Гори-гори ясно: ставим свет

26 ноября 2012

С тех пор, как свет фар у нас в любое время суток стал обязательным для всех участников дорожного движения, мотоциклисты перестали выделяться в потоке машин. Так что хороший свет на мотоцикле нужен не только для того, чтобы видеть самому, но и чтобы видели тебя.

Выпуск:
Журнал «МОТО» – ноябрь 2012

Владимир Чайковский, фото Николая Сазонова

Теги:

Просмотры:
20653

Оставить комментарий

Еще несколько лет назад все варианты апгрейда света сводились к подбору лампочек и установке дополнительных приборов освещения на основе все тех же галогенок — ярких, но горячих и «прожорливых». Сегодня появились новые, более эффективные источники света, которыми уже штатно оснащают дорожную технику – ксенон и светодиодные сборки. Одновременно появились и законы, запрещающие эти новые источники света устанавливать самостоятельно. Почему? Требования к светотехнике мотоциклов категории L3 содержатся в Правилах ЕЭК ООН № 53-01. Россия нынче равняется на Европу.
Для начала поговорим о ксеноновых фарах. Их основа — высоковольтная газоразрядная лампа с блоком розжига (дросселем). В ней светится газ в колбочке, а не нить накаливания. Отсюда первое следствие: если ксеноновую лампу установить вместо обычной, границы пучка фары расплывутся и сместятся – ведь его фокусировка рассчитана на нить как источник света, а не на шарик! Вторая причина запрета «колхозного» ксенона – яркость газоразрядных ламп. Поэтому свет не должен задираться вверх, для чего фару или подвески снабжают системой автоматической регулировки уровня. Третье – цветовая температура источника. Чем она выше, тем он синее, чем ниже, тем желтее свет. Синеватый свет лучше заметен встречным водителям, но он больше ослепляет и в нем хуже читается дорога. Желтоватый щадит глаза и позволяет различать больше деталей – но излишняя информативность может также утомлять. Поэтому большинство производителей предпочитают золотую середину – нейтральный белый свет с температурой 4500К (хотя формально весь перечисленный свет – белый).
Но зачем же говорить об этом, если установка ксенона — вне закона? Не совсем так. На снятые с производства модели, коих у нас немало, можно устанавливать световые приборы от других моделей ТС – в том числе и ксенон. Свободны от ограничений и аппараты, не выезжающие на дороги общего пользования. Можно также оборудовать мотоцикл или ATV противотуманками – в полном соответствии с ПДД. В любом случае стоит знать нюансы, поскольку удовольствие это не дешевое, да и желающих поживиться за чужой счет и просто халтурщиков – немало.
Цена ксенона пропорциональна мировой известности бренда. Так комплекты моноксенона (для двух фар) от IPF, PIAA или CATZ обойдутся от 17 тыс. руб. (биксенон – около 30 тысяч), из которых около 7 тыс. стоят лампы. Понятно, что у нас куда большей популярностью пользуется китайский «ноунейм» за 2-3 тысячи (лампы — по 250-500 руб.). Но служат «китайцы» куда меньше (лампа – в среднем около года, в отличие от фирменных, работающих по 3 года и более). Неплохая альтернатива по соотношению цена–качество – продукция российской фирмы MTF, которую производят в Корее (набор в среднем обходится в 5000 рублей).
Стандартов ксеноновых ламп очень много (как и галогенок) — H4, H7, H3, Hb3, H1 и так далее, разработаны и специальные — D2R (для рефлекторной оптики) и D2S (для линзованной оптики). Они различаются не только посадочными местами, но и фокусным расстоянием источника (желательно при покупке сравнить лампы). Но проблема еще и в том, что у разных производителей – разные разъемы для ламп. Поэтому нужные лампы стоит возить с собой: ксенон не купишь в захолустье, да и в крупных городах придется побегать, особенно если у вас изделие дорогого бренда. Правда, существуют переходники, но они тоже на придорожных заправках не валяются.
Впрочем, лампы редко перегорают «без предупреждения». Обычно перед отказом свет становится намного тусклее, зажигание происходит не сразу, внутри колбы появляется темный налет. Блоки обычно куда надежнее, и возить их с собой придет в голову только отчаянному барахольщику, причем с деньгами. Зато и купить их куда сложнее. Определить, что сгорел именно блок, а не лампа, сложно, поэтому меняют обычно лампу – что проще и дешевле. Опять же, если при включении лампа хоть немного вспыхивает, блок исправен. Если фар – две, проще всего переставить лампу: сразу все станет ясно.
Как и галогенки, ксеноновые лампы нельзя брать голыми руками – на колбе останутся следы. Перед установкой желательно протереть их спиртом и обязательно – прокалить, то есть включить на минутку, не устанавливая в фару. При этом все микрозагрязнения на поверхности выгорят (пойдет легкий дымок); иначе они могут испортить рефлектор фары.
При покупке всегда обращайте внимание на цветовую температуру. Хотите лучше видеть дорогу, в том числе в туман и в дождь – берите 3200-4200К, хотите, чтобы лучше было видно вас – выбирайте в диапазоне 5500-7500К. Большинство производителей техники предпочитают 4300-5000К.
Мощность стандартной лампы – 35 Вт, однако есть и более мощные (50 Вт, практически не используются), и менее (15-21 Вт, для скутеров). Световая отдача ксенона в разы выше, чем галогенки, поэтому 35 Вт для замены штатной лампы вполне достаточно. Конечно, мощность блока должна соответствовать мощности лампы. Рабочая температура блока – около 70°C.
Установить ксенон самому несложно. Но есть несколько нюансов. Проще всего тем, у кого в фарах – однонитевые лампы. Для них подойдет обычный ксенон (однако не забудем, что лучше всего – и это прописано в ПДД – устанавливать соответствующие фары, рассчитанные на работу с объемным источником света). Для замены двухнитевой лампы нужен биксенон, в котором лампа с экраном дополнена шторкой с электроприводом для переключения с ближнего света на дальний и наоборот). Но мало того, что эти комплекты дороги, лампы могут не уместиться в фаре из-за массивного «хвоста» с механизмом переключения. Поэтому некоторые жертвуют дальним светом, устанавливая вместо Н4 моноксенон — «ближний», но яркий.
Вторая, сугубо мотоциклетная особенность – размещение блоков розжига. В отличие от автомобиля, места у нас немного, поэтому стоит выбирать блоки покомпактнее, а провода к ним — подлиннее. Некоторые умельцы надставляют провода, но с высоким напряжением шутки плохи: нередко начинаются пробои на «массу». Какой уж там розжиг, не попасть бы под разряд!
Наконец, если при включении фар сгорает предохранитель, его номинал можно увеличить на 5 А, поскольку пусковой ток может значительно превышать номинальный (5-15 А против 3 А для 35-ваттной лампы). Проводку менять не требуется, поскольку номинальный ток даже меньше, чем у галогенки, а пиковые нагрузки непродолжительны. Главное – следить за контактами (их чистотой и посадкой). Треск – первый признак плохого соединения.
Светодиоды в последнее время начали применять на мототехнике, хотя по эффективности они уступают ксенону. Их преимущества – малые габариты и долговечность. Недостатки – нагрев, узкий пучок света и высокая цена. Поэтому для основного света пока их используют редко. Зато они отлично подходят для дневных ходовых огней и дополнительного света. Для установки на эндуро, где скорости обычно невысоки, но важна освещенность «по площадям», пригодятся прожекторы с матовым рассеивателем на диодных сборках – сегодня они продаются всевозможных форм и мощностей.
Как и в случае с ксеноном, диоды различаются цветовой температурой. Но главное, на что надо обратить внимание, – распределение пучка. Поскольку подключить диодный источник света несложно, попросите продавца продемонстрировать его работу. При установке диодных сборок вместо обычных ламп на современный мотоцикл может потребоваться «обманка» (часто она конструктивно объединена со сборкой), без которой бортовая электроника сочтет, что лампа перегорела, и выдаст ошибку.
Для повышения заметности мотоцикла с двумя одинаковыми фарами кое-кто устанавливает простейшее устройство, переключающее их попеременно с ближнего на дальний и наоборот. В отличие от «стробоскопа», формально претензий нет, но эффект налицо!


Разъемы ксеноновых ламп разных производителей могут отличаться. Есть переходники, но в продаже они встречаются редко.

Отказавшая лампа с потемневшей колбой…

…и новая.

На блоке в цокольной части лампы указана мощность (обычно 35 Вт) и зашифрована ее цветовая температура.

Потемневший рефлектор из-за грязной лампы. Перед установкой лампу рекомендуется «прожечь», просто включив ее на минуту-другую.

Ксеноновая лампа H4 со шторкой переключения «ближний-дальний».

Форма выреза в шторке бывает разной. Слева — китайский «ноунейм», справа — более дорогая фирменная лампа.

В «линзованной оптике» шторка установлена в самой фаре. Переключение «ближний-дальний» может быть с приводом как от сервомотора, так и от соленоида (на фото).

При установке моноксенона вместо галогенки Н4 работать будет только ближний свет (шторки у лампы нет, только рефлектор).

А чтобы при включении дальнего света лампа тоже работала, в разъеме Н4 установлен диод.

Блок зажигания ксенона. Обратите внимание на мощность и соответствие стандартам.

Блок зажигания с выносным высоковольтным блочком (маленький слева) удобен тем, что низковольтные провода к нему можно удлинять (там напряжение около 80 В). А вот короткие провода от него до лампы удлинять не стоит — там уже 23 кВ!

Светодиодные сборки уже вовсю применяют не только в дополнительных световых приборах, но и в фарах головного света.

Светодиоды часто сочетают с линзами — это позволяет получить компактный и мощный источник света. Но ему потребуется хорошее охлаждение.

Оригинальное решение — использовать в качестве радиатора сам корпус фары. Элегантно и технологично.

DeHb ›
Блог ›
LED: Светодиодные фары 7″ (универсальные 178мм)

Настало время поучительных историй. Озадачил знакомый светом на свой мотоцикл, после непродолжительных поисков наткнулся на мой взгляд действительно стоящее решение. Выглядит оно следующим образом.

Светодиодная фара для харлея, нивы, уазика и прочих

В фаре только ближний свет (две линзы), при этом юстированы весьма и весьма прецензионно, на расстоянии трёх метров уже сливаются в одну полку. А так же четыре светодиода на дальний свет в отражателях:

Отражатели дальнего света на светодиодной фаре

Вид светодиода в рефлекторе дальнего:

Светодиод дальнего света

На фаре присутствует маркировка, так что с въездом в другие страны и техническим контролем проблем не будет.

Маркировка на светодиодной фаре для мотоцикла

Потребляет фара согласно указанной на коробке мощности. В режиме ближнего света:

Потребление светодиодной фары в режиме ближнего света

И дальнего, что замечено — линзы ближнего немного притухают, но не выключаются в таком режиме.

Потребление светодиодной фары в режиме дальнего света

Сравнение на стене сделал со штатным отражателем от свифта и своим доработанным бошем.

Полный размерСравнение универсальной светодиодной фары 7

После обработки снимков сравнение интенсивности свечения:

Сравнение света светодиодной фары 178мм и ксенона

Дальний свет — весьма плотный и в тоже время большой по диаметру луч. Думаю для двухколёсного транспорта самое оно.

Полный размерСравнение светодиодной фары и ксеноновой

И сравнение интенсивности приведённых снимков.

Интенсивность дальнего света светодиодной фары и ксеноновой билинзы

После продолжительных боёв с креплением начинаем замену штатной фары. Вот так уныло она повисла, в ожидании отправки на пенсию.

Штатная фара Honda

Сравнение штатной фары и новой светодиодной китайской.

Сравнение штатной фары и светодиодной китайской 178мм

Новая светодиодная фара на мотоцикле Honda

Что удивительно — китайская фара приехала сразу в бронировочной плёнке, полиуретановой и весьма толстой, аккуратно наклеяной. Посмотрим сколько она проживёт.

Китайская фара в мотоцикле Honda

По краям на поликарбонате издержки производства китайской народной республики — крепление оказалось чуть меньше чем покрывное стекло, при затяжке ободок поцарапал покрывной поликарбонат. При вспышке это становится заметно.

Светодиодная фара на мотоцикле Honda

С включенным ближним светом мотоцикл с прожекторной оптикой виден хуже. Заметно хуже чем с галогеновой штатной фарой. Поэтому владелец озадачился сделать дополнительный свет на защиту ног.

Внешний вид мотоцикла с включенным светодиодным ближним светом

Запись дополню реальным отзывом владельца, пока конечно ему всё нравится: «Светит ваще огонь!», но как это будет в поездке, особенно в дальней поездке — совсем другая история.

Свет универсальной светодиодной китайской фары с AliExpress.

Что понравилось:
— Свет на уровне штатного ксенона, дальний просто волшебный.
— Мягкая светотеневая граница с прозрачными линзами, китайцы постарались.
— Наличие в комплекте конвертора для исправления управления минусом. Штатно фара управляется плюсом: общий минус и два плюса.
— Полиуретановая бронировочная плёнка на рабочей поверхности.

Что не очень:
— Цена;
— Необходимость дорабатывать крепление, в частности на Honda оно весьма чудодейственное.

Цена вопроса сложилась:
1. Фара светодиодная универсальная 7″ (ОДНА ШТУКА!) — 6 827 руб
2. Комплект креплений для установки — 1 245 руб
3. Переделка креплений под Honda — бесценно

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *