Как научиться ездить на мотоцикле

Обучение езде на мотоцикле проходит в несколько этапов. Первый этап общий для всех категорий водительского удостоверения: изучение правил дорожного движения.

Учить ПДД для последующей сдачи экзамена в ГИБДД можно как в автошколе, так и самостоятельно – в книжных магазинах ежегодно обновляются пособия, содержащие правила. Это важно – не стоит пытаться изучать правила по устаревшим учебникам.

Второй этап – обучение вождению на мотоцикле. Для многих начинающих водителей сам по себе мотоцикл выглядит пугающе, ведь известно, что нередко падения или столкновения на большой скорости становятся причинами инвалидности или смерти.

Поэтому к сдаче экзамена лучше подходить с наработками практического опыта. Понятно, что кататься по городу на имеющемся в распоряжении двухколесном «коне» не лучший вариант, где научиться ездить на мотоцикле – это чревато или аварией или административным взысканием от сотрудников ГИБДД.

Вождению на мотоцикле обучают только на автодроме. Разумеется, как в машине, рядом с вами не будет никто сидеть. Инструктор объяснит манёвры, а вы будете отрабатывать их самостоятельно на учебном ТС под его контролем.

Также читайте: Как выбрать автошколу

Сколько длится обучение в автошколе

Полный курс обучения делится на теорию и практику. Согласно законодательству, на полную подготовку к экзамену уходит 2,5 месяца.

  • На теоретические занятия придется потратить не менее 108 часов. Правила дорожного движения едины для всех. Поэтому вам, как и будущим автолюбителям, буду объяснять категории дорожных знаков и то, как правильно читать каждый из них. Также расскажут о работе светофоров и правилах первой медицинской помощи на дорогах. Кстати, раздел «Медицина» зачастую объясняет реальный врач, работающий в скорой помощи катастроф. На такие занятия выделяют обычно часа 4, не больше. Помимо этого, вместе с преподавателем вы прорешаете билеты, которые встретятся на экзамене. По ходу учебы вам будут подробно объяснять, какой билет и как решается. То есть, от вас, по-хорошему, требуется только присутствие и нормальная память.
  • Практические занятия вы проведете на автодроме. На вождение отводится, в среднем, 18 часов. Всё зависит от автошколы, где будете проходить обучение. Инструктор научит вас выполнять следующие упражнения: «Габаритный коридор», «Габаритный полукруг», «Разгон – торможение». Другими словами, надо будет тронуться с места на первой передаче скорости в стартовых воротах. Далее проехать по прямой, доехать до контрольной стойки, подать сигнал левого поворота, вытянув левую руку вверх, и, миновав стойку, опустить руку. Аналогично необходимо будет сделать полукруг, переключить скорости с низкой на более высокую и остановиться на финишной линии, подав сигнал.

Также задействуют упражнения «Змейка» (проехать змейкой, объезжая разметочные конусы), «Колейная доска» (проехать прямо по колейной доске), «Движение с малой скоростью» (тут всё понятно) и «Габаритная восьмёрка» (проехать сначала по прямой в габаритном коридоре, затем по траектории восьмерки и вернуться на финиш). Эти же задания предстоит выполнить и на экзамене.

Будьте внимательны. Поскольку инструктор сидит не рядом, а наблюдает за вашим движением, стоя на дороге, он очень хорошо видит любые малейшие погрешности.

Также читайте: Сроки и стоимость обучения в автошколе

Как получить права на мотоцикл через автошколу

Опытные байкеры рекомендуют для обучения курсы в автошколе, обучающей на права категории А. Вождению мотоцикла учат в подавляющем большинстве автошкол, а экзаменационные упражнения не всегда сразу даются даже тем, кто уже имел дело с таким транспортом.

Всего практический экзамен в ГИБДД включает в себя пять упражнений:

  • маневрирование в ограниченном пространстве;
  • торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренную остановку;
  • парковка транспортного средства и выезд с парковочного места;
  • остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров;
  • проезд регулируемого перекрестка.

Для успешного преодоления финального экзамена в автошколе каждый курсант проходит как теоретические, так и практические занятия. В ходе обучения будущий мотоциклист наезжает 10 часов – пять практических занятий по два часа, а также изучает теорию на протяжении 16 часов. Это не очень много, однако учеба на мотоцикл проходит интенсивно, что позволяет сдать непростой экзамен.

Также читайте: Можно ли получить права без посещения автошколы

Сдача практического экзамена

Если для получения удостоверения категории B необходимо сдать автодром и город, то для категории А нужен только автодром. Экзамен на управление мотоциклом мало изменился за последние годы, и, как правило, транспортное средство для преодоления испытаний предоставляет ГИБДД.

Зачастую это «пожилой» мотоцикл отечественного или же японского производства. Если экзамен проходит в маленьком населённом пункте, инспекция может предоставить возможность сдать экзамен на своём мотоцикле, но в больших городах такой возможности, как правило, не предусмотрено.

Обычно разметка для прохождения экзамена заранее нанесена на площадку, условия прохождения строгие: минимальная скорость и полное соблюдение всех указаний инспектора.

Небольшой лайфхак: если есть возможность выбрать экзаменационный мотоцикл, лучше брать тот, который слабее. Экзамен на мотоцикле сложнее экзамена на авто в том смысле, что здесь намётанный глаз инспектора видит даже мельчайшие ошибки, и за это снижаются баллы.

После идеального выполнения всех упражнений курсант может сразу же в здании ГИБДД получить права категории А.

Если после получения заветной корочки вы решите приобрести подержанный мотоцикл, обязательно проверьте его историю с помощью сервиса Автокод. Сделать это можно по VIN-номеру всего за 5 минут.

Также читайте: Можно ли получить права в другом городе

Как я сдавал вождение мотоцикла в ГИБДД отдельно от школы 1 августа 2017

Так вышло, что при сдаче экзамена вместе с мотошколой я завалил экзамен на первом же упражнении. Не нашёл нейтраль в конце скоростного маневрирования и время перевалило за прописанные 35 секунд.
Ближайшая пересдача на знакомом мотоцикле была через две недели. А мотоцикл у меня уже был куплен и, сами понимаете, ждать мочи не было. Поэтому я решился пойти на экзамен самостоятельно.
В процессе выяснилось, что самостоятельно экзамен по вождению мотоцикла (в отличие от теории, которую можно сдать в любой день) принимается исключено по вторникам и только на шоссе Революции (сам экзамен принимался в автобусном парке на ул. Стасовой).
Во вторник приехал на ш. Революции к 9:30. 3 этаж, сначала в справочную. Там забирают паспорт и просят подождать. Минут через 20 назвали мою фамилию и дали талончик в очередь.
Ещё минут через 15 подошла очередь в окно, сдал документы — сиди жди. Где-то через час назвали мою фамилию, дали бумажки, с которыми уже идти на экзамен, отправили на ул. Стасовой.
Доехал до автобусного парка, а там уже веселая толпа жаждущих сдать экзамен выстроилась в очередь на получение пропуска в автобусный парк. Это режимный объект со строгой охраной и просто так туда не попадёшь. Пропуск выписывают по паспорту, переписывая данные от руки в журнал и на бумажный пропуск. Занимает минуты три на человека. Соответственно, если пришёл в очередь 20-м, через час получишь пропуск. В 13:00 получил пропуск.
Стоим ждём дальше (я бы нашим ГИБДДшникам посоветовал такой девиз сделать, типа как у американских полицейских «Служить и защищать», нашим больше подойдёт «Стоим ждём»).
Где-то полтретьего появился человек, который собрал направления на экзамен у тех, кто пришёл сдавать с автошколой (автошкольники и в этот день тоже сдают) и запустил их. Через минут 40 отстрелялась автошкола, запустили половину самостоятельных сдающих, ещё через минут 40 вторую половину, в которой оказался и я.
В процессе ожидания я уже успел понервничать успокоиться и снова понервничать по несколько раз.
Атмосфера на экзамене дружелюбная, инспектор никого не валит ( да и не возможно это, у них жёсткий регламент и вытянуть или завалить кого-то не реально). Мотоцикл свежий, китайский Jianshe r6 (150 см3.) — аппарат помощнее ёбрика, но послабее нашего мотошкольного Yamaha Bronco (225 см3). Управляется легко, как ёбрик. На холостых оборотах едет очень медленно, по началу приходилось подгазовывать на змейке, казалось без газа заглохнет, но нет, не заглох. Тормоз лютый (либо я на Bronco привык посильнее тормозить), в общем плохим тормоз точно не назовёшь.

Первое упражнение — скоростное маневрирование и выходил на него я с одной только мыслью «попасть в нейтраль, попасть в нейтраль».
Знающие люди рекомендуют попросить прокатиться немного перед экзаменом, но никто в нашей группе так не делал и я не решился, уж больно все оперативно происходило, в атмосфере «садись на мот, знакомься, езжай, следующий».
Надел шлем, ЗАСТЕГНУЛ. Сел на мот, пощелкал передачи — достаточно чётко. Погазовал — достаточно плавно. Готов.
Инспектор показал обнуленный секундомер и приготовился засекать время, когда я пересеку линию старта. Я откатил мотик на метр назад, чтобы было побольше места для разгона, сказал что готов и поехал. Разогнался нормально, вторая передача воткнулась отлично, сбил второй же конус на скоростном маневрировании, не обращая внимания поехал дальше, развернулся, одни ворота, вторые, третьи, жму на тормоз, мот неожиданно резко замедляется, я теряю равновесие и при остановке выставляю левую ногу. Инспектор произносит «касание». Выдыхаю, плавно давлю на лапку переключения передач… нейтраль! Пару секунд жду аплодисментов и, не дождавшись отпускаю сцепление, убираю руку, мол все включилось и стартую на следующее упражнение.
Тут нужно сказать, что я понервничал и забыл, какое следующее. Пришлось не останавливая мотоцикл спросить инспектора «Теперь на высадку пассажира?» Тот кивнул и в этот момент я понял, что других вариантов-то и нету.
Заехал на упражнение, показал согнутую левую руку, приступил к маневрированию. Тут нужно напомнить, что на холостом ходу этот мотоцикл едет очень медленно, наш мотошкольный раза в два быстрее, к тому же я тренировал это упражнение как на первой передаче так и на второй. А тут катишься с такой скоростью, что все как в замедленной съёмке, просто спокойно и плавно заползаешь, в траекторию и аккуратно останавливаешься на правую ногу. Затем выставляю левую ногу, мол остановился на две ноги для высадки пассажира. Показываю, что включил нейтраль, и еду дальше на змейку-восьмёрку.
На холостых мот ползёт змейку настолько медленно, что успеваешь загнаться и успокоиться после каждого конуса. Затем восьмёрка. Стрелками все наглядно показано, куда ехать, где выезжать, что очень полезно в состоянии мондража, когда сомневаешься во всем на свете. На восьмерке немного ушёл, с траектории. Bronco такого бы не простил, но этот манёвренный и едет очень медленно, поэтому я успеваю исправить траекторию и проезжаю вторую половину восьмерки сантиметрах в 15 от крайних конусов.
Выезжаю где надо и еду на парковку в гараж.
Проезжаю за линию, останавливаюсь, включаю нейтраль и под крик инспектора «Не глуши!» глушу мотор. Почему «Не глуши» я так и не понял. Попытался завести, стартер крутит, но мотик не заводится. Плюнул, слез с мотика и покатил его в «гараж». Закатил, поставил на подножку, поглядел на инспектора. Сел убрал подножку жму кнопку — стартер крутит, мот не заводится. Вспоминаю, что есть ещё один способ завестись — кикстартер. Отгибаю лапку, начинаю яростно опускать его ногой вниз и боковым зрением вижу, как ко мне бежит помощник инспектора.
Тут у меня наступает просветление. Мотик я кнопкой заглушил, а вернуть кнопку в нормальное положение забыл. Вернул красную кнопку в исходное положение, нажал электростартер и уже глядя в глаза прибежавшему помощнику, завёл мотоцикл и покатился на исходную.
Экзамен сдал с двумя штрафными очками (больше нельзя набирать) за конус и левую ногу в конце скоростного маневрирования. Инспектор сказал мне «Молодец!», хотя я больше ожидал подзатыльника.
Без двадцати четыре, экзамен сдан. Но сами права получать только на следующий день.
И вот я сижу на третьем этаже на ш. Революции. Приехал к полдевятого, сейчас на часах 11. Уже сфотографировали, но права ещё не выдали.
Этот пост я написал для тех, кто закончил обучение в мотошколе, сдаёт экзамен в ГИБДД в Питере в 2017 году и, как и я, сильно волнуется перед экзаменом и вообще заедается кучей вопросов, что да как будет происходить.
Выводы:

  • Самостоятельные экзамены на ш Революции принимают только по вторникам.
  • В этот день нужно брать выходной на работе, потому что после вы уже никуда не успеете.
  • На следующий день вы тоже опоздаете на работу как минимум на полдня.
  • Экзаменационный мотоцикл хороший и манёвренный, газ мягковат, тормоз резковат, коробка в порядке, нейтраль втыкается ОК.
  • На экзамене можно тупить, делать ошибки и даже спрашивать совет у инспектора. Главное не терять самообладания. Делай все, что умеешь, не обращая внимания на ошибки. Если завалишь экзамен, инспектор сам об этом скажет громко и чётко, не перепутаешь, а до тех пор все время — твоё.
  • Шлем застегнуть.
  • Если заглушил мот, верни красную кнопку в исходное положение.

Мотоциклистов не заставят сдавать на права в городе

Инициатор проекта, зампред комиссии по общественной безопасности Общественной палаты Дмитрий Чугунов считает, что большинство молодых байкеров не готовы к самостоятельной езде в городе, так как получают права на мототранспорт по устаревшей упрощенной схеме. Нынешний экзамен для водителей мотоциклов, скутеров и мопедов включает только теорию и «площадку», а практика управления в реальных городских не предусмотрена. Об этом сообщают «Известия».

По официальной статистике ГИБДД с мая по сентябрь в прошлом году в России произошло более 97 900 ДТП, в которых погибли более 13 000 человек, и в каждой 11-ой аварии со смертельным исходом фигурируют водители мотоциклов и мопедов. Следует учесть, что скорость обычного мотоцикла — около 140 км/ч, а разгон современных спортивных байков достигают 300 км/ч.

По словам Чугунова, если поправки в транспортное законодательство утвердят и будет введен новый вариант экзамена для мотоциклистов, то в дальнейшем сдача на права категорий А, А1 и М должна быть различной в зависимости от мощности транспортного средства, которым будет управлять экзаменуемый.

И все вроде бы правильно. Но смущает одно обстоятельство. Почему видный общественник обращается со своей инициативой в Госдуму, если решение таких вопросов совершенно не в ее компетенции. За изменение правил и обучения, и приема квалификационных экзаменов отвечает Правительство РФ и только одно. То есть г-н Чугунов совершенно, что называется, не в теме. И иначе как самопиаром его действия рассматривать нельзя. Другими словами, скутеристы могут спать спокойно.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *