Чипгуру

Немного истории…
Львовский мотозавод (ЛМЗ), первоначально специализировавшийся на выпуске автоприцепов, в 1958-м году занялся разработкой опытных образцов мопедов, так как руководством страны было принято решение бросить все силы на развитие этого направления. У ЛМЗ уже имелся опыт разработки такой продукции: в частности, заводом были выпущены мотовелосипеды В-902 и В-905, мопеды МВ-044 («Львовянка»), а также мопеды МП-043, МП-045, МП-046 и МП-047. Конец 50-х годов ознаменовался выпуском первых мопедов «Верховина-3» (MП-048), сыгравших заметную роль не только в истории Львовского мотозавода, но и в истории отечественной мототехники того времени. Мопед «Верховина-3», оснащенный 50-кубовым двухтактным двигателем Ковровского механического завода (Ш-51К) мощностью 2 л.с., разгонялся до 50 км/час. Кубатура, мощность и максимальная скорость были типичными для мопедов, поэтому разработчики, в первую очередь, привлекали внимание потребителей к улучшенному внешнему виду первой «Верховины».
Мопеды Верховина и Карпаты
В отличие от предшественников, на мопеде «Верховина-3» установили колеса меньшего диаметра и трубчатую сварную раму, благодаря которой удалось повысить прочность конструкции и снизить вес мопеда до 51 кг. «Верховина-3» могла похвастаться удобной посадкой и модернизированной передней и задней вилкой. Заднюю вилку закрепили к раме болтами и резьбовыми втулками, что позволило уменьшить степень ее износа при качании. Тормозные колодки оснастили защитными упорами, в которые можно было вставлять компенсирующие шайбы и не менять колодки после 20 километров пробега. Раньше для крепления топливного бака приваривались кронштейны, а у мопеда «Верховина-3» бак крепился за бурт, благодаря чему удалось избежать трещин, часто образовывающихся в местах крепления кронштейнов. «Верховина-3» прошла серию испытаний: в частности, мопеду пришлось преодолеть более 5300 километров, чтобы продемонстрировать свою надежность и неприхотливость в эксплуатации.
Достался сей агрегат 1972 г/в

даром.Отец одного приятеля в свое время катался на нем,но по причине не надежного контактного зажигания был забыт на улице под старым линолеумом в саду на не долгие 30 лет! В замен данного мопеда была приобретена Рига 22, что тоже мной восстанавливается.Об этом мопеде расскажу в отдельном повествовании.
К сожалению, у меня нет фотографий начала работ, да и зачем? Вы прекрасно можете включить воображение, и представить, что может быть с техникой, простоявшей на улице всего то 30 лет. Резина была номинально, скорее ее не было, колеса не крутились, бардачков нет, цепь превратилась в единый конгломерат. Отсутствует крышка генератора(если есть у кого, буду рад выкупить или приму в дар),да и сам генератор канул в лету. В целом набор ржавого железа, хотя и в неплохой комплектации и частичной сохранности.
Двигатель:
Головка цилиндра была без единого ребра, чтобы снять цилиндр, пришлось греть и отмачивать 4 суток. Со временем старый цилиндр будет расточен и восстановлен. Был случайно приобретен ш-57 с цилиндром от ш-51,он и послужил донором. Глушитель пока не нашел.
Крышка и цилиндр ш-51 отличается от в-50 по форме
Карбюратор к-34,яма» под него маленькая и цилиндр соответствующий. К-60 под цилиндр и картер ш-51 не подходят!
кроме того присутствует сапун (или как он там называется),удобная штука для остановки двигателя и продувки цилиндра если был перелив топлива.
Кстати ручка переключения скоростей имеет рычажок для открытия сапуна.
Коробка скоростей и шестерни не взаимозаменяемы от других двигателей серии ш,в моем случае внутренности в хорошем состоянии.
Генератор взят с ш-57,
катушка зажигания от пилы «Дружба»,зажигание электронное по этой схеме

Родная катушка зажигания поставлена на приборы освещения.
Для тех, кто собирается восстанавливать ш-51 говорю заранее, найти зап.части очень сложно.
Рама: Передние амортизаторы по моему подходят от Карпат, задние старого образца, на развалах еще можно купить б/у. Задний маятник крепится к раме не осью как на Карпатах и пр., а с помощью 2 болтов.
Колеса: На переднем колесе стоит привод спидометра,
колодки подходят от Карпат и Риг. При поиске новых спиц столкнулся с проблемой, что спицы Карпат длиннее родных
Прошу обратить внимание на разные барабаны от Карпат по креплению спиц.Поэтому спицы и короче.
Пришлось подкладывать гайки под ниппеля спиц, пространство между ободом и ниппелями залил нейтральным силиконовым герметиком (дабы не разъедал краску) в целях того, чтобы камеру не перетерло. Покрышки от Карпат встали как родные, до сих пор продаются.
На заднем крыле крепление по такой вот номер
Зеркало заднего вида от ранних риг
Покраска осуществлялась грунтом и краской из баллончиков, приобретенных в Ашане. Покрытие лаком в 2 слоя.
Наклейки заказаны в типографии за 1100 рублей вместе с работой по макетирование. Наклейки наклеены и покрыты лаком.

Бардачки отсутствуют. Был кусок от правого бардачка. Сделал деревянные клише, попробовал сделать из канистры. Результат не очень. Хочу попробовать сделать из стеклоткани + эпоксидная смола.

Сидение перетянуто и закреплено к основанию клепками.

Цвет подобран ближе к оригинальной шкурке.
Электрика:
На ранних моделях риг и Верховины ставились фары со встроенным спидометром ФГ-200Б
Обращаю внимание на ранний в фаре и поздний спидометр от Карпат(разметка спидометра разная)

Задний габаритный фонарь ФП-226.К сожалению пока не нашел целый плафон.
под ним рамка номера.
Катушка зажигания б-300.Способ восстановления выложил у Вагнера на сайте:http://www.wagnerland.ru/index.php?topic=1598.0
Обращаю внимание на решетки звуковых сигналов.

Тот что не покрашен от ранних мопедов, покрашенный ставился начиная с Риги 22.
Проезжая у гаражей мелькнул на свалке выброшенный мотошлем вишневого цвета. Решил забрать мусор, вот что получилось..

Под цвет мопедки.)))
Мопед ждет весны для оживания двигателя.)))
Мой интерес восстановить мопедки до заводского(или приблизить)состояния, это же маленькие, тарахтящие части нашей большой истории!))

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *