Болиды IndyCar

  • Шасси, шины и КПП

На сегодняшний день, компания Dallara является монопольным производителем шасси, которое дополняется обвесом. В прошлом поставщиками были компании: G Force, Riley & Scott, Falcon Cars, Panoz DP01.


В шасси используются композитные материалы – углеволокно, кевлар, которое интегрировано с механикой. Для увеличения прижимной силы применяются переднее и заднее антикрыло и обвес (от Хонда или Шевроле). Масса с техническими жидкостями (кроме горючего) – 697,1-725,7 кг, в зависимости от автодрома. В IndyCar используется резина производства Firestone Firehawk – слики и шины для езды в мокрую погоду. Машина оборудована 6-ти ступенчатой секвентальной коробкой Xtrac с задней передачей.




  • Двигатели

Применяются битурбированные шестицилиндровые двигатели 2.2 литра от Honda и Chevrolet, V-образной конструкции с нагнетателями. Они развивают мощность до 750 лошадиных сил, делая машины одними из самых быстрых в мире. В отличие от Формулы 1 моторы работают на этаноле, с электронным впрыском. С этими двигателями машина разгоняется до 100 км/ч за 3 секунды, а ее максимальная скорость по прямой достигает 386 км/ч (быстрее, чем Ф1). На трассах европейского типа, с поворотами и шиканами, это преимущество утрачивается. Топливный бак имеет объем около 83 л, машину заправляют на пит-стопах.



Команда берет двигатель в сезонную аренду. По действующим требованиям силовой агрегат должен пройти 1931 километр без серьезных поломок. Вся электроника поставляется корпорацией Motorola.


  • Применяемое топливо

Изначально использовались метаноловые смеси. Это топливо безопаснее бензина, не склонно к детонации, при возгорании гасится водой. Особенностью этого горючего является появление языков пламени при езде (их видно в темное время суток), что продемонстрировали ночные гонки. Для повышения зрелищности в метанол стали добавлять специальные примеси, чтобы горение было видно днем.


Поскольку считалось что этанол повреждает поршни и снижает характеристики, в 2005 году в IndyCar пришла компания EPIC (представитель производителей топлива) для повышения его популярности. Через год доля этанола составила 90%, в 2007-м 98%. Технологии не позволяли компенсировать потери в тяге и организаторы разрешили увеличить объем моторов до 3,5 л. Расход топлива на этаноле снизился, а топливные баки уменьшили облегчив болид.


С 2010 топливным спонсором чемпионата стала компания Sunoco. Машины продолжили ездить на этаноле, а двигатели уменьшили до 2.2 л, получив достаточную мощность за счет внедрения современной системы турбонаддува.


Трассы

Самой престижной трассой считается Indianapolis Motor Speedway или «Старая кирпичница», заезды на которой продолжаются с 1909 года. Это второй по возрасту автодром в мире, здесь проводится “500 миль Индианаполиса”. Овальный трек длиной круга 2,5 мили (4 километра) и 9-ти градусным бенкингом окружен трибунами вмещающими 257 тыс. зрителей (еще 140 тыс. могут разместиться в инфилде – трибунах внутри кольца). Именно на этой трассе поставлен рекорд скорости – 383 км/ч.


  • Texas Motor Speedway

Овал на котором проводится “Firestone 550” («Дикий асфальтированный цирк») – находится в техасском Форт-Уорте. Длина круга для IndyCar ограничена 2,34 км, в заезде 228 кругов (550 км). Отличительная особенность самый крутой бенкинг – угол наклона трассы в поворотах достигает 24 градусов.


  • Pocono Raceway

Частный автодром расположенный в городе Лонг Понд, штата Пенсильвания. За свою конфигурацию получил неофициальное название «Хитрый треугольник», каждый из трех витков автодрома имеет свой радиус. Трек длиной около 4 километров, но резкие повороты и малый бенкинг делают эту трассу одной из самых сложных и медленных в серии.


  • Milwaukee Mile

Старейшая трасса мира открытая в 1903 году в штате Висконсин, город Милуоки, ее длина одна миля. Характерна наличием постоянного бенкигна (на прямых 2,5 градуса, на виражах до 9,25 градусов), трибуны вмещают 37 тыс. зрителей. Не является постоянным этапом но вызывает неизменный интерес зрителей.


Команды

Явный фаворит на нынешнем этапе IndyCar, команда Роджера Пенске – Team Penske. Отлаженный механизм работы команды сравнивают с заводом выжимающим все из возможностей предоставленных регламентом. Удачный подбор аэродинамических пакетов позволяет выигрывать множество поул-позишн, одерживать победы в гонках. За Пенске выступают и выступали лучшие пилоты: Хуан-Пабло Монтойя, Симон Пажено, Уилл Пауэр, Джо Ньюгарден.



Конкурентом Пенске стала – Chip Ganassi Racing перешедшая на двигатели Хонда. Решение представляется несколько спорным но японцам есть что доказывать, они готовы предложить несколько инновационных решений. На прямых, болиды этой команды показывают высокую скорость, поэтому на овалах они создадут конкуренцию Пенске.


Претендентом на лидерство выступает команда Andretti Autosport. Это молодая конюшня, с болезнями роста, приводящими к нестабильности в результатах. Обновляя штат обслуживающего технику персонала она пытается найти оптимальную конфигурацию. Пилот Райан Хантер-Рей способен показывать чудеса на посредственной технике.


Общая информация

Наименование серии

Лишь к сезону-2003 были урегулированы все правовые формальности с CART и IRL получила легальное право использовать слово IndyCar в названии своей серии. До этого серия официально именовалась так:

Годы Название Примечание
1996—1997 USAC Indy Racing League
1998—1999 Pep Boys Indy Racing League Привлечение первого титульного спонсора.
2000—2001 Indy Racing Northern Light Series Интернет-поисковик подписал первоначально пятилетний контракт, но, в итоге, прервал выполнение своих обязательств после двух лет.
2002 Indy Racing League

Перед началом сезона-2003 серия официально получила право именоваться как IndyCar Series и, в очередной раз, сменила имя.

В 2006 году IndyCar заключил партнёрское соглашение с Simmons-Abramson Marketing (во главе с Джином Симмонсом из группы Kiss), обещая «активно занимается маркетингом лиги, её соревнований, связями с общественностью, работой со спонсорами, мерчендайзингом и усилением брендов проекта — от самой серии IndyCar до легендарных Indy 500». Симмонс также поучаствовал в создание нового гимна серии — песни «I Am Indy». Перед сезоном-2008 был подписан спонсорский контракт с теле-/радиовещательной компанией DirecTV и серия официально стала именоваться IndyCar Series in DIRECTV HD. Сотрудничество продлилось год.

5 ноября 2009 года был анонсирован спонсорский контракт с новым титульным спонсором — компанией Izod. По неофициальным данным сделка была заключена минимум на 5 лет, за каждый из которых серия получит не менее 10 млн долларов.

Показ на ТВ

За время своего существования этапы серии показывались на таких каналах, как ABC, CBS, ESPN, Fox, FSN, ESPN2, ESPN Classic и TNN. В данный момент, этапы IndyCar, транслирует телеканал NBCSN.

С 2009 года серия подписала 10-летний контракт на показ большей части своих этапов с с каналом Versus. ABC продолжит показ Indy 500 до 2012 года, а также ещё четырёх гонок в каждом сезоне на свой выбор. Versus дополнительно покажет предгоночное часовое шоу, обычно совмещаемое с финальными минутами квалификации.

В России гонки серии первоначально показывались по каналам семейства Евроспорта. В 2006 году права на показ серии купил канал 7ТВ. Ежегодно, вплоть до закрытия спортивного вещания в сентябре 2009 года, канал показывал 500 миль Индианаполиса, несколько гонок в прямом эфире, а также, до 2009 года, показывались обзоры всех этапов.

В 2010 году права на показ серии купил канал Авто Плюс. Телеканал показывал обзоры всех этапов, а также полную версию Indy 500 (в режиме отложенного показа в 2010 году, и в прямом эфире с 2011 года). Обзоры комментировал Владимир Башмаков, а прямые эфиры Indy 500 вместе с ним вёл Сергей Беднарук.

К 2013 году канал отказался от обзоров этапов; вакантные права выкупил холдинг Modern Times Group, показывая их на своём русскоязычном спортивном канале. Комментатором выступил Беднарук. В 2014 году, начиная с гонки 500 миль Индианаполиса, параллельное вещание серии на Россию также вёл один из спортивных каналов холдинга ВГТРК, комментировали гонки Владимир Башмаков и Алексей Попов. В 2016 году этапы серии, транслировались каналом «Матч! Арена», комментировал гонки Владимир Башмаков.

В 2017 году гонки транслируются каналом Viasat Sport, где комментатором выступает Сергей Беднарук, и каналом Авто 24, на котором их комментирует Владимир Башмаков.

Используемая техника: былое и нынешнее

Формально IndyCar является открытым чемпионатом: любой производитель может договориться с руководством серии и стать её поставщиком. Ныне, однако, чемпионат является моносерией — шасси поставляет только компания Dallara, а моторы — компания Honda. С 2012 года возобновилась борьба между моторостроителями — в серию вернулась компания Chevrolet.

Шасси

Шасси G-Force 1997-го года. На фото машина перекрашена в цвета команды Panther Racing образца 2008 года.Жак Лазье за рулём Panoz GF09 в Индианаполисе-2007.

В первом сезоне серии (1996 год) использовалась техника серии CART (в спецификации 1992—1995 годов), поставляемая компаниями Lola и Reynard. Нынешние требования к шасси берут своё начало в 1997 году. Тони Джордж озвучил тогда новый технический регламент, среди прочего предполагавший менее дорогие шасси и более приближенные к обычным двигатели. Т.о. были запрещены шасси CART и двигатели с турбонаддувом (последние использовались в Indy 500 с конца 1960-х).

Перед 2003 годом, под давлением переходящих в серию команд серии CART, регламент относительно шасси был пересмотрен — для начала Лига ввела ограничение для компаний производителей техники — теперь они должны были быть сначала утверждены руководством серии и лишь потом получали право строить шасси и предлагать его командам. Ранее любая компания могла построить шасси и если оно удовлетворяло регламенту серии и находились желающие его использовать, то оно допускалось на старт.

За историю серии IndyCar использовались шасси четырёх компаний:

Производитель История
Dallara Компания пришла в серию со своим шасси в 1997 году. Первоначально Dallara проигрывала конкурентам, но позже смогла догнать и перегнать их. В связи с этим росло число команд, выбиравших технику итальянского производителя и, в итоге, после ухода из серии главного конкурента — компании Panoz Auto Development — Dallara стала монополистом в поставке шасси для серии.

Со временем Dallara также стала поставщиком шасси для главной серии поддержки — чемпионата Firestone Indy Lights.

Dallara выиграла 8 из 12 Indy 500, в которых принимали участие пилоты на её шасси.

G Force Шасси G Force также впервые дебютируют в серии в 1997 году. В первый же год Ари Лёйендейк приносит производителю победу на Indy 500 (в 2000-м году Хуан Пабло Монтойя повторяет этот результат).

В 2002 году компания Élan Motorsport Technologies покупает производителя. Шасси переименовывается в «Panoz G Force» (позже сокращаясь до «Panoz»).

В 2003 году компания выпустила модифицированное шасси. Оно выиграло два своих первых Indy 500 и финишировало вторым в третьем соревновании. Вскоре после этого шасси начинает активно терять популярность (так в 2006-м году и без того резко сократившийся пелотон участников на G Force приводит лишь одну машину в Top10 на Indy 500. Вскоре маленькая компания полностью переключилась на производство шасси DP01 для серии Champ Car.

Последний визит шасси в Индианаполис состоялся в 2008 году — Фил Гиблер попал в аварию на тренировке.

В настоящее время, учитывая возраст техники и небольшие возможности компании, принятие шасси Panoz в качестве одного из официальных шасси серии практически исключено.

Riley & Scott Riley & Scott использовалось командами серии в 1997—2000.

Первое их шасси (Mark V) впервые вышло на трассу в конце 1997 года, тем самым серьёзно ограничив список покупателей. Шасси оказалось довольно медленным. Вскоре Riley & Scott была куплена компанией Reynard. В 2000 году проект попытался вернуться в серию с новым шасси Mark VII. Бадди Лазье удалось выиграть на нём уже во второй гонке сезона — в Финиксе. В дальнейшем шасси не вышло на старт в Индианаполисе и вскоре команды отказались от его использования.

Falcon Cars Накануне сезона 2003 года Майкл Крейнфусс и Кен Андерсон организовали компанию для производства шасси для серии IndyCar. Проект оказался мертворождённым — на шасси никогда не устанавливался двигатель и его никто так и не купил для участия в гонках.
Прочее Упоминавшееся выше шасси Panoz DP01 серии Champ Car участвовало и в гонках серии IndyCar — оснащённое двигателем Cosworth оно боролось на безальтернативной основе за очки на Toyota Grand Prix of Long Beach 2008. Та гонка в таком виде стала возможна из-за процесса объединения IndyCar и Champ Car и неучастия в этапе команд IRL.

Техника первоначально была уникальной с той точки зрения, что строилась исключительно под особенности овальных гонок — были асимметричны, топливные и охлаждающие системы располагались преимущественно на правой стороне шасси и т. д. С введением в календарь дорожных гонок от этого в какой-то момент отказались и шасси серии во многом напоминают своих собратьев из других чемпионатов на машинах с открытыми колёсами.

Топливо

Метанол

С момента своего основания IRL использовала в качестве топлива для заправки автомобилей метаноловое топливо (продолжив традиции «чампкаровских» гонок, использовавших метанол со времён гибели Эдди Сакса и Дэйва МакДональда в Indy 500 1964 года). Метанол давно стал более безопасной альтернативой бензину. Это топливо легче гасится водой и невидимо при горении.

С введением в 1997-м году в IRL ночных гонок горение метанола впервые удалось увидеть невооружённым взглядом. После этого, в целях безопасности, руководство серии и поставщики изменили состав топлива, договорившись о добавлении в него таких примесей, что горение теперь можно видеть и днём.

Этанол

В 2005 году компания Ethanol Promotion and Information Council (EPIC) стала спонсором команды IndyCar, за которую выступал Пол Дана. EPIC являлся консорциумом производителей этанола и при помощи своего участия в разработке топлива для серии хотел поднять популярность этанолового топлива в обычной жизни, уничтожив расхожее мнение о том, что использование данного топлива приводит к повреждению двигателя и уменьшению его производительности.

Дана погиб в 2006 году, но это уже не повлияло на переход IRL на этаноловое топливо. В 2006 году доля этанола в топливе составляла 90 %, а в 2007 выросла до 98 % (оставшиеся 2 % составляет бензин). Спирт соответствует требованиям правительства США о непригодности к употреблению человеком и наличию видимого огня при сжигании.

Чтобы компенсировать понятную в таком случае потерю в мощности, руководству серии пришлось увеличить рабочий объём двигателей до 3,5 литра. Переход на этанол помог снизить расход топлива, а значит появилась возможность уменьшить объём баков. Среди прочих положительных моментов этанола можно назвать отсутствие химических ожогов при соприкосновении с кожей человека, а также меньшее загрязнение для окружающей среды. Запах паров этанола часто сравнивают с запахом паров сладкого яблочного сидра.

В мае 2010 года новым официальным топливным спонсором серии стала компания Sunoco (на период с 2011 по 2014 год). Sunoco вместе с APEX-Brasil и UNICA обеспечит этаноловые потребности серии.

Двигатель

По понятным причинам в первых гонках серии использовалось не только бывшее шасси серии CART, но и бывшие двигатели той серии. Окончательно от них отказались с третьей гонки сезона 1996/97. Восьмицилиндровым V-образным наддувным агрегатам было разрешено типичное давление в 45 дюймов ртутного столба. Двигатель Menard-Buick V6, использовавшийся в 1996 году, был чуть обновлённой версией силового агрегата 1995 года. Для подобных двигателей было разрешено давление в 55 дюймов (в CART для него было ограничение в 45 дюймов для гонки в Индианаполисе).

Ford-Cosworth неохотно оказывал поддержку командам IRL, использовавшим старые спецификации его двигателя, сделав основную ставку на работу с командами CART, где Ford-Cosworth числился официальным поставщиком серии. Двигатель Ilmor Mercedes V8 также был заимствован из серии CART, однако использовался лишь единожды — в 1996 году на Indy 500 командой Galles Racing.

Dallara Витора Мейры перед тренировкой в 1996 году.

Начиная с 1997 года к двигателям IRL изменились требования — стали использоваться 4-литровые V-образные 8-цилиндровые атмосферные двигатели на метаноловом топливе. Поставщиками выступили: Oldsmobile (под маркой Aurora) и Nissan (под маркой Infiniti). Правила тех лет ограничивали стоимость двигателей суммой в $80 000. Прочие технические характеристики силовых агрегатов тех лет: ограничение по оборотам — 10 500 об/м; мощность — 700 л. с. / 520 кВт.

Следующее изменение в регламенте двигателей вступило в силу в 2000 году. Рабочий объём упал с 4 до 3,5 литров, также было снято требование о том, чтобы поставляемый двигатель базировался на обычном дорожном агрегате. В 2004 году после нескольких аварий (в том числе тех, где погиб Тони Ренна и серьёзно травмировался Кенни Брак), дабы снизить максимальные скорости, рабочий объём был снижен до 3 литров.

В качестве поставщиков двигателей работали две компании — Infiniti и Aurora. Первые были надёжнее, но со временем стали заметно уступать конкуренту по мощности. Это, вполне объяснимо, вызвало отток команд к Aurora. Были попытки исправить ситуацию — в начале 1999 года команда Cheever Racing приложила немалые усилия для улучшения характеристик силового агрегата Infiniti. Вскоре стали приходить некоторые успехи — Эдди Чивер выиграл гонку в Пайкс-Пик в 2000 году. Впрочем особого продолжения успехов не последовало, и после 2002 года марка сосредоточилась на поставке двигателей для младшей серии IRL — Infiniti Pro Series (ныне Firestone Indy Lights).

В 2002 году General Motors решила сменить бренд, рекламируемый в серии. Поставляемые командам двигатели отныне носили имя Chevrolet. Однако приход в серию в эти же сроки Honda и Toyota создал компании серьёзные проблемы. Японская техника оказалась лучше, и на неё относительно быстро перешли многие сильные команды. Chevrolet сделала несколько неудачных попыток догнать конкурентов, после чего в конце 2004 года объявила о закрытии своей программы в серии после сезона-2005, посчитав нецелесообразным поставлять слабоконкурентноспособную технику.

В 2003 году в серию перешла Toyota, покинув конкурентов из CART. Японский автогигант выиграл свою первую же гонку серии, первый же Indy 500 и первый же чемпионат. В дальнейшем успехи пошли на убыль, и в ноябре 2005 года Toyota закрыла свою программу поставки двигателей для серии.

Honda также пришла в IRL из CART в 2003 году. Техника компании со временем была всё более конкурентоспособна, и с 2004 года пилот за рулём машины с её двигателем неизменно становится чемпионом. К 2006 году конкуренты марки, отчаявшись обыграть её, объявили один за другим о закрытии своих программ. Honda стала единственным поставщиком для серии. Разработчиком и производителем двигателей является компания Ilmor, часть которой принадлежит Роджеру Пенске.

Двигатель Honda Indy V8 образца 2008 года

Одним из плюсов нынешней ситуации с двигателями является то, что моторостроитель может сконцентрироваться не на том, чтобы заставить ехать автомобиль быстрее, а на том, чтобы сделать силовой агрегат более отказоустойчивым и более дешёвым. Нынешние двигатели могут выдерживать без поломок до 1931 км дистанции. Двигатели берутся командами в аренду на весь сезон. Стоимость годичного контракта на одну машину составляет $935 000. Honda предоставляет специальную техническую группу для обслуживания моторов на всех этапах и тестовых сессиях IndyCar.

Нынешние двигатели имеют ограничения по оборотам в 10 300 об/мин и имеют мощность порядка 650 л. с. Существующая версия мотора содержит два распределительных вала и по четыре клапана на каждый из цилиндров. Коленчатый вал изготовлен из сплава стали; поршни выкованы из алюминиевого сплава; шатуны сделаны из легированной стали. Электронная система управления двигателя поставляется компанией Motorola. Система смазки двигателя обеспечивается маслосборником сухого типа, охлаждаемой одним водяным насосом.

Техника

  • Тип: Одноместная машина с открытыми колёсами, с открытым кокпитом и граунд-эффектом днища; имеются навесные заднее и переднее антикрыло.
  • Конструкция: Монокок содержит кокпит, топливные элементы и переднюю подвеску; двигатель является интегральной частью шасси; задняя часть содержит кожух двигателя, коробку передач и части задней подвески.
  • Материал: Углеродное волокно, кевлар и другие композитные материалы.
  • Вес: Минимум 697,1 кг (для овалов) и минимум 725,7 кг для дорожных этапов. Взвешиваемая машина не заправлена, не содержит пилота, но имеет в своей системе все смазочные и охлаждающие жидкости.
  • Длина: Минимум 192 дюйма.
  • Ширина: В диапазоне между 77,5 и 78,5 дюймами.
  • Высота: Около 38 дюймов.
  • Колёсная база: 121,5-122 дюйма
  • Размер колеса: Передние: 15 дюймов в диаметре, 10 дюймов в ширину. Задние: 15 дюймов в диаметре, 14 дюймов в ширину.
  • Покрышки: Firestone Firehawk. Диаметр передних: 25-26 дюймов (выдерживают давление 35 фунтов на квадратный дюйм). Диаметр задних: 26,5-27,5 дюймов (выдерживают давление 35 фунтов на квадратный дюйм).
  • Коробка передач: XTRAC (располагается перед задней осью). Шесть передач (ручная).
  • Объём бака: Около 83,5 литров (стандарт).
  • Производитель: Dallara Automobili.
  • Тип: 3,5-литровый (213,6 кубических дюймов) V8, 32-клапанный двигатель с двумя распредвалами в головке цилиндров (DOHC). Атмосферный двигатель (без турбонагнетателя). Максимальный внутренний диаметр равен 93 мм. 4 распредвала. 4 клапана на цилиндр.
  • Вес: 280 фунтов (минимальный сухой вес) — без муфты, электронного блока управления и т. д.
  • Обороты: 10 300 об/мин (Лига поставляет ограничитель оборотов).
  • Мощность: 650 л.с. (485 кВт).
  • Топливо: 100% биоэтанол.
  • Система впрыска: Электронная.
  • Модель: Honda Racing Indy V-8.
  • Производитель: American Honda Motor Co., Inc.

Источник: Оф.сайт серии

Машина следующего поколения

Машина Скотта Диксона. Детройт, 2012

14 июля 2010 года организаторы серии объявили о продлении контракта с компанией Dallara на поставку шасси. Итальянский производитель выбран в конкурсе в борьбе с другими тремя компаниями. Dallara обязалась обеспечить команды следующей модификацией своего шасси начиная с 2012 года. Dallara будет обеспечивать только ходовую часть машины. Сами команды будут вольны выбирать аэродинамический пакет (боковые обтекатели, кожух двигателя, передние/задние антикрылья). Допустимо его создание любимым производителем (в том числе и самой командой). Впрочем серия наложила некоторые ограничения на него: собранная машина должна пройти специальный тест на безопасность использования, сам комплект должен быть доступным для любой команды серии и иметь максимальную стоимость не более $70 000 долларов. Кроме того название шасси будет выбираться с учётом создателя аэродинамического комплекта, а не с учётом создателя ходовой части (так если команда Penske возьмётся создавать аэродинамику для своей машины, то шасси будет именоваться «Penske IndyCar», а не «Penske Dallara»). Командам разрешено использовать не более двух комплектов аэродинамики по ходу сезона.

Сделка с Dallara также включает в себя обязательство итальянцев создать производственные мощности в городе Спидвей (Индиана), где и должны производиться искомые шасси (часть сделки включает в себя налоговые льготы от государства и местного самоуправления). Dallara также обязалась снизить стоимость шасси до $345 000 долларов за каждой (цена упадёт на 45 % по сравнению с нынешней). Руководство региона также смогло выторговать бонус для команд, базирующихся в Индиане — первые 28 шасси для них (суммарно) будут стоить всего $195 000 долларов. Новое шасси будет весить 1380 фунтов, что на 185 фунтов меньше, чем нынешнее. Дизайн новых шасси будет выполнен таким образом, что возможность контакта рабочей поверхностью шин между двумя машинами будет сведена к минимуму.

Приблизительная версия машины следующего поколения была показана в специальном пресс-релизе на сайте серии:

  • Проект дизайна шасси 2012 года
  • Новые образцы автомобиля
  • Антиблокировочный дизайн

Серия также анонсирует новый формат двигателя — желающие должны будут создать турбированный двигатель с рабочим объёмом до 2,4 л, с 6 цилиндрами, потенциально способный развивать мощность в 550—750 л.с. Также предполагается использование различных гибридных систем, KERS (похожую на аналогичную в Формуле-1), а также некоторые усовершенствования для систем двигателя. Система «push-to-pass» позволит в 2012 году получать краткосрочную прибавку в мощности двигателя до 100 л.с. (нынешняя система даёт прибавку только в 20).

Шинники из Firestone продолжат поставлять покрышки для команд.

Спортивный регламент

  • Квалификация. В IRL используется две принципиально разные квалификационные системы — для дорожных и овальных трасс. На дорожных трассах все гонщики участвуют в квалификационной сессии, состоящей из трёх этапов — сначала пилоты, разделённые на 2 группы выявляют 12 быстрейших участников (по 6 машин от каждой группы), затем эти 12 пилотов выявляют 6 лучших, и только эти шестеро разыгрывают в отдельной сессии поул-позицию. На овалах же поул выявляется в одной сессии сразу среди всех участников. Число зачётных кругов, входящих в одну попытку, варьируется (ныне используется двух круговая и четырёх круговая система). В Индианаполисе стартовую решётку выстраивают по итогам нескольких сессий.
  • Гонка. На старте гонщики выстраиваются 2 рядами (за исключением Indy 500). Старт в гонке всегда дается с ходу. Клетчатый флаг дается после прохождения всей дистанции или по истечении 2 часов с момента старта (в зависимости от регламента этапа).
  • Очковая система. В IRL получают очки все вышедшие на старт гонщики. 50 очков получает победитель, 40 очков дается за второе место, 32 — за третье. Далее, с 4го по 17е место очки распределяются так — 28-26-24-23-22-21-20-19-18-17-16-15-14-13, с 18го по 26е место все получают по 12 очков, ниже 26го — по 10 очков. С 2009 г. за наибольшее число кругов лидирования дают 2 очка, а 1 очко дают за победу в квалификации. В 2010-м году повышена ценность квалификации в Индианаполисе. Теперь за её результаты дополнительно начисляют ополовиненные очки гонки — 25 — за поул, 20 — за 2-е место и т. д. Каждый пилот прошедший квалификацию получит по крайней мере 3 очка.

Лауреаты сезонов

Дополнительные сведения: Championship Car Racing#Национальные чемпионы

После слияния CART/Champ Car и Indy Racing League в 2008 году, IRL приобрела права на всю интеллектуальную собственность и исторические достижения.

Сезон Чемпион Новичок
года
Самый
популярный
пилот
Пилот Команда Шасси Двигатель
1996 Скотт Шарп
Базз Калкинс
A. J. Foyt Enterprises
Bradley Motorsports
Lola
Reynard
Ford-Cosworth
Ford-Cosworth
не присуждался не присуждался
1996—1997 Тони Стюарт Team Menard G-Force Oldsmobile Джим Гатри Ари Лёйендейк
1998 Кенни Брак A. J. Foyt Enterprises Dallara Oldsmobile Робби Анзер Ари Лёйендейк
1999 Грег Рей Team Menard Dallara Oldsmobile Скотт Харрингтон Скотт Гудьир
2000 Бадди Лазье Hemelgarn Racing Dallara Oldsmobile Айртон Даре Эл Анзер-младший
2001 Сэм Хорниш-младший Panther Racing Dallara Oldsmobile Фелипе Жиаффоне Сара Фишер
2002 Сэм Хорниш-младший Panther Racing Dallara Chevrolet Лоран Редон Сара Фишер
2003 Скотт Диксон Chip Ganassi Racing G-Force Toyota Дэн Уэлдон Сара Фишер
2004 Тони Канаан Andretti Green Racing Dallara Honda Косукэ Мацуура Сэм Хорниш-младший
2005 Дэн Уэлдон Andretti Green Racing Dallara Honda Даника Патрик Даника Патрик
2006 Сэм Хорниш-младший Penske Racing Dallara Honda Марко Андретти Даника Патрик
2007 Дарио Франкитти Andretti Green Racing Dallara Honda Райан Хантер-Рей Даника Патрик
2008 Скотт Диксон Chip Ganassi Racing Dallara Honda Хидэки Муто Даника Патрик
2009 Дарио Франкитти Chip Ganassi Racing Dallara Honda Рафаэль Матос Даника Патрик
2010 Дарио Франкитти Chip Ganassi Racing Dallara Honda Алекс Ллойд Даника Патрик
2011 Дарио Франкитти Chip Ganassi Racing Dallara Honda Джеймс Хинчклифф Дэн Уэлдон
2012 Райан Хантер-Рей Andretti Autosport Dallara Chevrolet Симон Пажно Джеймс Хинчклифф
2013 Скотт Диксон Chip Ganassi Racing Dallara Honda Тристан Вотье Тони Канаан
2014 Уилл Пауэр Team Penske Dallara Chevrolet Карлос Муньос Хуан-Пабло Монтойя
2015 Скотт Диксон Chip Ganassi Racing Dallara Chevrolet Габби Чавес Джастин Уилсон
2016 Симон Пажно Team Penske Dallara Chevrolet Александр Росси Брайан Клосон
2017 Джозеф Ньюгарден Team Penske Dallara Chevrolet Эд Джонс Скотт Диксон

Примечания

IndyCar Series на Викискладе

  1. IndyCar lands title sponsor, IndyStar.com (3 ноября 2009). Архивировано 6 ноября 2009 года. Дата обращения 23 августа 2010.
  2. Indy Racing and Northern Light end partnership, Motorsport.com (7 января 2002). Архивировано 3 мая 2008 года. Дата обращения 23 августа 2010.
  3. IRL Forms Innovative Marketing Agreement With Gene Simmons & Richard Abramson, GeneSimmons.com (10 января 2006). Архивировано 10 января 2013 года. Дата обращения 23 августа 2010.
  4. Direct Carrier, IndyCar.com (3 апреля 2008). Дата обращения 23 августа 2010. (недоступная ссылка)
  5. Izod is IndyCar Series title sponsor, Autoweek (6 ноября 2009). Дата обращения 29 октября 2010.
  6. IRL Adds TNN to its family as all ’98 races on broadcast TV, Sports Business Daily (4 декабря 1997). Дата обращения 23 августа 2010.
  7. IndyCar Announces New TV Deal, insideindianabusiness.com (7 августа 2008). Архивировано 7 мая 2013 года. Дата обращения 29 октября 2010.
  8. Sunoco to Become Official Fuel of Indy Racing League in 2011, IndyCar Series, Marketwatch.com (27 мая 2010). Дата обращения 27 мая 2010.
  9. 1 2 IRL Aurora V8, Autoworld.com (29 марта 2001). Архивировано 8 января 2010 года. Дата обращения 17 августа 2012.
  10. IRL Engine Specifications Announced for 2000-2004 Seasons, Motorsport.com (17 ноября 1998). Архивировано 6 июня 2011 года. Дата обращения 17 августа 2012.
  11. Chevy revs for 2002 IRL season, SAE Intl.. Архивировано 5 мая 2013 года. Дата обращения 17 августа 2012.
  12. Reitz, Victoria. Leveling the playing field, MachineDesign.com (25 мая 2006). Архивировано 2 мая 2008 года. Дата обращения 17 августа 2012.
  13. IndyCar confirms rule changes, cost savings, Racer.com (12 января 2010). Дата обращения 17 августа 2012.
  14. IndyCar Series Technical Update Press Conference, IndyCar.com (22 февраля 2007). Архивировано 14 ноября 2007 года. Дата обращения 23 августа 2010.
  15. Lewandowski, Dave. INDYCAR: Series Embraces Innovation For 2012, Speed.com (14 июля 2010). Архивировано 21 августа 2010 года. Дата обращения 23 августа 2010.
  16. Lewandowski, Dave. 2012 car strategy embraces innovation, IndyCar.com (14 июля 2010). Архивировано 28 августа 2010 года. Дата обращения 23 августа 2010.
  17. 2012 car strategy embraces innovation Архивировано 28 августа 2010 года., indycar.com, 14 июля 2010
  18. Cavin, Curt. Winning pole just got more intense, indystar.com, Indianapolis Star (10 апреля 2010). Дата обращения 10 апреля 2010.
  19. Калкинс и Шарп набрали одинаковое количество очков и все дополнительные показатели, которые учитывал регламент серии того сезона у них также оказались равны.
  20. Хорниш набрал столько же очков, сколько и второй призёр Уэлдон, но обошёл его по числу побед за сезон.
  21. О присуждении этого титула было объявлено постфактум через год, когда официальный сайт серии написал о пятом подряд титуле самого популярного пилота серии для Даники.
  22. indycar.com Staff. Night for the fans, IndyCar.com (19 октября 2009). Дата обращения 23 августа 2010. (недоступная ссылка)

Терминология

Апекс — точка на внутренней стороне поворота, через которую стараются проехать гонщики. Это «пик» поворота, момент перелома траектории. То место, где поворот начинает заканчиваться, как бы странно ни звучала эта фраза. «Поймать» правильный апекс — значит, выйти из поворота на максимальной скорости. В момент прохождения апекса у руля максимальный угол.

Боксы — по факту, комплекс гаражей. Внутри боксов стоят машины в перерывах между заездами. В обычных гонках пит-стопы проходят перед боксами, но в Формуле Е вместо дозаправок и смены резины происходит замена пилотом автомобиля, поэтому гонщики заезжают внутрь «гаражей». Вся работа команды по настройкам, регулировкам и ремонту болидов проводится в боксах. Боксы расположены вдоль пит-лейн, один за другим.

Паддок — специальное место, служащее для развертывания команд и пребывания высокопоставленных личностей.

Болид (электро-болид, эболид) — вообще-то это разновидность небесных тел. Быстрая, громкая и красивая разновидность. Падают болиды очень красиво, рассекая атмосферу на огромной скорости. А в русскоязычных гоночных терминах болидом принято называть гоночный автомобиль или даже мотоцикл. В англоязычной прессе такой термин если и присутствует, то крайне редко. В Формуле Е болиды на электрическом ходу, а потому их можно называть электроболидами или «эболид» (от автора).

к оглавлению Большой шлем — редкое статистическое достижение автогонщика. Для «получения» Большого шлема необходимо выполнить сразу несколько условий:

  • лидерство от стартовых огней до клетчатого флага;
  • лучший круг в гонке.

Из этих условий следуют выводы: чтобы взять Большой шлем, пилот должен сначала победить в квалификации, а затем и в гонке. При этом надеяться, что ни на одну секунду его не опередит ни один соперник. А ещё проехать один из гоночных кругов как можно быстрее. Большой шлем — штука редкая. За неё не начисляют очков, да и следят за этим показателем лишь преданные болельщики спорта. Тем не менее, в некоторых классах автоспорта (в частности, в Формуле Е и в различных молодёжных сериях) небольшие очки начисляются за поул и за лучший круг в гонке. В Ф1 такого нет.

к оглавлению Боевой круг — не следует путать с лучшим (быстрым) кругом. Обычный круг, который гонщик проехал с полной отдачей. Впрочем, в квалификационном режиме боевой круг — один из тех, на которых пилот старается показать наилучший результат (в отличие от прогревочного круга и круга возвращения в боксы).

Быстрый круг (лучший круг) — На самом деле, правильнее будет «быстрейший круг». В гоночном режиме это тот круг, который гонщик проехал за наименьшее время по сравнению с соперниками, либо лучший круг по сравнению с другими своими кругами. В квалификации быстрый круг — несколько иной термин. Это тот круг, который гонщик идет в максимально возможном (боевом) темпе, стремясь показать наилучший результат. По итогам квалификации (по лучшему из быстрых кругов) определяется расстановка на старте гонки.

к оглавлению Дубль — ситуация, когда на финише гонки первые два места занимают пилоты одной команды. Иногда дублем называется достижение гонщика завоевавшего поул-позицию и выигравшего гонку (ср. хет-трик, большой шлем).

Закрытый парк (фр. parc ferme): специально отведенное место на автодроме, где действуют особый режим работы с гоночными автомобилями, исключающими их обслуживание за исключением особо оговоренных случаев и процедур. Машины переводятся в закрытый парк непосредственно после заездов (гонок и, в некоторых сериях, квалификаций) для проведения технической инспекции, цель которой — убедиться в соответствии машин требованиям технического регламента.

к оглавлению Квалификация — соревнование участников перед гонкой, которое определяет положение гонщиков на стартовом поле. Обычно квалификация заключается в том, что гонщики проезжают один или несколько кругов по трассе, не соревнуясь друг с другом напрямую, но пытаясь показать наилучшее время прохождения круга.

к оглавлению Классификация — итоговый протокол, в котором указываются пилоты, прошедшие не менее определенного процента дистанции гонки (для Формулы-1 — не менее 90 %).

Гоночные флаги — Флаги, описывающие обстановку на трассе. Эти флаги имеются в распоряжении всех маршалов трассы. Как правило, маршалы самостоятельно решают, показывать ли флаг в конкретной ситуации (за исключением красного флага — его разрешено показывать только по сигналу главного судьи).

  • Клетчатый флаг — флаг, который показывается гонщикам на финише.
  • Желтый флаг — предупреждение об опасности. Показывается, если на трассе есть источник опасности: работающие люди, остановившаяся машина, обломки. В зоне жёлтых флагов гонщики обязаны двигаться без обгонов со скоростью, на которой можно объехать препятствие.
  • Красный флаг — остановить гонку. Гонщики обязаны сбавить скорость до безопасной и завести машины на стоянку.
  • Зеленый флаг — старт гонки. Рестарт гонки. опасность миновала. Отменяет действие жёлтого флага.

к оглавлению Кокпит (англ. cockpit) — открытая кабина гоночного автомобиля, в которую гонщик залезает сверху (например, в Формуле-1).

Комиссары (стюарды, маршалы) — обслуживающий персонал гонки. В их задачу входит сигнализация пилотам с помощью предупреждающих флагов, эвакуация разбившихся машин, обеспечение чистоты трассы и безопасности. Как правило, бригада комиссаров обслуживает все гонки на отдельной трассе, а не все трассы серии.

Леденец — табличка, которой механики на пит-стопе отдают команды гонщику. Названа так из-за своего внешнего вида, по аналогии с конфетой на палочке.

Лоллипоп (англ. lollipop — леденец) — человек, который держит леденец на пите и отдает приказания всей команде механиков, обслуживающих машину пилота

Лучший круг — самый быстрый круг в гонке, то есть круг, который какой-то пилот (автор лучшего круга) проехал за наименьшее время среди всех гонщиков и всех кругов в гонке.

Микст (промежуточная резина) — шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку в условиях мокрой трассы или лёгкого дождя. Шины типа «микст» являются средним между сликами, предназначенными для абсолютно сухой трассы, и дождевыми, которые используются в условиях сильного дождя.

Монокласс — класс автогонок, в котором разрешены автомобили только одной определённой марки. К таким относятся, например, А1 Гран-при или Формула Русь.

Нон-стоп — тактика пит-стопов, заключающаяся в отсутствии таковых. В настоящее время практически не употребляется.

Пейс-кар (сейфти-кар, машина безопасности) (амер.англ. pace car, англ. safety car) — специальный автомобиль, который выезжает на гоночную трассу в экстренных случаях для того, чтобы снизить скорость пелетона. Это происходит обычно в случае аварии одного из автомобилей, когда требуется время, чтобы убрать опасные обломки с трассы. Во время присутствия на трассе машины безопасности пилоты не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар (за исключением специально оговоренных в правилах случаев), в связи с чем вынуждены придерживаться сравнительно медленного темпа последнего.

к оглавлению Пелетон (пелотон) — множество машин, участвующих в гонке.

Пилот (гонщик) — водитель гоночного автомобиля.

Пит-лейн (англ. pit lane) — часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы. Обычно, заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость согласно ограничениям данной гоночной серии.

Пит-стоп (англ. pit-stop) — остановка автомобиля на пит-лейн, во время которой машину могут дозаправить, сменить резину, произвести ремонт и т. д. согласно нуждам пилота и правилам данной гоночной серии.

Подиум — первые 3 места на финише гонки, пилоты, занявшие эти места, а также площадка (трёх уровней по высоте), на которую восходят пилоты. Обычно пилотам на подиуме вручаются кубки, а затем гонщики устраивают душ из шампанского.

Поул-позиция (поул) (англ. pole position) — первая позиция на стартовой решётке. Её занимает гонщик, выигравший квалификацию. В автогонки термин пришел из скачек. Дистанция для бега на ипподроме зачастую размечается столбами (англ. pole). Старт может даваться с разных точек, но конец забега всегда наступает у финишного столба. Поскольку ипподром представляет собой овал, то лошадь, которая держится ближе всего к центру овала, проходит наименьшую дистанцию. Таким образом, позиция у столба (pole-position) является наилучшей для бега. А в гонках, соответственно, таковой становится первая позиция на стартовой решетке.

к оглавлению Проезд по пит-лейн (англ. drive-through) — один из штрафов, которым карается гонщик за нарушение правил. Смысл его в том, что гонщик проезжает по пит-лейн, с ограничением скорости, принятым в данной гоночной серии. Более мягкий, чем стоп-энд-гоу. В Формуле-1 даётся за пересечение белой линии на пит-лейн и за превышение скорости на пит-лейн.

Прогревочный круг — в квалификации и гонке круг, который гонщик преодолевает в сравнительно медленном темпе и стараясь нагреть резину шин до оптимальной температуры. В случае если после прогревочного круга надо сразу уходить на боевой круг, значение прогревочного круга заключается и в разгоне на финишной прямой с тем, чтобы начать боевой круг максимально быстро.

Свободные заезды (практика) — заезды, которые проводятся до квалификациии и гонки, позволяющие гонщикам познакомиться с трассой, опробовать машину и подготовить ее к гонке.

Слики (англ. slicks) — абсолютно гладкие шины, не имеющие ни канавок, ни иных элементов, замедляющих движение. В автогонках в большинстве случаев используются именно слики. Форма сликов представляет собой гладкий тор и является оптимальной для сцепления с сухой асфальтовой трассой. В дождь и на грунтовых трассах применяются протекторные шины.

Слипстрим (драфтинг) (англ. slipstream) — езда непосредственно за другим автомобилем, в завихрённой зоне. Сопротивление воздуха уменьшается как для едущего сзади, так и (в меньшей степени) для едущего спереди. Слипстрим — важная часть тактики в гонках по овальным трассам, так как позволяет сэкономить топливо и оттянуть пит-стоп, либо разогнаться и совершить обгон. Недостаток езды в слипстриме — сильная недостаточная поворачиваемость.

к оглавлению Граунд-эффект (англ. ground effect) — эффект, при котором под днищем автомобиля создаётся область пониженного давления воздуха, что увеличивает прижимную силу. Чем выше класс автомобилей в серии, тем сильнее влияние граунд-эффекта на общую скорость болида. В Формуле Е граунд-эффект практически не важен, здесь сравнительно примитивная аэродинамика. В Ф1 граунд-эффект играет очень важную роль.

Сплэш-энд-дэш (англ. splash-and-dash — буквально «плеснул и рванул»), сплэш-энд-гоу — очень короткий пит-стоп, на котором в машину заливается немного топлива (без смены шин). Может иметь место, например, при небольшом недостатке топлива (напр. Мика Хаккинен на Гран-При Венгрии 2001 года).

Старт с места (англ. standing start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком (обычно — согласно результатам квалификации). Старт происходит с места и даётся с помощью светофора или иным способом (редко).

Старт с хода (англ. rolling start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком, затем они следуют за пейс-каром в течение круга. Они не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар. Незадолго до окончания круга пейс-кар сворачивает в боксы, а гонщики продолжают ехать без обгонов до конца круга. После пересечения болидом стартовой линии гонка начинается, в частности, даётся разрешение на обгон. В «Формуле-1» с хода стартовали четыре гонки: Спа-1997, Спа-2000, Интерлагос-2003 и Фудзи-2007.

к оглавлению Стартовая прямая — прямая, при пересечении которой пилот начинает прохождение круга. Часто стартовая прямая совпадает с финишной.

Финишная прямая — в кольцевых автогонках прямая, при пересечении которой гонщик считается закончившим круг. Пересекая финишную прямую после прохождения последнего круга гонки, пилот заканчивает гонку. Пересечением финишной прямой автомобилем считается пересечение её передней частью автомобиля. В кольцевых гонках финишная прямая обычно совпадает со стартовой.

Стартовое поле (стартовая решётка) (англ. starting grid) — место на стартовой прямой, где гонщики выстраиваются перед стартом гонки. Порядок мест на стартовом поле (расстановка) определяется по результатам квалификации. Конфигурация стартового поля определятся регламентом различных гоночных серий и техническими возможностями автодрома. Как правило, участники автомобильных гонок выстраиваются в две колонны. При этом обладатель поул-позиции располагается в непосредственной близости от линии старт, гонщик показавший второй результат в квалификации, занимает место с другой стороны трассы, отнесенное на несколько метров назад от первой позиции — и так далее. В некоторых видах автоспорта гонщики располагаются по трое в ряд и/или выстраиваются в шахматном порядке.

к оглавлению Стоп-энд-гоу (англ. stop-and-go — «остановись-и-езжай») — штраф, которым гонщик карается за нарушение правил. Пилот заезжает в свои боксы, останавливается там (обычно на 10 секунд) и продолжает движение. В Формуле-1 он накладывается за срезание поворотов, намеренные столкновения и другие грубые нарушения правил.

Хет-трик — достижение гонщика, выигравшего квалификацию и гонку, и показавшего в ходе гонки лучшее время круга (ср. большой шлем).

Шикана — последовательность поворотов.

Шпилька — резкий поворот менее 180 и более 90 градусов, соединяющий две прямых.

Эска — связка поворотов в форме латинской буквы S.

Электронная деревня —

Фан-Буст (fan-bust, push-to-pass) — кратковременное увеличение мощности болида в гонке (). Буст получают 3 пилота, набравшие больше всех голосов от болельщиков.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *