Рулевой демпфер – что это такое и зачем он нужен?

Автомобильный рулевой демпфер (с немецкого Dämpfer – глушитель, буфер, амортизатор) – устройство, которое поглощает часть колебаний, ударов и вибраций от колес на элементы рулевого управления. Второстепенная задача демпфера – возвращает руль в нейтральное положение и удерживает прямолинейное движение автомобиля.

Телескопический автомобильный рулевой демпфер

Помимо автомобильных рулевых демпферов, существуют также мотоциклетные демпферы, которые стабилизируют переднее колесо и руль, когда мотоциклист едет с большой скоростью, быстро разгоняет или выводит мотоцикл из поворота. Как и автомобильный, демпфер мотоцикла также гасит вибрации и колебания от переднего колеса на руль.

По конструкции демпферы бывают двух типов – телескопические (штоковые) и роторные. В автомобилях телескопические модели встречаются гораздо чаще роторных. Исключение – спортивные, а особенно раллийные автомобили, на которые устанавливают роторные демпферы. На мотоциклы также чаще всего ставят узлы роторного типа.

Телескопические демпферы работают и на сжатие, и на растяжение – чтобы минимизировать любые колебания и возвращать руль в нейтральное положение. По принципу работы они повторяют обычные масляные и газомасляные амортизаторы с постоянной или переменной степенью демпфирования. В узлах с переменной степенью демпфирования автомобилист сам может настроить силу сжатия и растяжения амортизатора, чтобы приспособить демпфер под особенности рулевого управления автомобиля и свои личные требования. Будьте внимательны: чтобы правильно выставить силу демпфирования, нужно понимать, что и где крутить, поэтому лучше обратиться к профессионалам.

Телескопические демпферы бывают одностороннего и двухстороннего действия. Модели одностороннего действия дополнительно оборудованы внешней пружиной и по виду очень напоминают амортизаторные стойки подвески. Демпферы двухстороннего действия работают на сжатие и растяжение без дополнительных внешних пружин.

Автомобильные рулевые демпферы с возвратными пружинами

О роторных автомобильных демпферах мы говорить не будем – слишком редко они встречаются, да и использовать их целесообразно только на гоночных автомобилях, предназначенных для бездорожья. А вот мотоциклетные роторные демпферы встречаются гораздо чаще, и такой стабилизатор можно поставить даже на дедовский «Сатурн».

Роторные демпферы мотоциклов по конструкции совсем не похожи на телескопические модели. В масляной камере роторных моделей вместо пружины стоит лопатка. В корпусе демпфера есть два отверстия, через которые по узлу циркулирует вилочное масло. Давление масла на лопатку демпфера гасит часть колебаний и защищает мотоциклиста от вобблинга (на сленге мотоциклистов «вобблинг» – неконтролируемая болтанка руля). При этом лопатка прикреплена к раме мотоцикла и неподвижна, а вращается сам корпус демпфера вместе с рулем.

Раньше роторные демпферы регулировались вручную, что было неудобно и не слишком надежно. Поэтому от моделей с ручной регулировкой со временем отказались. В современных роторных демпферах работу узла контролирует бортовой компьютер мотоцикла. На низких оборотах ДВС отверстия для масла максимально открыты и руль свободно крутится. Чем сильнее разгоняется мотоциклист, тем больше компьютер сужает отверстия для масла и увеличивает жесткость руля. Таким образом на высоких оборотах двигателя руль становится гораздо тяжелее и туже, чтобы минимизировать хайсайд (на сленге мотоциклистов «хайсайд» – падение с мотоцикла).

Принцип работы роторного демпфера для мотоцикла

С классификацией, конструкцией и принципами работы демпферов разобрались – перейдем к преимуществам и недостаткам стабилизаторов, чтобы понять, нужны они или нет.

Плюсы и минусы автомобильных телескопических рулевых демпферов

Преимущество №1: Смягчает удары, колебания и вибрации

Во время езды самая большая нагрузка приходится на колеса, а от них – на элементы рулевого управления и подвеску. Демпфер на 30% смягчает любую отдачу от колес на рулевое управление и сам руль. Теперь, когда вы будете ехать по брусчатке, переезжать через трамвайные или железнодорожные пути, трещины и ямы в асфальте, руль не будет болтаться, как одержимый, и выбивать вам руки.

Кроме того, демпфер продлевает жизнь элементам и агрегатам рулевого управления. Неважно, стоит у вас редуктор или рейка, рулевой демпфер:

  • уменьшает отдачу на усилитель (если он есть);
  • защищает элементы рулевого управления от вибраций, ударов и колебаний колес;
  • увеличивает комфорт езды и устойчивость автомобиля.

Собрались покорять горные вершины на автомобиле? Демпфер вам в помощь

Проще говоря, если поставил демпфер, то и ездить станет проще и комфортнее, и ремонтировать рулевое управление придется реже (если, конечно, демпфер поставили правильно и рулевое управление не было угробленным до этого).

Преимущество №2: Демпфер защищает подвеску от стуков

Логично, что если рулевое управление болтается меньше, отдача на подвеску тоже уменьшается. Размусоливать особо нечего – погнали дальше.

Преимущество №3: С демпферов ход руля становится более плавным

Этот положительный эффект особенно заметен во время езды на высокой скорости по трассе. Руль крутится более плавно, поэтому управлять автомобилем на высокой скорости станет гораздо проще.

Недостаток №1: «Ватность» и тяжесть руля

Многие водители, после того как установили на рулевое управление демпфер, заметили, что руль стал более ватным и тяжелым. Эффект особенно заметен на низких оборотах двигателя и старых автомобилях с рулевым управлением без усилителей. Однако однозначно назвать этот момент недостатком нельзя, так как эффект незначительный и водители быстро к нему привыкают.

Недостаток №2: Демпфер может засориться

Да, как и любой подвижный узел, демпфер может засориться. Если внутрь демпфера попала грязь или мусор, он закисает и не будет гасить колебания. Наоборот, закисший демпфер будет сильно мешать во время езды и может спровоцировать серьезные неисправности в рулевом управлении.

Демпфер с пыльником и проходит дольше, и смотрится эстетичнее

Но вы можете легко защитить демпфер от засорения – просто поставьте на него пыльник. Главное, учесть величину хода демпфера, диаметр корпуса и подвижного вала. Пыльник защитит демпфер от засорения и увеличит срок службы узла. Вам останется просто периодически проверять состояние и вовремя менять изношенный пыльник.

Недостаток №3: Демпфер с возвратной пружиной возвращает руль в нейтральное положение, даже когда вы этого не хотите

Если на автомобиле стоит слабенький и старенький гидроусилитель, демпфер с возвратной пружиной будет перебивать работу ГУРа. В таком случае он будет пытаться вернуть руль в нейтральное положение, даже если водитель еще не закончил поворачивать. И если вы не будете прикладывать дополнительное усилие к рулю, демпфер постепенно «победит» ГУР и вернет руль в исходное положение.

Благо, автомобили с такими слабыми гидроусилителями встречаются крайне редко. Мы советуем перед установкой демпфера посоветоваться со специалистами – от вас не убудет, да и уверенности прибавит.

Ставить демпфер на автомобиль или нет?

Само собой, ответ зависит только от вас. Если вы часто ездите по бездорожью, в вашем городе ужасные дороги и вы хотите уберечь рулевое управление от постоянных поломок, тогда демпфер вам точно не помешает. Многие автомобилисты сейчас начнут шутить, что «в нашей стране все дороги ужасные» и значит демпфер нужен на каждом автомобиле. Так, да не так.

Демпфер – именно то, что нужно вашему внедорожному монстру

Если серьезно, рулевой демпфер не сделает практически никакой погоды в легковых и малогабаритных автомобилях. А вот на внедорожниках, кроссоверах и габаритных автомобилях телескопические демпферы будут как нельзя кстати. Также демпфер не помешает на тяжелых и «мускулистых» легковушках – Dodge Charger SRT 10, Chrysler C300 и Porsche Panamera. Конечно, на таких автомобилях по бездорожью вы носиться не будете, но с общим состоянием наших дорог лучше перестраховаться – автомобили не дешевые и ремонтировать их накладно.

Некоторые производители ставят демпферы даже на обычные легковушки. К таким компаниям относятся немецкие концерны Audi, BMW и Mercedes, которые ставят демпферы на модели в топовых комплектациях. Для автомобилей Audi демпферы в рулевом управлении уже давно стали визитной карточкой марки.

Как и куда ставить рулевой демпфер на автомобиле?

Решили ставить демпфер на свой автомобиль? Хорошо. Тогда вам нужно знать, как и куда его ставить. Ответы на вопрос «Как установить демпфер?» довольно простые – обратитесь к профессионалам на специализированное СТО или воспользуйтесь инструкцией, которая вложена в коробку с демпфером.

Не знаете что, куда и как лепить – обратитесь к специалистам

Если вы пошли простым путем и обратились в автосервис, париться не о чем – за вас все сделают специалисты. Если же вы легких путей не ищете и решили установить демпфер самостоятельно, внимательно ознакомьтесь с инструкцией и только потом начинайте что-то крутить и ставить. Но бывает, что в коробке с демпфером нет инструкции. В таком случае просто зайдите на сайт производителя узла и найдите инструкцию там.

Предупреждаем сразу: чтобы установить демпфер, вам понадобится приличный набор фигурных, гаечных и накидных ключей, несколько насадок и удлинителей и ровные руки. Размеры ключей подбираются по модели и размеру демпфера. Так что, когда покупаете демпфер, сразу уточните, какие именно ключи вам понадобятся, чтобы потом не носиться по городу в поисках нужных инструментов.

Куда ставить демпфер? Есть 6 вариантов позиций для демпфера – 3 для рулевого управления с рейкой и еще 3 для рулевой трапеции с редуктором. Начнем с реек:

  • самый популярный вариант устройства рулевой рейки – это агрегат, на котором рулевые тяги крепятся к концам горизонтального штока. В этом случае один конец демпфера прикрепляют к корпусу рейки на кронштейн, скобы или болты, а второй – к одной из тяг с помощью специальной шайбы с креплениями для амортизатора;

Рулевой демпфер на рейке с тягами по бокам

  • встречаются рейки, в которых рулевые тяги крепят не к краям штока, а к центру с помощью специальной скобы. В этом случае один конец демпфера прикрепляют к корпусу рейки, а второй – к скобе с тягами. В этом и следующем случае демпфер гасит вибрации и колебания сразу с обеих тяг;
  • в некоторых автомобилях, например, Audi 80 1984-1986 годов, Audi 90 1984 — 1991 годов и Volkswagen Passat 1973-1980 годов, стоят рейки, на которые тяги крепят к одному концу. Как и в предыдущем случае, тяги устанавливают на специальную скобу, которую потом прикрепляют к штоку. Демпфер на таких рейках крепят к корпусу рейки и скобе с тягами.

С редукторами ситуация немного иная – положение демпфера зависит не от конструкции редуктора, а от конструкции рулевой трапеции и подкапотного пространства. 3 способа установить демпфер на рулевую трапецию с редуктором:

  • демпфер крепят на длинную рулевую тягу и на мост, чтобы узел находился над рулевой тягой. В этом случае демпфер находится довольно близко к колесу и, в теории, гасит все колебания и вибрации в зародыше. Вместе с тем, такое положение демпфера может сказаться на сроке службы самого узла. К тому же нужно учитывать конструкцию подкапотного пространства, чтобы при максимальном сжатии подвески какой-то из элементов моста, корпуса или подвески не бил по демпферу;

Демпфер на длинной тяге рулевой трапеции

  • второй вариант очень похож на первый, ведь демпфер тоже крепят к мосту и длинной рулевой тяге. Правда в этом случае демпфер находится или на том же уровне, что и тяга, или ниже нее. Недостаток такой конструкции в том, что демпфер находится слишком близко к земле, и если во время езды по пересеченке вы наткнетесь на какой-то пень или камень, то демпфер прикажет долго жить;
  • третий и последний вариант, как установить демпфер на рулевую трапецию с редуктором – это поставить узел на короткую рулевую тягу и раму. В этом случае демпфер находится достаточно высоко от земли. Но и в этом случае стоит учитывать особенности подкапотного пространства, чтобы ни один из элементов корпуса, рамы или агрегатов не бил по демпферу.

Некоторые автомобилисты, которые хотят максимально защитить рулевое управление автомобиля от преждевременного износа и непредвиденных поломок, ставят сразу два демпфера. Один амортизатор стоит на длинной тяге, второй – на короткой. Этот вариант конструкции чаще всего встречается на рулевом управлении крупных внедорожников, водители которых любят месить грязь, форсировать реки и взбираться на горные гряды. Проще говоря, два демпфера ставят любители экстремальной езды.

Демпфер на короткой тяге рулевой трапеции

Важная информация для всех водителей, которые решили самостоятельно установить демпфер на рулевое управление автомобиля. При установке стоит учитывать один нюанс, общий для всех описанных выше вариантов местоположения демпфера. Оба крепления демпфера защищены специальными втулками, чтобы узел отходил положенный срок и не сломался раньше времени. Во время установки демпфера защитные втулки креплений должны находиться в нейтральном положении.

Как вы уже поняли, чтобы установить демпфер, нужно серьезно подготовиться и выбрать правильное место для его установки. Если вы не уверены, что справитесь самостоятельно, обратитесь за помощью к специалистам.

С автомобильными демпферами закончили, теперь немного поговорим о демпферах мотоциклов.

Общая информация по демпферам для мотоциклов

Как мы уже сказали выше, на мотоциклы чаще ставят роторные демпферы, однако некоторые мотоциклисты предпочитают привычные телескопические модели. Конструктивные отличия двух видов демпферов мы уже разобрали, теперь давайте определим, какой мотоциклетный демпфер круче, а также как и куда правильно устанавливать оба вида узлов.

Роторный демпфер мотоцикла

В надежности с небольшим отрывом побеждают роторные демпферы. У них и конструкция надежнее, и нагрузки они выдерживают побольше, чем телескопические аналоги.

Телескопические модели чаще всего ставят параллельно верхней траверсе – над или под скобой. Реже демпфер крепят сбоку вдоль продольной оси мотоцикла.

Роторные демпферы ставят на или под верхнюю траверсу передней вилки. Особенность роторного демпфера заключается в том, что корпус узла вращается вместе с рулем, а неподвижной остается только внутренняя лопатка, которую соединяют с рамой.

Однако главное отличие мотоциклетных демпферов от автомобильных не связано с конструкцией или местоположением. Если в автомобиле демпфер нужен, чтобы уберечь рулевое управление от поломок, то на мотоциклы демпферы ставят, чтобы уберечь от «поломок» себя любимого – какая разница, в каком состоянии будет мотоцикл, если вы будете не в состоянии на нем ездить?

Практически каждый мотоциклист сталкивается с проблемой стабильности своего байка на высоких скоростях, при интенсивных разгонах на прямых и на выходе из поворотов. Колебания управляющего колеса при этом в лучшем случае затухают сами собой, а в худшем приводят к потере контроля над байком. Итог этого «расколбаса» — неизбежный хайсайд.
В идеальной среде (абсолютно гладкое покрытие, отсутствие движения воздуха) мотоцикл мог бы ехать ровно бесконечно долго. Но в реальных условиях все обстоит иначе: байк даже на прямой делает небольшие подруливания, корректирующие его траекторию, которая изменяется под действием внешних факторов.
На вращающееся колесо при движении действуют две основные силы. С одной стороны — это гироскопический эффект, который стремится выровнять колесо в вертикальное положение и повернуть в сторону наклона, если наклонить колесо. С другой стороны — это силы, возникающие при сцеплении профиля покрышки с неровностями дороги и стремящиеся повернуть колесо по направлению своего действия. Именно последние создают первоначальный импульс, с которым начинают бороться выравнивающие колесо силы. Эта борьба приводит к колебаниям управляющего колеса, известным как «вобблинг».
Кроме гироскопического эффекта, за стабильность траектории движения байка борются такие параметры геометрии шасси, как вынос и угол наклона вилки. Чем больше их величина, тем больше сопротивление внешним воздействиям. Массивный круизер с вынесенной далеко вперед вилкой однозначно стабильнее на дороге, чем короткий спортбайк. Однако увеличение этих параметров негативно сказывается на способности шасси менять направление. Поэтому приходится искать компромисс между стабильностью и управляемостью.
Спортбайки, кроме небольшого угла наклона вилки и выноса, имеют большую жесткость вилки на скручивание, жесткие пружины и короткий ход подвесок. Все это вместе с лучшим сцеплением спортивной покрышки с дорогой делают внешние воздействия на управляющее колесо спортивного мотоцикла особенно заметными.

Виды демпферов

Телескопический(штоковый) демпфер

Для того, чтобы сделать байк более контролируемым, были разработаны специальные устройства — рулевые демпферы (англ. damper — гаситель). Демпфер представляет собой емкость, заполненную маслом и разделенную подвижной перегородкой на две части, соединяет вилку с рамой и действует по принципу амортизатора. Подвижные относительно друг друга его части (корпус и перегородка) закреплены с одной стороны на вилке, с другой — на раме. Где именно — зависит от крепежного набора конкретного производителя и конструкции демпфера.
Демпферы бывают регулируемые и нерегулируемые. В нерегулируемых масло перетекает с одной стороны подвижной перегородки в другую через специальное отверстие (пропускной клапан) постоянного сечения. В регулируемых пропускная способность перегородки задается изменением сечения пропускного клапана либо количеством отверстий, через которые протекает масло.

Роторный демпфер

Сейчас распространены два вида демпферов: телескопические (они же штоковые) и роторные. Телескопические демпферы по принципу действия напоминают обычные масляные или газомасляные амортизаторы с постоянной или изменяемой степенью демпфирования. Среди них выделюят демпферы с прогрессивной характеристикой — т.е. чем больше угловая скорость вращения вилки, тем выше степень демпфирования.

Самые продвинутые демпферы – с прогрессивной характеристикой работы

По способу крепления демпферов возможны различные варианты. Чаще всего их устанавливают параллельно верхней траверсе — над или под ней, или же сбоку вдоль продольной оси мотоцикла. Известные производители штоковых демпферов — Ohlins, Arrow, WP, HyperPro, Matris, Toby, LSL. Наиболее популярны Ohlins, хорошо зарекомендовавшие себя в жестких условиях эксплуатации. Газомасляный вариант штокового демпфера изготавливает итальянская компания Arrow, больше известная своими выпускными системами. Демпфер с прогрессивной характеристикой ты можешь получить от голландского производителя HyperPro. Неплохо зарекомендовали себя также демпферы Matris.
Роторный демпфер отличается от телескопического как внешне, так и по способу крепления. Он напоминает скорее коробочку, которая крепится на верхней траверсе или под ней. Корпус демпфера вращается вместе с рулем, а рычаг, соединенный с перегородкой, крепится к раме.
Роторные демпферы по сравнению с телескопическими отличаются большей надежностью и наличием массы регулировок. Известные производители роторных демпферов — Scotts, WSC, W.E.R., GPR и все те же Ohlins.
Устройства от Scotts дают возможность изменять степень демпфирования в зависимости от угла поворота вилки, а также имеют отдельные регулировки высокоскоростного и низкоскоростного демпфирования. Интересную разработку представила в 2004 году Honda: на серийном CBR1000RR был установлен роторный демпфер, регулирующий степень демпфирования в зависимости от скорости и ускорения мотоцикла. Электронные «мозги» обрабатывают показания спидометра и задают соответствующее скорости сечение пропускного отверстия.

Демпфер-тест

Демпфер отлично вписался в интерьер CBR600F Sport

Протестированный демпфер HyperPro выполнен по технологии RSC (Reactive Safety Control) – проще говоря, имеет прогрессивную характеристику. Это означает, что при увеличении угловой скорости поворота руля степень демпфирования возрастает по прогрессивной зависимости.
Демпфер изготовлен по двухтрубной схеме, что позволяет выжить поршню даже при самых сильных нагрузках. Газо-масляная система не дает появляться пузырькам воздуха в масле, таким образом, можно рассчитывать, что демпфер выручит даже на длинных дистанциях с плохим покрытием. Диапазон регулировки широк — 22 клика.
HyperPro также изготавливает демпферы с линейной характеристикой CSC (Constant Safety Control), которые стоят дешевле. Зачем платить больше? Ответ можно найти как в повседневной жизни городского райдера, так и на треке. Пробираясь в потоке машин, приходится активно крутить рулем, и в этом случае демпфер настроен соответствующим образом – на минимум. Затем, вырывавшись на свободный участок, хочется прострелить до следующего скопления машин у светофора… но при этом не забыть покрутить рукой в перчатке колесико регулировки на более жесткие настройки демпфирования. И так постоянно. То же и на треке: быстрое руление на входе в поворот с плохим покрытием становится сложной задачей, так как демпфер затянут для того, чтобы обеспечить быстрый, но при этом безопасный выход. При прогрессивном демпфировании проблема решается поиском оптимальной настройки в начальном диапазоне жесткости – оптимальной с точки зрения руления на невысоких скоростях. Остальное решит за тебя прогрессивная характеристика.
Для тестирования демпфер HyperPro RSC был установлен на мотоцикл Honda CBR600F Sport. Крепежный кит оказался достаточно интуитивным и простым в установке. Все болты были посажены на герметик во избежание неприятных сюрпризов в дороге. Недостаток в креплении демпфера выявлен в том, что при максимальном вывороте руля вправо нижняя часть кронштейна упирается в пластик крышки воздуховода около бака.
Благодаря прогрессивной характеристике HyperPro RSC начинает помогать уже на минимуме демпфирования. Опытным путем был установлен универсальный диапазон настроек – 8-11 кликов, позволяющий комфортно рулить в потоке. На 8 кликах остаются лишь небольшие подергивания на неровностях, на 11 демпфер полностью предупреждает внешние воздействия. Характерно, что в этом диапазоне особо не ощущается разница в усилиях при рулении. Заметное изменение усилий проявляется при разнице не менее чем 10 кликов. 11 кликов с головой хватает, чтобы бороться с расколбасами после приземления с вилли.
Максимальное демпфирование стоит использовать разве что на скоростных автомагистралях. Даже полностью затянутый демпфер не мешает перестраиваться, но при этом дает возможность полностью расслабиться на прямых. Минимальные значения есть смысл использовать только при парковке.
Вывод таков: рулевой демпфер должен быть обязательно установлен на каждом современном спортбайке. Протестированный экземпляр оставил хорошее впечатление, и его можно рекомендовать райдерам, исповедующим агрессивный стиль вождения. Тем не менее, демпфер – это не панацея от «шимми», а лишь неплохой помощник. Особенно хочу предостеречь от максимально жестких настроек, при которых теряется чувство переднего колеса и возможность понимать собственные ошибки в управлении. Владельцам спорттуристов и неоклассиков, а особенно больших туристов, у которых регулярно возникают проблемы с вобблингом, я скорее порекомендовал бы заняться настройкой подвески и анализом собственной техники управления мотоциклом

демпфер

Значения в других словарях

  1. Демпфер — (нем. Dämpfer — глушитель, от dämpfen — заглушать) глушитель, устройство для гашения, успокоения (демпфирования (См. Демпфирование)) колебаний или предотвращения механических колебаний, возникающих в машинах и приборах при их работе. Большая советская энциклопедия
  2. Демпфер — (нем. Dempfer — глушитель, от dempfen — заглушать) — механич. приспособление, применяемое в многострунных муз. инструментах для прекращения колебания струн. Состоит из отд. колодочек (у фп.) или планки (у арфы), оклеенных мягким войлоком (фильцем). Музыкальная энциклопедия
  3. демпфер — Общее название устройств, используемых для гашения, успокоения (демпфирования) электрических колебаний или предотвращения механических колебаний, возникающих в машинах и механизмах при их работе (движении). Техника. Современная энциклопедия
  4. демпфер — -а, м. 1. тех. Устройство для успокоения или предотвращения вредных механических колебаний звеньев машин и механизмов. 2. муз. Приспособление в многострунных музыкальных инструментах для прекращения колебания струн. Малый академический словарь
  5. демпфер — орф. демпфер, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. демпфер — Демпфер, демпферы, демпфера, демпферов, демпферу, демпферам, демпфер, демпферы, демпфером, демпферами, демпфере, демпферах Грамматический словарь Зализняка
  7. демпфер — демпфер I м. Устройство для устранения или уменьшения вредных волновых или механических колебаний в машинах, механизмах, приборах. II м. Приспособление в некоторых музыкальных инструментах для прекращения колебания струн; глушитель звучания, катаракт II Толковый словарь Ефремовой
  8. демпфер — ДЕМПФЕР , -а; м. 1. Техн. Устройство для успокоения или предотвращения вредных колебаний в машинах, механизмах, приборах. 2. Муз. Приспособление в многострунных музыкальных инструментах для прекращения колебания струн. ◁ Демпферный, -ая, -ое. Толковый словарь Кузнецова
  9. демпфер — , демпфера, м. (спец.). Устройство для уменьшения или предотвращения вредных механических колебаний в машинах, механизмах, нек-рых муз. инструментах, а также электрических цепях, приборах и устройствах путем поглощения энергии колеблющейся системы. Большой словарь иностранных слов
  10. демпфер — сущ., кол-во синонимов: 7 амортизатор 3 гаситель 14 гидродемпфер 2 катаракт 4 модератор 9 удароглушитель 2 успокоитель 4 Словарь синонимов русского языка

>АВТО NEWS

Демпфер: что это и какая от него польза в машине?

В общепринятом понятии демпфер – это устройство для предотвращения колебаний разного рода. Дословно демпфер в переводе с немецкого языка означает глушитель или амортизатор. Главной задачей демпфера является гашение колебаний, которым свойственно возникать не только в разных приборах, системах или сооружениях, но и в автомобилях.

Наши читатели это ценят, теперь выбор за вами: ОСКАР 2017 — Рейтинг авто. Какой авто получит премию Оскар 2017 от UAP?

Основное применение демпфирующие устройства нашли в подвесках транспортных средств. Демпфер можно встретить под разными названиями, в частности амортизатор, поглотитель, гаситель и пр. Демпферы используются для разных систем автомобиля, одной из самых востребованных является рулевая тяга.

Что такое рулевой демпфер?

Рулевой демпфер или как его еще принято называть амортизатор руля представляет собой устройство, которое предназначено для поглощения колебаний возникающих во время рулевого управления.

Стоит отметить, что полностью устранить колебания не может ни один амортизатор, поэтому главным назначением рулевого демпфера является максимальное снижение амплитуды этих колебаний непосредственно в рулевой тяге.

Хороший и качественно установленный демпфер должен быть не только незаметен, но и обязан исключать сопротивление рулению. Сам демпфер представлен односторонним или двухсторонним амортизатором. Если амортизатор односторонний, к нему прилагается пружина. Данное устройство отдаленно напоминает стойку в подвеске транспортного средства.

Принцип работы рулевого демпфера полностью соответствует современным амортизаторам. Также существуют упрощенные версии, в основу которых входит емкость с маслом и перегородка. Помимо этого в демпфере есть специальные отверстия или клапаны. Благодаря регулировке их размеров есть возможность контролировать величину демпфирования.

Современные демпферы можно условно поделить на два типа:

• Телескопический демпфер чаще всего устанавливается вдоль элементов рулевого управления и представляет собой классический амортизатор. Его конструкция состоит из цилиндрического корпуса и штока (на нем установлен поршень);

• Роторный демпфер ни капли не похож на телескопический, хотя и работает по тому же принципу. Роторный демпфер зарекомендовал себя, как прочное и надежное устройство, которое может выдержать не только большие нагрузки, но и сильные удары. Они чаще всего применяются на спортивных автомобилях и байках.

Где применяется?

Демпфер не является обязательным для установки на автомобиле, это скорее дополнительное устройство для повышения проходимости автомобиля, комфортной езды и снижения утомляемости водителя.

Демпфер устанавливается на рулевой рейке автомобиля, тем самым уменьшает колебания и вибрации, которые неизбежны при вождении. Кроме того, что демпфер используется в автомобильной промышленности, его применение можно встретить и в других отраслях. Так, существуют гидравлические и пневматические демпферы, которые используются в измерительных приборах, регуляторах и других гидравлических системах.

Демпферы также используют в электрических целях, а именно в электрических машинах. Часто можно встретить демпферы для музыкальных инструментов, а точнее для струн музыкальных инструментов.

Демпферы также встречаются в акустических системах, авионике, риск-менеджменте и программировании. В какой бы области не использовался демпфер, его основной миссией является снижение нагрузки, колебаний, гашение вибраций и балансировка работы той или иной системы.

Применение демпферов в первую очередь обеспечивает равномерную и плавную работу системы, что в свою очередь обеспечивает повышенную безопасность и возможность контроля и регулировки разного рода процессов. В автомобильной сфере демпфер является ярким представителем амортизатора, так как выполняет такие же функции и имеет схожую конструкцию.

Преимущества и недостатки

Прежде чем принять решение о приобретении и установке рулевого демпфера, важно ознакомиться с его плюсами и минусами. Так, к явным преимуществам установки демпфера относят:

• Смягчение ударов. Во время езды основная нагрузка приходится на колеса автомобиля. При попадании в яму демпфер снижает удар от колес в руль примерно на 30 %. Также гораздо мягче становится езда через трамвайные пути, трещины на асфальте, плиты и т.д.;

• Уменьшается стук подвески транспортного средства;

• Во время торможения отсутствует вибрация. Также демпфер исключает вибрацию при езде на высокой скорости, в случае искривленных дисков, плохой балансировке колес и пр.;

• Плавность управления автомобилем на трассах и при высоких скоростях.

Демпфер рулевой – это отличный вспомогательный элемент, который упрощает управление автомобилем, но он не идеален. Рассмотрим недостатки демпфера рулевой рейки:

• Водители отмечают некую «ватность» в управлении, но к этому быстро привыкаешь;

• Также стоит отметить и тот факт, что для вращения руля придется прикладывать немного больше усилий, чем до установки демпфера.

80 % водителей отмечают, что демпфер оправдывает потраченные средства и время, а остальные считают, что лучше привести в порядок подвеску и саму рулевую рейку. Так или иначе, выбор в пользу рулевого демпфера зависит от личных предпочтений и потребностей автовладельца.

На какие машины ставится рулевой демпфер и насколько он необходим?

Демпфер чаще всего устанавливают на автомобили, которые эксплуатируются на дорогах с неровным или некачественным покрытием. Учитывая отечественные дороги, многие сделают вывод, что данный амортизатор стоит устанавливать на все автомобили без исключения, но для малогабаритных транспортных средств демпфер «большой погоды не сделает». Незаменимым он скорее является для полноценных джипов, габаритных автомобилей и мотоциклов.

Демпфер, в свою очередь, способствует не только снижению уровня вибраций, но и обеспечивает равномерный износ шин. Как следствие сцепление шин с дорогой улучшается, что является особенно актуальным для езды на плохом дорожном покрытии.

Помимо всего прочего с помощью рулевого демпфера есть возможность защитить внешние элементы подвески автомобиля, а также сделать управление транспортным средством более информативным. При правильной и грамотной установке демпфер становится важным элементом безопасности, на котором не стоит экономить.

Как установить рулевой демпфер?

Важно помнить, что правильная и грамотная установка амортизатора напрямую связана с его эффективной, долгой и беспрепятственной работой. Первым и основным моментом при установке демпфера является обеспечение малых углов расхождения геометрии. Речь идет об углах между осью рулевой тяги и непосредственно осью демпфера. Углы перелома должны быть как можно меньше.

Чаще всего демпфер устанавливают на участке между подвижными (от колес) и неподвижными (рама, кузов или мост) тягами. В случае установки амортизатора на нижнюю рулевую тягу, его работа будет наиболее эффективной и правильной, но в этом случает сам демпфер мало защищен от внешних воздействий.

Существует также вариант установить демпфер на верхнюю рулевую тягу. В данном случае амортизатор надежно защищен, но эффективность его меньше.

Во время установки демпфера стоит помнить и придерживаться нескольких основных правил:

• Демпфер не должен менять углы между плоскостями смежных с ним деталей;

• Углы поворота самого демпфера должны быть также без изменений;

• Демпфер не должен ограничивать повороты из одной стороны в другую;

• Угол с крепежным отверстием должен быть приварен;

• Допускается перпендикулярный изгиб углов. Для этого их нужно нагреть.

Стоит также отметить, что существует возможность установки демпфера без сварки. В таком случае используют универсальный рулевой демпфер, который крепиться с помощью специальных хомутов.

Устанавливать демпфер или нет – это не только дело вкуса, но и отношение водителя к своему автомобилю. Если вы хотите сделать подарок себе и автомобилю – установка демпфера является отличным вариантом.

4. На какие машины ставится рулевой демпфер

Для установки рулевого демпфера практически нет противопоказаний. Прежде всего об установке рулевого демпфера следует задуматься владельцам старых автомобилей с большим пробегом, подвеска которых уже не справляется с нагрузками от дорожных неровностей и передает вибрации от них на рулевое колесо. В таком случае рулевой демпфер возьмет на себя часть работы подвески по гашению ненужных колебаний.

Но наиболее популярны рулевые демпферы у владельцев внедорожников, особенно российского производства. Установка демпфера значительно улучшает управляемость на любых видах покрытий – удары от крупных камней, кочек, рытвин уже не будут полностью передаваться на рулевое колесо, которое, в свою очередь, не будет вырываться из рук. В этом случае демпфер становится дополнительным помощником подвески.

Преимущества установки рулевого демпфера почувствуют и владельцы новых легковых автомобилей, особенно те, кто часто ездит за городом, по второстепенным дорогам или по дорогам без асфальтового покрытия. Управлять автомобилем станет заметно проще, износ покрышек станет более равномерным, значительно снизится усталость от вождения. Обратите внимание, что на многие современные автомобили рулевой демпфер устанавливается уже на заводе. Причем, он не обязательно может иметь привычный вид и быть отдельной деталью.

5. Как установить рулевой демпфер

Вождение автомобиля, даже в нормальных повседневных условиях может быть неудобно без рабочего рулевого стабилизатора. Проверьте в инструкции по эксплуатации автомобиля, какой демпфер использовать для замены старого.

Ниже – пошаговая инструкция, как установить рулевой демпфер.

Шаг 1 — Подготовка автомобиля

Ваш автомобиль нужно будет поднять, так чтобы вы смогли получить доступ к нему снизу. Передние колеса должны стоять прямо, это облегчит работу. На некоторых автомобилях демпфер может быть удален и заменен без использования подъемников. Вы можете получить доступ к нему через моторный отсек. Независимо от того, где установлен рулевой демпфер, основная установка остается в значительной степени одинаковой.

Шаг 2 — Удалите существующий демпфер

Существующий демпфер, вероятно, будет расположен со стороны пассажира рядом с винтовой пружиной. Снимите болты, держащие его на обоих концах. Там также может находится шплинт, который также нужно удалить. Перед установкой нового демпфера очистите место установки от скопившейся там грязи.

Шаг 3 — Установка демпфера

Теперь можно приступать к установке нового демпфера. Поместите его на монтажном кронштейне возле винтовой пружины и затяните болт крепления. Затягивайте, не прилагая большого усилия, пока другая сторона не состыкована. Вы можете использовать старый болт или новый, если он был включен в комплект рулевого демпфера.

Вам понадобится динамометрический гаечный ключ для окончательного затягивания. Установите болт на другом конце в отверстие в рулевой тяге. После того, как он будет установлен, вы можете затянуть болты полностью. Всегда проверяйте инструкции по эксплуатации для того, чтобы закрутить каждый болт с нужным усилием. Оно будет различаться между двумя болтами.

Шаг 4 — Шплинт

Вы увидите отверстие в болте и выемку в гайке. Поверните гайку достаточно далеко, чтобы их выровнять. Возьмите шпильку, которая была предоставлена в комплекте, и вставьте ее в это отверстие. С помощью плоскогубцев, откройте шплинт и поверните его, если это необходимо. Ваш новый рулевой демпфер должен теперь быть полностью установлен. Теперь вы будете вернуть потерянный контроль и ваш руль не будет вырываться, когда вы едете по кочкам и ухабам.

В случае, если вы устанавливаете рулевой демпфер на автомобиль, который им ранее не был оборудован, обратите внимание на следующее.

Обычно демпфер устанавливается между подвижными (рулевые тяги) и неподвижными (кузов, рама, мост) элементами. При этом перемещение их относительно друг друга должно быть минимальным. В противном случае жесткий демпфер будет притягивать рулевую тягу к кузову и при наезде на неровности автомобиль будет сам подруливать в сторону. Также рулевой демпфер не должен ограничивать предельные углы поворота.

Демпфер устанавливается в таких случаях с помощью металлических уголков, приваренных в местах крепления, либо с помощью специальных хомутов, идущих в комплекте. Способ и место крепления надо выбирать очень тщательно, неправильная установка приведет к ухудшению характеристик автомобиля, а демпфер просто не будет выполнять свою работу и быстро выйдет из строя.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *