Мото тюнинг

&nbspВ этой статье хочу поделиться опытом создания защитных дуг на мотоцикл своими руками в гаражных условиях. В качестве подопытного взят Yamaha YBR-125.
&nbspЕсли кто-то сомневается в своих силах, но подумывает изготовить дуги своими руками — обязательно посмотрите и почитайте, этот пост добавит уверенности и решимости. Методом проб и ошибок мы постарались разобраться и для себя понять технологию изготовления дуг. «Технологический процесс» (если можно так назвать постоянное повторение «порежь-погни-примерь-привари») полностью заснят на видео, и поделен на пять, относительно коротких, частей. Просмотр всего материала займет чуть более 15 минут (с перемотками и того меньше). Если после просмотра останутся вопросы — задавайте их в комментариях, с радостью отвечу! 🙂


&nbspПо-хорошему, перед началом изготовления дуг надо не только определиться с желаемой формой, но и посчитать конструкцию в какой-нибудь софтине на предмет прочности. Только «по-хорошему» обычно плохо уживается с шилом в заднице и, вместо расчёта прочности, голова доверяет прошлому опыту. На старом мотоцикле брата (Honda CB-750) стояли дуги от учебной версии и они отлично выполняли свою защитную роль — при этом труба там была внешним диаметром около дюйма. Для дуг на легкий мотоцикл такой трубы будет более чем достаточно (это 12-14 миллиметров внутреннего диаметра и 3-4 миллиметра стенок). Такие трубы начнут деформироваться раньше труб рамы и, в то же время, обладают достаточным запасом по прочности. По уму надо покупать цельнотянутую холоднокатаную трубу — она и гнётся проще и прочность у неё выше, но мы не стали заморачиваться. Сгоняли на соседнюю металлобазу и купили шовную трубу.
&nbspТрубы гнули шестнадцатитонным трубогибом арбалетного типа одной популярной китайской фирмы. Инструмент, конечно, добротный, с кучей оснастки на самую ходовую трубу, но, с некоторыми минусами. В первую очередь, его жёсткость в поперечной плоскости мала: вертикальные стойки сделаны из полос без усилителей, из-за чего постоянно уходит плоскость заготовки, т.к. шпилек на осях упоров недостаточно для жёсткой центровки упоров относительно чаши центрального упора. Во вторую очередь, сама конструкция накладывает определённые ограничения на угол гибки и габаритные размеры детали. Из-за этих двух минусов сложные детали малого размера таким трубогибом гнуть получается не очень быстро и не очень точно.
&nbspЧтобы изготовить симметричные дуги и сделать (чем чёрт не шутит?) задел для копирования на будущее, необходимо предварительно подготовить шаблон боковых лопухов. В первой части видео пойдет разговор именно про изготовление шаблона дуг. Визуально, на мотоцикле определяем места верхнего и нижнего креплений. На Yamaha YBR-125 верхнее крепление дуг располагается в районе сигнала клаксона, нижнее — в районе фиксации двигателя на раме. Далее, прикидываем форму дуг, предусматриваем поверхность и точку опоры для скользячек, гнем трубу, отрезаем всё лишнее, зачищаем металл.
&nbspВ итоге, на изготовление шаблона ушло примерно 90 сантиметров трубы. После изготовления шаблона можно будет заняться изготовлением самих боковых лопухов дуг и их подгонкой.

&nbspНа бумаге схематично рисуется конструкция: дуги будут состоять из двух симметричных лопухов, соединяющихся в верхней части промежуточной дугой (работающей силовым элементов для полосы, работающей на крепёж). Снизу будут два боковых крепления на один из болтов переднего подрамника двигателя, соединённых с боковыми лопухами дуг примерно посередине каждого лопуха. По прикидкам такие крепления не должны упираться в выпускное колено. Сверху дуг, при этом, будет достаточно места для установки дополнительных элементов под защиту от скользячки (если будет желание такие установить на манер мини-дуг одной известной конторы) и для установки дополнительных креплений на задний подрамник двигателя, если покажется, что существующих креплений недостаточно.
&nbspСама конструкция дуг позволяет широко варьировать как остающийся клиренс после их установки, так и их ширину: для этого достаточно боковые лопухи немного повернуть относительно верхней маленькой дуги вперёд, а сами боковые лопухи свести или развести до необходимой ширины. Конечно, для большего диапазона регулировок надо и сам шаблон сделать чуть более длинным в нижней части.
&nbspК верхней соединительной дуге привариваем трехмиллиметровую стальную полосу. В полосе сверлим два отверстия, через которые дуги будут притягиваться к раме мотоцикла простым ВАЗовским хомутом для выпускного тракта классической модели (его диаметр один в один с диаметром трубы рамы YBR; совпадение? не думаю! 😀 ).
&nbspНижние крепления изготовим из той же трубы, только на одном торце сформируем посадочное ушко, спрессовав трубу в плоскость с нужным углом посадки. В качестве пресса используем пару «трубогиб — швеллер».

&nbspДля того, чтобы дуги встали правильно, нужно будет либо собирать кондуктор и сборочный стапель, либо смонтировать все детали на мотоцикл и приварить на нём прихватками, а потом проварить уже нормально, сняв «конструкцию» с мотоцикла. Борьба между желаниями «сделать всё правильно» и «сделать всё быстро» предсказуемо закончилась традиционным русским вариантом: за верхнее крепление притягиваем дуги к раме мотоцикла, у нижних креплениях сверлим отверстия в ушках, фиксируем нижние крепления на подрамнике и подтягиваем их к дугам с помощью струбцин. Прямо по живому прихватываем нижние крепления к дугам, стараясь не пожечь пластик мопедки и не приварить ненароком струбцины. Конструкцию снимаем с мотоцикла (перекрестив пальцы за прихватки) и уже в сторонке полностью провариваем все швы. Зачищаем металл — и дуги уже начинают походить на что-то приличное.

&nbspСтандартный болт крепления двигателе на переднем подрамнике коротковат для того, чтобы притянуть ушки креплений, поэтому заменяем его на более длинный. Гайку меняем на самоконтрящуюся.
&nbspТеперь устанавливаем дуги на мотоцикл и на верхнее крепление, и на нижнее. Дуги сидят крепко — как влитые. В качестве небольшого тестирования дуг заваливаем мотоцикл на бок, — и сразу видно, что мотоцикл дугами на 100% не защищен. Одних передних дуг точно не хватит (их надо ещё наращивать в ширину или ставить дополнительные задние дуги) для полной защиты от коцек. Но ноги райдера они защитят и, при падении на скорости, часть удара возьмут на себя, дефомировавшись. Мы подумали про третью точку крепления дуг к мотоциклу, но отказались, т.к. если дуги будут слишком жесткие, то появляется риск повреждения рамы. А этого совсем не хочется.

&nbspПеред покраской поверхность дуг полностью зачищается. В магазине стройматериалов покупаем краску для наружного применения с защитой от ржавчины. Краска так себе, но дуги — это рабочий элемент, и их один фиг придётся подкрашивать по мере появления затиров от чехла, коцек, потёртостей от падений и эта краска гарантирует повторяемость цвета, фактуры и стоит копейки. Возвращаемся в гараж, красим дуги на первый слой. Ждем 30 минут. Красим дуги на второй слой. Ждем трое суток до полного высыхания краски.

&nbspУстанавливаем покрашенные дуги на мотоцикл, — и так получилось, что через пару дней после установки дуг на мотоцикл, 12 мая 2016 в Перми было объявлено штормовое предупреждение. Пронесся ураган. Мотоцикл в это время был припаркован на открытой стоянке под уклоном и сильным ветром его уронило на левый бок. Из косяков — пара царапок на «хромучем» багажнике, царапки на пластиковой части левого зеркала, и отломленное крепление крышки аккумуляторного отсека (видимо от сотрясения, т.к. прямого контакта с дорожным покрытием не было). Главное, — пластик морды, всегда страдающий при таких падениях, цел. Таким образом, дуги себя окупили первым же падением. 🙂

&nbspНе бойтесь делать что-то своими руками, всё абсолютно реально. Нужны только инструмент, желание и немного времени. Даже не знаю, от чего больше получил удовольствие — от полученного результата или от процесса изготовления.
&nbspКстати, да, точных размеров назвать не могу, их банально нет. Весь процесс проходил методом подгонки. Т.е. по такому технологическому процессу можно изготовить любые дуги любых размеров на любой мотоцикл. Изменятся детали, но суть останется той же. И самое ценное в этом то, что уходят боязни типа «я не смогу, это сложно», «получится откровенный колхоз», «нужен крутой инструмент». На самом деле, достаточно сварочника, болгарки и автомобильного домкрата на 5-8 тонн. «Нет трубогиба», «нет пресса», «кривые руки» — это всё отговорки для тех, кому не хочется хотя бы раз в жизни попробовать всё сделать самому, своими руками, и только после этого иметь законное основание на своё собственное мнение по вопросу. Как-то так.
&nbspНебольшая фото-солянка:









Изготовление защитных дуг

Мотоцикл — довольно дорогостоящее увлечение, а падения на нем не редкость. Поэтому опытные мотоциклисты, у кого за плечами не одно падение и восстановление, стремятся уменьшить объем повреждений в случае падения.

Один из способов защиты — установить на мотоцикл дуги.

Защитные дуги можно купить — либо на конкретную модель, либо универсальные.

Естественно универсальное всегда дешевле, но «сидит» хуже. Дуги серийного производства на конкретные модели могут кусаться по цене, могут быть некачественного или непродуманного исполнения или просто быть вам не по нраву.

В подобных случаях как вариант изготовление защитных дуг на заказ. Сейчас этим многие мотосервисы и не только они занимаются. Наш мотосервис «Old School» не исключение.

А теперь об этом поподробнее ….

Верно изготовленные и качественно установленные дуги на мотоцикле без сомнения многое спасут на вашем мотоцикле при падении и скольжении. Конечно, все они не защитят, но точно уменьшат затраты на восстановление в разы, а заодно и сократят время ремонта, что в сезон, согласитесь, немаловажно.

Что важно при выборе дуг?

Конструкция.

Они не должны быть громоздкими, чтобы не сильно увеличивать мотоцикл в габаритах, но при этом защищать как можно больше деталей. А еще смотреться с мотоциклом гармонично)

Места крепления.

Важно грамотно выбрать места крепления дуг к мотоциклу, чтобы при падении они отработали, но при этом не повредили раму мотоцикла, что крайне нежелательно делать.

Материал.

От материала из которого изготовлены дуги зависит качество защиты.

Стальные дуги – жесткие, могут выдержать не одно падение, погашают более сильные удары, более низкие в цене.

Минусы: могут поржаветь, «не блестят». Подходят на бюджетные мотоциклы и для тех кто сильно внешним видом не заморачивается.

Нержавейка – более вязкий материал, в момент падения дуги дополнительно тормозят мотоцикл, а также уменьшают вероятность возгорания при скольжении. На вид более эстетичные, не поржавеют.

Минусы — более дорогие, так как сам материал дороже и более трудозатратное изготовление. Больше подойдут тем, кто готов заплатить больше за эстетику и безопасность.

Теперь поподробнее о производстве защитных дуг в Мотосервисе «Old School» в г. Мытищи.

Мы не занимаемся серийным производством дуг на мотоцикл. То есть мы делаем только индивидуальные дуги, повторений в нашем исполнении нет и в наличии мы ничего не держим.

Чем это обусловлено? Моделей мотоциклов очень много, а еще каждому мотоциклисту нужно что-то свое — кому-то только нержа, кому-то подешевле, кому-то максимальная защита, кому-то подобие оригинальных.

Мы изготавливаем дуги, учитывая все пожелания заказчика, и гарантируя качество исполнения и защиты.

Что, кстати, уже доказано — не одни наши дуги уже прошли краштесты и защитили и мотоцикл и мотоциклиста.

Производство дуг на мотоцикл налажено непосредственно в сервисе, без посредников, минимальные сроки (3-7 дней), материал сталь или нержавейка, покраска порошком при необходимости.

Несколько работ по изготовлению защитных дуг:

изготовление защитных дуг на Shadow 1100изготовление защитных дуг на Minstrikизготовление защитных дуг на R1изготовление защитных дуг на DRZ

Остальные работы можно увидеть в АЛЬБОМЕ .

И еще — большинство мотоциклистов задумываются об установке дуг только после падения))) Предлагаем учиться на чужих ошибках и «стелить соломку» заранее))))

ВЫНОС ОТ ВОЛКА + ДУГИ БЕЗОПАСНОСТИ.

Вынос от Волка + дуги безопасности.
Восстановление утерянного.

Не падает на мотоцикле только тот, кто на мотоцикле не ездит. (с) прочитанная где-то байкерская мудрость.

Все, кто ездил и падал на мотоцикле Урал Волк, сталкивались с проблемой отсутствия, на этом прекрасном аппарате, передних дуг безопасности.

Любое, даже маломальское падение, приводило к порче клапанных крышек, загнутому выносу и прочим повреждениям, в зависимости от того, насколько сильно было падение.

Получив как-то в подарок раму от Волка, а потом и заимев Волка в стоке у себя в гараже, я также столкнулся с этой проблемой.

Первоначально, я вообще отказался от выноса в пользу передних дуг от Вояжа.

Так как у меня на Волковской раме стояло седло Лягушка, то посадка подразумевалась «Классическая», а в дороге всегда можно было вытянуть ноги и поставить их на площадки на дугах.
Удобно и практично. А главное надежно. Сорок метров летел я лежа на этой дуге по МКАДу, когда у меня взорвался задний баллон. Со снопом искр, как рассказывали очевидцы. И ни мотор, ни мотоцикл практически не пострадали.

Но как всегда было одно но. Оно есть всегда.

Но вернемся пока к Волку в стоке.

Вынос ног практически полностью исключает возможность установки передних дуг.
Я даже, по наивности своей, связался с заводом ИМЗ с вопросом, не было ли у них каких наработок в данном направлении, и что еще более дико, натурально получил от них ответ, что, дескать, увы, но дуга для Волка не рассматривалась и не проектировалась. ((((

Шаря по великому интернету, я тут и там натыкался на решения по дугам для Волка, но все они были страшны и колхозны по своей сути.

Остальные шедевры можете поискать самостоятельно. Тема эта не раз поднималась на оппозите и варианты проскакивали регулярно.

Был еще перед глазами вариант рожденный Дедом Андреем.

Чертовски надежная и мощная конструкция, проверенная и не раз её автором, и самое удивительное не сильно портящая (на мой взгляд) силуэт мотоцикла. Но вариант с пропихиванием ног на вынос через дугу меня пугал.
В случае чего, эта конструкция могла начисто поломать тебе ноги, скажем, в момент перелета через руль. Например.

А затем, внезапно досталась мне с одним Волком вполне себе стоящая конструкция, которую, благодаря небольшой доработке Дяди Сережи, я даже через знакомого смог повторить и даже небольшой партией выпустить для всех знакомых Волководов. Миша – тебе респект!







Для имеющих выход на металлообработку – велкам чертежик. Делайте.

Зарекомендовали дуги себя отлично!

vodkoff
Дуги (точнее правая дуга) сегодня справились с возложенными на них ответственными задачами. По полной программе. При съезде со МКАДа на нью ригу в повороте на эстакаде попал в лужу масла. Скользил вместе с мотиком на правом боку от левого отбойника до правого …
Не было бы дуг был бы видимо движку п№%дец.

Подводник
Чопперный конструктив таки подвёл меня при преодолении офроудной части маршрута, не раз в итоге, но кто бы удивилялся. Мотоцикл я заваливал три или четыре раза. Тут прям дичайшая благодарность Паше Вампиру за дуги. Один раз скольжение по склону остановила как раз дуга, звонко ударившая об валун. Не она бы, так, наверное, отбил бы цилиндр, ну крышку бы разбил точно, по крайней мере.

И тут, как в народной мудрости по сапожника без сапог, оказалось, что эти дуги не встают на мой мотоцикл. Оребрение на Литре, существенно больше, чем на 750-ом моторе, и дуга упирается как в ребра, так и в клапанную крышку, ибо Литр еще и шире 750-ки.

Я приуныл…(((

На тот момент я уже столкнулся с проблемой ремонта треснувшей клапанной крышки на Литре. Две недели, два мастера пытались заварить мне эту крышку, ругаясь и плюясь на тот говенный материал, и технологии отливки, из которого делали экспериментальные моторы на ИМЗ. С трудом, но заварили.

Вопрос о дугах стоял открытым, т.к. посадка на Литре уже была изменена в угоду выносам!
В очередной раз переварено седло.

Теперь-то я добился нужной посадки на мотоцикле.
На скорости более 110 км/ч при «классической» посадке, начинало тупо сдувать встречным ветром даже с установкой огромного ветровика! С моим ростом 190 см, высоты его не хватало. Нужно было усаживаться ниже, а при этом, становилось некуда девать, доставшиеся мне от природы длинные ноги.

Еще в период езды на Литре с дугами от Вояжа возникла проблема.
Они были уже моего мотора, т.к. проектировались еще под 720-й мотор.
Посему у того же Миши была заказана дуга по типу Вояжевской, но отвечающей запросам Литра.

Два года я отъездил с этими дугами, и снял только при установки выносов от Волка.

И тут, перед поездкой в Нижний Новгород на фестиваль Дым над Водой, взгляд мой падает на эту, на тот момент уже снятую дугу. Потом на вынос от Волка. Потом на дугу. В голове зарождается и формулируется идея.

Я достаю дугу и прикладываю её к мотоциклу и выносам. Должно получиться!
Советуюсь с Подводником, который на тот момент у меня в гараже доделывает к поездке своего Волка. Он одобряет. Есть шанс, что не получится, но в принципе дуга уже не нужна, и на опыт пустить её не жалко.
Пару взмахов болгаркой, открутить теперь уже лишние подножки от выноса и вуаля!

Почему я не сделал этого раньше?!?



В завершении:

Вояжевской родной дуги у меня уже давно нет, но кажется мне, что используя её как донора, подобная конструкция обязана повториться и для стоковой 750-ки.
У кого есть возможность – проверьте. Идея, намой взгляд, заслуживает этого.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *