Казачий атаман Ермак – предводитель похода, давшего начало освоению Сибири. Человек, чья доблесть и ум позволили победить преобладающее во множество раз татарское войско.

Имя Ермака осталось в веках, и он по праву заслуживает считаться Покорителем Сибири.

Первые боевые успехи Ермака

Сибирским походам Ермака предшествовала его 20 – летняя служба на южной границе с Россией. Участие в Ливонской войне, где он прославился как бесстрашный казак, грамотный стратег и воевода.

Благодаря своей отваге, Ермак пользовался большим авторитетом у братьев по оружию. Его боялись и уважали враги. Даже ходили легенды, что он был колдуном и где рати не хватало, выставлял отряды послушных ему чертей.

Но, все предыдущие подвиги меркнут перед заслугами Ермака на сибирской земле.

Ермака предводитель «похода на Сибирь»

Согласно историческим архивам инициаторами «похода на Сибирь» были уральские купцы Строгоновы.

Терпевшие колоссальные финансовые потери, от постоянных набегов войск татарского хана Кучума, они решили: собрать казачье войско, отправить его на освобождение земель от власти хана и поставить предводителем этого войска Ермака.

Боевая мощь казачьего войска Ермака

Армия из 1650 казаков была оснащена самым современным по тем временам вооружением: пищали, дробовые ружья, аркебузы. Специально для перемещения по Сибири, где в качестве транспортных путей использовались в основном реки, были подготовлены лодки – струги. Каждая вмещала порядка 20 человек со всеми припасами и оборудовалась пушками. Что делало лодку настоящим боевым кораблём.

К. Лебедев. Поход Ермака. 1907 год

Но, огнестрельное оружие было далеко не основным преимуществом казачьего войска. Например, перезарядка ружей требовала нескольких минут, за которые противник успевал подойти в плотную и приходилось биться в рукопашную. Вот тут-то и требовалась доблесть Русских воинов и стратегические умения их предводителя Ермака.

Дисциплина и организация войска Ермака

В войске царил строгая дисциплина, грабежи, пьянство и насильничество карались смертной казнью.

Рать была очень чётко организована, поделена на полки, во главе каждого был опытный воевода. Все безукоризненно подчинялись приказам Ермака.

Первые битвы за Сибирскую землю

1 сентября 1581 года начался поход. Перебравшись через уральские горы казаки построили Кокуй-городок – земляное укрепление в котором и зазимовали. В течении зимы были лишь разведывательные вылазки.

Весной же, лодки были поставлены на реку Тагил и войско отправилось к реке Туру, где начиналось Сибирское ханство. Там на казаков было совершено первое нападение. Струги были обстреляны с берега войсками племянника хана Кучума, Маметкулом.

В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком, 1895 год

Нападение не увенчалось успехом, противник получил ответный удар из пушек, ружей, пищалей, луков. В дальнейшем стычки с татарами, господствующими в тех краях стали постоянными. Но, в каждой битве победу одерживала армия Ермака, освобождая всё больше и больше земель от власти Кучума.

На пути к Искеру – столице Сибирского ханства

Завоёвывая город за городом, Ермак пробивался к столице Сибирского ханства – Искеру. Множество засад встречалось ему на пути.

Однажды войско, двигаясь на лодках наткнулось на преграду, река была перегорожена, спущенными на воду деревьями, перемотанными цепями. А по берегам выстроились лучники, обстреливающие корабли. Двигаться дальше было невозможно. В очередной раз ситуацию спасла смекалка Ермака. Основное войско высадилось на берегу, к препятствию были отправлены лишь 200 казаков, на пустые места в лодках посадили чучела. Атаковать было решено ночью.

Строги подплыли к преграде и начали стрелять со всех орудий по войскам противника, на что получали серьёзный отпор. Тут то и вступило в бой казачье войско, находящееся в засаде. Татары были разбиты, преграды убраны.

Решающее сражение в покорении Сибири – Битва за Искер

Наконец свершилось одно из решающих в покорении Сибири сражений. Рать Ермака подошла к Искеру. За стенами крепости спряталось практически всё ополчение хана Кучума. Несколько раз казаки пытались взять город, не одна из попыток не увенчалась успехом. Пока хан не допустил серьёзную ошибку, отправив своё войско в атаку.

Казачья рать была значительно меньше чем у татар. Но, Ермак очень грамотно организовал оборону. Выстроил в несколько рядов стрелков. Совершив залп, один ряд отходил вглубь строя на перезарядку, освобождая огневой обзор другим. Благодаря чему удалось вести постоянный огонь из ружей и пищалей. Войско Кучума получило колоссальные потери и начало разбегаться, так и не прорвав оборону Ермака.

Первые зимы в «покарённой Сибири»

В Искере полководца ждали большие запасы продовольствия, в чём более всего нуждалось войско Ермака перед предстоящей зимовкой. ПОкоритель сибири был не только опытным воином, но и хорошим дипломатом. Захватив столицу сибирского ханства, Ермак начал налаживать взаимоотношение с вогульскими и остяцкими князьями. И это ему отлично удавалось. Также были разосланы казацкие отряды для подчинение мелких княжеств по всей территории Западной Сибири. Но, о мирном времени в Сибири приходилось ещё только мечтать.

На казаков совершались постоянные набеги остатков армии Кучума и его сподвижников. Каждое нападение получало отпор. Тем не менее, казаки терпели серьёзные потери.

Попытки татар вернуть Искер

К 1584 году в Искере с Ермаком осталось примерно 200 боеспособных воинов.

«Почуяв» что казачья рать ослабла, соратники Кучума решили взять Искер осадой, и изморить голодом врага. Но, вновь Ермак перехитрил татар. Половина казаков вышла ночью из города и перерубила большую часть армии противника.

Последняя битва Ермака

Долго Рать Ермака преследовала остатки татарского войска. Во время неожиданного нападения казаки начали отступать к строгам. Ермак отходил последним, прикрывая боевых товарищей, из за ран он не смог взобраться на лодку и тяжёлые доспехи утянули его на дно реки.

Гибель Ермака не остановила освоение Сибири в след за ним были отправлены новые казачьи войска, чья задача была установка городов на покорённой Ермаком сибирской земле и охрана их от периодических набегов кочевников.

Использованы материалы с сайтов:

Ход

Якутский острог Основная статья: Территориально-политическая экспансия России

Процесс покорения Сибири включал в себя постепенное продвижение русских казаков и служилых людей на Восток вплоть до их выхода к Тихому океану и закреплению на Камчатке. В фольклоре народов Северо-Востока Сибири для обозначения пришельцев с этнонимом «русский» используется слово «казак». Пути движения казаков по преимуществу были водные. Знакомясь с речными системами, они шли сухим путем исключительно в местах водораздела, где перевалив через хребет и устроив новые лодки спускались по притокам новых рек. По прибытии в местность занимаемую каким либо племенем туземцев, казаки входили с ними в мир­ные переговоры с предложением подчиниться Белому царю и платить ясак, но переговоры эти далеко не всегда приводили к успешным результатам, и тогда дело решалось оружием. Обложив туземцев ясаком, казаки устраивали на их землях или укрепленные остроги (если племя было воинственное), или просто зимовья, где и оставалась обыкновенно часть казаков в виде гарнизона для поддержания покорности и для сбора ясака. Вслед за войсками шли поселенцы, администраторы, духовенство, промысловики и купцы. Местное население облагалось налогом (см. ясак). Наиболее активное сопротивление оказали Сибирское Ханство и ряд крупных племенных союзов (например, ханты). Имели место несколько локальных войн с Китаем на юге Дальнего Востока.

Речной дощаник

  • 1581-1585 — Сибирский поход Ермака.
  • 1586 — Василий Сукин основал Тюмень (1-й русский город в Сибири), на месте бывшей столицы Сибирского ханства
  • 1587 — основан Тобольск на Иртыше, ставший впоследствии «столицей Сибири»
  • 1593 — основан Берёзов
  • 1594 — основан Сургут
  • 1595 — основан Обдорск
  • 1596 — завоевание Пегой Орды.
  • 1601 — основана Мангазея, для контроля над западносибирскими самоедами.
  • 1604 — основан Томск, как крепость против калмыков.
  • 1607 — основан Туруханск (1-й город на Енисее), покорение энцев
  • 1619 — основан Енисейск
  • 1623 — Пянда впервые достиг реки Лена в районе Киренска (Иркутская область)
  • 1626 — воевода Андрей Дубенский заложил Красноярск на Енисее.
  • 1630 — Василий Бугор основал Киренск на Лене.
  • 1631 — атаман Максим Перфильев заложил Братский острог на Ангаре
  • 1632 — атаман Петр Бекетов заложил Якутск и Жиганск. Через два года якуты разбили казачий отряд Ивана Галкина на Лене и осадили Якутск. Такая контратака туземцев во многом была обусловлена распрей между казачьими отрядами (мангазейскими и енисейскими), которые конфликтовали из-за сбора ясака.
  • 1633 — Иван Ребров открыл устье Лены и Яну
  • 1638 — учреждено Якутское воеводство, конный поход сотника Иванова на Индигирку против юкагиров.
  • 1639 — Иван Москвитин с казаками вышел к Охотскому морю.
  • 1643 — атаман Василий Колесников достигает Байкала, а Михаил Стадухин — Колымы.
  • 1644-1645 — поход казаков против бурят в Ангарскую степь.
  • 1648 — Семён Дежнёв проходит Берингов пролив, отделяющий Аляску от Чукотки.
  • 1653 — в Забайкалье основаны Чита и Нерчинск
  • 1666 — в Забайкалье основан Верхнеудинский острог(Улан-Удэ)
  • 1667 и 1679 — кыргызский полководец бек Иренек дважды осаждал Красноярск.
  • 1673 — кыргызский отряд князя Шанды Сенчикеева сжег Ачинский острог
  • 1685 — Битва за Албазин: первое русско-китайское столкновение в Приамурье.
  • 1686 — первая (неудачная) попытка проникнуть на Таймыр (Иван Толстоухов): экспедиция пропала без вести.
  • 1697 — присоединение Камчатки Атласовым
  • 1711 — Данила Анциферов открывает Курильские острова.
  • 1712 — бунт и убийство казаками своих начальников (Атласова, Чирикова и Миронова) на Камчатке.
  • 1733-1743 — Великая Северная экспедиция для изучения сибирского берега Северного Ледовитого океана (Лаптев, Челюскин): исследован безлюдный Таймыр, открыты горы Бырранга и мыс Челюскина (северная оконечность Сибири).
  • 1747 — чукчи уничтожили отряд анадырского коменданта.

«Женский вопрос»

Покорение Сибири не было вызвано демографическими причинами. В регионе действовали небольшие ватаги казаков численностью по 30-100 человек. Сибирские острожки могли насчитывать даже до 13 человек. Первые казаки охотно брали в наложницы (ясырки) местных женщин (Семён Дежнев и Федот Попов были женаты на якутках), что приводило к появлению метисов (Сахаляр, Якутяне). У первых колонистов Сибири было чрезвычайно распространено многоженство, и, присоединяя к своим инородческим женам одну или несколько русских, колонист часто не прогонял инородок, а отдавал только предпочтение своей соотечественнице и ставил ее во главе своего гарема. Так как сибиряк в то время не жил постоянно на одном месте, а странствовал по разным местам Сибири, то и жены его были рассеяны по тем поселениям, которые лежали на его обычном пути. Большое количество русских женщин находилось в существовавшей тогда торговле; они продавались и покупались точно так же, как и инородческие невольницы. Казаки и промышленники, при отправке из России, сманивали с собой женщин и девушек, обещая жениться на них или найти им хороших мужей, но, приехав в Сибирь, продавали их как невольниц. Некоторые отцы семейств продавали, закладывали и закабаляли своих жен, дочерей и других родственниц. Распространился даже возмутительный обычай отдачи своих жен в кортому. Если мужу нужны были деньги, а жену он мог заменить другой, если он уезжал на время в Россию или отправлялся в отдаленный поход, то он оставлял желающему свою жену с тем, чтобы тот, за 10-20 рублей, пользовался всеми правами мужа и возвратил бы ее в определенное время. Факты продажи жен часто встречаются даже в актах XVIII века. Желая по возможности пополнить явный недостаток женщин в Сибири, правительство иногда высылало их сюда, набирая их из развратных женщин или из преступниц. Такая посылка женщин в Сибирь продолжалась даже в половине XVIII века. Из-за недостатка женщин случались и факты педерастии, о чем свидетельствует житие Василия Мангазейского (ум. 1602)

> Последствия

Русские основали в Сибири многие остроги, которые затем превратились в города. Сибирь также стала плацдармом для дальнейшей колонизации Азии.

> См. также

  • Территориально-политическая экспансия России
  • Российско-китайская граница

«Дорогу на костях» длиной 2 тысячи км начали строить на Колыме 86 лет назад

Строительство знаменитой колымской трассы началось 26 июня 1932 года, когда от бухты Нагаева до, тогда еще поселка, Магадана, дорожные строители занялись прорубкой просеки и укладкой земляного полотна длиной всего 2,5 км. За 20 лет трасса протянулась почти на 2 тысячи км, соединив будущий областной центр с якутским поселком Усть-Нера. Трассу «Колыма» за ее сложность и жертвы на строительстве иногда называют «дорогой на костях», сообщает ИА MagadanMedia.

В 30-х годах из Нагаево в Магадан ходил специальный автобус. Автор фото: архив Александра Глущенко

Участок дороги от моря и до реки Магаданки построили уже к концу года, тогда же проложили первые улицы поселка. Всего 3,1 км, с улучшением полотна гравийным грунтом, что обеспечивало автотранспортное сообщение между Нагаево и Магаданом. До наступления осени был дан временный проезд автомашинам до 30 км и обеспечен зимник для автомашин до 90 км. В то время строительство дорог проводилось в два этапа: на первом этапе сооружался временный проезд, обеспечивающий скорейшее движение автотранспорта, на втором — производилась достройка дороги до проектных показателей и приемка ее Государственной комиссией.

Строительство трассы завершилось в 1952 году, когда она связала Магадан и Усть-Неру.

Также в этот день:

26 июня 1941 года газета «Советская Колыма» опубликовала обращение женщин-общественниц Магадана ко всем женщинам Колымы с призывом самоотверженно работать каждой на своем месте, овладевать различными профессиями, чтобы в нужный момент заменить на трудовом посту мужей, братьев, товарищей, уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Второй блок Магаданской паротурбинной электростанции мощностью 1083 кВт был сдан в эксплуатацию 26 июня 1944 года.

На базе участка «Ичувеем» прииска «Красноармейский» 26 июня 1959 года организован первый на Чукотке золотодобывающий прииск «Комсомольский».

26 июня 1968 года в Магадане открылся I областной слет медицинских работников.

26 июня 1969 года недалеко от аэропорта поселка Сокол произошла авиакатастрофа. Грузовой рейс Ил-14, совершавший перелет из Магадана в Певек, через несколько минут после взлета загорелся. Экипаж пытался совершить аварийную посадку. Из-за столкновения с землей погибли трое из пяти членов экипажа.

Печально известная заброшенная трасса, ведущая из Магадана в Якутск. Дорогу начали строить в 1932 году. В связи с развитием горнодобывающей промышленности в 1920-х годах, в Якутии и на Колыме Советское государство начало создавать сеть местных дорог. В ноябре 1931 года был создан «Дальстрой» — «Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы», одной из задач которого стала постройка автодороги от Магадана до Усть-Неры и ответвления на Якутск с использованием труда заключённых Севвостлага. Летом 1932 года заключёнными и вольнонаёмными специалистами были введены в эксплуатацию первые 30 км дороги и 90 км зимника. Остальные 1042 км до Усть-Неры строились до 1953 года.


Это то самое место, про которое говорят: «Уж лучше вы к нам!». Колыма. А точнее, колымский тракт: ледяная дорога (более 2 000 км), соединяющая Магадан и Якутск. Два не самых приятных места на Земле. Рекорды холода бьются именно здесь – температура периодически опускается до – 70 градусов по Цельсию.
Узники ГУЛага пробивали тракт через неприступные горы хребтов Сэттэ Дабаан, Сунтар-Хаята… В годы репрессий по колымскому тракту прошло около 800 тыс. советских заключенных. Половина там и осталась. Местные старожилы помнят, как обледеневшие трупы валялись вдоль дороги. От непосильного рабского труда, холода и голода узники гибли массово. Их не хоронили — сил для этого это не было, их клали прямо под полотно дороги и они служили естественным уплотнителем грунтового покрытия тракта. Погибших если и хоронили (в теплое время года), то тут же – на обочине. По этой причине тракт и прозвали «дорогой на костях». Те, которые остались живы, рассказывают, что под этой дорогой через каждые пятьдесят, сто метров покоятся узники ГУЛага. Сейчас на Дороге мало что осталось с тех времен — все лагеря, расположенные через каждые 25 километров вдоль дороги, разрушены и стерты с поверхности земли, скрыв от глаз людей свидетельства чудовищного преступления. Остались только названия участков, мест на дороге, которые сохранились до наших дней- это ручей Малиновка, где стоял женский лагерь, опасные участки Ласточкино Гнездо, Желтый Прижим, Черный Прижим, Заячья Петля, Скалы Чертов Палец, Чертово Ворота.

Не удивляйтесь, если здесь вам предложат «порадовать костлявых» (т.е. заняться поиском человеческих останков в земле). Здесь это что-то вроде спорта и гадания одновременно: нашел тазобедренную кость – к деньгам, ребро – к тихому семейному счастью, череп – к повышению по службе.
Большая часть лагерей вдоль этой дороги от главного шоссе до поселка Тополиное, что в 225 километрах от Хандыги, была закрыта в середине 1950-х годов. Другие были вычеркнуты из исторической памяти людьми, собиравшими дрова. Даже сегодня, чтобы попасть в лагерь, надо совершить настоящий марафон. Из Якутска (это столица региона, находящаяся в шести часовых поясах восточнее Москвы) до Хандыги 12 часов езды на машине и пароме. Хандыга своим существованием обязана ГУЛагу: поселок появился в 1939 году, когда здесь открылись первые лагеря. Сегодня Хандыга — это обветшалый поселок в состоянии упадка, не желающий вспоминать о своем прошлом. Там нет памятника жертвам ГУЛага, а частный музей недавно закрылся. Трасса строилась для того, чтобы пролетарское государство могло добывать в этом регионе золото.

Рассказывает местный учитель истории Альбина Николаева

«Сначала планировали строительство железной дороги, но потом началась война, и было решено построить шоссе. Работы начались в 1941 году, а к 1943 году уже было пройдено 735 километров».
«Сначала там были в основном политические заключенные, но во время войны к ним добавили тех, кто оказался на оккупированных немцами территориях. Были крестьяне, выступавшие против сталинской программы коллективизации из-за своих личных хозяйств, а также люди, совершившие преступления – тогда можно было получить десять лет лагерного срока, просто что-нибудь украв».

Строительство Колымского тракта, «Дорога на костях»

«Лагеря называли по километровым столбам, у которых они находились. Людям, работавшим на строительстве дороги, было немного легче, чем тем, кто трудился на рудниках — те умирали в огромных количествах».
«Летом здесь бывает до 40 градусов жары, а зимой до минус 60. Трудились они по 15 часов в день, питались только кашей и хлебом, жили в лагерях, вокруг которых стояли болота. Санитарные условия были ужасные».
Многие заключенные с закрытием лагерей были реабилитированы и уехали из этих мест, а остальные остались в Хандыге. «Большинство из них прожило недолго, потому что жизнь в лагерях была очень тяжелой. Но между ними и их бывшими охранниками никогда не возникало ничего дурного», — вспоминает Николаева.
В 60 километрах к востоку от Хандыги есть поворот на Тополиное, где находилось не менее полудюжины лагерей, в том числе, один женский. Впереди меня ждала семичасовая тряска на внедорожнике, десять переправ через реки и 150 километров ухабистой колеи, поскольку я решил добраться до этих лагерей.
В 2008 году был наведен новый мост через реку Менкуле, который заменил старый, построенный зеками в 1951 году. Рядом установлен крест в память о «российских мостостроителях 1937-2008 годов». И никаких упоминаний о лагерях.

Хранительница местного музея ГУЛага Надежда Наерханова

В поселке Теплый Ключ есть крошечный музей в память о лагерях ГУЛага. Заключенные построили поселок и его аэродром, которым в годы Второй мировой войны пользовались американцы, поставлявшие российской армии самолеты по ленд-лизу.
«Магаданская трасса это крупнейшее в мире кладбище.На этой дороге каждый день умирали не менее 25 человек, и о большинстве из них никто ничего не знает. На поверхность постоянно вылезают кости. Мы стараемся сохранить память об этих людях».
Только в этом районе находилось более ста лагерей.
«Это был какой-то гигантский людской поток, ленточный конвейер, в котором были даже 12-летние дети. Мой дед работал охранником в одном из лагерей, но говорить об этом он не любил. Он только рассказывал, что это были серые, ужасные места, где люди постоянно голодали и мучились от холода».

Жизнь зеков

«Каждый раз, когда приносили баланду … всем хотелось кричать и плакать. Мы были готовы кричать от страха, потому что суп мог оказаться водянистым. А когда случалось чудо, и баланда оказывалась густой, мы не могли в это поверить, и старались есть ее как можно медленнее. Но даже с густым супом в желудке оставалась сосущая боль, потому что голодали мы слишком долго. Все человеческие эмоции – любовь, дружба, зависть, забота о товарищах, сострадание, жажда славы, честность – покидали нас вместе с плотью, которая вытаивала из наших тел», — писал об этом в своих «Колымских рассказах» Варлам Шаламов.

«А Колыма была — самый крупный и знаменитый остров, полюс лютости этой удивительной страны ГУЛаг … почти невидимой, почти неосязаемой страны, которую и населял народ зэков», — Александр Солженицын, «Архипелаг ГУЛаг».
Со строительством федеральной магистрали «Колыма» старый колымский тракт пришел в упадок, и на сегодняшний день находится в заброшенном состоянии.

Колымский тракт или дорога на костях, ведущая в земной ад

В русских лагерях ГУЛага погибло более 12 миллионов «врагов народа». Людей заставляли строить автотрассу, которая для многих стала местом покоя. Эта дорога ведет в самое сердце сталинского государства. А рядом – редкие деревья, за которыми можно рассмотреть и сам лагерь.
Всех жертв сталинской репрессии помещали именно сюда. Относились к ним, как к рабам. День за днем они трудились и гибли на строительстве Колымского тракта. Эта дорога еще именуется, как «дорога на костях», соединяющая Хандыгу и Магадан.
Обветшалый и разрушенный временем деревянный барак располагается посреди болота. Более пол века не пощадили конструкцию: крыша обвалилась, стены перекошены. Глядя на это ветхое сооружение можно представить, что в адских условиях тут отбывали свой срок миллионы заключенных, а также о самой истории этого края. Окно до сих пор преграждает ржавая решетка, через которую на волю смотрели миллионы глаз сталинских «врагов народа». А печка – единственный способ согреться лютой зимой.

Заключенные выживали, как могли: кое-где до сих пор вокруг дверного косяка торчат старые тряпки, которыми затыкали щели. От ворот ведет забор из колючей проволоки. Те люди, которые окончили свои жизни во время строительства трассы или тех, кого неизбежно, еженощно, расстреливали охранники, а также тех, кого скосил голод, хоронили прямо под строящейся дорогой.

Человеческие останки – фундамент для этой трассы. Ее протяжность ровняется 1600 километрам. Шансов на побег людям не давала как отдаленная территория, так и голодные медведи этой глуши. Сталина жители России почитают, как того, кто привел людей к победе во время Второй мировой войны. Ужасно обнаруживать доказательства существования подобных лагерей, в которых, как гласит одна поговорка, половина людей сидела, а вторая половина их охраняла.
После смерти Сталина, Никита Хрущев принял все меры для того, чтобы покончить с деспотией бывшего руководителя. Поэтому в 1950 годах большая часть подобных лагерей была закрыта. Стоит отметить, что на сегодняшний день Хандыга обязана своим существованием ГУЛагу, поскольку поселок появился после того, как в 1939 году на этой территории появились первые лагеря. Сегодня Хандыга представляет собой запущенный поселок, находящийся на грани упадка.

Местные жители не хотят вспоминать о прошлом, даже не возведен памятник в честь жертвам ГУЛага на территории. Правда, был один частный музей, но и он не так давно закрылся. Альбина Николаевна, преподаватель истории в местной школе, говорит, что примерно 800 тысяч человек прошло по «дороге на костях» в лагеря. А сама же дорога строилась, чтобы пролетарское государство имело возможность добывать драгоценный металл – золото. Естественно, оно также добывалось заключенными.
57-летняя преподавательница рассказывает, что в самом начале планировалось строительство железной дороги, но из-за начала войны планы поменялись, и началась стройка трассы. Так, в 1941 году и начались адские работы. Вначале работали политические заключенные, но очень скоро к ним присоединились те, кто был на территориях, оккупированных немецкими захватчиками.

Были там и простые граждане, которые осмелились выступать против программы Сталина, защищая свои земли и свое хозяйство. Были среди них и преступники. В те времена можно было получить срок в 10 лет только за воровство. Заключенные трудились как на стройке дороги, так и на рудниках. Последним приходилось намного тяжелее, поэтому и погибали они огромными количествами.

Условия труда были просто ужасными: зимой температура опускалась до 60 градусов по Цельсию, а летом достигала 40 градусов жары. Помимо погодных условий трудностей хватало: рабочий день длился 15 часов, питание было жалкое: пустая каша да кусочек хлеба. Люди умирали от голода. Да и антисанитария была ужасная, поскольку лагеря окружали одни болота.
Неподалеку от Хандыги, на восток, в 60 километрах, есть поворот на село под названием Тополиное. В этом месте располагается не меньше дюжины подобных лагерей. Был там и один женский. В 1951 году заключенные построили мост через реку Менкуле. Его заменили на новый в 2008 году. Рядом с мостом можно увидеть монумент в виде креста, который установили в честь российских мостостроителях 1937 – 2008 годов. Однако нигде не упоминается о лагерях.
По «дороге на костях» можно добраться в поселок под названием Теплый Ключ. В этом поселке есть небольшой музей, повествующий о лагерях. Есть и карта, на которой отслеживается строительство таких лагерей во времена правления Сталина. Только представьте: 6000 человек было заключено в подобных местах в 1930 году. А вот уже на момент смерти Сталина, в 1953 году, заключенных насчитывалось примерно 12 миллионов. Силами зеков возвели и сам поселок Теплый Ключ, и маленький аэропорт, который служил американцам, поставляющим российской армии воздушную военную технику во времена Второй мировой войны.
Можно сказать, что Магаданская трасса – самое крупное кладбище. Ежедневно во время строительства погибало минимум 25 человек. По сей день на поверхности появляются человеческие останки. Работники музея делают все возможное, чтобы сохранить хоть какую-то память об этих несчастных людях. Стоит отметить, что в работе принимали участие не только взрослые, но и дети 12 лет. Хранительница этого музея, Надежда Наерханова говорит, что ее дед работал охранником на одном из лагерей. Дед не особо любил рассказывать о тех временах, но постоянно упоминал о том, что эти места были хуже ада: люди мучились не только от холода, но и от голода.

Василий Иванович Суриков, «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Холст, маслоНароды Сибири в XVI веке

Присоединение Сибири (Покорение Сибири) — исторический процесс включения Сибири и Дальнего Востока в состав Русского (Российского) государства со второй половины XVI до начала XX века. Традиционно считается начатым в 1580 году походом Ермака против Сибирского ханства. Присоединение Сибири и Дальнего Востока к России встречало сопротивление местных жителей и происходило на фоне ожесточенных боев коренных народов с русскими казаками, которые часто допускали жестокость по отношению к коренным народам.

Часть Якутского острога (оригинальная сторожевая башня на территории краеведческого музея. Сгорела в начале 2000-х гг.) Основные статьи: Формирование территории Русского государства, Формирование территории Российской империи

Процесс покорения Сибири включал в себя постепенное продвижение русских казаков и служилых людей на Восток, вплоть до их выхода к Тихому океану и закреплению на Камчатке. В фольклоре народов Северо-Востока Сибири для обозначения пришельцев с этнонимом «русский» используется слово «казак». Пути движения казаков по преимуществу были водные. Знакомясь с речными системами, они шли сухим путём исключительно в местах водораздела, где перевалив через хребет и устроив новые лодки, спускались по притокам новых рек. По прибытии в местность, занимаемую каким-либо племенем туземцев, казаки входили с ними в мирные переговоры с предложением подчиниться Белому царю и платить ясак, но переговоры эти далеко не всегда приводили к успешным результатам, и тогда дело решалось оружием. Обложив туземцев ясаком, казаки устраивали на их землях или укрепленные остроги (если племя было воинственное), или просто зимовья, где и оставалась обыкновенно часть казаков в виде гарнизона для поддержания покорности и для сбора ясака. Вслед за войсками шли поселенцы, администраторы, духовенство, промысловики и купцы. Местное население облагалось налогом (см. ясак). Наиболее активное сопротивление оказали Сибирское ханство и ряд крупных племенных союзов (например, ханты). Имели место несколько локальных войн с Китаем в Забайкалье и на юге Дальнего Востока.

Речной дощаник

  • 1581—1585 — Сибирский поход Ермака Тимофеевича
  • 1586 — Василий Сукин основал Тюмень (первый русский город в Сибири), на месте бывшей столицы Сибирского ханства
  • 1587 — основан Тобольск на Иртыше, ставший впоследствии «столицей Сибири»
  • 1593 — основан Берёзов
  • 1594 — основан Сургут
  • 1595 — основан Обдорск
  • 1598 — завоевание Пегой Орды
  • 1598 — Ирменское сражение, окончательное завоевание Сибирского ханства
  • 1601 — основана Мангазея (для контроля над западносибирскими самоедами)
  • 1604 — основан Томск, как крепость против калмыков
  • 1607 — основан Туруханск (первый город на Енисее), покорение энцев
  • 1619 — основан Енисейск
  • 1623 — Пянда впервые достиг реки Лены в районе Киренска
  • 1628 — воевода Андрей Дубенский заложил Красноярск на Енисее
  • 1630 — Василий Бугор основал Киренск на Лене
  • 1631 — атаман Максим Перфильев заложил Братский острог на Ангаре
  • 1632 — Пётр Бекетов заложил Якутск и Жиганск. Через два года якуты разбили казачий отряд Ивана Галкина на Лене и осадили Якутск. Такая контратака местного населения во многом была обусловлена распрей между казачьими отрядами (мангазейскими и енисейскими), которые конфликтовали из-за сбора ясака
  • 1633 — Иван Ребров открыл устье Лены и реку Яну
  • 1638 — учреждено Якутское воеводство, конный поход сотника Иванова на Индигирку против юкагиров
  • 1639 — Копылов отправил к Охотскому (Ламскому) морю отряд под командой Ивана Москвитина
  • 1643 — атаман Василий Колесников достигает Байкала, а Михаил Стадухин — Колымы.
  • 1644—1645 — поход казаков против бурят в Ангарскую степь.
  • 1647 — Иваном Москвитиным основан Охотск
  • 1648 — Семён Дежнёв проходит Берингов пролив, отделяющий Аляску от Чукотки и открывает западную часть Северной Америки.
  • 1652 — Бой у Ачанского острога
  • 1653 — в Забайкалье основаны Чита и Нерчинск
  • 1655 — Осада Кумарского острога
  • 1661 — на Ангаре Яковом Похабовым основан Иркутск
  • 1665 — на Селенге Гаврилой Ловцовым основан Селенгинский острог
  • 1666 — на Уде, при её впадении в Селенгу, основано Удинское зимовье, впоследствии Удинский острог
  • 1673 — кыргызский отряд князя Шанды Сенчикеева сжёг Ачинский острог
  • 1685 — битва за Албазин
  • 1686 — первая (неудачная) попытка проникнуть на Таймыр (Иван Толстоухов): экспедиция пропала без вести
  • 1686—1687 — вторая битва за Албазин
  • 1688 — осада Селенгинского острога
  • 1689 — Нерчинский договор с Китаем
  • 1697 — присоединение Камчатки Атласовым, который использовал при этом элементы устрашения
  • 1699 — при возвращении в Анадырский острог уничтожен отряд Серюкова
  • 1703—1715 — восстание на Камчатке против русских, в ходе которого были сожжены Большерецкий и Акланский остроги и убито около 200 казаков; в 1705 году коряки уничтожили казачий отряд во главе с Протопоповым
  • 1709 — в предгорьях Алтая поставлен Бикатунский острог
  • 1711 — Данила Анциферов открывает Курильские острова
  • 1712 — бунт и убийство казаками своих начальников (Атласова, Чирикова и Миронова) на Камчатке
  • 1712 — Меркурий Вагин открывает Новосибирские острова
  • 1716 — основан Омск
  • 1733—1743 — Великая Северная экспедиция для изучения сибирского берега Северного Ледовитого океана (Харитон Лаптев, Семён Челюскин): исследован безлюдный Таймыр, открыты горы Бырранга и мыс Челюскина (северная оконечность Сибири)
  • 1740 — основан Петропавловск-Камчатский
  • 1747 — чукчи уничтожили отряд анадырского коменданта
  • 1752 — основана Гижигинская крепость
  • 1778 — окончательное присоединение Чукотки
  • 1799—1867 — колонизация Аляски
  • 1854 — Петропавловская оборона в период Крымской войны
  • 1855 — Симодский трактат — договор с Японией, по которому Южные Курилы отходили Японии, Северные Курилы России, Сахалин оставался совместным владением
  • 1856 — основан Благовещенск
  • 1858 — Айгунский договор с Китаем, присоединение Приамурья к России
  • 1858 — основан Хабаровск
  • 1860 — Пекинский трактат; присоединение Приморья к России
  • 1860 — основан Владивосток
  • 1875 — Петербургский договор с Японией; переход Сахалина к России, Курильских островов к Японии
  • 1889 — основан Анадырь
  • 1891—1916 — строительство Транссибирской железнодорожной магистрали
  • 1893 — основан Новосибирск
  • 1911 — присоединение Острова Врангеля гидрографической экспедицией Бориса Вилькицкого
  • 1913 — Борис Вилькицкий открывает архипелаг Северная Земля
  • 1914 — Экспедиция Исхака Ислямова присоединила архипелаг Земля Франца-Иосифа
  • 1914 — Урянхайский край переходит под протекторат России

Споры историков

Характер присоединения Сибири и Дальнего Востока к России является предметом спора историков. В дореволюционной литературе и в первые советские десятилетия для процесса вхождения этих территорий в состав России использовался термин завоевание или покорение. Так в 1771 году была опубликована работа И. Е. Фишера «Сибирская история с самого открытия до завоевания сей земли российским оружием». Первые сибирские летописи носили название «О покорении Сибири» (Пустозерская летопись) и «История покорения Сибирского царства» (Бузуновская). М. Н. Покровский считал присоединение нерусских народов к Российской империи «абсолютным злом». В середине 1930-х годов появляется концепция, что присоединение народов к России было меньшим злом по сравнению с возможным завоеванием другими странами. С этого времени термин завоевание стал постепенно сменяться термином присоединение. По мнению В. И. Шункова, присоединение Сибири и Дальнего Востока к России включало в себя много разных эпизодов как прямого завоевания, так и добровольного вхождения народов. Однако идеологические и политические соображения привели к замене термина присоединение термином вхождение. Впервые термин вхождение предложили исследователи Сибири С. В. Бахрушин и С. А. Токарев. Якутский историк Г. П. Башарина заявил о исключительно мирном и добровольном характере вхождения Сибири и Дальнего Востока в состав России. Однако с термином вхождение не согласились сибирские ученые Л. М. Горюшкин и Н. А. Миненко. Ф. Г. Сафронов под политико-идеологическим давлением в качестве компромисса вернулся к термину присоединение, чтобы подчеркнуть завоевательный характер самого процесса. Под давлением идеологических соображений в советской историографии процесс присоединения Сибири и Дальнего Востока из сочетания насильственных и мирных действий превратился в исключительно мирное и добровольное вхождение коренных народов в состав России. К 1970-м годам эта концепция стала господствующей. По замечанию А. С. Зуева «фактически произошло выхолащивание концепции Шункова: из трактовки присоединения исчезло завоевание и осталось только добровольное вхождение». Попали под цензуру записки первопроходцев Сибири, из которых удалялись при публикации фрагменты о вооруженных стычках казаков с аборигенами как противоречащие концепции о исключительно мирном и добровольном присоединении коренных народов к России.

Литература

  • Личков Л. С. Штрафная колонизация Сибири // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Буцинский П. Н. Заселение Сибири и быт первых ее насельников. — М.: Вече, 2012. — 320 с. — (Моя Сибирь). — ISBN 978-5-4444-0225-2.
  • Бычков А. А. «Исконно русская земля Сибирь». — М.: Олимп: АСТ: Астрель, 2006. — 318 с. — (Историческая библиотека). — ISBN 5-271-14047-4.
  • История Сибири с древнейших времен до наших дней / Под ред. А П. Окладникова: В 5 тт. — Л.: Наука; Ленинград. отделение, 1968—1969.
  • Миллер Г. Ф. История Сибири: В 2 тт. — М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1941.
  • Небольсин П. И. Покорение Сибири. — М.: Вече, 2014. — 352 с. — (Моя Сибирь). — ISBN 978-5-4444-1403-3.
  • Никитин Н. И. Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири русскими людьми. — М.: Наука, 1987. — 173 с.
  • Никитин Н. И. Освоение Сибири в XVII веке. — М.: Просвещение, 1990. — 144 с. — ISBN 5-09-002832-X.
  • Словцов П. А. История Сибири. От Ермака до Екатерины II. — М.: Вече, 2012. — 512 с. — (Моя Сибирь). — ISBN 978-5-9533-6499-7.
  • Ципоруха М. И. Покорение Сибири. От Ермака до Беринга. — М.: Вече, 2013. — 368 с. — (Моя Сибирь). — ISBN 978-5-4444-1008-0.
  • Bassin, Mark. «Inventing Siberia: visions of the Russian East in the early nineteenth century.» American Historical Review 96.3 (1991): 763-794. online
  • Batalden, Stephen K. The Newly Independent States of Eurasia: Handbook of Former Soviet Republics. — revised. — Greenwood Publishing Group, 1997. — ISBN 0897749405.
  • Bisher, Jamie. White Terror: Cossack Warlords of the Trans-Siberian. — Routledge, 2006. — ISBN 1135765952.
  • Bisher, Jamie. White Terror: Cossack Warlords of the Trans-Siberian. — Routledge, 2006. — ISBN 1135765960.
  • Black, Jeremy. War and the World: Military Power and the Fate of Continents, 1450-2000. — Yale University Press, 2008. — ISBN 0300147694.
  • Etkind, Alexander. Internal Colonization: Russia’s Imperial Experience. — John Wiley & Sons, 2013. — ISBN 0745673546.
  • Forsyth, James. A History of the Peoples of Siberia: Russia’s North Asian Colony 1581-1990. — illustrated, reprint, revised. — Cambridge University Press, 1994. — ISBN 0521477719.
  • Gibson, J. R. «The Significance of Siberia to Tsarist Russia,» Canadian Slavonic Papers, 14 (1972): 442-53.
  • Lantzeff, George Vjatcheslau, and Raymond Henry Fisher. Siberia in the seventeenth century: a study of the colonial administration (U of California Press, 1943).
  • Lantzeff, G. V. and R. A. Pierce, Eastward to Empire: Exploration and Conquest on the Russian Open Frontier, to 1750 (Montreal, 1973)
  • Levene, Mark. Genocide in the Age of the Nation State: Volume 2: The Rise of the West and the Coming of Genocide. — I.B.Tauris, 2005. — ISBN 0857712896.
  • Mote, Victor L. Siberia: worlds Apart. — illustrated. — Westview Press, 1998. — ISBN 0813312981.
  • Pesterev, V. Siberian frontier: the territory of fear. — Royal Geographical Society (with IBG), London, 2015.
  • Stephan, John J. The Russian Far East: A History. — illustrated, reprint. — Stanford University Press, 1996. — ISBN 0804727015.
  • Wood, Alan. Russia’s Frozen Frontier: A History of Siberia and the Russian Far East 1581 — 1991. — illustrated. — A&C Black, 2011. — ISBN 034097124X.
  • Yearbook. — International Work Group for Indigenous Affairs, 1992.
  • Barnes, Ian. Restless Empire: A Historical Atlas of Russia (2015), copies of historic maps
  • Catchpole, Brian. A Map History of Russia (Heinemann Educational Publishers, 1974), new topical maps.
  • Channon, John, and Robert Hudson. The Penguin historical atlas of Russia (Viking, 1995), new topical maps.
  • Chew, Allen F. An atlas of Russian history: eleven centuries of changing borders (Yale UP, 1970), new topical maps.
  • Gilbert, Martin. Atlas of Russian history (Oxford UP, 1993), new topical maps.
  • Parker, William Henry. An historical geography of Russia (Aldine, 1968).

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *