Экшн-камера Panasonic HX-A1

После выпуска двух довольно популярных моделей компактных регистраторов — HX-A100 и HX-A500 — компания Panasonic продолжает развивать тему носимых экшн-спортивных камер.

Panasonic HX-A100 Panasonic HX-A500

Однако на сей раз было решено отказаться от концепции двух отдельных неразборных устройств — блок записи, соединенный кабелем с блоком камеры. Благодаря появившимся возможностям миниатюризации всего и вся, разработчики решили уместить все необходимое в одном блоке. С тем, чтобы избавить пользователя от необходимости где-то размещать и носить лишний гаджет, которым можно считать основной управляющий блок записи. В результате получился вполне самостоятельный миниатюрный камкордер, способный работать как автономно, так и получая внешнее питание.

Однако любая миниатюризация неизбежно приводит к получению двух разнополярных результатов, позитивных и негативных. Только взглянув на эту камеру, можно предположить, что тут имеются явные проблемы с управлением и настройками, дисплея ведь нет. Также, возможно, в жертву принесены и некоторые параметры качества видео. К вопросу об автономности — и этот параметр наверняка снижен, поскольку емкость батареи всегда зависит от ее физического объема. С другой стороны, имеем и несомненные плюсы — компактность и малый вес, водо-пыленепроницаемость, противоударность. Так ли все это, или мы ошиблись в прогнозах? Сейчас узнаем.

  • Конструкция, технические характеристики
  • Видео/фотосъемка
  • Программное обеспечение
  • Выводы

Конструкция, технические характеристики

Комплектность аппарата, поступившего для тестирования, состоит из следующих аксессуаров:

  • камера Panasonic HX-A1
  • универсальное крепление (на ремень, двусторонний скотч и т. д.)
  • крепление на штатив
  • универсальный ремень для крепления
  • лента-«липучка»
  • две защитных насадки на объектив (для обычной съемки и для ИК-съемки)
  • два защитных колпачка, водонепроницаемый и открытого типа
  • набор запасных уплотнительных колец
  • двусторонний скотч 3M
  • кабель USB — Micro-USB
  • руководство пользователя

Нужно отметить — неплохой наборчик. С помощью представленных здесь аксессуаров камеру получится закрепить где угодно, на любой поверхности или креплении — на штативе, шлеме, одежде… Да и просто на руке.

Пластиковый корпус аппарата напоминает обычный фонарик, причем с двумя обязательными для фонарика атрибутами: съемное защитное стекло, кнопки управления и съемная задняя крышка. В отличие от фонарика, здесь съемное стекло предназначено не для замены лампочки, а для защиты объектива и для замены типа защитного стекла. Насадки эти навинчиваются довольно туго и обеспечивают герметичность корпуса благодаря резиновым уплотнительным кольцам, набор запасных колец имеется в комплекте. Три кнопки, расположенные в ряд сверху, работают в двух режимах: с коротким и долгим нажатием. В зависимости от этого, данные кнопки отвечают за включение/отключение камеры, смену режимов записи, старт/остановка записи или создание фотоснимка, а также за включение/отключение встроенного беспроводного адаптера. Вдоль ряда кнопок находится ряд миниатюрных светодиодов красного цвета. С их помощью можно не только увидеть, в какой режим переключена камера, но и проконтролировать уровень заряда батареи при включении аппарата.

Длина корпуса составляет всего 83 миллиметра, что сравнимо с размерами большой флэшки.

Крышка, которая защищает интерфейсный блок камеры, отвинчивается и герметизирует камеру аналогично насадке с защитным стеклом объектива. Под этой крышкой расположен порт micro USB 2.0, обеспечивающий питание и подзарядку аккумулятора, или соединение с ПК в режиме картридера. Здесь же находится слот для карты памяти стандарта micro SD/SDHC/SDXC, и неприметная кнопка Reset, возвращающая заводские настройки.

Прилагаемые насадки с защитными стеклами дают возможность вести обычную цветную съемку и ночную с инфракрасной подсветкой. Правда, для этого потребуется собственно инфракрасная подсветка, то есть, какой-нибудь ИК-фонарь. Кстати, такой фонарь и крепление к нему входят в состав дополнительно приобретаемых аксессуаров. Защитные крышки, навинчивающиеся на заднюю часть корпуса, также различаются. Первая обеспечивает герметичность, вторая же предназначена для съемки с внешним аккумулятором (powerbank), а USB кабель к нему пропускается через имеющееся отверстие.

Насадка для дневной съемки (слева) и насадка для ИК-съемки (справа) Герметичная защитная крышка (слева) и крышка открытого типа (справа)

Одно из креплений, предназначенное для установки камеры на штатив, не имеет наклонно-поворотного механизма (а зачем, если можно наклонить само штативное крепление?). Камера зажимается в данном креплении посредством стягивающего хомута, который прижимается регулировочной гайкой.

Второе крепление, благодаря имеющемуся шарнирному соединению с основанием, умеет наклоняться на небольшой угол, или поворачиваться в любую сторону и фиксироваться в выбранном положении.

Это помогает произвести точное позиционирование камеры, если она закреплена на лямке рюкзака или шлеме.

Встроенная в камеру аккумуляторная батарея подлежит замене, но для этого потребуется разобрать камеру, отвинтив несколько болтов. Данный аккумулятор позволяет вести непрерывную видеозапись до 73 минут в режиме 1920×1080 30p с выключенным Wi-Fi, и до 59 минут с работающим передатчиком в таком же режиме. Как видим, активный беспроводной адаптер отбирает немалую часть энергии.

Основные технические характеристики аппарата приведены в следующей таблице:

Объектив
поле зрения 150° (широкий угол), 120° (стандартный угол)
фокусное расстояние f = 2,6 мм
диафрагма F2,8
миним. дист. фокусировки 30 см
Камера

датчик изображения

MOS Type 1/3″, 3.54 Мп, эффективных 2,87 Мп
Габариты, масса
  • 26,0×26,0×83,1 мм
  • 45 г с картой памяти
Время непрер. записи от батареи, входящей в комплект
  • 73 мин. в режиме 1920×1080 30p с выключенным Wi-Fi
  • 59 мин. в режиме 1920×1080 30p с работающим Wi-Fi
Носитель карты памяти micro SD (1 ГБ/2 ГБ), micro SDHC (4 ГБ/8 ГБ/16 ГБ/32 ГБ), microSDXC (48 ГБ/64 ГБ/128 ГБ)
Форматы видео AVC (H.264) + звук AAC 2 канала 128 Кбит/с, стандартная съемка:

  • 1920×1080/30p (в среднем 15 Мбит/с/VBR)
  • 1280×720/60p (в среднем 15 Мбит/с/VBR)
  • 1280×720/30p (в среднем 9 Мбит/с/VBR)
  • 848×480/30p (в среднем 4,5 Мбит/с/VBR)

AVC (H.264) + звук AAC 2 канала 128 Кбит/с, замедленная съемка:

  • 1280×720/60fps/30p (в среднем 9 Мбит/с/VBR)
  • 848×480/120fps/30p (в среднем 4,5 Мбит/с/VBR)

AVC (H.264) + звук AAC 2 канала 128 Кбит/с, циклическая съемка:

  • 1280×720/60fps/30p (в среднем 9 Мбит/с/VBR)
Интерфейсы
  • Micro-USB 2.0
  • Wi-Fi (мобильное приложение Panasonic Image App)
Прочие характеристики
  • индикаторы режимов работы
  • скоростная запись
  • фотосъемка с интервалами 5, 10, 30, 60 секунд
  • работа от сетевого адаптера (режим видеорегистратора)
  • водонепроницаемость IP68
  • работа от −10°C
  • ударостойкость 1,5 м
Средняя цена
по данным Яндекс.Маркет
T-12566778
Предложения
по данным Яндекс.Маркет
L-12566778-10

Видео/фотосъемка

Рассматриваемая камера записывает видео со следующими размерами кадра и частотой:

Тип съемки Размер кадра, частота, битрейт Угол обзора
Обычная съемка 1920×1080 30p, до 15 Мбит/с Стандартный, широкий
1280×720 60p, до 15 Мбит/с
1280×720 30p, до 9 Мбит/с
848×480 30p, до 4,5 Мбит/с
Ускоренная запись (звук отсутствует) 1280×720 30p (60 fps, в среднем 9 Мбит/с)
848×480 30p (120 fps, в среднем 4,5 Мбит/с)
Циклическая запись 1280×720 30p, до 9 Мбит/с

Имеющийся в камере режим циклической записи представляет собой обычную видеозапись со звуком, однако запись эта всегда происходит в одном неизменяемом формате 1280×720 30p, а файлы, создаваемые камерой, имеют длительность 2 минуты.

Наглядно представить разницу в детализации и характере картинки, которые дают эти режимы записи, можно с помощью следующих стоп-кадров и оригинальных роликов.

1920×1080 30p, до 15 Мбит/с 1280×720 60p, до 15 Мбит/с 1280×720 30p, до 9 Мбит/с
848×480 30p, до 4,5 Мбит/с 1280×720 30p (60fps, в среднем 9 Мбит/с) 848×480 30p (120fps, в среднем 4,5 Мбит/с)

В первую очередь внимание обращаешь на нечеткую, размытую картинку. Быть может, дело в том, что эти съемки велись со стандартным углом обзора, который составляет примерно 120°? Подобное предположение отчасти подтверждается тем, что при фотографировании со стандартным углом обзора камера делает фотоснимки размером 1920×1080 (фактически стопкадр из видео), однако если выставить в настройках широкий угол, то фотоснимок получит размеры 2176×1224. Таким образом, истинное разрешение датчика камеры дает именно такое количество информации — 2176×1224, а при видеосъемке со стандартным углом всего лишь происходит программная обрезка краев кадра.

Проверим данную теорию, добавив к сравнению также фотоснимки, сделанные камерой.

Видео 1920×1080 30p, стандартный угол Видео 1920×1080 30p, широкий угол
Фото 1920×1080, стандартный угол Фото 2176×1224, стандартный угол

Да, фото выглядит немного более четким, чем видео. Это легко объясняется результатом кодирования видео с невысоким уровнем битрейта. В целом же разницы в разрешающей способности видео, снятого с разными углами обзора, практически нет, или она исчезающе мала.

Более интересным выглядит результат видеосъемки тестовой таблицы (точнее, одного ее участка). Данная съемка также сделана с разными углами обзора. Можно видеть, что съемка, сделанная со стандартным углом обзора, дает чуть большее разрешение, нежели произведенная с широким углом. Опять же ненамного, но таблица, в отличие от обычной съемки, позволяет зафиксировать результат не голословными определениями «лучше» или «хуже», а в цифрах: до 850 условных ТВ-линий по горизонтали при съемке со стандартным углом, и на 50 линий меньше при съемке с широким углом.

Видео 1920×1080 30p, стандартный угол Видео 1920×1080 30p, широкий угол

Чем это объяснить? Скорее всего, банальным вмешательством даунскейлера (уменьшение размеров кадра), который вынужден нестандартный размер 2176×1224 преобразовывать в кадр со стандартными 1920×1080.

Поразмыслив, можно прийти к выводу (спорному, конечно), что качество кодирования для экшн-камер — не столь уж важный аспект, как, например, в «серьезных» камерах для постановочной съемки. Не любительской. Такой, которая почти не допускает большого количества движения в кадре, или тряски, или резкой смены сцен. И такой, где в первую очередь важна высокая детализация. А с другой стороны, может быть и так: в экшн-съемке или при видеорегистрации также может потребоваться высокое качество кодирование с проработкой деталей (на случай, когда хочется из стопкадра сделать фотографию). В любом случае, вопрос качества фиксации камерой видеоряда мы рассмотреть обязаны, и в этом поможет съемка труднокодируемых сцен: вода и прочее движение. Изучив стопкадры, а еще лучше прилагаемые видеоролики, можно составить некоторое впечатление об ожидаемой разнице между сравниваемыми режимами.

1920×1080 30p, до 15 Мбит/с 1280×720 60p, до 15 Мбит/с 1280×720 30p, до 9 Мбит/с
848×480 30p, до 4,5 Мбит/с 1280×720 30p (60 fps, в среднем 9 Мбит/с) 848×480 30p (120 fps, в среднем 4,5 Мбит/с)

Качество, конечно, не фонтан, хотя в кадре он самый и есть. Как видим, не помогает и наличие ярких источников света, дающие достаточную контрастность объектов. Характерная замыленность объектов, сильная пикселизация — все это последствия использования невысокого битрейта при кодировании. Ну а как дело обстоит в движении?

Примерно такой же результат — в кадре присутствуют плохо распознаваемые детали, «пластилин». Явный признак низкого битрейта.

Следующий вопрос, который необходимо рассмотреть — роллинг-шаттер (подробнее см. в материале Роллинг-шаттер в видеосъемке — описание дефекта, примеры, пояснения). В случае с экшн-камерой, которая призвана фиксировать быстрое движение и рывки, высокий уровень роллинг-шаттера недопустим.

Тестируя обычные камеры с нормальным углом обзора, мы часто измеряем угол наклона вертикалей, делая это с помощью установки с вращающимся цилиндром. Но с таким объективом, который установлен в рассматриваемой камере, это делать бессмысленно — угол обзора камеры слишком широк. По данной же причине безрезультатным оказывается и наблюдение за наклоном вертикалей в «живом» видео — любой наклон «съедается» слишком широким углом обзора, поскольку объекты словно перемещаются по поверхности сферы. Поэтому обойдёмся реальными примерами съемки, не синтетическими. Попытаемся отыскать пресловутое «желе», второй признак роллинг-шаттера.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Да, «желе» в съемке присутствует. Значит, в камере используется либо далеко не новая матрица, либо матрица с низкой скоростью построчного считывания. К счастью, уровень желейности не настолько высок, как в смартфонной съемке. И то хорошо.

Рассматриваемая камера может работать, получая питание непосредственно по USB, следовательно, аппарат можно использовать в качестве видеорегистратора. Как автомобильного (правда, в камере нет автоматического включения при подаче питания), так и носимого на себе. Приведем несколько видеороликов, снятых рассматриваемой камерой, закрепленной на лямке рюкзака.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Оказывается, человеческое тело вовсе не является естественным стабилизатором — гляди, как камера ходуном ходит при пешей прогулке. Спасибо, не знал. Гораздо лучше видео воспринимается, если оператор остается недвижим. Кстати, яркий миниатюрный гаджет, торчащий над плечом, привлекал серьезное внимание немалой части прохожих, встречающихся на пути. Особенно тех, кто был вооружен какой-либо фототехникой. Конкуренты.

С автоматическим балансом белого у камеры все в порядке, он выставляется, как правило, без ошибок. Почти в любых условиях. Все-таки программную логику неплохо за последние годы доработали, сделав действительно умной. Кстати, в одном из роликов можно заметить довольно сильное мерцание — это сказывается несовпадение частоты съемки с частотой электросети в нашей стране. Все-таки было бы неплохо, если бы камера умела переключаться в наш родной стандарт PAL.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Только хорошее можно сказать и об автоматике, которая отвечает за экспозицию: камера адаптируется к изменившейся освещенности буквально за секунду.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

К подводной съемке также никаких претензий. Даже при недостатке света автоматика успешно справляется с балансом белого, и выставлять его вручную в настройках совсем не требуется.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Замедленная съемка не отличается высоким качеством, да мы этого и не ожидали. Звук в такой съемке отсутствует. Тем не менее, повышенная частота съемки (вплоть до 120 кадров в секунду) позволит эффектно запечатлеть какие-то редкие моменты. Правда, использовать потом такое видео можно разве что лишь в качестве неких вставок в основной фильм, снятый с нормальным размером кадра и нормальным качеством.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

О съемке в условиях недостаточной освещенности мы обычно стесняемся упоминать, если речь идет о миниатюрных камерах с микроскопической оптикой. Такие устройства не предназначены для съемки в потемках. Рассматриваемая камера ведет себя в полумраке чуть лучше прочих аналогичных устройств. Но и здесь видно, что картинка попросту «вытягивается» за счет очень мощного усиления. А поскольку усиление приводит к появлению большого количества шума, то в дело вступает программный шумоподавитель. Который, в свою очередь, «мылит» картинку. А значит, пропадают детали, снижается разрешение. И это нельзя назвать недостатком, примерно так снимают все бюджетные камеры и даже фотоаппараты.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Жаль, что не оказалось у нас инфракрасного фонаря (а у кого он под рукой бывает?). Навинтив прилагаемую насадку с защитным стеклом, обозначенную с торца буквами IR, и включив инфракрасный фонарь, можно было бы получить съемку в абсолютной темноте. Освещенность в такой съемке напрямую зависит от мощности фонаря. Секрета в этой IR-насадке нет никакого — просто чистое стекло, без слоя, который отфильтровывает диапазон инфракрасного излучения. В следующем ролике можно сравнить одинаковую съемку, проделанную с «дневным» и «ночным» стеклами.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Для чего можно использовать имеющийся в камере режим циклической записи (или, проще говоря, запись «по кругу»)? Трудно сказать. Разрешение при такой записи невысоко. Разве что в качестве регистратора подойдет, причем без претензий к качеству. И это не интервальная запись — скорость тут самая обыкновенная. И, если хочется получить ускоренную запись снятого периода времени, все полученные двухминутные ролики придется склеить и ускорить в видеоредакторе самостоятельно. Как, например, эту почти часовую запись, сжатую до 20 секунд.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Думается, для таких целей разумнее будет использовать другой режим камеры — интервальное фотографирование, когда камера делает снимки с интервалами от 5 секунд до одной минуты. Впоследствии все фотоснимки нетрудно склеить в том же видеоредакторе и получить запись с нужной скоростью воспроизведения и достаточно большим размером кадра, вплоть до 2176×1224 пикселей.

Программное обеспечение

Камера не имеет видеовыхода, и единственный способ получить с нее изображение — это либо скопировать и просмотреть уже записанный видеоролик или фотографию, либо подключиться к аппарату по Wi-Fi. Беспроводное соединение производится стандартным методом, стандартным для большинства камер, оснащенных Wi-Fi адаптером. Вкратце описать этот процесс можно так:

  • включение камеры
  • включение беспроводного адаптера камеры
  • включение мобильного устройства, активация его Wi-Fi адаптера
  • подключение к точке доступа, которая создана камерой
  • запуск на мобильном устройстве приложения, предназначенного для связи с камерой

Как видим, процесс этот небыстр (он занимает минимум полминуты), его нельзя назвать удобным и комфортным. Особенно, если речь идет об экшн-камере и непостановочной съемке, к которой никто и никогда не готовится заранее, тщательно обустраивая будущую сцену, расставляя, подготавливая и сопрягая необходимое оборудование и т.д.

Традиционно для видео- и фотооборудования Panasonic связь с устройствами данного бренда осуществляется посредством мобильного приложения Panasonic Image App (по ссылке — приложение для Android). Эта программа универсальна для большинства камер этой торговой марки. Мобильное приложение работает устойчиво, передает видеопоток как в альбомной, так и портретной ориентации. К сожалению, развернуть транслируемый камерой видеопоток на весь дисплей нельзя. Задержка видео при трансляции оказалась удивительно невысокой — менее секунды, а максимальное расстояние между сопряженными устройствами составило около 50 метров (при отсутствии преград и других Wi-Fi сетей). Напомним: в водной среде Wi-Fi не работает.

Имеющиеся настройки позволяют изменить разрешение видео, угол обзора, включить тот или иной режим работы. Однако, как можно видеть на скриншоте, многие потенциально возможные операции в приложении оказываются недоступны. Например, Геопривязка, Домашнее видеонаблюдение и другие, чьи иконки отличаются неактивным оформлением. Ну разумеется, просто данная камера не поддерживает подобные функции, а программа их зачем-то отображает.

Адаптер камеры создает точку доступа со следующими характеристиками:

Еще один режим совместной со смартфоном работы — просмотр записанных материалов. В отличие от большинства «не брендовых» экшн-камер, здесь оказывается возможным просмотр снятых видеороликов без их предварительного копирования на смартфон.

Выводы

В предисловии мы делали некие прогнозы, пытаясь досрочно определить характеристики камеры, которую предстояло изучить. Интересно, сбылись они? И если да, то как точно? Возможно, на этот вопрос лучшим ответом будет привычное перечисление недостатков и преимуществ рассмотренного аппарата.

Итак, бесспорными плюсами камеры Panasonic HX-A1 можно назвать такие отличия, как подходящий для ношения формфактор, ее компактные размеры и малый вес, водонепроницаемость, достаточную для миниатюрного гаджета автономность, наличие встроенного беспроводного адаптера для связи с мобильным устройством, удачно сконструированные крепления, и, наконец, непугающая цена аппарата.

Очевидными же недостатками являются невысокая разрешающая способность и светочувствительность, а также низкий уровень битрейта в видеозаписи. Первые два обстоятельства изменить почти невозможно без замены оптико-электронного блока. А вот возможность включения в настройки камеры разных уровней качества записи вряд ли является нерешаемой задачей.

Обзор камеры Panasonic HX-A1

Достоинства: Panasonic HX-A1 – сверх легкая и компактная экшн-камера. Встроенный прибор ночного видения позволяет снимать этой камерой в полной темноте. специальный адаптер (переходник) от GoPro позволяет крепить объективы любого производителя на эту камеру.
Недостатки: Качество изображения данной модели камеры страдает из-за артефактов сжатия. Также, модель А1 нельзя сильно погружать на глубину, таким образом подводная съемка ограничена. Батарея камеры разочарует любителей длительной беспрерывной съемки.
Итог: Хотя стоимость и размеры НХ-A1 очень даже заманчивы для любого покупателя, стоит отметить, что есть варианты и по лучше.

Способность съемки камеры HX-A1 видео в 4K отсутствует. А вот запись видео в Full-HD качестве делает честь данной модели, цена которой составляет $199,99; £179,99; AU (австралийских у. е.) $299. A1 стоит вдвое меньше камеры GoPro Hero4 Session, стоимость которой составляет $399 и примерно на $50 меньше модели AS200V от Sony.
Но все выше перечисленные факторы вовсе не означают, что модель А1 является бюджетной. С помощью инфракрасного фонаря камера способна снимать даже в полной темноте.

Дизайн и характеристики

A1 – цилиндрическая экшн-камера, вес которой составляет всего 45 грамм. Ее габариты: 8,4 х 2,6 х 2,6 см. Встроенный CMOS-датчик на 3,54 Мп служит для съемки видео в формате Full-HD и фото съемки на 2,66 Мп. Корпус камеры, который классифицируется по международной степени защиты, как IP68, является не только водонепроницаемым (до 1,5 м в глубину), но и пыленепроницаемым. Модель А1 выдерживает температуру в -10°C, а также выдерживает падение с высоты в 1,5 м.

По умолчанию, камера снимает в разрешении 1080p, 720p и 848x640p с частотой в 30 к/с. В стандартном формате (16:9) угол обзора камеры составляет 120 градусов, однако, если изменить настройки формата, то эта цифра увеличивается до 150 градусов. Конечно, такой угол обзора не слишком уж и широкий, если сравнивать данную модель камеры с другими моделями GoPro и Sony, где параметры достигают 170 градусов.

Помните, что режим ночной съемки с освещением в 0 lux не сможет обеспечить достаточного света в полной темноте без использования инфракрасного фонарика, который продается отдельно и специального ИК-объектива.

A1 не имеет встроенный дисплей, а все элементы управления находятся на панели в верхней части камеры. Выбор записи съемки, начало/конец записи и вкл/вкл камеры – и есть те 3 кнопки управления. Нажав на кнопку выбора записи, вы сможете просматривать кадры и настраивать режимы фото/видео. Если зажать эту кнопку, то автоматически включится, встроенный в А1, Wi-Fi, благодаря чему появится возможность подсоединения камеры к мобильным гаджетам на базе Android или IOS. Встроенные элементы управления А1 являются основными и без параметров настройки экрана, включая угол обзора, частоту кадров и разрешения, которые можно изменять только с помощью приложения.

Под задней крышкой расположен слот под карту MicroSD, порт Micro-USB и кнопка “reset” (сброс). Камера идет в наличии с водонепроницаемой задней панелью, благодаря чему, при использовании камеры, можно воспользоваться зарядным портом.
Имеются некоторые проблемы с дизайном и простотой использования камеры.

  • Во-первых, из-за ее цилиндрической формы камеру невозможно зафиксировать на любой поверхности. То есть, без специального крепления делать съемку очень неудобно. Этот недостаток был исправлен производителями GoPro и Sony в таких моделях камер, как AS200V и X1000V, которые могут самостоятельно фиксироваться.
  • Во-вторых, неудобное расположение светового индикатора. Все индикаторы располагаются в верхней части камеры, и это хорошо, когда камера закреплена на руле вашего велосипеда или на груди. Однако, когда мы не видим панель управления, делая съемку, то не можем определить, загорелся индикатор или нет. Звуковой индикатор также не всегда полезен, так как бывает, что съемка должна проходить в тишине (например, чтобы не спугнуть дикое животное). Для бесшумного режима придется воспользоваться приложением, а это дополнительные усилия и трата времени.

Срок службы аккумулятора не высок и составляет около 70 минут в среднем. Как бы странно это ни звучало, но при первом проведенном нами тесте было обнаружено, что батарея камеры способна в беспрерывном режиме работать 2 часа 38 минут. Тем не менее, такой ошеломляющий результат больше не повторялся в последующих тестах. Panasonic предлагает два способа решения данного ограничения: можно заряжать камеру непосредственно во время съемки, тем самым делая камеру уязвимой к воде и пыли; купить дополнительный аккумулятор VW-BTA1, который увеличит работоспособность камеры вдвое.

Другая потенциальная проблема дизайна – передний объектив и задняя крышка являются полностью съемными. Мы все стараемся быть осторожными с сохранностью камеры, однако маленькие съемные детали часто теряются. Так как модель А1 не имеет водонепроницаемый корпус, как GoPro или Sony, ее герметичность зависит от целостности камеры. Если какая-либо из этих частей будет потеряна при съемке в дождь или в пыльных условиях, то придется спрятать камеру, чтобы предотвратить внутренние повреждения.

Подводная съемка не доступна для модели А1. Если вы хотите снимать на глубине свыше 1,5 м, то данная камера не для вас. Но если вы любитель экстремальной съемки (например в ливень), то смело ее покупайте.

Качество изображения

А1 имеет два разрешения: при угле обзора в 120 градусов камера делает снимки с разрешением 2,1 Мп, а при угле в 150 градусов – 2,66 Мп. Если отдельные кадры и промежутки времени являются вашей “фишкой”, то низкое разрешение будет ограничивать варианты обрезки. Сжатие видео файлов – самая большая проблема функционала камеры. A1 делает запись видео HD при 30 к/с со средней скоростью передачи файлов в 15 Мб/с. Артефакты сжатия являются очевидными при просмотре записанного материала.
Резкость также является проблемой, где края снимков не четкие. Это нормально для камер, где сжатие видео файлов – привычное дело, но не для моделей с более высокой скоростью записи. И все же, стоит переплачивать от 100 до 200 долларов за более дорогие модели камер?
В зимний период, по моим наблюдениям, качество съемки ухудшается из-за запотевшего объектива под действием низких температур.

Вывод

Габариты и стоимость камеры – ключевые моменты, которые следует учитывать перед покупкой камеры Panasonic HX-A1, а возможности ночной съемки выделяют ее среди других моделей. Но если вам нужна экшн-камера с большим выбором частоты кадров и видео разрешения, лучшей гидроизоляцией и с более длинным сроком службы аккумулятора, то модель Replay XD Prime является намного лучше и по схожей цене. А если вам не жалко денег, то приобретайте AS200V от Sony либо Hero4 Session от GoPro, характеристики которых в разы выше.

Выбор камеры

Объектом апгрейда стал квадрокоптер Syma X8C — бюджетный аппарат средней «весовой категории» (взлетная масса порядка 600 г), укомплектованный штатной съемной камерой. Увы, после пары пробных запусков стало понятно, что качество фото- и видеосъемки последней не выдерживает никакой критики, и необходимо оснастить летательный аппарат более совершенным съемочным оборудованием. Учитывая небольшую грузоподъемность имеющегося квадрокоптера и ограниченный бюджет выбор сузился до action-камер начального уровня.

Квадрокоптер Syma X8C

В качестве основных критериев были выдвинуты следующие требования. Во-первых, наличие режима фотосъемки и возможность записи видео с разрешением Full HD и частотой не менее 30 кадров в секунду. Во-вторых, минимально возможные габариты и вес. И, в-третьих, наличие в комплекте поставки креплений, которые позволили бы с минимальными доработками установить камеру на квадрокоптер. Кроме того, бюджет на приобретение камеры был ограничен суммой в 7 тыс. руб.

В ходе изучения большого количества китайских клонов GoPro в поле зрения попала оригинальная модель Panasonic HX-A1M, которая при ближайшем рассмотрении оказалась весьма подходящим вариантом. Решающими аргументами в пользу этой камеры стали компактный корпус цилиндрической формы (причем в пыле- и влагозащищенном исполнении), небольшой вес (всего 45 г), съемный фильтр объектива и наличие в комплекте поставки двух креплений разных конструкций. Приобрести эту модель удалось со скидкой за 5,6 тыс. руб.

Особенности конструкции

Камера Panasonic HX-A1M выполнена в цилиндрическом корпусе, который очень похож на карманный фонарик. В одном из его торцов расположен объектив, а в противоположном — слот для карты памяти и разъем microUSB для подключения интерфейсного кабеля. Объектив защищен снаружи съемным оптическим фильтром, а разъем и слот для карты памяти — закручивающейся пластиковой крышкой конической формы.

Объектив камеры защищен съемным оптическим фильтром

Конструкция корпуса обеспечивает защиту от попадания пыли и влаги в соответствии с требованиями стандарта IP68 (IEC 60529), а также от ударов (MIL-STD810F). Это позволяет производить съемку под водой на глубине до 1,5 м без дополнительных приспособлений. Для уплотнения резьбовых соединений предусмотрены резиновые кольца (в комплект поставки входит несколько запасных).

Разъем microUSB и слот для карты памяти

Слот для карты памяти и разъем microUSB находится под крышкой

Производитель предусмотрел возможность заменять различные детали камеры, что позволяет адаптировать ее к различным задачам. Так, в комплект поставки входит сменный оптический фильтр, прозрачный для ИК-лучей. Он позволяет вести съемку в условиях слабой освещенности и даже практически в полной темноте. Также имеется дополнительная задняя крышка с отверстием для USB-кабеля — что может понадобиться в случае использования Panasonic HX-A1M в качестве видеорегистратора или веб-камеры. Кроме того, это позволяет при необходимости снабдить камеру питанием от внешнего источника.

Управление

Модель Panasonic HX-A1M рассчитана на использование в паре с мобильным устройством (планшетом или смартфоном), к которому она подключается по Wi-Fi. Производить съемку камера способна и в автономном режиме, однако управлять всеми настройками можно только через фирменное приложение Panasonic Image, доступное для ОС Android и iOS.

На корпусе камеры установлены три кнопки. Одна из них предназначена для включения и выключения питания, вторая — для выбора основных режимов (обычной либо ускоренной видеозаписи, а также фотосъемки) и управления беспроводным подключением, а третья — для запуска и остановки записи. В процессе записи и передачи данных по Wi-Fi кольцо, обрамляющее эту кнопку, подсвечивается красным.

Кнопки управления и световые индикаторы на корпусе камеры

Рядом с кнопками расположены световые индикаторы, сигнализирующие о включении питания, выбранном режиме и состоянии беспроводного соединения. В течение нескольких секунд после включения питания камеры линейка из четырех индикаторов отображает текущий уровень заряда аккумулятора.

Встроенный Wi-Fi-адаптер камеры работает в режиме точки доступа. Для подключения к нему необходимо открыть раздел настроек беспроводного соединения планшета или смартфона и в списке найденных сетей выбрать SSID камеры. В дальнейшем идентификатор сети и пароль можно изменить в настройках.

Раздел дистанционного управления видеозаписью в мобильном приложении Panasonic Image

Мобильное приложение Panasonic Image позволяет выбрать параметры для каждого из трех основных режимов съемки и угол охвата объектива (широкий или узкий). Также предусмотрена возможность видеть на экране «живую» картинку с камеры (а заодно и слышать звук со встроенного микрофона) и управлять процессом видео- или фотосъемки.

Раздел дистанционного управления фотосъемкой в мобильном приложении Panasonic Image

В приложении Panasonic Image также есть раздел просмотра, в котором можно вывести на экран миниатюры сохраненных на установленной в камере карте памяти фотографий и видеозаписей, воспроизвести их и загрузить выбранные в память мобильного устройства.

Раздел просмотра фотографий, сохранных на установленной в камере карте памяти

Из дополнительных возможностей отметим функцию синхронизации даты и времени с мобильным устройством, а также добавления тэгов с информацией о местоположении.

Подвес

Пожалуй, одна из наиболее сложных проблем, возникающих при установке «неродной» камеры на беспилотник, — это изготовление подвеса. Во-первых, в комплект поставки большинства бюджетных action-камер приспособления для крепления не входят, и их необходимо приобретать отдельно. Во-вторых, подавляющее большинство штатных и дополнительных креплений сконструированы с расчетом на то, что камера располагается над той поверхностью, к которой ее прикрепляют. Однако в случае установки на квадрокоптер точка крепления находится над корпусом камеры. Таким образом, либо приходится снимать всё «вверх ногами» и потом переворачивать фотографии и видео в процессе обработки, либо самостоятельно модернизировать конструкцию подвеса.

С первой проблемой нам столкнуться не пришлось, поскольку в комплект поставки камеры Panasonic HX-A1M входят два крепления. Одно из них оборудовано ремешком с липучками и позволяет прикреплять камеру на лямке рюкзака, трубке, штанге и пр. Второе оборудовано стандартным штативным гнездом — именно его и было решено использовать для установки на квадрокоптер.

Входящее в комплект поставки Panasonic HX-A1M приспособление для установки камеры на стандартный штатив

Камера удерживается в креплении широким ремешком из прочного гибкого пластика. Длину петли ремешка можно увеличивать или уменьшать при помощи вращающегося кольца на основании крепления. Чтобы установить камеру, нужно вставить ее корпус в петлю, а затем затянуть ремешок, вращая кольцо. Благодаря тому, что корпус камеры Panasonic HX-A1M имеет цилиндрическую форму, его можно повернуть под любым углом — что в нашем случае оказалось как нельзя кстати. Единственное неудобство, которое возникает при установке камеры в крепление верхней частью к основанию последнего, — перекрывается доступ к кнопке включения питания. По этой причине приходится включать камеру перед установкой.

Камера, установленная в фирменное крепление

Как уже было упомянуто выше, квадрокоптер Syma X8C укомплектован съемной камерой. Ее подвес легко разбирается при помощи отвертки — что значительно облегчает задачу по его переделке. Из дополнительных материалов потребовались небольшие кусочки пенополиуретана, пористой резины и тонкого жесткого пластика (для изготовления прокладок), а также четвертьдюймовый винт, используемый в штативах. Поскольку найти такой винт довольно сложно, пришлось приобрести дешевый настольный штатив-трипод (который обошелся всего в 155 руб.) и извлечь из него нужную деталь.

Panasonic HX-A1M закреплена на квадрокоптере при помощи переделанного основания подвеса от штатной камеры

После несложной переделки основания подвеса штатной камеры Syma X8C к нему удалось прикрутить крепление от Panasonic HX-A1M. Как и у штатной камеры, крепление установлено под небольшим углом относительно основания — что достигнуто при помощи прокладки с клинообразным профилем.

Как показали летные испытания, переделанный подвес отлично справляется со своими функциями и надежно удерживает камеру при выполнении различных маневров в воздухе, а также при посадке.

Впечатления от эксплуатации

В процессе использования камеры для съемки с квадрокоптера были выявлены как достоинства, так и некоторые недостатки данного решения.

Начнем с того, что главная цель установки Panasonic HX-A1M на квадрокоптер — повышение качества съемки — была достигнута. Эта камера позволяет получать гораздо более четкую, стабильную и насыщенную картинку по сравнению со штатной даже в условиях вибраций, которые передаются на корпус квадрокоптера от электродвигателей. Чтобы это утверждение не выглядело голословным, ниже приведены примеры снимков, сделанных обеими камерами. Кроме того, Panasonic HX-A1M довольно быстро адаптируется к изменению освещенности и даже в пасмурную погоду снимает видео приемлемого качества.

Снимки, сделанные при помощи штатной камеры квадрокоптера Syma X8C

Снимки, сделанные при помощи камеры Panasonic HX-A1M

Одним из важных преимуществ этой модели является небольшой вес — всего 45 г. Для сравнения: Xiaomi Yi весит 72 г, а GoPro Hero Session — 74 г. Конечно, оборотная сторона медали — это небольшая продолжительность автономной работы, которая при съемке видео с разрешением 1920×1080 не превышает 40 минут. Однако с учетом специфики использования это несущественно, так как продолжительность полета квадрокоптера на одном аккумуляторе не превышает 10-12 минут. Даже если брать с собой дополнительную батарею для летательного аппарата, запаса автономности камеры с большим запасом хватит на два сеанса полетов.

Благодаря обтекаемой форме подвешенная к квадрокоптеру камера незначительно влияет на аэродинамику летательного аппарата (что важно при наличии ветра) и практически не ухудшает его маневренности. Конечно, из-за увеличения летной массы несколько уменьшается продолжительность полета на одной батарее, однако, как уже было отмечено выше, большинство других action-камер заметно тяжелее.

Защищенный корпус спасает камеру от повреждений при жесткой и аварийной посадке. Весьма удачным решением является и съемный оптический фильтр, который можно быстро заменить своими силами в случае повреждения.

Одним из существенных недостатков Panasonic HX-A1M является небольшой радиус действия встроенного Wi-Fi-адаптера — всего 10-12 м на открытом пространстве. Как следствие, функции дистанционного управления съемкой и трансляции «живой» картинки работают только на небольшой высоте. В большинстве случаев съемку приходится выполнять в постоянном режиме — включая запись перед взлетом и выключая после посадки.

Для фотографирования очень пригодился режим цейтраферной съемки. Он позволяет сделать в процессе полета серию фотографий, из которых затем можно отобрать наиболее удачные. Остается лишь сожалеть о том, что производитель не предусмотрел режима цейтраферной съемки с интервалом менее 5 с.

В заключение отметим, что модель Panasonic HX-A1M является весьма достойным вариантом для замены штатных камер малых беспилотных летательных аппаратов бюджетной ценовой категории. Кроме того, ее можно использовать и для других задач.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *