Содержание

Исследовать Урал

Уфа — Белорецк — Абзаково

Уральские горы видно и с федеральной трассы М-5. Но это скорее способ добраться из пункта А в пункт Б, чем настоящее путешествие. Интереснее выбрать дорогу поменьше, поближе к природе, да не такую загруженную. Например, из Уфы до Абзаково через Белорецк. Водители пугают друг друга ухабами, серпантинами и знаменитым поворотом на 180 градусов, который прозвали тещиным языком. И каждый непременно добавляет: «Зато виды какие!».

Хорошая идея — остановиться на полпути у горной реки Инзер, в доме отдыха или с палаткой. Наловить рыбы, посидеть у костра и перестать наконец нервничать из-за каждой мелочи. После Белорецка можно продолжить путь до горнолыжных курортов Банное и Абзаково: заснеженная дорога похожа на просторную галерею в ледяном дворце. Другой вариант — свернуть в сторону карстовой пещеры Шульган-Таш, знаменитой наскальными рисунками эпохи палеолита. Еще один способ продлить удовольствие — пуститься в объездной путь к селу Тюлюк, из которого совершают восхождения на гору Иремель.

Длина маршрута: 281 км
Старт: Уфа
Финиш: Абзаково
Лучшее время для поездки: май-сентябрь и февраль-март

Обогнать караван

Чуйский тракт (часть трассы М52)

От Бийска на юг, в Горный Алтай и до границы с Монголией, уносится Чуйский тракт. История главной алтайской дороги началась во времена Шелкового пути, когда через горы осторожно пробирались караваны с диковинками из дальних стран. О красоте Алтая тогда думали мало, гораздо сильнее волновали бомы — опасные узкие места на тропе. Первая колесная дорога появилась здесь лишь в начале XX века, а современный Чуйский тракт — еще позднее, в 1935-м.

Перед выездом изучите Музей Чуйского тракта в Бийске — для вдохновения. В районе 510 км трассы зарулите в питомник и познакомьтесь с беловежскими зубрами. Поднимитесь на высшую точку Чуйского тракта, Семинский перевал, и по-свойски подкрепитесь горячими чебуреками. На 728 км загляните в прошлое: на горе Адыр-Кан сохранились древние наскальные рисунки, а неподалеку стоит оленный камень с лицом воина. От села Акташ начинается боковая дорога на Телецкое озеро через зрелищный и пугающий перевал Кату-Ярык. Словом, впечатлений из поездки по Чуйскому тракту привезете никак не меньше, чем из каких-нибудь Баварских Альп.

Длина маршрута: от 571 км
Старт: Бийск или Новосибирск
Финиш: граница с Монголией
Лучшее время для поездки: июнь-сентябрь

Найти машину в Новосибирске

Влюбиться в Ладогу

Олонец — Сортавала

В Карелии какую дорогу ни возьми — все как с картинки. Наша любимая — из Олонца в Сортавалу по берегу Ладожского озера. Бухты с песчаными пляжами на восточном побережье — наш ответ Турции и Таиланду. А самый зрелищный участок вьется вдоль шхер и фьордов северного берега. В районе Рауталахти дорога петляет прямо по краю залива. Лучшее, что можно сделать, — это выйти из машины и подниматься по склону, покуда хватит энтузиазма: с высоты Ладога еще чудеснее.

В сезон навигации логично продолжить путешествие на метеоре из Сортавалы до Валаама. Зимой туда ходит судно на воздушной подушке. Вернувшись из паломничества, отправляйтесь на затопленные мраморные карьеры Рускеалы, которые превратились в оборудованный горный парк. Среди бывших копей плавают на лодках, летают на троллее и погружаются с аквалангом — активные развлечения особенно радуют после дальней дороги.

Длина маршрута: от 199 км
Старт: Олонец или Санкт-Петербург
Финиш: Сортавала
Лучшее время для поездки: май-октябрь, январь-март
Куда поехать и что посмотреть в Карелии

Найти машину в Санкт-Петербурге

Проникнуться романтикой гор

Алагир — Цейское ущелье

Этот в белых снегах горнолыжный лицей —
Панацея от наших несчастий,
Мы не верим словам, но в альплагере «Цей»
Все мы счастливы были отчасти.

Так пел Юрий Визбор, а за ним — тысячи альпинистов и походников. Физики и лирики из 60-х до сих пор вздыхают о дороге, которая ведет в Цейское ущелье. Сегодня на месте альплагеря — горный курорт, где ждут не только суровых людей в касках и с ледорубами, но и просто любителей отдыха в горах. Дорога к «Цею» — сама по себе достопримечательность. Покинув Алагир, она стелется вдоль реки Ардон, а потом внезапно подскакивает в Цейское ущелье. За лобовым стеклом — зачарованный сосновый лес, и даже небо как будто становится ближе. Последний километр вы проедете без асфальта и окажетесь под облаками на высоте 2 тысячи метров.

К жутковатому Сказскому леднику можно добраться на канатке, а к Цейскому ведет экологичная тропа. Неподалеку от Верхнего Цея за каменным забором стоит сруб — важное осетинское святилище Реком. Тут поклоняются Уастырджи — покровителю всех мужчин, воинов и путников. Женщинам к Рекому приближаться нельзя, но чуть дальше по тропе находится женское святилище, куда нет пути мужчинам.

Длина маршрута: от 53 км
Старт: Алагир или Владикавказ
Финиш: Цей
Лучшее время для поездки: круглый год, кроме ноября
6 причин съездить на Кавказ этим летом

Найти легендарный путь через Кавказ

Черкесск — Домбай, часть бывшего Военно-Сухумского шоссе

Давным-давно через Клухорский перевал в Главном Кавказском хребте проходила караванная тропа. В начале XX века на ее месте построили дорогу, пригодную для машин. Она соединяла Черкесск и Сухум и имела все шансы снискать славу Военно-Грузинской. Не сложилось. В советские времена веселые туристы с гитарами и огромными рюкзаками еще могли быстренько попасть из высокогорного Домбая прямо к Черному морю. Сейчас сквозного проезда для машин нет, пеших тоже не пускают: как-никак государственная граница.

Впрочем, даже в укороченном виде — от Черкесска до Домбая — этот путь на редкость живописен. Крутые повороты, рокочущая река, густой лес на склонах — классическая горная дорога, по которой, несмотря на сложности, хочется ехать и ехать. Увы, на сам Клухорский перевал сейчас нельзя ни при каких условиях. Но, отдышавшись в Домбае, можно продлить знакомство с Военно-Сухумской дорогой до Форелевого озера. А если вы заранее оформили пропуск в погранзону, то и немного дальше.

Длина маршрута: от 124 км
Старт: Черкесск, Ставрополь или Минеральные Воды
Финиш: Домбай
Лучшее время для поездки: круглый год, кроме ноября

Добраться до Тихого океана

Лидога — Ванино, Хабаровский край

Фото: Raita Futo, CC BY 2.0

Некоторые дороги особенно хороши, когда не до конца построены. Ехать тяжеловато — с этим не поспоришь. Зато будете тет-а-тет с дикой природой и почувствуете себя почти первопроходцем. Трассу из Лидоги до порта Ванино на Японском море начали строить в конце 90-х, соединяя старые лесовозные дороги, и официально еще не завершили. Кое-где лежит новый асфальт, но много старого, с выбоинами и ямами, часть трассы — грунтовая. На путешествие стоит отважиться хотя бы из-за необыкновенно красивого хребта Сихотэ-Алинь, который предстоит пересечь.

Первую часть пути — из Хабаровска до Лидоги — едешь по обычной дороге. Потом она начинает петлять по холмам и поднимается все выше, открывая отличные виды с перевалов. Между Лидогой и Ванино нет деревень и заправок, не работает телефон, только одно кафе — так что подготовиться к 6-часовой дороге надо основательно. Зато когда наконец спускаешься к Тихому океану, остается чувство, что это был сон, а не реальная дорога на Дальнем Востоке России.

Длина маршрута: от 323 км
Старт: Лидога или Хабаровск
Финиш: Ванино
Лучшее время для поездки: май-июнь и сентябрь-октябрь

Найти машину в Хабаровске

Отдохнуть на водах

Тункинский тракт

Фото: Sergey Gabdurakhmanov, CC BY 2.0
Оказавшись на Байкале, хоть одним глазком взгляните на Тункинский тракт, идущий от озера до монгольской границы. Все здесь хорошо: и прозрачные воды реки Иркут, и деревни с некрашеными деревянными домами и идиллические луга, по которым, позвякивая колокольчикам, бродят коровы, и горы вокруг райской Тункинской долины. Ко всей этой красоте ведет отличная и почти пустая дорога — редкое сочетание для нашей страны.

Главная достопримечательность Тункинской долины — курорт Аршан, куда приезжают подлечиться минеральными водами, а заодно побродить по горным тропам и покормить с руки бурундуков. В поселке Кырен загляните в дацан Тушита, старейший в Бурятии. В селе Хойто-Гол вам покажут, из чего веками складывался быт бурятского народа. Для пущего антуража местный историко-краеведческий музей расположился прямо в деревянной восьмистенной юрте. А с пропуском в погранзону можно подъехать к подножию красавицы Мунку-Сардык — самой высокой вершины Саян.

Длина маршрута: от 218 км
Старт: Култук или Иркутск
Финиш: граница с Монголией
Лучшее время для поездки: круглый год, кроме дождливого межсезонья
Еще по теме: 10 вещей, которые нужно сделать в Монголии

Найти машину в Иркутске

Испытать себя Колымой

Колымская трасса

К автодороге «Колыма» нельзя относиться равнодушно. Особенно если накануне перечитать «Колымские рассказы» Шаламова. Памятники погибшим и остатки бараков среди аскетичных пейзажей не дают забыть, что эта дорога построена на костях. Несмотря на страшное прошлое, Колымская трасса не отталкивает, а, наоборот, манит своей настоящестью и суровой красотой.

Вгрызаться в вечную мерзлоту кайлами и кирками начинали со стороны Магадана. Оттуда сейчас идет участок асфальтовой дороги — микроскопический, если сравнить с бессчетными километрами пылящей грунтовки. Осенью и весной по прямой не проедешь, потому что маловато мостов. Летом из-под колес поднимается густая черная пыль. Зимой дорога покрыта льдом, а за бортом — страшный холод. Заправок мало, кафешек — тоже, телефон ловит лишь изредка. И все равно сюда едут: и на своих машинах, и автостопом. А потом взахлеб рассказывают друзьям, что более впечатляющее место трудно отыскать.

Длина маршрута: 2 032 км
Старт: Якутск
Финиш: Магадан
Лучшее время для поездки: середина июня — сентябрь

Подкатить к вулкану на Камчатке

Петропавловск-Камчатский — Усть-Камчатск

Оказавшись на краю земли, вы вряд ли обойдете «дорогу жизни», соединяющую Петропавловск-Камчатский и Усть-Камчатск. Как ковер-самолет, она доставляет в другой мир — тот, где правит величественная природа. Причем правит в прямом смысле: смыло часть дороги — и ее закрывают неизвестно на сколько. Зато если повезет с погодой, будете смотреть вокруг большими глазами: и на вулканы, которые поначалу кажутся миражом, и на густой лес, и на озера, в которых отражаются сопки.

Ехать лучше не торопясь, ублажая тело и дух в многочисленных горячих источниках. Фотографы, держите под рукой телеобъектив: прямо на дороге есть шанс увидеть зайца, лису, лося и даже медведя. Для отдыха в семейном формате подходит поселок Эссо — «камчатская Швейцария» с живописным озером Икар. Мекка любителей активного отдыха — вулканы, для подъезда к которым пересаживаются на «вахтовки». Впрочем, любой, кто решается махнуть на Камчатку, знает железное правило: чем проходимее машина — тем лучше.

Длина маршрута: 740 км
Старт: Петропавловск-Камчатский
Финиш: Усть-Камчатск
Лучшее время для поездки: вторая половина июля — первая половина сентября

Самые опасные дороги России: топ 10

Статья о 10 самых опасных дорогах России. Характеристики опасных федеральных трасс страны. В конце статьи — интересное видео об опасных дорогах севера России.

Содержание статьи:

  1. Антирейтинг федеральных трасс
    • А 146 Краснодар—Верхнебаканский
    • Р 217 Кавказ
    • А 155 Черкесск—Домбай
    • А 290 Новороссийск—Керчь
    • А 104 Москва—Дмитров—Дубна
    • М10 Россия
    • А 240 Брянск—Новозыбков
    • М3 Украина
    • А 151 Цивильск—Ульяновск
    • М7 Волга

  2. Видео об опасных дорогах севера России

Исследования российских дорог проводятся ежегодно различными организациями. Общероссийский народный фронт, Росавтодор, общественные центры, борющиеся за безопасность дорог, собирают данные об общем количестве аварий, в том числе с летальным исходом, уровне преступности на дорогах России и другую важную информацию, чтобы определить печальных лидеров среди опасных для автомобилистов трасс.
На основании проведенных исследований выявлено, что почти на сотне имеющихся трасс ежегодно погибает более 6 тысяч человек. Проведя элементарные вычисления с протяженностью трасс и числом жертв ДТП, была получена удручающая статистика: на каждые 100 км приходится по 12 погибших людей, то есть каждые 8 км уносят 1 жизнь.
В 2015 году антилидерами среди дорог были признаны трассы Урал, Волга и Кавказ, а среди дорог федерального значения первые места заняли Московская область и Краснодарский край.
Основной причиной столь высокой смертности эксперты считают неграмотное регулирование безопасности на дорогах. Так, многие регионы используют все выделенные средства на приобретение техники для фиксации нарушений. А привнесенные благодаря им штрафы также не идут на обеспечение программы безопасности движения.
Росавтодор называет главными причинами аварий выезд на встречную полосу, превышение скорости и отсутствие культуры вождения. Первую причину легко устранить путем установки разделителей потока, которые на данный момент имеют лишь 40% всех федеральных трасс.
Несмотря на то, что задачи целевой федеральной программы и так не решаются, государство ежегодно снижает выделяемую на нее сумму бюджетных средств. Так, в 2015 году она снизилась на 600 миллионов рублей.

Антирейтинг федеральных трасс

1. А 146 Краснодар—Верхнебаканский


Главная кубанская трасса признана самой опасной в России. Она пролегает через ряд густонаселенных поселков, по которым ежегодно по направлению к теплым водам Черного моря едут сотни тысяч туристов.
Дорога берет свое начало в столице Кубани и углубляется в Новороссийск, проходя большей частью по равнине, лишь после Крымска встречаясь с низкогорным рельефом и перевалом Волчьи Ворота.
Асфальтированная магистраль имеет 8-18 метров ширины на 2-4 полосы движения соответственно, кое-где установлены разделительные заграждения. Однако это не помешало дороге стать антилидером нашего рейтинга с 5 жертвами на каждые 10 км.

2. Р 217 Кавказ


Самая живописная, но и самая трудная трасса страны, изобилующая подъемами, спусками и серпантинами. При общей протяженности в 1118 км эта дорога трижды пересекает реки Терек, Кубань и Аргун, радует хорошим покрытием и красивейшими видами. К недостаткам следует отнести ширину трассы — двухполосное движение не дает возможности обгона и каких-либо иных маневров на дороге.
Совсем недавно существовала большая проблема на участке трассы около села Коркмаскала, который при всей своей опасности не имел достаточного уровня освещенности и даже светофора на перекрестке. Лишь после прокурорской проверки и соответствующего предписания дорожные службы привели магистраль в надлежащее состояние.

3. А 155 Черкесск—Домбай


Трасса занимает всего 143 км, которые можно преодолеть за 2,5 часа. Она пережила капитальный ремонт и основательную реставрацию моста через реку Теберду, имеет разметку. До Усть-Джегуты идет 4-полосное движение, которое затем переходит в 2 полосы.
Опасность трассы заключается в том, что она проходит по лесной и горной местностям, которые не всегда можно преодолеть при плохих погодных условиях. Хотя горные склоны укреплены и имеют защитную сетку, выезжать на эти участки трассы зимой и поздней осенью не рекомендуется.
Самым трудным участком дороги считается отрезок между Карачаевском и Тебердой, отличающийся сильным сужением дороги и большим количеством резких поворотов.

4. А 290 Новороссийск—Керчь


Трасса в 166 километров больше всего страдает от погодных условий. В летний, самый горячий период власти даже запрещают грузовому транспорту пересекать магистраль в дневное время во избежание повреждения асфальтового покрытия.
В очень плачевном состоянии находился участок дороги на подступе к порту «Кавказ», где было множество мелких и крупных повреждений, а также проблемы с водоотведением.
При достаточно интенсивном движении в 20 тысяч автомобилей в сутки трасса имеет всего 2, на некоторых участках 3 полосы.

5. А 104 Москва—Дмитров—Дубна


Проложенная вдоль канала им. Москвы 125-метровая трасса давно исчерпала свою пропускную способность, образуя чудовищные пробки. Власти, наконец, взялись за колоссальную перестройку дороги, в том числе с целью повышения ее безопасности. В комплекс работ входит реконструкция инженерных коммуникаций, линий электроосвещения, подпорных стен, пролетов и балок, расширение проезжей части, устройство бессветофорного движения, а также разделение потоков на разные уровни и устройство шумозащитных экранов.

6. М10 Россия


Одно из старейших направлений из Москвы через Тверь и Великий Новгород в культурную столицу нашей страны тоже не избежало позорного рейтинга. За трассой надежно закреплено звание «аварийной и сложной» из-за многочисленных крутых поворотов, спусков и подъемов, мест с ограниченной видимостью и участков, пролегающих по дамбам водохранилищ.
В рамках программы по обеспечению дорожного движения трассу оснастили 30 тысячами светоотражающих элементов, а также установили 42-километровую конструкцию тросового барьерного ограждения. Его назначение заключается в разделении потоков встречного движения. Всего за 10 месяцев эксплуатации количество аварий на модернизированном участке снизилось на 20%.

7. А 240 Брянск—Новозыбков


Трасса граничит с республикой Беларусь и нередко попадает в новостные сообщения как одна из наиболее аварийных. В зимний период мобильные пункты экстренной помощи автомобилистам стали уже привычной глазу картиной. Хотя в период снегопадов все дорожные службы Брянской области переводятся в чрезвычайный режим, ситуация с замерзающими на трассе водителями повторяется не первый год.
Во время проведения статистического исследования опасных дорог России выявлено, что из 74 млн. рублей, выделенных на обеспечение безопасного движения, почти половина потрачена на технику для фиксации нарушений, более 20 млн. — на обновление дорожной разметки из термопластика, 3 млн. — на закупку и установку дорожных знаков, всего 1 млн. — на описанное выше тросовое ограждение. Ни на светофоры, ни на пешеходные ограждения, ни на профилактику ДТП средств уже не хватило.
В 2015 году проведен капитальный ремонт 13-километрового участка трассы по новейшим технологиям. Так, уложенное покрытие замешано из вспененного битума с асфальтобетонными теплыми смесями, а между слоями асфальта закреплена геосетка от потенциального возникновения трещин. Вдоль трассы наладили систему освещения, установили дорожные знаки и провели водоотводы.

8. М3 Украина


Построенная еще при Хрущеве, 500-километровая магистраль проходит по Московской, Курской и Брянской областям, заглядывая по пути в родовое гнездо генсека – село Калиновку.
За 40 лет эксплуатации выложенная бетонными плитами дорога пришла в крайне плачевное состояние. До Калуги ее состояние можно описать как сносное — проведен ремонт участка в Брянской области. Весь остальной километраж представляет собой выбоины разной степени глубины и ширины, кое-где дорожники уложили асфальтовое покрытие поверх полуразрушенного бетонного, чем добились еще больших трещин.
Поэтому особенно опасна «Украина» во время непогоды, когда ямы и рытвины коварно скрывает дождь. Наверное, поэтому магистраль является не самой загруженной в стране.

9. А 151 Цивильск—Ульяновск


В целом, это 3-полосная трасса среднего качества, пролегающая по равнинной местности. Попадание в рейтинг опасных дорог произошло из-за крутого спуска около села Шихазаны, где установлен лимит скорости в 50 км/ч, что регулирует пост ДПС.
В деревне Калайкасы непосредственно возле трассы расположена школа. Участок дороги напротив нее оснащен светофором и пешеходным переходом, что, к сожалению, не всегда спасает детей от водителей-лихачей.

10. М7 Волга


Одно из наиболее «дачных» направлений, ведущее из Москвы во Владимир и далее в Нижний Новгород, Казань, Уфу, насчитывает свыше десятка участков повышенной аварийности. Только в Петушинском районе 4 места вызывают опасения — на 100, 106, 107 и 120 километрах.
Основными причинами ДТП на этой дороге становятся несоблюдение дистанции и скоростного режима автомобилистами, выезд на встречную полосу, некорректное перестроение на полосе движения, а также пешеходы, выходящие на проезжую часть.
В Лакинске, где имеется большое количество перекрестков, пешеходных переходов и многочисленные примыкания к основной магистрали, очень часты наезды на пешеходов, несоблюдение правил проезда перекрестков и превышение скорости.

Заключение

Дополнить наш трагичный список могут и другие, не менее популярные маршруты:

  • М-58 Чита – Сковородино, где болотистая почва подмывает некачественное покрытие, вызывая «волны» и ямы. Здесь практически нет бензоколонок, что вынуждает запасаться своим топливом. А ночами не редки случаи нападения преступных банд на автомобилистов.
  • А360 «Лена» Невер – Якутск вообще сложно назвать трассой. Это разбитая дорога, окутанная облаками пыли летом и непроходимая даже на «Урале» осенью. Но главная беда – отсутствие моста через реку Лена. Летом собирается очередь на паромную переправу, зимой предлагается передвигаться прямо по льду с риском оказаться под ним в случае оттепели.
  • М-5 «Урал» внешне отличается качественным покрытием, наличием кафе, отелей и заправок. Вот только чрезвычайная загруженность трассы приводит и к высокой аварийности, а из-за концентрации исправительных лагерей вдоль магистрали — к пугающему проценту преступности.

О бедах русских дорог писал еще великий Александр Сергеевич. С тех пор миновало 2 века, а ситуация практически не поменялась. Можно утешать себя тем, что и в Европе, особенно в Венгрии и Словении, есть небезопасные трассы. Но все же в следующем году хотелось бы, чтобы рейтинг опасных российских дорог сократился хотя бы вдвое.
Видео об опасных дорогах севера России:

Черкесск – Домбай

1) Рейтинг 1 получают трассы, о которых отзываются не иначе как “полная ж..а”, “танкодром” и т.п. Состояние этих трасс не позволяет передвигаться со скоростью выше 30 км/ч, постоянные ямы и неровности, дорожное полотно разрушено полностью, иногда о них говорят не как о дорогах, а как о направлениях.

2) Рейтинг 2 получают трассы, вызывающие устойчиво негативное отношение. Как правило данные трассы можно проезжать со скоростью 60-80 км/ч, однако очень часто встречаются крупные ямы и участки, которым смело можно ставить рейтинг 1. Также под эту категорию попадают трассы с постоянно плохим дорожным полотном, постоянными неглубокими яма и неровностями.

3) Рейтинг 3 получают трассы со значительными разрушениями дорожного полотна, однако позволяющими двигаться со скоростью до 100 км/ч. Иногда встречаются глубокие ямы и неровности, для преодоления которых приходится снижать скорость практически до нуля, в связи с чем проезд в темное время суток затруднен. Отношение к данным дорогам нейтрально-негативное.

4) Рейтинг 4 получают трассы с относительно ровным дорожным полотном, небольшими ямами и неровностями. Отношение к таким трассам устойчиво положительное, “комфортно можно держать 120 км/ч”.

5) Рейтинг 5 получают дороги с идеальным или близким к идеальному покрытием. Отсутствуют ямы и значительные неровности, можно расслабленно двигаться со скоростью выше 100 км/ч.

История

Часть Военно-Сухумской дороги называлась «турецкой тропой», которая как караванный путь была известна с древнейших времен. В VIII в. по ней в Аланию вторглись арабы. Этот караванный путь изображен на венецианской карте-схеме XIV в.

Проект строительства колёсной дороги родился в 1850-х годах, а железной дороги в 1890-х годах. Геологические исследования вдоль дороги были проведены в 1895 году под руководством И. В. Мушкетова. Основной целью было строительство железной дороги с тоннелем через Главный Кавказский хребет от станции Невинномысская до Сухуми.

Строительство дороги было начато в 1894 году и окончательно завершено в 1903 году. Дорога соединила города Черкесск (тогда станица Баталпашинская) и Сухум.

В годы гражданской войны (1917−1922/1923) дорога стала местом схваток противоборствующих сторон. Для автомобильного движения дорогу пытались использовать лишь в годы Великой Отечественной войны. С 1946 года не используется как автомобильная дорога. В советские времена дорога получила известность как интересный туристический маршрут, так как вокруг дороги на территории Абхазии находится большое количество памятников древней архитектуры.

Железная дорога не построена до сих пор.

Современное состояние

Дорога проходит вдоль реки Теберда

Длина 337 км. Со стороны Карачаево-Черкесии наибольшая часть дороги асфальтирована. Проходит через город Карачаевск, горный курорт Теберду и далее по Гоначхирскому ущелью вдоль реки Клухор. Последним пунктом на дороге со стороны Карачаево-Черкесии ранее была турбаза «Северный приют», полностью исчезнувшая в начале 1990-х годов. Затем 13-километровый участок дороги пересекает Большой Кавказский хребет по Клухорскому перевалу (высота 2781 метр) и выходит к базе «Южный приют» в Кодорском ущелье Абхазии. Далее дорога идёт вдоль реки Клыч до первого населённого пункта со стороны Абхазии после перевала — сванского села Омаришара. Затем дорога идет по Кодорскому ущелью, вдоль реки Большая Мачара, и выходит на Черноморское шоссе в трёх километрах южнее Сухума. Со стороны Карачаево-Черкесии большей частью дорога асфальтирована (170 км). Асфальтированная дорога заканчивается в ущелье Северного Клухора недалеко от метеостанции. Со стороны Абхазии дорога (53 км.) большей частью не асфальтирована.

Самый высокогорный участок дороги — Клухорский перевал (2781 м). Участок, ведущий через Клухорский перевал, в настоящее время не приспособлен для автомобильного движения, а в перевальной части стал практически непроходим и для пешеходов из-за оползней и размывов. Для пешеходов и вьючных животных существует обходная тропа по левому берегу Северного Клухора. Транспортное сообщение по Военно-Сухумской дороге зависит от погоды на этом участке. Зимой здесь часты снежные заносы и сходы лавин. После вооружённого грузино-абхазского конфликта 1992—1993 гг., а также установления режима государственной границы, сквозное движение по дороге закрыто, пограничная зона со стороны России начинается у моста через реку Китче-Муруджу.

Восстановление дороги

С инициативой восстановления дороги и строительства отдельных её участков для использования автомобильным транспортом выступили руководители Абхазии (Сергей Багапш) и Карачаево-Черкесии (Мустафа Батдыев).

В 2010 году средства массовой информации сообщали, что рассматривается два варианта восстановления автомобильного движения между Карачаево-Черкесией и Абхазией, причём оба, для сохранения круглогодичного движения, предусматривают строительство тоннелей. Первый из них предполагает прокладку тоннеля длиной более 12 км в подошве Клухорского перевала (то есть примерно по маршруту ныне существующей дороги), второй — устройство дороги через Архыз. Предполагается, что новая дорога станет платной. Вариант через Клухорский перевал позже был отклонён по экологическим соображением, так как он нарушал режим Тебердинского заповедника и был предложен вариант через перевал Нахар.

Руководство Абхазии выступает против строительства Военно-Сухумской дороги, аргументируя данное решение экологическими проблемами.

Планы по восстановлению всей дороги

Экономические аспекты

Многие эксперты и в России и в Абхазии выражают экономический скептицизм в отношении строительства дороги. Такой подход разделяет абхазский бизнесмен, бывший депутат парламента Абхазии Беслан Бутба:

Нам такую дорогу на Северный Кавказ нельзя строить, рано пока строить. Мы слабое государство, мы не сможем эксплуатировать эту дорогу. Я думаю, что эта дорога преждевременна. Когда мы будем сильным государством, когда у нас будут правильно работать правоохранительные органы, можно будет думать об этой дороге. Сейчас Абхазии не стоит вкладывать в это деньги.

Аналогичную позицию занимают и некоторые российские эксперты, которые считают данный проект экономически нерентабельным, поскольку Абхазия — «тупиковое» в транспортном отношении государство.

Политические аспекты

Проект строительства Военно-Сухумской дороги вызвал негативную реакцию с грузинской стороны. Член грузинского «правительства Абхазии в изгнании» Котэ Кучухидзе заявил, что это «ещё одна попытка оккупации территорий Грузии со стороны России».

Военно-Сухумский тракт нужен и для стратегических целей, в качестве запасного маршрута из России в Абхазию. До сих пор из России в Абхазию проходит единственный сухопутный путь — через Сочи (Краснодарский край РФ). Аналогичная ситуация и с Южной Осетией. Там планируется строительство запасного пути через Мамисонское ущелье.

Абхазия в силу сложившихся обстоятельств и общей границы с Карачаево-Черкесской республикой может стать основным и стратегическим партнером КЧР. Именно Республика Абхазия может предоставить КЧР реальную перспективу выйти из транспортного тупика, получить прямой выход к морю, что является насущной потребностью.

Экологические аспекты

Маршрут Военно-Сухумской дороги проходит через заповедные территории и используется для горного туризма. Появление в данной местности тяжёлой строительной техники, взрывы при разработке горных пород, и последующее автомобильное движение нанесло бы экологический ущерб Тебердинскому заповеднику.

Культурные аспекты

На протяжении многих тысячелетий Клухорский перевальный путь, в древности известный под названием «Турецкая тропа», получивший в XIX веке наименование Военно-Сухумской дороги, играл важную роль в экономике и культурных связях народов, обитавших по обе стороны Главного Кавказского хребта, в особенности абазин и абхазов. Перевалом могли воспользоваться также и враги для вторжения в Абхазию с Северного Кавказа. Все это способствовало возникновению вдоль дороги большого числа памятников древнего зодчества, и в первую очередь крепостей и храмов. Это был основной караванный путь, связывающий Колхиду с Каспием. Как туристический маршрут он остается популярным. Военно-Сухумская дорога очень живописна.

> См. также

  • Транскавказская автомагистраль
  • Военно-Грузинская дорога
  • Военно-Осетинская дорога

Сообщества ›
Драйвер-Путешественник ›
Блог ›
Самая живописная дорога России

Я проехал бОльшую часть дорог России, но эта дорога меня впечатлила как никакая другая! Чуйский тракт — древнейший путь из Сибири в Азию. Начинаясь от Новосибирска, заканчивается на границе с Монголией, протягиваясь на расстояние в 968 километров. В 2014 году журнал National Geographic включил Чуйский тракт в список десяти самых красивых автодорог мира. Я покажу вам самые живописные места этой дороги, после чего вы сразу захотите бросить все, прыгнуть в автомобиль и самому проехаться по этим красотам.

Исторический Чуйский тракт является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяжённостью около 630 км. Именно обмен товарами между Россией и Монголией в начале XIX века стал главным элементом Чуйского торгового пути. По мере роста торговой значимости Чуйскую тропу к концу XIX благоустроили до колесного пути. В начале XX века на путь до Кош-Агача и обратно автомашины затрачивали от 15 до 20 дней. Новый виток развития Чуйского тракта относится к годам правления советской власти. 26 мая 1922 года постановлением ВЦИК РСФСР Чуйский тракт обозначен трактом государственного значения. А 1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию. Самая интересная часть начинается после поселка Барангол, оттуда идет подъем на Семинский перевал.

Семинский перевал находится на высоте 1717 м, но по ощущениям подъем идет очень легко и сам перевал даже не ощущается.

На перевале находится советская лыжная база с одноименным названием. Мне как лыжнику очень интересно было тут побывать. Еще тут можно переночевать и вкусно перекусить в местной столовой.

Спускаемся с Семинского перевала в долину, где находится село Онгудай

Оттуда снова подъем к новому перевалу — Чике-Таман

Чике-Таман находится на высоте 1295 м, но воспринимается как более высокий из-за своей крутизны и опасных склонов.

Дорога на перевал буквально вырублена в скалах, образуя серпантин с многочисленными извивами и поворотами. На вершине перевала оборудована смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама громад Теректинского хребта.

До 1984 года движение через перевал происходило по старой дороге, имеющей 24 крутых поворота. Тракт был проложен в 1903 по проекту В. Шишкова, инженера и писателя, автора романа «Угрюм-река».

Дорога эта существует и теперь, она хорошо видна со смотровой площадки, а на вершине перевала соединяется с новой дорогой, но постепенно разрушается, и зарастает деревьями.

В память о непростой истории современной трассы на смотровой площадке перевала Чике-Таман 8 июля 2017 года открыли памятник, посвященный трудовому подвигу строителей Чуйского тракта. Рядом с памятником оборудована фотовыставка, смотровая площадка и удобная стоянка под автомобили.

И снова на спуск

Возвращаемся к Катуни

Виды тут были настолько красивыми, что мы решили поднять в воздух квадрокоптер

Подъезжаем еще к одному значимому месту, которое с древних времен является святым и почитаемым местом на Алтае. Слияние Чуи и Катуни — двух величественных рек Алтая. Данное место даже получило свое собственное имя — «Чуй-Оозы», что в переводе с алтайского «устье реки Чуя». К этому месту еще с древних времен тянуло людей, величественные реки вдохновляли и очаровывали. Место настолько красивое и притягательное, что мы тут решили устроить себе ночевку.

Памятник Кольке Снегиреву за селом Белый Бом, который установлен герою известной песни и посвящен всем водителям, погибшим на Чуйском тракте.

Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездило там шоферов.
Но один был отчаянный шофер,
Звали Колька его Снегирев.
Он машину трехтонную АМО,
Как родную сестренку, любил.
Чуйский тракт до монгольской границы
Он на АМО своей изучил.
А на форде работала Рая,
И так часто над Чуей-рекой
Форд зеленый и Колина АМО
Друг за другом неслися стрелой.
Как-то раз Колька Рае признался,
Ну а Рая сурова была.
Посмотрела на Кольку с улыбкой
И по форду рукой провела.
А потом Рая Коле сказала:
— Знаешь, Коля, что думаю я,
Если АМО форда перегонит,
Значит, Раечка будет твоя.
Из далекой поездки из Бийска
Возвращался наш Колька домой.
Форд зеленый с смеющейся Раей
Мимо Кольки промчался стрелой.
Вздрогнул Колька, и сердце заныло,
Вспомнил Колька ее уговор.
И рванулась тут быстро машина,
И запел свою песню мотор.
Ни ухабов, ни пыльной дороги –
Колька тут ничего не видал.
Шаг за шагом все ближе и ближе
Грузный АМО форда догонял.
На изгибе сровнялись машины,
Колька Раю в лицо увидал.
Увидал он и крикнул ей: — Рая!
И забыл на минуту штурвал.
Тут машина трехтонная АМО
Вбок рванулась, с обрыва сошла.
И в волнах серебристого Чуя
Коля жизнь за девчонку отдал.
И, бывало, теперь уж не мчится
Форд зеленый над Чуей-рекой.
Он здесь едет как будто усталый,
И штурвал задрожит под рукой.
И на память лихому шоферу,
Что боязни и страха не знал,
На могилу положили фару
И от АМО разбитый штурвал.

Впервые мелодия песни «Есть по Чуйскому тракту дорога» прозвучала в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень» (1964 год).

Чуть в стороне от памятника находятся остатки старого тракта, куда есть возможность заехать на своем автомобиле и немного ощутить то, что чувствовали водители того времени.

Проезжаем село Акташ, от него в сторону долины реки Чулышман идет еще одна интереснейшая дорога, но о ней напишу чуть позже. А прямо за Акташем мы можем увидеть заснеженные вершины северочуйского хребта, вершины Актру 4044 м и Куркурек 3982м.

Затем начинается пустынная Чуйская степь, которая тянется до самой границы с Монголией. Эта степь находится на высоте около 1800 м над уровнем моря, и климат тут чрезвычайно суровый.

И заканчиваем мы с вами путешествие по Чуйскому тракту селом Кош-Агач, откуда до Монголии остается всего 70 км.

Ну как вам трасса? Возникло желание прокатиться по ней на своем автомобиле?:)

10. Камчатка. Дорога Петропавловск-Камчатский – Усть-Камчатск

Полуостров Камчатка – уникальная область на карте России. Это зона современного вулканизма, здесь находится 30 действующих вулканов и около 300 потухших. К сожалению, до большинства живописных мест на Камчатке добраться крайне сложно ввиду почти полного отсутствия автомобильных дорог. Главная камчатская трасса протяженностью 600 км от Петропавловска-Камчатского до Усть-Камчатска проходит рядом с Ключевской сопкой – самым высоким вулканом Евразии (4750 м).

Некоторые люди считают поездки ненужным бременем, с которым время от времени приходится сталкиваться. Но есть те, в ком заложена искра истинных странников. Страсть к путешествиям – вот как можно объяснить душевное состояние этих людей. И эта страсть, которая ведет их к новым культурам и цивилизациям, не только закаляет их, но и приносит много пользы для их личностного развития. И такое современное средство передвижения, как самолет, вряд ли будет хорошим выбором, если вы путешествуете именно с этой целью.

Вот почему многие люди предпочитают поезда другим видам транспорта, они позволяют совершать поездку ради наслаждения от самой поездки. В поездах есть своя особая атмосфера и даже некоторая мистика. Они гораздо удобнее, чем автобусы, легковые автомобили или самолеты, и дают нам возможность по-настоящему насладиться великолепными пейзажами. Поэтому мы и решили составить список самых красивых железнодорожных маршрутов по всему миру, которые затронут сердца всех любителей романтики путешествий.

15. Железная дорога Дюранго-Сильвертон, США

Это классический американский поезд был провозглашен «Лучшим поездом для поездки по Северной Америке». Маршрут поезда существует примерно с 1881 года и включает в себя 45 мильную поездку из Дюранго в Сильвертон. Вам определенно будет на что посмотреть!

Ну что ж, плюсы поездки на поезде заключаются в том, что он может идеально подходить и для летнего, и для зимнего путешествия, и о том, что лучше, можно спорить очень и очень долго. Фотографии стоят тысячи слов, и, как вы видите, маршруты такие разнообразные, что каждый может выбрать что-то себе по душе.

С уверенностью можно утверждать только одно: вы будете помнить эти поездки всю оставшуюся жизнь, и как только вы увидите живописные пейзажи, мчась в современном комфортном поезде, вы навсегда полюбите их всем своим сердцем.

Пожалуй, главное очарование Кругобайкалки даже не в её расположении или насыщенности туннелями и экскавациями, но тот замкнутый мир, похожий на квест, который ты проходишь от одной локации к другой. Это значит, что короткое однодневное путешествие вряд ли оставит внутри вас ощущение нового и знаменательного жизненного опыта; для глубокого познания мира КБЖД нужно погрузиться с головой в дорогу, нужно встречать с ней рассветы и медитировать на лунную дорожку на воде; нужно знать, когда и где проедет Мотаня и загорать час-другой на деревянной платформе потаённого разъезда, наконец, помнить, какого цвета бабочки любят отдыхать на порталах туннелей. Да, куда же без бабочек.

И не вздумайте пытаться втиснуть Кругобайкалку в рациональные рамки. Да, с точки зрения современной экономики и любви к оптимизациям понять, как же так самая дорогая железная дорога страны была попросту затоплена и постановлена на грань ликвидации, довольно сложно. Деньги на ветер, господа инженеры!

Пожалуй, лучше всего назначение дороги и её окружения объясняет одна надпись на скале: «После смерти мы все попадём на Байкал». И да, строители Транссиба создали действительно неплохой рай. Несмотря на то, что на рай постоянно кто-то посягает: то РЖД придёт с капитальным ремотном пути, чтобы уютную олд-скульную дорогу превратить в сапсан-трек, то какие-нибудь гопники обнаружатся синячющими в кустах, но всё же Кругобайкалка настолько продолжительна, что она спокойно вмещает в себя и синяка, и тебя, любитель душевных путешествий. Достаточно сесть не берегу озера и раствориться в предзакатном воздухе.

Заповедник деревянного модерна | Бологое-Полоцкая железная дорога

Железная дорога, название которой скорее всего вызовет вопросы «Что? Где это? Бологое?», в одном аспекте точно похожа на Кругобайкалку. Она тоже проходит мимо знакового для страны озера, пересекая изящным мостом один из плёсов Селигера. Но здесь нет туристических поездов, не увидите вы её и из поезда Москва – Анапа, как и из любого другого дальнего поезда – их попросту все отменили в этой глуши.

Пожалуй, именно благодаря захолустному положению, которое было заложено ещё при планировании строительства (военная дорога, проспонсированная французами перед Первой мировой), Бологое-Полоцкая линия и сохранила свой по-настоящему заповедный облик, практически не испорченный ребрендингом, рестайлингом, вай-фаем и другими благими начинаниями.

Но есть один-единственный местный поезд по прозвищу «Горбатый», который раз в день перекатывается между редкими полустанками, где зачастую стоит у платформы самодельная лавочка, а от неё сквозь лесополосу уходит тропинка в близлежащую деревню. И на некоторых из станций поезд встречают удивительной красоты деревянные вокзалы, построенные никому не известным уже киевским архитектором, строившим католические соборы. Маленькие деревянные дворцы с башенками и резным декором сторожат и заключают в себе смысл этих редких остановок, давая на минуту время полюбоваться собой, а затем проводить поезд молчаливым стоянием. Вокзалы окружают монументального вида водонапорные башни и керосиновые погреба, сложенные из грубого камня и кирпича, и всё это часть раскинувшегося на сотни километров ансамбля посреди лесов, так и не ставшего чем-то большим, чем дорогой на случай войны.

…маленькая деревня Скворцово. Только что от заброшенного деревянного вокзала ушёл единственный за день поезд. Вслед за редкими сошедшими пассажирами подымаешься в горку, на которой высится обстрелянная немцами водонапорная башня. Рядом с ней грядки, а у дороги деревянная изба с почтой. В почте тепло и уютно, и хочется бесконечно сидеть за столом и выводить на открытке адресата…

Край света где-то рядом | Алапаевская узкоколейная железная дорога

На невидимой границе между Уралом и Сибирью среди болот и лесов тянется на 150 километров маленькая железная дорога, которая по своим размерам в два раза меньше обычной железнодорожной линии. «150 километров? Ха-ха, да я к бабушке в деревню дальше езжу» — резонно возразит какой-нибудь господин. Но для узкоколейки такое расстояние сродни подвигу, ведь главный пассажирский поезд преодолевает их несколько часов, для чего были даже специальные плацкартные вагоны сделаны.

В общем, здесь не нужно искать подвох в километрах. Здесь нужно прочертить линию между «ещё в этом мире» и «уже там в тайге». Где-то в сумерках её пересекает тот самый поезд со спальными вагончиками, который везёт жителей нескольких деревень, которым повезло иметь станции узкоколейки. Когда-то они выросли как посёлки при лесозаготовках, но теперь это форпосты посреди заболоченных лесных угодий. На каждом из них поезд останавливается где на 5 минут, где на 15, зависит от выгружаемых продуктов и почты. Пассажиров и вагонов с каждым годом всё меньше, но пока ещё есть.

Станция Санкино, начало второго ночи. На соседнем пути стоит тепловозик с вагончиком, откуда машинист с проводником беглым взглядом ищут, будут ли сегодня пассажиры из алапаевского поезда до крайней точки железной дороги – деревни Калач. И хотя там осталось всего 10-15 человек, но вот этот крайний поезд он как признак стабильности и горящего огонька жизни на дороге. Есть Калач – есть и мистическое предназначение узкоколейки как проводника к краю света, коим Калач бесспорно является.

Около двух часов едет в темноте поезд с огоньком от прожектора, высвечивающим свой путь в огромной пойме большой сибирской реки Туры. Наконец, в кромешной мгле вагон намертво встаёт, и в три часа ночи трудно понять, где ты оказался.

Лишь после крепкого сна станцией окажется удивительно живописный разъезд с, увы, уже заброшенным вокзальчиком и лавочкой у него. Там же будет стоять вагончик до вечернего рейса обратно. И где-то здесь на душе возникнет невероятное чувство умиротворения: ты забрался в самую невозможную глушь, дальше которой нет ну совсем ничего, но ты ещё держишься за маленькую ниточку узкоколейки, которая всегда может вернуть тебя обратно. Впрочем, никуда торопиться и не нужно. Здесь хорошо.

Российский мир Кустурицы | Апшеронская узкоколейная железная дорога

Там, где равнина окончательно переходит в настоящие горы с ущельями и бурными реками, вдоль именно такой реки Пшеха едет то ли пассажирский, то ли продуктовый поезд «Матрица». Ну как поезд… Видавшая виды советская мотриса, а к ней прицеплен колоритный грузовой вагон – вот эта процессия выписывает одну за другой кривые, огибая ущелья и повороты реки, чтобы добраться к оторванным от дорог сёлам в кавказской глубинке.

По пути неспешная «Матрица» разгоняет с путей типичных местных обитателей: коров, гусей, свиноматок, лошадей, быков и школьников. Все они привыкли к свободному выгулу и обязательному возвращению домой вечером. Иногда приходиться тормозить, если какая-нибудь особо упрямая или тугая корова никак не хочет сворачивать с колеи. Только обильный трезвон поезда наконец достигает удалённых струнок её сознания и включает функцию поворота.

Весной вдоль линии цветут лесные пионы, летом поезд накрывается туннелем из ветвистых деревьев, а осенью окрестности покрываются золотым багрянцем. Вдали неизменно маячат местные вершины – Собор-скала, Спящий Черкес или Сахарная Голова. Домики в деревнях кажутся заброшенными, но нет-нет, да из видавшей виды избы выглянет местный житель. Среди них, кстати, много армян, которые уже не одно столетие назад осели здесь, спасаясь от различных напастей.

Трасса узкоколейки была одной из важнейших арен военных действий во время Великой Отечественной, о чём здесь напоминают неброские памятники. И если вам дорога именно такая непарадная память о войне, то Апшеронская узкоколейка как раз такое священное и печальное место. Остановиться в ущелье Волчьи ворота, взглянуть на неприступные скалы, где шли упорные бои, послушать шум Пшехи… а потом уехать в посёлок Отдалённый, где просто хорошо посреди гор, у подножий больших вершин и предстоящих приключений.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *