Что такое Мото Джимхана? Этап первый.

Сергей Пекутко | 20 February 2016

Мото Джимхана. Много кто о ней слышал, кто-то уже успел попробовать, кто-то даже начал с МотоДжимханы свою мото жизнь, некоторые увлекаются ею серьезно, ну а кого-то просто имеется своё особое мнение на счет всей этой «непонятной возни» Что же такое Мото Джимхана? Ответить на этот вопрос полностью получается только по прошествии 7 летнего существования Мото Джимханы в Европе. И выходит так, что в понимании всего мира, Мото Джимхана — это не просто мото спорт и виртуозное мастерство японских гонщиков на видео. Это нечто большее! Вот смотрим мы на японское видео и диву даёмся! И каждый хотел бы так уметь и при этом не падать. Так как же так научиться «джимханить»? Для полноценного ответа на этот вопрос разобьем Мото Джимхану на 3 этапа, три определения Мото Джимханы. Описание этих трех этапов помогут мотоциклисту понять какая именно Джимхана ему нужна. И мы так же расскажем в каких условиях, и на каком мотоцикле лучше достигать определенных результатов. Если коротко, то каждый этап можно описать одной фразой: 1 этап — «освоение управления мотоциклом» 2 этап — «контр аварийная подготовка» 3 этап — «в погоне за временем» В этой статье мы опишем 1-ый этап подробнее. 1 этап — «освоение управления мотоциклом» Как бы примитивно это не звучало, а проблема существует — не каждый мотоциклист понимает как управлять мотоциклом. И речь тут не про то «где какой рычаг находится». Освоение управления мотоциклом — это не только нажимать на тормоз, добавлять газ и поворачивать руль, но и уметь делать это точно и эффективно. Например: уметь наклонить мотоцикл в поворот, держать траекторию в повороте и не менять ее при торможении. уметь оставаться на траектории при ускорении. Уметь оперативно переложить свой мотоцикл с одного поворота в другой. Рассчитывать свое ускорение так, чтобы успеть затормозить и точно войти в следующий поворот. И все это без зажатия руками руля. Опытный мото спортсмен тут же воскликнет: «Брехня! Повороты не так проходятся!» . В спорте да. Там важно движение на пределах. А пока мы должны научиться полноценно контролировать мотоцикл и делать это очень точно. И все это в спокойных условиях: открытая площадка, без опасных препятствий, и хорошее сцепление с асфальтом. И все это в спокойном психологическом состоянии. Все эти моменты нужны для движения по городу. Поэтому 1 этап Мото Джимханы должен быть пройден у каждого мотоциклиста. Приступаем к освоению! Заезжаем на тренировочную трассу и пробуем ее проехать. Не спеша. Наращивая темп постепенно. И наша задача №1 — следить за своими руками. При спокойном прохождении трассы руки должны быть без напряжения и зажатия. Надо проехать кругов пять. Если руки устали, то у пилота нет понимания как рулить(применять руление и контрруление) и/или как сидеть на мотоцикле и не хвататься за руль. Что делать? Интересуемся у окружающих, а лучше у мото инструкторов как решить эту проблему. Как вариант, смотрим на опытных райдеров и сравниваем. Как они сидят на мотоцикле в повороте, а как вы? См. фото. https://pp.vk.me/c624517/v624517053/3febf/W8eCiaBoBHM.jpg На свободной площадке(без конусов) стараемся получить свободные руки, катаясь «куда едет мотоцикл» (а не куда вы хотите заставить его приехать), пока вы пробуете разные движения рулем. И все это с расслабленными руками. Задача: понять куда едет мотоцикл от разных движений рулем. Иными словами: как управлять наклоном мотоцикла с помощью руля. Если ваша скорость движения по трассе не сильно меньше чем у других, то переходим к Задаче №3. Если сильно меньше, то вы слишком медленно проходите повороты. Т.е. еле-еле наклоняете свой мотоцикл. Задача №2 — научиться наклонять мотоцикл в поворот на 45 градусов. Угол наклона говорит о том, что проходить поворот вы можете быстро, не снижая сильно скорость перед поворотом. Обычно наклонять сильно мотоцикл в поворот страшно, если не умеешь рулить. Т. е. нет понимания как «в случае чего» выпрямить мотоцикл обратно. Как не упасть? Для этого отъезжаем в сторонку и пытаемся, двигаясь по кругу с постоянной скоростью(20-30 км/ч. подкрутите холостые ) и работая рулем, стараемся наклонить мотоцикл больше. То есть стараемся максимально уменьшить радиус поворота на данной скорости. При этом следим за Задачей №1. Задача №3 — следить за взглядом. Маневр планируется заранее: на какой скорости ехать, на сколько наклонить мотоцикл. И чтобы располагать информацией о повороте, надо смотреть не на конус, мимо которого сейчас проезжает мотоцикл, а намечать себе цель на 3-5 секунд вперед по ходу трассы и следить за тенденцией движения к ней. Специально пункт про «взгляд» размещен под №3. т. к. частенько его воспринимают как «куда смотришь, туда и сможешь приехать». К сожалению волшебства не бывает. Чтобы смочь, надо уметь ездить. То есть сперва надо научиться ехать в любых направлениях, не зажимая руль, а потом уже получится расслабиться и не смотреть в панике на конус. Если же человек даже при движении по прямой смотрит себе под колесо, то ему стоит еще походить в мотошколу. https://pp.vk.me/c620218/v620218140/6ce6/rLp3vLgM9Ao.jpg Трассы для 1 этапа — это трассы с заданными траекториями движения. И задача №4 при этом как можно четче придерживаться заданной траектории. И режим движения в первую очередь не на скорость, а на точность траектории. Точность траектории задавать можно по разному: — четко обозначить ширину коридора конусами и начертить линию между ними, задав внутренний «бордюр» и внешний. См. Фото. https://pp.vk.me/c622022/v622022868/3326c/Kl_IwC62zAU.jpg — обозначить только внутреннюю часть поворота 3-5 конусами и пилот при этом сам уже ставит себе цель на каком расстоянии проезжать мимо каждого конуса. Использует конусы как ориентир. См. Фото. https://pp.vk.me/c622921/v622921436/32a04/h_CDErfWEuM.jpg Пилот сам выбирает себе режим движения. В зависимости от своих навыков. Кто-то может проезжать в двух метрах от конусов. Более опытные могут выдерживать дистанцию в пол метра и меньше от каждого конуса. При этом надо стараться получить как можно больше движения по прямой, делая входы в повороты и выходы из них более четкими. С.м. фото. Красная линия — самая простая траектория. Зеленая линия — то чему надо научиться для «освоения управления мотоциклом» https://pp.vk.me/c630825/v630825140/16e7d/LsfCeNLjwX4.jpg Таким образом «прокачивается» более активное применение контрруления. Скоростной режим на данном этапе может быть умеренно спокойным. Ускорения и торможения не большие и почти полностью по прямой. При этом тело мотоциклиста должно наклоняться в поворот на столько же, на сколько наклоняется мотоцикл. Избегать отклонения корпуса во внешнюю сторону. В итоге получается катание в свое удовольствие, как по горному серпантину. Не уверенный контроль выражается в «отстранении» пилота от наклона вместе с мотоциклом. См. фото. https://pp.vk.me/c628425/v628425864/d64b/xqGOZ2lMot0.jpg В итоге, некоторые мотоциклисты, для само контроля в таком режиме тренировочную трассу проезжают с одной рукой. См. фото. https://pp.vk.me/c625630/v625630864/4546e/TDGKEk9cp14.jpg Далее условия усложняем и стараемся круг по трассе проезжать быстрее. Добавляем агрессию на разгонах и торможении. И Задача №5 — отработать торможение в повороте, газ в повороте и при этом следить за выполнением задачи №1, задачи №3 и задачи №4. Вход в поворот можно смягчать смещением корпуса (не коленки, не попы, а корпуса) , разворачивая его в сторону поворота, т.е. внутрь поворота. См. Фото. https://pp.vk.me/c624517/v624517053/3ffcd/C9c3nB-JuKk.jpg И немного о торможении. Эффективное торможение на мотоцикле в основном это торможение за счет переднего тормоза, умение не блокировать заднее колесо , и как итог-наработанный навык останавливаться с 60 км/ч за 12 метров (на сухом и чистом асфальте по прямой). Немаловажный момент — торможение в повороте. Тут тоже передний тормоз основной, умение не блокировать задний и умение оставаться при этом на траектории. В итоге получается, что 1-ый этап Мото Джимханы это свободное владение своим мотоциклом для городского цикла. Чтобы освоить 1-ый этап требуется от 2-х до 10-ти тренировок. Количество очень зависит от выставленных «основ» у пилота — активная посадка и свободная работа рулем. Когда «основы» есть, то далее все зависит от смелости и целеустремленности. т. к. порой выходить за рамки привычного страшно и поэтому лень 🙂 Именно этот этап так положительно оценивают мотоциклисты, т.к. он позволяет справиться с трудностями управления мотоциклом. И после таких тренировок они получают больше удовольствия от вождения мотоцикла при спокойном катании! Какой мотоцикл нужен для первого этапа? Любой исправный мотоцикл/скутер! Даже защитные дуги, при таком постепенном подходе в тренировках, не обязательны. Все должно выполняться в спокойных условиях, по мере роста уверенности пилота в себе и в мотоцикле. Резина обычная — дорожная. И при этом сцепления колес с асфальтом хватает с лихвой. Т.е. риск упасть минимальный. На этом всё! Тренируйтесь! Приезжайте на тренировки! Проводите такие тренировки сами! Да прибудет с Вами «держак»! 🙂 p.s. А о том, чем «держак» плох мы расскажем вам в статье о 2-ом этапе Мото Джимханы! Следите за новостями! Пекутко Сергей

Проведение соревнований

Место соревнования — это, обычно, закрытая площадка, например, площадка автошколы или автостоянка. Схема трассы разрабатывается организаторами и отличается для каждого соревнования. Каждый участник пешком проходит трассу для ознакомления, а затем все стартуют по одиночке в определенном порядке. Участник может пройти трассу два раза — утром и днем, засчитывается время только одного, самого быстрого прохождения.

Как правило, гонщики используют только первую и вторую передачи из-за множества крутых поворотов трассы, поэтому скорости обычно низкие или умеренно-средние. Существует высокая вероятность падения из-за нестабильности мотоциклов на низких скоростях, но травмы или повреждения мотоцикла, тем не менее, редки. В соревнованиях могут принимать участие любители или новички — от гонщика требуется минимум экипировки и никаких специальных лицензий для участия.

Из-за плотного расположения препятствий на трассе более маленькие и легкие мотоциклы часто имеют преимущество перед более крупными. Тем не менее, трасса может включать в себя длинные прямые участки в дополнение к крутым поворотам, так что мотоциклы различных размеров, стилей и компоновки остаются потенциальными соперниками.

Мото-джимхана требует от гонщиков знаний техники ускорения-торможения, управления и контроля веса, умения настроить мотоцикл на максимальную производительность, способности оценить наиболее эффективную траекторию прохождения трассы.

Фигурное вождение мотоцикла в России

Соревнования по фигурному вождению мотоцикла (или «азам мастерства») входят в перечень дисциплин мотоциклетного спорта, указанных в Спортивном Кодексе МФР (п. 01.19). Однако, не внесены во Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС).

Упражнения и порядок их выполнения

Участник должен выполнить все упражнения в строгой последовательности их расположения на трассе и уложиться в контрольное время 90 сек.

  • «Коридор». Наносятся две параллельные линии длиной по 10,0 м на расстоянии 0,9 м одна от другой. На линиях устанавливаются флажки высотой 0,9-1,0 м. Расстояние между флажками 1 м. Участник должен проехать «Коридор», не задев флажков и не выехав хотя бы одним колесом мотоцикла за их линию.
  • «Круг». Наносятся две концентрические окружности: радиус внутренней окружности 1,5 м, радиус внешней окружности 2,6 м. По окружностям устанавливают флажки высотой 0,35 м. Расстояние между флажками 1 м. Участник должен проехать полный круг, не задев флажков и не выехав хотя бы одним колесом мотоцикла за их линию.
  • «Габарит». На двух стойках укладывается легкая планка (деревянная или алюминиевая трубка). Расстояние между стойками 1,5 м, высота планки над землей 1,15 м. Участник должен проехать под планкой, не задев её.
  • «Колейный мост». Ширина моста 0,25 м, высота моста 0,25 м, длина моста вместе с пологим въездом и съездом 10 м. Участник должен проехать по мосту и съехать на землю с торца моста. Съезд в любом другом месте любым колесом считается невыполнением упражнения.
  • «Трамплин». Ширина 0,4 м, высота переднего края 0,3 м, длина 3,0 м. Участник должен выполнить прыжок на мотоцикле с переднего края трамплина. Приземление заднего колеса ближе 1 м от переднего края трамплина считается невыполнением упражнения.
  • «Восьмерка». Два круга, как в упражнении «Круг», соприкасаются внешними окружностями. Расстояние между флажками 1 м. Участник должен въехать в месте соприкосновения окружностей, проехать первый круг против часовой стрелки, второй круг — по ходу часовой стрелки или наоборот, не задев стоек (флажков) и не выехав хотя бы одним колесом мотоцикла за их линию.
  • «Тоннель». Трое ворот, в которых подвешено по три шара, устанавливают на расстоянии 4,5 м друг от друга. При этом центр средних ворот смещен влево от продольной оси крайних ворот на 2,0 м; высота ворот 2,0 м, ширина 2,0 м, расстояние между боковыми шарами 0,8 м, высота боковых шаров над землей 0,9 м, высота среднего шара над землей 1,25 м. Участник должен проехать трое ворот, не задев шаров. Проезд мимо хотя бы одних ворот считается невыполнением упражнения.
  • «Эстафета». Устанавливают две стойки на расстоянии 20,0 м одна от другой. К стойкам на высоте 1,5 м от земли горизонтально прикрепляют кронштейны длиной 0,2 м. Стойки устанавливают так, чтобы кронштейны были перпендикулярны оси движения. На кронштейн первой стойки надевается кольцо (из 4-5 мм проволоки) диаметром 0,2 м. Участник должен правой рукой снять кольцо с кронштейна первой стойки и левой рукой надеть его на кронштейн второй стойки, при этом не уронив кольцо и не опрокинув стойку.
  • «Зигзаг». Наносятся две параллельные друг другу ломаные линии, каждая состоит из шести прямых отрезков длиной 4 м, расположенных под углом 90 градусов друг к другу. Расстояние между линиями 1,6 м. На линиях устанавливаются флажки высотой 0,9-1,0 м. Расстояние между флажками 1 м. Участник должен проехать траекторию, не задев флажков и не выехав хотя бы одним колесом мотоцикла за их линию.
  • «Линия „Стоп“». Ширина линии 0,1 м, длина — 1,5-2,0 м. Участник должен остановиться перед линией так, чтобы иметь с ней контакт шиной переднего колеса, но не выезжая за неё.

Элементы мотоджимханы на практическом экзамене по вождению ТС категории «А»

Для кандидатов в водители ТС категории «А» комплекс испытательных упражнений содержит 3 упражнения:

  • упражнение № 1 — «„габаритный коридор“, „габаритный полукруг“, разгон-торможение»;
  • упражнение № 2 — «„змейка“, „колейная доска“, управление на малой скорости»;
  • упражнение № 3 — «габаритная восьмерка»;

При приеме экзамена на мотоцикле с боковым прицепом выполняется одно испытательное упражнение, включающее следующие элементы:

  • «змейка» (шаг: 5 м, ширина коридора: 5 м);
  • «габаритная восьмерка» (наружный диаметр кольца: 8 м, расстояние между центрами колец: 6,5 м);
  • «разгон-торможение».

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *