратраке можно взобраться до 4 100 м.) и финиширует на поляне, 2 350 метров над уровнем моря. Сперва ты спускаешься по широкому нехоженному полю, потом по хорошо подготовленной трассе с приличным уклоном. Неискушенный лыжник или сноубордист потратит на спуск 40-60 минут. Джигит — 15-20 минут. Столь длинных трасс в Домбае нет.

Выкат основной трассы Приэльбрусья одновременно является «лягушатником», где делают первые спуски новички. Стоит ли говорить, как это нервирует тех, кто летит сверху и тех, кто уворачивается снизу.

Резюме. В Приэльбрусье одна длинная и интересная трасса, в Домбае трассы короче, но есть выбор: ехать прямо, или объезжать. Новички в Приэльбрусье барахтаются на «большом» склоне, в Домбае для них создан отдельный загон.

Условия для новичков.

Новенького интересуют 3 вещи: подъемник, прокат, инструктор. Начнем с простого.

Стоимость и суть занятий с инструктором идентична: 1000-1500 руб/час, дальше — как договоришься. Стоимость проката снаряги тоже не отличается разнообразием: от 500 рублей за комплект лыжи+ботинки+палки, или сноуборд+ботинки. По этим параметрам равенство.

Единственный бугель для новичков в Приэльбрусье расположен на поляне Азау. С одной стороны, туда выкатываются все, кому надо на большую канатку. То есть — муравейник. С другой, использовать другие подъемники нет необходимости: вышел из гостиницы (как вариант — приехал на склон) и пользуйся. В Домбае не так.

6 или 8 бугельных подъемников расположены на высоте 2 300 м, на четвертой станции. Чтобы туда добраться, надо потратить 400-600 рублей. Соответственно, 10 подъемов на бугеле в Приэльбрусье обойдутся в 300-400 рублей (30 * 10), в Домбае — в 700-1000 рублей.

Зато — удобно и комфортно. Хороший ровный склон, который не разбивают мимопроезжалы. Отсутствие очередей — потому что 6 бугелей, а не 1. И вообще — доброта.

Резюме. В Домбае учиться дороже, но лучше. В Приэльбрусье дешевле, но хуже.

Домбай – уникальный горный уголок Северного Кавказа. Фотопутешествие

Из Архыза переезжаем в Домбай.

О Домбае в последнее время говорят мало. Немодным он стал. Вот Красная Поляна – другое дело. Тут вам и Путин с официальными и прочими визитами. И федеральные программы с цифрами такими, что альпийским курортам не снились. И «Рэдиссон», и «Газпром», и Сочи-2014, и реклама коттеджей на московских перетяжках… Филиал Рублевки, ни дать ни взять.
Только до Куршевеля с Шамони Красной Поляне все равно пока далеко. Да и сезон горнолыжный в окрестностях Сочи коротковат: в конце марта лыжи уже можно зачехлять. А в Домбае катаются до июня, на высотах таких, что дух захватывает. Если главные трассы Красной Поляны расположены на двух с небольшим тысячах метров, то в Домбае высоту 2266 называют «нижней точкой»: отсюда лишь начинается подъем к основной зоне катания. Общая протяженность горнолыжных трасс — более 20 километров.
В Домбай едут те, кто понимает, и те, чье сердце оставлено в домбайских горах очень давно – в те еще времена, когда «лыжи у печки» стояли в каждом бобинном магнитофоне «Днепр». Но сказать, что Домбай сегодня привлекает, в основном, ностальгирующих людей предпенсионного возраста, было бы большим преувеличением. Скорее, наоборот, это один из самых молодых курортов России по составу отдыхающих. Первая, и главная, тому причина – дешевизна. По среднему уровню цен Домбай значительно выигрывает даже у горнолыжных курортов Болгарии, не говоря об Австрии или Франции. Поэтому с началом сезона сюда тянутся вереницы «студенческих» поездов: молодые и не слишком обеспеченные компании едут в Домбай за романтикой и экстримом. В 2014 году внутренний поток туристов достиг 500 тыс. человек.
Самым влиятельным и главным энтузиастом Домбая был Председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин. Многие из инструкторов помнят его визиты в Домбай и благодарно замечают, что если бы не Косыгин, курорта в этом сказочном месте могло бы вообще не быть. Именно он дал мощный толчок к развитию здесь курортной инфраструктуры – в те далекие советские времена, когда туризмом, по большому счету, не занимался никто.
Однажды в Финляндии президент Кекконен пригласил Косыгина на лыжную прогулку. Прознав таким образом о пристрастии «финского друга» к лыжам, Алексей Николаевич решил во что бы то ни стало порадовать его схожей прогулкой во время ответного визита. Но вот беда: курорта, на котором было бы не стыдно принять такого гостя, в Советском Союзе тогда не было. Требовалось срочно его создать, и выбор пал на Домбай, куда раньше ездили в основном альпинисты и немногочисленные туристы-дикари. Так в 60-х годах прошлого века решением партии и правительства в Домбае был объявлен горнолыжно-строительный бум.
Кекконен не раз приезжал в эти места, катался на домбайских склонах и даже прошел, как утверждают старожилы, вместе с Косыгиным по знаменитому всесоюзному туристскому маршруту № 43 – от Домбая через Клухорский перевал к самому Черному морю, в Сухуми.
В благодарность за радушный прием в 1979 г финский президент передал курорту щедрый подарок – знаменитую высокогорную гостиницу-«тарелку», которая стала своеобразной визитной карточкой Домбая.
Гостиница «Тарелка» в горах Домбая расположилась на высоте 2250 м. Отсюда открывается потрясающая панорама в ущелье Алибек, дальше проложены тропы к Алибекскому леднику, перед которым построена хижина-приют.

Схема канатных дорог и горнолыжных трасс Домбая.

Ледник Алибек и ледник Двуязычный.

Гора Домбай-Ульген является самой высокой, величественной и красивой вершиной Западного Кавказа. Высота горы — 4046 м над уровнем моря. Она находится на границе с Абхазией.
Однако ее могучий массив включает в себя три вершины: Главную (4049 метра), Западную (4036 метра) и Восточную (3950 метра).

Полет на пароплане над горными вершинами Домбая

Гора Зуб Суфуруджу (3630 м.)

Гора Белалакая. Белалакая считается визитной карточкой Домбая. Эту горную прелестницу можно увидеть с очень многих точек домбайских окрестностей.

Гора Суфруджу. Вершина горы Суфруджу имеет высоту – 3781метр.

Горный массив Джугутурлучат является частью Большого Кавказского хребта и тянется на 3921 метр вверх к облакам. Гору населяют стада туров, и поэтому карачаевцы назвали ее Джугутурлучат, или пастбище туров.

Ледники Домбая.

Гора Белалакая (3851 м.). Вид с горы Мусса-Ачитара.

Гора Суфруджу и Зуб Суфруджу (3600 м.)

Хребет Мусса-Ачитара. Он расположен обособленно, параллельно Главному Кавказскому хребту. (3012 м.) Отсюда открывается прекрасная панорама Главного Кавказского хребта, виден Эльбрус.

Вид на Эльбрус с хребта Мусса-Ачитара. Отсюда по прямой 65 км до Эльбруса и 65 км до Чёрного моря.

Вид с горы Мусса-Ачитара на гору Белалакая (3851 м.) и на ледники ущелья Аманауз.

Гора Аксаут (3910 м.). Горный массив Аксаут представляет собой гряду, протянувшуюся с юго-востока на северо-запад с центральным хребтом, который
смотрит на северо-восток.

Наилучшим местом катания считаются юго-западные склоны горы Мусса-Ачитара. Эта зона катания Домбая находится на высоте 1630-3168 м. В верхней части склона трасса ровная,
спокойная без крутых перепадов. Такая трасса идеально подходит для тех, кто неуверенно еще чувствует себя на лыжах.

В нижней части горнолыжного склона трасса более крутая, с наличием бугров. Здесь находятся так называемые «красные», местами даже «черные» участки для катания,
привносящие определенную остроту ощущений горнолыжникам.

Вид с хребта Мусса-Ачитара: Гора Аксаут (3910 м.) и Ледник Двуязычный.

Поселок Домбай. Постоянное население поселка 406 человек.
По итогам конкурса горнолыжный курорт Домбай признан наилучшем курортным поселком в России 2015 года.

Через поселок протекает горная речка — Теберда.

Ущелье Аманауз, в переводе — злая пасть или «Чертова» мельница. Из этого ущелья на Домбай идет непогода.

Эльбрус на закате. Фото с перевала Гумбаши, Карачаево-Черкесия. Величие горы невозможно даже представить: расстояние
съёмки — около 70 км.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *