Мотоаккумуляторы: классификация и маркировка

Мотоаккумуляторы Yuasa YuMicron CX (в линейке Unibat обозначаются CB-CX) – батареи на основе свинцово-кальциевой технологии. Ориентированы на крупную мототехнику с повышенными требованиями к холодному пусковому току, как правило – на снегоходы. Помимо повышенной энергоотдачи, свинцово-кальциевая технология значительно снижает саморазряд аккумулятора и испарения электролита, что позволяет увеличить интервалы технического обслуживания и срок службы аккумулятора. Правила эксплуатации аналогичны обычным аккумуляторам.

Мото Аккумуляторы для мотоциклов Yuasa YTX, YT ( по классификации Unibat – CBTX, CT) – необслуживаемые свинцово-кальциевые аккумуляторные батареи, построенные с применением технологии AGM (Absorbed Glass Mat) и содержат, помимо свинцовых пластин и обычных сепараторов, специальный впитывающий стекловолоконный материал, который «связывает» электролит. Такие аккумуляторы имеют герметичную конструкцию с клапанной системой для выпуска выделяемых газов VRLA (Valve Regulated Lead Acid), исключающую утечку кислоты. Часто такой тип батарей называют «гелевым», хотя в данном случае это не корректно, так как электролит в принципе остается жидким, в то время как настоящие гелевые батареи, действительно имеют желеобразный электролит.

Благодаря технологиям AGM и VRLA, аккумулятор типа YTX приобретает целый ряд преимуществ перед классическими:

— Не требуют обслуживания при нормальной эксплуатации. После заполнения в начале эксплуатации электролит, впоследствии не требуется проверки его уровня и доливки, и вообще запрещено последующее вскрытие аккумулятора.

— Герметичная конструкция с клапанной регулировкой, предотвращающая утечку кислоты и возможную коррозию клемм. За счет герметичности корпуса также допускается установка аккумулятора в различных положениях (но не рекомендуется установка дном к верху) и обеспечивается безопасность в случае падения и переворота техники, что актуально для спортивного применения вообще и мотоспорта в особенности.

— Высокий стартовый ток при холодном пуске и при низких температурах.

— Чрезвычайно низкий уровень саморазряда при длительных стоянках техники, например при хранении техники в межсезонье.

— Высокая виброустойчивость, исключающая такие явления, как «осыпание пластин» и, соответственно, увеличенный срок службы.

При всех своих плюсах, аккумуляторы типа YTX крайне чувствительны к превышению напряжения зарядки и боятся полной разрядки. Для подзарядки необходимо использовать специальное зарядное устройство для мотоаккумуляторов, умеющее корректно заряжать аккумуляторы небольшой емкости. При правильном режиме зарядки практически полностью исключается газообразование и соответственно риски вздутия аккумулятора, взрыва и т.д. Не следует оставлять аккумулятор в межсезонье на хранение на холоде и доводить его до полного разряда, так как это впоследствии может сказаться на снижении его емкости.

Мото аккумуляторы для мотоцикловYuasa YTZ (по классификации Unibat – CTZ) – усовершенствованная конструкция необслуживаемых мотоаккумуляторов с увеличенным количеством пластин и радиальным строением решетки, сочетающая все особенности аккумуляторов YTX с еще большим значением холодного пускового тока и улучшенными показателями вибростойкости. Для отдельных типоразмеров аккумуляторов, при равной с YTX емкости, максимальный пусковой ток может быть выше на 30%. Большинство моделей аккумуляторов Yuasa YTZ поставляются с завода уже заправленными и сразу готовыми к эксплуатации.

Мотоаккумуляторы Yuasa GYZ – новейшая разработка компании Yuasa, только начинающая свой путь на моторынке. Ключевая особенность – увеличенная в высоту площадь пластин, занимающих большее полезное пространство внутри аккумулятора. Новый корпус со встроенными, удобными для транспортировки аккумулятора, выемками. Усовершенствованные универсальные клеммы с встроенными латунными гайками. Выпускаются в типоразмерах от 16 до 32 А-ч и холодным пусковым током от 240 до 500А. Ориентированы на применение в большекубатурных V-Twin-ах, туристических мотоциклах и квадроциклах.

Аккумуляторы типа YTX (CBTX) и YTZ (CT, CTZ) в настоящее время являются де-факто стандартом в мотопромышленности и благодаря своим высоким характеристикам применяются практически повсеместно от скутеров до люкс-туреров. Именно ими комплектуется подавляющее большинство мотоциклов и скутеров, сходящих с конвейера и именно на них стоит ориентироваться в первую очередь, если вам нужно купить мотоаккумулятор. Даже если у вас достаточно пожилой мотоцикл, в спецификациях к которому его производителем рекомендован обычный аккумулятор, при его замене стоит обратить внимание – не существует ли более современный необслуживаемый аналог из серии YTX, подходящий по емкости, габаритам и расположению клемм.

Обратная замена современных мотоаккумуляторов на более простые типы категорически неприемлема ввиду гораздо большей насыщенности современных мотоциклов чувствительным и требовательным к питанию электрооборудованием: электронными системами впрыска, ABS и т.д., а также из соображений расположения аккумулятора на мотоцикле и вибронагруженности.

Самая подробная, актуальная и достоверная информация о габаритах, емкости, типе, расположении клемм, а также о применяемости конкретной модели аккумулятора на той или иной модели мотоцикла и квадроцикла, имеется на сайтах производителей

Приведем здесь лишь краткую расшифровку обозначений мотоаккумуляторов, на примере Yuasa. Маркировка Yuasa стала, по сути, стандартом для мотоаккумуляторов и для продукции Unibat смысл обозначений абсолютно аналогичен, за исключением замены символа Y на C или CB.

*Примечание – для AGM батарей емкость в маркировке не абсолютное значение, а относительное, приведенное к параметрам емкости стандартных батарей, обычно чуть выше фактического.

Как часто нужно заряжать аккумулятор мотоцикла?

Зарядка аккумулятора производится по мере его разряда. Для обычных кислотно-свинцовых батарей периодичность подзарядки составляет полтора-два месяца, а иногда и меньше (если аккумулятор старый и изношенный). Гелевые аккумуляторы для мотоциклов можно подзаряжать реже. Достаточно это делать один-два раза за сезон.

Важно понимать, что батарея имеет определенный уровень саморазряда, даже будучи отключенной. Особенно это актуально для холодного времени года, когда большинство мотоциклистов загоняет свои байки в гараж и приносит аккумуляторы домой.

Не стоит оттягивать подзарядку до тех пор, пока ваш мотоцикл перестанет заводиться по утрам. Так вполне можно доиграться до чрезмерного разряда, что может привести к непоправимым для аккумулятора последствиям. Чтобы избежать такой неприятной ситуации, достаточно время от времени проверять состояние батареи вольтметром.

Для этого нужно выставить показания прибора на 20 вольт и приложить красный щуп к плюсу аккумулятора, а черный к минусу. Если прибор показывает:

  • 12,3 вольт – все нормально, можно пока не беспокоиться;
  • отметка в интервале от 11 до 12,2 вольт говорит о том, что самое время зарядить батарею;
  • данные меньше 11 вольт являются весьма тревожными. Это означает, что аккумулятор срочно нужно заряжать, но и это уже может его не спасти.

Типы зарядных устройств для аккумулятора мотоцикла

Зарядные устройства для мото аккумуляторов разделяются на более дорогие автоматические и обычные, требующие дополнительного контроля. Первые практически не требуют никакого вмешательства с вашей стороны. Вы просто подключаете его, а блок электронного управления самостоятельно выставит необходимую силу тока и будет ее контролировать до самого конца подзарядки. Особенно удобна эта функция во время зимовки аккумулятора в квартире.

Дешевые зарядные устройства также способны вполне эффективно зарядить вашу батарею. Но процесс зарядки нужно будет постоянно контролировать, для чего вам понадобится мультиметр. Если такого прибора у вас не водится, можно использовать визуальное наблюдение. Для этого придется выкрутить все шесть пробок с аккумулятора и следить за электролитом. С подробностями этой процедуры вы ознакомитесь чуть ниже.

Для зарядки гелевого аккумулятора вам понадобится специальное ЗУ. Ассортимент таких приборов в интернете сейчас стремительно растет, поэтому подобрать соответствующее устройство не составит труда. Скажем только, что зарядные устройства для гелевых аккумуляторов тоже разделяются на автоматические и неавтоматические. И их стоимость зависит от набора функций.

Подобрать себе недорогое и качественное зарядное устройство для зарядки аккумулятора мотоцикла можно

Особое внимание стоит уделить попыткам зарядить аккумулятор мотоцикла автомобильным зарядным устройством. Дело в том, что емкость автомобильных АКБ значительно выше, чем мотоциклетных. Поэтому зарядные устройства для них выдают куда большую силу тока, чем нам нужно. Бездумное использование автомобильных зарядных устройств приведет к преждевременному выходу из строя вашей батареи. Автомобильное ЗУ может заряжать аккумулятор мотоцикла только при наличии на нем регулятора силы тока. Только убедившись, что вы можете получить силу тока в 10% от емкости вашей батареи, можно заряжать аккумулятор мотоцикла зарядным для автомобилей. Если вы новичок, лучше не рискуйте.

Советы по правильной зарядке аккумулятора мотоцикла

Первый совет для новичков. Если вы убедились, что ваш аккумулятор требует подзарядки, зарисуйте схему подключения, прежде чем снять его с мотоцикла. Эта схема пригодится, когда вы будете ставить его на место.

До начала зарядки убедитесь, что аккумулятор нагрелся до комнатной температуры. Также стоит проверить, нет ли поблизости источников открытого огня или искрения. После этого можно, соблюдая полярность, подключить зарядное устройство.

Свинцовые аккумуляторы должны заряжаться при силе тока, равной 10% от его емкости. Поэтому, используя регулятор силы тока, установите необходимое значение. В таком виде зарядка должна производиться до момента, пока напряжение не достигнет показателя, равного числу банок аккумулятора, умноженному на 2,4 (для стандартной батареи, соответственно, 14,4). При визуальном наблюдении за электролитом (о котором мы писали выше) этот момент настанет, когда на поверхности кислоты начнут образовываться пузырьки газа. После этого необходимо вдвое снизить силу тока и производить зарядку еще 2 часа.

Гелевый аккумулятор заряжается схожим образом. Здесь также нужно использовать силу тока, не превышающую 10% от емкости батареи. Главная особенность этого процесса — поступающее на него напряжение не должно превышать пороговое. Для большинства гелевых аккумуляторов этот показатель располагается в диапазоне 14,2-14,4 В. Ну и второй этап зарядки с понижением силы тока здесь не требуется. Просто продолжайте процесс до полной зарядки. Обычно это занимает около 10 часов.

И еще один полезный совет. Если вы допустили чрезмерный разряд аккумулятора (не важно, свинцового или гелевого), реанимировать его нужно силой тока вдвое меньшей, чем обычно. То есть, приблизительно в 5% от его емкости. Время такой зарядки тоже заметно вырастет. Если это не помогает, ничего уже не поможет.

Как правильно заряжать аккумулятор для мотоцикла

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *